Богатыри — защитники марийской земли. Марийские богатыри Марийский богатырь

В Карамасском поселении Волжского района Марий Эл начато возведение мемориального комплекса, посвященного памяти национального героя Чоткара.

Что объединяет любой национальный народ? Культура, язык, традиции, история… Немаловажное значение имеют и почитаемые места, которые как не скудеющие источники «питают» его память и душу, формируют самосознание, определяют будущее. В нашем районе один из таких «памятников» связан с именем марийского героя Чоткара.

Он находится в Карамасском поселении между деревнями Нурмучаш и Усола. Здесь, на небольшом живописном холме недалеко от реки Пез, где согласно легенде Чоткар любил отдыхать, установлен камень памяти, на котором слова: «Чоткарын шӱлышыжӧ - марийын чоныштыжо» (Душа Чоткара - в сердце марийца). Традиционно каждый год на «легендарной» поляне, окруженной вековыми елями и соснами, проводят мероприятия, посвященные его памяти. На празднике театрализовано воссоздают историческое прошлое народа, непосредственно связанное с жизнью национального героя, с художественными номерами выступают творческие коллективы района, самодеятельные артисты и известные исполнители республики.

Но сегодня, к сожалению, все имеющиеся на поляне постройки обветшали и находятся в полуразрушенном состоянии. Сколоченная из досок сцена, на которой разворачивается основное праздничное действо, одним своим «печальным» видом омрачает естественную природную красоту. Но отчетливая выделяющаяся надпись на ней - Пайрем дене, Чоткар тукым! (С праздником, поколение Чоткара!) - все же вселяет «порцию» оптимизма. От зрительских скамеек остались только одни «пеньки». Да и мост через речку уже пугает - торчащие «скелеты» железных перил не внушают надежности и уверенности (признаться честно, сама едва не провалилась). А арочный вход на территорию, как мне кажется, просто не соответствует реальности.

- Чоткар - это не просто выдуманный мифологический герой, а реальный марийский богатырь, живший в этих краях в XIII веке. Его имя ассоциируется с объединением и согласием народа, умением сплачиваться в тяжелое время и отстаивать свободу. Любая нация, как известно, живет своими корнями и традициями. И если этот так называемый «исторический фундамент» крепкий и надежный, то никакие процессы ассимиляции и самовымирания ей не грозят. Наоборот - позволяют развиваться дальше. Поэтому мы должны помнить свое прошлое, знать и чтить национальных лидеров, благоустраивать и сохранять исторически значимые места, - говорит Игорь Кудрявцев, депутат Помарского поселения. - Наши две организации «Марийский мир - 21 век» и «Марий ушем» приняли решение обустроить данную территорию, и возвести мемориальный комплекс, основанный на деревянном зодчестве в едином архитектурном стиле. Ведь это не только живописный уголок природы, но и намоленное место, объединяющее приверженцев традиционной марийской религии. Не удивительно, что расположенные здесь пять родников обладают некой чудодейственной силой… Но об этом чуть позже.

Национальный комплекс - серьезный проект, требующий тщательной подготовки и организации. Инициативная группа во главе с Игорем Михайловичем провела организационное собрание, определила с местной администрацией конкретные цели и задачи, привлекла ряд предпринимателей города и района принять посильное участие. Первую финансовую помощь уже оказали предприниматели В.Семенов, В.Харитонов, М.Степанов, Э.Максимов. Большую активность проявляет депутат Государственного Собрания Марий Эл Р.Григорьев.

Так называемая программа благоустройства разбита на три этапа - до 11 июня и 1 октября нынешнего года, до 4 ноября 2020-го. На сегодняшний день первый, начальный, в рамках которого установили дубовую арку у моста и построили лестничный подход к самому «Камню Чоткара», уже завершен.

Главная заслуга - строительной бригады В.Семенова во главе с Валерианом Кузьминым, который обладает неповторимым творческим художественным взглядом и индивидуальным стилем. Созданные им архитектурные элементы отличаются оригинальностью и самобытностью, приковывают взгляд и восхищают. От них словно веет некой теплотой и живой энергией.

- Строители вкладывают душу в это дело, поэтому у нас все получается легко и просто. Большую помощь оказывают учащиеся профильного экологического лагеря при Большекарамасской школе. Рабочие руки нам нужны, - улыбается Валериан Кириллович. - Основной используемый материал - незаурядные коряги, ветки и стволы деревьев. У каждой из них своя естественная фактура - выпуклости, изгибы, трещины, сучки, которые придают особый «шарм». Зачем рубить новые деревья, когда есть возможность использовать «второсортный» материал? Тем более это творение самой матушки природы. Конечно, в их поисках приходится ходить по лесам. Иногда на это уходят и целые дни, но результат того стоит.

Второй этап предполагает дальнейшее строительство с привлечением финансовых средств неравнодушных волжан - на одной предпринимательской благотворительности проект не осилить. Важна и нужна помощь каждого.

Так, до осени планируется обустроить пять источников - расчистить, углубить, заложить дубовыми срубами и соединить их дорожками. Все это будет спроектировано в одном художественном ансамбле. Кстати, родники, как уже было сказано выше, чудодейственные - обладают живительной силой, способствуют очищению души от грехов, восстановлению здоровья и т.д.

В центре поляны необходимо построить добротную сцену. Есть предложение соорудить ее в виде шлема Чоткара. Скамейки должны быть удобные и надежные. Кроме того, намечаются различные переходы, сторожевые башни, резные фигуры животных и людей, элементы прошлого и современного строительного искусства, объединенные определенным национальным «почерком». Со слов В.Кузьмина, все постройки должны быть срублены из дуба и, чтобы не было видно ни одного гвоздя.

- По поводу архитектурной насыщенности у нас множество различных идей. Приглашал сюда известных художников, которые поделились своими предложениями. В планах посетить художественное училище в Йошкар-Оле, встретиться с членами республиканской общественной организации ремесленников. Они могут дать дельные советы, подсказать интересные направления традиционного деревянного зодчества. Возможно, проведем творческие конкурсы среди художников и ремесленников, что позволит расширить границы наших планов, выбрать среди работ необходимые нам эскизы. Победители, конечно же, будут награждены, - отметил И.Кудрявцев, вице-президент МАОО «Марийский мир - 21 век». - Напомню, что наш проект не имеет никакого отношения к развитию туризма. Это может быть лишь следствием. Сейчас главная цель - создать культовое место, объединяющее всех. Здесь будут проводить творческие вечера, конкурсы, фестивали, различные мероприятия духовно-нравственного воспитания, патриотического характера. Никакие «пеледыш пайремы» не планируются.

Третья часть предусматривает подключение государственных средств и других источников финансирования, участие в республиканских и федеральных программах. Если же все пойдет по плану, есть возможность создать Фонд Чоткара и его Попечительский совет.

- Хочется верить и надеяться, что волжане, проникнувшись и заинтересовавшись нашей идеей, внесут свой вклад в развитие и сохранение уникального наследия народа мари, его традиций и культуры. Пусть почитаемая нашими предками святыня будет ухоженной, благоустроенной и радует будущее поколение, - говорит Игорь Михайлович. - Все, кто желает предложить свои идеи по технической и архитектурной планировке, помочь финансовыми средствами, могут позвонить по номеру телефона +7-909 368-81-80. Звоните, приезжайте, встретим, покажем.

Возведение данного мемориального комплекса благословил местный карт Аркадий Федоров:

- Своими силами всегда стараемся ухаживать за данной территорией, но как такого масштабного строительства здесь не было. Поэтому с удовольствием поддержал данную идею. Ведь у каждого народа свои предводители, национальные герои. В наших краях - Чоткар Патыр. Так почему бы нам не обустроить «уголок», куда бы Он позвал всех марийцев? Мы должны хранить память о нем, знать свои корни и историю, рассказывать и передавать ее потомкам. Если все задуманное исполнится, то это будет новой страницей в истории нашего народа.

Глава администрации Карамасского поселения Борис Николаев также одобряет начатое дело:

- Конечно, необходимо повышать наше самосознание. Свою самобытность и идентификацию марийцы могут сохранить только через традиции, культуру и религию. Возможно, этот комплекс будет тем самым «очагом», способствующим возрождению и развитию национальных обычаев, объединению всего марийского народа.

PS. Цели и задачи определены, первые шаги сделаны. Впереди - еще многое предстоит, но уже сейчас есть результаты, которые заставляют сплотиться, задуматься и принять непосредственное участие в реализации данного проекта.

Кристина ВАСИЛЬЕВА
Фото автора

Легенда о Чоткар Патыре

На зелёном берегу Илети, куда впадает река Юшут, у бедного охотника Шумата родился сын Чоткар, который рос не по дням, а по часам. В пять лет он уже стал богатырём-великаном и часто ходил с отцом на охоту. Один на один боролся с медведем и всегда побеждал его. А когда подрос, равного ему по силе не было во всей округе. Одним ударом кулака мог сломать любую сосну, вырвать с корнем столетний дуб. Люди поражались силой Чоткара и величали его Патыром. Был он очень добр и приветлив к бедному люду, беспощаден к продажным богачам, которые затаив злобу мечтали отомстить ему.

В то время татарские ханы часто нападали на марийские селения. Чоткар Патыр, собрав жителей своего лесного края, пошёл на них войной. Освободил все захваченные врагом земли и прогнал ханов в степь. Так, татарские воеводы, проученные войском богатыря, перестали нападать на земли марийские.

Однажды разнеслась тревожная весть, что занемог Чоткар Патыр. Со всех концов собрался к нему народ.

Дорогие мои! - сказал он. - Прожил я долго. Пришла пора умирать. Похороните меня на высоком холме у любимой Илети.

Люди опечалились и плакали. Страшно было расставаться со своим героем. Но он успокоил их.

Не печальтесь, родные. Если будет вам тяжело, придите ко мне на холм и громко крикните: «Чоткар, Чоткар! Нас теснят враги!». Я встану и помогу прогнать их. Но помните: звать меня надо в самый тяжёлый час. А меч мой и щит положите со мной.

Чоткар Патыр умер. Его похоронили на холме между деревнями Нурмучаш и Усола.

С тех пор прошло много лет. Вокруг холма, который каждой весной покрывался душистыми цветами, вырос густой лес. Близко к могилке никто не подходил - все свято чтили наказ лесного богатыря, жили по его заветам и оберегали его покой. Но богачам не нравилось, что крестьяне ведут себя непокорно. Поэтому и задумали чёрное дело - подкупили одного марийца по имени Эшполдо, чтобы без нужды поднять Чоткара.

Пошёл он к могиле и по пути встретился со стариком. Узнав о его намерении, он сказал:

Не ходи туда, нельзя. Чоткар обидится, если понапрасну его потревожишь, и во второй раз не поднимется на нашу защиту. Тогда враг покорит нас.

Эшполдо выслушал его и засмеялся:

Уж очень вы, старики, всегда осторожны и всего боитесь.

Он и не думал слушаться его. Украдкой пробрался к холму, взошёл на него и вскрикнул:

Чоткар, Чоткар! Нас теснят враги!

Не успел он крикнуть, как ударил гром, вихрем пронёсся ветер и погнул деревья, земля содрогнулась и раскрылась могила - вышел Чоткар Патыр. Он был также высок и могуч. Серебром отливались его седые волосы, а белая борода закрывала всю грудь. В руке блестел тяжёлый меч.

Где враги? - прогремел он, сверкая очами.

Нет никого, - в ужасе проговорил коварный Эшполдо. - Я только хотел узнать: правду ли говорят о тебе…

Что ты наделал, несчастный мальчишка! - горестно сказал он и медленно опустился в свою могилу.

Через несколько лет татарские воеводы снова напали на марийские земли. Храбро сражались наши предки, защищаясь от злых кочевников, но врагов было больше.

Чоткар, Чоткар! Нас теснят враги, - вскричали они, собравшись у холма.

Но во второй раз Чоткар Патыр не проснулся. И больше никогда не вставал, сколько бы марийцы не пытались поднять его…

ОНАР (НАР)

Легендарный герой марийской мифологии, в честь которого Марийский край часто называют Земля ОНАРА. Собирательный образ марийского богатыря-патыра.

В представлении древних мари ОНАРЫ (или НАРЫ) выступают первыми обитателями поднявшейся из морских вод земли: после того как земля обсыхает, она покрывается еловыми лесами; вскоре в лесах появляются нары и, спустя какое-то время, люди. НАРЫ рисовались человекообразными существами необычайного роста (их головы доставили до облаков) и силы (находимые в земле кости мамонтов считали костями и зубами великанов). Они перебрасывались огромными валунами с одной горы на другую, шагали прямо через реки и озера, вили веревки из сосен. Леса были им по колено, вековые дубы они вырывали с корнями – деревья им казались репейником. По некоторым источникам, нары носили одежду из железа, а также медные наколенники и медные шапки.

В марийских легендах ОНАР предстает перед нами в двух ипостасях. Как молодой титан, весельчак и озорник, – созидатель облика земли марийской, - и как зрелый муж, богатырь, отец последующего поколения богатырей, защитник земли и народа. Первые мифы – самые древние, относящиеся к эпохе последнего великого оледенения, отстоящего от нас почти на два десятка тысячелетий. Времени, когда земля к северу от Среднего Поволжья была скована ледовым панцирем, а в нынешней средней полосе была многолетняя мерзлота, и недолго длилось холодное лето. Вторые, явно более поздние по времени их возникновения, содержат знакомые мотивы из скандинавской мифологии, библейских сюжетов и т.д.

В древнем предании говорится, что когда-то в далекие незапамятные времена возле Волги-реки жил могучий великан. Звали его ОНАР. Был он так велик, что встанет, бывало, на крутом волжском откосе, и только чуть-чуть не достает головой до поднявшейся над лесами цветной радуги. Потому-то и называют радугу в старинных легендах Воротами ОНАРА.

Сияет радуга всеми цветами, она так красива, что глаз не отвести, а одежда у Онара была еще краше: белая рубаха расшита на груди алым, зеленым и желтым шелком, подпоясан ОНАР поясом из голубого бисера, а на шапке - серебряные украшения.

За день ОНАР обходил всю землю марийскую от края до края. Там, где садился отдыхать, – земля прогибалась, образуя ложбину; следы его ног становились озерами; там, где он вытряхивал набившийся в лапти песок, – появлялись курганы.

У богатыря ОНАРА и шаг был богатырский: раз шагнет - семь верст позади оставит. . В один день он успевал побывать и на Волге, и на Пижме с Немдой, впадающих в светлую Виче, как по-марийски называется река Вятка.

Дорога ему была не нужна, он шел прямо через леса - могучие дубы и сосны перешагивал, словно мелкий кустарник. Не останавливали его и болота: самая большая топь для него была что лужа-калужинка. Люди же были для него не более чем букашки. Есть в сказании эпизод, когда он поднял с земли пахаря с лошадью и сунул в карман, чтобы показать матери забавную букашку. Однако та наругала его, приказала отпустить на прежнее место и никогда больше не трогать людей. Попалась ОНАРУ на пути речка, и пришла великану на ум озорная мысль: набрал он земли в горсть и кинул ее в речку. Легла богатырская пригоршня поперек течения, запрудила речку, и тотчас разлилось перед запрудой большое озеро.

Про многие холмы и озера в нашем крае народ прежде говорил, что это следы древнего великана. Например, недалеко от деревни Абдаево (Моркинский район) Онар вытряхнул свои лапти и здесь образовались две горы – гора Карман и гора Малый Карман. А там, где Онар спал и оставил след от своей головы, образовалась яма – она наполнилась водой. Так появилось озеро Кугуер. Похожие легенды существуют и в других местностях: село Кузнецово (Горномарийский район), село Сердеж (Моркинский район), деревня Шукшиер (Сернурский район) …

Был ОНАР охотником, добывал зверя, собирал мед диких пчел.

Есть и другой ОНАР. Рост его тоже высок, но вполне соизмерим с ростом человека. Это уже не беззаботный великан-мальчишка, а зрелый человек, воин, вооруженный волшебным мечом, который светится, чуя рядом злые силы. Он знается с людьми, помогает им в работе, защищает от врагов, имеет свой род, семью. Враги в это время обходят землю мари стороной. Но вот пришел срок покинуть ОНАРУ этот мир. Перед смертью он наказал похоронить его в кургане и положить рядом волшебный меч. И сказал, что в самую трудную минуту, когда другого выхода не будет, его потомок сможет поднять его из могилы: тогда богатырь сослужит последнюю службу своему народу – разобьет врагов. Но горе, если поднимут его без нужды – в этом случае останется народ без защитника навсегда. По преданию, нашелся такой человек, поднял богатыря напрасно. С тех пор марийцам пришлось рассчитывать только на собственные силы. Подобные легенды, записанные собирателями народного фольклора в XIX - начале XX веков, созвучны и схожи с преданиями о других марийских богатырях – ЧОТКАРЕ, ЧЕМБУЛАТЕ, КОКШЕ, ВАШПАТЫРЕ …

Фактически, сюжетов связанных с древними НАРАМИ-великанами известно два: в первом ОНАР вытряхивает землю из обуви, отчего образуются горы (холмы), во втором мари выкапывает из земли большой еловый пень. Налетает буря и несет пень по воздуху. Пень попадает в глаз ОНАРУ. Великан трет глаз, пень не выходит. Тогда он идет к своей матери. Та вытаскивает пень из глаза сына и бросает подальше. Пень перелетает через горы и падает возле жилища мари. Человек раскалывает его на дрова и пол зимы топит печку. Мать ОНАРА говорит сыну о том, что если ему попался в глаз выкорчеванный пень, значит, в тех краях живут люди. В поисках человека великан отправляется на берега Волги. Однажды ОНАР видит ползущую букашку о шести ногах, оставляющую за собой полосы взрытой земли. Приглядевшись, он видит мари на сивой лошадке пашущего свое поле. Великан поднимает человека вместе с сохой и лошадью и относит к матери. Та советует ОНАРУ вернуть человека на место, так как именно людям суждено прийти на смену великанам.

В селе Шоруньжа Моркинского района совсем недавно был заложен первый камень для памятника ОНАРУ. По легендам и преданиям именно в этом районе марийским патыром были образованы горы и курганы.

Камень для памятника привезли из соседней деревни Коркатово. Обработали, придали форму и сделали надписи. На все ушло меньше месяца. Представить внешность ОНАРА сегодня невозможно. Высокий рост – пожалуй, единственная черта его, дошедшая до нас из легенд и преданий. Потому в Шоруньже решили поставить камень – как символ могущества и силы, которой, по преданиям и обладал ОНАР. Кстати сам памятник – еще не завершен. Продолжить идею скульптура может каждый. Все, кто подходят к этой скульптурной композиции могут положить маленький камень – чтобы спустя годы образовалась, возможно, уже целая гора ОНАРА.


Марийцы (самоназв. - марий, устар. назв. - черемисы) - народ, коренное население Марийской Республики (324 тыс. ч.) и соседних областей Поволжья и Урала. Всего в России по данным на 1995 г. проживает 644 тыс. ч. Марийский язык относятся к волжско–финской группе финско–угорских языков. Имеет два литературных языка: лугово–восточный марийский язык и горно–марийский язык. Письменность на основе русского алфавита.

Все произведения, представленные в данном разделе, печатаются по книге «Мифы древней Волги» - Саратов: Надежда, 1996.

ЛЕГЕНДА О ВОЗНИКНОВЕНИИ МАРИЙСКОГО НАРОДА

У Юлы–бога была дочь, молодая и прекрасная, а женихов на небе не было. Там были одни только ангелы.

Юла–бог был работящий, а потому на небе работников не держал. Он делал все сам, а дочь свою посылал пасти скот.

На небе травы нет, а потому скоту надо было спускаться на землю. Бог и спускал его каждый день с неба, а вместе со скотиной спускал и свою дочь. Растворит небо, раскинет войлок, чтобы он доставал до самой земли, и спускает по нему дочь свою и стадо прямо на землю.

Однажды, будучи на земле, небесная девушка встретилась с мужчиной. Его звали Мари. Он жил на земле и никак не соглашался идти к Юле–богу. Девушка же не могла подняться на небо и осталась на земле. Она вышла за Мари замуж, и от них и появились люди. Это и был народ Мари Эл.

ОНАР–БОГАТЫРЬ

Когда–то в далекие незапамятные времена возле Волги–реки жил могучий великан. Звали его Онар. Был он так велик, что встанет, бывало, на крутом волжском откосе и только чуть–чуть не достает головой до поднявшейся над лесами цветка–радуги. Потому–то и называют марийцы радугу - Воротами Онара.

Сияет радуга всеми цветами, она так красива, что глаз не отвести, а одежда у Онара была еще краше: белая рубаха расшита на груди алым, зеленым и желтым шелком, подпоясан Онар поясом из голубого бисера, а на шапке - серебряные украшения.

У богатыря Онара и шаг был богатырский: раз шагнет - семь верст позади оставит. Дорога ему была не нужна, он шел прямо через леса - могучие дубы и сосны перешагивал, словно мелкий кустарник. Не останавливали его и болота: самая большая топь для него была что лужа–калужинка. Был Онар охотником, добывал зверя, собирал мед диких пчел. В поисках зверя и бортей, полных душистого меда, он уходил далеко от своего жилища–кудо, которое стояло на берегу Волги. В один день Онар успевал побывать и на Волге, и на Пижме с Неидой, впадающих в светлую Виче, как по–марийски называется река Вятка.

Однажды шел Онар по берегу Волги, и ему в лапти набился песок. Разулся он, вытряхнул песок - с той поры остались на берегу Волги курганы и песчаные холмы.

Попалась Онару на пути речка, и пришла великану на ум озорная мысль: набрал он земли в горсть и кинул ее в речку. Легла богатырская пригоршня поперек течения, запрудила речку, и тотчас разлилось перед запрудой большое озеро.

Про многие холмы и озера в Мари Эл народ говорит, что это следы древнего великана. И потому–то марийцы называют свой край землей богатыря Онара.

ЧАЧАВИЙ И ЭПАНАЙ

Жил когда–то в деревне отчаянный парень по имени Эпанай. Не было во всей округе человека озорнее его. Покуда он тайком забирался в чужие огороды и погреба, мужики еще терпели. Но вот его уличили в краже лошади, это уже было настоящим преступлением.

Вора судили всем селом. Мужики, разъярившись, кричали:

Побить его, на кол посадить, чтоб не повадно было красть!

Что и говорить, вина Эпаная велика: без лошади крестьянин что без рук: ни вспахать, ни посеять, даже дров из лесу не привезти. Нет лошади - бери суму и ступай по миру.

В ярости мужики насмерть забили бы конокрада, но, на его счастье, нашелся среди сельчан незлобивый старик Акрей, который пожалел парня за молодость. Хотя Эпанай и непутевый парень, но все же свой человек, деревенский, отец его всю жизнь честно трудился.

Земляки! - поднял руку Акрей. - Не порочьте добрую славу деревни злым делом! Накажите его крепко, но не доводите себя до душегубства. Все–таки он вам сосед.

Мужики то ли действительно пожалели парня, то ли отнеслись с уважением к сединам Акрея, но только перестали бить парня.

Однако решили твердо:

В деревне нашей ему не жить! Пусть убирается куда хочет.

Эпаная с позором изгнали из деревни, наказав, чтобы впредь он глаз не казал, иначе будет ему худо. Ни слова не сказал Эпанай, посмотрел, словно загнанный волк, повернулся спиной к односельчанам и зашагал прочь.

Вскоре народ узнал, что в лесах появилась разбойничья шайка, во главе которой стоял Эпанай. Грабил он всех прохожих, ни за что убивал людей. Не знал Эпанай жалости ни к старому, ни к малому. А разбогател он как! Ходил в зеленом шелковом кафтане, обшитом золотыми позументами, алые сафьяновые сапоги на его ногах сверкали серебряными узорами, подпоясывался атаман кушаком из парчи. Немало награбленного добра скопилось у него в лесных тайниках.

И вот задумал Эпанай бросить разбой, перевестись в купцы, а там - ищи его след! Золото и серебро все прикроют, из душегуба сделают человека именитого, почитаемого…

И быть бы Эпанаю купцом, да, на свою беду, он увидел как–то раз на базаре дочь Акрея - Чачавий. Полюбилась ему красавица Чачавий, и решил он увезти ее силком в свое лесное разбойничье логово.

Глубокой осенней ночью нагрянули лихие люди к старику Акрею. Не успел хозяин и глазом моргнуть, как его избу заполнила толпа разбойников. За поясом у каждого из незваных гостей - пистолеты и кистени.

Эпанай объявил старику, что он сегодня женится на его дочери. Перепуганную девушку отослали в амбар, чтобы она там принарядилась к свадьбе, хозяйке велели нести из погреба угощение, а сами разбойники достали с печи бочонок с медовщиной, выпили, загорланили песню:


Не свадьба пришла,
А само горе–беда,
Не торговцы мы,
А разбойники лесные, -
Поклонись, хозяин, атаману,
Угощай гостей лихих!..


Но Акрей ухитрился увести со двора тайком дочь и жену.

Когда Эпанай обнаружил, что хозяина нет в избе, сразу побежал в амбар, а там - пусто. Тут–то он смекнул, что провел его старик. В гневе взмахнул он саблей и закричал:

Догнать! Зарубить их всех!

И в этот миг дрогнула изба, закачались стены, затрещал потолок. Провалился дом вниз, под землю, хлынули струи холодной воды. Разбойники, воя от ужаса, копошатся кучей, давят друг друга, но ни одному не удалось выбраться.

Прибежал народ со всей деревни к избе Акрея, а на том месте, где только что стояли изба с сенями, амбар и сарай, теперь виднелась большая яма, и в яме зловеще плескалась невесть откуда прибывающая вода.

Так на месте былой усадьбы Акрея появилось большое озеро.

Долго еще старики, пугая легковерных, говорили, что иногда осенними ночами со дна озера слышатся топот ног и заунывный вой, - это, дескать, пляшут и поют люди Эпаная, злые дела которых земля не стерпела и расступилась, чтобы покарать их за все содеянное…

ДА БУДЕТ С ВАМИ ПЭРКЕ!

Загадывая об урожае, марийцы говорят: «Хорошо бы и нынче быть нам с пэрке…

Когда сосед заходит к соседу и застает его за едой, то приветствует хозяина словами: «Да будет с вами пэрке!»

Народ издавна считает, что пэрке посещает только хлебосольного, трудолюбивого хозяина.

Рассказывают, что в старину в одной деревне жил богатый мариец по имени Саран. Был он очень жаден и скуп. Амбары и погреба у него ломились от припасов, на гумне стояли скирды немолоченного хлеба. Так долго стояли, что на них успевали вырасти березки.

Но никто не помнил, чтобы Саран когда–нибудь с кем–нибудь поделился хлебом. Бывало, Саран обедает, а в это время заходит к нему сосед. Услышит богач скрип ворот и всю еду скорее прятать: одно в печь, другое в угол, и через минуту на столе хоть шаром покати. Сосед в избу, а Саран говорит ему, вздыхая:

Ох, не вовремя ты зашел, соседушка. Маленько опоздал, мы только что отобедали и котел вымыли… Уж прямо не знаю, чем бы тебя угостить…

Но соседу давно известна скупость Сарана, он только рукой махнет:

Не беспокойся, дядя Саран, я сыт по горло, так плотно пообедал, что, пожалуй, неделю есть не захочу.

Ну ладно, - говорит Саран, - а то я уж хотел было тебя угостить…

Уйдет сосед - Саран снова тащит на стол еду. Сам Саран в поле не работал. На него дни и ночи работали батраки… А кормил их Саран впроголодь: даст кусочек черствого хлеба и при этом еще оговорит:

Дармоеды все, только объедают меня… Как бы хорошо было, если б никого не надо было кормить…

Прослышал про Сарана бог достатка Пэрке.

И вот однажды в жаркий летний день в избу к Сарану постучался старик нищий.

Саран в это время как раз обедал.

Нищий был стар, слаб. Жена Сарана пожалела его и, когда муж отвернулся, тайком подала ему корку хлеба.

Но Саран все–таки углядел, коршуном набросился на старика, вырвал у него из рук эту корку:

Всем подавать - сами по миру пойдем! Чем бродяге, лучше своей свинье скормить!

Старик посмотрел на богача и спрашивает:

Хочешь, я сделаю так, что никто никогда не будет у тебя просить хлеба?

Обрадовался Саран:

Хочу! хочу! Небось свой–то хлеб всегда жалко давать людям.

Возьми лук со стрелой, выйди во двор и пусти стрелу в сторону своего гумна, - говорит старик. - Если сделаешь так, то тебе никого никогда не придется больше угощать.

Саран схватил лук со стрелой и, даже забыв надеть шапочку, выскочил во двор.

Натянул тетиву и пустил стрелу в сторону гумна, где, словно избы, возвышались скирды необмолоченного хлеба.

Упала стрела посреди гумна, и в тот же миг крытое гумно и все скирды вспыхнули жарким пламенем.

А старик нищий говорит:

Теперь исполнилось твое желание, жадная душа. Никто больше не придет к тебе просить хлеба. Это я, Пэрке, тебе говорю.

Так сказал старик и исчез, как будто сквозь землю провалился.

Понял тогда скупец Саран, что он обидел самого Парке, дающего людям достаток за труд и хлебосольство.

Дотла сгорели и гумно, и все скирды. Никто из односельчан не прибежал тушить пожар. Сгорел и дом Сарана, и двор.

Остался жадный Саран нищим, теперь он сам пошел по миру просить у людей хлеба.

Сейчас уже никто не верит в старика Пэрке; слово «пэрке» теперь обозначает просто «урожай, обилие».

НЕПОБЕЖДЕННАЯ ВЕТЛУГА

Нам не дорого злато–серебро,
Дорога нам наша родина.
Марийская народная песня


Это случилось в те далекие годы, когда в наши края вторглись дикие орды хана Батыя–Глухой, темной ночью враги налетели на одну спавшую мирным сном марийскую деревню.

Громкие воинственные крики и звон оружия наполняли улицы. Разбуженные люди выбегали из домов и в страхе смотрели на озаренное багровым пламенем небо. Яркие языки огня лизали небо и, извиваясь, стохвостой змеей ползли по деревне - это враги подожгли крайние избы…

С диким гиканьем врывались в избы воины–нукеры в пестрых шароварах и косматых шапках, жадно набивали грабленым добром свои большие мешки, недрогнувшей рукой убивали малых и седых стариков.

Рыдания и стоны, звон железа и гневные проклятия слышались по всей деревне.

Но никто не поднял против врагов ни меча, ни лука, не было в деревне людей, способных носить ратное оружие. Сильные мужчины, подобные дубам, и парни, смелые, как соколы, ушли на смертельную битву с врагами. Далеко–далеко, к голубым водам реки Волги, улетели могучие орлы. Среди приволжских холмов стали они заставой, ожидая вражеское войско, а в деревне остались лишь их седые отцы и матери, милые жены и невесты да дети, похожие на нежные лесные цветы.

Без крепкой защиты они были обречены на смерть или рабство.

Опьяненная кровью и легкой добычей, бесчинствовала и радовалась вражья орда. И вдруг в дверях одной избы вражеских воинов встретила блеснувшая, как молния, сабля. Нукеры отступили.

Ай, яман! Ай, беда!

Батыр! Богатырь!

Ханские нукеры настороженными взглядами следили за каждым движением молодого воина, преградившего им путь в избу, и оглядывались друг на друга: кто отважный, кто осмелится первым вступить в схватку со смельчаком?

Черные, горящие огнем ненависти глаза отважного воина в упор смотрели на чужеземцев. Ни один взмах его сабли не был напрасен: он сразил уже восемь нукеров.

Враги грозили ему издали, злобно ругались, но ни один из них не решался приблизиться.

Пухлолицый, с отвислым подбородком военачальник - менгечи мурза Церелен - с высокого белого аргамака следил за происходящим. Его косые щелки–глаза замутились от гнева, он до крови искусал свои губы.

Воины, вы забыли, что вы потомки волков? Вы забыли повеления великого джасака?

Менгече говорил еще что–то, но его слова потонули в криках нукеров и в многоголосом шуме хангулов.

Нукеры бросились на приступ и снова, словно опаленные огнем, отпрянули назад.

Молодой воин по–прежнему твердо стоял на своем месте, как будто он был вытесан из того же крепкого дуба, что и стены дома.

Тогда нукеры достали из налучей луки и осыпали воина стрелами. Менгечи наблюдал за неравным поединком, готовый в любую минуту соскочить с коня и наступить ногой в узорном сапоге на грудь поверженного врага.

Но вдруг мурза заметил, что два нукера с широкой холстиной забрались на крышу дома. Он довольно усмехнулся: догадались! Мурза громко крикнул:

Взять парня живым!

И в тот же миг юного воина покрыл брошенный сверху холщовый полог. Воин забился, как птица в силке, но на него уже насели двое дюжих нукеров.

Дружно бросились вперед остальные. Тучный мурза не утерпел, слез с коня и поспешил к месту схватки.

Подойдя, он, изумленный, остановился: перед ним стоял не воин, а девушка, подобная цветку шиповника.

Она тяжело дышала, а за руки ее держали восемь нукеров.

Блестящие черные глаза девушки горели гневом.

Седой, морщинистый мурза–менгечи оглядел ее с ног до головы и самодовольно сказал нукерам:

Женщина всегда есть женщина. Ее мы победили без сабли. Среди рабынь Церелена–богатура как раз недостает такого цветка.

Гордый своей властью и уменьем красиво говорить, мурза взобрался на коня и поехал со двора, приказав вести за собой пленницу.

Огонь пожара, вихрем пронесшийся по деревне, затихал. На месте изб дымился горячий пепел и, чадя, догорали последние головешки. В дорожной пыли, в подзаборных лопухах остывали тела убитых, а оставшиеся в живых с петлей на шее брели, подгоняемые нукерами, по дороге прочь от родных мест в проклятое рабство.

Через утихший лес полоняников привели на берег Ветлуги–реки.

Погрузив на плоты невольников и награбленное добро, нукеры начали переправляться через реку.

Церелен–богатур с двумя воинами в железных кольчугах сел в длинную остроносую лодку. Пленную девушку–воина посадили в ту же лодку.

Девушка сидела, глубоко задумавшись. Хоть бы заплакала, зарыдала, как другие женщины, уводимые на чужбину! Нет ни слезинки в ее глазах, только лицо бело, как первый снег, и печально, как осенняя ночь.

А вдали, за лесом, подымалась заря. Заалели свинцовые волны на Ветлуге, потом засверкали золотом и серебром. Легкий ветер пробежал по вершинам деревьев, словно тронул струны на гуслях, и послышалась тихая песня. Живительные лучи солнца озарили все вокруг, и все вспыхнуло несчетными красками. Запели птицы, как бы возвещая, что есть еще жизнь в лесном краю, что нельзя убить его красоту, что вечно будет стоять он, гордясь и красуясь.


Белых берез верхушки,
Кудрявясь, в лесах остаются.
Серебряные черемухи в цвету,
Листвою блестя, остаются.
Медные сосны в бору,
На ветру качаясь, остаются.
И Ветлуга - светлая река,
Плеща в берега, остается…


Неожиданно девушка поднялась, улыбнулась, как утреннее солнце, и запела.

Один нукер схватился за меч, но мурза Церелен лениво остановил его:

Пусть поет. Хотя эта марийская девка поет не так красиво, как наши девушки, но пусть поет. Я не люблю печальных людей…

А девушка пела старинную песню своего народа:


Ой, черная стерлядь,
Ой, черная стерлядь
Плывет по реке,
Нигде не стоит.
А в омуте темном,
В глубоком–глубоком,
В омуте тихом
Она отдохнет.
Никто не поможет мне -
Ни родня, ни соседи,
Только светлые волны Помогут мне.


Девушка поставила ногу на край лодки:

Знай, черный опкын, ты можешь заковать нас в цепи, но никогда не покорить тебе наши сердца, горящие ненавистью.

С этими словами девушка прыгнула в реку, а лодка, покачнувшись, перевернулась вверх днищем.

Белой рыбой мелькнула девушка под водой, чистая струя заиграла вокруг нее. А мурза и его телохранители в тяжелых доспехах камнем пошли ко дну и там, на дне чужой реки, нашли себе могилу.

С удивлением и страхом смотрели остальные нукеры.

Непонятный здесь живет народ. Непокорная у него душа. Трудно его одолеть, - говорили они между собой.

А пленники на плотах говорили о богатырях, которые придут с этих берегов и освободят их.

Как имя этой девушки? - спросил один нукер.

Ветлуга, - ответили ему пленники.

А как зовется эта река?

Тоже Ветлуга.

Побледнели нукеры и молча смотрели в воду. Текла река Ветлуга, сверкая, как стальная сабля, - вольная река непокорного народа.

Мифы и легенды народов мира. Народы России: Сборник. - М.: Литература; Мир книги, 2004. - 480 с.

Древняя история

Появился первый человек на территории нашего Уржум-ского района (Вятский край) . Это была эпоха неолита и бронзы. Примерно четыре тысячи лет назад. Поселение Юртиф. В эпоху неолита и бронзы чело-век научился обрабатывать камень. Он обрабатывал камень. Научился даже делать подвески камнем. Часто встречается посуда с орнамен-том. <...>

Ананьинцы, по преданию, предки марийцев современных и удмуртов. Ананьинцы, азелинцы - предки марийцев. Ананьинская культура сменяется азелинской. <...>

С азелинской культурой пред-ставлен у нас Сабуровский могильник, Тюмтюмский могильник и Азелинский могильник. <...>

При строительстве пищекомбината было обнаружено богатейшее захоронение марийской княжны. <...> Бусы из халцедона, халцедоновые диски, подвески различные, монетообразные застежки. <...> Существовал такой обычай. В знак скорби, если человек умирал, раскалывали этот халцедоновый диск: половину как бы оставляли себе на память о человеке, а половину диска бросали в могилу на захоронение.

Ошкинский могильник. Во время грозы вырвало с корнем дерево и вот под этим корнем нашли сундук вот с такими вещами, как брон-зовая застёжка также толстообразная, диски различные, которые при-шивались на грудь. И, видимо, в то время существовал культ живот-ных, и часто очень, например, в подвесках <...> утиные лапки.

1146. Марийцы как бы они делят себя на две этнические группы (так же, как удмурты делят себя на ватто и там калмеш, калмесь). Они делят себя на горных и луговых. Вот в числе луговых марийцев наша группа марийцев, вичеви тюрлак мари. Это наши вятские береговые марийцы, уржумские марийцы, то есть они живут только в Уржумс-ком районе. Это район Тюм-Тюм, Большой Рой, Собакино и Лопьял.

Ещё у нас есть другие марийцы. Они <...> В числе луговых наши ви-чеви тюрлак мари, вятские береговые марийцы. А марийцы ещё на-зываются и по головным уборам. Допустим, саракан-мари, вот ши-макшан-мари, там допустим, и тюрюкан-мари.

И ещё марийцы делят-ся по месту их некогда проживания, то есть пу-мари, буйские марий-цы, пиля-мари, пилинские марийцы, кук-мари, допустим, вютля-мари.

(праздничная одежда вятских мари)

Откуда пришли марийцы

1147. Говорят, в древние времена марийцы жили под Москвой, по западным берегам Волги. Потом, спустившись по Волге, пере-правились по реке, обосновались на правом берегу Вятки. Тогда здесь жили удмурты. Жили они целой деревней как единая семья. На три-ста — пятьсот человек был один свой вождь. А всему удмуртскому народу был вождём Кульмес Адыр. Между марийцами и удмуртами возник спор, кому жить на правом берегу, а кому переправиться на левый. И порешили так: оба вождя должны ударить ногой кочку. У кого кочка перелетит через реку, те останутся жить на правом бере-гу. Марийцы оказались хитрее. Кочку, которую должен был пнуть их вожак, они ночью подрезали. А чтобы никто не заметил, замаски-ровали землёй.

Утром два богатыря пришли на место состязания. Первый ударил кочку мариец — кочка перелетела на другой берег. Вторым ударил Кильмес Адыр - его кочка упала на середину реки. Вот так удмуртский народ переселился жить на левый берег Вятки, оставив место марийцам.

(карта Вятского края - 19 век)

Место переправы под Кизерью называется Одо-вончак ("удмурт-ский овраг"). А напротив нашей деревни, где берёт начало речка Шабанка, и напротив Мари Малмыжа тоже есть "место, прозванное Одо-вончак». Наверное, и здесь они переправлялись через реку.

Когда марийцы жили за Волгой, они тоже, как "удмурты, жили как одно целое тело». Не было среди них драк, ругани и пощёчин. Жили, как пчёлы в одном рою. Вместе они трудились, ловили рыбу, обрабатывали землю, сеяли, разводили пчёл. Жили всегда в достатке.

(праздничные украшения вятских мари)

Но однажды на эту единую семью налетел сильный вихрь. Кру-жась и грохоча, как чёртовы серьги, он ушёл, захватя с собой по два - три человека из каждой семьи. Эти захваченные в плен люди научились в другом мире пить вино, курить табак, ругаться, обзы-ваться, играть в карты, воровать и другому кое-чему вредному. Воз-вратившись обратно к народу, они марийцев научили тому, чему они научились там. Тогда уже единство в семье разрушилось, так как стали греховодить.

А многие начали пить вино, курить, ругать-ся, драться и другие грехи творить. Поэтому их совместная жизнь распалась. Порознь стали жить родители. По-своему стали жить их дети. Жгли леса, корчевали и делали поля. Стали строить отдельные хутора и разводить скотину. Так как стали жить отдельно, возникли главные роды, семьи.

(марийские деревянные ковши для пива)

Происхождение привятских марийцев

1148. Привятские марийцы (шурминские, уржумские, вообще ма-рийцы, живущие здесь вокруг) переселились сюда, когда на эти земли пришли татары. На данной территории, где расположились сейчас марийцы, в древности жил удмуртский народ. На месте проживания удмуртов сохранились лишь названия мест. <...>

Шурминские марийцы переселились сюда под предводительством Тюкан-шура ("рогатого шура"). Так же, наверно, переселились лебя-жьи марийцы под предводительством старика Кукарки Горного. Ко-тельничские марийцы под предводительством старика Кокшара, ма-рийские марийцы - князя Болтуша. Род Кукарки поселился в тепе-решнем Советском районе, род Болтуша - в Малмыжском, а род Кокшара - в Котельничском, а марийский род Тюкан-шура — в Шурминском районе.

Князья-богатыри Алтыбай, Урса и Ямшан

1149. Здешние марийцы в древности жили так: кто охотился в лесах, кто занимался земледелием. В это время у них и были князья Урса и Ямшан. Все они жили в Пертеке (ныне Буртек). В то время здесь кругом были леса. Начали жить с расчистки лесов для полей. Все корчевали лес: и мужчины, и женщины, и дети, и взрослые. А Алты-бай, Урса и Ямшан были богатырями. Когда корчевали пни во время разделывания земли под поля, они перекидывали свои топоры друг другу за пять километров. Алтыбай кричал: "Эй, Урса, лови мой то-пор!" А Урса в ответ кричал: "А ты, Алтыбай, лови мой топор! Осте-регайся! Береги свою руку, а то отрубит её!" Так они, играя и пере-кликаясь друг с другом, очищали землю.

Когда умерли эти богатыри, для марийцев пришли трудные годы. Сначала напала на них какая-то болезнь: умирали люди сотнями. За-тем пришли голодные годы. Под конец пришёл татарский хан: их очень уж притеснял. Так спокойной жизни марийцев пришёл конец.

1150. Есть легенда про Чумбалата. В Советском районе Кировской области рядом с Уржумским районом раньше тут жили марийцы. Это сколько же? Лет триста прошло. Тут жил великий... Называют его великим горным человеком. Великан такой. Ну, может быть, он не такой великан был, просто уже в легенде так говорят - великан Чум-балат.

У него где-то десять — двенадцать человек было подчинённых. И вокруг он держал своё войско: если нападут враги, он сразу мог отразить. Вот так они жили. Построили город Советск. Раньше как? Кукарка она называлась. По-марийски Кукарка — это "большой ковш" в переводе. <...>

Когда вот это было? В каком году жил митрополит Филарет? При Иване Грозном у марийцев была языческая вера. У них другая вера была. Молились они своему богу в священных рощах. И вот Иван Грозный решил, значит, всех этих иноверцев крестить на русскую веру. Когда Чумбалат умер, его похоронили на большой горе. Там до сих пор эта гора есть. Называется Чумбалат-гора.

(камень Чембулат на берегу реки Немда)

И на его могиле где-то двенадцатиметровый камень стоял. И вот люди со всех концов, со всего округа туда ходили молиться. И пре-вратили его как в святого. Молиться туда ходили. И вот это не по-нравилось митрополиту Филарету. И он решил взорвать этот камень. Из города Уржума на нескольких подводах где-то десять ящиков вез-ли пороху туда. Копали большие ямы вокруг горы и взорвали. Ничего не осталось от камня. Но потом уже после этого всё равно люди продолжали молиться туда. И было запрещено в радиусе двадцати километров вообще марийцам жить. Но всё равно же люди приходи-ли потихоньку, но ночами в основном. Не отучишь ведь сразу. Ну, теперь там живут, конечно, русские. Но мдрийцы ходят. Но деревни так и остались — марийские названия. Есть деревня Чумбалат.

(марийское моление Чембулату (Чумбылату ))

1151. Очень много вот легенд про этого Чумбалата. Но не знаю я. Они неправдоподобные, сказочные легенды. Вот когда он умер, он, значит, так обещал: "Всем когда-нибудь будет очень трудно, мо-ему народу, вы только скажите (такие волшебные слова у него были) волшебные слова, и я приду".

И когда-то вот, может, о нём и забыли. И появился сильный враг и стал окружать черемисов непролазным кольцом. И вот тогда вспомнили эти слова. "Давай, - говорят, - Чумбалат, вставай!" И он встал и всех врагов порушил. И снова лег к себе в могилу. Вот это увидели ребятишки маленькие, и тоже через некоторое время давай будить так же его. Решили разбудить. Пришли к этой могиле и гово-рят: "Вставай, Чумбалат, враги у ворот!" И он так же вот встал, а посмотрел - никого нету. Он сказал: "Зачем, - говорит, — вы меня обманули? Я, — говорит, — больше вставать уже не смогу". И вот так обратно лёг и больше никогда не вставал. Ну вот такая легенда.

Осенний праздник в деревне. Луговые марийцы. Вятская губерния, Уржумский уезд. Начало 20 века:

Богатырь Пассивы

1152. В деревне жили великаны мари. Мой близкий друг Санька рассказывал: в древности люди были крупные. Один из них около нас у деревни Кураи в Китяковском сельсовете вытряхнул землю из свое-го лаптя высотой с копну. В нашем селе, Марийском Малмыже, жил человек - богатырь старик Пассибы. Когда ему было девяносто лет, отправили на тот свет двенадцать человек. Когда он, борясь с древней Акпай, возвратил наши земли. Когда он после победы возвращался домой, его ударили по затылку и убили.

Он был дядей наших марийцев (Посебеева Григория Петрови-ча). Наш род - род Пассибы, а жители деревни Акпай — это другой народ. Вокруг той деревни Акпай были наши земли. А старик Пасси-бы, борясь голыми руками, побил всех противников из другого народа.

Акбатыр

1153. Акбатыр в Большом Китяке не жил. Он жил в деревне Китяк Мучаш (Аударово) в четырёх верстах от Китяка. Зачем Акбатыра похоронили ниже Китяка?

Незадолго до смерти он пустил стрелу из лука. Стрела упала ниже деревни. Вот на этом месте и похоронили. На месте его захоронения посажена берёза. Этой берёзе примерно триста пятьдесят лет. Приняв христианскую веру, Акбатыр служил русскому царю. Кто из марий-цев не хотел креститься, принять христианскую веру, покинули эти места, уехали за Волгу.

Старик Акбатыр был для своего народа вроде князя. Раньше он работал кучером у татарских мурз Шивавая и Курзы, был очень лов-ким и сильным. И очень часто приходилось ему во время езды спа-сать мурз от всяких непредвиденных случаев. Поэтому татары называ-ли его Акбатыр ("белый богатырь"). Потом и марийцы стали называть его Акбатыром. Он хорошо владел и татарским, и русским языками. После смерти Акбатыра марийцы стали жить ещё хуже. Поэтому ма-рийцы восхваляли его имя, молились на его могиле. На эти молебны собирались со всей округи на тридцать - сорок вёрст. Приносили в жертву водоплавающих птиц, ноги и головы животных. Принося жер-тву, они думали, что им станет легче жить. Акбатыра марийцы пре-вратили в своего бога.

Ещё раньше Акбатыра по берегам речки Пуры (Бурица) прожи-вало много марийцев. Многие приняли магометанскую веру и пре-вратились в татар (Адаево, Куларово, Мамашерово, Тамаево). Рань-ше в этих деревнях жили марийцы и удмурты. О том, что все они — выходцы из марийского племени, знают только очень немногие по-жилые люди.

На китякских марийцев после смерти Акбатыра семь раз обру-шивались различные несчастья: происходили крупные пожары, чуть не всё сгорело. Много раз от разных заразных болезней чуть не вы-мерла вся деревня. Оставшиеся в живых продолжили род древнего народа.

1154. Когда жил Акбатыр с первой женой, был очень силён и богат. И марийский народ, как и он, жил в полном достатке. У Ак-батыра в подполье стояла большая кадка с мёдом, а сверху плавала золотая утка. Но когда он женился на другой, такая жизнь длилась не долго. Его вторая жена рассердилаеь на него и стала рассказывать народу: "У Акбатыра стоит в подполье большая кадка с мёдом, а на нём плавает золотая утка". После таких разговоров секрет Акбатыра был утерян. Не стало у него богатства, позабылись его добрые дела и имя. А вскоре и сам он умер. С уходом Акбатыра и для народа насту-пили тяжёлые времена: стали жить в постоянной нужде. Чтобы изба-виться от такой жизни стали молиться и" поклоняться Акбатыру.

Один из первых марийских ученых В. М. Васильев с жителями деревни Шурмымучаш Кировской области

1155. Ну вот ещё отсюда не больно далеко (на автобусе пять руб-лей). Там есть Акбатыр. Находится могила этого Акбатыра. Это Китяки [марийские деревни] у нас тут. В прошлом году поставили памят-ник очень красивый. Раньше тоже туда ходили молиться и сейчас ходят. Туда ходят и марийцы, и русские, и удмурты, и татары.

<...> Он вот, говорят, помогал, когда Иван Грозный брал Ка-зань. Он оказал ему очень большую помощь. И вот когда он уже со-старился, Акбатыр, он взял стрелу. "Куда упадёт эта стрела, там же меня и похороните". Вот стрела упала между двух деревень (Большим Китяком и Малым Китяком) возле речки. Его там же и похоронили. Могила находится сейчас там же и всё. На могиле посадили берёзу. Эта берёза уже выросла, состарилась, уже всё — упала. Потом вторая берёза. И вторая берёза теперь очень старая уже. Третья растёт.

И вот как-то постепенно тоже стали ходить туда молиться Акба-тыру. Просили у него помощи. Или помогал, или не помогал. Кто знает? Но потом это в советское время всё было запрещено. Только туда мельком, мельком тихонько приходили, но никто об этом не говорил ничего. А сейчас, в наше время, уже постоянно туда ходят.

Вот один предприниматель Соловьёв. Он, говорят, тоже пьяница был, дебошир. А потом Видно, больше некуда ему идти было, он пошёл туда помолиться, свечку поставил. "Если, — говорит, — я выйду из этого, как-то выйду, я тебе поставлю памятник". И со временем он устроился предпринимателем в Челябинск. У него там много магазинов. Он очень богатый, состоятельный человек сейчас. Устраивает разные праздники. Вот недавно в Китяке был. И вот он там поставил памятник марийского скульптора.

1156. Акбатыр — князь. Он был самый сильный. Там жертву при-носят для здоровья, чтоб из армии вернуться, для достатка. А 2 авгу-ста на Ильин день там жертву делают. На могиле режут скота (гуся или барана), блины пекут.

(река Уржумка около г. Уржум)

Акпатыр, Шикпавай, Козоклар

1157. Очень давно это было. Русский царь до нас ещё не дошёл. А у нас были свои князья. Жили тогда три брата: Акпатыр, Шикпавай, Козоклар. Может, здешние были, может, приезжие из других мест — один Бог знает. Все они были очень добрыми.

Всевышний дал им знание, как распознавать и вылечивать от разных болезней. Много доброго сделали они в этом мире для своего народа. Поэтому марий-цы их уважали и прислушивались к ним. Татарский народ тоже им верил. Умер Акпатыр и перед смертью попросил похоронить его здесь же. Немного позже ушли в мир иной Шикповай и Козоклар. Один попросил похоронить его на высоком месте нынешнего татарского кладбища, а другой напротив акпатыровой могилы. Татары уважали наших князей, только называли по-своему — Адай. Они им поклоня-лись. И марийцам тоже разрешали молиться на их могилах. Если кто сильно занемог, шли молиться Акпатыру или Козоклару, реже — Шикповаю. Если молитва была услышана, то больному становилось легче. Говорят, что особенно помогает Акпатыр.

Очень давно умер Акпатыр. Ещё наши прабабушки и прадедушки слышали о нём от своих родителей очень давно. А вот могилу его держат всегда в порядке.

Князь Болтуш и Акпарс

1158. Болтуш был военачальником или руководителем среди ма-рийцев. Среди его князей меньшего ранга был Акпарс. Его, Акпарса, похоронили в поле недалеко от села Китяк. В честь него на могиле посадили берёзу. Но эта берёза около ста лет назад засохла и упала. А место, где она стояла, до сих пор имеется. На том месте почва из красной глины. Вместо свалившейся берёзы старухи посадили на его могиле другое, молодую берёзу. Теперь к этой берёзе ходят по обы-чаю, когда в семье кто-нибудь болеет.

Князь Болтуш погиб во время боя. Место гибели и захоронение называется Болтушиной горой. Его род до сих пор живёт в селе Ма-рийский Малмыж.

Богатыри и Тактауш

1159. Болтуш являлся князем, богатырём всех марийцев малмыжан. В молодости он был очень ловким и сильным, служил у татарс-кого хана Тархана: ездил и собирал у здешнего марийского народа деньги — ясак. Царь Иван Грозный после взятия Казани хотел при-брать к рукам и Малмыж. Воевода Адашев просил Болтуша сдать город по своей воле. Он не согласился, поэтому между ними про-изошло большое сражение. С Пушкарёвской горы воеводы стреляли из пушек. Городище было разрушено. Болтуш тогда стоял на вершине горы Ишки. Враги его заметили и убили очередным залпом из пушки. Марийские воины похоронили своего князя на Болтушиной горе. Во время княжества у него было столько земли, что за трое суток на лыжах нельзя было обойти все его владения.

После смерти Болтуша князем стал Тактауш. Он собрал всех ос-тавшихся марийцев и повёл их на место нынешнего Мари Малмыжа, организовал княжество Таушев сбор. Тактауш со своими войска-ми помог русскому царю в сражении под Казанью. За это он получил разрешение пользоваться землёй вокруг Мари Малмыжа. У Тактауша был сын по имени Паймас. До самой смерти он остался верен своей марийской вере. Его никак не могли заставить принять христиан-ство.

1160. Когда было великое наступление русских войск и взят был Черемисский город Малмыж, князь Болтуш выбежал на большую гору, увидел клён и опоясал его опояской. Дожидаясь своей дружи-ны, уснул под этим клёном. Проснувшись, он увидел свою дружину около себя, но клёна не было. Дружина сказала князю, что клён ушёл в лес. Князь Болтуш спрятал свою дружину в лес, а сам пошёл искать клён. Долго шёл и нашёл клён на берегу Вятки в двенадцати верстах от города Малмыжа. Срубил и сделал из клёна самоходы-лыжи, на которых пошёл с поклоном в Москву к великому царю Ивану. Царь выслушал его и разрешил поселиться ему в том месте, где остановил-ся клён-самоход. (Записано со слов крестьянина из Малмыжской волости Н. М. Бочкарёвым).

У потомков Болтуша была бархатная книга, которую одна жен-щина, выходя замуж, увезла с собой в какую-то черемисскую дерев-ню около Вятских Полян. (Сообщил К. П. Чайников).

По рассказам крестьян, у Болтушиных, потомков князя Болту-ша, была какая-то золотая книга, в которой была их родословная.

Болтуш помогает Ивану Грозному

1161. О князе Болтуше я слышат от своей прабабушки. Вот что она рассказывала. Когда победил царь Иван марийцев малмыжских, к нему доставили по рукам и ногам связанного Болтуша. Он был очень хитёр и умён, поэтому, наверно, являлся князем всех малмыжских марийцев. Царь спрашивает: "На Вятке все марийцы побежде-ны?" Болтуш отвечает: "Не все. Ещё Акмазик и другие остались". Тогда царь не стал казнить Болтуша, а взял в свои войска воевать против других марийцев вместе с русскими. Болтуш сражался против Кукарки. За такую помощь царь выделил ему много земли. Но потом Бол-туш сам погиб в сражении. Сейчас живёт его род. Фамилия его рода - Болтушевы.

Как сражался с Салтыковым и Шереметьевым

1162. Болтуш был марийским князем, жил в Малмыже со своим народом. Во время правления построил крепкие укрепления. И сей-час остатки этих укреплений тянутся до самой церкви.

Князь Болтуш при взятии Казани отказался присоединиться к русским войскам. Когда к нему приезжал Салтыков с просьбой при-соединиться к ним, марийцы под руководством Болтуша отогнали войска Салтыкова к Волге. Много тогда погибло воинов. Да и сам Салтыков был убит. После этого с большим отрядом да с орудиями прибыл воевода Шереметьев (Шеремет). Сражение длилось почти неделю.

Как-то раз после сильного боя князь Болтуш лёг отдохнуть, ска-зав: "Как только враги начнут наступать, меня разбудите". Когда князь Болтуш спал крепким сном, марийцы подняли большой шум, начали кричать: "Враги!". Быстро вскочив, Болтуш начинает по ошибке ру-бить своих же воинов. Марийцы его захватили и убили. Затем показа-ли воеводе Шереметьеву. По приказу воеводы князя похоронили на горе. Эту гору и сейчас зовут Болтушиной.

После сражения остальные марийцы переселились за двенадцать километров, построили село. Оно называется Мари Малмыж. После поражения в Малмыже марийцам пришлось перенести много бед и лишений. Когда становится трудно, марийцы и сейчас восклицают: "Ох, калтакшат, шереметшат!"

(Гибель князя Болтуша)

ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:

http://www.vyatkavpredaniyah.ru/

(26 апреля 2018) Ежегодно 26 апреля марийцы отмечают День национального героя (Марий талешке кече). Марийская земля гордится двенадцатью героями.

Слово «талешке» с марийского языка переводится как «герой; выдающийся своей храбростью, доблестью, самоотверженностью человек, совершающий подвиги». У марийцев их 12.

  • Полтыш (Болтуш)

Легендарный князь Малмыжского края, живший в XVI веке. Его резиденция находилась в городе Малмыж у реки Вятки. По преданиям, это была укрепленная крепость, окружённая широким рвом и высоким валом с дубовым частоколом.

Полтышу довелось жить в суровые времена, когда царь Иван Грозный завоевывал Казанское ханство, и весь Волго-Вятский край быт охвачен войной. Малмыжский князь, в то время уже старик, принял решение не подчиняться победителю, предпочитая лучше погибнуть свободным в бою.

Первую волну наступавших врагов ему удалось отразить. Однако во второй раз против него были посланы более значительные силы. Полтыш с войском укрылся за стенами Малмыжа, подготовившегося к долгой осаде. Несмотря на огонь пушек, многочисленные штурмы, крепость не сдавалась. Осаждённые тщетно ждали, что соседние марийские князья придут им на помощь. В городе заканчивалась еда. Было решено попытаться вырваться из окружения.

В ожесточённом сражении, длившемся до полудня, Полтыш был смертельно ранен, но марийцам удалось уйти в леса. Малмыж был сожжён дотла. Согласно преданию, князь был похоронен в лодке на небольшом озере возле Малмыжа. Говорят, что раз в год, ночью, Полтыш является на высоком берегу реки Шошмы, а к нему стекаются души погибших в бою.

  • Чоткар

Легендарный богатырь, живший в незапамятные времена. Родился Чоткар в семье охотника. Рано возмужал. Отличался бесстрашием и огромной силой: один на один выходил драться с медведем, ударом кулака мог сломать сосну, вырвать с корнем столетний дуб.

В те далёкие времена вторглись в марийские земли степные кочевники. Чоткар собрал войско и отразил нашествие степняков. После этого марийцы поняли, что, объединившись, можно одолеть любого врага. Всю свою долгую жизнь богатырь посвятил защите родного народа. И даже после смерти восставал из могилы и оказывал помощь марийцам в борьбе с неприятелями. Но однажды потревожили покой Чоткара понапрасну, без причины, и богатырь, обидевшись, более не откликался на призывы соплеменников.

Но есть у марийцев вера, что, когда покинут их силы, и отчаяние поселится в их сердцах, воспрянет Чоткар ото сна и поведёт марийцев к счастливой жизни.

  • Чумбылат

Легендарный вождь и военачальник, живший приблизительно в ХIII – XIV веках. Стоял во главе союза марийцев, населявших бассейны рек Немда и Пижма, с центром, находившемся в районе города Советска Кировской области (в прошлом - Кукарка).

Отличался богатырской силой, суровостью и мудростью. Под его началом марийские рати не знали поражений. В боевых доспехах, на коне, во главе своих воинов беспощадно крушил он врагов, осмелившихся вторгнутся в пределы подвластных ему земель.

Долгая была жизнь у Чумбылата, но пришла пора умирать. Легенда гласит, что со слезами собрались вокруг него марийцы. Чумбылат же утешал их: «Не плачьте, я и мёртвый буду вам помогать. Когда станет плохо, подойдите к моей могиле и громко скажите «Чумбылат, вставай! Пришёл враг!..». Я встану оборонять вас».

Его торжественно похоронили в полном боевом облачении вместе с конём на горе, что высится на берегу реки Немды. С тех пор называют её марийцы Чумбылат-Курык (Гора Чумбылата), а русские - Чембулатов Камень.
Велика была слава героя, и не было марийца, кто не знал бы о нём. Не обманул вождь соплеменников, откликался на их зов: выезжал из горы на своём любимом коне Чумбылат, круша неприятеля.

Однажды дети, балуясь, стали вызывать богатыря. Чумбылат, увидев, что беспокоят его из озорства, пообещал более не являться на зов о помощи. Но все же не оставил богатырь марийцев совсем без покровительства, и чтущим его он придаёт силы и хранит от зла.

  • Мамия-Бердей

Сотенный князь, возглавивший национально-освободительную борьбу марийцев «луговой стороны» (левый берег Волги) после завоевания Московским царством Казани. В истории это противостояние получило название Первая черемисская война (1552-1557 гг.).

Карательным экспедициям, посылаемым Иваном Грозным, не удалось уничтожить повстанческое войско. Мамич-Бердей договорился с Ногайской ордой об отправке к луговым марийцам царевича Ахполбея. Есть основания полагать, что сотенный князь планировал создать государство с новой династией на развалинах Казанского ханства. Однако Ахполбей не оправдал надежд марийцев. Царевич занимался бесчинствами и грабежами, уклонялся от участия в военных действиях. Рассерженные марийцы перебили людей царевича, а ему отрубили голову и насадили на кол.

По словам Андрея Курбского, приближённого Ивана Грозного, Мамич-Бердей так объяснил расправу над Ахполбеем: «Мы было взяли тебя того ради на царство, с двором твоим, да обороняла нас; а ты и сущие с тобою не сотворили нам помощи столько, сколько волов и коров наших поел; а ныне глава твоя да царствует на высоком коле».

К началу 1556 года Мамич-Бердею удалось взять под контроль всё левобережье Волги. Казань находилась в блокаде. В марте Мамич-Бердей переправился на правый берег Волги, пытаясь склонить на свою сторону здешних марийцев и чувашей. Здесь он был пленён и 21 марта доставлен в Москву. После допросов, на которых присутствовали бояре и Иван Грозный, сотенного князя, скорее всего, казнили. Луговые марийцы сложили оружие только в 1557 году.

  • Онар

Согласно мифологическим представлениям, до появления человека на земле жили великаны – онары. Они якобы спустились с небес, чтобы упорядочить жизнь на земле. По некоторым представлениям, они являлись предками марийцев.

Онар обладал огромным ростом и могучей силой. Был такой величины, что до его колен едва доходили верхушки самых высоких деревьев. На его ладони мог поместиться пахарь с лошадью и сохой. Там, где он спал, оставалось углубление в земле от его головы, заполнявшееся водой и становившееся озером, а где высыпал из обуви забившуюся землю, возникали холмы. У Онара были доспехи из металла, но он не воевал, по крайней мере, в землях, населённых марийцами.

  • Пашкан

Легендарный богатырь, живший в XVI веке в деревне Юлъял (ныне село Сидельниково Звениговского района Республики Марий Эл).

Он отличался высоким ростом и огромной силой. Как говорит предание, у него была лошадь – настолько быстрая, что за два часа могла проскакать от Юлъяла до Казани и обратно. Пашкан не раз ходил на Казань вместе с московскими войсками.

Согласно легенде, он самонадеянно вознамерился верхом на лошади взобраться на крепостные стены Казани. Опешившие от такой наглости, татары решили наказать его, и выставили против него пятьдесят всадников. Пашкан повернул лошадь и ускакал от погони. Думая, что оторвался от преследователей, он спешился передохнуть. Однако татарские всадники не отставали. Пашкан вновь вскочил в седло и поскакал ещё быстрее. Не доезжая немного до Юлъяла, его лошадь завязла в озере, а погоня приближалась. Пашкан успел сказать землякам, что пришёл его последний час, и просил своих сородичей помнить о нём. Только он сказал это, как налетели преследователи, и в ожесточённой, но неравной схватке богатырь пал. Узнав о гибели своего богатыря, марийцы решили отомстить. Татары, расположившиеся после погони и схватки на отдых, были все перебиты.

Марийцы не забыли о Пашкане и почитали его как духа-покровителя – Керемета. Место, где он погиб, до сих пор называется Пашкан-керемет.