Исследование: электронное обучение в вузах Европы. Гид по дистанционному обучению за рубежом

Дистанционное образование за рубежом – это прекрасный способ получить качественные знания, продолжая работать и вести привычный образ жизни.

Сегодня многие университеты предлагают курсы с дистанционным обучением, набирающие популярность среди прогрессивной молодежи всего мира.

А пока почему бы не скачать бесплатно брошюры вузов?

Просто кликните по карте:

Представляем вам список лучших университетов США и Великобритании, работающих по системе дистанционного образования.

Топ-5 университетов США

1. Бостонский университет

Будучи одним из крупнейших некоммерческих вузов США, университет разработал обширную сеть высшего дистанционного образования для студентов. Вуз предлагает дистанционное обучение по программам бакалавриата, магистратуры и даже докторантуры. Помимо этого, здесь можно дистанционно учиться на дипломных и профессиональных сертификатных курсах.

Обучение осуществляется за счет онлайн-лекций, видео, интерактивной анимации и дискуссий. Университет является обладателем престижных наград в области дистанционного образования - Sloan Consortium for Excellence in Institution-Wide Online Education и U.S. Distance Learning Association award for 21st Century Best Practices.

2. Флоридский университет

Вуз входит в Топ-20 лучших американских государственных университетов, а университетское отделение дистанционного обучения уже имеет более 330,000 выпускников в 135 странах.

Дистанционное обучение предлагается на уровне бакалавриата и магистратуры в широком ряде дисциплин, включая агрокультуру, инженерию, фармацевтику, бизнес-администрирование и т.д. Вуз также проводит некоммерческие курсы и курсы повышения квалификации для карьерного продвижения работающих профессионалов.

3. Аризонский государственный университет

По данным U.S. News & World Report, университет является одним из наиболее инновационных вузов США, осуществляющих качественную всестороннюю поддержку студентов. Отделение дистанционного обучения университета предлагает более 100 программ бакалавриата и магистратуры в различных областях, включая бизнес, социальные науки, здравоохранение и т.д.

Сертификатные онлайн-программы также проводятся на уровне бакалавриата и магистратуры. Дистанционное обучение осуществляется на онлайн-платформе и предполагает порядка 18 учебных часов в неделю.

4. Висконсинский университет в Мадисоне

Система университета состоит из степенных программ и курсов, которые предлагаются на базе 25 кампусов. Здесь проводятся программы бакалавриата, магистратуры и нестепенные сертификатные программы.

Получить образование можно в различных дисциплинах, включая коммуникации, менеджмент, гуманитарные науки, политику и медсестринское дело. Наиболее востребованными онлайн-программами вуза являются программы магистратуры в области инженерии. В частности, здесь дистанционно можно изучать системы двигателей, инженерию устойчивых систем, компьютерную инженерию и другие дисциплины.

5. Государственный университет Пенсильвании

Вуз является одним из старейших в Америке. С 1892 года здесь начали предлагать дистанционное образование, которое тогда осуществлялось по средствам корреспонденции. В 1998 году вуз открыл кампус Penn State World Campus, ставший современной и универсальной онлайн-платформой для дистанционного образования.

Сегодня университет предлагает более 100 степенных и сертификатных онлайн-программ в области педагогики, бизнеса, инженерии, технологий, здравоохранения и других дисциплин. Вуз насчитывает более 630,000 выпускников по всему миру, а дистанционное обучение здесь не предполагает «посещения» онлайн-лекций в определенное время и строится на индивидуальном составлении графика занятий.

Топ-5 университетов Великобритании

1. Ливерпульский университет

Вуз работает в кооперации с Laureate Online Education и, по данным Financial Times, является одним из лидирующих вузов мира, предлагающих дистанционное образование. Всего здесь предлагается 41 онлайн-программа в различных областях.

2. Университетский кампус Суффолк

Вуз известен совмещением современных методов обучения и привлечением к работе высококвалифицированных педагогов, а также активным сотрудничеством с другими университетами Великобритании и мира.

Вуз предлагает 22 программы дистанционного обучения, которые отличаются индивидуальным вниманием к студентам и возможностью регулярного контактирования с преподавателями. На уровне бакалавриата и магистратуры вуз предлагает обучение в сфере прикладных социальных наук, искусств, гуманитарных наук, бизнеса, здравоохранения, технологий, наук и т.д.

3. Университет Англия Раскин

Вуз существует уже более 150 лет. Сегодня университет обучает 31,000 местных и европейских студентов и 1,700 иностранцев, и является одним из крупнейших вузов Восточной Англии.

Обучение предлагается на уровне бакалавриата и магистратуры, также выдаются профессиональные квалификации. Дистанционно можно изучать такие предметы, как менеджмент и проектный менеджмент, право и гуманитарные науки, криминология, бизнес, коммуникации и т.д.

4. Школа востоковедения и африканистики

Школа входит в состав Лондонского университета и является единственным высшим учебным заведением в Великобритании, которое специализируется на изучении Азии, Африки, Ближнего и Среднего Востока. Здесь предлагается 51 курс дистанционного обучения в различных дисциплинах, включая финансы, международный менеджмент, социальные науки, маркетинг, науки об окружающей среде и гуманитарные науки.

5. Манчестерский университет

Университет является одним из самых известных вузов Великобритании и существует уже более 180 лет. Сегодня здесь получает образование более 40,000 студентов из 154 стран мира.

Дистанционное обучение предлагается на базе большинства отделений университета и охватывает большое количество дисциплин, включая педагогику, здравоохранение, социальную работу, математику, инженерию, медицинскую юриспруденцию, менеджмент, информационные системы, бизнес, бухгалтерское дело, стоматологию и др.

Финляндия, Швеция, Франция , Чехия, Великобритания с ее системой обучения . Каждая из этих стран имеет собственную историю, культурные традиции и обычаи, которые, непосредственно, нашли свое отражение во всех сферах жизнедеятельности общества, в том числе и в образовательной сфере. Поэтому, выбирая государство для дистанционного обучения, необходимо будет учесть данные особенности.

Не смотря на специфические особенности в системе образования вышеперечисленных государств, у них есть и много общего, что выгодно отличает их от азиатских, западных и других европейских государств. В число преимуществ дистанционных образовательных программ ведущих европейских государств можно отнести следующее:

  • многолетний опыт в области удаленного электронного образования ;
  • богатая информационная база;
  • наличие образовательных центров в других развитых странах мира;
  • признание дипломов во всем мире;
  • применение современных мультимедийных технологий в образовании , включая компьютерные сети и спутниковое телевидение;
  • налаженная система рассылки файлов, установления обратной связи и аттестации студентов;
  • квалифицированный кадровый состав;
  • высокое качество знаний.

После дистанционного обучения в Европе, вы сможете получить диплом вуза, с помощью которого легче будет заняться построением деловой карьеры.

Особенности обучения в развитых странах Европы

Дистанционное образование в вузах европейских государств имеет специфические отличия по сравнению с обучением в вузах России либо странах СНГ.

Первая отличительная особенность заключается в условиях поступления. Для того чтобы поступить в европейский вуз, необходимо в совершенстве владеть иностранным языком, а точнее иностранным языком того государства, в которое вы намерены поступить. Вступительные экзамены, как правило, не сдаются – сдается только экзамен на знание языка. Предпочтительнее освоить английский язык, поскольку он является общепризнанным международным языком.

Даже такие страны, как Германия, Испания , Финляндия, и ряд других государств, помимо программ на национальном языке, разработали и внедрили программы обучения на английском языке. Учтите, что англоязычным студентам всегда найдется место в стенах любого высшего учебного заведения Европы!

Вторая отличительная черта заключается в методах удаленного преподавания. К примеру, Германия делает большой акцент на применении в ходе преподавания: аудио и видеороликов, печатных материалов, различных мультимедийных ресурсов. Обучаясь в Германии дистанционно, студенты отдают предпочтение следующим специальностям:

  • юридические;
  • информационные;
  • медицинские;
  • электротехнические.

Среди огромного множества вузов, особо стоит выделить институт дистанционного образования в г. Хагене, с богатейшей информационной базой и 25-летним опытом работы в сфере электронного обучения.

Испания, помимо предоставления абитуриентам большого числа специальностей гуманитарной и технической направленности, отличается высоким уровнем налаживания обратной связи, независимо от местонахождения студента. Накопив 20-ти летний опыт работы, Испания готова предложить студентам качественное образование, используя современные методы передачи знаний.

Основной акцент Испанские вузы делают на использовании в учебном процессе доступного программного обеспечения: Linux, Moodle, Open Office, Google Docs и т. п.

Франция – страна, занявшая 3 место в Европе по интенсивности развития электронного образования, уделяет большое внимание информационному обеспечению абитуриентов. В последнее время в учебные программы стали активно внедрять обучающие курсы на английском языке.

Обучение происходит посредством практического применения информационных технологий в образованиии интерактивного телевидения. Кроме того, в ходе обучения студентам рассылаются различные презентации, видеокассеты, видеоролики.

Однако учиться за рубежом не так просто, как кажется, в основном, из-за значительных материальных затрат - сумма расходов, включающая не только стоимость обучения, но и оплату проживания, может быть внушительной. К тому же на требуются и временные ресурсы - не каждый сможет оставить работу или семью на столь длительный срок. Для некоторых студентов эти условия могут оказаться критичными.

Тем не менее, если вы все-таки хотите получить зарубежный диплом - выход есть. Это дистанционное высшее образование , продукт эпохи развитых интернет-технологий, которые сделали возможным получение высшего образования в иностранном вузе, не покидая дома.

Дистанционное высшее образование: условия обучения

Существует разные виды дистанционного высшего образования : от коротких интенсивных до более длительных.

Заочное обучение за границей проходит в комфортных условиях: студент может обучаться, находясь дома, на работе или, к примеру, в кафе. К каждому обучающемуся прикреплен личный куратор, который оказывает всестороннюю помощь в организации учебного процесса.

Все необходимые для обучения материалы доступны в личном кабинете специальной программы или могут быть отправлены на DVD носителях.

Занятия идут в режиме реального времени и транслируются через специальную программу online. Студенты, получающие дистанционное высшее образование, имеют возможность задавать вопросы и публично выступать с докладами. Все лекции записываются, так что если учащийся по какой-то причине отсутствовал на лекции, можно всегда просмотреть ее в записи в любое удобное время. С преподавателем и однокурсниками всегда можно связаться по почте или с помощью Skype.

Помимо виртуальных лекций, у студентов есть научные работы и практические занятия, которые необходимо выполнять в течение учебного процесса. Кроме того, учащийся выполняет промежуточные тесты и экзамены во время заочного обучения за границей для подтверждения усвоенных знаний.

Дистанционное высшее образование: условия приема

К студентам, поступающим на программы дистанционного высшего образования, предъявляются такие же требования, как и ко всем остальным абитуриентам выбранного вуза. Однако и диплом выпускника программы дистанционного обучения ничем не отличается от тех, что получаются студенты очного отделения вуза.

Дистанционное высшее образование со STAR Academy

Компания STAR Academy предлагает качественное дистанционное обучение в странах Европы. Наши специалисты готовы оказать всестороннюю помощь в выборе программы и профессиональную поддержку на протяжении всего образовательного процесса. Обращайтесь к нашим специалистам по телефону 797-95-55 доб. 9 или в офисах компании в и России.

В последние десятилетия большое количество людей интересуются получением европейского высшего образования. Для молодого человека, который не обременен обязательствами, выехать в другую страну не составляет большого труда, была бы финансовая возможность. А что же делать людям, которые работают, имеют семьи или по каким-либо другим причинам, не могут отсутствовать длительное время на родине? Для этой категории людей отличным решением будет дистанционная форма обучения. Какие европейские вузы предоставляют такой вид обучение? Насколько дешевле такая форма обучения? Как происходит процесс обучения? Ответы на эти и другие вопросы я искал в своем блоге. // 10.08.2012

В первую очередь, давайте разберемся, что же такое «Дистанционное образование». Дистанционное образование - образование, которое полностью или частично осуществляется с помощью компьютеров и телекоммуникационных технологических средств. Это означает, что процесс обучения происходит в удаленном режиме, без обязательного присутствия студента в университете. Не нужно путать с заочной формой обучения. «Заочники» обязаны присутствовать на начитке и сдаче зачетов, экзаменов в вузе, при дистанционной форме это не является обязательным условием.

Кроме того, что это удобно с точки зрения мобильности, это еще и дешевле, чем получить европейское образование на очной форме, так как отсутствуют дополнительные расходы на проживание в другой стране.

Европейская система образования

Практически вся система образования в Европе построена на кредитно-модульной системе (КМС). ECTS -кредит – это базовое понятие КМС, которое связанно с учебной нагрузкой студента при изучении какой-то составной учебной программы или целого курса. Каждая дисциплина, которую вы изучаете, позволяет вам заработать определенное количество ECTS -кредитов. Общая годовая загрузка студента, должна равняться 60 ECTS-кредитам. Для получения степени бакалавра нужно набрать от 180 до 240 ECTS-кредитов, а для магистра добрать недостающие до 300 (то есть ещё от 60 до 120 ECTS-кредитов).

В каждом вузе наряду из обязательными дисциплинами предоставляется возможность выбора предметов. В этом и проявляется гибкость европейского образования - студент сам формируем учебный план.

Я хотел обратить ваше внимание на кредитно-модульную систему по причине того, что вузы при расчете стоимости обучения по выбранной вами специальности ориентируются на стоимость одного ECTS-кредита.

Вузы-лидеры европейского дистанционного образования

Великобритания

Open University (http://www.open.ac.uk/)

Крупнейший университет Великобритании, в котором обучается более чем 250 000 студентов, из которых более 50 000 - иностранные. Является крупнейшим учебным заведением в Соединенном Королевстве и квалифицируется как один из крупнейших университетов мира.

Стоимость обучения

Стоимость ECTS -кредита составляет около 42 евро. Исходя из загрузки 60 ECTS -кредитов в год, получаем стоимость года обучения 2500 евро.

Если вы являетесь гражданином Евросоюза, плата за образование может иметь кредитную форму. Если вам интересен, такой вид оплаты, вас могут заинтересовать услуги компании под названием OUSBA (Open University Student Budget Account, является дочерней для Open University).

Как это работает? Вы выбрали курс, который захотели пройти, в свою очередь OUSBA оплатит университету стоимость курса от вашего имени. После этого, задолженность, которая у вас возникает перед OUSBA, может быть погашена по двум схемам, на ваш выбор:

  1. частями («дифференцированный платеж»), при этом сумма долга делится на равные доли и ежемесячно, начиная со второго месяца обучения по этому курсу, выплачивается вместе с процентами. Процентная ставка на момент написания статьи составляла 5% годовых;
  2. отложенная выплата, предполагает оплату курса до его начала. На момент начала обучения вы должны полностью погасить сумму долга. Такая схема подразумевает под собой беспроцентный кредит.

Оплату надо производить до 5-го числа каждого месяца. Для этих целей, вы можете использовать любую дебетовую карту, выпущенную в Британии, или же основные карты, такие как Visa, MasterCard, кроме Solo, American Express, Diners Club.

Какого типа получаем диплом

Сертификаты, дипломы и степени бакалавра (bachelor), магистра (master), есть также докторские программы (PhD).

Специфика преподавания

Учебные материалы высылаются почтой бесплатно и могут включать в себя:

  • специально написанные учебники, книги;
  • аудио CD, DVD и различное программное обеспечение;
  • для некоторых практических занятий, оборудование, которой нужно будет вернуть;

Также доступны различные интернет-материалы, в том числе интернет-библиотека. Учитывая специфику дистанционного образования, для эффективного обучения, рекомендуется наличие у студента компьютера с доступом в интернет.

Для завершения курса вы должны выполнять задания, которые будут оцениваться преподавателем. Существует два вида оценок:

  • оценки на протяжении курса, для получения которых вы будете отвечать на вопросы преподавателя, выполнять небольшие письменные работы или интерактивные задания.
  • оценки за экзамен или исследовательскую работу: экзамены могут проходить в письменном или устном виде. Если письменный экзамен, вам пришлют образец экзаменационного листа для ознакомления с внешним видом и материалами курса, по которым будет проходить экзамен. Для сдачи письменного экзамена вы должны присутствовать в университете или одном из ближайших к вашей стране центров-партнеров. Устный можно сдать в порядке видеоконференции.

Что касается исследовательской работы, она может быть затребована в письменном или электронном виде. Вам будет известна дата, к которой работа должна быть отослана в университет. Доставка работы оплачивается студентом.

Германия

Fern University (http://www.fernuni-hagen.de/)

Это первый и единственный государственный открытый университет. На момент написания статьи в этом университете получали образование более 79 000 студентов, более 6000 из которых являются студентами за пределами Германии. Предоставляет возможность получить степень бакалавра (bachelor), магистра (master), доктора (PhD).

Стоимость обучения (bachelor )

Название курса

Общая стоимость за весь период обучения

Математика

Информатика

Педагогических наук

Культурных исследований

Политическая наука, управление, социология

Психология

Экономика

Юриспруденция

Стоимость обучения (master )

Курс обучения

Общая стоимость

Электротехники и вычислительной техники

Информатика

Математика

Информатика

Психология

Юриспруденция

Экономика

Образование и СМИ

Европейской современности: история и литература

Управление

Философия - философия в европейском контексте

Какого типа получаем диплом

Диплом бакалавра(bachelor) или магистра(master) в выбранной вами области. Также выдается сертификат с указанием общего балла, информацией о сданных экзаменах, теме диссертации и информации о получении степени.

Специфика преподавания

Экзамены можно сдавать в посольстве или консульстве Германии. Если же речь идет об устных экзаменах, то здесь возможно два варианта: приехать в университет или же, для студентов из дальнего зарубежья и только после согласия аудиторов, провести экзамен в виде видеоконференции. Это будет стоить единоразово 40 евро. Что касается диссертации, то защита происходит только в университете.

Испания

Universidad a Distancia de Madrid (http://www.udima.es)

Открытый университет Мадрида (UDIMA) является частным университетом с центром в Мадриде. UDIMA начал свою научную деятельность в 2008-2009 учебном году и предоставлял возможность получить степени в следующих областях: право, администрация и управления, психология труда и человеческих ресурсов и туризма. В 2009-2010 учебном году список был расширен степенями бакалавра в области истории, информатики и журналистики. UDIMA тесно использует в процессе обучения open source инструменты: Moddle, Gmail, GoogleDocs, GoogleSites, GoogleTalk. Имеет канал на YouTube, официальную страничку на Facebook, а также собственное виртуальное пространство в Second Life.

Стоимость обучения

На момент написания статьи стоимость ECTS-кредита по любому из направлений составляла 73 евро. Исходя из загрузки 60 ECTS-кредитов в год, получаем стоимость года обучения 4380 евро. Для студентов, не проживающих в Испании, в эту сумму не включена стоимость доставки учебных материалов. Она должна быть оплачена отдельно. Есть и другие административные расходы, о которых студент информируется заранее: студенческий билет, удостоверения, приложения к диплому и т.д.

Какого типа получаем диплом

Степень бакалавра (bachelor) или магистра (master) в выбранной вами области.

Специфика преподавания

Учебный процесс протекает в виртуальном классе университета, который работает 24 часа в сутки. Студенты могут установить прямую связь с учителями через форумы, телефон или дополнительные онлайн-инструменты. Студенту предоставляется доступ к огромному количеству учебных материалов по различным предметам написанными известными авторами в научных кругах. Для проверки студентов существуют онлайн тесты, экзамены, виртуальные практикумы и т.д.

Итак, для примера предлагаю рассмотреть стоимость обучения по направлению информационных технологий во всех перечисленных выше вузах.

Таблица 1. Сравнение стоимости обучения в некоторых европейских вузах в сфере информационных технологий на степень бакалавра (Bachelor) по состоянию на май-2012

Университет

Страна

Точное название направления обучения

Стоимость

Германия

Степень бакалавра в области компьютерных наук (180 ECTS-кредитов)

Великобритания

Компьютерные и информационные технологии (360 ECTS-кредитов)

Universidad a Distancia de Madrid

Вычислительная техника (240 ECTS-кредитов)

В качестве выводов

Некоторые плюсы дистанционной формы образования я описал еще в начале статьи, а что насчет минусов? Наиболее встречаемая в Интернете - это «котируемость» диплома. Спорить на тему, что лучше - традиционное образование или удаленное - бессмысленно, ответ однозначный, но что делать с ростом спроса на образование? Эту проблему, хорошо решает дистанционка, причем она требует меньших денежных затрат. Котируемость все-таки зависит от рейтинга вуза: если вуз имеет хорошую репутацию, например такие, которые рассматривались в статье, то проблем не должно быть. Ведь работодатели заинтересованы в кадровом вопросе и изучают эту тему.

Смею предположить, что через 5-10 лет нас ожидают серьезные реформы в сфере образования. Такие развитые страны как Великобритания, США, Канада, вкладывают большие деньги в развитие электронного образования. Мы только начинаем двигаться в этом направлении. Сравнительно недавняя интеграция Болонского процесса в систему образования Украины - тому подтверждение.

С наступлением эпохи MOOC мало внимания уделялось тому, как информационные технологии влияют на сферу высшего образования. Высшие учебные заведения активно представлены на рынке массовых онлайн-курсов, но до настоящего момента образовательное сообщество располагает малым количеством данных не об отдельных явлениях e -learning , а о стратегической важности электронного обучения именно в вузах.

Этот вопрос и послужил основой для исследования, проведённого Европейской университетской ассоциацией, призванном обозначить общую картину уровня внедрения инновационных технологий в сферу высшего образования и спрогнозировать будущие тренды IT в обучении. Другими словами, попросту понять, что сейчас работает, а что не очень в этом по-прежнему новом и захватывающем направлении электронного обучения.

В исследовании приняло участие 38 образовательных систем Европы, что составляет около трети общего европейского вузовского образовательного пространства. Вузы отвечали на три основных вопроса исследования: какой вид электронного обучения они используют, каким образом и что ожидают в будущем. Также задавались вопросы о получаемой поддержке, координации, качестве цифрового образования. Расскажем вкратце о самых важных результатах.

Ключевые результаты

За очень малыми исключениями, почти все европейские вузы используют технологии электронного обучения в своей работе. 91% опрошенных учреждений используют модель смешанного обучения (когда изучение материала и практика могут проводиться как в стенах института, так и дома); 82% учреждений предлагают онлайн-курсы. Одни из трендов - совместное производство курсов разными институтами, а также онлайн-курсы с возможностью получения научной степени. Очень многие институты предлагают своим студентам сдавать онлайн-экзамен, даже если предмет преподавался традиционным способом.

Охват технологий e -learning внутри вузов

Несмотря на то, что почти все вузы-участники опроса указали, что в какой-либо из форм они используют электронное обучение, его распространённость очень варьируется в зависимости от учебной дисциплины. Всего треть опрошенных вузов охватывает электронным обучением всех или почти всех студентов своих кафедр. Самые популярные для применения e -learning дисциплины - это бизнес и управление, педагогика, инженерные и технологические дисциплины. Крайне редко электронное образование применяется в сферах юриспруденции и искусства.

Таким образом, можно говорить, что современные технологичные инициативы генерируются каждой кафедрой и местными энтузиастами по отдельности, и только затем могут распространиться на весь вуз. Насколько быстро это происходит и происходит ли вообще, зависит от административного аппарата, модели управления и количества ресурсов.

По причине того, что современные технологии продвигаются кафедрами и увлечёнными преподавателями, только 13,8% факультетов имеют собственные стратегии воплощения e -learning . Поэтому пока нельзя говорить о хотя бы зачатках единой стратегии внедрения электронных технологий обучения в вузах, хотя почти половина опрошенных учреждений имеют разработанную внутриуниверситетскую стратегию, а ещё четверть находятся в стадии её разработки.

Инфраструктура электронного обучения

Для обеспечения успешного учебного процесса вузам необходима надёжная инфраструктура. Более 80% опрошенных университетов обозначили использование соответствующего программного обеспечения для создания курсов, онлайн-репозиториев для учебного материала, электронных систем и инструментов управления учебным процессом; а также наличие студенческих онлайн-порталов (как на уровне учреждений, так и на уровне факультетов). Почти все вузы предоставляют своим студентов внутреннюю электронную почту, доступ к Wi -Fi , компьютерные залы и доступ к онлайн-библиотеке. Также 80% опрошенных вузов предоставляют студенческие лицензии для программного обеспечения, доступ к каталогам онлайн-курсов и учебных материалов и используют социальные медиа. 65% сообщают о возможности онлайн-экзаменов, и ещё 9% планируют внедрить такую возможность в свою работу. Значительная часть респондентов отмечает оказываемую поддержку студентам и учителям в электронном обучении.

Внедрение технологий e -learning почти не зависит от направленности вуза

Вопреки ожиданиям, оказалось, что технические и открытые вузы не всегда лидируют в процессе внедрения IT и цифровых технологий в процесс обучения. Хотя есть достаточно удивительные различия в том, как и в какой степени отдельные институты одной направленности и в одной и той же стране воплощают технологии электронного обучения в своей работе. Пока не очень понятно, почему так происходит: возможно, причина в различном дополнительном финансировании, разнице в преподавательских и студенческих и акценте на определённых дисциплинах. Тем не менее, факт остаётся фактом: большинство европейских вузов, вне зависимости от страны и направленности, активно используют технологии электронного обучения и работают над созданием единой внутренней стратегии вуза.

Преимущества и проблемы электронного обучения

Опрошенные вузы не выразили сомнений в ценности электронного обучения. Три четверти респондентов признают, что e -learning меняет подход к обучению и преподаванию, а 87% видят в нём катализатор будущих изменений в методах преподавания. Среди прочих положительных особенностей электронного обучения отмечен его потенциал в условиях массового образования («Оно позволяет дать материал большему количеству студентов, а также стимулирует их к совместной работе»). Всего 8% опрошенных не уверены в ценности сферы электронного обучения в целом.

Тем не менее, мнения касательно отдельных видов электронного обучения расходятся. 45% опрошенных либо отрицают преимущества перевёрнутого класса, либо не уверены в них. Около половины респондентов либо считают, что e -learning не повышает качество образования, либо не уверены в этом (с явным перекосом в сомнение, а не в отрицание). Причиной такого раскола может стать относительная новизна такого подхода к обучению; респонденты также отмечают, что для успешной реализации электронного обучения необходимо множество факторов - время на внедрение (76%), бюджет (43%) и увлечённость педагогического состава.

Какими бы ни были опасения, они не уменьшают мотивацию вузов развивать сферу e -learning . Среди мотивирующих факторов: гибкость учебного процесса, повышение эффективности классной работы, возможности дистанционного обучения.

MOOC

Интерес к MOOC в Европе не утихает. В период проведения опроса всего 12% вузов предлагали массовые открытые онлайн-курсы; но почти 50% выразили своё желание запустить их. Нет явной связи между наличием MOOC от конкретного вуза и его общей вовлечённости в другие формы электронного обучения, но, судя по этой выборке, наиболее склонны к запуску MOOC всё-таки технические вузы.

Популярными мотивами запуска собственных массовых онлайн-курса являются: представленность на международной образовательной арене, привлечение студентов, разработка инновационных методов преподавания и предоставление более гибкого обучения для уже учащихся студентов. Среди мотивов почти не упоминается экономия бюджета или получение прибыли. Кроме того, в будущем вузы видят в MOOC возможности сотрудничества и партнёрства с другими образовательными учреждениями.

А по каким причинам вузы отказываются от MOOC ?

Половина вузов, не запустивших MOOC , пока не сделали этого по финансовым соображениям. Одна пятая называет в качестве причины недостаточную подготовленность педагогического состава (что звучит странно, но, учитывая отсутствие единой стратегии, вполне объяснимо). Более четверти указывают, что предпочитают другие формы электронного обучения, сомневаясь в пользе MOOC для студентов.

Какие они, европейские MOOC ?

В среднем опрошенные вузы предлагают от 1 до 5 онлайн-курсов - видно, что пока они находятся в стадии эксперимента. Большей частью MOOC предлагают вузы Западной Европы; самое большое количество курсов на счету у Испании. Если говорить об охвате курсов: несколько курсов в выборке привлекают несколько десятков тысяч студентов, но в основном средний онлайн-курс собирает пару тысяч участников.

Одна треть вузов зачисляет студентам дополнительные баллы за участие в MOOC : это объясняет значительные колебания в пока, и зателях завершаемости отдельных курсов от 4% до 50% (хотя средний показатель завершаемости колеблется между 10% и 20%). Курсы, рассчитанные на глобальную аудиторию, в основном призваны повысить свой международный престиж, и в таких курсах, как правило, низкий показатель завершаемости. Более локальные курсы стимулируют своих студентов пройти их полностью.

По причине небольшой выборки (всего 31 вуз) и относительной новизны MOOC на момент проведения опроса пока нельзя сделать никаких выводов относительно дальнейшей судьбы MOOC в Европе. Все опрошенные вузы собираются продолжить свою деятельность в этой сфере, но немногие собираются увеличивать свои показатели. И, как и с другими видами электронного обучения, вузы видят в MOOC широкие возможности партнёрства с другими учреждениями. Что важно: две трети вузов отметили, что собирают данные со своих MOOC , а это значит, что эти данные вскоре могут стать важным источником информации для анализа и прогнозирования дальнейшей ситуации.

Общие выводы

В целом удивительно, что настолько разные вузы из настолько разных европейских стран (249 вузов из 38 стран) имеют приблизительно одинаковые мотивы для развития электронного обучения. Прежде всего это эффективное использование аудиторного времени и гибкость учебного процесса.

Также результаты исследования напоминают нам о том, что цифровые технологии - не единственный и не достаточный путь для повышения качества образования. Перемены должны происходить не только в технологическом секторе, но и в общественном, и в ментальном. E -learning - не панацея, а лишь часть единой образовательной системы, воплощение которой требует ресурсов, увлечённых педагогов и времени на становление.

Подготовлено по материалам исследования OpenEducationEuropa и новости