Что значит для меня детская библиотека. Миссия детской библиотеки в современной социокультурной ситуации

Сукиасян Э.Р.,

ФГБУ «Российская государственная библиотека»,

заведующий сектором, главный редактор ББК,

Научно-исследовательский центр развития ББК.

Мне в жизни не повезло: не посчастливилось работать в детской библиотеке. С тех пор, как начал читать, понимал, что детская библиотека - это особый мир, в который хотелось проникнуть однажды и остаться там навсегда. Школьная библиотека - нечто другое. Задачи детской и школьной библиотеки разные. Первая должна воспитать человека, сделать егоне просто образованным, но и начитанным, умным на пределе возможностей каждого. Впрочем, есть ли такой предел у ребенка? Перед школьной библиотекой, как мне кажется, стоят иные задачи. Она работает не с детьми вообще, а с учащимися в первую очередь. Ее задачи скромнее и конкретнее: надо помочь школьнику в учебе. Сделать все, чтобы учиться было легко и интересно. Помочь учителю: на каждый урок приносить книги и организовывать выставки, расширяющие горизонт, раздвигающие границы учебника.

… библиотекарь, работающий с детьми и школьниками - не совсем нормальный человек. Прежде всего, потому, что он должен знать много из самых разных областей. И уметь рассказывать обо всем так, чтобы было интересно. Самое главное: в нужный момент останавливаться и показывать книги, много книг. Смысл не в том, чтобы читать самому (и это тоже важно), надо заразить чтением своих юных читателей.

Человек живет до тех пор, пока развивается, тренирует свой ум, думает, общается. Жизнь настолько многообразна! Невозможно заранее предположить, понадобятся или нет те или иные знания, умения, навыки. Nobody knows - говорят англичане, никто не знает, с чем человеку придется встретиться в жизни. И если можно что-то освоить впрок, почему надо препятствовать этому? В средние века считалось, что ограниченность и глупость - понятия одного порядка. Можно заниматься музыкой или фигурным катанием, шахматами или программированием. Но жить только этим нельзя.

В детстве - и это знают все взрослые - ребенок проходит через этап безграничного развития своего бурно растущего интеллекта. Любознательность проявляется во всем: в речи, в поведении, во взгляде на окружающий мир. Еще не умея самостоятельно искать ответы на вопросы, ребенок задает их окружающим и нередко встречается со стеной безразличия и равнодушия. Он, оказывается, мешает им своими вопросами. И вообще, «ему рано это знать». Еще хорошо, если, отвечая, скажут «вырастешь - прочитаешь». Хуже другая формула: «вырастешь - узнаешь». Непонятно где, когда, от кого. Никто из взрослых не любит признаваться в том, что причины явного нежелания разговаривать с детьми, элементарны: не всегда известен ответ на сложный детский вопрос. Если даже все понятно, как грамотно и доступно для ребенка построить ответ? Как выйти из ситуации, «не уронив своего авторитета»? Да ему, взрослому, порой все это - то, что в тот миг интересует ребенка, совсем неинтересно. Понаблюдайте за поведением детей и взрослых, например, в парке. Вы увидите, что они живут разной жизнью: дети общаются с детьми, а взрослые со взрослыми. Хочется спросить: когда вы научите детей наблюдать, сравнивать, думать, в конце концов! Воспитание общением стало в наши дни непозволительной роскошью. Легче сказать «Нельзя!», чем объяснить, как можно, и почему надо так, а не иначе...

Наблюдая, как общаются с читателями-детьми библиотекари в США, я услышал немало вопросов, поразивших меня. Например, библиотекарю, оказывается не безразлично, кто окружает ребенка в доме: полная ли у него семья, бывают ли родители дома по вечерам, живут ли в семье бабушки и дедушки, есть ли и в каком возрасте братья и сестры. Услышал и такой странный вопрос: сколько лет было папе и маме, когда ты родился? Что они делали в это время, учились или работали? Зачем это вам, спросил я, и был обескуражен ответом: мы пытаемся определить, как развивался наш читатель. А у вас это не спрашивают?- Мне кажется, нет. -

Попробуйте возразить: молодым родителям труднее находить время для общения с ребенком, к тому же, они в 20-25 лет и сами многого не знают, не могут и не всегда умеют отвечать на вопросы. К 30-35 годам накапливается опыт, да и общение с ребенком становится более интересным. - А братья и сестры? - Тут вы сами все понимаете: широкий круг общения предполагает большие возможности. В Америке, к сожалению, не принято жить большой семьей: очень редко бабушки и дедушки повседневно общаются с детьми. В России, как мыслышали, это не совсем так. Значит, у вас есть преимущество. - В каких же случаях, по вашему мнению, на библиотеку падает серьезная ответственность за развитие ребенка? - Вы знаете сами, но если спросили, ответим: когда к нам приходит первый ребенок одинокой матери, родившей его в возрасте от 18 лет, работающей и одновременно получающей образование. С ним надо много общаться и библиотека должна стать для него вторым домом... Я помню, как я вышел из библиотеки и неожиданно понял, каким счастливым я вырос: в год моего рождения моим родителям было уже больше 35 лет, у меня была старшая сестра, и я не могу вспомнить случая, чтобы мне не ответили на вопрос. Правда, иногда они не отвечали сами, а «заводили меня». Когда однажды на тбилисском вокзале я прочел на вагоне слова «Тормоз Матросова» и спросил об этом отца, он улыбнулся и сказал: «Есть еще и тормоз Вестингауза. Найди в книгах и объясни мне». Я был в третьем или четвертом классе. Моя библиотекарша уже привыкла к моим «фокусам», поэтому молча пошла за книгой, но предупредила: книжка для старших школьников, шрифт мелкий. Толстая книга «Железная дорога» Льва Гумилевского осталась в памяти на всю жизнь. Чтобы «объяснить» отцу, пришлось рисовать схемы. Только тогда стало понятно, как работает стоп-кран, который все мы видим в вагонах. Действительно, а как он работает? Задайте этот вопрос ребятам. Пусть нарисуют и объяснят. Придется, наверное, почитать?

Мы живем в предметном мире, наполненном разными машинами и механизмами, растениями и животными. Развивая свой язык, мы называем их, находим слова и выражения и для абстрактных понятий. «Никогда не проходи мимо слов или выражений, которые тебе непонятны. Если ты хочешь стать библиотекарем, помни - тебя имеют право спросить обо всем. И ты должен объяснить. Или знать, где найти объяснение». Эти отцовские слова были сказаны школьнику четвертого класса (тогда я впервые сказал близким, кем хочу стать). Помню, как стало трудно жить! Пришлось записывать, чтобы не забыть, и в ближайший визит в библиотеку выяснять, что такое мельхиор, или раздельная уборка зерновых, или, например, езиды и курды - это один народ или разные?

Не убивайте любознательность ребенка!

«Хочу все знать» - эти слова пока еще маленький по возрасту человек должен сказать себе самому. Любознательность начинает формировать личность. Кроме того, она тренирует эвристические (поисковые) способности и память ребенка. Сначала ведь надо найти то, что ты ищешь. По ходу поисков перелистываются книги, что-то читается, обнаруживается новая информация - по таким темам, которые, как говорится, и в голову не приходили. Вот, например, все знают, наверное, что А. П. Бородин был не только великим композитором, но и известным химиком. Впрочем, о химике А. П. Бородине многие толком ничего не знают... Проявим любознательность и зададим вопрос: как это у него в жизни сочеталось? Сначала он занимался химией, потом сочинял музыку? Или наоборот? Или параллельно, тратил время на то и другое? Что считал для себя более важным? Чтобы ответить на эти вопросы, надо читать. Зададим более сложный вопрос. В развитие человеческой культуры особый вклад внесли выдающиеся лица, лишенные слуха. Вспоминаются, как правило, имена Л. Бетховена, К. Э. Циолковского. Есть еще? Могут вспомнить выдающегося изобретателя Т. А. Эдисона.. Можно ли пополнить этот список? А заодно и выяснить: этот недостаток им помогал или мешал? Известно, что люди делятся на правшей и левшей. Говорят, что многие инструменты рассчитаны на правшей, но не подходят для «леворуких», приходится их конструкцию изменять. Кто-нибудь видел подобные инструменты? Чем будут отличаться от обычных, например, ножницы для левшей?

Зададим более общий вопрос: как мы живем, многого не зная вообще? Почему мы ограничиваем круг своих знаний? Кто сказал, где проходит граница между общедоступным («для всех») и специальным («для избранных») знанием? Если мы возьмемся за решение кроссвордов или сканвордов, то быстро увидим некоторую «размытость» этих границ. От нас потребуется, например, знание имен спутников всех планет Солнечной системы, или названий месяцев в календаре Великой французской революции, или богов греческой и римской (иногда и египетской) мифологии. Что-то мы «проходим» в школе, о чем-то, кажется, говорили на уроках. В памяти, как правило, ничего не осталось. Одиннадцать школьных лет. Как же надо их прожить, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы? Ответ мы можем найти там же, у Н. Островского, если прочитаем следующее предложение: «И надо торопиться жить». Но любознательность не должна вести к бессистемному накоплению «капитала» в голове. Современному подростку, владеющему компьютером, это легко объяснить: наполнили винчестер тысячами файлов с безобразными и непонятными именами (на нескольких языках), папок никаких нет, как искать - неизвестно. Проще нажать команду «удалить», что мы в повседневной жизни и делаем. Любознательность «в теории» (Что такое? Кто такой?) часто сочетается с любознательностью практической, когда ребенок начинает не только задавать вопросы «Как это сделано?», но и готов сделать все своими руками. Какое, порой, сопротивление ему приходится преодолевать в борьбе с всесильными родителями, если они, например, гуманитарии «от и до»: ножницами лучше ничего не делать, чтобы не порезаться, клей разводить нельзя - на мебели могут остаться пятна, и, уж во всяком случае, нельзя приносить домой никаких проводов - «током ударит!». Ребенку трудно доказать право на свой уголок с инструментами (предел мечтаний - верстак), а ведь уметь что-то сделать самому - это так же естественно, как и все другое в жизни школьника. Не понимая этого, мы покупаем детям большие толстые книги с романами и повестями (они прочитают их всего раз, могли бы взять в библиотеке), вместо того, чтобы подарить микроскоп или даже телескоп, большую готовальню, набор для химической лаборатории «на дому». Кажется, уже все знают, какие качества (а незаметно - и знания, и наблюдательность) воспитывают в детях «братья наши меньшие», но вот недавно я услышал в телевизионном интервью по каналу «Домашний», что животных в доме имеет только треть школьников.

У библиотекаря немало возможностей воспитать в детях любознательность. Самая эффективная - открыть свои фонды и дать возможность каждому ребенку «рыться в книгах». В первую очередь речь идет о фонде научно-познавательной литературы». Если интересно, если ребенку хочется посмотреть книги или журналы самому, библиотекарь должен молча отойти в сторону, а не навязывать свою помощь. Атласы, многотомные энциклопедии, богато иллюстрированные издания всегда должны быть в читальном зале в непосредственном пользовании читателей. Вспоминаю публичные библиотеки в Швеции: там вообще нет никаких «служебных помещений», а если будет обнаружено какое-нибудь издание «под прилавком», библиотекаря ждут крупные неприятности.

Конечно, и сам библиотекарь должен быть человеком любознательным, а если задан вопрос, не отвечать на него сразу. Гораздо правильнее показать читателю, где и как можно найти ответ, не выходя за пределы библиотеки. Сначала - в книгах, потом, если не получится, привлечь возможности Интернета. Мне хотелось бы, чтобы фраза «Давайте поищем вместе», которую я часто слышал в американских библиотеках, прижилась и в нашей среде. От воспитания любознательности один шаг к воспитанию собственной личности. Можно ли научиться быстро читать, красиво и разборчиво писать? Как сохранить и улучшить функции органов чувств (зрение, слух, обоняние и другие). Как упорядочить свои знания, привести в порядок память? Эти и многие другие вопросы волнуют наших читателей. Надо помочь им, прежде всего - убедить в своих уникальных возможностях. Конечно, это одна из задач библиотекаря.

Полный текст статьи см. Сукиасян Э.Р. Дети, библиотеки и библиотекари /Э.Р.Сукиасян//Ваша библиотека.-2011.-№ 16.-С.12-19.

Дети, библиотеки и библиотекари

Фотобанк Лори

Если вы считаете, что в библиотеку ходят только за книгами, вы безнадежно отстали от жизни. Современная библиотека – это целый культурный центр, где можно не только читать, но и заниматься во всевозможных кружках, посещать выставки, концерты, спектакли, лекции, клубы. А если это детская библиотека, то еще и играть в самые разные игры (от настольных до компьютерных), лепить, рисовать, танцевать… Словом, любой ребенок – даже тот, кто еще не знает ни одной буквы, – сможет там найти себе занятие по душе. И, что немаловажно, большинство всех этих интереснейших мероприятий проводится в детских библиотеках совершенно бесплатно.

Полтора века истории

Детские библиотеки выросли из взрослых, точнее – из их детских отделов и «читален». А первая «полноценная» публичная детская библиотека была открыта в 1878 году в Москве на Садовой улице книголюбом и редактором А.Д. Тороповым (к сожалению, вскоре она прекратила свое существование). В ней насчитывалось около 1500 книг из собрания самого Торопова, и за небольшую плату посещать ее мог любой желающий (как говорили в XIX веке, «подписчик»). Дореволюционные детские библиотеки вообще, как правило, создавались на личном энтузиазме и частных пожертвованиях. Некоторые из тех «пионеров» существуют до сих пор: среди старейших в России – Ялтинская детская городская библиотека (с 1899 г.), Ленская районная детская библиотека (с 1911 г.), Московская детская библиотека им. Братьев Гримм (с 1913 г.), Ростовская детская областная библиотека им. В.М. Величкиной (с 1914 г.).

Сегодня книги для маленьких читателей можно найти и во взрослых библиотеках. В любой из них, согласно нормативам, детские фонды должны составлять не менее 30%, а всех посетителей до 14 лет записывают туда бесплатно по паспорту родителей. Но именно в детских библиотеках создается особая среда, где стараются не просто выдавать книги и учебники, а развивать, учить, воспитывать и, конечно, развлекать.

Первая в мире детская книга с картинками была выпущена в 1658 году чешским священником и педагогом Яном Коменским и называлась «Мир чувственных вещей в картинках». Написанная на латыни, она переводилась на множество европейских языков, и долгие годы оставалась единственным учебником нерелигиозного содержания, созданным специально для детей. Книга была иллюстрирована 150 гравюрами со сценками повседневной жизни, изображениями растений и животных.

Что предлагают сегодня детские библиотеки?

Конечно же, книги . Самые новые, популярные и интересные. Бесспорный лидер в этом плане – Российская детская государственная библиотека (РГДБ), крупнейшая библиотека детской литературы не только в России, но и в мире. Здесь можно найти практически любую книгу для детей, изданную в нашей стране, тысячи книг на иностранных языках, ноты, а также все отечественные детские журналы и газеты. Сюда первыми попадают новинки книжных издательств, а чтобы читателям и специалистам было проще ориентироваться в этом потоке, на сайте библиотеки регулярно появляются обзоры и каталоги книжных новинок.

Услуги электронных каталогов и онлайн-доступа к некоторым изданиям сегодня предлагают многие библиотеки, а кое-где книги даже можно заказать с доставкой на дом. Например, в московской Центральной городской молодежной библиотеке им. М.А. Светлова («светловке») такой бесплатной помощью могут воспользоваться многодетные семьи и люди с ограниченными возможностями.

Аудио- и видеоматериалы. В любой детской библиотеке можно взять на дом или скопировать компакт-диски с музыкой и аудиокнигами, виниловые пластинки, видеофильмы (например, с интересными учебными материалами). В библиотеках все это не выбрасывают, а бережно хранят или оцифровывают.

Фотобанк Лори

В детской библиотеке можно и заниматься, и общаться

Развивающие занятия. Почти в каждой детской библиотеке работают детские кружки и студии: от уроков английского языка и театрального мастерства до шахмат и лего-конструирования. Но «изюминка» детских библиотек, которую можно найти только здесь, – это литературные занятия и книжные клубы. На таких уроках детей учат вдумчиво читать и обсуждать прочитанное, знакомят с историей создания книг, показывают тематические фильмы. Например, в московской «гайдаровке» – Центральной городской детской библиотеке им. А. П. Гайдара – работает сразу несколько литературных студий: для школьников начальных классов – «Мастерская русской речи», для младших и средних классов – «Литературная азбука», для юных писателей и поэтов – «Литературная лаборатория для одаренных детей».

Игровое пространство. В крупных детских библиотеках для самых маленьких есть комнаты с игрушками и лазалками, а для детей постарше организуются особые игры – квесты, викторины, конкурсы. Так что смело приходите в библиотеку всей семьей – занятие по душе найдется всем!

Выставки, встречи с литераторами и художниками. Крупные детские библиотеки проводят их регулярно и бесплатно. Например, в Московской областной государственной детской библиотеке с марта проходят выставки иллюстраций выдающегося художника Ильи Глазунова.

Старшего сына Андрюшу мы записали в детскую библиотеку рядом с домом, когда ему было 4 года. Своих книг ребенку уже не хватало, постоянно хотелось новых, а без конца покупать их очень накладно, да и ставить уже некуда. Ходит в библиотеку у нас в основном бабушка, в среднем раз в месяц, сама подбирает и приносит книги. На одного ребенка можно взять не больше 5 книг, а, когда появилась младшая, книги понадобились и для нее. Так что дочку записали туда еще в год, и теперь берем по 10 книжек на двоих.

Марина, мама 7-летнего Андрея и 3-летней Веры, читателей Детской библиотеки №9 (Москва)

Спектакли, театрализованные представления. Они могут организовываться силами юных участников театральных студий при тех же библиотеках или школах, а могут – и с приглашением профессиональных артистов. Например, в РГДБ периодически выступают с детскими спектаклями московские театры.

Общение. Найти друзей по интересам и пообщаться на волнующие темы можно не только на форумах и в социальных сетях. В библиотеках работают самые разные клубы для детей и подростков, которые дают им ничем не заменимое живое общение со сверстниками. Выбор огромный – скажем, в одной только «светловке» таких клубов целых три: юных литераторов «Я и все», любителей музыки и бардовской песни «Орфей», а также православный молодежный клуб «Доминанта».

Психологическая помощь. В библиотеках проводятся бесплатные консультации детских психологов, дефектологов, логопедов, педагогов. Все это организуется бесплатно в рамках муниципальных социальных программ. Например, в «светловке» подростков принимают специалисты по профориентации, которые помогут им определиться с будущей профессией. А «гайдаровка» ведет активную работу с детьми-инвалидами и их родителями, помогая им консультациями и специальной литературой.

Цифровые услуги. Для библиотек работа в этом направлении очень важна, хотя у жителей мегаполисов, не расстающихся со смартфонами, это и может вызвать улыбку. Но в глубинке библиотека по-прежнему часто остается единственным местом, где можно бесплатно или за небольшую плату получить доступ в интернет, распечатать или отсканировать файл, сделать ксерокопию.

В библиотеку мы ходим с 3 лет, примерно раз в месяц, и книги Максим всегда выбирает сам. Первым делом идет к полке с комиксами - обожает диснеевские мультики. Я не то чтобы в восторге, но мы договорились, что вторую книгу берем какую-нибудь «толковую». Я сначала обращала его внимание на сказки, но он вдруг сам заинтересовался познавательными книгами для школьников. Взяли на пробу книжку Левитана про звезды и планеты - моему 3-летке на удивление понравилось! Теперь всегда выбирает что-нибудь про природу, животных, детские энциклопедии - благо, сейчас много хороших красочных книг для малышей.

Несмотря на изобилие в книжных магазинах и многочисленные электронные ресурсы, детская библиотека с ее неповторимой атмосферой остается местом, куда по-прежнему тянутся читатели всех возрастов. И не стоит думать, что эта роскошь доступна только в больших городах. Присмотритесь к своей районной библиотеке – за ее скромными дверями наверняка найдется много интересного и для вашего ребенка, и для вас.

Фотобанк Лори

Если вы считаете, что в библиотеку ходят только за книгами, вы безнадежно отстали от жизни. Современная библиотека – это целый культурный центр, где можно не только читать, но и заниматься во всевозможных кружках, посещать выставки, концерты, спектакли, лекции, клубы. А если это детская библиотека, то еще и играть в самые разные игры (от настольных до компьютерных), лепить, рисовать, танцевать… Словом, любой ребенок – даже тот, кто еще не знает ни одной буквы, – сможет там найти себе занятие по душе. И, что немаловажно, большинство всех этих интереснейших мероприятий проводится в детских библиотеках совершенно бесплатно.

Полтора века истории

Детские библиотеки выросли из взрослых, точнее – из их детских отделов и «читален». А первая «полноценная» публичная детская библиотека была открыта в 1878 году в Москве на Садовой улице книголюбом и редактором А.Д. Тороповым (к сожалению, вскоре она прекратила свое существование). В ней насчитывалось около 1500 книг из собрания самого Торопова, и за небольшую плату посещать ее мог любой желающий (как говорили в XIX веке, «подписчик»). Дореволюционные детские библиотеки вообще, как правило, создавались на личном энтузиазме и частных пожертвованиях. Некоторые из тех «пионеров» существуют до сих пор: среди старейших в России – Ялтинская детская городская библиотека (с 1899 г.), Ленская районная детская библиотека (с 1911 г.), Московская детская библиотека им. Братьев Гримм (с 1913 г.), Ростовская детская областная библиотека им. В.М. Величкиной (с 1914 г.).

Сегодня книги для маленьких читателей можно найти и во взрослых библиотеках. В любой из них, согласно нормативам, детские фонды должны составлять не менее 30%, а всех посетителей до 14 лет записывают туда бесплатно по паспорту родителей. Но именно в детских библиотеках создается особая среда, где стараются не просто выдавать книги и учебники, а развивать, учить, воспитывать и, конечно, развлекать.

Первая в мире детская книга с картинками была выпущена в 1658 году чешским священником и педагогом Яном Коменским и называлась «Мир чувственных вещей в картинках». Написанная на латыни, она переводилась на множество европейских языков, и долгие годы оставалась единственным учебником нерелигиозного содержания, созданным специально для детей. Книга была иллюстрирована 150 гравюрами со сценками повседневной жизни, изображениями растений и животных.

Что предлагают сегодня детские библиотеки?

Конечно же, книги . Самые новые, популярные и интересные. Бесспорный лидер в этом плане – Российская детская государственная библиотека (РГДБ), крупнейшая библиотека детской литературы не только в России, но и в мире. Здесь можно найти практически любую книгу для детей, изданную в нашей стране, тысячи книг на иностранных языках, ноты, а также все отечественные детские журналы и газеты. Сюда первыми попадают новинки книжных издательств, а чтобы читателям и специалистам было проще ориентироваться в этом потоке, на сайте библиотеки регулярно появляются обзоры и каталоги книжных новинок.

Услуги электронных каталогов и онлайн-доступа к некоторым изданиям сегодня предлагают многие библиотеки, а кое-где книги даже можно заказать с доставкой на дом. Например, в московской Центральной городской молодежной библиотеке им. М.А. Светлова («светловке») такой бесплатной помощью могут воспользоваться многодетные семьи и люди с ограниченными возможностями.

Аудио- и видеоматериалы. В любой детской библиотеке можно взять на дом или скопировать компакт-диски с музыкой и аудиокнигами, виниловые пластинки, видеофильмы (например, с интересными учебными материалами). В библиотеках все это не выбрасывают, а бережно хранят или оцифровывают.

Фотобанк Лори

В детской библиотеке можно и заниматься, и общаться

Развивающие занятия. Почти в каждой детской библиотеке работают детские кружки и студии: от уроков английского языка и театрального мастерства до шахмат и лего-конструирования. Но «изюминка» детских библиотек, которую можно найти только здесь, – это литературные занятия и книжные клубы. На таких уроках детей учат вдумчиво читать и обсуждать прочитанное, знакомят с историей создания книг, показывают тематические фильмы. Например, в московской «гайдаровке» – Центральной городской детской библиотеке им. А. П. Гайдара – работает сразу несколько литературных студий: для школьников начальных классов – «Мастерская русской речи», для младших и средних классов – «Литературная азбука», для юных писателей и поэтов – «Литературная лаборатория для одаренных детей».

Игровое пространство. В крупных детских библиотеках для самых маленьких есть комнаты с игрушками и лазалками, а для детей постарше организуются особые игры – квесты, викторины, конкурсы. Так что смело приходите в библиотеку всей семьей – занятие по душе найдется всем!

Выставки, встречи с литераторами и художниками. Крупные детские библиотеки проводят их регулярно и бесплатно. Например, в Московской областной государственной детской библиотеке с марта проходят выставки иллюстраций выдающегося художника Ильи Глазунова.

Старшего сына Андрюшу мы записали в детскую библиотеку рядом с домом, когда ему было 4 года. Своих книг ребенку уже не хватало, постоянно хотелось новых, а без конца покупать их очень накладно, да и ставить уже некуда. Ходит в библиотеку у нас в основном бабушка, в среднем раз в месяц, сама подбирает и приносит книги. На одного ребенка можно взять не больше 5 книг, а, когда появилась младшая, книги понадобились и для нее. Так что дочку записали туда еще в год, и теперь берем по 10 книжек на двоих.

Марина, мама 7-летнего Андрея и 3-летней Веры, читателей Детской библиотеки №9 (Москва)

Спектакли, театрализованные представления. Они могут организовываться силами юных участников театральных студий при тех же библиотеках или школах, а могут – и с приглашением профессиональных артистов. Например, в РГДБ периодически выступают с детскими спектаклями московские театры.

Общение. Найти друзей по интересам и пообщаться на волнующие темы можно не только на форумах и в социальных сетях. В библиотеках работают самые разные клубы для детей и подростков, которые дают им ничем не заменимое живое общение со сверстниками. Выбор огромный – скажем, в одной только «светловке» таких клубов целых три: юных литераторов «Я и все», любителей музыки и бардовской песни «Орфей», а также православный молодежный клуб «Доминанта».

Психологическая помощь. В библиотеках проводятся бесплатные консультации детских психологов, дефектологов, логопедов, педагогов. Все это организуется бесплатно в рамках муниципальных социальных программ. Например, в «светловке» подростков принимают специалисты по профориентации, которые помогут им определиться с будущей профессией. А «гайдаровка» ведет активную работу с детьми-инвалидами и их родителями, помогая им консультациями и специальной литературой.

Цифровые услуги. Для библиотек работа в этом направлении очень важна, хотя у жителей мегаполисов, не расстающихся со смартфонами, это и может вызвать улыбку. Но в глубинке библиотека по-прежнему часто остается единственным местом, где можно бесплатно или за небольшую плату получить доступ в интернет, распечатать или отсканировать файл, сделать ксерокопию.

В библиотеку мы ходим с 3 лет, примерно раз в месяц, и книги Максим всегда выбирает сам. Первым делом идет к полке с комиксами - обожает диснеевские мультики. Я не то чтобы в восторге, но мы договорились, что вторую книгу берем какую-нибудь «толковую». Я сначала обращала его внимание на сказки, но он вдруг сам заинтересовался познавательными книгами для школьников. Взяли на пробу книжку Левитана про звезды и планеты - моему 3-летке на удивление понравилось! Теперь всегда выбирает что-нибудь про природу, животных, детские энциклопедии - благо, сейчас много хороших красочных книг для малышей.

Несмотря на изобилие в книжных магазинах и многочисленные электронные ресурсы, детская библиотека с ее неповторимой атмосферой остается местом, куда по-прежнему тянутся читатели всех возрастов. И не стоит думать, что эта роскошь доступна только в больших городах. Присмотритесь к своей районной библиотеке – за ее скромными дверями наверняка найдется много интересного и для вашего ребенка, и для вас.

Самойлова Мария
Беседа с детьми «Что такое книга? Где живут книги?»

Беседа с детьми по теме :

Что такое книга ? Где живут книги ?

Описание : знакомство детей с миром книжной культуры и с правилами поведения в библиотеке.

Цель : воспитывать любовь, бережное отношение к книге , развивать интерес, потребность к чтению, бережное отношение к книге . Воспитывать грамотного читателя, знающего правила поведения в библиотеке.

Ребята, давайте поговорим о книге . Как вы думаете, что такое книга ? (ответы детей)

Книги встречают человека с раннего детства и сопровождают его на протяжении всей жизни. До того как изобрели бумагу, люди изготавливали книги из коры берёзы-бересты, потом из пергамента - это тонкая кожа животных. Поэтому раньше книги были большими и тяжелыми.

С ними бережно обращались. Чтобы изготовить одну книгу , надо было приложить много труда, сил, их передавали из поколение в поколения, украшали обложки книг драгоценными камнями, позолотой.

А расскажите, о чём же нам может рассказать книга ? (ответы детей)

Если читать книги , то можно о многом узнать. Она открывает огромный волшебный мир. Знакомит с историей, былиной, пословицами, поговоркой, радует своими сказками, учит задумываться над стихами, рассказами. Книга – это мудрость народа.

Ребята, а где вы дома храните свои книги ? (ответы детей) . Да, дома мы храним свои любимые, интересные книги на полках , в книжном шкафу. Но представьте, если книг очень , очень много. Где же нам их сохранить? (ответы детей) .

Для большого количества книг в каждом городе есть специальный дом, который называется библиотека. Ребята, а кто ни будь из вас был в библиотеке? Что же это такое библиотека ?

Библиотека это место где храниться очень много книг . Они аккуратно стоят на полках, но они не просто стоят на полках для красоты, но их ещё дают читать домой. Человек, который пришел в библиотеку называется читатель.

Как вы думаете, для чего заполняют формуляр? (ответы детей) Чтобы читатель не забывал когда надо вернуть книгу в библиотеку , что он взял её только на время почитать.

Скажите, а кто работает в библиотеке? Как называется эта профессия? (ответы детей)

Человек, который работает в библиотеке и помогает найти интересную книгу , называется библиотекарь.

В библиотеке есть два зала, в одном можно выбрать книгу забрав ее , домой на время. Этот зал называется абонемент. А другой читальный. Как вы думаете почему? (ответы детей) .

Библиотека это общественное место, где может находиться много любителей почитать - читателей. Поэтому в зале библиотеке надо соблюдать правила поведения. Как вы думаете, какие это правила? (ответы детей) Давайте я вас с ними познакомлю : в библиотеке нельзя кричать, бегать, мешать другим. Рвать, мять, рисовать, загибать, вырывать страницы книг . Книги любят бережное отношение.

В библиотеку приходят читать много разных людей и поэтому нужно стараться соблюдать правила, чтобы после чтения книга осталась аккуратной чистой, чтобы её было приятно брать в руки следующему читателю. Если к книге бережно относиться , то она может поведать свою историю многим любителям чтения. И основное правило в библиотеке, которое должен знать каждый читатель : прочитал книгу , сдай её обратно в библиотеку.

Ребята, а если случайно вы увидели книжку с порванной страницей, как вы думаете, как ей помочь? (ответы детей) .

В конце нашей беседы я хочу вам пожелать : больше любить книги , быть им верными друзьями, беречь их и книги откроют вам свои секреты, истории, тайны. И знайте, что двери библиотеки открыты для всех любителей книг .

Публикации по теме:

Беседа «Что такое хорошо и что такое плохо» Цель: беседуя с детьми о плохом и хорошем, совершенствовать их диалогическую речь. Задачи: Образовательные: добиться усвоения умения вступать.

Беседа в подготовительной группе «Что такое-фликер» Ребята вы знаете, что такое фликеры? (Нет) А что такое светоотражающие повязки? (Ответы детей). Фликеры – это и есть светоотражающие повязки.

Что такое книга для ребёнка? Как правильно начать работу с самыми маленькими детьми по знакомству с книгой Книга для взрослого – это скорее развлечение, если речь не идёт об учебной литературе, книга может нас пугать, вести по лабиринтам детективной.

Дом, где «живут» книги! (посещение детской библиотеки) «Дорога в библиотеку - путь к сердцу, душе, добру. И этот путь открыт каждому».

Конспект НОД для детей старшей группы «Что такое хорошо, а что такое плохо» Цель: Уточнить и систематизировать знания детей о диких животных наших лесов. Задачи: Образовательные: 1. Упражнять в образовании сложных.

Конспект НОД по речевому развитию «Что такое хорошо и что такое плохо» во второй младшей группе Конспект НОД (речевая деятельность) «Что такое хорошо и что такое плохо» во второй младшей группе Цель: Совершенствовать диалогическую речь.