Мохенджо даро где. Индская цивилизация (Хараппа и Мохенджо-Даро)

Две версии названия города: общепринятое и подлинное

В современной науке название «Мохенджо-Даро» давно стало привычным и неоспоримым, однако не приходится говорить о его подлинности. Именование, взятое из языка синдхи, буквально означает «холм мертвецов» и получило распространение лишь в середине ХХ века. Истинное же название города остаётся загадкой, но анализ письменных источников, обнаруженных в комплексе, даёт все основания полагать, что в период расцвета это поселение называлось «Куккутарма», что в переводе с местного диалекта означало «город петуха». Дело в том, что в Мохенджо-Даро был развит культ этой птицы, которая скорее служила ритуальным элементом, нежели пищей. Кроме того, вполне вероятно, что именно этот город был родиной разведения домашних кур.

История обнаружения древнего города у реки Инд

Почти 4 тысячи лет Мохенджо-Даро оставался неизвестным науке и мог совсем не оставить следа в истории, если бы не 37-летний индийский археолог Ракхал Дас Банерджи. Молодой учёный работал в Археологическом управлении Индии и занимался исследованиями в области древних культур Востока. В 1922 году он отправился к берегам Инда, так как узнал о расположенном там древнем буддистском строении. Прибыв со своей командой на место, он был поражён, обнаружив огромный комплекс, относящийся к более раннему периоду истории, чем предполагалось. В этом же году Банерджи привлёк к своему проекту Джона Маршалла, с которым они провели первые раскопки Мохенджо-Даро.


Уже на начальных этапах стала очевидной культурная связь поселения с другими городами-государствами этого периода. Планировка улиц, расположение культовых зданий и найденные артефакты подтверждали возраст Холма Мертвецов. Первые экспедиции и археологические раскопки были весьма интенсивными. На протяжении 40 лет группы учёных со всего мира приезжали к берегам Инда, чтобы найти как можно больше информации об уникальном поселении. К сожалению, лишь в 1960 годах стало известно, что существующие техники раскопок весьма грубы и повреждают хрупкий материал. Это обнаружение привело к ограничению работ на этой территории, кроме тех, что направлены на консервацию и сохранение уже открытых участков.

Таинственное разрушение


Как и любой древний город, Мохенджо-Даро привлекает внимание своими постройками, которые помогают лучше понять быт и мышление наших предков. Но один фактор делает это поселение куда более загадочным и интересным, нежели его соседи. Всё дело в том, что с первых дней раскопок учёными были обнаружены находки, которые в своей совокупности свидетельствовали о весьма странном событии, однажды произошедшем в селении. Примерно в XV веке до нашей эры на город обрушился катаклизм, вмиг уничтоживший всех его жителей. В пользу этой теории выступают сразу несколько факторов:

  • во-первых, все постройки поселения полностью или частично разрушены, но с одним любопытным нюансом: в центре города наблюдается наибольшая деформация, в то время как самые крайние дома имеют незначительные дефекты. Иными словами, город выглядит так, будто в его центр скинули какую-то бомбу, волны которой прокатились от центра к периферии Мохенджо-Даро;
  • во-вторых, все кирпичи, из которых возведены дома, выглядят так, будто их запекали при температуре в несколько тысяч градусов, но учёным не удалось обнаружить никаких приспособлений, которые могли бы так обрабатывать строительный материал. Кроме того, были обнаружены пласты стекла, плавка которого также требует недостижимых для человека того времени температур;
  • в-третьих, подобно Помпеям, на улицах Мохенджо-Даро были обнаружены останки людей, чьи позы скорее свидетельствуют о беззаботных прогулках, нежели о попытках побега от опасности.

Все вместе эти находки на протяжении десятилетий будоражат сознание как учёных, так и обычных туристов. Действительно, какая катастрофа могла привести к подобному уничтожению целого поселения? Все описания повреждений невероятно похожи на то, что было обнаружено в печально известных Хиросиме и Нагасаки, после того, как на них были сброшены атомные бомбы. Некоторые исследователи даже выдвигают гипотезы о существовании продвинутой индской цивилизации, которая могла использовать взрывчатые вещества и схожие технологии.

Кроме того, учёные приходят к выводу о том, что этот катаклизм был замечен жителями того времени и даже получил своё отображение в письменных источниках. Священные тексты индуизма содержат записи о «божественном огне», который обрушился на большой город, полностью истребив его население. Люди того времени усматривали в этом событии возмездие прогневавшихся богов, которое должно было служить предупреждением для соседних поселений.

Лестница на вершину

Культурные памятники и археологические находки

Но не только таинственное исчезновение города привлекает тысячи туристов в эти места. Уникальная планировка пространства даёт возможность ознакомиться с особенностями древнего градостроения, которое было чрезвычайно логичным и практичным. Вдоль идеально ровных улиц шириной в 10 метров расположены идентичные дома с плоскими крышами, которые одновременно выполняли функцию террас. Такому схематизму и идеальной стилистической целостности могли бы поучиться современные застройщики.

Кроме того, в центре города расположена огромная цитадель, которая, вероятнее всего, укрывала жителей во время возможных затоплений водами реки. Но наличие Инда приносило жителям больше пользы, чем неудобств. Так, Мохенджо-Даро – один из первых городов с невероятно развитой системой ирригации и водоснабжения. Учёными были обнаружены следы общественных туалетов и даже бань. Также на территории города расположен бассейн площадью в 83 кв. м., который использовался во время ритуальных действий и празднеств.

Может показаться, что добраться до такого города как Мохенджо-Даро непросто, но, к счастью, это не так. Всего лишь в одном километре от поселения расположен аэропорт, принимающий регулярные рейсы из других городов Пакистана. В зависимости от предпочтений, из терминала в комплекс можно добраться двумя способами:

Для тех же, кто хочет сэкономить средства или просто не любит лишний раз летать на самолёте, по региону курсирует поезд «Карачи-Кветта». Добравшись на нем до станции «Ларкана», остается лишь пересесть в автобус, который за 40 минут довозит пассажиров к стенам Мохенджо-Даро.

Ранее туристическая инфраструктура в этой местности была развита слабо. Обычно туристы выезжали к Мохенджо-Даро рано утром и, проведя в комплексе весь день, возвращались в Карачи - большой город с множеством отелей, пляжей и интересных культурных памятников. В последнее время ситуация стала меняться, правительство Пакистана начало проект по обустройству окрестностей древнего города-государства, и в ближайшее время туристы смогут ночевать в непосредственной близости к Мохенджо-Даро.

Введение

Теории происхождения

Ареал распространения

Хронология

Город и его особенности

Занятия населения

Политическая организация и социальная структура

Торговля и внешние связи

Язык и письменность

Упадок индских городов

Список используемой литературы


Введение

Цивилизация Хараппы и Мохенджо-Даро одна из трёх наиболее древних цивилизаций человечества, наряду сдревнеегипетскойи шумерской. Из всех трёх она занимала наибольшую площадь. Развивалась в долине рекиИндв XXIII-XIX веках до н. э.до прихода ариев, во II тыс. до н. э. Наиболее значительные центры -Хараппа,ЛотхалиМохенджо-Даро. Население в годы расцвета составляло около 5 миллионов человек.

С VII тыс. до н. э. в долинеИндаиСарасватиразвивается производящее хозяйство. Выделяется особая раннеземледельческая культура, которую называютмергарской. В эту эпоху человек нашёл эффективный способ получения продуктов питания, оптимальное для данного региона развитие земледелия, охотничьего промысла и зарождающегосяскотоводства. Это создавало все необходимые условия для перехода на качественно новую ступень - формирования нового культурно-исторического комплекса.

Культура долины Инда не была единственной в своём регионе. Так, вАмрией предшествовала местная оригинальная культура, некоторое время сосуществовавшая с хараппской.

У индскихдравидовбыли развиты монументальное строительство, металлургия бронзы, мелкая скульптура. В зачатке находились частнособственнические отношения, а в основе сельского хозяйства лежалоирригационноеземледелие. ВМохенджо-Даробыли обнаружены едва ли не первые известные археологам общественныетуалеты, а также система городскойканализации.

Письменность долины Индаучёным расшифровать не удаётся, поэтому сведения о политическом развитииХараппыи Мохенджо-Даро и имена правителей на сегодняшний день неизвестны. Важная роль отводилась внешней торговле: у хараппской цивилизации было сообщение сМесопотамией,Средней Азией, прямые торговые контакты доходили доШумераиАравии.

Закат индской цивилизации приходится на XVIII-XVII века до н. э. В это время основная масса дравидского населения сдвигается на юго-восток (на территории Пакистана остаются только предки народабрауи) и утрачивает былой уровень развития. Вероятно, это было вызвано ухудшением природных условий. Последний удар по носителям цивилизации нанесло вторжениеариев.


Теории происхождения

Одним из самых сложных вопросов в изучении Хараппской цивилизации является вопрос о ее происхождении. Высказывались разимо точки зрения - о шумерской основе Хараппской культуры, о создании ее индоарийскими племенами, в связи с чем Хараппская цивилизация рассматривалась как ведийская. Известный археолог Р. Гейне-Гельдерн писал даже о том, что цивилизация на Инде возникла внезапно, так как никаких следов предшествующего развития будто бы не обнаружено. За последние годы собраны новые важные материалы о местном происхождении этой культуры. К сожалению, подпочвенные воды пока мешают археологам последовать самые нижние склоны в Мохенджо-Даро.

Археологические раскопки в Белуджистане и Синде показали, что здесь в IV – III тысячелетии до н. э. существовали земледельческие культуры, которые имеют много общего с ранней Хараппской культурой и с которыми Хараппские поселения в течение длительного времени поддерживали контакты. В Синде земледельческие культуры появляются позднее, что позволяет предполагать проникновение сюда каких-то племен из областей Белуджистана и Южного Афганистана.

В долине Инда Хараппские поселения возникают, очевидно, не сразу и не одновременно. Вероятно, из какого-то одного центра, где раньше всего сложилась городская культура, происходило постепенное расселение ее создателей. В этой связи особый интерес представляют исследования французского археолога Ж. М. Казаля поселения Амри, который установил стратиграфию от дохараппского периода до позднехараппского. Здесь прослеживается местное развитие культур: с момента, когда большая часть керамики изготовлялась вручную, без гончарного круга, когда строения только появлялись, а использование металлов лишь начиналось, до более развитых фаз, отмеченных расписной керамикой и более прочными, сырцовыми постройками. Нижние слои дохараппского периода имеют аналогии с раннеземледельческими культурами Белуджистана, в более поздних слоях появляется керамика раннехараппских поселений долины Инда. Наконец, раскопки показали, что традиции, типичные для культуры Амри, сосуществуют вместе с Хараппскими.

В самой Хараппе под городскими укреплениями была найдена керамика культуры Амри, а в нижних слоях Мохснджо-Даро - керамика Белуджистанских культур, что свидетельствует, очевидно, не только о тесных контактах индских поселений с земледельческими культурами Белуджистана и Синда, но и о том, что Хараппская цивилизация имеет местные корни. Она возникла на основе традиции земледельческих культур.

Раскопки пакистанских археологов в Кот-Диджи (недалеко от современного Хайпура) показали, что в дохараппский период здесь существовала уже весьма развитая культура: ученые открыли цитадель и собственно жилые кварталы, возникшие, по данным радиокарбонного анализа, в XXVII-XXVI вв. до и. э. Керамика из Кот-Диджи ранного периода имеет аналогии с керамикой земледельческих поселений Синда и Белуджистана, а более поздняя - с Хараппской. Это позволило проследить эволюцию местных традиций до собственно хараппских, датируемых XXI-XX ив. до н. э. Явный предхараппский период был открыт индийскими археологами при раскопках в Калибангане (Раджастан), где на одном холме находились поселения предшественников хараппанцев, а на соседнем - постройки уже создателей Хараппской культуры. Керамика предхараппского поселения имеет много общих черт с керамикой Амри и Кот-Диджи. Таким образом, ученым удалось проследить развитие Хараппской культуры на основе более древних местных традиций.

Вместе с тем Хараппская цивилизация явилась новым этапом, качественным скачком в развитии древнейших культур Индостана, ознаменовавшим появление цивилизации городского типа.

Большое значение имела, очевидно, речная система Инда, создающая благоприятные условия для развития материальной культуры и экономики и для создания городских поселений, ремесла и торговли. Неслучайно большая часть всех Хараппских поселений располагалась по берегам Инда и его притоков. Позднее Хараппские поселения появились в верховьях Ганга и Ямуны (современная Джамна).

Многое в происхождении Хараппской культуры остается еще не совсем ясным и нуждается в дальнейшей разработке, но теории, связывающие создание этой цивилизации с пришельцами - ариями или шумерами, в настоящее время представляют лишь историографический интерес.

Ареал распространения

В 20-х годах XX в, когда началось научное изучение Хараппской цивилизации, существовало мнение об относительно узких границах этой культуры. Действительно, вначале Хараппские поселения были найдены только в долине Инда. Теперь же, в результате современных археологических исследований, стало ясно, что Хараппская цивилизация была распространена на огромной территории: с севера на юг более 1100 км и с запада на восток более 1600 км.

Раскопки на Катхиаарском полуострове показали, что население постепенно продвигалось к югу, колонизуя новые территории. В настоящее время самым южным считается Хараппское поселение у устья реки Нарбада, но можно предполагать, что хараппанцы проникли еще южнее. Они устремлялись и на восток, подчиняя себе все новые области. Археологи открыли Хараппское поселение недалеко от современного Аллахабада. Так создавались различные варианты Хараппской культуры, хотя в целом это была единая культура с установившимися традициями.

Можно предполагать, что некоторая разноплановость внутри этой огромной цивилизации отражала разную этническую основу и неодинаковый уровень развития тех районов, где появлялись создатели этой цивилизации.

Хронология

Хронологию Хараппской цивилизации ученые определяют сейчас различными способами. Прежде всего это сопоставление индских и месопотамских вещей (например, индских печатей, найденных в городах Двуречья), спектральный анализ фаянсовых изделий, карбонный анализ вещей, к которому стали обращаться в последние годы, а также данные аккадских источников о торговых отношениях с Востоком. Вначале ученые очень удревняли возраст городов Хараппской культуры, исходя лишь из общих соображений о сходстве процесса развития цивилизации в Шумере и Индии. Английский археолог и один и зачинателей «индской археологии», Дж. Маршалл, в начале 30-х годов датировал Индскую культуру от 3250 до 2750 г. до н. э. Когда же были опубликованы печати индского типа, найденные при раскопках городов древней Месопотамии, оказалось, что большая часть их связана с правлением Саргона I (2369- 2314 г. до н. э.), а также с периодами Исины (2024-1799 гг. до н. э.) и Ларсы (2024-1762 гг. до н. э.). На этом основании ученые пришли к выводу, что наиболее прочные связи между Месопотамией и Индией условно можно было отнести к XXIII-XVIII в. до н.э.

Показательно, что в аккадских текстах наибольшее число упоминаний о торговле с восточными областями, в том числе с Дильмуном и Мелухой, которые идентифицируются учеными с индскими или соседними с этими областями, падает на период III династии Ура (2118-2007 гг. до н. э.) и период династии Ларсы. Большой интерес представило открытие по одной из клинописных табличек, датируемой 10-м годом правления царя Ларсы Гунгунума (1923 г. до н. э.) оттиска печати индского типа. Все эти данные позволили предположить, что период расцвета индских городов - конец III- начало II тысячелетия до н. э. При раскопках месопотамских городов печати были обнаружены и в слоях касситского периода, что свидетельствует о продолжении контактов и в эту эпоху. В верхних слоях Хараппы были найдены фаянсовые бусы, спектральный анализ которых установил их тождественность бусам из Кносса на острове Крит (XVI в. до н. о.). На основавши этого последний период в истории Хараппы также можно датировать XVI в. до н. э.

Или Махенджадара (переводится как «холм мертвецов») - город цивилизации долины Инда, возникший около 2600 года до н. э. Расположен в Пакистане, в провинции Синд. Является крупнейшим древним городом долины Инда и одним из первых городов в истории Южной Азии, современником цивилизации Древнего Египта и Междуречья.

Мохенджо-Даро обнаружили в 1920 году вместе с городом Хараппу на территории Пакистана. Города явно воздвигнуты по Ведической традиции.

Город Мохенджо-Даро — история и фото

Мохенджо-Даро выделяется среди других центров Индской цивилизации почти идеальной планировкой, использованием в качестве основного строительного материала обожжённого кирпича, а также наличием сложных ирригационных и культовых сооружений. Среди прочих построек обращают на себя внимание зернохранилище, «большой бассейн» для ритуальных омовений площадью 83 кв. м. и возвышенная «цитадель» (по всей видимости, предназначавшаяся для защиты от наводнений).
Ширина улиц в городе достигала 10 м.

В были обнаружены едва ли не первые известные археологам общественные туалеты, а также система городской канализации. Часть территории нижнего города, где селились простолюдины, была со временем затоплена Индом и потому остаётся неисследованной.

Находка 5000 летней давности доказала что в этих местах существовала высокоразвитая цивилизация. И веками устоявшаяся культура. Судите сами если городу высокой цивилизации 5000 лет, то сама цивилизация не могла возникнуть за один день, и у этой цивилизации есть не менее продолжительная предистория. Что означает что цивилизация и разум построившие эти города еще древнее. Отсюда следует простой логический вывод. Что к возрасту найденных городов можно смело добавить 2000 лет.

Загадки Мохенджо-Даро

Итого возраст самой самой цивилизации был не меньше 7000 лет.
Самое интересное, что город был уничтожен ядерным взрывом. В костях скелетов обнаруженных на месте раскопок города уровень радиации превышал в несколько раз. Река, которая протекала рядом, испарилась в одно мгновенье.

Вот уже много десятилетий археологов волнует тайна гибели 3500 лет назад города Мохенджо-Даро в Индии. В 1922 году индийский археолог Р. Банарджи обнаружил на одном из островов реки Инд древние руины. Назвали руины, породившие такие .

Уже тогда возникли вопросы: как был разрушен этот большой город, куда подевались его обитатели? Ни на один из них раскопки ответа не дали…
Читайте про еще одно интересное сооружение прошлого, оставшееся пока без ответа — .

В развалинах сооружений не было многочисленных трупов людей и животных, а также обломков оружия и следов разорения. Очевидным был лишь единственный факт – катастрофа произошла внезапно и длилась недолго.

Упадок культуры – процесс медленный, следов наводнения не найдено. Более того, есть неоспоримые данные, говорящие о массовых пожарах. Эпидемия не поражает людей, спокойно прогуливающихся по улицам или занимающихся делами, внезапно и одновременно А именно так было – это подтверждается расположением скелетов. Палеонтологические исследования также отвергают гипотезу эпидемии. С полным основанием можно отвергнуть и версию о внезапном нападении завоевателей ни на одном из обнаруженных скелетов нет следов, оставленных холодным оружием.

Мохенджо-Даро — ядерный взрыв

Весьма необычную версию высказали англичанин Д. Девенпорт и итальянец Э. Винченти. Они утверждают, что Мохенджо-Даро пережил судьбу Хиросимы. В пользу своей гипотезы авторы приводят следующие аргументы. Среди руин попадаются разбросанные куски спёкшейся глины и зеленого стекла (целые пласты!).

Вероятно песок и глина под воздействием высокой температуры вначале расплавились, а затем мгновенно затвердели. Такие же пласты зеленого стекла появляются в пустыне штата Невада (США) всякий раз после ядерного взрыва. Анализ образцов, проведенный в Римском университете и в лаборатории Национального совета исследований Италии, показал: оплавление произошло при температуре 1400- 1500 градусов. Такая температура в те времена могла быть получена в горне металлургической мастерской, но никак не на обширной открытой территории

Если внимательно осмотреть разрушенные здания, создается впечатление, что очерчена четкая область – эпицентр, в котором все строения сметены каким-то шквалом. От центра к периферии разрушения постепенно уменьшаются. Наиболее сохранились окраинные строения. Словом, картина напоминает последствия атомных взрывов в Хиросиме и Нагасаки.

Мыслимо ли предположить, что таинственные завоеватели долины реки Инд владели атомной энергией». Такое предположение кажется невероятным и категорически противоречит представлениям современной исторической науки Впрочем, в индийском эпосе «Махабхарата» говорится о некоем «взрыве», который вызвал «слепящий свет, огонь без дыма», при этом «вода начала кипеть, а рыбы обуглились» Что это – просто метафора». Д Девенпорт считает, что в ее основе есть. какие-то реальные события.

Город Мохенджо-Даро занимал площадь около 259га и представлял собой сеть кварталов (древнейший пример такой планировки), разделенных широкими улицами с развитой дренажной системой, которые разделялись на более мелкие и застраивались домами из обожженного кирпича. Датировка этого поселения до сих является предметом дискуссии. Радиоуглеродный анализ и связи с Месопотамией позволяют отнести его к 2300-1750гг. до н.э.

Когда индийские археологи Д. Р. Сахин и Р. Д. Банерджи смогли наконец посмотреть на результаты своих раскопок, они увидели красно-кирпичные развалины древнейшего в Индии города, принадлежащего протоиндийской цивилизации, города довольно необычного для времени его постройки – 4,5 тысячи лет тому назад.
Он был спланирован с величайшей педантичностью: улицы, протянутые словно по линейке, дома в основном одинаковые, пропорциями напоминающие коробки для тортов. Но за этой «тортовой» формой иногда скрывалась и такая конструкция: в центре – двор, а вокруг него – четыре-шесть жилых комнат, кухня и помещение для омовения (дома с этой планировкой встречаются в основном в Мохенджо-Даро, втором большом городе).

Сохранившиеся в некоторых домах пролеты для лестниц позволяют предположить, что строили и двухэтажные дома. Главные улицы были десятиметровой ширины, сеть проездов подчинялась единому правилу: одни шли строго с севера на юг, а поперечные – с запада на восток.

Но этот монотонный, как шахматная доска, город предоставлял жителям неслыханные по тем временам удобства. По всем улицам протекали арыки, и из них в дома (хотя около многих обнаружены колодцы) подавалась вода. Но что еще важнее – каждый дом был связан с системой канализации, проложенной под землей в трубах из обожженного кирпича и выводящей все нечистоты за городскую черту.

Это было гениальным инженерным решением, позволившим на довольно ограниченном пространстве собираться большим людским массам: в городе Хараппа, например, временами проживало до 80000 человек. Инстинкт тогдашних градостроителей поистине удивителен! Ничего не ведая о болезнетворных бактериях, особенно активных в теплом климате, но обладая, вероятно, накопленным опытом наблюдений, они оградили поселения от распространения опаснейших болезней.

(«холм мертвецов») возник около 2600 года до н. э. Первые археологические раскопки Мохенджо-Даро велись почти десять лет с 1922 по 1931 го в Пакистане, в провинции Синд археологом Джон Маршаллом. Он отметил, что находки, найденные в Мохенджо-Даро, идентичны с теми, что были обнаружены в городе Хараппа на реке Иравати (или Парушни), одной из 7 притоков Инда.

Среди других центров Хараппской цивилизации, город Мохенджо-Даро выделяется идеальной планировкой, в качестве основного материала для строительства домов, культовых сооружений, бассейнов для ритуальных омовений, использовался обожжённый кирпич. Город прошёл через семь различных стадий эволюции , от начального роста к зрелости и гибели.

Площадь Мохенджо-Даро составляла 300 га , город снабжался водой по трубам из обожжённой глины, была построена общественные туалеты, проведена канализация и построена ирригационная система, дамбы на реке, зернохранилище, стадион с первыми в мире зрительскими трибунами.

Цитадель Мохенджо-Даро занимает центральный квартал в западной части города, где уровень почвы поднят искусственной насыпью из глины и кирпича-сырца на высоту от 6 до 12 м.

Для собственной обороны цитадель была укреплена квадратными башнями из обожжённого кирпича, и толстых кирпичных стен. В цитадели были построены два зала для собраний городского сообщества, с рядами сидений, разделённых проходами.

Плотно построенные дома, улицы и переулки имели систему водоснабжения и канализации , и одну из самых ранних в мире систем сбора воды в городские колодцы .

Цитадель и средний город имела свои внутренние охраняемые ворота, с надписью : «ash-ra-ra-a-ka-aksha-ra-nga-pu-ra».

Круг, разделённый на 8 частей: «ash» - санскр. «ashta» -«ашта» - восемь.
Колесо: «Ра» - «ra» в санскр. «rathah» -«рата» может означать «тепло, свет, сияние» «колесницы солнца». «Семь сестёр (sapta-svasvar) […] небесной (ASURYA nadinam)»
Колесо: «Ра» - «ra».
«А» - ‘А’ - диакритическим знак, который может также означать, Шива и первую букву алфавита.
Знак Х – «кА» - «ха» - санскр. «Каа» означает или любовь.
Знак ромба, как алмаз, или Око: может означать «глаз, душу». Акшан – Akshan – надзиратель, административный чиновник в долины Инда, контролирующий строительство государственных административных зданий, храмов, крепостей и т.д. От Акшан – Akshan происходит слово «Episcopus» - епископ.
Второй раз колесо: «Ра» - ‘ra’.
«nga» - «нга» может означать, соединение, связь с предками или разветвление рода.
«Пу-ра» - ‘pu-ra» может означать чистый, чистый.
Третий раз колесо: «Ра».
Итак: «ashra-raa-ka-aksha-ranga-pura» - «Ашра-раа-ка-акша-ранга-пура» - «Убежище под защитой Рангапура»
В первой половине вывеской: «ASHRA» - убежище и «Ракша» - защита. «Ранга-пура» - ‘ra-nga-pu-ra’ = королевский город. В Хараппской культуре слово «королевский» не применялось. От «нга» - «nga» происходит английское слово «king» — «король».

В период расцвета Мохенджо-Даро население составляло от 30 000 до 40 000 человек.
Английский археолог М. Уилер считает, что обитатели Мохенджо-Даро были истреблены во время в долину Инда , но на территории раскопок Мохенджо-Даро не найдено и 40 скелетов. Эта значит, что жители Мохенджо-Даро сдались на милость победителей, устрашившись их силы. В одном из отрывков рассказывается о боге Индре, владевшем божественным огнём Агни , и направлявшим огонь на крепости противников ариев.


Захватывая обширные территории Мохенджо-Даро, арии не разрушили город, и он существовал ещё около 900 лет, прежде, чем жители покинули его в середине II тысячелетия до н. э.

После того, как в Аравийском море поднялся уровень воды, долина реки Инд была затоплена, затоплен и Мохенджо-Даро.

Город стал непригоден для обитания, и жители спешно ушли из него, оставив свои дома, глиняную домашнюю утварь, золотые украшения , спрятанные в доме. Археологи обнаружили множество изделий из терракотовой керамики , бисера , золотых и медных украшений , печатей, рыболовные крючки , статуэтки животных , инструменты, урны и чаши местного производства, а также некоторые импортные сосуды , свидетельствующие о торговых связях с дальними землями, вплоть до Месопотамии .

На надписи печати из Мохенджо-Даро знак круга, поделенного на равные части, означает «Сообщество»

В Мохенджо-Даро процветала торговля, найдены гири для весов, тесненныеглиняные печати с изображениями быка, буйвола, зубра или единорога, с именем, должностью владельца и принадлежностью к определённому сообществу, глиняные паспорта «сообщества» Мохенджо-Даро, удостоверяющие личность тех, кто отправляется по торговым делам в другие области Инда.


У зажиточных горожан были двухэтажные дома с внутренними двориками и кирпичными лестницами, ведущими на второй этаж или на плоскую крышу.

Стены домов Мохенджо-Даро покрыты штукатуркой, при раскопках найдены детские игрушки, небольшие скульптуры и многочисленные терракотовые поделки из обожжённой глины, с изображением быков и буйволов.

Каменное скульптурное изображение фигура, известной как «Царь-жрец» отличается тонкой резной работой. Накидка Царя-жреца украшена трилистниками, символами божественной мудрости.


Территория нижнего города, где селились простолюдины, была затоплена Индом и потому остаётся не исследованной. За 4500 лет уровень воды в реке поднялся на 7 метров относительно уровня земли, на которой был построен Мохенджо-Даро.

корабль из Мохенджо-даро

В 1922 году индийский археолог Банарджи обнаружил на одном из островов реки Инд руины древнего города. Их назвали Мохенджо-Даро, что в переводе означает «Холм мертвых». Результаты раскопок потрясали воображение. Трудно было поверить, что в эти незапамятные времена люди умели так основательно обустраивать свои жизнь и быт. Вскоре после Мохенджо-Даро археологи нашли еще один город – Хараппу, принадлежавший к той же цивилизации (в науке она стала известна именно как Хараппская). Хараппа старше, чем Мохенджо-Даро – город возник задолго до третьего тысячелетия до н. э.


Как выглядел и чем жил город Мохенджо-Даро?

Мохенджо-Даро был разделен на две части. В одной располагались жилые кварталы. Сложенные из глиняных кирпичей и укрытые плоскими крышами дома выстраивались вдоль идеально прямых вымощенных камнем улиц и аллей. По своей планировке расчерченный на квадраты город напоминал не старинные «бурги» Европы, расходившиеся кольцами вокруг центральной крепости, а мегаполисы вроде Нью-Йорка или Петербурга, основанные в близкие к нам исторические времена. Рядом с каждым жилищем в жилой «зоне» Мохенджо-Даро обязательно был двор, колодец и даже туалет, нечистоты из которого смывались в проложенную под улицами канализацию.

В последний период существования цивилизации долины Инда ее жители научились добывать древесный уголь и строить простые котельные, вроде греческих и римских гипокаустов. С тех пор каждый городской житель мог принимать горячую ванну. Горожане добывали природный фосфор и использовали некоторые растения для освещения улиц и жилищ.

Другую часть города окружала стена из необтесанных, но очень плотно прилегающих друг к другу камней, чередующихся с кладкой сырцового кирпича. В этой части Мохенджо-Даро, в отличие от жилых кварталов, размещались сооружения куда более грандиозные. Например, зал собраний, общественная купальня, в которой, наверное, совершались ритуальные омовения, или огромное зерно­хранилище величиной с олимпийский плавательный бассейн.

Купцы и мастера

В городах долины Инда процветали торговля и ремесла. Археологи нашли в Мохенджо-Даро древние весы, а также трости с засечками – такой нехитрый инструмент играл роль линеек, и с его помощью купцы отмеряли ткань. Древнеиндийские коммерсанты широко использовали печати – ими скрепляли договоры и метили имущество. На печатях любили изображать животных – быков, тигров, антилоп. Вообще, изобразительное искусство достигло в городах Хараппской цивилизации высочайшего уровня. Настолько же близкие к реальности изображения человеческого тела в Древней Греции появились только спустя тысячу лет.

Взгляните на иллюстрацию выше, с каким тщанием вырезана фигура бородатого мужчины, одетого в расшитую тунику. Кем он был? Царем, героем или богом? Сегодня этого не знает никто.

Зато миниатюрное изваяние запряженной быками двухколесной повозки даже через тысячи лет сохранило для нас живой аромат повседневной жизни на Древнем Востоке. Кстати, заметьте – хараппцы знали колесо, а для цивилизации, существовавшей 45 веков назад, это было большим достижением. Например, индейцы Центральной Америки, воздвигнувшие пирамиды, мало чем уступавшие египетским, узнали о колесе только после завоевания Нового Света европейцами. А вот добывать железо в Мохенджо-Даро и Хараппе не умели. Зато археологи нашли много искусно сработанных медных и бронзовых вещей – ножи, серпы, иглы, мечи, щиты, наконечники стрел и копий. Как показывают раскопки, деловитые жители Хараппы и Мохенджо-Даро умели с толком провести минуты отдыха. На месте развалин найдены фигуры и доски для настольных игр вроде шахмат.

«Жителям этих городов, судя по всему, не приходилось заботиться о поисках пропитания. Они занимались, чем хотели, изобретали и пробовали все новое», - сказал как-то немецкий археолог Уте Франке-Фогт.

Неожиданный конец

Около 1800-го года до нашей эры блистательные города долины Инда стали приходить в упадок. Еще через несколько столетий Хараппа и Мохенджо-Даро полностью опустели, а потомки их жителей, вероятно, нашли новый дом в долине другой великой реки Индостана – Ганга. Что случилось с Хараппской цивилизацией?

В качестве наиболее вероятной версии ученые предлагают самую прозаическую: рост населения и его возрастающие запросы потребовали от крестьян этой древней страны выращивать все более и более богатые урожаи. Так продолжалось до тех пор, пока земли в плодородной долине Инда не пришли к полному истощению. И тогда, выжав из матери-земли все соки, человек пустился в бегство, подарив пустыне свои величественные, но бесполезные руины. Иные исследователи связывают упадок городов долины Инда с нашествиями воинственных, но менее развитых народов, например, налетевших с северо-запада ариев. Чья точка зрения правильнее?