Урок по географии значение биосферы. Конспект урока по географии на тему "биосфера"

Конспект к уроку географии "Понятие биосферы, ее состав, структура, понятие о ноосфере" 10 класс

16.05.2015 4443 604 Вяткина Екатерина Сергеевна

Цель урока: Закрепить имеющиеся знания учащихся из курса физической географии, биологии об оболочке жизни – биосфере, о её границах, составе и структуре, о периодах развития.

Задачи урока:

1.Сформировать понятие «ноосфера» как самую высшую, развитую ступень биосферы (по Вернадскому).

2.Показать связь биосферы и экологии по вопросам охраны ОС и биосферы; способствовать экологическому просвещению и воспитанию учащихся.

3.Учить выделять в изучаемом материале главное, находить пути решения проблем.

Тип урока: закрепление и изучение новых знаний о биосфере Земли.

Методы: объяснительно-иллюстративный, частично- поисковый.

Ход урока.

I. Вводно- мотивационная часть.

II. Психологический настрой учащихся:

Здравствуйте, ребята!Улыбнитесь друг другу, получите заряд положительных эмоций, которые пригодятся вам в дальнейшей работе.

В ходе урока мне будет приятно, если вы продемонстрируете свою эрудицию, умение работать с картой и умение извлекать при ее анализе информацию, умение выделять только главное и существенное. Ваши умения и навыки будут основными критериями при оценивании вашей работы на уроке.

III. Подведение к изучению новой темы:

Биосфера - ноосфера

Это сферы, сферы веры

И надежда там в порядке

Где любовь играет в прятки.

Биосфера - ноосфера

Две сестрицы в одном теле.

И попробуй, разберись,

Что за чудо эта жизнь.

Ребята, как вы думаете, о чем сегодня на уроке мы будем с вами говорить? Какую тему изучим? (Ответы учащихся)

Как изучение данной темы можно связать с жизнью? (Биосфера- это живая оболочка Земли, если ее не охранять исчезнет все живое на планете, а как всем известно человек-это составная часть биосферы.)

IV. Актуализация знаний учащихся:

Давайте вспомним некоторые понятия и определения, которые пригодятся нам сегодня на уроке.

1.Какие оболочки Земли вы знаете?

2.Что означает слово «биосфера»?

3.Как происходит взаимосвязь компонентов в биосфере?

4.Каково значение биосферы?

5. Продолжите предложение: Биосфера для меня - это...

Вступительное слово учителя.

Дорогие друзья! Удивительна природа Земли. Из космоса она кажется голубой – столько на ней воды. А какие высокие горы опоясывают материки, равнины, по которым текут реки и на которых расположены города. И воздушное одеяло, согревающее нашу Землю и защищающее её от попадания небесных тел и от солнечных лучей. И всё это великолепие заселено живыми организмами: растениями, животными, человеком. Благодаря этому Земля отличается от всех планет Солнечной системы.

Об этой удивительной оболочке – биосфере сегодня наш урок. С вашей помощью мы вспомним состав и строение биосферы, этапы её развития, экологические проблемы охраны биосферы.

V. Сообщение темы и цели урока.

VI. Организация групповой работы:

А чтобы на уроке успеть рассмотреть и обсудить все вопросы, связанные с биосферой, предлагаю каждой группе поработать самостоятельно над заданиями, при этом использовать не только §13 учебника географии, но и дополнительным материалом.

Работа в группах по заданиям учителя.

I группа. Задание : используя §13 учебника географии, учебник 6 класса и дополнительный материал по теме, составьте опорную схему «Биосфера – оболочка жизни. Её границы».

Подумайте над проблемой: (1) в истории Земли всегда ли существовала биосфера? При каких условиях она может прекратить своё существование?

Предложите свои конкретные пути решения по охране биосферы.

Ответ обоснуйте.

II группа. Задание : используя §13 учебника географии, абзац 2, составьте опорную схему «Состав и структура биосферы».

Подумайте над проблемой: (2) в какой части Мирового океана показатель биологической продуктивности выше, почему? Какие мероприятия проводятся в целях охраны биосферы? Какие объекты взяты под охрану в нашей области?

Сделайте выводы.

III группа. Задание : пользуясь текстом учебника §13, абзац 3 и дополнительный материал, составьте опорную схему «Периоды развития биосферы».

Подумайте над проблемой: (3) какие условия способствовали переходу биосферы в ноосферу? Есть доказательства перехода в ноосферу? Завершён ли этот процесс в настоящее время?

Кто ввел этот термин? Что он означает? Какие экологические проблемы существуют в биосфере?

Ответ обоснуйте.

VII . Закрепление знаний.

Тестирование.

1. Биосфера возникла благодаря:

а) микроорганизмам;

б) растениям;

в) животным;

г) всему перечисленному выше.

2. По мнению учёных, в какой среде появились первые живые организмы:

а) в земной коре;

б) в воде;

в) в воздухе;

г) в ледниках.

3. В биологическом круговороте продуктами (производителями) считаются:

а) животные;

б) растения;

в) микроорганизмы;

г) все вместе выше перечисленные организмы.

4. 70% общей биомассы Мирового океана составляют:

а) зоопланктон;

б) нектон;

в) бентос;

г) фитопланктон.

5. На материках 99% всей биомассы составляют:

а) зелёные растения;

б) микроорганизмы;

в) млекопитающие;

6. Основатель учения о биосфере- это:

а) Э. Зюсс;

б) Ч. Дарвин;

в) В. Вернадский;

г) Э. Леруа.

7. Благодаря этому процессу происходит преобразование в листьях зелёных растений неорганических веществ в органические:

а) биологическому круговороту;

б) фотосинтезу;

в) круговороту воды;

г) солнечной радиации.

8. Наиболее важные мероприятия ЮНЕСКО в рамках программы «Человек и биосфера» - это создание:

а) памятников природы;

б) заказников;

в) национальных природных парков;

г) биосферных заповедников.

9. Круговороты веществ, в том числе и биологический, на Земле происходят благодаря:

а) Мировому океану;

б) солнечной энергии;

в) живым организмам;

г) горным породам.

Ответы: 1г; 2б; 3б; 4г; 5а; 6в; 7б; 8г; 9б.

VII. Домашнее задание: §13, ответы на вопросы (устно), задание 7.

Итог урока: Что нового сегодня узнали на уроке?

VIII. Рефлексия.

IX. Сегодня на уроке я:

научился (-ась)…

было интересно…

было трудно…

Урок привлек меня тем…

Своей работой на уроке я:

доволен

не совсем доволен

я не доволен, потому что…

\ Документы \ Для учителя географии

При использовании материалов этого сайта - и размещение баннера -ОБЯЗАТЕЛЬНО!!!

Разработка урока по географии по теме "Экологические проблемы в биосфере"

Материал прислала: Колымагина Ольга Михайловна, учитель географии и экономики МОУ СОШ № 1 г. Александровска Пермского края

Тема: Экологические проблемы в биосфере

Цель: Формировать представления и знания учащихся по новой теме

Задачи:

  • "Познакомить с понятием "экологический кризис"; раскрыть, какие экологические кризисы были в истории человечества и сущность современного кризиса биосферы; сопоставить проблемы, стоящие перед человечеством с экологическими проблемами своего края.
  • "Развивать географическое мышление, умение анализировать и делать выводы
  • "Воспитывать самостоятельность, ответственность, умение работать в группах

Форма проведения урока: урок - добывания знаний

Методические особенности. Большинство уроков в данном курсе проводится как заседание географического клуба. Участники клуба (дети) выступают в роли теоретиков, исследователей, знатоков и т. д. В конце каждого заседания клуб принимает какие-то решения, подводит итоги работы. На представленном уроке ученики - это экологи, т. е. люди, занимающиеся проблемами окружающей среды.

Урок географии по теме "Биосфера". 6-й класс

Цель урока: создать условия для формирования представлений о биосфере, как оболочке Земли, населенной живыми организмами, ее границах и взаимосвязях живых организмов в процессе биологического круговорота веществ.

Образовательные задачи урока:

Формировать понятия: биосфера, живое вещество, круговорот веществ.

Формировать знания о границах распространения жизни в сферах Земли.

Развивать умение сопоставлять границы биосферы с границами других оболочек и объяснять действие факторов, ограничивающих распространение жизни в разных сферах.

Развивать умение выявлять роль разных групп организмов в переносе веществ на основе анализа схемы биологического круговорота.

Развивать умение извлекать информацию из разных источников знаний, анализировать ее и делать обобщения.

Планируемые результаты обучения:

Метапредметные:

формирование умений:

определять понятия;

анализировать и делать обобщения на основе различных источников информации (в текстовой форме и графической);

строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;

излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая данными;

организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально, в паре и группе.

Предметные:

учащиеся должны знать:

границы биосферы;

факторы, ограничивающие распространение жизни в разных сферах;

учащиеся должны уметь:

раскрывать суть понятий: биосфера, живое вещество, круговорот веществ;

сопоставлять границы биосферы с границами других оболочек;

объяснять взаимосвязи живых организмов в процессе биологического круговорота веществ.

Личностные:

формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде;

формирование представлений о целостности природы на примере биологического круговорота веществ.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Виды деятельности учащихся: индивидуальная, парная, групповая.

1. Этап мотивации.

2. Этап актуализации знаний.

Задание. Наша планета состоит из нескольких оболочек, или сфер (от греч. sphaira – шар). Твердая внешняя оболочка Земли называется литосферой (от греч. lithos– камень), воздушная – атмосферой (от греч. atmos – пар). Воды Земли, которые находятся в жидком, твердом и газообразном состоянии, объединяются в гидросферу (от греч. hydor – вода). Среда обитания живых организмов, в том числе человека, называется биосферой (от греч. bios – жизнь).

Объясните, о чем говорит название каждой земной оболочки и что означает названия всех оболочек Земли вместе.

Задание. Главное, что отличает Землю от других планет Солнечной системы – это наличие жизни. Объясните, почему в Солнечной системе жизнь существует только на планете Земля?

Учащиеся выполняют задания. Строят логические рассуждения, устанавливают причинно-следственные связи. Излагают свое мнение, аргументируя его. Формулируют общие выводы:

Наша планета состоит из нескольких внешних оболочек, или сфер, названия которых сообщают о веществах, из которых они состоят.

Положение Земли в Солнечной системе, ее размеры и масса позволяют ей иметь воздушную и водную оболочки, состав которых благоприятствовал созданию условий для существования на ней жизни.

Учащиеся совместно с учителем формулируют тему и определяют задачи урока. Тему урока записывают в тетрадь.

3. Этап изучения нового материала.

Биосфера возникла гораздо позже, чем другие земные оболочки. Попробуйте представить себе, как бы выглядела Земля без растений и животных. Вместо травы, лесов, кустарников - голые скалы. Вместо шума листвы, шуршания травы, пения птиц - полная тишина.

Задание. Ученые считают, что образование планеты Земля произошло примерно 4,5 млрд. лет назад. Первые живые организмы появились в океане около 3,5 млрд. лет назад. Развитие растительности на суше началось 400 млн. лет назад, птиц и млекопитающих – 50 млн. лет назад. А предки человека появились всего 2 млн. лет назад.

Подсчитайте, сколько лет прошло:

от образования планеты до появления первых живых организмов;

от появления первых живых организмов до появления растительности на суше;

от начала развития птиц и млекопитающих суши до появления предков человека.

Какую часть времени существования Земли занимает время существования на ней человека?

Учащиеся индивидуально выполняют задание. Результаты фиксируют в тетради. Представляют результаты и обсуждают их с одноклассниками.

Живые организмы не оставались неизменными с момента своего возникновения. Первые живые существа были очень примитивны. Прошли сотни миллионов лет, прежде чем в процессе эволюции сформировался тот разнообразный органический мир, который существует сегодня и образует на Земле особую оболочку – биосферу.

Понятие “биосфера” впервые было упомянуто в книге “Гидрология” (1802 г.) французским естествоиспытателем Ж.Б.Ламарком. Термин “биосфера” был введен в 1875 году австрийским геологом, президентом Венской академии наук, профессором Эдуардом Зюссом. Выделил эту земную оболочку как самостоятельную и создал учение о биосфере один из крупнейших отечественных исследователей, академик В. И. Вернадский (1863-1945).

Задание. Данные ученые, живя в разное время, по-разному определяли, что такое биосфера. Проанализируйте, как изменялось представление о биосфере. Сформулируйте свое определение термина “биосфера”.

Эдуард Зюсс определял биосферу как “тонкую пленку на земной поверхности, которая в значительной степени определяет облик всей планеты”.

В.И.Вернадский охарактеризовал биосферу как “область распространения жизни, включая наряду с организмами и среду их обитания”.

Учащиеся анализируют определения, сформулированные учеными, выявляют изменения. Формулируют собственное определение. Представляют результаты одноклассникам.

По Вернадскому все живые организмы на Земле образуют живое вещество биосферы.

Живые организмы на Земле исключительно разнообразны. Ученые могут лишь приблизительно подсчитать, что их 3 млн. видов, которые подразделяют на четыре основных царства.

Задание. Определите, о представителях какого царства живой природы идет речь? Заполните кластер царства живой природы. Приведите примеры организмов каждого из царств.

Характерная черта этих организмов состоит в том, что они способны самостоятельно создавать все необходимые им органические вещества, получая достаточно света, углекислого газа из воздуха и минеральных солей из почвы. (Растения)

Представителей этого царства больше всего в природе. Практически все из них питаются готовыми органическими веществами. Отличает их от других организмов то, что они могут самостоятельно передвигаться. (Животные)

Эти организмы неподвижны, но не могут сами создавать органические вещества, используя солнечный свет, углекислый газ и минеральные соли. Среди них выделяют шляпочные и плесневые. (Грибы)

Учащиеся выполняют задание по заполнению кластера индивидуально в тетради. Один из школьников представляет результаты работы на доске. Приводит примеры организмов разных царств.

Задание . Прослушайте сообщение одноклассника. Вставьте пропущенные слова в текст. Обсудите результаты работы с соседом по парте. Представьте свои результаты одноклассникам.

Видовое разнообразие животных ……….., чем видовое разнообразие растений. Среди животных наиболее распространены …………, а среди растений – …………….. . Биомасса животных ……….. биомассы растений. Масса живого вещества суши…………... массы живого вещества Мирового океана.

Сообщение учащегося (примерное).

Формы жизни отличаются большим разнообразием. И если, например, различных минералов на Земле насчитывается немногим более 4000, то число видов растений не менее 500 000, а число видов животных - 1,5 млн. Среди животных, преобладают насекомые, среди растений – цветковые (покрытосеменные). В царстве животных всего 4% позвоночных, из которых лишь десятая часть - млекопитающие, в том числе и человек.

Из общего числа видов организмов 21% приходится на растения, но по своей массе они почти в 1000 раз превосходят массу животных.

Большинство организмов сосредоточено на суше. Общая масса живых организмов – биомасса суши превышает общую биомассу Мирового океана более чем в 200 раз.

Учащиеся на основе прослушанного сообщения восстанавливают текст. Результаты работы обсуждают в парах и представляют одноклассникам.

Организуется работа в группах по выполнению задания о границах биосферы. Задание. Прочитайте текст и ответьте на вопросы.

Границы биосферы

Биосфера – это земное пространство, в котором существует жизнь. Каковы же границы этого пространства?

По теории академика В.И.Вернадского, верхняя и нижняя граница биосферы определяются факторами земной среды, которые делают возможным или невозможным существование живых организмов.

Физическим пределом распространения жизни в атмосфере является озоновый слой, расположенный в среднем на высоте 20 км от поверхности Земли. Озоновый слой ограничивает распространение жизни, так как выше его концентрация ультрафиолетовых лучей превосходит допустимую для живых организмов. В океанах нижняя граница жизни достигает глубины свыше 10 км. По учению В.И.Вернадского, в литосфере нижняя граница биосферы проходит на глубине 3-3,5 км ниже земной поверхности и имеет нечеткий характер. Она определяется такой температурой земных недр, при которой жизнь невозможна. За такой предел Вернадский принял температуру +100о С.

Таким образом, толщина биосферы составляет немногим более 20 км. В современной биосфере жизнь в основном сосредоточена на земле и вблизи от нее. Наиболее густые скопления живого вещества Вернадский назвал “пленками жизни”. На суше это, прежде всего почвы и растительный покров нашей планеты, его животный мир, а в Мировом океане – так называемый планктонный приповерхностный слой.

Определите верхнюю и нижнюю границы биосферы в атмосфере, гидросфере, литосфере.

Биосфера заполняет все оболочки. Объясните, почему её границы не совпадают с границами других оболочек.

Какие факторы ограничивают распространение жизни в разных сферах?

Что произойдет с живыми организмами на Земле, если исчезнет озоновый экран?

В гидросфере густо заселены верхние слои вод морей и океанов. Почему в Мировом океане с глубиной количество живых организмов сокращается?

Основная масса организмов, обитающих в литосфере, сосредоточена в почвенном слое, глубина которого не превышает нескольких метров, почему?

Объясните, почему наиболее густые скопления живого вещества В.И.Вернадский назвал “пленками жизни”.

Учащиеся, работая в группах, извлекают информацию из текста, анализируют ее, отвечают на вопросы. Формулируют умозаключения и выводы. По результатам работы выступает одна из групп, другие группы выступают в качестве оппонентов.

Общая масса живых организмов биосферы Земли составляет не более 0,1% массы земной коры. Если литосферу представить в виде каменной чаши массой 4 кг, то гидросфера вместилась бы в этой чаше и имела бы массу 400 г. Масса атмосферы была бы равна массе медной монетки, а масса живого вещества – почтовой марке. Однако миллиарды лет из поколения в поколение живые организмы перерабатывали вещество земных оболочек. Как связаны все живые организмы?

Задание . Рассмотрите и проанализируйте рис. 214 на стр. 178 учебника. Прокомментируйте схему биологического круговорота веществ, указав:

какие основные звенья существуют в этом круговороте;

какую роль играет каждая группа организмов в биологическом круговороте;

будет ли осуществляться биологический круговорот, если убрать хотя бы одно его звено?

Учащиеся изучают и анализируют схему, отвечают на поставленные вопросы. Представляют результаты работы.

4. Рефлексия

Вопросы для самопроверки усвоения изученного материала. Выберите правильный ответ:

Учение о биосфере создал (А. Ж.Б.Ламарк Б. Э.Зюсс В. В.И.Вернадский).

Совокупность всех живых организмов на Земле образует (А. Живое Б. Неживое) вещество биосферы.

Среди живых организмов наиболее разнообразны по видовому составу (А. Грибы Б. Растения В. Животные).

По массе живого вещества среди живых организмов превосходят (А. Грибы Б. Растения В. Животные).

Биосфера охватывает нижнюю часть (А. Атмосферы Б. Гидросферы В. Литосферы), верхнюю часть (А. Атмосферы Б. Гидросферы В. Литосферы) и всю (А. Атмосферу Б. Гидросферу В. Литосферу).

Мощность биосферы составляет (А. 6-7 км Б. 20-25 км В. 30-35 км).

Процесс круговорота веществ начинается с деятельности (А. Животных Б. Микроорганизмов В. Растений).

Учащиеся самостоятельно определяют уровень достижений своих результатов, используя ключ и шкалу оценивания.

Инструмент проверки: ключ.

А, В, Б

Шкала оценивания:

За каждый правильный ответ – 1 балл (за вопрос 5 – 3 балла).

Ответ неправильный или отсутствие ответа – 0 баллов.

“5”

“4”

“3”

“2”

9 баллов

8-7 баллов

6-5 баллов

менее 5 баллов

По итогам работы школьники проводят анализ и определяют круг вопросов, которые вызвали затруднение.

Учащиеся формулируют общие выводы:

Биосфера – оболочка Земли, населенная живыми организмами. Учение о биосфере создал В.И.Вернадский.

Совокупность всех живых организмов составляет живое вещество биосферы.

Живое вещество характеризуют по его массе, месту обитания, по видовому разнообразию и по численности каждого вида.

Биосфера охватывает нижнюю часть атмосферы, всю гидросферу и верхнюю часть литосферы.

Каждая группа организмов играет в биосфере определенную роль. Живое вещество биосферы участвует в биологическом круговороте веществ, который связывает в единое целое все части природы.

5. Домашнее задание

Составить синквейн “Биосфера”.

Правила составления синквейна.

В синквейне пять строк, в том числе:

Понятие (одно слово, в нашем случае биосфера).

Прилагательные (два слова).

Глаголы (три слова).

Предложение, фраза (из четырех слов).

Существительное, утверждение (одно слово).


Биосфера.

Цель: Сформировать представление о биосфере, как оболочке жизни.

Существуют различные предположения о том, как появилась жизнь на планете Земля. Из курса введение в естествознание, мы с вами рассматривали, как появилась жизнь на Земле. Давайте с вами скажем:

Как появилась жизнь на планете Земля? (высказываются дети)

Давайте с вами еще немного вспомним. Отвечаем на вопросы рубрики «Вспомните» на стр. 124 учебника.

Изучение нового материала:

Используя учебник на стр. 124-125 сформулируйте цели нашего урока.

Я вам предлагаю составить план нашего урока:

1) Границы биосферы.

2) Разнообразие живого.

Познавательная задача:

Чтобы ответить на данный вопрос я вам предлагаю выполнить некоторые задания.

    Анализ рис. 7.1. «Границы биосферы»

    Какие оболочки Земли включает в себя биосфера?

Исходя из того, что биосфера включает в себя все нам известные оболочки Земли. Дайте определение термину «Биосфера».

Биосфера – это оболочка жизни, сформировавшаяся в области взаимодействия воздуха, воды и горных пород.

Используя рис. 7.1 «Границы биосферы» учебника заполните таблицу

Оболочка

Где проходит граница?

Что мешает дальнейшему распространению?

В атмосфере

В литосфере

В гидросфере

Объясните, почему в Солнечной системе жизнь существует только на планете Земля?

Мы с вами выявили, что такое биосфера, где проходит верхняя и нижняя границы биосферы. А так мы вами и не сказали, кто же является основоположником учения о биосфере.

    Работа с дополнительным текстом «В.И. Вернадский о биосфере». И ответьте на вопросы:

1. Кто является основоположником учения о биосфере?

2. Охарактеризуйте учение В.И. Вернадского.

3. С позиции учения В.И. Вернадского о биосфере обоснуйте влияние человека на биосферу.

Итак, ребята пришло время ответить на наш вопрос Почему биосферу называют пленкой жизни?

Переходя ко второму вопросу «Разнообразие живого». Я хочу вам задать следующий вопрос: Основную массу биосферы составляют растения, а по видовому разнообразию преобладают животные. Почему?

Составьте схему «Разнообразие живых организмов на Земле». Продемонстрируйте примерами на краеведческий материал.

Некоторые виды животных и растений сохранились на нашей планете, пережив глобальные климатические изменения (оледенения и эпохи потепления). Такие виды называют реликтами. Давайте с вами запишем определение термина «Реликты».

Реликты – это древние виды, сумевшие приспособиться к новым условиям обитания. Например, утконос, ехидна, секвойя, русская выхухоль

На ряду с реликтовыми видами выделяются так же эндемичные виды. Запишите себе в тетрадь определение термина «Эндемики».

Эндемики – это растения или животные, встречающиеся только в определенной географической местности. Например, кенгуру, жираф, анаконда, скунс, лев, тигр (показать данных представителей с электронного приложения).

Как происходит распространение живых организмов по планете Земля? (анализ рис. 7.2. и 7.3. учебника на стр. 125).

Исходя из того, что мы с вами сказали сформулируйте закономерность распространения живых организмов на Земле (суше и в океане).

Итак, пришло время ответить на наш поставленный вопрос. «Основную массу биосферы составляют растения, а по видовому разнообразию животные. Почему?

Домашнее задание: §48