Образовательные результаты фгос их виды. Презентация по "планируемые результаты обучения по фгос"

Основные направления деятельности городского хозяйства в отрасли образования, в частности в направлении повышения образовательных результатов учащихся, проработаны в Программе развития образования г.Казани на 2012-2014 годы. Доступность и эффективность образования, формирование у школьников ключевых компетенций, необходимых для продолжения самообразования и обеспечения конкурентоспособности на рынке труда является ключевым направлением развития городского образования. Оно нацелено на обеспечение высоких образовательных результатов и совершенствование его оценки в соответствии с сегодняшними требованиями общества. В первую очередь это результаты и достижения в учебе, контроль качества на каждой ступени, новые модели организации образовательного пространства и реализации образовательных стандартов. Для достижения этих показателей необходимо:

  • - разработать нормативно-методическое обеспечение оценки качества деятельности муниципальных образовательных учреждений;
  • - повысить уровень использования инновационных образовательных технологий для повышения качества и эффективности образования;
  • - обеспечить общественную экспертизу всех процессов оценки и обеспечения качества в сфере городского образования;
  • - привести содержание и качество образования в соответствие с новыми федеральными образовательными стандартами.

Основные факторы, влияющие на образовательные результаты учащихся

По материалам РИА Новости 84% родителей московских школьников из числа опрошенных удовлетворены качеством образования, которое получают их дети РИА Новости. Согласно результатам анкетирования, проведенного на Казанском образовательном портале 88% казанских родителей довольны качеством образовательных услуг, предоставляемых в школе, 36% и 51% оценивают работу большинства учителей на отлично и хорошо соответственно. 66% считают, что качество образования в школах г.Казани выросло за последние 2-3 года.

За последние годы в системе образования г.Казани происходили следующие изменения:

  • - была серьезно укреплена материально-техническая база образовательных учреждений, проведена полная компьютеризация учебного процесса. Педагоги получили персональные ноутбуки, все школы подключены к Wi-Fi, приобретено интерактивное оборудование, мобильные кабинеты, все учителя обеспечены рабочими местами;
  • - с внедрением НСОТ и реализацией государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы намного повысилась заработная плата педагогов, особенно ее стимулирующая часть. Заработала грантовая система поддержки молодых, лучших педагогов и учителей-исследователей;
  • - все участники образовательного процесса уяснили для себя, что ЕГЭ не отменят, кроме того введена ГИА в 9-х классах, мониторинг по итогам начальной школы. Участие на олимпиадах дает дополнительный шанс при поступлении в желаемое высшее учебное заведение.

Все это привело к большей мотивации участников образовательного процесса к повышению качества образования: в определенной степени добровольно, в определенной - принудительно.

Одни и те же инновации в образовательном процессе для разных организаций могут быть на разном уровне. Для получения результата необходимо приложить определенные усилия. 20% правильно подобранных усилий дают 80% результата. Но нужно уметь определить эти 20%. На этом основаны многие системы оценки качества. Это есть принцип Парето (соотношение 20/80), который устанавливает связь между истраченными ресурсами (временем, деньгами, усилиями) и полученными результатами. С точки зрения обыденного сознания кажется, что связь между усилиями и результатом линейная, иначе говоря, чем больше усилий, средств затрачено, тем выше должен быть результат. Однако на самом деле все обстоит несколько иначе. Связь между истраченными ресурсами и усилиями оказывается нелинейной. Это означает, что хороший результат (на 80%) достигается, затратив на него 20% усилий, ресурсов. Для получения отличного (100%) результата количество усилий, которые необходимо приложить, возрастет в пять (!) раз. Одним словом принцип Парето означает, что 20% усилий дают 80% результата, а остальные 80% усилий -- лишь 20% результата. Но тут важно определить, какие именно ресурсы являются главными. Если есть полный список ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели, то следует принять во внимание, что 20% из них сделают 80% работы. Задача -- найти и реализовать эти 20%.

Принцип Парето имеет широкое применение. Например, школьные учителя знают, что большая часть проблем с дисциплиной или прогулами (80%) проистекает от небольшого числа учеников (20%). 20% детей используют 80% возможностей, предоставляемых системой образования. 80% брака, в том числе и педагогического, определяются 20% всех возможных причин. Ушаков К.М. Управление школой: кризис в период реформ. - М.: Сентябрь, 2011. - с.141..

В данной работе мы попытаемся узнать, насколько определенные нами выше главные стимуляторы повышения качества образования в последние 2-3 года соответствуют 80% результату качества.

Образовательные результаты учащихся

Образовательные результаты учащихся это степень освоения основных образовательных программ в школе. Это не просто выполнение какой-либо установки по академическим знаниям учащихся, это социальные и иные компетентности, социальный опыт, приобретенный учащимися в ходе освоения образовательных программ, опыт творческой деятельности, система ценностных отношений. Результаты освоения образовательных программ оцениваются на разном уровне, создается система контроля и оценки образовательных результатов путем предварительного мониторинга, появляется система рейтингования работы педагогов и школ.

Достижение высоких образовательных результатов учащихся - главное конкурентное преимущество школ. Чтобы повысить его, в каждой нормальной школе успешно используются такие способы как рейтингование, мониторинг. Цель рейтинговой системы в управлении образованием - дать оценку эффективности работы всей школы и отдельно каждого учителя по обеспечению качества образования. В практике работы каждой школы, мониторинг качества означает оценку уровня знаний учащихся, преподавания, эффективности воспитательной работы и управленческой деятельности.

Рейтинги - это простая форма представления сравнительной оценки школ, причем практически единственная доступная родителям. Люди вообще очень любят сравнивать свои успехи и достижения, тем более, в такой чувствительной сфере как образование. А рейтинг - это простой список результатов этого сравнения по разным показателям.

Рейтинги должны быть всегда ориентированы на определенную целевую аудиторию, иначе они бессмысленны. Правильно составленный рейтинг, конечно, адресован родителям. Он помогает им понять, насколько школа хороша по тем или иным критериям, куда отдать ребенка учиться, то есть имеет вполне прагматичный смысл.

Рейтинги для родителей и для начальников принципиально разные. Родителям безразлично, перешла ли школа на систему подушевого финансирования или новую систему оплаты труда, а начальнику это важно, поскольку с него за это спрашивают. Даже у родителей в зависимости от возраста детей могут быть совершенно разные приоритеты. Родителей старшеклассников интересует ЕГЭ, а родителей учеников начальных классов - чтобы ребенку в школе было комфортно и безопасно, и чтобы ему не привили на всю жизнь отвращение к учебе.

Универсальных рейтингов не бывает, потому что один и тот же показатель в зависимости от целевой аудитории может нести разную смысловую нагрузку. Скажем, в рейтингах часто используется показатель «соотношение числа учащихся и преподавателей». Для управленца чем больше учеников на одного учителя, тем лучше, конечно, в пределах разумного. Это означает экономию средств, возможность повышать зарплату учителям и т.д. Для родителей - наоборот. Чем меньше учеников на одного учителя, тем больше внимания уделяется их ребенку.

Есть еще одна причина, по которой рейтинг нужен управленцам: при правильном обращении он может стать хорошим инструментом индикативного планирования. Если заложить в рейтинг три показателя - качество, доступность, эффективность, - по ним можно оценивать школы или муниципалитеты и, в зависимости от того, что больше всего нужно управленцу, присваивать те или иные относительные веса каждой из этих составляющих рейтинга.

Например, понимая, что подготовка школьников в определенном муниципалитете по каким-то причинам хромает, придается самый большой вес показателям, которые характеризуют качество подготовки, уровень знаний. Таким образом, построив и опубликовав рейтинг, отправляется сигнал всем школам, которые участвуют в рейтинге: для того чтобы получить высокую оценку им нужно, в первую очередь, обратить внимание на тот показатель, который вносит максимальный вклад в итоговую оценку. Но, обычно, управленцам достаточно промежуточных результатов при подготовке рейтинга, которые позволяют им проанализировать проблему и приступить к ее решению.

Кроме этого, рейтинги ориентируются на определенные задачи. Для чего они? Какого рода решения будут приниматься на их основании? Кроме этих основных принципов, есть и другие, например, нельзя сравнивать несравнимое и надо учитывать специфику школ. У одной школы стоит задача обеспечить 100% поступление в высшие учебные заведения, а у другой - чтобы ученики после 9 класса не сбились с правильной пути. Детям из зоны риска надо помогать, ведь именно они будут определять нашу жизнь через несколько лет после окончания школы. Рейтинг должен находить школу, мониторинг - детей из зоны риска, для того, чтобы педагоги и муниципалитеты им помогали.

Для профессионального управленца рейтинг - это промежуточный этап. Управленцы должны пользоваться рейтингами как формой представления сравнительной оценки для того, чтобы выяснить, почему одна школа оказалась на первом месте, а другая - на последнем.

В новом законе «Об образовании в Российской Федерации» появилось новое понятие - мониторинг оценки качества образования. Это связано со следующими обстоятельствами. Во-первых, Россия участвует в международных мониторингах качества образования, но выборка недостаточна для того, чтобы находить оптимальные меры по управлению образованием в конкретных регионах. В этом плане российские мониторинги в сочетании с международными, помогут понять, что происходит с образованием, и более эффективно управлять его качеством.

Во-вторых, мониторинг поможет решить еще одну проблему. В течение нескольких последних лет для оценки качества общего образования использовались только процедуры ЕГЭ и ГИА. Но ни в одной стране мира результаты экзаменов с высокими ставками не являются основанием для оценки качества образования в школах. Функции, которые возлагают на ЕГЭ как на способ оценки эффективности учителя, школы, муниципалитета, руководителя региона, начинают искажать реальные результаты ЕГЭ.

В результате проведенного трехлетнего эксперимента по оценке эффективности новых стандартов образования в начальной школе, в котором принимали участие школы более чем из половины субъектов Российской Федерации, стало понятно, что у нас все готово для проведения мониторинга по освоению стандартов начальной школы. Теперь перед системой российского образования стоит другая задача: посмотреть, как дети осваивают основную школу с точки зрения готовности к обучению в старшей школе.

Сегодня мотивация семей на обязательное высшее образование для своих детей понемногу падает. Это позволяет уменьшить множество безработных юристов и экономистов. Основная задача российской школы - создание различных образовательных траекторий, ориентированных не только на вуз, но и на достойные профессии среднего и начального профессионального образования. Мониторинг готовности к обучению в старшей школе поможет ученикам спроектировать свою образовательную траекторию: кто-то пойдет по академической траектории, а кто-то по прикладной.

Еще одна особенность, условие мониторинга заключается в том, что по его результатам никаких санкций к ребенку или его учителям применяться не будут. Информация останется у этого ребенка, у педагогов, которые с ним работает, и у семьи. Индивидуальные результаты мониторинга нужны для выстраивания образовательной траектории конкретного ученика, а не для принятия каких-либо управленческих решений.

Основная задача рейтингов и мониторингов - это получить представление о том, что на самом деле происходит в системе образования. По итогам проведения данных мероприятий, появится возможность проектировать варианты управленческих решений и оценивать их эффективность.

При формировании списка лучших 500 школ России в качестве критериев использовались высокие показатели при сдаче ЕГЭ и наличие призеров или победителей заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников в 2013 году. По этому поводу имеются множество мнений и отзывов из разных регионов страны. Одни считают, что среди лучших нет случайных образовательных организаций и это справедливый показатель, другие говорят, что нельзя сравнивать все школы по одним и тем же показателям, необходим индивидуальный подход. Учреждение по своему росту и развитию можно сравнивать только с самим собой. Все они находятся в разных условиях, имеют разный педагогический коллектив, контингент детей и местность. Третье убеждены, что необходимо давать гораздо больший перечень показателей, нежели просто ЕГЭ и олимпиады. Следует учитывать достижения учащихся на каждой ступени общего образования, возможность для индивидуального развития, условия обучения (безопасность школы, техническую оснащенность, в том числе наличие широкополосного интернета), доступность услуг, поддержка детей с ограниченными возможностями и информационную открытость (качество сайтов школ).

Согласно методике оценки показателей качества образования, разработанной Министерством образования и науки Республики Татарстан для рейтингования школ и муниципалитетов определены средний балл ЕГЭ по русскому языку и математике, доля выпускников, не получивших аттестат, доля человеко-экзаменов ЕГЭ, по которым выпускники набрали 80 и более баллов по всем учебным предметам, доля победителей и призеров регионального этапа всероссийской олимпиады школьников.

Вопрос создания и апробация единой системы оценки качества деятельности школ, руководителей, учителей, создание системы рейтингования школ по разным критериям обозначен и в городской Программе развития образования г.Казани на 2012-2014 годы Постановление Исполнительного комитета г.Казани №5276 от 31.07.2012 «Об утверждении Программы развития образования г.Казани на 2012-2014 годы».

Учитывая все вышеуказанные обстоятельства в г.Казани создан рейтинг образовательных организаций, который включает в себя 7 следующих основных направлений деятельности школ: ЕГЭ, ГИА, олимпиадное движение, организация обучения и воспитания детей на родном языке, здоровьесберегающие условия, профилактика правонарушений, спортивное движение. Среди них наряду с показателями достижения учащимися высоких образовательных результатов, имеются направления деятельности школ, определяющие успешную социализацию личности ученика в обществе.

В связи с направлением нашей работы на оценку образовательных результатов школ, из вышеуказанных критериев рейтинга образовательных учреждений г.Казани отобраны показатели ЕГЭ, ГИА и олимпиадное движение. К тому же в Республике Татарстан на протяжении нескольких лет проводится единый мониторинг учащихся 4-х классов. Результаты мониторинга также будут анализированы в рамках нашего исследования. Подобные федеральные и региональные мониторинги будут проводиться среди российских школьников в рамках нового закона «Об образовании в Российской Федерации».

Одним из показателей качества работы школы является результаты независимой оценки в форме ЕГЭ, ГИА, мониторинга и олимпиад. С 2010 года школьники Казани из года в год улучшают показатели среднего балла ЕГЭ по обязательным предметам. Эти показатели всегда традиционно выше республиканских.

Предметы

Разница +

Русский язык

Математика

2010 год был в прямом смысле провальным в плане результативности на ЕГЭ. Практически по всем предметам показатели были ниже как республиканских, так и общероссийских. Сегодняшние результаты ЕГЭ это работа всех: педагогов, руководителей, муниципалитета и региональной власти вместе взятых, работа каждого из них на своем месте в своем направлении. Кто-то работал непосредственно с ребенком и их родителями, кто-то создавал благоприятные условия для воплощения задуманного в жизнь. В мониторинговых исследованиях уровня знаний учащихся 4-х классов по основным предметам в 2013 году принимали участие 95% учеников, в 2010 году - 80%.

Из года в год улучшаются показатели выступления учащихся на региональном и заключительном этапах Всероссийских олимпиад.

Для проведения анализа результативности деятельности выбраны 12 школ г.Казани. Рейтинг школ по образовательным результатам учащихся составлен отдельно по школам, которые имеют статус углубленного изучения отдельных предметов, гимназии, лицеи - так называемые «статусные» школы; и по «обычным» общеобразовательным школам. Из этих двух категорий выбраны по три учреждения с начала и с конца рейтинга, всего 12 школ.

Качественные показатели школ выбраны из отчетных данных, а также открытых источников. Изучены публичные отчеты руководителей школ, сравнительные анализы результативности их деятельности. Для анализа подобраны показатели качества образованности школьников за конкретный период, средние баллы ЕГЭ, ГИА по обязательным предметам (русский язык и математика) и мониторинга по итогам начальной школы (русский язык, математика, окружающий мир, татарский язык), олимпиадное движение. Каждый показатель оценивается отдельно.

Результаты данных исследований заключаются в следующем.

Большинство школ г.Казани из года в год улучшают свои показатели качества по выбранным параметрам. Однако необходимо отметить, что лучшие школы развиваются большими темпами, чем отстающие. Во время выполнения курсовой работы по данной теме был проделан анализ качественных показателей с результатами 2009 и 2012 гг. Показатели лучших школ увеличился на 5,1 балла. При этом у худших данный показатель равен 1,6.

Таким образом появляется и все больше развивается разрыв между школами, которые находятся на разных берегах. Если в 2009 году разрыв был равен 16,8 баллам, то спустя всего 3 года он увеличился до 20,3 балла. Какие бы требования не выставляла обычная школа своим педагогам и учащимся, вероятнее всего разница качественных показателей образовательной деятельности между ними только увеличится. Потому что уже сегодня идет отток лучших педагогов и мотивированных детей в более передовые школы города. 4 из 12 анализируемых школ ухудшили свои показатели качества. При этом одной из них это не помешало оставаться на лидирующей позиции. Три из шести худших школ улучшили свои показатели качества, но это не помогло им уйти из позиции отстающих.

Спустя год данный рейтинг был обновлен. За этот период в состав лидеров вошли 3 новые школы, а аутсайдеры оказались совершенно новыми. Данный факт лишний раз подтверждает, что антирейтинг выполняет очень серьезную мотивационную функцию. Радует, что школы и педагоги оказавшись в конце таблицы могут найти в себе силы измениться.

Новое исследование показывает, что все анализируемые школы улучшили свои показатели с еще большим приростом. Разница разрыва по годам составляет 18%, что на 12,9% больше чем в предыдущем анализе. Разница между разными категориями школ, к сожалению продолжает расти.

Если обратить внимание на индивидуальные результаты выбранных в 2013 году школ по сравнению со своими показателями за 2010 год просматривается следующая картина:

Данные показывают, что большинство анализируемых школ повысили свои показатели по сравнению с 2010 годом. Лучшие школы преуспели в этом больше. Только 2 школы показывают результаты ниже 2010 года.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Ориентация на результаты образования - это важнейший компонент конструкции Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения. В соответствии с этим принципиальным отличием изменились структура, содержание и способы применения стандартов в образовательном процессе.

3 слайд

Описание слайда:

Основными документами, составляющими нормативный пакет ФГОС, являются Требования к структуре основных общеобразовательных программ, Требования к результатам их освоения (результатам общего образования), Требования к условиям реализации образовательных программ.

4 слайд

Описание слайда:

В концепции ФГОС указаны требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ, которые структурируются по ключевым задачам общего образования и включают в себя Предметные результаты - усвоение обучаемыми конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета, то есть знаний, умений и навыков, опыта решения проблем, опыта творческой деятельности; Метапредметные результаты - освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуация Личностные результаты - сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений обучающихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам.

5 слайд

Описание слайда:

Предметные результаты обучения Требования к предметным результатам обучения отражены в документе «Фундаментальное ядро содержания общего образования». В нём указаны основные элементы научного знания по каждому предмету, изучаемому в средней школе. Эти результаты традиционно прописываются во всех методических пособиях, в большом количестве издающихся по любой школьной дисциплине. Предметные знания проверяются в тестах ЕГЭ и ОГЭ, и поэтому именно им учителя привыкли уделять наибольшее (хорошо, если не единственное) внимание. К сожалению, большинство родителей также по-прежнему оценивают работу школы именно с позиций предметных знаний, не придавая должного значения развитию универсальных учебных навыков и личностному росту детей.

6 слайд

Описание слайда:

Метапредметные результаты обучения Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

7 слайд

Описание слайда:

Метапредметные результаты обучения Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8 слайд

Описание слайда:

Метапредметные результаты обучения Смысловое чтение; Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

9 слайд

Описание слайда:

Личностные результаты обучения Современное образование становится все более личностно-ориентированным. Общество приходит к пониманию того, что истинным результатом образования является не просто получение знаний, а познавательное и личностное развитие учащихся в образовательном процессе. Происходит слияние педагогических и психологических целей обучения и воспитания.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОСОБЕННОСТИ

В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

    Общие подходы к пониманию образовательных результатов

Изменения, происходящие в современном российском обществе, объективно поставили образование в центр многих политических, экономических, духовно-нравственных и других проблем жизни как страны в целом, так и ее регионов. В этой ситуации образование перестает быть самоценностью, оно становится силой экономического роста , повышения эффективности и конкурентоспособности реальных секторов экономики, что делает его одним из важнейших факторов национальной безопасности и благосостояния страны, благополучия каждого гражданина. Возрастание роли образования на современном этапе развития страны определяет главную задачу российской образовательной политики - обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества, государства .

Кроме того, необходимость модернизации системы образования обуславливается тем, что сегодня она не только не в состоянии обеспечить кадровую базу развития экономики, но и поддерживать существующей уровень экономического развития.

Новые требования к c пециалисту включают его способность приобретать и развивать умения, навыки, которые могут применяться или трансформироваться применительно к целому ряду ситуаций, его готовность осваивать новые технологии, принципиальная смена которых происходит примерно раз в пять лет, адаптироваться к иным условиям труда, решать новые профессиональные задачи. Требуется появление нового качества образования, которое не исчерпывается объемом определенных знаний, достаточно быстро теряющих свою актуальность в условиях информационного общества. Оно включает в себя также освоение личностью универсальных способов деятельности (ключевых компетентностей) и готовность применять их в зависимости от поставленной цели и сообразно сложившейся ситуации.

Конкурентоспособность на современном рынке труда, где, по подсчетам специалистов компании IBM, человек меняет свою специальность не менее семи раз за время профессиональной карьеры, во многом зависит от его способности приобретать и развивать умения, навыки, компетентности, которые могут использоваться или трансформироваться применительно к целому ряду жизненных ситуаций.

Соответственно, принципиально меняются цели образования. Теоретические по сути и энциклопедические по широте знания, которые долгое время были главной целью образовательного процесса, теперь становятся средством. Другими словами, отечественная школа нуждается в смещении акцентов со знаниевого на компетентностный подход к образованию .

В связи с вышесказанным меняется и «портрет выпускника» каждой из ступеней общего образования.

«Портрет выпускника начальной школы»):

Любящий свой народ, свой край и свою Родину;

Уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

Любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;

Владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;

Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;

Доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;

Выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

«Портрет выпускника основной школы »:

Любящий свой край и своё Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;

Осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;

Активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества;

Умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике;

Социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством;

Уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;

Осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды;

Ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы.

«Портрет выпускника школы»:

Любящий свой край и свою Родину, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;

Осознающий и принимающий традиционные ценности семьи, российского гражданского общества, многонационального российского народа, человечества, осознающий свою сопричастность судьбе Отечества;

Креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир, осознающий ценность образования и науки, труда и творчества для человека и общества;

Владеющий основами научных методов познания окружающего мира;

Мотивированный на творчество и инновационную деятельность;

Готовый к сотрудничеству, способный осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационно-познавательную деятельность;

Осознающий себя личностью, социально активный, уважающий закон и правопорядок, осознающий ответственность перед семьёй, обществом, государством, человечеством;

Уважающий мнение других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать;

Осознанно выполняющий и пропагандирующий правила здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни;

Подготовленный к осознанному выбору профессии, понимающий значение профессиональной деятельности для человека и общества;

Мотивированный на образование и самообразование в течение всей своей жизни.

Перечисленные качества выпускников школы помогут им стать успешными людьми адаптироваться в современном мире.

Кроме того, перечисленные качества выпускников являются по сути обобщенными образовательными результатами.

Что же такое образовательный результат?

Образовательный результат – это результат, который целенаправленно формируется в рамках образовательного процесса дидактическими средствами.

Образовательные результаты выполняют функции:

Нормативной базы образовательного процесса;

Основного ориентира для разработки учебных программ, учебно-методических комплектов (УМК) и, следовательно, содержания учебного предмета или образовательной области;

Основы итоговой аттестации учащихся;

Основы аттестации педагогов и аккредитации образовательного учреждения.

Другими словами, именно образовательные результаты являются основной для отбора образовательных ресурсов (учебников, технологий, оборудования и пр.), необходимых для их достижения.

Образовательные результаты в федеральных государственных образовательных стандартах общего образования представлены тремя основными группами (блоками):

а) личностные результаты , включающие ценностные ориентации, мировоззренческие установки, отношения, личностные качества, во многом определяющие направленность личности;

б) метапредметные результаты , объединяющие универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные), составляющие инструментальную основу учебной деятельности школьника;

в) предметные результаты , отражающие специфику освоения учебного содержания конкретной дисциплины, предмета в деятельностной форме (преобладание предметных умений, сочетание различных видов деятельности ученика).

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» (от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ) говорится следующее.

Образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.

Виды образовательных результатов

Таким образом, в Законе указаны следующиевиды образовательных результатов:

Ценностные установки;

Компетенции.

К перечисленным результатам следуют добавить новый образовательный результат «универсальные учебные действия».

Прочтение этих видов образовательных результатов наводит на естественную мысль о том, что некоторые из них (знания, умения, навыки) педагогам хорошо известны, понятны способы их достижения и способы измерения.

Другие результаты (деятельностные) – универсальные учебные действия, компетенции – как раз и являются теми новыми видами образовательных результатов, обязательное достижение которых предусмотрено федеральными государственными стандартами общего образования.

Рассмотрим более подробно все виды образовательных результатов.

Таблица. Виды и сущность образовательных результатов

Вид образовательного результата

Сущность

Наиболее поверхностный уровень усвоения информации, который предполагает усвоения определенной суммы фактов, правил, формул, дат, определений и пр.

По своей сути, знания – это информированность .

Более глубокий уровень усвоения информации, сочетание информации и действия .

Умения, доведенные до автоматизма . Достигается путем многократного повторения действий.

Итог взаимодействия человека с объективным миром.

Ценностные установки

Включают информированность и практический опыт.

Универсальные учебные действия

Освоенные компоненты учебной деятельности , которые включают: познавательные и учебные мотивы, учебную цель, учебную задачу, учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).

Повышение уровня освоения универсальных учебных действий связано с усложнением учебной задачи, переносом.

Компетенции

Актуализированная в образовательной деятельности система ценностей, знаний, умений и навыков, способные адекватно воплощаться в деятельности человека при решении возникающих проблем .

Повышение уровня освоения компетенций связано с усложнением деятельности по составу, с повышением уровня субъектности.

Напомним, что в случае классификации по психологическому уровню выделяют следующие образовательные результаты: знание - узнавание, знание - воспроизведение, знание - понимание, знание – применение (близко к умениям, знание - автоматические действия (близко к навыкам), знания - отношение и знание - потребность (близко к ценностным установкам).

    Требования к формулировке образовательных результатов

Общими требованиями к формулировке образовательных результатов являются:

- однозначность: формулировка планируемого образовательного результата не может содержать фраз, имеющих двоякое толкование.

- конкретность: формулировка планируемого образовательного результата не может содержать фраз, требующих детализации или конкретизации,

- завершенность: формулировка планируемого образовательного результата должна описывать сам результат, а не процесс (недопустимы формулировки «углубление знаний», «совершенствование умений» и т.п.),

- диагностичность: формулировка планируемого образовательного результата должна позволять однозначно представлять деятельность/ситуацию, которая будет задана для проверки достижения обучаемыми указанного результата,

- прозрачность: образовательный результат должен быть сформулирован с расчетом на одинаковое понимание всеми участниками образовательного процесса.

Кроме того, образовательные результаты должны поддаваться измерению педагогическими средствами .

Таблица. Примеры формулировок образовательных результатов

Некорректная формулировка

Комментарии

Корректная формулировка

Готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности (личностный результат)

Эта формулировка не выражает образовательный результат, т.к. не является однозначной, конкретной, прозрачной, а потому не ясно, как диагностировать достижение результата, сформулированного в таком виде.

Попытаемся выразить результат через общепринятые виды образовательных результатов.

Знает (информирован):

Дает моральную оценку поступкам людей в жизненных ситуациях, основываясь на нормах, характерных для различных эпох (культур).

Высказывает мнения относительно заданной ситуации, содержащей ту или иную нравственную коллизию, вставая на позиции не менее чем двух вовлеченных в нее субъектов.

Получил и проанализировал опыт:

Обсуждения и установления норм классного общежития,

Проведение опросов и наблюдения по выявлению и обобщению ценностей и ритуалов произвольно избранных социальных групп

Объяснения моральных и (или) нравственные оснований собственных решений и поступков (в том числе в модельных ситуациях)

Эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности, позитивная моральная самооценка, устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива

(образовательный результат?)

Это не образовательный результат, а психологические новообразования, которые не диагностируются педагогическими средствами.

Читает географические карты (предметный результат по географии)

Эта формулировка также не выражает образовательный результат, т.к. не является однозначной, конкретной, прозрачной, а потому снова не ясно, как диагностировать достижение результата, сформулированного в таком виде.

Умеет :

    определять значения условных знаков, используя легенду карты;

    определять местонахождение объекта на карте с помощью географических координат;

    определять расстояние между географическими объектами на карте, применяя различные виды масштаба (численный, именованный, линейный);

Ориентироваться на местности, используя линии градусной сети;

Cоставлять описание географических объектов по географической карте.

Расширение и систематизация научных знаний о языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий языка

(предметный результат по русскому языку)

Неоднозначно, некорректно, непрозрачною

Знает:

    функции языка: коммуникативную, информативную, культурологическую, владеет сведениями о лингвистике как науке, изучающей разделы русского языка.

Умеет :

    демонстрирует знания грамматических категорий языка;

    объясняет взаимосвязь уровней и единиц русского языка: слово - словосочетание - предложение - текст.

    Предметные результаты и уровни их достижения

При планировании предметных результатов необходимо выделять единицу содержания (результат, который проверяется одним тестовым заданием) и (или) уровень освоения предметного результата.

При планировании уровня освоения предметных (знаниевых) результатов удобно пользоваться таксономией целей-результатов (по Б. Блуму).

Таблица. Матрица уровней достижения образовательных

(знаниевых, предметных) результатов (по Б. Блуму)

Воспроизведение

воспроизводит конкретные факты

воспроизводит абстрактные понятия, закономерности, теории, концепции

воспроизводит методы, процедуры, способы действий, техники

воспроизводит технологии

воспроизводит знания об общем и отличном в процессах и явлениях, о причинах и следствиях, о взаимной обусловленности, о влиянии определенного фактора на систему и процесс и т.п.

воспроизводит обобщенные характеристики предмета или явления, информацию о связях элементов системы и о самих элементов

воспроизводит оценки событий, явлений, персоналий и т.п. и основания для этих оценок

Понимание

Выполняя задание, обучающийся:

воспроизводит объяснение, перефразируя, используя реперные точки, останавливаясь на отдельных фрагментах.

приводит объяснение с изменением формы представления (графический, аналитический и т.п.)

объясняет, детализируя или обобщая (на примере известной последовательности)

объясняет с заданной точки зрения (объяснение этого явления или процесса с заданной точки зрения не должны быть заранее известны ученику)

Применение

Выполняя задание, обучающийся:

применяет знания, опираясь на заданный алгоритм деятельности

демонстрирует или описывает явления (или процессы) в заданных условиях; приводит примеры (аналогичные, разъясняющие)

объясняет или совершает действия, комбинируя известные факты, понятия, технологии и т.п.

восстанавливает известный алгоритм на основе конкретных действий, совершенных по нему

перебирает алгоритмы из числа известных (опробованных на своем опыте) и выбирает подходящий

Анализ

Выполняя задание, обучающийся:

вычленяет главные и второстепенные признаки или характеристики

находит соответствия или несоответствия; указывает и исправляет ошибки, связанные с нарушением алгоритма, в рассуждениях, действиях

проверяет гипотезу с помощью эксперимента, наблюдения

выделяет признаки по заданным критериям

относит аргументы к тезисам

сопоставляет объекты по заданным критериям и делает вывод о сходствах и различиях; проводит сравнительный анализ объектов (явлений)

структурирует признаки объектов (явлений) по заданным основаниям

выявляет причинно-следственные связи

отбирает по заданным критериям алгоритм из числа известных для применения в конкретной ситуации

выделяет параметры для проведения оценки объекта на основе анализа этого объекта или группы схожих объектов

Синтез

Выполняя задание, обучающийся:

делает вывод на основе явных посылок, делает вывод на основе неявных посылок

аргументирует высказывание; доказывает (разрабатывает систему аргументов)

делает вывод по заданному критерию на основе сравнительного анализа

выявляет и называет причины события, явления и т.п. (возможные причины \ наиболее вероятные причины)

создает структуру, модель по заданным условиям

строит схему, алгоритм действия

исправляет или восстанавливает неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм

делает прогноз изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора

выявляет и называет возможные последствия заданной причины (совокупности причин)

Оценка

Выполняя задание, обучающийся:

выбирает подходящую оценку из представленных ему

оценивает по заданным критериям

оценивает по критериям, самостоятельно сформулированным в соответствии с заданием

делает вероятностное заключение на основе анализа

дает оценку системы

Примеры формулировок предметных результатов.

    Формулирует признаки равенства треугольников (уровень - воспроизведение).

    Составляет простой план изложения, сочинения (применение).

Изучите список образовательных результатов, расположенный ниже.

Определите, на каком уровне освоения содержания сформулирован каждый из результатов.

Заполните Бланк 1 (для ступени начального общего образования) или Бланк 2 (для степени основного общего образования).

Результат

Воспроизводит определение понятий главные и второстепенные члены предложения, основа, подлежащее, сказуемое, дополнение, обстоятельство, определение

Выделяет основу в простом предложении

Разбирает словосочетание по схеме (определяет главное и зависимое слова, ставит вопрос)

Составляет схему простого предложения

Разбирает простое предложение по составу

Упорядочивать числа от нуля до миллиона

Распознавать и называть геометрические тела

(куб, шар)

Сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств

Оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, группа сверстников, этнос), в том числе с позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им

НЕ НУЖНО .

Образовательный результат

Уровень достижения образовательного результата

называет факторы среды, оказывающие неблагоприятное воздействие на кровеносную систему

(биология, 8 класс)

создает системы из простых механизмов для решения поставленной задачи (например, получение выигрыша в силе, изменение направления действия силы)

(физика, 9 класс)

перечисляет детали, с помощью которых созданы образы Грушницкого, […]

(литература, 9 класс)

объясняет причины медленного перехода сельского хозяйства на капиталистические отношения в России 60-70-х гг. XIX в.

(история, 9 класс)

находит площадь треугольника, пользуясь формулой Герона

(математика, 8 класс)

оценивает произвольно заданные изменения в производственных технологиях с точки зрения социального прогресса

(обществознание, 10 класс)

указывает на рисунке плечо силы

(физика, 9 класс)

описывает путешествие с соединением в тексте повествования, описания места и описания предмета

(русский язык, 6 класс)

различает насыщенные и ненасыщенные растворы

(химия, 8 класс)

дает оценку международного положения России в эпоху царствования Александра I

(история, 9 класс)

Примечание. Заполненный бланк высылать на проверку НЕ НУЖНО .

  1. Памятка по планированию образовательных результатов

(использованы материалы семинара «Проектирование и оценка результатов освоения основной образовательной программы начального/основного общего образования», авт. Г.Б. Голуб, Е.А. Перелыгина, г. Самара)

    Определите вид образовательного результата (знание, умение, навык, опыт, универсальные учебные действия, компетенции).

    Если перед вами знание,

то можно выделить единицу содержания, которая должна быть усвоена на соответствующем году обучения (если результат представляет собой несколько легко вычленяемых единиц содержания),

или запланировать освоение единиц(-ы) содержания на одном из уровней, предшествующих уровню конечного результата ООП.

    Если перед вами освоенная операция (общеучебное или надпредметное умение),

то можно запланировать в качестве промежуточных результатов получение соответствующего знания,

или запланировать формирование умения на определенном содержании,

или запланировать опыт по переносу умения на другое содержание (выполнение операции в условиях, отличных от условий ее формирования).

    Если перед вами полученный опыт деятельности ,

то можно запланировать в качестве промежуточных результатов конкретные ситуации, в которых обучающийся будет получать этот опыт,

    Если перед вами освоенный способ деятельности (ключевая компетентность или аспект ключевой компетентности),

то можно запланировать в качестве промежуточного результата формирование этой компетентности в указанном аспекте на уровне, предшествующем уровню требований к деятельности выпускников основной ступени (это даже необходимо, если с данным обучающимся на начальной ступени не проводилась работа по формированию ключевых компетентностей, т.е. он обучался по программам старого поколения),

или запланировать освоение отдельных операций, являющихся ресурсом данного способа деятельности,

или запланировать получение и анализ учащимся опыт применения универсального способа деятельности к определенному классу задач и/или объектов воздействия.

Задание для самостоятельной работы

Внимательно прочитайте текст 1 «Требования к планированию образовательных результатов». Рассмотрите примеры формулировок, приведенных в таблице.

Проанализируйте примеры формулировок образовательных результатов и занесите результаты в таблицу, сделав отметку в одном из следующих столбцов:

«а» содержит формулировку образовательного результата, не требующую уточнения,

«б» содержит формулировку образовательного результата, требующую уточнения,

«в» содержит формулировку, не отвечающую требованиям к формулировке образовательного результата.

Переформулируйте образовательные результаты, попавшие в категорию «б». Впишите исправленный вариант формулировки в последний столбец.

измененная формулировка

1. Обучающийся получит представление о натуральном числе и нуле, о нумерации чисел в десятичной системе счисления

2. Обучающийся демонстрирует умение сравнивать предметы по разным признакам: длине, массе, вместимости

3. Обучающийся развивает представления о числе и роли вычислений в человеческой практике

4. Обучающийся умеет пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира

5. Обучающийся применяет свойства арифметических квадратных корней для вычисления значений и преобразований числовых выражений, содержащих квадратные корни

6. Обучающийся должен быть готов применять формально-оперативные алгебраические умения

7. Обучающийся демонстрирует умение осознанно, творчески читать художественные произведения разных жанров

8. Обучающийся составляет характеристику Ивана III

9. Обучающийся раскрывает значение Куликовской битвы

10 Обучающийся знакомится с правилами поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях природного происхождения

11. Обучающийся объясняет место и роль человека в природе.

12. Составлять описания (по заданному плану) особенностей взаимодействия живых организмов в природном сообществе (на местном материале)

Справка

Планируемый знаниевый образовательный результат представляет собой единство предметного знания и уровня его освоения, иными словами, содержит описание единицы содержания и того, что с ней необходимо сделать (воспроизвести, продемонстрировать понимание, применить, проанализировать, обобщить, оценить), чтобы показать, на каком уровне освоено данное содержание.

Планируемый навыковый образовательный результат описывается так же, как знаниевый результат на уровне применения (умение), и дополняется указаниями на условия выполнения деятельности, которые могут свидетельствовать о достижении требуемого автоматизма.

Формулировка образовательного результата считается грамотной при условии, что она

    состоит из одной или нескольких относительно самостоятельных легко вычленяемых и автономно проверяемых единиц содержания;

    указывает на уровень освоения единицы содержания (для уровня воспроизведения достаточно указания «знает»);

    конкретно и однозначно понимается всеми участниками образовательного процесса.

Главной целью современного образования является развитие и воспитание интеллектуальной, свободной, мобильной, нравственной и творческой личности. В свете международных критериев измерения качества системы образования, на одно из первых мест выходит проблема формирования мобильности, умения работать с информацией, принимать решения в нестандартных ситуациях.

Такой подход нашел отражение в основных нормативных документах образовательной сферы, в частности во . Метапредметные компетентности внесены в перечень основных результатов обучения, которые, согласно новым стандартам, должны освоить обучающиеся.

Понятие «метапредметность» имеет несколько смыслов. В дидактике чаще всего оно употребляется в значении «надпредметности», т.е. объема знаний, который формируется и используется не в процессе преподавания какого-то определенного школьного предмета, а в ходе всего обучения. Метапредметные знания необходимы для решения как образовательных задач, так и различных жизненных ситуаций.

В ФГОС метапредметные компетентности увязаны с , которые делают любую деятельность осознанной и результативной. Среди них:

  • стратегические;
  • исследовательские;
  • проектировочные;
  • сценирующие;
  • моделирующие;
  • конструирующие;
  • прогнозирующие.

Метапредметная компетентность основывается на следующих понятиях.

  • Метадеятельность — умение совершать любую деятельность с предметами, универсальный способ жизнедеятельности.
  • Метазнания — сведения о методах и приемах познания, структуре знаний и способах работы с ними.
  • Метаспособы — методы, которые помогают находить новые способы решения задач, нестандартные планы деятельности.
  • Метаумения — универсальные общеучебные навыки и умения.

К таким метаумениям относятся:

  • основы теоретического мышления (определение понятий, систематизация, классификация, доказательство, обобщение);
  • обладание навыками переработки информации (анализ, синтез, интерпретация, оценка, аргументирование);
  • (работа с фактами: сопоставление, умение отличать недостоверную информацию, находить логическое несоответствие, определять двусмысленность и т.д.);
  • задатки творческого мышления (определение проблем в стандартных ситуациях, нахождение альтернативного решения, совмещение традиционных и новых способов деятельности);
  • регулятивные умения ( , формулировать гипотезы, определять цели, планировать, выбирать способ действий, );
  • главные качества мышления (диалектичность, гибкость и т.д.)

Метапредметный подход к образовательному процессу заменяет традиционную практику разделения знаний по отдельным школьным предметам на современные технологии, направленные на изучение целостной картине мира. Это позволяет объединить личное, познавательное и общекультурное развитие и саморазвитие школьника, преемственность начальной, средней и старшей ступени обучения.

Содержание метапредметных компетентностей

В Федеральном государственном образовательном стандарте указано двенадцать основных критериев, которым должны соответствовать метапредметные результаты овладения общеобразовательной программой основного общего образования. Их условно можно разделить на несколько групп.

Умение планировать и осуществлять свою деятельность :

  • самостоятельно определить цель обучения, определять и ставить перед собой новые учебные или познавательные задачи, расширять познавательные интересы;
  • проанализировать поставленную задачу и те условия, в которых она должна быть реализована;
  • сопоставить содержание указанной задачи с имеющимися знаниями и умениями;
  • самостоятельно спланировать способы достижения поставленных целей, находить эффективные пути достижения результата, умение искать альтернативные нестандартные способы решения познавательных задач;
  • способность сопоставлять собственные действия с запланированными результатами, контролировать свою деятельность, осуществляемую для достижения целей;
  • рассматривать разные точки зрения и выбрать правильный путь реализации поставленных задач;
  • оценить свои действия, изменять их в зависимости от существующих требований и условий, корректировать в соответствии от ситуации;
  • оценить правильность выполнения познавательной задачи, свои имеющиеся возможности ее достижения;
  • уметь осуществлять самоконтроль, самооценку, принимать решения и осуществлять осознанный выбор в познавательной и учебной деятельности.

Умение работать в коллективе:

  • организовывать совместную познавательную деятельность с учителем и одноклассниками, сотрудничать;
  • , и самостоятельно;
  • согласовывать свои мотивы и позиции с общественными, подчинять свои интересы коллективным;
  • находить общее решение, которое будет удовлетворять общим интересам;
  • проявлять толерантность, терпимость, ;
  • выслушивать другие мнения, а также формулировать, отстаивать и аргументировать свое мнение.

Умение осуществлять познавательные действия:

  • определять суть понятий, обобщать объекты;
  • находить аналогии;
  • самостоятельно находить критерии и основания для классификации, осуществлять классификацию;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • выстраивать логические рассуждения, делать умозаключения и собственные выводы;
  • создавать, использовать и изменять символы, знаки;
  • создавать схемы и модели для решения различных познавательных или учебных задач;
  • осуществлять смысловое чтение (вычитать текст, оценить степень достоверности и применить на практике).

Умение использовать компьютерные технологии:

  • использовать различные источники получения информации с помощью компьютера;
  • определять надежность и достоверность источника;
  • уметь выбирать нужную информацию;
  • знать способы передачи, копирования информации;
  • использовать возможности Интернета для продуктивного общения, взаимодействия.



Личностные результаты владение навыками анализа и критичной оценки получаемой информации, развитие чувства личной ответственности за качество информационной среды; оценка окружающей информационной среды и формулирование предложений по ее улучшению, организация индивидуальной информационной среды; использование различных программных сред для повышения своего образовательного уровня и подготовке к продолжению обучения.


Метапредметные владение основными общеучебными умениями информационного характера: анализа ситуации, планирования деятельности, обобщения и сравнения данных и др.; получение опыта использования методов и средств информатики: моделирования; формализации и структурирования информации; компьютерного эксперимента при исследовании различных объектов, явлений и процессов; умение создавать и поддерживать индивидуальную информационную среду, обеспечивать защиту значимой информации и личную информационную безопасность; владение навыками работы с основными средствами информационных и коммуникационных технологий; умение осуществлять совместную информационную деятельность, в частности при выполнении проекта.




Особенности информатики Информатика имеет очень большое и все возрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Можно сказать, что она представляет собой метадисциплину, имеющую общенаучный язык, своеобразную познавательную «латынь». Фундаментальное ядро «Информатика и ИКТ» В информатике формируются многие виды деятельности, которые имеют общедисциплинарный характер: моделирование объектов и процессов, сбор, хранение, преобразование и передача информации, управление объектами и процессами. Принципиально важную роль в информатике играет понятие информационной модели, которая одновременно является инструментом познания, средством планирования практической деятельности, в частности с применением компьютера, и механизмом реализации межпредметных связей информатики.






Основные цели изучения информатики в школе освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях; развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ; воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации; овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты; выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, при дальнейшем освоении профессий. Фундаментальное ядро «Информатика и ИКТ»


Понятийный аппарат информатики МОЖНО РАЗДЕЛИТЬ НА ТРИ КОНЦЕНТРА: понятия, связанные с описанием информационного процесса; понятия, раскрывающие суть информационного моделирования; понятия, характеризующие применение информатики в различных областях (технологиях, управлении, социально-экономической сфере). Фундаментальное ядро «Информатика и ИКТ»




Содержание информатики Информация, информационные процессы информационные процессы; информационные ресурсы. Информационные модели, моделирование моделирование и формализация; представление информации; алгоритмизация и программирование; исполнитель; компьютер. Применение методов и средств информатики Информационные и коммуникационные технологии; Информационные основы управления; Информационная цивилизация Учебная программа «Информатика и ИКТ» (УМК Семакин И.Г. и др.»


Характеристика результатов Информация, информационные процессы формирование представлений об основном объекте информатики – информационных процессах, их принципиальном отличие от других видов процессов: физических, химических, биологических, а также методах и средствах их автоматизации. Информационные модели и моделирование развитие умений строить, изучать, оценивать модели информационных процессов из различных областей, в том числе с использованием возможностей компьютера; Применение методов и средств информатики формирование умений применять методы и средства информатики, в частности, построение и исследование информационных моделей для решения задач в различных областях человеческой деятельности. Учебная программа «Информатика и ИКТ» (УМК Семакин И.Г. и др.)