Да воистину. Эней, герой Эней мифология

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Значение слова эней

эней в словаре кроссвордиста

Энциклопедический словарь, 1998 г.

эней

в античной мифологии один из главных защитников Трои во время Троянской войны; легендарный родоначальник Рима и римлян, которому посвящена "Энеида" Вергилия.

Мифологический словарь

эней

(греч., рим.) - царь дарданов, сын Анхиса и Афродиты, родственник троянского царя Приама. Э. родился на горе Ида и воспитывался у горных нимф. Он вначале не принимал участия в обороне Трои и выступил на стороне троянцев только после того, как Ахилл напал на земли дарданов. Э. сражался с Ахиллом и Диомедом, но потерпел поражение и спасся только благодаря помощи Афродиты и Аполлона. Покровительствовал Э. и Посейдон, который спас раненого Э. от Ахилла, чтобы сохранить царский род Дар-дана. В ночь взятия Трои Э. пытался сражаться, но получил от богов приказ покинуть город. Он ушел с сыном Асканием (Юлом), женой Креусой, которая погибла вскоре после бегства из Трои, и вынес на плечах престарелого отца Анхиса. С остатками троянцев и священными изображениями троянских богов Э. отплыл на 20 кораблях на поиски нового места жительства. Во время путешествия он посетил Фракию, Македонию, Крит, Пелопоннес и Сицилию, где умер Анхис, а оттуда направился в Италию, но Гера послала страшную бурю, и корабли Э. были отброшены к Карфагену. Здесь в героя влюбилась царица Дидона - основательница Карфагена. Гера и Афродита пытались устроить брак Э. и Дидоны, но Зевс приказал герою покинуть Карфаген. Э. снова направился к берегам Сицилии, а затем прибыл в Кумы и с помощью кумской сивиллы спустился в подземное царство. Там тень Анхиса предсказала его судьбу и будущее его потомков. После этого Э. прибыл в Лаций, где его радушно принял царь Латин, давший герою землю для постройки города. Царь обещал Э. руку своей дочери Лавинии, которая уже была обручена с царем рутулов Турном. Обиженный Турн начал войну и погиб в поединке с Э. Женившись на Лавинии, Э. основал город, названный ее именем, и объединил местных жителей и троянцев в единый народ латинян. В конце жизни Э. был вознесен на небо и стал богом. Потомками его сына Аскания (Юла) считали себя представители рода Юлиев.

Эней

в античной мифологии один из главных защитников Трои, легендарный родоначальник римлян. Согласно «Илиаде», избежал гибели в Троянской войне благодаря вмешательству богов, т. к. ему было предназначено продолжить династию троянских царей и возродить славу троянцев на другой земле. Эта версия легла в основу «Энеиды» Вергилия, которая является основным источником при изложении мифа об Э. После долгих странствий Э. со спутниками прибыл в Италию. С оружием в руках он добился руки местной царевны Лавинии и основал город, названный ее именем. От Э. и его сына Иула вёл своё происхождение римский патрицианский род Юлиев, к которому принадлежали Ю. Цезарь и Октавиан Август. Сюжеты мифа об Э. часто использовались в литературе, изобразительном искусстве и музыке нового времени (П. Скаррон, Тинторетто, К. Лоррен, Монтеверди и др.).

Википедия

Эней

Эне́й - в древнегреческой мифологии герой Троянской войны из царского рода дарданов.

Спутников Энея в его странствованиях, пересказанных на латыни древнеримским поэтом Вергилием в « Энеиде » (29-19 г. до н. э.), называют - энеады .

Эней (сын Пандиона)

Эней - персонаж древнегреческой мифологии, побочный сын афинского царя Пандиона II . По другой версии, сын Диониса. Герой-эпоним, статуя в Афинах. Род Энеидов упоминает Вакхилид.

Эней (значения)

Эней :

  • Эней - в древнегреческой мифологии герой Троянской войны из царского рода дарданов.
  • Эней - персонаж древнегреческой мифологии, побочный сын афинского царя Пандиона II.
  • Эней Газский - христианский философ.
  • Эней Сильвий - мифический царь Альба-Лонги.
  • Эней Тактик (IV век до н. э.) - один из самых ранних греческих авторов, писавший об искусстве войны.
  • МТ-Т «Эней» - советский гусеничный тягач, построенный на шасси танка Т-64.

Примеры употребления слова эней в литературе.

В числе потомков Энея , альбанских царей, было два брата: Нумитор и Амулий, которые должны были наследовать престол.

Среди Энеев , держащих на плечах своих Анхизов, я бреду в одиночку и ненавижу производителей, всю жизнь невидимо расположившихся на шее своих детей.

На одном из них было грубейшим образом намалевано похищение Елены: дерзкий гость увозит супругу Менелая, а на другом история Дидоны и Энея : Дидона стоит на высокой башне и машет чуть не целой простыней своему гостю-беглецу, который мчится по морю то ли на фрегате, то ли на бригантине.

По воле богини Юноны, которая из расположения к Карфагену желала воспрепятствовать основанию Рима, поднялась буря и отбросила корабль к африканскому берегу, где Энея ласково приняла Дидона, только что основавшая Карфаген.

Для Энея роман с Дидоной -- лишь эпизод, одно из многочисленных приключений на жизненном пути.

Энея встала раньше, и когда я вышел из душа, она уже сварила в кипятильной колбе кофе, красиво уложила в сервировочный шар фрукты и даже испекла свежие рогалики.

Энея рассказывала, что раньше вдоль всей трассы шли закрепленные углеродные веревки, и саночники пристегивались к ним при помощи специальных скользящих серег, и если ледянка слетит с трассы, был шанс спастись.

За ту неделю, что мы были знакомы, Энея крайне редко позволяла себе покапризничать, но сейчас, похоже, наступил как раз такой момент.

Энея вцепилась в сломанный правый лонжерон, и вдвоем им удалось удержать рвущееся из рук полотнище, пока я выпутывался из подвески и отползал подальше, волоча за собой рюкзак.

Увидя на колеснице двух знаменитых героев, Энея и Пандара, стал советовать Диомеду друг его Сфенел уклониться от борьбы с такими героями.

Как бы то ни было, в то время, о котором я рассказываю, в ту неделю, когда умер Папа, когда умер Старый Архитектор, когда Энея невесело отметила в изгнании свое шестнадцатилетие, мне было тридцать два года, я был все так же высок, все так же крепок, все так же любил охотиться, иногда - подраться и еще - смотреть, как командуют другие, был все так же неопытен, и только балансировал на краю пропасти, но еще не влюбился навеки в девочку, которую оберегал как младшую сестренку и которая - как мне показалось в тот вечер - стала уже взрослой женщиной, не сестрой - но другом.

После Энея объяснила мне, что Ананда был любимым учеником Будды и сам стал учителем, Субхадда же был странствующим аскетом, последним учеником Просветленного - он встретил Будду всего за несколько часов до его смерти.

Связующая Бездна - сущность, наделенная разумом, - решительно говорит Энея .

Как-то раз Энея сказала, что Бездна черпает энергию квазаров, взрывающихся ядер галактик, черных дыр и темной материи - достаточно, наверное, чтобы перенести комок органической материи сквозь пространство-время и положить в нужном месте.

Характерно то, что этот ученый гуманист просит актера продекламировать монолог на античную тему - рассказ Энея Дидоне.

Герой троянской войны и основатель города, из которого впоследствии развился Рим.

Эней обладал всеми предпосылками для своей роли в греческих и римских мифах. Смелый, могучий, отважный и рассудительный, мужественно красивый Эней подходил для одной из главных ролей и по своей генеалогии: его матерью была богиня, перед которой никто не мог устоять, а предком по отцовской линии (хотя и в седьмом колене) был сам Зевс. Сыном Зевса был , основатель Дардании и рода, который правил в ней до конца троянской войны. При внуке Дардана, этот род разделился на две ветви: ветвь (старшего сына Троса) правила Дарданией, из которой выделилась Троада со столицей Троей, которую заложил , родоначальник младшей ветви Дарданидов. Несмотря на родственные связи, отношения между дарданскими и троянскими царями были довольно напряженными. Например, когда ахейцы напали на троянского царя Приама, дарданский царь Анхис не очень спешил прийти ему на помощь. Он решил вмешаться лишь после того, как ахейцы разрушили город Педас, союзный дарданцам. Заключив союз с Приамом, Анхис послал в осажденную Трою отряд, возглавленный его сыном Энеем.

Эней связал свою судьбу с судьбой троянцев: после сына Приама Эней был самым самоотверженным защитником Трои. Он женился на дочери Приама , которая родила ему сына (Юла), и взял в Трою своего отца Анхиса. Троянский народ почитал Энея как бога.

В боях на троянской равнине Эней совершил много подвигов. В числе убитых им ахейцев был вождь фессалийского войска и вождь афинского войска Иас. Эней не побоялся вступить в поединок с могучим критским царем и даже со славнейшим ахейским героем . После смерти Патрокла Эней с Гектором заставил ахейцев искать спасения в лагере у моря: «пред Энеем и Гектором юноши рати ахейской с воплем ужасным бежали, забывши воинскую доблесть». Что правда, то правда - в бою его всегда хранили (а в поединках с Диомедом и Ахиллом и вовсе спасли) всемогущие боги, особенно его мать Афродита, но в этом он не отличался от остальных бойцов, имевших божественных предков. Энея справедливо называли «гордостью храбрых дарданцев», «героем, премногих славнейшим». Однако личный героизм Эней, так же как героизм Гектора и всех троянцев, не мог предотвратить падения Трои.

Судьба, обрекавшая Трою на гибель, предназначала Энею спасение, и боги, выручавшие Энея, были не более чем ее исполнителями. Ему было суждено сохранить род Дардана и править троянским народом - а затем и его сыновьям, и внукам, и всем последующим потомкам. Из всех троянских вождей только Эней спасся из горящей Трои и вывел из нее отца Анхиса и сына Аскания. Но свою жену Креусу ему не удалось найти: она таинственно исчезла и явилась Энею лишь в виде призрака.


На двадцати кораблях Эней отплыл с троянскими беженцами на запад, чтобы по воле Зевса обрести новую родину в Италии. Семь лет странствовал Эней по Эгейскому, Ионическому и Тирренскому морям, посетил много стран и претерпел немало превратностей судьбы. В пути скончался его отец Анхис, на Крите Эней чуть было не стал жертвой моровой язвы, не обошлось без встреч с гарпиями и киклопами; Эней благополучно миновал огнедышащую Этну, избежал Скиллу и , но затем буря разметала его корабли и унесла их от берегов Италии к берегам Северной Африки. Там Энея приветливо встретила карфагенская царица , полюбившая его за красоту и мужество. Он охотно принял бы ее предложение руки и сердца, но по велению богов вынужден был снова отправиться в путь, в Италию.

Не все из богов были благосклонны к Энею, злейшим врагом троянцев была и оставалась супруга Зевса . Во время остановки на Сицилии, где Эней хотел принести жертву у отцовской могилы, по наущению Геры троянки подожгли корабли, чтобы вынудить его прекратить долгие странствия. Однако Энею удалось погасить пожар, а для тех, кто не хотел продолжать путь, он заложил город Акесту (нынешняя Сегеста). По прибытии в Италию Эней отправился в Кумы, чтобы узнать у тамошней прорицательницы, где он должен поселиться. Кумекая сибилла проводила Энея в царство мертвых, где он повстречался с тенью своего отца. По совету Анхиса Эней ввел свои корабли в устье Тибра и основал там город.


Земли вокруг Тибра не были безлюдными; на них жили латиняне, которыми правил царь . По одной из версий, Латин радушно принял чужеземцев и позволил им заложить город. По другой версии, Латин выступил против Энея, но в бою потерпел поражение и заключил с ним договор о дружбе. Обе версии согласуются в том, что в конечном итоге Латин отдал Энею в жены свою дочь , в честь которой только что заложенный город стал называться Лавиний.

Но для того чтобы земля стала родиной, за нее нужно пролить кровь, защищая ее от врагов, и вскоре Энею пришлось в этом убедиться. Латинянам не пришлось по душе появление чужаков на их земле, начались споры, которые переросли в вооруженные столкновения. Царь Латин пытался утихомирить своих подданных; но в распрю вмешался царь соседних рутулов Тури, у которого были основания ненавидеть Энея: он давно уже считался женихом Лавинии и будущим наследником Латина. Турн возглавил недовольных латинян и других старожилов и с большим войском напал на город Энея. На помощь Энею пришли этруски, давние враги рутулов, а также царь , выходец из греческой Аркадии, поселившийся на холме Палатин. В жестокой войне погибло множество латинян. Когда их родственники попросили у Энея мира, он отвечал им, что не намерен воевать с латинянами, но готов сразиться с Турном. Турн принял вызов и пал в поединке с Энеем, несмотря на помощь своей сестры, нимфы Ютурны.

После победы над Турном Эней достроил город и объединил два народа, троянцев и латинян. В результате этого союза возник римский народ, получивший свое имя от названия города Рима, основанного потомками Энея, Ромулом и Ремом.

По одной из версий о смерти Энея, он погиб в сражении с рутулами или этрусками, по другой - был вознесен на небо в полном вооружении. Есть и другие версии, менее распространенные, но все сходятся на том, что Эней стал богом.

Впервые мы встречаемся с Энеем в «Илиаде» Гомера. Но еще больше он известен как главный герой «Энеиды» Вергилия, в которой описывается его судьба от падения Трои до победы над Турном. Вергилий много заимствовал из греческих и римских преданий и легенд, но еще больше добавил от себя. У Вергилия Эней - герой, сознательно подчиняющий себя велениям судьбы, а главная его черта - последовательное выполнение своих обязанностей по отношению к богам, родине, семье, друзьям, верность взятым на себя обязательствам; все это входит в римское понятие «пиетас» - распространенный перевод этого слова как «набожность, благочестие» следует считать слишком односторонним. По сравнению с полнокровными гомеровскими героями Эней Вергилия выглядит слишком уж добродетельным и поэтому несколько книжным героем. Но не следует забывать, что Эней был задуман Вергилием как образец для современников поэта. Такая трактовка не умаляет величия «Энеиды» - так же как мелкие неточности и противоречия, которые автор уже не успел устранить. Вергилий умер в 19 г. до н. э., после десяти лет работы над «Энеидой», которой он хотел посвятить еще три года. Умирая, он просил сжечь рукопись поэмы, как недоработанную, но его друзья-поэты опубликовали ее по распоряжению императора Августа.

От Гомера до Вергилия судьбы Энея описывались, пересказывались и перерабатывались неоднократно. О его плавании на запад впервые упоминает в 6 в. до н. э. поэт Стесихор, о его прибытии в Италию - историк Гелланик (5 в. до н. э.). Первым римским автором, писавшим о нем, был, насколько нам известно, Г ней Невий (3 в. до н. э., эпическая поэма «Пуническая война»), затем Квинт Энний (2 в. до н. э., «Анналы»), историк Тит Ливий (1 в. до н. э., первая из 142 книг его «Истории Рима от основания города» и другие. Но все эти рассказы меркнут перед творением Вергилия, как утренние звезды перед сиянием солнца. Эней - главный герой поэмы, которая по праву считается вершиной римской эпической поэзии; «Энеида» была настолько популярна, что, если бы она не сохранилась в списках, с помощью цитат и позаимствованных из нее «крылатых слов» можно было бы реконструировать ее почти полностью.


Кадр из фильма «Легенда об Энее» (1962 г.). В роли Энея — великий культурист и актер Стив Ривз.

Древнейшие изображения Энея на вазах относятся к 7 в. до н. э. Древнейшие из известных нам скульптурных изображений выполнены этрусскими мастерами, например небольшая скульптурная группа «Эней с Анхисом» датируется 6 - 5 вв. до н. э. В Помпеях были найдены фрески 1 в. н. э., изображающие бегство Энея из Трои. Иллюстрации к так называемой Ватиканской рукописи «Энеиды» («Кодекс Ватиканус 3225») - первые известные нам книжные иллюстрации (4 - 5 вв. н. э.).

Огромно число европейских художников, изобразивших на своих картинах эпизоды из истории Энея. Достаточно упомянуть такие имена, как Рафаэль и Романо, Рени, Рубенс, Пуссен, Лоррен, Шкрета (в Национальной галерее в Праге - его картина «Эней и Дидона», 1670), Торнхилл, Тернер. Бесспорно, самой знаменитой скульптурной группой следует считать работу Л. Бернини «Анхис, на плечах Энея покидающий Трою» (1618-1619), к которой он, по-видимому, привлек своего отца, Пьетро Бернини.

История Энея стала популярной темой барочных настенных декораций. К числу наиболее известных относится цикл из восьми ковров «Эней и Дидона» в замке г. Чески-Крумлов (ок. 1620) и большой гобелен «Венера приглашает Энея в Карфаген» в краковском Вавеле. Энея и Дидона - главные герои первой английской оперы, ее написал в 1688 - 1689 гг. Перселл.


Лука Феррари: Венера предостерегает своего сына Энея от убийства Елены Троянской

1. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ТРОЯНСКОГО ЦАРЯ ЭНЕЯ И "ЭНЕИДА" ВЕРГИЛИЯ.

1.1. ЦАРЬ ЭНЕЙ.

После нашего анализа Троянской войны XIII века н.э. становятся понятными и многие другие крупные события, последовавшие за ней. Безусловно, одним из самых ярких сюжетов той поры является история царя Энея. В основном, она изложена в знаменитой "античной" поэме Вергилия "Энеида" . Вкратце, суть дела такова.

Троянский царь Эней находится в осажденной Трое вместе с сыном Асканием-Юлом, отцом Анхисом и женой Креусой. Матерью Энея была сама богиня Афродита-Венера. Эней родился на горе Иде или на берегу Симоента. Стоит отметить, что <<намеки НА СОПЕРНИЧЕСТВО МЕЖДУ РОДОМ ПРИАМА (правившего в Трое - Авт.) И РОДОМ ЭНЕЯ встречаются в "Илиаде">> , т.2, с.662. Средневековая книга "Троя" или "Троянская История" сообщает: "У Энея было множество родственников и друзей; не нашлось бы в Трое другого человека, который мог бы соперничать с Энеем в богатстве, А СВОИМ ВЛИЯНИЕМ В ГОРОДЕ ОН НЕ УСТУПАЛ И САМОМУ ЦАРЮ (Приаму - Авт.)" , с.131-132.

Может быть, именно поэтому <<Эней сначала не принимал участия в обороне Трои и присоединился к троянцам только после того, как был изгнан Ахиллом из родных мест... Имя Энея называется в "Илиаде" среди славнейших троянских героев... Посейдон спасает Энея, ТАК КАК ТОМУ ПРЕДНАЗНАЧЕНО СУДЬБОЙ СОХРАНИТЬ ЦАРСКИЙ РОД ДАРДАНА... Эней, увидев зловещее предзнаменование в гибели Лаокоона, ушел из Трои ЕЩЕ ДО НАЧАЛА НАПАДЕНИЯ АХЕЙЦЕВ; он, по-видимому, продолжал царствовать в предгорьях Иды... В более поздних источниках появился мотив БЕГСТВА ЭНЕЯ ИЗ РАЗОРЕННОЙ ТРОИ>> , т.2, с.661.

По другим свидетельствам, Эней и Антенор решили "уговорить царя Приама, чтобы он отдал грекам Елену и заключил бы с ними мир" , с.131. Приам отказался. Тогда Эней и Антенор сами изменили Приаму и решили сдать Трою грекам. Причем царь Приам заподозрил измену , с.131-133. "Дошли и до Энея и Антенора слухи, что Приам с сыном ГОТОВЯТСЯ ИХ УБИТЬ" , с.131. Утверждалось далее, что Эней и Антенор действительно совершили откровенное предательство. Средневековая книга сообщает: "Утром греки в сопровождении Антенора и ЭНЕЯ, ИЗМЕННИКОВ СВОЕГО ОТЕЧЕСТВА, ворвались в великий Илион и, не встретив никакого сопротивления, перебили всех, кто ни попадался им на глаза. А Пиррус с обнаженным мечом в руке устремился в храм Аполлона, где ожидал своей смерти Приам, И В ПРИСУТСТВИИ АНТЕНОРА И ЭНЕЯ, КОТОРЫЕ И ПРИВЕЛИ СЮДА ГРЕКОВ, изрубил царя мечом" , с.133.

Таким образом, роль Энея двойственна. С одной стороны он - троянец, находится в Трое и, тем самым, является противником греков. С другой стороны, он как бы равен царю Приаму, не уступая тому в знатности. В итоге Эней переходит на сторону осаждающих греков и, более того, именно благодаря его измене Троя, наконец, взята. После чего Эней покидает пылающий город и спасается бегством. Либо же просто уезжает из опустошенной столицы. Стоит отметить, что, хотя Троя сожжена, тем не менее, согласно одной из версий, "дома ИЗМЕННИКОВ (то есть Энея и Антенора - Авт.) уцелели от огня, ибо они были отмечены особыми знаками" , с.134. Средневековая книга "Троя" утверждала, что "Антенор и Эней были виновниками гибели Троянского царства, ибо изменили они царю Приаму, а Трою предали и обрекли на разорение" , с.136.

Как мы увидим в дальнейшем, бытовали диаметрально противоположные мнения в оценке личности и роли царя Энея. Разные противоборствующие лагеря, по-видимому, существенно по-разному оценивали его роль, что и отразилось на страницах летописей.

Вернемся к Энеиде. Согласно Вергилию, когда Трою захватили греки, начинается кровавый погром. Эней с семейством и группой троянцев бежит на кораблях из горящего города. Ему дано видение: он должен взять с собой священные пенаты Трои, плыть в далекую, могущественную и богатую страну Гесперию, чтобы основать там новое великое царство, которому будет дано покорить весь мир. Дело в том, что предки Энея, оказывается, были родом из Гесперии. Поэтому Энею и следует теперь вернуться на далекую родину и создать там новое царство. Начинается длительное и непростое путешествие. В конце концов, Эней со спутниками прибывает в Тартар, а затем - в Гесперию или Италию-Латинию, где живут этруски и рутелы. Согласно нашим результатам, см. [ХРОН5], раньше ИТАЛИЕЙ и РУТЕЛИЕЙ называли Русь-Орду. Кстати, выражение ЛЮДНАЯ страна могли произносить как ЛАТИНИЯ, а название РУТЕНИЯ могло произойти от выражения: РАТНАЯ страна, то есть РУТЕЛИЯ, при переходе Н-Л.

Эней осваивается в Латинии-Рутелии. Наряду с друзьями, у него тут есть и враги, с которыми Эней воюет. Троянцы, прибывшие с Энеем, постепенно укореняются в Гесперии и начинают новую жизнь. Эней приобретает большую власть. "Местный царь Латин готов отдать Энею руку своей дочери Лавинии и предоставить место для основания нового города, но для этого Энею приходится вступить в тяжелую борьбу с Турном (Рутеном? - Авт.)- вождем местного племени рутулов, также претендующим на руку Лавинии (рис.3.1 - Авт.). Эней побеждает в поединке Турна и троянские божества получают новое пристанище на италийской земле, которая СТАНОВИТСЯ ПРЕЕМНИЦЕЙ СЛАВЫ ТРОЯНЦЕВ" , т.2, с.662. Энеида заканчивается сражением Энея с Турном.

По некоторым сведениям, когда Эней через некоторое время умирает, он возносится на небо.

Дальнейшие события отразились в других "античных" источниках, например, у Тита Ливия. Потомки Энея - близнецы Ромул и Рем - основывают в Гесперии-Латинии великий Рим, ставший впоследствии столицей грандиозной всемирной Империи.

Забегая вперед, сразу сообщим результат нашей реконструкции, подробному обоснованию которой посвящены дальнейшие разделы.

По-видимому, после захвата Трои = Царь-Града в 1204 году и тяжелых войн в столице и вокруг нее, Русь-Орда и ее союзники, мстившие за казнь Христа в Царь-Граде = евангельском Иерусалиме, наконец, полностью покоряют прежнюю босфорскую метрополию империи и наказывают виновных. Однако среди крестоносцев-ордынцев нет согласия по поводу дальнейшей судьбы государства. Споры приводят к междоусобным войнам, к переделу сфер влияния. Один из представителей прежней царской династии, правившей в Царь-Граде, - царь Иоанн-Эней - выделяется среди прочих тем, что его род частично происходит из Руси-Орды. Кроме того, Иоанн-Эней был, скорее всего, христианином и лично присутствовал при распятии Христа в 1185 году, был его приверженцем.

Перед самым падением Трои, или уже после захвата столицы, Эней покидает Царь-Град = Иерусалим и направляется вместе со своими сторонниками на Русь. Прибыв сюда, и пользуясь тем, что он - царского рода и что некоторые его предки происходили именно из Руси, он занимает высокое место в Руси-Орде. Как видно из описания Вергилия, к моменту прибытия Иоанна = Энея, Русь уже сильное и развитое государство. Однако в эпоху, когда столица империи находилась в Царь-Граде, Русь занимала подчиненное положение, будучи одной из фем империи. Но через некоторое время, а именно, в начале XIV века, царственные потомки Иоанна-Энея - "античные" Ромул и Рем, - то есть, как мы теперь понимаем, царь-хан Георгий Данилович Калита и царь-хан Иван Данилович, - основывают Великую = "Монгольскую" Империю с центром на Руси.

Это стало возможным в силу двух причин. Первая: Русь обладала огромными природными и людскими ресурсами, была богатой страной, занимала исключительно выгодное стратегическое положение в Евразии. В итоге стала одной из влиятельнейших фем прежней империи. Может быть даже - самой влиятельной. Наверное, именно поэтому Русь XIII века возглавила Крестовые Походы на Царь-Град, с целью наказать виновных в казни Христа. И в итоге добилась своего.

Вторая причина возвышения Руси в XIII - начале XIV века такова. После падения Трои = Царь-Града, на Русь из прежней столицы, - евангельского Иерусалима, - прибыли представители прежней царской династии, возглавляемые Энеем. Более того, повторим, он был одним из ближайших сторонников Христа. Тем самым, Руси было как бы передано священное наследие прежней империи. Вергилий подчеркивает, что именно перенос в Латинию священных пенатов Трои дал право на мировое владычество новой метрополии - Риму. То есть, как мы теперь понимаем, Руси. Итальянский Рим возникнет гораздо позже.

Так на Руси в новом качестве возродилась прежняя империя. Так Русь превратилась в начале XIV века в Русь-Орду = Великую Империю. Именно ее затем описали на страницах многочисленных "античных" источников XV-XVII веков как могущественную "Римскую Империю". В XIV-XVI веках она действительно приобрела гигантские размеры, охватила практически всю Евразию, бо"льшую часть Африки и Америки. В начале XVII века Русско-Ордынская Империя = "античный Рим" раскололась. В "античных" источниках это событие описано как крушение "античного Рима" якобы в VI веке н.э. Здесь мы видим хронологический сдвиг примерно на тысячу лет.

Кроме того, как мы покажем, "античная" история Энея отразила, - правда куда более глухо, - также отдельные события XIV-XV веков, развернувшиеся уже на территории Западной Европы во время великого = "монгольского" завоевания. В частности, - ордынско-казацкую колонизацию Италии и основание там итальянского Рима в конце XIV века. А также, вероятно, плавание Колумба = библейского Ноя = Энея через Атлантику и начало колонизации Америки в конце XV - XVI веке [ХРОН6], гл.14.

Но основным содержанием, ядром "античной" истории Энея, - как она изложена у Вергилия и других "классиков", - является рассказ о предыстории возникновения Рима. То есть могущественной Ордынской Империи с метрополией на Руси. Ближайшим союзником Руси-Орды, начиная с середины XV века, была Османия=Атамания со столицей в Царь-Граде = евангельском Иерусалиме.

1.2. В СРЕДНИЕ ВЕКА МНОГИЕ СЧИТАЛИ "ЯЗЫЧЕСКОГО" ВЕРГИЛИЯ ХРИСТИАНИНОМ. КОГДА ЖИЛ ВЕРГИЛИЙ?

Сегодня считается, что: <<Виргилий, Вергилий (Публий В. Марон) [пишется Vergilius в Медицейской и Ватиканской рукописи и в нескольких последующих, начиная с XIV в. - "е" заменяется "i" в рукописях] - ЗНАМЕНИТЕЙШИЙ ПОЭТ Августовского века. Родился в 70 г. до Р.Х. близ Мантуи>> . На рис.3.2 представлен старинный портрет Вергилия из манускрипта, именуемого обычно Vergilius Vaticanus, созданного якобы около 400 года н.э.

"При жизни Вергилий был ОЧЕНЬ ЗНАМЕНИТ. Есть сведения, что когда он входил в театр читать свои стихи, ГРАЖДАНЕ ОКАЗЫВАЛИ ЕМУ ПОЧЕСТИ, ПОДОБАВШИЕ АВГУСТУ. Уже много лет спустя после кончины поэта день его смерти, иды октября, считался священным... Слава его пошла по двум весьма различным руслам. Она суживалась в тех кругах, которые могли оценить его поэтические достоинства, И РАСШИРЯЛАСЬ В НАРОДНОЙ МАССЕ... Низовая слава Вергилия представляет явление уникальное и в высшей степени любопытное" , с.24-25.

Энеида - большая поэма, являющаяся одной из жемчужин "античной" литературы.

Кроме Энеиды Вергилий написал еще "Буколики". В этом произведении комментаторы уже давно обнаружили заметные следы христианства. Пишут так: <<Самая знаменитая и на самом деле самая интересная (в "Буколиках" - Авт.)... эклога IV (Pallio), в которой Вергилий предсказывает БУДУЩИЙ ЗОЛОТОЙ ВЕК и скорое рождение ребенка, который изменит течение жизни на земле. Поэт рисует картину этой будущей счастливой жизни... и заканчивает славословием БУДУЩЕГО БЛАГОДЕТЕЛЯ ЛЮДЕЙ. Христианские писатели видели в этой эклоге пророчество рождения Христа, и на ней основана главным образом распространенная в средние века вера в Вергилия как в волшебника>> . О том, что в средневековой литературе "Золотой Век" связывали именно с Христом, мы рассказали в книге "Царь Славян".

"Знаменитый магистр Абеляр (якобы 1079-1142 годы - Авт.), средневековый французский богослов и поэт, рекомендовал чтение языческого поэта (Вергилия - Авт.) ХРИСТИАНСКИМ ПАСТЫРЯМ" , с.428.

Считается, что <<в средневековье сложилось как бы два образа Вергилия. Один - Вергилий, изображавшийся НА ВИТРАЖАХ СОБОРОВ, ПРОРОК, ПРЕДСКАЗАВШИЙ ЯВЛЕНИЕ ХРИСТА... Блаженный Августин видит в Вергилии "душу, христианскую по природе", святой Иероним ставит его выше всех языческих поэтов и включает его в круг изучаемых авторов в основанной им монастырской школе в Вифлееме...

Другой Вергилий - колдун, чернокнижник и маг. Это превращение произошло в средние века. Переосмысляется имя его деда с материнской стороны - Магий. Показывают зеркало, с которым Вергилий якобы занимался магией; изображения Вергилия носят как талисман... С чарами Вергилия связывают основание Неаполя... В начале XVI века эти легенды были собраны в сборник и вскоре переведены на другие языки. По одной из них, Вергилий родился в Арденнах (в Орде? в Ордынии? в Рутении? - Авт.) после основания Рима, в Толедо обучался магии, которой извел впоследствии императора римлян, влюбился в дочь вавилонского султана, основал Неаполь и таинственно исчез во время бури на море...

Аллегорически-ХРИСТИАНСКОМУ истолкованию... подвергаются в средние века ВСЕ ТРИ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ВЕРГИЛИЯ (Буколики, Георгики, Энеида - Авт.). "Буколики" становятся в то время особенно популярны. Это объясняется не только тем, что в таинственном младенце эклоги IV (IV раздела поэмы - Авт.) видели Христа, но и тем, что... образ буколического пастуха соотносится с образом Иисуса как доброго пастыря, в соотношение "пастух и его стадо" вкладывается значение "пастыря и его паствы"...

Аллегорически-христианскому толкованию поддавалась и "Энеида" с ее шестой книгой - "адом"... В "Божественной комедии" Данте Вергилий выбран в провожатые поэта и как великий мастер, И КАК ХРИСТИАНИН... В христианско-аллегорической традиции использована "Энеида" и в "Доме" славы" (1383-1384) Чосера>> , с.374-375.

Как мы теперь понимаем, нет ничего удивительного в том, что в средневековье поэмы Вергилия рассматривались как ХРИСТИАНСКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ. Дело в том, что Вергилий творил, скорее всего, в эпоху XVI-XVII веков и описывал, в частности, события, происшедшие после распятия Христа в 1185 году. Однако современные комментаторы предпочитают говорить о христианстве Вергилия как о "христианско-аллегорическом истолковании". Дескать, сам Вергилий христианином, конечно, не был. Это его всего лишь "так интерпретируют". Ясно, почему так приговаривается. Потому, что скалигеровская хронология ошибочно отнесла Вергилия и его произведения к I веку до н.э., то есть якобы до рождения Христа. Получилось искусственное противоречие. Которое несколько поколений историков, начиная с XVIII века, усиленно комментируют и тщательно изучают.

Стоит отметить, что <<для литературы XVII и XVIII веков наследие Вергилия продолжает сохранять значение ЖИВОЙ ТРАДИЦИИ... Как ПРЯМОЕ ПОДРАЖАНИЕ эклогам Вергилия... написаны несколько пастушеских стихотворений Д.Мильтона (1608-1674) и А.Попа (1688-1744). Роман-идиллия "Астрея" (1607) Оноре д"Юрфе, где пастухи приобрели утонченность французских аристократов, связана с возрожденческим романом-идиллией типа "Аркадии" Санадзаро (которого называли, оказывается, "неаполитанским Вергилием" , с.376 - Авт.)>> , с.379.

Более того, <<эпос... средневековых рыцарских романов ЗАИМСТВУЕТ ИЗ "ЭНЕИДЫ" ЦЕЛЫЕ ЭПИЗОДЫ. К этой традиции можно отнести "Тезеиду" (1339-1340) Боккаччо, "Неистового Роланда" (1516-1532) Ариосто, "Королеву фей" (1591-1596) Спенсера. Наконец, "Энеида" - часть сюжетной основы христианской эпопеи в "Освобожденном Иерусалиме" (1581) Торквато Тассо>> , с.377-378.

Кстати, само название "Буколики", вероятно, происходит от славянского словосочетания "Бога Лик", то есть Лик Бога или Божественный лик. Оно вполне отвечает содержанию данной книги. Как мы уже видели, в ней фактически говорится о добром пастыре, пасущем свою паству. То есть, как справедливо считают комментаторы, о Христе. В таком случае название книги "Бога Лик" означало: "Лик Христа".

Второе произведение Вергилия - "Георгики" - совсем другого содержания. В нем, в поэтической форме, последовательно излагаются основные отрасли сельского хозяйства: хлебопашество, виноградарство, скотоводство и пчеловодство. Поэма содержит множество совершенно конкретных предписаний и сельскохозяйственных советов. Подробно и профессионально излагаются сельскохозяйственные приемы - проверка качества почвы, прививка деревьев, лечение захворавших овец, способы поимки отроившихся пчел. Кстати, по поводу названия "Георгики" выскажем следующую гипотезу. Может быть, здесь проглядывает словосочетание "Гео+Рожаю", то есть Земля+Рожаю, в смысле - Рожающая Земля, Родящая Земля. Вполне отвечает сути данной поэмы. Описываются, в частности, приемы улучшения урожаев, то есть как заставить "землю родить".

Спрашивается, читателям какого времени были адресованы сельскохозяйственные рекомендации Вергилия? Оказывается, пик интереса к "Георгикам" приходится на XVII-XVIII века. Сообщается следующее.

<<"Георгики" всегда уступали "Энеиде" и "Буколикам" в популярности. В ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ С ЕЕ ИНТЕРЕСОМ К БОТАНИКЕ И ПРАКТИЧЕСКОМУ САДОВОДСТВУ "ГЕОРГИКИ" НАЧИНАЮТ ИГРАТЬ БОЛЕЕ ЗАМЕТНУЮ РОЛЬ И КАК ПРАКТИЧЕСКОЕ НАСТАВЛЕНИЕ НАЧИНАЮЩЕМУ ЗЕМЛЕДЕЛЬЦУ, и как поэтический образец>> , с.377. Скорее всего, именно в эпоху XIV-XVI веков "Георгики" и написаны. А не лежали на пыльных полках много сотен лет, начиная будто бы с I века до н.э.

Более того: <<СЕМНАДЦАТЫЙ И В ОСОБЕННОСТИ ВОСЕМНАДЦАТЫЙ ВЕК - ВРЕМЯ НАИБОЛЬШЕЙ ПОПУЛЯРНОСТИ "ГЕОРГИК". Английский поэт, драматург и литературный критик XVII века Д.Драйден (1631-1700) называет "Георгики" "божественным творением" Вергилия, Вольтер видит в Вергилии прежде всего творца "сладчайших" "Георгик"...

Начиная с XIX века влияние Вергилия СТАНОВИТСЯ МЕНЕЕ НЕПОСРЕДСТВЕННЫМ, приобретая значение тщательно оберегаемого культурного наследия>> , с.379,381.

И далее: <<Непосредственное влияние на русскую литературу оказала "Энеида" в XVIII веке>> , с.382. Вообще надо сказать, что по каким-то не очень понятным соображениям отношение в романовской России к Энеиде Вергилия было сдержанным.

Таким образом, если "античный" поэт Вергилий, - а точнее редактор, из-под пера которого вышли поэмы Вергилия в их современном виде, - жил в эпоху XVI-XVII веков, то становится понятным, почему пик популярности его произведений приходится именно на XVII-XVIII века. А в XIX веке его поэмы постепенно стали забываться и рассматриваться лишь как важное историческое наследие.

Кто такой Эней?

    Эней — герой Троянской войны, сын Анхиса и Афродиты.Изначально не принимал участие в Троянской войне,но после того как Ахилл напал на стада Энея, выступил против ахейцев.

    Эней впервые упомянут Гомером в Илиаде, но наиболее полную версию приключений античного мифологического героя, изложил римский поэт Вергилий в Эниаде.

    Эней принимал участие в Троянской войне и, даже, имел честь сразится с могучим Диомедом и самим Ахиллом и вышел живым из этих единоборств благодаря вмешательству покровительствующих ему богов. Ведь, как и полагается, настоящему герою, он был сыном смертного Анхиза и самой великолепной Афродиты. Ему так же покровительствовал Аполлон, мягко говоря, недолюбливавший Ахилла.

    Однако, Троя пала и Эней, по свидетельству Гомера, вышел из горящего города вынося на спине только своего престарелого отца Анхиза, чему греки, пораженные таким благородством и благочестием, даже не препятствовали.

    Но будем придерживаться Вергилия.

    Энею дана была весть от богов плыть в Латинию, для основания там будущего могучего государства прославившегося в веках.

    Однако, бура прибила корабли троянцев к берегам Карфагена, где Эней прямо с корабля попал в объятия правительницы города, красавицы Дидоны.

    Долгое время они наслаждались своей любовью забыв обо всем на свете.

    Но тут батюшка Зевс, несколько раздраженно, напомнил Энею, что послал его в плавание совсем не за этим и чтобы он быстро собирал манатки и в путь-дорогу отправлялся.

    Пришлось Энею тайком бежать от любимой, но та вовремя заметила коварного возлюбленного, сложила на берегу погребальный костер, взошла на него и прокляв любимого, подожгла костер.

    По легенде, именно из-за этого инцидента, Рим и Карфаген, в дальнейшем, не переносили друг друга.

    Затем Вергилий провел Энея в царство мертвых, где уже пребывал его отец и тот поведал ему, что согласно воле богов должен он женится на дочери царя Латина Лавинии.

    Как видим, Вергилий, еще до Данте, проводил некоторых в подземные миры.

    Прибыв в Латинию, Эней быстро договорился с Латином и не менее быстро с его дочкой о свадьбе. Была в этом деле только одна загвоздка — Лавиния была уже обещана местному красавцу, силачу и вождю Турну.

    Приняли соломоново решение — кто кого одолеет, тот и женится.

    Естественно, в жестокой схватке, победил Эней, иначе и не было бы Энеиды, и женился на Лавинии и основал род древних латинских царей.

    И римляне, считали себя потомками троянцев.

    Наверное, поэтому постоянно соперничали с греками.

Глава 19. Миф об Энее и тайна происхождения этрусков

Какие пристани, Эней, Эней,

Найдешь ты взором пристально-прилежным?

С каким товарищем, бродягой нежным,

Взмутишь голубизну седых морей?

Забудешь ты пылающую Трою

И скажешь: «Город на крови построю».

М. Кузмин, «Эней»

Эней был сыном дарданского царя Анхиза и богини любви и красоты Афродиты. Смелый, могучий, отважный и рассудительный, мужественно красивый, Эней обладал всеми предпосылками для того, чтобы стать исключительной фигурой в греческом эпосе. Выделялся он среди других героев и своим происхождением. Его матерью была богиня, перед которой никто не мог устоять, а предком по отцовской линии (хотя и в седьмом колене) был сам Зевс. Сыном Зевса был Дардан, основатель Дардании и рода, который правил в ней до конца Троянской войны. При внуке Дардана, Тросе, этот род разделился на две ветви: ветвь Ассарака (старшего сына Троса) правила Дарданией, из которой выделилась Троада со столицей Троей, которую заложил Ил, родоначальник младшей ветви Дарданидов. Эней связал свою судьбу с судьбой троянцев: после сына Приама Гектора Эней был самым самоотверженным защитником Трои. Он женился на дочери Приама Креусе, которая родила ему сына Аскания (Юла), и взял в Трою своего отца Анхиза. Троянский народ почитал Энея как бога.

В боях на троянской равнине Эней совершил много подвигов. В числе убитых им ахейцев был вождь фессалийского войска Медонт и вождь афинского войска Иас. Эней не побоялся вступить в поединок с могучим критским царем Идоменеем и даже со славнейшим ахейским героем Ахиллом. После низвержения Патрокла Эней с Гектором заставили греков искать спасения в своем лагере у моря. Что правда, то правда - в бою его всегда хранили (а в поединках с Диомедом и Ахиллом и вовсе спасли) всемогущие боги, особенно его мать Афродита, но в этом он не отличался от других бойцов, тоже имевших божественных предков. Энея справедливо называли «гордостью храбрых дарданцев», «героем, премногих славнейшим». Однако личный героизм Энея, так же как героизм Гектора и всех троянцев, не мог предотвратить падения Трои.

Судьба, обрекшая Трою на гибель, предназначала Энею спасение, и боги, выручавшие дарданца, были не более чем ее исполнителями. Ему было суждено сохранить род Дардана, править троянским народом и передать власть своим потомкам. Из всех троянских вождей только Энею и Антенору удалось спастись из горевшей Трои. Эней вывел из города отца Анхиза и сына Аскания. Но свою жену Креусу ему не удалось найти: она таинственно исчезла.

Историю странствий Энея и его спутников описал Вергилий в своей поэме «Энеида». После падения Трои Эней удалился на гору Иду, взяв с собою престарелого своего отца Анхиза, сына Аскания и изображения богов - покровителей Приамова града. Всю зиму он с остатками троянского народа, собравшегося к нему, строил корабли, а с наступлением весны пустился на них искать нового отечества себе и троянцам. Поначалу пристали они к лежащему напротив Трои фракийскому берегу и хотели уже здесь остаться, построив себе город, но вынуждены были покинуть это место вследствие несчастного предзнаменования. Однажды, когда Эней, готовясь принести жертвы богам, покровителям нового города, хотел украсить алтари молодыми деревцами и пошел за ними в близлежащий лес, то увидел неслыханное, страшное чудо - с корней вытаскиваемых им деревцев падали капли сгустившейся черной крови. Приступив же к третьему деревцу, Эней услышал жалобный вопль, и голос откуда-то из глубин земли проговорил: «О, за что ты разрываешь мое тело на части? Оставь мертвых в покое, не пятнай кровью своих невинных рук и беги из этой страны - жестокой и корыстолюбивой! Я сын Приама, Полидор, убитый Полиместором. На самом этом месте пал я, пронзенный тучею копий; из них выросли деревья, которые ты видишь!» Пораженный ужасом, Эней поспешил обратно в город и возвестил о виденном своему отцу и другим вождям. Все тотчас же решили покинуть эту беззаконную страну и отплыли из нее, предварительно успокоив жертвоприношением душу Полидора.

Долгих семь лет странствовал Эней по Эгейскому, Ионическому и Тирренскому морям, посетил немало стран и претерпел немало превратностей судьбы. На Крите беженцы чуть было не стали жертвой моровой язвы. В Ионийском море, на одном из островов, они пережили нападение ужасных гарпий. Бой был страшным, но троянцы отбились. Но напоследок одна из гарпий, Целена, села на вершину скалы и зловеще воскликнула: «Хотите изгнать нас из нашей земли? Слушайте, что с вами будет за это. Вы достигнете Италии, как вам сказано, но прежде чем построите себе город, там вас постигнет страшнейший голод, так что вы принуждены будете грызть самые столы за недостатком пищи!» Сказав это, гарпия улетела в лес. Приведенные в уныние этим предсказанием, троянцы прибегли с молитвою к богам, прося отвратить грозящее бедствие, и поспешно оставили негостеприимный остров. Далее, миновав царство ненавистного им Одиссея, они, двигаясь вдоль западного берега Греции, доплыли до Эпира. Здесь троянцы с удивлением узнали, что в этой земле над греками царствует Гелен, сын Приама, женатый на Андромахе, супруге Гектора. Эней отправился в ближайший город, ибо очень желал увидеться со своим старинным другом. Не доходя до города, в роще встретил он Андромаху, совершавшую возлияние богам в память дорогого ей Гектора. Пока они разговаривали, пришел Гелен и провел дорогого гостя к себе в город, который построил по образцу своей родной Трои. Остальных троянцев, оставшихся на пристани, также пригласили в город, где их угощали в продолжение многих дней. Перед отъездом Гелен, а он был прорицатель, предсказал, какие еще предстоят им опасности в пути, а затем отпустил, одарив богатыми подарками. Плыть им далее надо было вдоль восточного берега Италии, к югу, чтобы, обогнув ее, снова повернуть на север, поскольку, по предсказанию Гелена, место, предназначенное троянцам, было на западном берегу Италии, на Тибре.

Спустившись к югу, они, по совету прорицателя, пристали к восточному берегу Сицилии, близ Этны, минуя Сицилийский пролив, так как там грозили бедою Сцилла и Харибда. Когда троянцы стали на якорь, из близлежащего леса на берегу выбежало вдруг какое-то существо, едва имеющее человеческое подобие, исхудавшее и в нищенском одеянии. О себе человек объявил, что он - один из спутников Одиссея и был случайно забыт в этой стране и с тех пор, боясь страшных циклопов, постоянно скрывался в лесах. Мы уже знаем, что эта страна находилась на Сицилии или в непосредственной близости от нее. Троянцы, забыв старую вражду, сжалились над несчастным и взяли его к себе. Но пока они слушали рассказ чужеземца, вдруг на скале появился гигант Полифем со своим стадом. Он был слеп и шел, ощупывая дорогу не палкой, но целою сосною. Дойдя до берега моря, он омыл свой выжженный глаз, стеная и скрежеща зубами от боли, потом вошел в воду - она не доходила ему даже до пояса. Храня глубочайшую тишину, троянцы поспешно обрезали якорные канаты и пустились бежать. Слепой великан, услыша шум весел, бросился вслед за кораблями, но не смог их догнать. Из всего этого рассказа мы можем сделать твердый вывод, что отношения троянцев с циклопами («народами моря») не были враждебными: просто троянцы поняли, что заехали в гости не вовремя.

От земли циклопов Эней и его спутники направились к югу, обогнули Сицилию и доплыли до западной оконечности острова, где поселился их соотечественник Ацест. Он дружелюбно принял путешественников и долго не отпускал их. Здесь, к величайшему горю Энея, умер его отец Анхиз.

Схоронив отца, снова отправился в путь Эней, но жестокая буря унесла его далеко от европейского берега, к Ливии, где дарданский царь встретил свою мать - богиню Венеру (римскую Афродиту). Она поведала ему, что находится он вблизи города Карфагена, а земля вокруг населена ливийцами. В Карфагене властвует царица Дидона. Гонимая братом, бежала она со своими друзьями из финикийской страны, из города Тира. Купив землю у ливийских вождей, Дидона выстроила новый город. Эней несказанно удивился громадным постройкам, домам, улицам, выложенным камнем. Везде кипела шумная деятельность: возводились стены, воздвигались бойницы. Одни работающие таскали тяжелые камни, другие тесали колонны для украшения театра. В одном месте начали строить основание нового дома, в другом рыли гавань. «О счастливые люди, вы уже создаете стены вашего города!» - воскликнул Эней, глядя на зубчатые стены. Посреди города, в небольшой рощице, воздвигнут был великолепный храм богине Юноне (римская параллель греческой Геры). Подойдя к нему, Эней поразился, разглядев целый ряд картин, изображавших и геройские битвы, и страдания троянцев. Радостно ему стало, что карфагенцы сочувствуют его народу. Пока он любовался картинами, пришла царица Дидона в сопровождении вооруженных юношей, красотою и станом подобная Венере. Она сочувственно отнеслась к спутникам Энея, попросившим у нее убежища и помощи в ремонте кораблей. «Кто не знает, - сказала она, - великого Энея, прекрасной Трои и ее печальной судьбы? Мы не так далеко живем от остального мира, чтоб не слыхать о вашей славе, и сердца наши не так жестоки, чтоб не сочувствовать печальной вашей участи».

Дидона пригласила гостей на пир. Когда же среди веселого говора пирующих стали разносить кубки и Эней начал рассказывать, по просьбе царицы, о судьбе Трои и своих скитаниях, в сердце Дидоны проникла пламенная любовь к герою. Чем больше глядела на него царица, тем больше разгоралась страсть в ее груди. Эней не остался равнодушным к чувствам Дидоны, но по велению богов должен был снова отправиться в путь. Эней приказал тайно подготовить флот к отплытию. Глухой к мольбам и упрекам Дидоны, он твердо взошел на свой корабль и навсегда покинул берег Карфагена. Тогда несчастная, покинутая царица решилась умереть. По ее приказанию во дворе дворца воздвигли высокий костер. Дидона взошла на него и, когда огонь запылал, пронзила свою грудь. Последний же, предсмертный взгляд умирающей был обращен в ту сторону, где вдали, едва белея, виднелись паруса, быстро удаляющиеся от ливийских берегов.

По отплытии из Карфагена троянцев вновь настигла буря и прибила их корабли к западной оконечности Сицилии, к царству Ацеста. Прошел ровно год, как Эней был здесь в первый раз и потерял своего отца, поэтому теперь, в годовщину кончины Анхиса, он устроил на его могиле пир и игры в память покойного. Пока мужи и юноши состязались в играх, жены троянцев попытались сжечь их флот, чтобы положить конец их странствиям по морям. Троянцы, увидев это, в испуге прибежали к кораблям, но не было человеческой возможности остановить пожар. Тогда Юпитер (римский Зевс), внимая мольбам Энея, послал сильный дождь и залил огонь. Вследствие этого события Эней оставил в Сицилии всех жен и мужей, негодных к войне и неспособных переносить трудности путешествия, построив им город Ацесту (нынешняя Сегеста).

Как только корабли были исправлены, Эней снова пустился в море и направил свою флотилию к берегам Италии. Пройдя мимо острова Сирен, которые некогда завлекали корабли на подводные камни своим волшебным пением, но, исполняя волю судеб, лишили себя жизни после того, как Одиссей безнаказанно проплыл мимо них, троянцы благополучно вошли в пристань города Кум. Здесь Эней спускался в царство теней, чтоб увидеться с отцом, Анхизом, и спросить его о будущем. Из Кум троянцы поплыли на север к острову Каэте, названному так по имени няни Энея, здесь умершей. Еще севернее лежал остров чародейки Цирцеи. Троянцы ночью поспешно проплыли мимо него и услышали издали ужасный рев львов, медведей, вепрей и волков, в образы которых волшебница превращала всех несчастных, пристававших к ее берегу.

Наконец, достигли они устья Тибра, который, извиваясь по речной долине, впадал в море. Троянцы, выйдя на берег, расположились под тенью дерев и стали готовить себе простейшие яства - рвали плоды и клали их за неимением столов на сухие хлебные лепешки. Не утолив голода плодами, троянцы стали грызть самые лепешки. Тогда сын Энея, Асканий (другое его имя Юл), воскликнул: «Мы едим наши столы!» Все громко возликовали, услышав эти слова, так как увидели, как безвредно для них исполнилось грозное предсказание гарпии Целены, и узнали, что, наконец, достигнута цель их странствия. Эней же радостно воскликнул: «Привет мой тебе, о земля, назначенная мне судьбою! Хвала вам, пенаты Трои, неизменно сопутствовавшие мне доселе! Вот наше новое отечество!» Наутро Эней устроил на взморье стан, окружив его для безопасности рвом и валом.

Лациумом - страною, куда пристал Эней, мирно правил престарелый царь Латин. У него была единственная дочь, Лавиния, руки которой домогались вожди близких и далеких стран. Красивейшим из женихов был Турн, вождь рутулов. К нему мать невесты, Амата, была благосклоннее, чем к остальным женихам. Но различные предзнаменования указывали на нежелательность этого брака и указывали на другого жениха, который должен прийти из чуждой страны и вознести до небес славу их рода. Поэтому, когда Эней по прибытии отправил блистательное посольство к царю просить места, где б троянцы могли поселиться, то царь Латин дал им благосклонный ответ и предложил герою Илиона руку своей дочери.

Это, разумеется, привело в негодование Турна. Но он был не единственным, кому не по вкусу пришлось появление чужаков. По наущению Аматы в стране Латина поднялось восстание против пришельцев, которое возглавил Турн. Сам Латин, уже неспособный влиять на действия своих подданных, заперся у себя в доме, предоставив бразды правления супруге. Турн с большим войском напал на город Энея. Но на помощь осажденным пришли этруски, давние враги рутулов, а также царь Эвандр, выходец из греческой Аркадии. В жестокой войне погибло множество латинян. Когда их родственники попросили у Энея мира, он отвечал им, что не намерен воевать с латинянами, но готов сразиться с Турном. Царь рутулов принял вызов и пал в поединке с Энеем. После этой победы Эней достроил город и объединил два народа, троянцев и латинян.

Обратим внимание на одно поразительное обстоятельство. Эней плавал в поисках нового отечества восемь лет, ровно столько же, сколько и Менелай! В отличие от Менелая, Эней не заходил в гавани Египта, но он некоторое время провел в Ливии. Ливийцы вместе с «народами моря» в то время воевали против Египта, и можно не сомневаться, что воины Энея были задействованы в этой кампании. Правда, Вергилий ничего об этом не говорит, но тот факт, что Эней странствовал именно восемь лет, дает нам основание утверждать, что к устройству мирной жизни своего племени Эней приступил только после успешного завершения второго похода «народов моря». А остаться в стороне в то время, когда было взбудоражено все Средиземноморье, смог разве только хитроумный Одиссей, да и то в одиночку.

Согласно Вергилию, обосноваться Энею на новом месте помогли этруски. Что же это за народ, и как они оказались на Апеннинском полуострове? Геродот, живший примерно 25 веков назад, считал, что этруски пришли в Италию из далекой Малой Азии, из царства Лидии, располагавшегося на юго-западе полуострова Анатолия. Во время страшного голода царь лидийцев решил разделить свой народ на две части и одну из них под предводительством своего сына Тиррена направить за море на кораблях. После долгих странствий подданные Тиррена достигли берегов Италии, где основали страну и стали называться тирренами. Живший во времена Геродота греческий историк Гелланик Лесбосский полагал, однако, что этруски пришли в Италию из Греции, где носили имя пеласгов. Геродот приписывал пеласгам многое, что имеет отношение к тирренам. Но пеласги и тиррены для Геродота были все же разными народами. Гелланик впервые в греческой историографии отождествил их. Вслед за ним это сделали их современники Фукидид и Софокл.

Новый взгляд на происхождение этрусков сформулировал Дионисий Галикарнасский (I в. до н. э.). По его мнению, этруски ниоткуда не приходили: они с незапамятных времен населяли Апеннинский полуостров. Великий географ древности Страбон, как бы увязывая все эти взгляды, говорил об одном этрусском городе, что первоначально он был основан коренными жителями, затем захвачен пеласгами, а еще поздней перешел к другому народу - тирренцам… Как видим, сведения древних авторов весьма противоречивы. Подобный же разнобой во мнениях наблюдается и у историков нашего времени, правда, все они сходятся во мнении, что народ этрусков образовался в результате смешения племен разного этнического происхождения. Это факт, но вот что в высшей степени интересно: согласно Дионисию Галикарнасскому, этруски называли себя расенами, а в словаре Стефана Византийского (VI в.) этруски совершенно безоговорочно названы славянским племенем. А. С. Хомяков по этому поводу писал: «Давно уже все убеждены в том, что не одна стихия входила в состав этрусского народа… Признавая этрусков за смешанное племя, мы не находим… объяснения имени Разена и многих особенностей в развитии народа. Остатков языка этрусского у нас слишком мало, чтобы нам положиться на их совершенно произвольное толкование и делать из него шаткие выводы; но нельзя не признаться, что большая часть названий местных и городских приводит нас к догадке о… главной стихии, вошедшей в состав Этрурии, именно о стихии славянской. Города: Антиум, в котором отзывается имя антов, Клузиум (ключ , напоминающий Ключ иллирийский, Иллирия - область на северо-западе Балканского полуострова), Кортона или Гортина, Перузия (Порушие), Ангара (Угарье), Кластидиум, иначе Кластициум (Клястицы), Спина (ныне Dorso di Spina); реки Арнус (Ярный), Цецина (Течень), озеро Клузина (Ключино) и многие другие имена чисто славянские. Но, очевидно, этих примет слишком мало. Обратим внимание на другие два обстоятельства, которые гораздо важнее: 1) никогда в самое цветущее время своего величия, во время своей предприимчивости военной, разены не нападали на венетов; 2) когда кельты и римляне разрушили некогда сильный и богатый союз городов этрурских, те из разен, которые предпочли свободу в стране бедной рабству в приволии этрурском, пробились сквозь землю галлов цизальпинских и нашли убежище у вендов великих (винделиков). Тут, в ущелиях неприступных, выстроили они новый город Ретсун (Разень , или Ражень , от ражий ) и долго еще боролись против исполинского могущества Рима, составляя с венетами гордый союз. Трудно поверить, что непобедимые венды им уступили землю поневоле; еще труднее, чтобы разены, пробиваясь сквозь всю силу кельтов, искали новой войны, а не гостеприимства племени родного».

Хомяков в целом довольно точно обрисовал проблему славянства этрусков. Но она, как и всякий обсуждаемый десятилетиями вопрос, интересна своими частностями. Почему, например, этруски называли себя расенами? Ведь многие историки-профессионалы, не находя сколько-нибудь серьезного ответа на этот вопрос, отказываются обсуждать идею этруско-славянских связей. И они во многом правы, поскольку сам Хомяков признает, что славянских примет осталось «слишком мало». Развиваемый в нашей книге метаисторический подход, однако, позволяет по-новому осветить эту проблему.

Начнем с коренных жителей Сицилии. Фукидид сообщает, что, по преданию, древнейшими обитателями Сицилии были жившие в одной ее части циклопы и лестригоны. Циклопы были потомками ариев и пришли в Южную Европу с территории Русской равнины в IV–III тыс. до н. э. Лестригоны, или «прирожденные грабители», - это, скорей всего, пираты Сицилии. Их команды могли быть интернациональными, но, думается, что подчинялись они хозяевам острова - циклопам.

В латинской традиции циклопов называли сикулами, от их имени произошло название острова Сицилии (Сикелии). Помимо сикулов в числе древнейших обитателей Италии упоминают также лигиев или лигуров. Это ликийцы! Ранее мы уже говорили о ликийцах, проживавших во II тыс. до н. э. в Малой Азии и перебравшихся туда с Крита. Но другая часть этого народа, известная античным историкам как лигии, мигрировала в Европу. Лигии проживали в Верхней Италии и Южной Франции, на Балеарских (Белоярских!) островах, Корсике и Сардинии (впоследствии их вытеснили отсюда кельты). Да-да, можно совершенно определенно говорить о проникновении морской цивилизации ариев вплоть до восточного (средиземноморского) побережья Испании.

Сикулы-сколоты и лигии-ликийцы были первой волной миграции в Южную Европу с территории Русской равнины. По времени можно предполагать, что она приходилась на эпоху активного заселения этими же племенами юга Греции и Крита (рубеж IV и III тыс. до н. э.). Греки называли этих переселенцев пеласгами. Вторая мощная переселенческая волна с Русской равнины датируется уже началом II тыс. до н. э. Она связана с движением в Европу тех арийских племен, которые принесли с собой культ бога Тура. Грекам они запомнились в образе кентавров, т. е. конных тавров. В Греции их роль оказалась не столь значительной, поскольку страна уже была населена сильными в военном отношении ахейцами. Но вот земли Италии оставались к тому времени еще малообитаемыми. Этруски почитали Тура под именем Турмеса, а его женская параллель Турана выступала в качестве этрусской Афродиты - богини любви. Народ, поклонявшийся этой богине, греки стали называть тирренами, а море, которое они контролировали, - Тирренским. Вполне понятно, что тиррены не были единственными обитателями столь плодородных земель, в числе их соседей были индоевропейские племена, пришедшие сюда несколько позднее с севера - италийцы (латины и другие). И может быть, слово «этруски» (а его стали употреблять римляне!) родилось путем соединения названий италики и русские…

Самая важная миграция в истории Древней Италии, однако, произошла в начале I тыс. до н. э., когда сюда переселились выходцы из Малой Азии. Кто же мог покидать этот полуостров в то время? Мы едва ли ошибемся, если предположим, что это было население разрушенной в ходе Троянской войны малоазийской Русены. Вот почему сами себя этруски называли расенами! Сохраняя свое родовое имя, они как бы восстанавливали связь времен, поддерживали связь с теми поколениями своих предков, которые участвовали в создании великих цивилизаций Древнего Востока.

Французский ученый Л’ Арбуа де Жюбанвиль выяснил, что в одной из древнеегипетских надписей упоминается о нападении народа рутенов вместе с ассирийцами (при главенстве последних) на Египет. Такое событие могло осуществиться только в XII в. до н. э. или, более вероятно, одним-двумя веками позже, когда Ассирия действительно стала доминировать в Передней Азии и диктовала условия народу разгромленной Арсавы (Русены) - русенам (рутенам). Следовательно, после поражения в Троянской войне часть населения Русены осталась в Малой Азии и продолжала называть себя русенами. На рубеже II и I тыс. до н. э. наиболее предприимчивые из них отплыли на запад в поисках новой родины.

В последней четверти XIX века на острове Лемнос у побережья Анатолии, недалеко от местонахождения древней Трои, был найден надгробный памятник, чрезвычайно заинтересовавший ученых. На стеле, ныне хранящейся в Национальном музее Афин, изображено в профиль лицо вооруженного воина и выбиты две надписи. Одна из них расположена над головой воина, а другая - на боковой поверхности стелы. Язык этих надписей, сделанных архаическими греческими буквами, характеризуется как родственный этрусскому. Описанная выше стела не единственный документ подобного рода. На Лемносе было найдено множество других надписей на том же языке. Все они датируются VII в. до н. э. Эти находки заставили ученых предположить, что по пути из Анатолии в Италию этруски (или какая-то их часть) могли задержаться на острове Лемнос на время - достаточное, чтобы оставить о себе следы.

Нижегородский историк профессор Е. В. Кузнецов в своей работе «Древние русы: миграции», изучив расположение русских топонимов на карте Южной Италии, указал даже возможный маршрут расселения там проторусов, двигавшихся с побережья Малой Азии. Согласно анализу Е. В. Кузнецова, вполне вероятно, что переселенцы двигались на запад Средиземноморья, не огибая ни выступа Калабрийского полуострова, ни остров Сицилию, а, сокращая путь, пересекли полуостров, используя текущие здесь водные коммуникации и короткий волок, их соединяющий.

В 1961 году вышла в свет книга «Этруски начинают говорить», бросившая вызов традиционным в ученой среде гипотезам. Это был плод тридцатилетних трудов доктора Закари Майяни, работавшего в Парижском университете. В ходе своих исследований Майяни пришел к выводу, что этрусский язык принадлежит к числу индоевропейских и что на основе этрусских надписей можно различить два течения, слияние которых и породило «эту странную цивилизацию»: одно - с берегов Дуная, другое - из Анатолии. Майяни полагает, что этрускам, «людям бронзы», так и не удалось полностью уничтожить следы своего происхождения: они видны и в их оружии, и в использовании колонн при постройке гробниц, и в пристрастии к полихромии в изобразительном искусстве, и - еще более явственно - в манере изображения животных, а превыше всего - в самой оригинальности этрусской культуры.

Два потока переселенцев - один из бассейна Дуная, другой из Анатолии (как и утверждал Геродот), в конце концов образовали в высокой степени разнородное население местности, которую мы называем Этрурией и которую они попытались превратить в свою новую родину. Именно в разноплеменности этрусков доктор Майяни усматривает одну из причин (возможно, самую важную), по которым им не удалось оформиться в единую нацию.

По-видимому, здесь уместно вспомнить о теории Тойнби: он говорит об этрусках как о возможном образце влияния иноземных переселенцев на группу более ранних колонистов. Поскольку обычно выживают самые храбрые и выносливые, то потомки их оказываются, как правило, сильным народом; те же, кто не решился присоединиться к эмигрантам и предпочел остаться на родных землях, со временем исчезают со страниц истории. Кроме того, потомки переселенцев склонны неукоснительно соблюдать старые традиции и придерживаться старых верований, по крайней мере, до тех пор, пока не почувствуют, что укоренились на новой земле. Многочисленные параллели между этрусками и народами Ближнего Востока подтверждают, что в Этрурии произошел именно такой процесс.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Кто и как изобрёл еврейский народ автора Занд Шломо

VI. Тайна происхождения восточноевропейского еврейства Артур Кестлер (1905-1983), в молодости убежденный сионист и сотрудник лидера «ревизионистов» Владимира (Зеэва) Жаботинского, разочаровался со временем и в поселенческом проекте, и в еврейском национальном движении.

Из книги Империя - II [с иллюстрациями] автора

4. Две теории – Восточного и Северного происхождения Этрусков 4. 1. Восточная теория До середины XVIII века считалось, что этруски пришли с Востока, из Малой Азии. Это – так называемая Восточная теория. Она основывается на авторитете древних авторов. «Древние» оставили

Из книги 100 великих загадок русской истории автора Непомнящий Николай Николаевич

Тайна происхождения Ломоносова Всем известна удивительная, похожая на сказку история простого поморского юноши, покинувшего родной дом и добравшегося до Москвы, чтобы утолить свою жажду знаний. В конечном счете он становится гордостью отечественной и мировой науки,

автора Носовский Глеб Владимирович

Глава 2 Загадка этрусков «Этруски, издревле отличавшиеся энергией, завоевали обширную территорию и основали множество городов. Они создали могущественный флот и были на протяжении длительного времени владыками морей… усовершенствовали организацию войска… Они

Из книги Славянское завоевание мира автора Носовский Глеб Владимирович

Из книги Норманны - Русы Севера автора Петухов Юрий Дмитриевич

Из книги Древний Египет автора Згурская Мария Павловна

Тайна происхождения принцев Сменхкара и Тутанхатона О происхождении наследников Эхнатона достоверных сведений не сохранилось. Все гипотезы и догадки ученых, занимавшихся этим вопросом, основываются на косвенных и очень неполных данных.До сих пор не выяснена степень

Из книги Древний Египет автора Згурская Мария Павловна

Тайна происхождения Нефертити Обстоятельства рождения Нефертити неясны и загадочны. В течение долгого времени египтологи предполагали, что по своему происхождению она не была египтянкой, хотя ее имя, переводящееся как «Пришедшая красавица», исконно египетское. Одно

Из книги История Рима (с иллюстрациями) автора Ковалев Сергей Иванович

Из книги Эт-руски. Загадка, которую не хотят разгадать автора Носовский Глеб Владимирович

2.4. Две теории - восточного и северного происхождения этрусков 2.4.1. Восточная теория До середины XVIII века считалось, что этруски пришли с ВОСТОКА, из МАЛОЙ АЗИИ. Это так называемая ВОСТОЧНАЯ ТЕОРИЯ происхождения этрусков. Она основывается на авторитете древних авторов.

Из книги Древний город. Религия, законы, институты Греции и Рима автора Куланж Фюстель де

Из книги 100 великих тайн археологии автора Волков Александр Викторович

Из книги Книга 2. Расцвет царства [Империя. Где на самом деле путешествовал Марко Поло. Кто такие итальянские этруски. Древний Египет. Скандинавия. Русь-Орда н автора Носовский Глеб Владимирович

4. Две теории - восточного и северного происхождения этрусков 4.1. Восточная теория До середины XVIII века считалось, что этруски пришли с Востока, из Малой Азии. Это - так называемая восточная теория. Она основывается на авторитете древних авторов. «Древние» оставили много

Из книги От тайны к знанию автора Кондратов Александр Михайлович

Искусство и тайна этрусков Более пятисот лет прошло с тех пор, как ученые впервые попытались расшифровать язык древних обитателей Италии - этрусков. Но до сих пор никому не удалось найти ключ к таинственному языку. Вот почему произведения этрусского искусства являются

Из книги История Рима автора Ковалев Сергей Иванович

Теории происхождения этрусков Господствующие в современной науке теории о появлении этрусков в Италии в основном примыкают к Геродоту, т. е. выводят их из Малой Азии. Другие предположения, как, например, мнение Нибура об альпийском происхождении этрусков или теории об их

Из книги Атлантида автора Зайдлер Людвик

Глава 7. Тайна происхождения гуанчей Меньше 100 км отделяют берега нынешней испанской Западной Африки от ближайшего из Канарских островов. Весь архипелаг состоит из семи больших населенных островов и пяти безлюдных скалистых островочков. Геологи считают, что Канарские