Как научить детей правильно писать диктанты. Что такое языковая карта? Советы родителям: как научить вашего ребенка писать без ошибок

Ребенок-первоклассник очень неопытен. Школьник учится писать первые буквы, читать первые слова. Но вот однажды ему в качестве домашнего задания задают списать текст. Зачем такая ерунда? Не лучше ли писать диктанты? Давайте разбираться!

Списывание – это одно из самых важных умений, которым ученик овладевает в начальной школе. Это просто для взрослого, но очень трудно для ребенка. Юный школьник должен сосредоточиться на написании букв, но в то же время держать в памяти слово целиком. Чтобы избежать ошибок, нужно:

  • быть очень внимательным;
  • уметь не отвлекаться и быть сосредоточенным на том, чем занимаешься;
  • не спешить, прочитывать и запоминать каждое слово побуквенно;
  • иметь достаточно хорошую память, ведь слово нужно запомнить зрительно или на слух.

Не все младшекласснкии в должной мере владеют этими умениями, отсюда много ошибок во время этого простого задания и не очень хорошие результаты, которые могут расстраивать. И если какие-то другие умения можно пропустить, то, не умея списать текст, дальше учиться довольно сложно. Поэтому обязательно следует уделить время для того, чтобы научиться списывать хорошо. Не имеет никакого смысла постоянно говорить ребенку: «Будь внимательней». Чадо просто не знает, что именно от него требуется. Поступим иначе.

Основные правила

  1. Научите технике. Объясните, что для того чтобы избежать ошибок, слово нужно ПРАВИЛЬНО прочитать, то есть именно так, как оно написано, а не так, как оно обычно произносится/читается. Проговариваем слово ПОБУКВЕННО, например, вода (В-О-Д-А), причем несколько раз вслух и затем про себя. И только после этого можно приступать к написанию.
  2. Пишем и диктуем сами себе уже правильно произнесенное слово.
  3. Также обратите особое внимание на то, чтобы ребенок проговаривал и мягкий, и твердый знаки, и большие заглавные буквы, когда они встречаются.
  4. Не забываем прочитывать и знаки препинания, тогда о них точно не позабудешь.

Почему появляются ошибки

Они возникают от того, что ребенок не списывает, а, по сути, пишет диктант, просто говоря сам себе слова, которые прочитал, и пишет их не так, как они написаны в книге, а так, как знает и представляет их себе. Ребенок читает ВАДА, он представляет себе и запоминает не правильное написание, а сам образ картинку воды, что вполне нормально во время обычного чтения, но при списывании порождает ошибки.

Побуквенное чтение

Ребенок постоянно забывает, что нужно читать побуквенно, хотя знает, что так получается писать без ошибок? Нужно просто потренироваться и закрепить навык. Для этого предложите сыну или дочке забавное упражнение - cписывать инопланетное послание. Его создайте сами на компьютере или напишите от руки печатными буквами.

Например, оно может выглядеть так: «Питяне! Сругайте и перекивайте, а перег не шегурайте и навиручте!»

Идея такого упражнения состоит в том, что его невозможно прочитать, догадываясь, и выход – только побуквенное чтение и запоминание, которое уменьшает вероятность ошибок. При регулярном выполнении таких заданий списывание становится автоматическим.

Если ребенок читает побуквенно и все равно допускает ошибки

  1. Проверьте, возможно, школьник пытается запомнить слишком много слов. Ограничьте их количество. Пусть это будет даже одно слово или его часть.
  2. Бывает, что у ребенка плохая зрительная память.
  3. Возможно, память настолько слабая, что невозможно запомнить даже несколько букв. В этом случае стоит немного позаниматься целенаправленно развитием памяти. Например, читая и воспроизводя инопланетные послания вслух или играя в другие игры, например, Мемори.
  4. Еще одним фактором может быть недостаточная мотивация, когда ребенок не стремится сделать задание так хорошо, как может, и, даже понимая, что забыл написание слова, не заглядывает снова в учебник, а пишет как-нибудь. Попробуйте создать дополнительную мотивацию, например, дайте переписать рецепт для заболевшей зверушки, объяснив, что для того чтобы та выздоровела, нужно обязательно списать все советы доктора правильно. Придумывая упражнения для дополнительной мотивации, ориентируйтесь на индивидуальные интересы вашего чада.

Не забывайте и о положительном подкреплении успеха. Пусть это всего лишь одно списанное без ошибок слово или предложение – обязательно похвалите, выразите восхищение тем, как грамотно переписаны все буквы! Ваше признание – это стимул двигаться дальше.

Анализируя жизнь человека в 21 веке, можно подумать, что грамотным быть вовсе не обязательно. Мир уже не такой, каким был раньше. Возникает вопрос: нужно ли сегодняшним детям быть грамотными, и как можно развить в детях любовь к языку?

Если бы у вас спросили, что означает слово «грамотность», что бы вы ответили? Это умение писать и читать? На самом деле слово «грамотность» более обширное само по себе и означает степень владения человеком чтения и письма на родном языке. Наивысшей степенью грамотности для человека считается знание не только своего языка, но и языков других стран мира.

Вспомните историю развития цивилизации. Не каждый родитель мог позволить обучить искусству чтения и письма своего ребенка или отдать его в школу. Грамотного населения было, к сожалению, не много. Но с каждым готом, желание узнавать свой язык, писать и читать книги появлялось у большего количества людей.

Теперь мы имеет грамотных образованных людей. Отдаем в школу и университет своих детей. Но можно ли прожить в современном мире без, например, грамотного написания и произношения слов или четко структурированных предложений?

Нужна ли грамотность?

Многие мамы в интернете жалуются на своих детей, ведь дети в свою очередь считают, что хорошо учиться в школе – не обязательно. На самом деле это обычная лень, которую вселяют некоторые преподаватели своим нежелание вести урок интересно и обсуждать важные для школьников темы и проблемы. От того, как преподаватель любит свою профессию и относится к детям, зависит многое. Например, дети лучше усваивают информацию, если ее подавать в виде игры, где каждый может почувствовать свою роль на жизненном, реальном примере.

Таких преподавателей, которые находятся не на своем месте, к сожалению, очень много. Но как сделать так, чтобы с самого детства ребенок хорошо воспринимал информацию и пытался запомнить ее?

Воспитание любви к языку и грамотности напрямую зависит от самих родителей.

Как научить ребенка любить язык?

Вы встречали когда-нибудь семьи, в которых дети и родители разговаривают на белорусском языке? Конечно, встречали, но согласитесь, это большая редкость. Такие родители с самого детства пытаются показать детям, что нужно любить Родину, язык и быть грамотным. Некоторые семьи пытаются с самого раннего возраста обучить детей русскому языку и английскому, а вот про белорусский особо не заботятся.

Не обязательно учить ребенка белорусскому языку, но постарайтесь сделать так, чтобы именно ваш малыш полюбил хотя бы русский язык, с удовольствием читал русские сказки и понимал, какой богатый язык он осваивает.

Этапы подготовки ребенка к правописанию

Привейте любовь к языку с самых малых лет. Играйте с вашим малышом в игры, которые развивают мышление. Показывайте картинки животных, называйте их своими именами, и пусть ребенок хотя бы визуально запоминает, как выглядит то или иное животное и, конечно же, как оно называется.

Сегодня каждая мама может купить развивающую игрушку для ребенка в любом магазине. Будь то конструктор или обычная машинка. Играя, ребенок больше схватывает слов, которые вы ему говорите в процессе игры.

Совсем маленьким детям, можно купить мольберт, на котором они будут рисовать мелом или фломастерами, и учиться писать. Лучше всего маленькие дети воспринимают магниты, поэтому для ребенка подойдут магнитики с различными буквами, которые в будущем, он обязательно будет складывать в слова.

Читайте как можно больше интересных сказок вместе с вашими детьми. Причем, если ребенок уже научился читать, пусть он постарается прочитать вам сказку, а потом перескажет то, о чем что увидел.

Маленькие дети, скорее всего, не понимают, о чем им рассказывают, они могут смотреть на картинки в книге и запоминать, что там нарисовано. Когда ребенок немного подрастет – читайте ему сказки самостоятельно, без использования аудио.

Ребенок подрос – учимся писать

Нужно ли учить ребенка писать буквы и слова в маленьком возрасте? Все, конечно, зависит от вас. Многие преподаватели считают, что лучше пусть учителя и воспитатели стараются научить детей писать красиво и правильно. Но, если вы все же решили сами научить малыша писать, начните с самого важного этапанаучите правильно сидеть и держать ручку .

Запомните, спина ребенка должна быть ровной. Научите малыша сидеть правильно и придерживаться такой позы, когда он занят рисованием или письмом.

Следующий немаловажный этап – научите ребенка правильно держать ручку или карандаш в руках. Проконтролируйте, чтобы ребенку было комфортно и через некоторое время у него не заболели руки.

Далее – научите ребенка координировать работу кистей, предплечья и рук во время письма. С таких простых занятий можно начинать обучение, ведь ребенок, в первую очередь, должен научиться правильно сидеть, держать ручку в руках и двигать ее во время правописания.

Когда ваш малыш научиться делать эти три вещи одновременно, не задумываясь – спокойно приступайте к изучению букв и цифр. Почему это так важно? Потому что если ребенок, сидит правильно, хорошо держит ручку в руках и координирует свои движения, то и почерк у него будет красивым и понятным.

Кроме того, с самого малого возраста следите за осанкой ребенка, ведь именно в таком возрасте вы можете исправить и проследить, чтобы ребенок не сгибался и не травмировал свою спину.

Не кричите на ребенка, если что-то делает так, помогите ему понять, что значит правильно, а что значит не правильно. Психологи также советуют, что лучше всего вместе с ребенком найти его комфортное положение тела, тогда вы будете делать меньше замечаний, и ребенку будет удобно, и он будет задумываться о том, что он пишет.

Как писать правильно?

Еще в 1879 году французское гигиеническое общество создало основные правила – залог успешного и красивого почерка. Ученые утверждали, что ребенок обязательно должен сидеть прямо, не опираясь локтями на стол, придерживать тетрадь левой рукой (если ребенок правша). В таком случае почерк будет красивым, а буквы будут под наклоном, благодаря такому расположению тетради и рук.

Теперь, когда ребенок научился сидеть правильно, приступим к возможным вариантам обучения грамотному письму.

Золотое правильно каждого родителя – постарайтесь как можно чаще проводить дома диктанты. Именно в них ребенок воспринимает слова на слух, а потом подкрепляет свои новые знания визуальным восприятием.

Ученые нашли еще несколько способов, которые помогут сделать любого ребенка грамотным. Знаменитый лингвист, Дмитрий Иванович Тихомиров, нашел самый подходящий способ обучать детей правильному письму. Он считал, что родители должны давать возможность ребенку читать слова так, как они их видят, то есть учить детей орфографическому чтению. Это значит, что любой текст состоит изпредложений, те — из слов, слова — из слогов, отдельных звуковых единиц слова. Чтобы ребенок научился читать слово целиков, он должен первоначально научиться произносить его по слогам. Когда ребенок научился читать слоги, он может произносить слово целиком. После того, как ребенок знает слова, постарайтесь вернуть его к слогам и научить писать те слова, которые он недавно произносил.

Через некоторое время, вы обязательно заметите, что ребенок не просто быстро схватывает новые слова, но и пишет их предельно грамотно.

Кроме того, педагоги считают, что прочитанные и написанные слова лучше всего читать вслух . Каждая ошибка будет резать ухо, ведь если буква не на своем месте, это сразу заметно.

Уделять чтению и правописанию по слогам лучше всего от 5 до 10 минут в день. Можете сами решить, когда и в какое время лучше всего делать это.

Полезным занятием также будет прочтение слов в орфографическом словаре . Преподаватели советуют читать и запоминать около 10-15 новых слов каждый день.

Закрепить грамотность, которую ваш ребенок будет приобретать с каждым днем, лучше всего чтением классической русской литературы. Тургенев, Толстой и Бунин дадут вашему ребенку больше слов в запас, многие из которых помогут ему ориентироваться в жизни и вырасти начитанным и интересным собеседником.

Уважаемые читатели! Как обстоят дела с грамотностью у ваших детей? Какие методы помогают вам вести борьбу с безграмотностью? Делитесь опытом в комментариях.

Диктант – один из самых распространённых видов работы по русскому языку и, в то же время, всегда серьезное испытание даже для взрослых. Подбор текста для школьного диктанта соответствует пройденному материалу и в теории должен быть по силам ученику. Но почему ошибки допускают даже те дети, которые демонстрировали хорошее знание правил и неплохо справлялись с домашней работой?

Дело в упущении на одном из важных направлений.

Направления работы по подготовке к диктанту

1. Психологический аспект. Отвечая на вопрос, как научиться хорошо писать диктанты, следует помнить о ситуации стресса и способности ее преодолеть. В идеале, реакцией на стресс итогового или проверочного диктанта должна быть мобилизация всех знаний и сил на выполнение этой задачи. На деле же, страх получить плохую оценку, неудачный предыдущий опыт, неуверенность в себе могут привести к тому, что ребенок «переволнуется» и сделает хуже, чем мог бы в спокойной обстановке.
Поэтому учеников надо готовить к диктанту заранее: либо предупреждать о дате проведения работ, либо ввести диктанты в повседневную урочную деятельность.

2. Умение видеть трудные места. Ключевой навык грамотного письма, и, в частности, способности грамотно писать под диктовку – орфографическая зоркость . Для ее формирования используются самые разнообразные упражнения. Например, задания с пропущенными буквами, комментированное письмо, разбор всех орфограмм текста.

3. Внимательное отношение слову. Научить ребенка грамотно писать диктант помогут также задания на внимательность. Это, в первую очередь, вдумчивое переписывание с доски или учебника в тетрадь. Другой вариант – работа со словарями: орфографическим, толковым, этимологическим.

4. Моторный навык. Нельзя забывать о том, что текстовый диктант показывает результаты огромной многоэтапной работы, результатом которой является формирование навыка письма. Нельзя так просто выучить правила и сразу начать их применять. Если моторный навык ещё не сформировался, ребёнок будет продолжать делать ошибки. Это нужно учитывать и не ругать ученика, "застрявшего" на предыдущих этапах формирования грамотного письма.

Как научить ребёнка писать диктант в домашних условиях

Дорогие мамы, первое, что вы должны признать и понять, - это то, что вы не являетесь специалистами. Если вы не логопед и не преподаватель русского языка, не старайтесь научить ребёнка сами. Не понимая сути процессов, происходящих при формирования навыка, вы можете навредить ребенку. Если у вашего чада проблемы с русским в школе, прежде всего сходите к логопеду, исключите дисграфию и дислексию, а потом решайте, что делать дальше. Не пытайтесь обучить дисграфика по обычным учебникам, сами вы, скорее всего, даже не сможете верно определить вид дисграфии.

Если ребёнок не может писать в школе диктанты, но патологий у него не выявлено, вы имеете дело с обычной запущенностью. Здесь поможет обычный репетитор. Наймите рекомендованного учителя и можете дальше не читать.

Раз вы дочитали до этого абзаца, значит, решили обойтись без репетитора. Что ж, наше дело предупредить. Но хотя бы воспользуйтесь нашими советами.

Начнём с азов дидактики. Текстовый диктант является контрольным, а не обучающим мероприятием. Научить писать диктанты, бесконечно изводя ими ребёнка, не получится . Вы должны пройти следующие этапы:

  • ребёнок узнаёт, как правильно пишется слово и почему,
  • ребёнок проговаривает каждое слово по слогам,
  • ребёнок списывает слова или фразы, содержащие эти слова,
  • ребёнок вставляет пропущенные буквы в 20 - 50 словах,
  • ребёнок пишет отдельные слова под диктовку,
  • ребёнок пишет под диктовку словосочетания, включающие отобранные слова, и комментирует каждое слово,
  • ребёнок пишет под диктовку словосочетания, включающие отобранные слова,
  • ребёнок пишет текстовый диктант, включающий отобранные слова, и комментирует каждое слово,
  • ребёнок пишет текстовый диктант, включающий отобранные слова, на оценку.

На каждом этапе ошибки неизбежны. Анализируйте эти ошибки и возвращайтесь к предыдущим этапам работы. Переходите к следующему этапу, когда ошибки на предыдущем исчезнут. Это значит, что до текстового диктанта вы доберетесь спустя недели и даже месяцы. И это будет действительно контроль.

И даже в этом случае ошибки повторятся. Правильно не ругать ребёнка (это пусть в школе ставят на вид, а вы - хороший родитель), а переписывать тот же текст по несколько раз, пока не получится написать его чисто . Между повторными диктантами учите проблемные слова: работайте со словарём, напишите их на карточках, которые можно листать в руках, напишите большими буквами и повесьте на стену.

Слова для такой работы можно отбирать по-разному. Начните с тех слов, которые в школьном учебнике обведены рамочками или написаны в конце учебника. Со словами, рекомендованными для заучивания в каждом классе, уже составлено много диктантов. Купите любой сборник.

Можете плясать от обратного: возьмите интересные вашему ребёнку тексты, выпишите из них сложные слова и начните работу. Итогом будет диктант по любимой книге ребёнка.

Загляните в раздел Тексты . Там много диктантов, состоящих из словарных слов. Кроме того, есть дикторские записи этих диктантов в mp3.

Ответ на вопрос о том, как научиться писать грамотно диктант , может быть существенно расширен. И весь этот сайт тому подтверждение. Если вы сами или ваш ребёнок хотя бы будет регулярно выполнять упражнения в разделе Тренинг , проблема с диктантами уже не будет стоять так остро.


Теги: диктанты, повышение грамотности
Елена Мазур
Свидетельство о публикации № 464564 от 29 Февраля 2016

Текст, написанный красивым каллиграфическим почерком, грамотно, без исправлений — мечта каждой мамы и ее маленького ученика. Но как научить писать ребенка ручкой в тетрадке быстро и аккуратно?

Каждый родитель занимается подготовкой своего малыша к школе, используя при этом разные методики. Если с изучением букв и слогов, цифр и способов счета все понятно, то с письмом возникают вопросы.

Стоит ли самостоятельно учить малыша письменности? Не навредит ли ему это в будущем? Многие педагоги утверждают, что те малыши, которые учились этому до школы, впоследствии имели не самый красивый почерк по сравнению с теми, кто начал обучаться этому уже за школьной скамьей.

Если же вы все-таки хотите научить ребенка грамоте до 1 класса, то сначала нужно узнать, по какой методике это делается в том образовательном учреждении, в котором будет учиться ваш малыш. Также нужно подготовить тетради в косую линейку, удобную ручку (а лучше две), прописи, пособия и методички, и, конечно, запастись терпением.

Начинать процесс обучения письму нужно с печатных букв и составления простых слов. Полученные знания следует закреплять с помощью практических занятий.

Когда этот этап будет пройден, можно переходить к прописным буквам. Сначала объясните малышу, что каждый знак имеет свои составные части, а они в свою очередь имеют собственные правила написания. В качестве примера разберите несколько букв на составные части и покажите последовательность их написания. Обращайте внимание на наклон и расстояние между знаками, их размер и пропорциональность.

Выучив с ребенком несколько основных букв, принимайтесь составлять слова. Это нужно для того, чтобы малышу не стало скучно, и чтобы он понимал практическое значение начерченных в тетрадке букв. Для этих целей подойдут детские стихи, рассказы и эссе. Можете даже составить письмо подруге или бабушке и отправить его вместе.

Первое, что рекомендуют использовать педагоги в процессе обучения прописных и печатных букв — прописи. Это специальные пособия, позволяющие развить моторику и мышечную память рук, а также разобраться со всеми составляющими букв.

Объясните своему чаду, как прописи могут помочь ему освоить грамоту, упростить учебный процесс и научить красиво изображать буквы по отдельности и слитно. Помогите с первыми знаками и закорючками, продемонстрируйте восхищение успехами. Если тех строчек, которые есть в пособии, недостаточно, купите обычную тетрадку в косую линейку и продолжайте оттачивать мастерство в ней.

Часто бывает так, что родители в погоне за каллиграфическим почерком ребенка (в изображении букв) забывают о необходимости красиво изображать цифры.

Для оттачивания этого умения также рекомендуют использовать широко известные прописи и тетради в клеточку. Чтобы научиться красиво писать цифру 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 или 8, заставляйте ребенка переписывать условия задачи, проводите математические диктанты, делайте краткую запись условий задачи. Это позволит набить руку, и вскоре ваш малыш будет выводить аккуратные цифры и бонусом научится хорошо считать.

Не расстраивайтесь, если не все получается с первого раза — результаты ваших усилий будут видны к концу 2, а может, и 3 класса.

Как научить ребенка писать с наклоном?

Для того чтобы почерк ребенка был красивым, тетради — аккуратными и чистыми, а осанка — ровной, нужно учить писать его под наклоном. Для этих целей в младшей школе используют тетради с косыми линиями.

Чтобы привить навык такого письма, с первых занятий просите обводить линейки в каждом ряду, потом рисуйте черточки между косыми линиями, копируя правильный уровень наклона. Постепенно переходите к более сложным символам: крючкам, кругам, петлям. Постоянная практика и повторение обязательно дадут свои плоды.

Как научить ребенка писать диктант?

Диктант — сложный, но очень важный инструмент обучения и проверки знаний школьников. Они бывают разных видов:

  • буквенные;
  • слоговые;
  • словесные;
  • текстовые;
  • арифметические.

Чтоб ваше дитя научилось правильно, быстро, красиво и грамотно писать слова под диктовку, нужно будет немного потренироваться дома.

Сначала давайте малышу переписывать в тетрадь простые слова, чтобы он научился делать это быстро. Специалисты утверждают, что если школьник проговаривает тихонько текст, то это помогает ему запомнить, как правильно пишутся, а не выговариваются слова.

Следующим этапом будет диктовка. Выбирайте несложные, адаптированные для 1 класса тексты, не спешите, делайте паузы, оговаривайте начало и конец предложения. Хорошо помогает подготовиться к диктантам чтение, во время которого тренируется зрительная память. В мире существует множество случаев, когда человек, не зная ни одного правила или исключения, пишет абсолютно правильно и грамотно. Это связано с его начитанностью и хорошей памятью.

Как научить ребенка писать сочинение?

Написать самому сочинение — сложная и непонятная задача для маленького человечка. Хоть на уроке учитель всегда объясняет, как это делать, основное бремя ложится на плечи родителей.

В первую очередь расскажите малышу, что сочинение — это выражение его мыслей, чувств, эмоций и даже фантазий, и оно имеет свою структуру и тему. Чтобы в будущем у малыша не возникало сложностей с подобными заданиями, запомните эти простые правила:

  • уделяйте внимание полноте его словарного запаса (много читайте, пересказывайте);
  • развивайте умение выразить собственное мнение (отвечайте на вопросы, разворачивайте дискуссии и т. д.);
  • следите за структурой речи, не позволяйте выражать мысли хаотично;
  • гуляя или играя, подбирайте синонимы и эпитеты (пусть малыш и не понимает еще значения этих слов), характеризируйте знакомые вещи или процессы с разных сторон.

Если вы будете придерживаться этих правил, то из класса в класс (а писать ребенок будет сочинение в 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 классе) его словесное мастерство будет все лучше и лучше.

Изложение — это краткий пересказ текста. Малыши не всегда умеют или понимают, как это делать. Чтобы с младших классов не возникало с этим проблем (а писать изложения он будет от 1 по 8 класс включительно), нужно начинать обучение еще до поступления в школу. Прививайте чаду способность воспроизводить услышанное в устной или письменной форме, выделять основную информацию и отбрасывать ненужный материал.

Чтобы добиться нужного результата, просите отпрыска кратко описывать прочитанную книгу или рассказ, выделять главных героев, объяснять их действия и т. д.

После того как малыш освоил родную письменность и речь, можно приступать к изучению письма на английском.

Основные методики и способы обучения мало чем отличаются от аналогичных процессов на родном языке. Главное, чтобы ребенок понимал, что и зачем он изучает, а также был заинтересован в этом.

Часто педагоги проводят параллели с уже изученным материалом, демонстрируют схожести и различия в словах, буквах и цифрах разных народов.

Активно используются в этих целях прописи, тетрадки, учебники и адаптированная художественная литература, периодические издания (журналы, газеты), игры и песни.

Как научить писать ребенка-левшу?

Мама ребенка-левши должна быть готовой к тому, что может столкнуться с некоторыми сложностями, обучая его письму.

Леворуким детям стоит уделить двойное внимание к позе, в которой они сидят за партой, а также положению тетрадки. Также нужно научить малыша правильно держать ручку и карандаш в левой руке, красиво и аккуратно изображать буквы. Правильно подберите освещение, следите за наклоном букв и не удивляйтесь тому, что некоторые значки будут получаться зеркальными.

Без клякс, исправлений и ошибок не обойтись, но стоит воспринимать это как временные сложности, ведь рано или поздно даже ребенок-левша начнет красиво и грамотно писать.

Здравствуйте, дорогие родители. Сегодня вы узнаете, как научить ребенка правильно писать диктанты. В этой статье мы разберем, что может повлиять на плохой результат, и как необходимо готовиться к предстоящей работе.

Диктант – что это

Дети пишут диктанты для того, чтоб учитель проверил усвоение полученных знаний по языку, в частности по русскому. Существуют общепринятые требования:

  • воспроизведение учеником в тетради прочитанного учителем текста;
  • каждое предложение ребенок услышит три раза: первый раз оно произносится для ознакомления и для того, чтоб в памяти возникло то или иное правило, второй — для написания, а третий — для проверки;
  • чтобы качественно написать работу ученик должен уметь применять изученные правила на письме, а также распознавать знаки препинания с учетом интонации учителя;
  • после того, как педагог закончил читать весь текст, детям предоставляется возможность самостоятельно перечитать написанное и внести исправления, если они имеются.

Факторы, влияющие на плохой результат

Родители должны понимать, что для ребенка диктант может стать стрессом, потому как детки способны волноваться за допущение малейших ошибок, а тут предстоит большая работа. Однако, нужно помнить о том, что диктанты в школьной программе подбираются с учетом пройденного материала. Не всегда, даже отличники полностью справляются с написанием проверочных работ. Вполне возможно, что и ваше чадо получит плохую отметку. Что же может на это повлиять?

  1. Особенности детской психологии. Когда возникает вопрос, как научить ребенка писать диктант, необходимо учитывать предрасположенность своего чада к стрессовым ситуациям и возможность их преодолеть. Встречаются случаи, когда ребенок, который знает все правила, настолько волнуется, что не способен сосредоточиться, допускает самые глупые ошибки. Для того, чтобы подготовить своего малыша к предстоящему заданию, необходимо, как можно чаще моделировать проведение школьного диктанта в домашних условиях. Если есть возможность привезти друзей своего отпрыска, посадите их рядом и дайте задание, аналогичное школьному. Так, оказавшись уже на уроке, ребенку будет значительно проще пережить диктант. Кроме того, некоторые дети волнуются за то, что не справятся, и им поставят плохую оценку. Объясните своему малышу, что не будете его ругать или наказывать за плохие отметки.
  2. Плохая орфографическая зоркость. Для того, чтобы у детей лучше получалось писать диктанты, необходимо развивать этот навык. С этой целью выполняются различные упражнения, например задания, в которых необходимо проставить пропущенные буквы или разбор ошибок, допущенных другим ребенком или мамой, которая заранее написала неправильный диктант.
  3. Не стоит забывать и о том, что не все дети пишут с одинаковой скоростью. Известны случаи плохих отметок за диктант из-за того, что ребенок не успевал написать и половины прочитанного учителем. Если вы знаете, что ваше чадо не имеет хорошего моторного навыка, необходимо его тренировать. Почаще задавайте ему домашние диктанты. Кроме того, таким деткам необходимо уметь моментально применять правило к словам, чтобы не терять времени на раздумье, как правильно пишется то или иное слово.
  4. Практикуете знакомство ребенка с разными словами, это позволит быстрее и качественнее писать проверочные работы. С этой целью можно давать переписывать тексты, особенно, если малыш имеет дело с толковым или орфографическим словарем.

Основные методы

Для того, чтобы , необходимо особое внимание уделять изучению правил и приобретению данного навыка с детьми, начиная со второго по четвертый класс. Этот период считается самым благоприятным для наращивания знаний. Если возникает вопрос, как научить ребенка писать диктанты 2 класс, то можно пойти несколькими путями.

  1. Практиковать в домашних условиях написание данного типа работа.
  2. Давать ребенку дополнительные упражнения с учетом изучаемых правил.
  3. Позволять переписывать текст из книги, желательно такой, в которой имеются словарные слова или изучаемые орфограммы.
  4. Ребенок должен, как можно чаще читать, желательно вслух. Таким образом, будет работать и зрительное восприятия и его слух.
  5. Учиться играя. Можно правила или словарные слова выписывать на отдельных карточках и развешивать их по комнате ребенка. Теперь задавайте ему задание объяснить то, что написано на той или иной карточке.
  6. Поочередно продиктуйте друг другу несколько предложений, теперь поменяйтесь тетрадками и проверьте. Ребенку обязательно понравится почувствовать себя в роли учителя.
  7. Мотивация. Важно объяснять своему малышу, почему так необходимо иметь грамотную речь и правильное правописание.

Подготовка к предстоящей работе

Чтобы понять, как научить ребенка писать диктанты без ошибок, необходимо учитывать возможность домашней подготовки.

Учитель предупреждают заранее о том, что на следующем занятии будет проведена проверочная работа. Также педагог сообщает и о предстоящей теме. Если ваше чадо будет внимательным и запишет ее, будет проще подготовиться к предстоящей работе. Если «ваш ученик» забыл это сделать, то можно пролистать предшествующие параграфы учебника. Диктанты пишутся или по последним нескольким темам или за целый семестр, год. Если вы сильно переживаете, то можно связаться с преподавателем и уточнить, на какие именно орфограммы будет нацелен предстоящий диктант.

Когда все вопросы решены, необходимо приступить к следующему:

  • повторите с ребенком правила;
  • разберите примеры по теме;
  • пусть ваше чадо самостоятельно подберет несколько вариантов с изучаемым правилом;
  • продиктуйте ребенку четыре — пять предложений, чтобы он вспомнил, с каким типом работы будет иметь дело;
  • повторите изученные словарные слова;
  • дайте сыну или дочери задание, аналогичное тем, которые им задают в классе после написания самого диктанта;
  • теперь пришло время провести исследование допущенных ребенком ошибок и их разбор;
  • задача родителей уделять особое внимание моментам, которые тяжело даются ребенку, не нужно их пропускать;
  • также можно предложить списать текст, буквально из нескольких предложений, только подбирайте такой, в котором будут известные ему орфограммы;
  • при списывании ребенок должен комментировать, почему он пишет именно так, а не иначе, то есть воспроизводить вслух правила;
  • напомнить своему чаду, что оценка может быть снижена также за неаккуратное написание и грязные исправления. Покажите, как можно аккуратно карандашиком зачеркивать ошибку в слове и надписать правильный вариант.

День диктанта

  1. Во время написания нельзя отвлекаться на посторонние звуки или действия.
  2. Ребенок должен быть сконцентрирован только на учителе.
  3. Если внимательно слушать произношение педагога, то можно с легкостью выявить, в каких местах необходимо расставлять знаки препинания.
  4. Нужно помнить, что первый раз учитель читает для того, чтоб дети могли послушать, задуматься над написанием того или иного слова и расставлением знаков, а второй раз диктуют для того, чтобы ученики могли воспроизвести услышанное на страничке своих тетрадок.
  5. Если сомневаешься, не стоит заглядывать в соседнюю тетрадь. Вполне возможно, что у соседа написано с ошибкой, тогда как у тебя все было правильно.
  6. Не забывай перечитывать написанное. Не всегда с первого раза можно увидеть допущенную ошибку. Если такая замечена, исправляй аккуратно.

Зачем нужна работа над ошибками

Скажу из личного опыта. Моему сыну ужасно не нравилось выполнять написание допущенных ошибок с указанием орфограмм. Он всегда противился этому, а иногда даже не хотел признаваться, что ему нужно провести такой вид работы.

  1. Родители должны понимать, что работа над допущенными ошибками позволяет повысить качество мышления и улучшить знания ребенка.
  2. Если малыш повторно пишет слова, в которых была допущена ошибка, вырабатывается двигательная память и повышается шанс, что впредь он не сделает ее в том же слове.
  3. Важно, чтобы дети спрашивали, как пишется то или иное слово, если они в нем сомневаются. Таким образом, оно обязательно отложится в их голове.