О назначении поэта и поэзии некрасов. Некрасов н
Н. А. Некрасова можно заслуженно назвать поэтом-революционером. Он был одним из родоначальников социальной поэзии, для которой нет запретных тем. В своем творчестве Некрасов уделяет большое внимание теме предназначения поэта. Он считает, что быть поэтом - это священный жребий, долг. И долг в первую очередь гражданский. Эта мысль является главной в стихотворении “Поэт и Гражданин”. Именно отсюда известные строки:
Поэтом можешь ты не быть,
Но Гражданином быть обязан.
Гражданин яростно убеждает Поэта в том, что нужно посвятить свой гений служению отечеству:
Иди в огонь за честь отчизны,
За убежденья, за любовь.
Иди и гибни безупречно.
Умрешь недаром: дело прочно,
Когда под ним струится кровь.
Это прямой призыв к революции, к бунту во что бы то ни стало. Но Поэт не приемлет этой позиции, он боится “поплатиться головой”. Муза является ему все реже, бледная и печальная. И давно уже не рождаются из-под некогда острого пера пламенные речи. Нельзя, конечно, отождествлять автора с Поэтом. Некрасов никогда не боялся открыто выражать свои воззрения.
В этом стихотворении высказано стремление Некрасова поставить поэзию на службу народу. Впрочем, это чувствуется во всех его творениях.
Некрасов известен как певец простого народа. Он всегда готов заступиться за угнетенного, униженного, страдающего русского мужика. Все самые известные его произведения - “Кому на Руси жить хорошо”, “Мороз, Красный нос”, “Железная дорога”, “Размышления у парадного подъезда” - посвящены нелегкой доле русского народа, который стонет на рудниках, на стройках, в тюрьмах, у парадных подъездов и в собственных разваливающихся домах. “Мужицкое счастье” - понятие исключительно умозрительное, в реальной жизни не существующее. Некрасов просит родную землю:
“Назови мне такую обитель, где бы русский мужик ни стонал”.
И сам же отвечает, что нет на земле ни единого уголка, где не был бы угнетен простой народ. Прекрасно осознавая это, Некрасов считает, что его единственное и самое верное предназначение - неустанно говорить об этом и призывать к разрушению старых устоев, построению светлого будущего. За эти крамольные идеи цензура часто запрещала издавать произведения Некрасова. Тем не менее рано или поздно они все равно публиковались и прекрасно воспринимались как критикой, так и широкой публикой. Белинский очень высоко оценивал творчество Некрасова и называл его истинным поэтом.
Много Н. А. Некрасов размышляет о собственной Музе. Для него это вовсе не прекрасная фея с крыльями за спиной и арфой, порхающая и настраивающая на лирический лад. Нет, у Некрасова это “Муза мести и печали”. Ее голова украшена “терновым венцом”. Она печальна и в то же время беспощадна. Лишь она является заступницей слабых, обездоленных и обличительницей угнетателей. Предчувствуя близость смерти, поэт обращается именно к своей Музе, истерзанной и бледной. Он говорит, что был честен перед собой и другими и никогда не предавал свою вдохновительницу.
Образ Музы в поэзии Некрасова неизменно переплетается с образом русской крестьянки. Поэт вновь и вновь обращался к этому дорогому его сердцу образу. Особенно ярко он запечатлен в поэме “Мороз, Красный нос”. Дарья, простая русская женщина, безупречно красива во всех отношениях. Она терпелива, вынослива, трудолюбива, сильна духом. Ей нет равных ни в работе, ни в веселье. Она горда, но не заносчива. Умна, но при этом молчалива. Хороша она и внешне, привлекает немало взоров, но при этом остается верной и преданной женой. Вот истинный “тип величавой славянки”, который так дорог Некрасову.
Это тоже в какой-то мере долг поэта - не дать потускнеть этому яркому образу, воскресить его на страницах книг.
Некрасов, таким образом, размышляя над предназначением поэта, выражает в своих стихах любовь к народу, заявляя, что цель творчества - борьба за будущее, когда русский народ больше не будет страдать под непосильным игом. Как может бороться поэт? Только силой своего гения, своего слова. Кто вдохновляет его на борьбу? “Муза мести и печали”.
В одном из последних стихотворений Некрасов очень ясно говорит о назначении своего творчества, которому он и посвятил всю жизнь:
Я призван был воспеть твои страданья,
Терпеньем изумляющий народ!
И бросить хоть единый луч сознанья
На путь, которым Бог тебя ведет...
Поэт мечтал посеять, пусть редкие, семена просвещения на народную почву. Недаром в нескольких его стихотворениях предстает перед нами образ сеятеля. Для Некрасова это символ просветителя, человека, сеющего знания. Увы, поэт прекрасно осознает, что не сумеет увидеть, прорастут ли эти зерна (“Жаль только - жить в эту пору прекрасную уж не придется ни мне, ни тебе”). Но надежда на то, что эта прекрасная пора все же настанет рано или поздно, не покидает автора и помогает ему творить. Некрасов искренне болеет душой за русский народ. И самое лучшее, что он может сделать, - неустанно писать о нем, выражая свой протест против притеснителей. В понимании Некрасова в этом и есть высшее предназначение поэта и поэзии.
Фев 09 2014
Н. А. Некрасова можно заслуженно назвать поэтом-революционером. Он был одним из родоначальников социальной поэзии, для которой нет запретных тем. В своем Некрасов уделяет большое внимание теме предназначения поэта. Он считает, что быть поэтом - это священный жребий, долг. И долг в первую очередь гражданский.
Эта мысль является главной в стихотворении “Поэт и Гражданин”. Именно отсюда известные строки: Поэтом можешь ты не быть, Но Гражданином быть обязан. Гражданин яростно убеждает Поэта в том, что нужно копирование запрещено 2005 посвятить свой гений служению отечеству: Иди в огонь за честь отчизны, За убежденья, за любовь. Иди и гибни безупречно. Умрешь недаром: дело прочно, Когда под ним струится кровь. Это прямой призыв к революции, к бунту во что бы то ни стало. Но не приемлет этой позиции, он Боится “поплатиться головой”.
Муза является ему все реже, бледная и печальная. И давно уже не рождаются из-под некогда острого пера пламенные речи. Нельзя, конечно, отождествлять автора с Поэтом. Некрасов никогда не боялся открыто выражать свои воззрения.
В этом стихотворении высказано стремление Некрасова поставить поэзию на службу народу. Впрочем, это чувствуется во всех его творениях. Некрасов известен как певец простого народа. Он всегда готов заступиться за угнетенного, униженного, страдающего русского мужика. Все самые известные его произведения - “Кому на Руси жить хорошо”, “Мороз, Красный нос”, “Железная дорога”, “Размышления у парадного подъезда” - посвящены нелегкой доле русского народа, который стонет на рудниках, на стройках, в тюрьмах, у парадных подъездов и в собственных разваливающихся домах.
“Мужицкое счастье” - понятие исключительно умозрительное, в реальной жизни не существующее. Некрасов просит родную землю: “Назови мне такую обитель, где бы русский мужик ни стонал”. И сам же отвечает, что нет на земле ни единого уголка, где не был бы угнетен простой народ. Прекрасно осознавая это, Некрасов считает, что его единственное и самое верное предназначение - неустанно говорить об этом и призывать к разрушению старых устоев, построению светлого будущего.
За эти крамольные идеи цензура часто запрещала издавать произведения Некрасова. Тем не менее рано или поздно они все равно публиковались и прекрасно воспринимались как критикой, так и широкой публикой. Белинский очень высоко оценивал Некрасова и называл его истинным поэтом. Много Н. А. Некрасов размышляет о собственной Музе. Для него это вовсе не прекрасная фея с крыльями за спиной и арфой, порхающая и настраивающая на лирический лад. Нет, у Некрасова это “Муза мести и печали”.
Ее голова украшена “терновым венцом”. Она печальна и в то же время беспощадна. Лишь она является заступницей слабых, обездоленных и обличительницей угнетателей.
Предчувствуя близость смерти, поэт обращается именно к своей Музе, истерзанной и бледной. Он говорит, что был честен перед собой и другими и никогда не предавал свою вдохновительницу. Музы в поэзии Некрасова неизменно переплетается с образом русской крестьянки. Поэт вновь и вновь обращался к этому дорогому его сердцу образу.
Особенно ярко он запечатлен в поэме “Мороз, Красный нос”. Дарья, простая русская женщина, безупречно красива во всех отношениях. Она терпелива, вынослива, трудолюбива, сильна духом. Ей нет равных ни в работе, ни в веселье. Она горда, но не заносчива.
Умна, но при этом молчалива. Хороша она и внешне, привлекает немало взоров, но при этом остается верной и преданной женой. Вот истинный “тип величавой славянки”, который так дорог Некрасову.
Это тоже в какой-то мере долг поэта - не дать потускнеть этому яркому образу, воскресить его на страницах книг. Некрасов, таким образом, размышляя над предназначением поэта, выражает в своих стихах любовь к народу, заявляя, что цель творчества - борьба за будущее, когда русский народ больше не будет страдать под непосильным игом. Как может бороться поэт? Только силой своего гения, своего слова. Кто вдохновляет его на борьбу?
“Муза мести и печали”. В одном из последних стихотворений Некрасов очень ясно говорит о назначении своего творчества, которому он и посвятил всю жизнь: Я призван был воспеть твои страданья, Терпеньем изумляющий народ! И бросить хоть единый луч сознанья На путь, которым Бог тебя ведет… Поэт мечтал посеять, пусть редкие, семена просвещения на народную почву. Недаром в нескольких его стихотворениях предстает перед нами образ сеятеля. Для Некрасова это символ просветителя, человека, сеющего знания. Увы, поэт прекрасно осознает, что не сумеет увидеть, прорастут ли эти зерна (“Жаль только - жить в эту пору прекрасную уж не придется ни мне, ни тебе”).
Но надежда на то, что эта прекрасная пора все же настанет рано или поздно, не покидает автора и помогает ему творить. Некрасов искренне болеет душой за русский народ. И самое лучшее, что он может сделать, - неустанно писать о нем, выражая свой протест против притеснителей.
В понимании Некрасова в этом и есть высшее предназначение поэта и поэзии.
Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » Н. А. Некрасов о назначении поэта и поэзии . Литературные сочинения!Сочинения по литературе: Н. А. Некрасов о назначении поэта и поэзии Н. А. Некрасова можно заслуженно назвать поэтом-революционером. Он был одним из родоначальников социальной поэзии, для которой нет запретных тем. В своем творчестве Некрасов уделяет большое внимание теме предназначения поэта. Он считает, что быть поэтом - это священный жребий, долг. И долг в первую очередь гражданский. Эта мысль является главной в стихотворении "Поэт и Гражданин".
Именно отсюда известные строки: Поэтом можешь ты не быть, Но Гражданином быть обязан. Гражданин яростно убеждает Поэта в том, что нужно посвятить свой гений служению отечеству: Иди в огонь за честь отчизны, За убежденья, за любовь. Иди и гибни безупречно. Умрешь недаром: дело прочно, Когда под ним струится кровь. Это прямой призыв к революции, к бунту во что бы то ни стало. Но Поэт не приемлет этой позиции, он боится "поплатиться головой".
Муза является ему все реже, бледная и печальная. И давно уже не рождаются из-под некогда острого пера пламенные речи. Нельзя, конечно, отождествлять автора с Поэтом. Некрасов никогда не боялся открыто выражать свои воззрения. В этом стихотворении высказано стремление Некрасова поставить поэзию на службу народу. Впрочем, это чувствуется во всех его творениях. Некрасов известен как певец простого народа. Он всегда готов заступиться за угнетенного, униженного, страдающего русского мужика. Все самые известные его произведения - "Кому на Руси жить хорошо", "Мороз, Красный нос", "Железная дорога", "Размышления у парадного подъезда" - посвящены нелегкой доле русского народа, который стонет на рудниках, на стройках, в тюрьмах, у парадных подъездов и в собственных разваливающихся домах.
"Мужицкое счастье" - понятие исключительно умозрительное, в реальной жизни не существующее. Некрасов просит родную землю: "Назови мне такую обитель, где бы русский мужик ни стонал". И сам же отвечает, что нет на земле ни единого уголка, где не был бы угнетен простой народ. Прекрасно осознавая это, Некрасов считает, что его единственное и самое верное предназначение - неустанно говорить об этом и призывать к разрушению старых устоев, построению светлого будущего.
За эти крамольные идеи цензура часто запрещала издавать произведения Некрасова. Тем не менее рано или поздно они все равно публиковались и прекрасно воспринимались как критикой, так и широкой публикой. Белинский очень высоко оценивал творчество Некрасова и называл его истинным поэтом. Много Н. А.
Некрасов размышляет о собственной Музе. Для него это вовсе не прекрасная фея с крыльями за спиной и арфой, порхающая и настраивающая на лирический лад. Нет, у Некрасова это "Муза мести и печали". Ее голова украшена "терновым венцом". Она печальна и в то же время беспощадна. Лишь она является заступницей слабых, обездоленных и обличительницей угнетателей. Предчувствуя близость смерти, поэт обращается именно к своей Музе, истерзанной и бледной.
Он говорит, что был честен перед собой и другими и никогда не предавал свою вдохновительницу. Образ Музы в поэзии Некрасова неизменно переплетается с образом русской крестьянки. Поэт вновь и вновь обращался к этому дорогому его сердцу образу. Особенно ярко он запечатлен в поэме "Мороз, Красный нос". Дарья, простая русская женщина, безупречно красива во всех отношениях. Она терпелива, вынослива, трудолюбива, сильна духом. Ей нет равных ни в работе, ни в веселье. Она горда, но не заносчива. Умна, но при этом молчалива.
Хороша она и внешне, привлекает немало взоров, но при этом остается верной и преданной женой. Вот истинный "тип величавой славянки", который так дорог Некрасову. Это тоже в какой-то мере долг поэта - не дать потускнеть этому яркому образу, воскресить его на страницах книг. Некрасов, таким образом, размышляя над предназначением поэта, выражает в своих стихах любовь к народу, заявляя, что цель творчества - борьба за будущее, когда русский народ больше не будет страдать под непосильным игом. Как может бороться поэт? Только силой своего гения, своего слова.
Кто вдохновляет его на борьбу? "Муза мести и печали". В одном из последних стихотворений Некрасов очень ясно говорит о назначении своего творчества, которому он и посвятил всю жизнь: Я призван был воспеть твои страданья, Терпеньем изумляющий народ! И бросить хоть единый луч сознанья На путь, которым Бог тебя ведет... Поэт мечтал посеять, пусть редкие, семена просвещения на народную почву. Недаром в нескольких его стихотворениях предстает перед нами образ сеятеля. Для Некрасова это символ просветителя, человека, сеющего знания.
Увы, поэт прекрасно осознает, что не сумеет увидеть, прорастут ли эти зерна ("Жаль только - жить в эту пору прекрасную уж не придется ни мне, ни тебе"). Но надежда на то, что эта прекрасная пора все же настанет рано или поздно, не покидает автора и помогает ему творить. Некрасов искренне болеет душой за русский народ. И самое лучшее, что он может сделать, - неустанно писать о нем, выражая свой протест против притеснителей. В понимании Некрасова в этом и есть высшее предназначение поэта и поэзии.
Тема назначения поэта и поэзии (на материале творчества А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова и Н. А. Некрасова)
Вопрос о том, каким должен быть поэт, какова его роль в обществе, каковы задачи поэзии, всегда волновал и волнует сторонников искусства для народа. Поэтому тема назначения поэта - центральная тема не только поэзии XIX века, она пронизывает все творчество и современных поэтов, для которых судьба родины и народа - их судьба.
А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. А. Некрасов как представители передовых кругов русского общества XIX века возглавили дальнейшее движение литературы вперед, определили ее последующее развитие.
Русская действительность, духовная близость Пушкина к декабристам, Некрасова - к революционерам-демократам были той школой, в которой сложились их взгляды на сущность искусства, на место и роль поэта и поэзии в жизни общества. Учитывая то обстоятельство, что великие русские поэты творили в разное время, можно говорить о своеобразном представлении каждого из них о своей поэтической музе.
Так, А. С. Пушкину она иногда казалась «подругой ветреной», «вакханочкой», «барышней уездной, с печальной думою в очах, с французской книжкою в руках», а чаще всего музой, призванной «глаголом жечь сердца людей».
М. Ю. Лермонтов создал свой поэтический образ музы, резко отличающийся от пушкинской. Сначала она полна печали и разочарования, а затем - страстно желающая найти себя и свое место в жизни, исполненная веры и надежд.
Образ некрасовской музы оставался неизменным на протяжении всего творчества поэта. Он был верен своей музе, борьбой и страданиями кровно связанной с народом.
Однако такое индивидуальное представление о поэтической музе не умаляет основного - истинного назначения поэта и поэзии, назначения, которое поэты видели в служении своему народу, отечеству. Во всем, о чем бы ни писали поэты, сказывался передовой человек времени, сказывалось не примирение с действительностью, а активная воля и стремление к уничтожению всего, что теснило, подавляло, калечило народ и жизнь личности.
Так, стихотворения А. С. Пушкина «Вольность», «Деревня», «Кинжал» были своего рода стихотворениями-прокламациями, развивали свободолюбивые идеи, передовое общественное сознание. В стихотворении «Кинжал» Пушкин осуждает массовый террор якобинцев и одновременно славит «карающий кинжал» в качестве «тайного стража» свободы, «последнего судии позора и обиды». Многими декабристами это стихотворение было воспринято как призыв к свержению самодержавия.
После разгрома восстания декабристов в лирике Пушкина начинают все сильнее звучать философские мотивы - раздумья о смысле и цели жизни, о поэте и его назначении, об отношении между поэтом и обществом, он продолжал живо интересоваться общественной жизнью, политикой. В это время Пушкин пишет послание декабристам «В Сибирь» (1827 г.), «Арион» (1827 г.) и др. Поэт не только пытается найти выход из последекабристского «тупика», но и в известной степени указывает такой выход. В послании в Сибирь, вдохновленный подвигом жен декабристов, Пушкин стремится вдохнуть «бодрость и веселье» в сердца своих братьев, друзей не только надеждой на то, что «темницы рухнут», но и утверждением великого значения их дела:
Не пропадет ваш скорбный труд
И дум высокое стремленье.
В стихотворении «Арион», написанном в связи с годовщиной казни декабристов, Пушкин в форме прозрачной аллегории не только объявляет себя литературным соучастником - певцом декабристов («Пловцам я пел»), но и подчеркивает свою верность общим с ними чаяниям и идеалам («Я гимны прежние пою»). Поэт понимает, что его время наполнено великими событиями, и поэтому видит истинное назначение поэзии в служении народу:
Восстань, пророк, и вяждь, и внемли,
Исполнись волею моей
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей.
Пушкин сравнивал поэта с эхом, которое откликается на всякий призывный звук жизни.
По-своему решает тему поэта и поэзии М. Ю. Лермонтов. Подхватив эстафету своего предшественника, он создал более широкий и сложный образ поэта. Сложность эта объясняется теми условиями жизни, которые были связаны с последствиями разгрома декабристов. «Нет двух поэтов столь существенно различных, - писал В. Г. Белинский, - как Пушкин и Лермонтов. Пушкин - поэт внутреннего чувства души; Лермонтов - поэт беспощадной мысли, истины.
Пафос Пушкина заключается в сфере самого искусства как искусства; пафос поэзии Лермонтова заключается в нравственных вопросах о судьбе и нравах человеческой личности». Благородная и светлая поэзия Пушкина развивалась на почве надежд и доверия к жизни, веры в безграничные силы и возможности человека. И напряжение народных сил в Отечественной войне 1812 года, и подъем национального самосознания питали эту надежду и веру.
На смену светлому и непосредственному, открытому взгляду на мир, на смену упоению жизнью приходит эпоха разочарования, анализа, скепсиса и «тоски по жизни». На смену эпохе Пушкина приходит эпоха Лермонтова. Эти эпохи разделил 1825 год, год разгрома восстания декабристов. И в поэзии Лермонтова с первых же строк звучит тема одиночества.
Противоположность двух поэтических миров отчетливо видна при сравнении «Пророка» Пушкина и «Пророка» Лермонтова. Лермонтов подхватывает пушкинскую тему преображения поэта в пророка и развивает ее. У Пушкина стихотворение звучит предвестием великого дела, которое предстоит свершить пророку в мире, широко открытом перед ним, ждущем его:
Обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей.
Лермонтов же эту тему продолжает в ином ключе - печали и разочарования. Мир, куда выходит лермонтовский пророк, полон злобы и вражды. Все живое, доброе, истинное, светлое, чистое сосредоточилось в пророке и на том островке жизни («в пустыне»), куда его изгоняют «они», - те, кому пророк пытался проповедовать «любви и правды чистые ученья». Эти «они», исполненные бешеной злобы, самодовольной гордости и неверия, «жадною толпой стоящие у трона», - палачи «Свободы, Гения и Славы». «Они» - пестрая толпа «приличьем стянутых масок», это рабы и господа, населяющие «немытую Россию», это и «наше поколенье», постыдно равнодушное к добру и злу.
Ощущение потерянности, одиночества знакомо людям 30-х годов XIX века. Журнальные статьи тех лет полны размышлений о ничтожестве и бесплодности молодого поколения, ничего не приобретшего и преждевременно одряхлевшего. Но никто в то время в искусстве с такой силой и полнотой, с такой болью и страстью, как Лермонтов, не раскрыл трагедию одинокой души, брошенной в холодный, враждебный, жестокий мир. Однако это одиночество не отрешенность от жизни, это упрек и вызов окружающей поэта действительности. Протест заглушает в поэте настроение безысходности, рождает жажду жизни, стремление не бежать от мира, а найти себя и свое место в нем. «Отворите мне темницу, дайте мне сиянье дня», - в этих словах стихотворения «Узник» звучит страстный порыв поэта к свободе, к счастью.
Муза Н. А. Некрасова - муза «мести и печали», «сестра народа» - так называл ее поэт.
Поэзия Некрасова продолжала развивать лучшие традиции, завещанные русской литературе Рылеевым, Пушкиным, Лермонтовым. Как и его предшественники, Некрасов был прежде всего поэтом-гражданином, но он жил и творил в иное время, тогда, когда освободительное движение набирает новый виток. Н. А. Некрасов стал певцом народа, поэтическим глашатаем поколения революционеров-демократов 50-70-х годов XIX века. Он вновь и вновь возвращается к вопросу о назначении поэта и его месте в общественной борьбе.
В стихотворении «Поэт и гражданин» (1856 г.) Некрасов изложил свою поэтическую программу, выразил свои взгляды на долг поэта, требовал, чтобы поэт был гражданином, верным сыном своей родины и своего народа:
Не будет гражданин достойный
Будь гражданин! Служа искусству,
Для блага ближнего живи,
Свой гений подчиняя чувству
Всеобнимающей любви.
Устами Гражданина Некрасов призывает Поэта отдать Родине не только талант, но и жизнь, быть готовым к самопожертвованию ради правого дела:
Иди в огонь за честь отчизны,
За убежденья, за любовь...
Иди и гибни безупречно.
Умрешь не даром: дело прочно,
Когда под ним струится кровь.
Эти слова, выразившие моральные принципы революционных демократов, нашли отклик в сердцах передовой молодежи России.
Мыслям, высказанным в стихотворении «Поэт и гражданин», Некрасов оставался верен до конца своей жизни. Судьба истинного поэта, по мнению Некрасова, должна быть неразрывно связана с судьбой народа. Эту мысль он развивает и в стихотворении «Элегия» (1874 г.), которое было для поэта самым задушевным и любимым из написанных в последние годы:
Пускай нам говорит изменчивая мода,
Что тема старая - «страдания народа»
И что поэзия забыть ее должна -
Не верьте, юноши! Не стареет она.
Некрасов выступает против тех, кто из «моды» проявлял сочувствие народу, но отвернулся от него в годы реакции. В служении народу поэт видел цель и смысл своего творчества.
Таким образом, у каждого из поэтов по-разному сложилась творческая и жизненная судьба, но их поэзия питалась одной и той же идеей - служить народу, защищать угнетенный народ. В разных внешне образах музы Пушкина, Лермонтова и Некрасова мы находим и близкие настроения и схожие художественные искания, ибо все они были сынами своего отечества, тонко чувствовали и понимали все противоречия общественной жизни.
Теги: Тема назначения поэта и поэзии (на материале творчества А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова и Н. А. Некрасова) Сочинение