Законы экологии коммонера. Все связано со всем Все должно куда то деваться экология примеры

Понятно, что все не могут быть экологами (я вот тоже не эколог), но сталкиваться с экологическими вопросами - будь то проблемы уборки листвы, стрижки травы, застройки, мусора, "благоустройства", публичных слушаний по развитию поселения и т.п. - приходится каждому. Очень помогает знание четырех фундаментальных законов экологической науки, которые сформулировал один из "отцов" современной экологии Барри Коммонер:

1. Всё связано со всем (Everything is connected to everything else) - для всех живых организмов, включая человека, есть одна общая, единая среда существования (биосфера).

Что влияет на одного - влияет на всех; нельзя изменять или уничтожать какие-то части природной среды и при этом быть уверенными, что на нас самих это не скажется тем или иным образом. Люди много раз сталкивались с тем, что бездумное уничтожение (или, наоборот, привнесение) животных и растений, изменение окружающей среды, в конечном счете, ухудшало их собственное качество жизни и здоровье.

2. Всё должно куда-то уходить (Everything must go somewhere) - в природном мире вообще нет такого понятия, как "мусор"; природный мир - круговорот, где ничто не исчезает, а переходит из одной формы в другую.

Опавшая листва и отмершая трава становится плодородной почвой, из которой вырастают новые растения и деревья дают новую листву.

Для того, чтобы природная среда (а вместе с ней и мы) не пострадала, необходимо, чтобы всё, что мы называем "мусором", возвращалось в круговорот вещей, а не превращалось в "мертвый груз". Например, в здоровом лесу или парке не только опавшая листва, но даже упавшие деревья очень быстро перерабатываются и возвращаются в природную среду, питая ее новые циклы. То же самое касается и мусора, который производит человек. - он должен куда-то уходить, не лежать без дела на помойках и не вылетать в трубу с дымом. Посмотрите на свалку с другого ракурса - не как на горы ненужного мусора, а как на горы сырья, которое буквально валяется под ногами и его можно вновь пускать в оборот, на заводы, но вместо этого оно просто лежит под открытым небом. Природа старается всеми силами избегать "простаивающих" ресурсов - все должно быть в деле.

3. Природа знает лучше (Nature knows best) - в отличие от человеческих законов, норм и правил (от законов эстетики до всяких СНиП-ов и ГОСТ-ов), законы природы объективны, действуют независимо от того, признаем мы их, или нет; кроме того, природный мир уже существует в виде системы взаимосвязей живых организмов и окружающей среды.

Поэтому нужно выявлять законы природы и следовать - будь то содержание территорий, промышленность или "благоустройство" - а не пытаться навязать природному миру свои порядки (что равносильно плевку против ветра).

Нужно создавать условия для того, чтобы природные объекты существовали так, как для них наиболее естественно, и сами регулировали себя.

4. За всё приходится чем-то платить (There is no such thing as a free lunch, американская поговорка, дословно "Бесплатных обедов не бывает").

Бездумная эксплуатация природного мира неизбежно приводит к тому, что полезные природные ресурсы переходят в бесполезные для нас формы. Браконьерство приводит к тому, что остаются (выживают) только бесполезные для нас животные и растения, бесконтрольная рубка деревьев и покосы - к обеднению почвы, смыву и развеиванию плодородного грунта; постоянные сбросы мусора в воду - к тому, что воду нельзя пить, выбросы в воздух - к тому, что воздухом нельзя дышать. Надо понимать, что за все наши действия, в виду объективных законов экологии, окружающая среда "выставит нам счет".

Другое изложение этого закона - ничто не возникает из ниоткуда. К примеру, глупо думать, будто, если только убирать опавшую листву и скошенную траву, обрезать ветви, то деревья, кустарники и травы будут расти так же хорошо, как и прежде, сами собой - они просто не смогут брать ресурсы для роста "из ниоткуда".

Казалось бы, все эти четыре закона - прописные истины, но практика показывает, что люди банально их не понимают, отчего и руководствуются в своих действиях и решениях такими глупостями, как "хотите природы - за городом ее полно", "здесь город, а не лес, тут природе не место", "зеленые зоны - это резервы для застройки", "главное, чтобы двор и парк выглядели опрятно" и тому подобное.
Всегда надо быть готовыми повторять и объяснять очевидные (для нас самих) вещи, в том числе и следующую: наука как раз и существует для того, чтобы снабжать нас знаниями для принятия правильных решений.

    Благоустройство города и здоровье граждан:

    проблема обеспечения экологической безопасности населения

    городского округа Химки Московской области

  1. Введение.

Доклад Яблокова о состоянии экологии РФ

Член-корреспондент РАН Алексей Яблоков и руководитель научно-исследовательской группы социальной экологии Социологического института РАН Ольга Цепилова подготовили доклад о состоянии экологии в России и выступили с ним в Санкт-Петербургском институте региональной прессы.

По мнению Алексея Яблокова в России сложилась тревожная экологическая ситуация. С одной стороны, самые высокие чиновники страны не устают повторять правильные слова о необходимости борьбы за улучшение экологии.Однако,

Крупный американский эколог и специалист в области охраны природы Барри Коммонер сформулировал четыре «закона экологии», которые он успешно применил для объяснения современной экологической ситуации. Внимательно вдумайтесь в их содержание.

1. Все связано со всем (или «все влияет на все»). Это очень лаконичная перефразировка закона материалистической диалектики о всеобщей взаимосвязи и взаимообусловленности предметов и явлений в природе и обществе. Ф.Энгельс писал: «Ведь в природе ничего не совершается обособленно. Каждое явление действует на другое, и обратно».

Этот «закон» отражает колоссальное число связей между миллиардами населяющих биосферу живых существ и окружающей их средой, между биосферой и обществом, между компонентами различных экосистем, биосферой и солнцем. Известны неожиданные цепочки связей. Приведем примеры. Неумеренная вырубка лесов вызывает лесов вызывает: снижение лесистости – увеличение поверхностного стока – уменьшение запаса грунтовых вод – смыв почвы – обмеление и заиление рек и озер – сокращение площади пойм – сокращение продуктивности земель, кормовых угодий – снижение продуктивности животноводства – дефицит продовольственных товаров.

2. Все должно куда-то деваться. Это перефразировка закона сохранения вещества и энергии: ничто не исчезает бесследно. Попав в окружающую среду, вещество (мусор) переходит из одной формы в другую, перемещается с места на место, из одной экосистемы в другую, из района в район, нередко концентрируется по цепям питания. Все, что человек выбрасывает в процессе производства во внешнюю среду, рано или поздно попадает через продукты питания, воздух и воду в организм человека, вызывая многочисленные заболевания, преждевременное старение и смерть.

4. Ничто не дается даром. За все блага приходится платить. Глобальная система едина. Выигрыш в одном месте сопровождается потерей в другом. В каждом конкретном случае соотношение выигрыша и потери будет различным, могут быть весьма большие отклонения в ту или иную сторону. Так, затопление пойменных лугов при создании ГЭС вынуждает тратить большое количество энергии на производство кормов на поливных землях. Неумеренный забор воды из рек при орошении земель уменьшает сток этих рек, вызывает обмеление и высыхание их, а также тех внутренних водоемов, в которые впадают эти реки. В итоге нередко происходит опустынивание ландшафтов вокруг обмелевших или исчезнувших водоемов. Природа настолько сложна и совершенна, что «почти каждый наш шаг вперед приносит одновременно и пользу, и вред».

Таким образом, умелое использование наиболее общих законов философии, физики, экологии позволяет не только объяснить современную экологическую ситуацию, но и помогает изменять, регулировать ее.

Беседа «Как вести себя в природе?» (для учащихся 6–7 классов)

Цель: вызвать чувства сопричастности каждого учащегося к состоянию окружающей среды, природы, внутреннюю потребность работать над разрешением ее проблем.

Методические рекомендации: Помещение, где проводится беседа, должно быть оформлено соответствующим образом: это может быть выставка охраняемых растений и животных, внесенных в Красную книгу, гербарии ядовитых растений, выставка комнатных растений, красочные плакаты.

Дорогие ребята! Наверное, нет на Земле человека, который не интересовался бы жизнью животных, не любовался бы красотой рек, цветущих лугов и не стремился бы узнать о природе как можно больше. Ведь сам человек – часть природы, он должен заботиться о природе, сохранять ее и приумножать. Однако, в наш технический век, миллионы людей живут в экологически вредной среде. Чернобыльская трагедия создала огромные зоны радиационного загрязнения. Вода и воздух содержат в себе множество ядовитых веществ, особенно в крупных промышленных городах. Загрязняются и разрушаются почвы; продукты питания содержат химические соединения, вредные для организма человека; продолжается деградация биосферы, вымирают многие виды растений и животных.

Настало время каждому человеку задуматься, как сохранить и сберечь нашу природу. Для начала каждый школьник должен овладеть экологическими знаниями, научиться правильно вести себя в природе, знать законы природы и помнить, что в настоящее время универсальной ценностью является жизнь. А теперь давайте познакомимся с правилами поведения в природе:

1. Не сори в лесу! Знай, что бумага, которую ты оставил в лесу, сгниет только через несколько лет, а разбитое стекло может служить причиной пожара, полиэтиленовый мешок разрушается в течение 226 лет.

2. Не рви цветов большими охапками! Это приводит к уменьшению их численности.

Помни, чтобы из семян ландыша выросло растение, нужно 7-8 лет!

3. Не шуми в лесу! Не включай на всю мощь магнитофон; от большой вибрации воздуха не смогут взлететь шмели, пчелы, осы, жуки и другие насекомые. Шум пугает также птиц и животных.

4. Нельзя приручать диких животных, не зная, как за ними ухаживать.

5. Птицы – крылатая защита лесов, садов, парков. Не трогай птичьи гнезда, птенцов; птицы не любят, когда нарушают их покой. За один день синичка может уничтожить более пятисот насекомых.

6. Оберегай муравейники, делай специальные ограждения. Лес не может жить без муравьев!

7. Не оставляй недогоревших костров в лесу! Помни, что из одного дерева можно сделать миллион спичек, а одна спичка может уничтожить миллион деревьев.

8. Помни, что в настоящее время запрещено собирать коллекции насекомых. Такие красивые бабочки, как мертвая голова, черный аполлон, голубая орденская лента, адмирал и другие внесены в Красную книгу Республики Беларусь. Оберегай их!

9. Запомни, что в Красную книгу Беларуси внесены следующие растения: кувшинка белая, ветреница лесная, купальница европейская, кубышка малая, первоцвет высокий, валериана двудомная, колокольчик рапунцель и другие виды. Изучайте их и охраняйте, они на грани исчезновения!

10. Запомни ядовитые растения: белена, дурман, цикута, вороний глаз, волчье лыко. Обращаться с ними нужно осторожно!

11. Запомни это стихотворение П.Бровки и вдумайся в его содержание:

Все так изранено в лесу,

Как после дней войны.

Здесь уцелевшей не найти ни ели, ни сосны.

Березу ножиком пырнул какой-то живоглот.

Мне кажется, из-под коры моя слеза течет.

От этой черствости людской

Болит моя душа,

Под искалеченным дубком не ветер стонет – я.

Вот муравейник подожжен

Кощунственной рукой,

Мне кажется не он, а дом пылает мой,

Ушли, обидев красоту, смутив лесной уют,

Не услыхав, что за спиной все листья слезы льют.

Во второй части беседы учитель предлагает учащимся познакомиться с тезисами экологической морали и расшифровать их значение:

P каждый человек имеет право на благоприятную среду жизни;

P природу нужно любить и беречь, она наша мать и кормилица;

P даже самая совершенная технология не может заменить природы;

P нарушив слаженность и красоту природы, трудно надеяться на ее полное восстановление;

P взял у природы – компенсируй втрое, срубил дерево – посади три;

P семь раз отмерь и не делай того, последствий чего для природы ты не знаешь;

P в больной природе нельзя оставаться здоровым;

P только говорить об охране природы мало, нужно действовать;

P не убивай живое;

P не рви цветов – они нужны растениям.

В заключение беседы подводятся итоги о значении природы для каждого человека.

Видный американский эколог Барри Коммонер обобщил системность в экологии в виде четырех законов под названием "коммонера", которые в настоящее время приводятся практически в любом пособии по экологии. Их соблюдение - обязательное условие любой деятельности человека в природе. Эти законы являются следствием тех основных принципов общей теории жизни.

1 законы Коммонера:

Все связано со всем. Любое изменение, совершаемые человеком в природе, вызывает цепь последствий, как правило, неблагоприятных.

По сути дела, это одна из формулировок принципа единства Вселенной. Надежды на то, что какие-то наши действия, особенно в сфере современного производства, не вызовут серьезных последствий, если мы проведем ряд экозащитных мероприятий, во многом утопичны. Это способно лишь несколько успокоить ранимую психику современного обывателя, отодвигая в будущее более серьезные изменения в природе. Так мы удлиняем трубы наших ТЭЦ, считая, что при этом вредные вещества более равномерно рассеются в атмосфере и не приведут к серьезным отравлениям среди окрестного населения. И действительно, кислотные дожди, вызванные повышенной концентрацией в атмосфере соединений серы, могут пройти совсем в другом месте и даже в другой стране. Но нашим домом является вся планета. Рано или поздно мы столкнемся с ситуацией, когда длина трубы уже не будет играть существенной роли.

2 законы Коммонера:

Все должно куда-то деваться. Любое загрязнение природы возвращается к человеку в виде "экологического бумеранга". Энергия не исчезает, а куда-то переходит загрязнители, попадающие в реки, в конечном счете, оказываются в моря и океанах и с их продуктами возвращаются к человеку.

3 законы Коммонера:

Природа знает лучше. Действия человека должны быть направлены не на покорение природы и преобразование ее в своих интересах, а на адаптацию к ней. Это одна из формулировок принципа оптимальности. В совокупности с принципом единства Вселенной он приводит к тому, что Вселенная в целом предстает как единый живой организм. То же можно сказать и о системах более низких иерархических уровней, таких как планета, биосфера, экосистема, многоклеточное существо и т.п. Любые попытки внести изменения в отлаженный организм природы, чреваты нарушением прямых и обратных связей, посредством которых реализуется оптимальность внутренней структуры данного организма. Деятельность человека только тогда будет оправдана, когда мотивация наших поступков будет определяться в первую очередь той ролью, для выполнения которой мы были созданы природой, когда потребности природы будут иметь для нас большее значение, чем личные нужды, когда мы будем в состоянии во многом безропотно ограничить себя во благо процветания планеты.

4 законы Коммонера:

Ничего не дается даром. Если мы не хотим вкладывать средства в охрану природы, то придется платить здоровьем, как своим, так и потомков.

Вопрос об охране природы очень сложен. Ни одно наше воздействие на природу не проходит бесследно, даже если выполнены, казалось бы, все требования экологической чистоты. Хотя бы потому, что развитие экозащитных технологий требует высококачественных источников энергии, и высококачественные исполняемые законы. Даже если сама энергетика перестанет загрязнять атмосферу и гидросферу вредными веществами, все равно остается нерешенным вопрос теплового загрязнения. Согласно второму закону термодинамики, любая порция энергии, претерпев ряд превращений, рано или поздно перейдет в тепло. Пока еще мы не в силах состязаться с Солнцем по количеству поставляемой на Землю энергии, но наши силы растут. Мы горим желанием открыть новые источники энергии. Как правило мы высвобождаем энергию, накопленную когда-то разными формами вещества. Это гораздо дешевле, чем улавливать рассеянную энергию Солнца, но напрямую ведет к нарушению теплового баланса планеты. Не случайно средняя температура в городах на 2-3 (а иногда и больше) градуса выше, чем за пределами города в той же местности. Рано или поздно этот "бумеранг" к нам вернется.

Разделы экологии (по Н.Ф. Реймерсу)

Структура современной экологии (по Н.Ф. Реймерсу)

Экология города - научная дисциплина, изучающая закономерности взаимодействия человека с городской средой. Во всем мире интенсивно идет процесс урбанизации, который коснулся и России. В настоящее время в российских городах проживает 109 млн чел. (или 74%).

Экология прикладная - раздел экологии, результаты исследования которого направлены на решение практических проблем охраны окружающей среды (защита от загрязнения среды токсикантами, рациональное использование природных ресурсов, совершенные технологии в различных отраслях хозяйства и др.). В настоящее время в прикладной экологии довольно успешно развиваются следующие направления: промышленная (инженерная), технологическая, сельскохозяйственная, медицинская, химическая, рекреационная и др.

Экология социальная - раздел экологии, исследующий отношения между человеческим обществом и окружающей географически пространственной, социальной и культурной средой, прямое и побочное влияние производственной деятельности на состав и свойства окружающей среды, экологическое воздействие антропогенных факторов на здоровье человека и на генофонд человеческих популяций. Внутри социальной экологии различают: экологию личности, экологию культуры, этноэкологию и др. Так, экология культуры занимается сохранением и восстановлением различных элементов культурной среды, созданной человечеством на протяжении его истории (памятников архитектуры, парков, музеев и др.). Этноэкология изучает взаимосвязь населения с географической средой, формирующей этнос в ходе исторического процесса. Экология народонаселения рассматривает связи между процессами, возникающими в человеческих популяциях под влиянием меняющейся природной и социально-экономической среды в более коротком интервале времени. Более подробнее можно ознакомиться в книге Д. Марковича "Социальная экология" (М., 1991).

Экология человека (антропоэкология ) - комплексная наука (часть социальной экологии), изучающая взаимодействие человека как биосоциального существа со сложным многокомпонентным окружающим миром, с постоянно усложняющейся средой обитания. Важнейшей её задачей является раскрытие закономерностей производственно-экономического, целевого освоения и преобразовывания природных ландшафтов под воздействием деятельности человека. Термин введен амер. учеными Р. Парком и Э. Бюргессом (1921).

Глобальная экология - комплексная научная дисциплина, изучающая основные закономерности развития биосферы в целом, а также возможные её изменения под влиянием деятельности человека. Глобальная экология призвана изучать взаимоотношения человечества с окружающей средой в планетарном масштабе. Это связано с тем, что возникли негативные экологические последствия воздействия антропогенных факторов на биосферу Земли.

Значительный вклад в разработку понятийного аппарата современной экологии внес Н.Ф. Реймерс. В его капитальном труде Экология теории, законы, правила, принципы и гипотезы 1994 собраны вместе все известные автору теоремы, законы, аксиомы и гипотезы, относящиеся к этой области знания. Однако, на наш взгляд, работа эта не является завершенной, так как многие из приведенных в ней законов и теорем повторяют друг друга и не составляют единой системы, характерной для сложившейся науки, такой, какой, например, стали физика или математика. Но эта дело времени и будущих исследований и исследователей.

Н.Ф. Реймерс предлагает такую классификацию биоэкологии:

  • 1. Эндоэкология:
    • - молекулярная экология, в том числе экологическая генетика, а возможно, и геноэкология как генетическая взаимосвязь всего живого
    • - экология клеток и тканей морфологическая экология
    • - физиологическая экология индивида с разделами экологии питания, дыхания и т.п. наоборот, физиология, экологическая физиология, экологическая этология и т.д. будут уже частями физиологии, этологии и других соответствующих наук.
  • 2. Экзоэкология:
    • - аутоэкология особей и организмов как представителей вида
    • - демэкология экология малых групп
    • - популяционная экология
    • - специоэкология экология вида
    • - синэкология экология сообществ
    • - биоценология экология биоценозов
    • - биогеоценология учение об экосистемах различного иерархического уровня организации
    • - учение о биосфере биосферология
    • - экосферология глобальная экология.

Современные экологические проблемы


Основные экологические проблемы

Изначально проблемы экологии разделяют по условиям масштаба: они могут быть региональными, локальными и глобальными.

Примером локальной экологической проблемы является завод, который не очищает промышленные стоки перед тем, как сбросить их в реку. Это приводит к гибели рыб и вредит человеку.

В качестве примера региональной проблемы можно взять Чернобыль, а точнее - почвы, которые к нему прилегают: они радиоактивны и представляют угрозу для любых биологических организмов, находящихся на этой территории. Далее мы уделим внимание глобальным экологическим проблемам.

Глобальные экологические проблемы человечества: характеристика

Этот ряд проблем экологии имеет огромные масштабы и влияет непосредственно на все экологические системы, в отличие от локальных и региональных.

Экологические проблемы: потепление климата и озоновые дыры

Потепление ощущается жителями Земли по мягким зимам, которые раньше были редкостью. С тех пор, как проводился первый международный год геофизики, температура приземистого воздушного слоя возросла на 0,7 °С. На Северном полюсе нижние слои льда начали подтаивать из-за того, что вода потеплела на 1°С.

Некоторые ученые придерживаются мнения, что причина этого явления - так называемый "парниковый эффект", который возник из-за большого количества сжигания топлива и скопления углекислого газа в атмосферных слоях. Из-за него нарушается отдача тепла, и воздух охлаждается медленнее.

Другие же считают, что потепление связано с солнечной активностью и человеческий фактор здесь не играет существенной роли.

Озоновые дыры - еще одна проблема человечества, связанная с техническим прогрессом. Известно, что жизнь зародилась на Земле только после того, как возник защитный озоновый слой, который оберегает организмы от сильного излучения УФ.

Но в конце 20 века ученые обнаружили, что над Антарктидой крайне малое содержание озона. Такое положение сохраняется и до сих пор, поврежденная площадь при этом приравнивается к размерам Северной Америки. Такие аномалии обнаружены и в других областях, в частности, озоновая дыра есть над Воронежем. Причина этого - активные запуски ракет и спутников, а также самолетов.

вБТТЙ лПННПОЕТ. ъБНЩЛБАЭЙКУС ЛТХЗ. юБУФШ 3

рТПДПМЦБЕН ЮЙФБФШ ЛОЙЗХ вБТТЙ лПННПОЕТБ "ъБНЩЛБАЭЙКУС ЛТХЗ". оБРПНОА, ЮФП ЬФБ ЛОЙЗБ - ПДОБ ЙЪ ПУОПЧПРПМБЗБАЭЙИ ДМС ЬЛПМПЗЙЙ. ч ЬФПК ЛОЙЗЕ вБТТЙ лПННПОЕТ УЖПТНХМЙТПЧБМ ЪОБНЕОЙФЩЕ ЮЕФЩТЕ ЪБЛПОБ ЬЛПМПЗЙЙ:
1. чУЕ УЧСЪБОП УП ЧУЕН.
2. чУЕ ДПМЦОП ЛХДБ-ФП ДЕЧБФШУС.
3. рТЙТПДБ ЪОБЕФ МХЮЫЕ.
4. оЙЮФП ОЕ ДБЕФУС ДБТПН.
уЕЗПДОС НЩ РТПЮЙФБЕН ПВПУОПЧБОЙС, ЛПФПТЩЕ вБТТЙ лПННПОЕТ ДБЕФ ФТЕН РПУМЕДОЙН ЪБЛПОБН. й, РПЦБМХКУФБ, ПВТБФЙФЕ ЧОЙНБОЙЕ ОБ ФТЕФЙК ЪБЛПО - "рТЙТПДБ ЪОБЕФ МХЮЫЕ". ьФПФ ЪБЛПО РТСНП ХФЧЕТЦДБЕФ, ЮФП ЮЕМПЧЕЛ, ЧНЕЫЙЧБСУШ Ч ЖХОЛГЙПОЙТПЧБОЙЕ ЛБЛПК-МЙВП УМПЦЙЧЫЕКУС РТЙТПДОПК, ЧЪБЙНПУЧСЪБООПК УЙУФЕНЩ, ЛБЛ РТБЧЙМП - РПЧТЕЦДБЕФ ЕЕ! дБ, УФЕРЕОШ РПМПНЛЙ НПЦЕФ ВЩФШ ТБЪОПК, Й Ч ЛБЛЙИ-ФП УМХЮБСИ УЙУФЕНБ ЧПУУФБОБЧМЙЧБЕФ ТБЧОПЧЕУЙЕ, ОП РТБЛФЙЮЕУЛЙ ЧУЕЗДБ ЧНЕЫБФЕМШУФЧП - ЬФП ОЕ ХМХЮЫЕОЙЕ, Б ОБТХЫЕОЙЕ.
лБЛ ЦЕ ЬФП РТПФЙЧПТЕЮЙФ ЧЪЗМСДБН ОБ ЮЕМПЧЕЛБ ЛБЛ ОБ НПЗХЭЕУФЧЕООПЗП ГБТС РТЙТПДЩ!

чФПТПК ЪБЛПО ЬЛПМПЗЙЙ: чУЕ ДПМЦОП ЛХДБ-ФП ДЕЧБФШУС

ьФП, ТБЪХНЕЕФУС, РТПУФП ОЕЖПТНБМШОБС РЕТЕЖТБЪЙТПЧЛБ ЖХОДБНЕОФБМШОПЗП ЖЙЪЙЮЕУЛПЗП ЪБЛПОБ - НБФЕТЙС ОЕ ЙУЮЕЪБЕФ. ч РТЙНЕОЕОЙЙ Л ЬЛПМПЗЙЙ ЬФПФ ЪБЛПО ПЪОБЮБЕФ, ЮФП Ч РТЙТПДЕ ОЕ УХЭЕУФЧХЕФ ФБЛПК ЧЕЭЙ, ЛБЛ "НХУПТ". ч МАВПК РТЙТПДОПК УЙУФЕНЕ ЬЛУЛТЕНЕОФЩ Й ПФВТПУЩ ПДОЙИ ПТЗБОЙЪНПЧ УМХЦБФ РЙЭЕК ДМС ДТХЗЙИ. хЗМЕЛЙУМЩК ЗБЪ, ЛПФПТЩК ЧЩДЕМСАФ ЦЙЧПФОЩЕ ЛБЛ ПФИПДЩ ДЩИБОЙС, - ЬФП РТЕЧПУИПДОПЕ РЙФБФЕМШОПЕ ЧЕЭЕУФЧП ДМС ЪЕМЕОЩИ ТБУФЕОЙК. тБУФЕОЙС "ЧЩВТБУЩЧБАФ" ЛЙУМПТПД, ЛПФПТЩК ЙУРПМШЪХЕФУС ЦЙЧПФОЩНЙ. пТЗБОЙЮЕУЛЙЕ ПФВТПУЩ ЦЙЧПФОЩИ УМХЦБФ РЙЭЕК ДМС ТБЪМБЗБАЭЙИ ВБЛФЕТЙК. йИ ПФВТПУЩ - ОЕПТЗБОЙЮЕУЛЙЕ ЧЕЭЕУФЧБ, ФБЛЙЕ ЛБЛ БЪПФ, ЖПУЖПТ Й ХЗМЕЛЙУМЩК ЗБЪ, - УФБОПЧСФУС РЙЭЕК ДМС ЧПДПТПУМЕК.

рПУМЕДПЧБФЕМШОЩЕ РПРЩФЛЙ ПФЧЕФЙФШ ОБ ЧПРТПУ "ЛХДБ ЧУЕ ЙДЕФ?" НПЗХФ ДБФШ ХДЙЧЙФЕМШОП НОПЗП ЙОЖПТНБГЙЙ ПВ ЬЛПУЙУФЕНБИ. тБУУНПФТЙН, Л РТЙНЕТХ, УХДШВХ ПФДЕМШОЩИ РТЕДНЕФПЧ ДПНБЫОЕЗП ПВЙИПДБ, УПДЕТЦБЭЙИ ТФХФШ - ЧЕЭЕУФЧП, ЛПФПТПЕ ПЛБЪЩЧБЕФ, ЛБЛ ОЕДБЧОП ЧЩСУОЙМПУШ, УЕТШЕЪОПЕ ЧПЪДЕКУФЧЙЕ ОБ ПЛТХЦБАЭХА УТЕДХ. уХИБС ВБФБТЕКЛБ, УПДЕТЦБЭБС ТФХФШ, РПЛХРБЕФУС, ЙУРПМШЪХЕФУС РП ОБЪОБЮЕОЙА Й "ЧЩВТБУЩЧБЕФУС". оП ЮФП РТПЙУИПДЙФ У ОЕА ДБМШЫЕ? уОБЮБМБ ПОБ РПРБДБЕФ Ч НХУПТОЩК ЛПОФЕКОЕТ; ЪБФЕН ЛПОФЕКОЕТ ПФЧПЪСФ ОБ НХУПТПУЦЙЗБФЕМШОХА УФБОГЙА. ъДЕУШ ТФХФШ ОБЗТЕЧБЕФУС; ПОБ ПВТБЪХЕФ ТФХФОЩЕ РБТЩ, ЛПФПТЩЕ ЧЩВТБУЩЧБАФУС ЮЕТЕЪ ФТХВХ, ОП ТФХФОЩЕ РБТЩ ФПЛУЙЮОЩ. чЕФЕТ РПДИЧБФЩЧБЕФ ЙИ, Й Ч ЛПОГЕ ЛПОГПЧ ПОЙ ПУБЦДБАФУС ОБ ЪЕНМА У ДПЦДЕН ЙМЙ УОЕЗПН. рПРБЧ, УЛБЦЕН, Ч ЗПТОПЕ ПЪЕТП, ТФХФШ ЛПОДЕОУЙТХЕФУС Й ПРХУЛБЕФУС ОБ ДОП. ъДЕУШ ЕЕ РЕТЕТБВБФЩЧБАФ ВБЛФЕТЙЙ, РТЕЧТБЭБС Ч НЕФЙМЙТПЧБООХА ТФХФШ. пОБ ТБУФЧПТСЕФУС Ч ЧПДЕ Й РПЗМПЭБЕФУС ТЩВПК; РПУЛПМШЛХ ТФХФШ ОЕ ХЮБУФЧХЕФ Ч НЕФБВПМЙЪНЕ, ПОБ ОБЛБРМЙЧБЕФУС Ч ПТЗБОБИ Й ФЛБОСИ ТЩВЩ. тЩВБ ЧЩМБЧМЙЧБЕФУС Й УЯЕДБЕФУС ЮЕМПЧЕЛПН, Й СДПЧЙФБС ТФХФШ ПФЛМБДЩЧБЕФУС Ч ЕЗП ПТЗБОБИ. й ФБЛ ДБМЕЕ.

рТПУМЕЦЙЧБОЙЕ ЬЛПМПЗЙЮЕУЛЙИ ФТБЕЛФПТЙК - ПФМЙЮОПЕ Й ЬЖЖЕЛФЙЧОПЕ УТЕДУФЧП ДМС ФПЗП, ЮФПВЩ ПРТПЧЕТЗОХФШ ТБУРТПУФТБОЕООПЕ РТЕДУФБЧМЕОЙЕ П ФПН, ЮФП ЧЕЭЙ, УФБЧЫЙЕ ВЕУРПМЕЪОЩНЙ, РТПУФП "ЙУЮЕЪБАФ", ЛПЗДБ ЙИ ЧЩВТБУЩЧБАФ. оЙЮФП ОЕ "ЙУЮЕЪБЕФ", ФП ЙМЙ ЙОПЕ ЧЕЭЕУФЧП РТПУФП РЕТЕНЕЭБЕФУС У НЕУФБ ОБ НЕУФП, РЕТЕИПДЙФ ЙЪ ПДОПК НПМЕЛХМСТОПК ЖПТНЩ Ч ДТХЗХА, ПЛБЪЩЧБС ЧМЙСОЙЕ ОБ ЦЙЪОЕООЩЕ РТПГЕУУЩ МАВПЗП ПТЗБОЙЪНБ, ЮБУФША ЛПФПТПЗП ПОП УФБОПЧЙФУС ОБ ОЕЛПФПТПЕ ЧТЕНС. пДОБ ЙЪ ЗМБЧОЩИ РТЙЮЙО ОЩОЕЫОЕЗП ЛТЙЪЙУБ ПЛТХЦБАЭЕК УТЕДЩ УПУФПЙФ Ч ФПН, ЮФП ПЗТПНОЩЕ ЛПМЙЮЕУФЧБ ЧЕЭЕУФЧ ЙЪЧМЕЮЕОЩ ЙЪ ЪЕНМЙ, РТЕПВТБЪПЧБОЩ Ч ОПЧЩЕ УПЕДЙОЕОЙС Й ТБУУЕСОЩ Ч ПЛТХЦБАЭЕК УТЕДЕ ВЕЪ ХЮЕФБ ФПЗП ЖБЛФБ, ЮФП "ЧУЕ ЛХДБ-ФП ДЕЧБЕФУС". ч ТЕЪХМШФБФЕ РБЗХВОП ВПМШЫЙЕ ЛПМЙЮЕУФЧБ ЧЕЭЕУФЧ ОЕТЕДЛП ОБЛБРМЙЧБАФУС Ч ФЕИ НЕУФБИ, ЗДЕ, РП РТЙТПДЕ, ЙИ ОЕ ДПМЦОП ВЩФШ.

фТЕФЙК ЪБЛПО ЬЛПМПЗЙЙ: рТЙТПДБ ЪОБЕФ МХЮЫЕ

оБУЛПМШЛП НОЕ ЙЪЧЕУФОП, ЬФПФ РТЙОГЙР ЧУФТЕЮБЕФ ЪОБЮЙФЕМШОПЕ УПРТПФЙЧМЕОЙЕ, РПУЛПМШЛХ ПО РТПФЙЧПТЕЮЙФ ЗМХВПЛП ХЛПТЕОЙЧЫЕКУС ХЧЕТЕООПУФЙ Ч ФПН, ЮФП ЮЕМПЧЕЮЕУЛЙЕ УХЭЕУФЧБ ПВМБДБАФ ХОЙЛБМШОПК ЛПНРЕФЕОФОПУФША. пДОПК ЙЪ ОБЙВПМЕЕ ИБТБЛФЕТОЩИ ПУПВЕООПУФЕК УПЧТЕНЕООПК ФЕИОПМПЗЙЙ СЧМСЕФУС РТЕДУФБЧМЕОЙЕ, ЮФП ПОБ РТЙЪЧБОБ "ХМХЮЫЙФШ РТЙТПДХ" - ПВЕУРЕЮЙФШ ФБЛЙЕ РТПДХЛФЩ РЙФБОЙС, ПДЕЦДХ, ЦЙМЙЭЕ Й УТЕДУФЧБ ЛПННХОЙЛБГЙЙ, ЛБЛЙЕ РТЙТПДБ ОЕ НПЦЕФ РТЕДПУФБЧЙФШ. ч ФП ЦЕ ЧТЕНС, ВХДХЮЙ РМПИП УЖПТНХМЙТПЧБО, ФТЕФЙК ЪБЛПО ЬЛПМПЗЙЙ ХФЧЕТЦДБЕФ, ЮФП МАВПЕ ЛТХРОПЕ БОФТПРПЗЕООПЕ ЙЪНЕОЕОЙЕ РТЙТПДОПК УЙУФЕНЩ ЧТЕДОП ДМС ОЕЕ. ьФП, РПЦБМХК, ЛТБКОСС ФПЮЛБ ЪТЕОЙС, ФЕН ОЕ НЕОЕЕ, С ДХНБА, ЮФП Ч ФБЛПН ХФЧЕТЦДЕОЙЙ УПДЕТЦЙФУС ОЕНБМБС ДПМС ЙУФЙОЩ, ЕУМЙ ТБУУНБФТЙЧБФШ ЕЗП Ч ПРТЕДЕМЕООПН ЛПОФЕЛУФЕ.

с ДХНБА, ЮФП ДМС РПСУОЕОЙС ЬФПЗП РТЙОГЙРБ РПМЕЪОП РТЙВЕЗОХФШ Л БОБМПЗЙЙ. рТЕДРПМПЦЙН, ЧЩ ПФЛТЩЧБЕФЕ ЪБДОАА ЛТЩЫЛХ ЧБЫЙИ ЮБУПЧ, ЪБЛТЩЧБЕФЕ ЗМБЪБ Й ФЩЛБЕФЕ ЛБТБОДБЫПН Ч ТБВПЮЙК НЕИБОЙЪН. рПЮФЙ ОЕЙЪВЕЦОП ЮБУЩ ВХДХФ РПЧТЕЦДЕОЩ. пДОБЛП ЬФПФ ТЕЪХМШФБФ ОЕ БВУПМАФОП ОЕЙЪВЕЦЕО. уХЭЕУФЧХЕФ ЛБЛБС-ФП ЧЕТПСФОПУФШ, ЮФП ЮБУЩ ИПДЙМЙ ОЕРТБЧЙМШОП Й ЛБТБОДБЫ УМХЮБКОП ЙУРТБЧЙМ ЙИ. пДОБЛП ФБЛПК ЙУИПД ЮТЕЪЧЩЮБКОП НБМПЧЕТПСФЕО. чПЪОЙЛБЕФ ЧПРТПУ, РПЮЕНХ? пФЧЕФ УБНППЮЕЧЙДЕО: Ч ЮБУБИ ЧПРМПФЙМПУШ ПЮЕОШ НОПЗПЕ ЙЪ ФПЗП, ЮФП ФЕИОПМПЗЙ ОБЪЩЧБАФ "ЙУУМЕДПЧБОЙЕН Й ТБЪЧЙФЙЕН" (ЙМЙ, ВПМЕЕ ЖБНЙМШСТОП, "R& D - research and development"). ьФП ПЪОБЮБЕФ, ЮФП ЪБ ДПМЗЙЕ ЗПДЩ ГЕМБС БТНЙС ЮБУПЧЭЙЛПЧ, ЛБЦДЩК ЙЪ ЛПФПТЩИ ХЮЙМУС Х УЧПЕЗП РТЕДЫЕУФЧЕООЙЛБ, ПРТПВПЧБМБ ЧУЕЧПЪНПЦОЩЕ ХУПЧЕТЫЕОУФЧПЧБОЙС, ПФВТПУЙМБ ФП, ЮФП ОЕ УРПУПВУФЧПЧБМП ИПТПЫЕНХ ЖХОЛГЙПОЙТПЧБОЙА УЙУФЕНЩ Ч ГЕМПН, Й ПУФБЧЙМБ МХЮЫЕЕ. ч ТЕЪХМШФБФЕ УХЭЕУФЧХАЭЙК ОЩОЕ ЮБУПЧПК НЕИБОЙЪН РТЕДУФБЧМСЕФ УПВПК РТПДХЛФ ФЭБФЕМШОПЗП ПФВПТБ ЙЪ ПЗТПНОПЗП ТБЪОППВТБЪЙС ЧПЪНПЦОЩИ ЧБТЙБОФПЧ УПУФБЧОЩИ ЮБУФЕК, ЛПОУФТХЛФЙЧОЩИ УИЕН ТБВПЮЕЗП НЕИБОЙЪНБ. мАВБС РПРЩФЛБ ОБХЗБД ЙЪНЕОЙФШ ЮФП-МЙВП РПРБДЕФ, ЧЕТПСФОП, Ч ФПФ ЛМБУУ ОЕУПУФПСФЕМШОЩИ ЙМЙ ЧТЕДОЩИ РЕТЕДЕМПЛ, ЛПФПТЩЕ ВЩМЙ ПРТПВПЧБОЩ Й ПФВТПЫЕОЩ Ч РТПГЕУУЕ ЬЧПМАГЙЙ РТПЙЪЧПДУФЧБ ЮБУПЧ. рЕТЕЖТБЪЙТПЧБЧ ОБЫ ЪБЛПО Ч РТЙНЕОЕОЙЙ Л ЪБЛПОХ ЮБУПЧ, НПЦОП УЛБЪБФШ: "ЮБУПЧЭЙЛ ЪОБЕФ МХЮЫЕ".

ьФБ БОБМПЗЙС РПМОБ ЗМХВПЛПЗП УНЩУМБ, ЛПЗДБ НЩ ТБУУНБФТЙЧБЕН ВЙПМПЗЙЮЕУЛЙЕ УЙУФЕНЩ. нПЦОП ЧЩЪЩЧБФШ ГЕМЩК ТСД УМХЮБКОЩИ ОБУМЕДУФЧЕООЩИ ЙЪНЕОЕОЙК Ч ЦЙЧЩИ УХЭЕУФЧБИ, ЕУМЙ РПДЧЕТЗБФШ ЙИ ЧПЪДЕКУФЧЙА ФБЛЙИ БЗЕОФПЧ, ЛБЛ ТЕОФЗЕОПЧУЛПЕ ЙЪМХЮЕОЙЕ ЙМЙ ЗБННБ-ЙЪМХЮЕОЙЕ, ЛПФПТЩЕ ХЧЕМЙЮЙЧБАФ ЮБУФПФХ НХФБГЙК. чППВЭЕ ФБЛПЕ ПВМХЮЕОЙЕ РПЧЩЫБЕФ ЧЕТПСФОПУФШ ЧУЕИ ЧЙДПЧ НХФБГЙК, ЛПФПТЩЕ Ч РТЙТПДЕ ОБВМАДБАФУС ПЮЕОШ ТЕДЛП, Й РПЬФПНХ ПОП ЮТЕЧБФП ЧУЕЧПЪНПЦОЩНЙ ЙЪНЕОЕОЙСНЙ. оП ДМС ОБУ ПЮЕОШ УХЭЕУФЧЕООП ФП ПВУФПСФЕМШУФЧП, ЮФП РПЮФЙ ЧУЕ НХФБГЙЙ, ЧЩЪЩЧБЕНЩЕ ХРПНСОХФЩНЙ ЙЪМХЮЕОЙСНЙ ЙМЙ ДТХЗЙНЙ УТЕДУФЧБНЙ, ЗХВЙФЕМШОЩ ДМС ПТЗБОЙЪНБ, Й Ч ВПМШЫЙОУФЧЕ УМХЮБЕЧ ОБУФПМШЛП, ЮФП ПТЗБОЙЪН РПЗЙВБЕФ, ОЕ ХУРЕЧ ДБЦЕ РПМОПУФША УЖПТНЙТПЧБФШУС.

дТХЗЙНЙ УМПЧБНЙ, РПДПВОП ЮБУБН, ЦЙЧПК ПТЗБОЙЪН, РПДЧЕТЗБАЭЙКУС УМЕРЩН УМХЮБКОЩН ЙЪНЕОЕОЙСН, РПЮФЙ ОБЧЕТОСЛБ ВХДЕФ ОЕ ХМХЮЫЕО, Б УМПНБО. й Ч ПВПЙИ УМХЮБСИ ПВЯСУОЕОЙЕ ПДОП - ПЗТПНОПЕ ЪОБЮЕОЙЕ "R&D". ч ЛБЦДПН ЦЙЧПН ПТЗБОЙЪНЕ ЧПРМПЭЕОЩ ДЧБ ЙМЙ ФТЙ НЙММЙБТДБ МЕФ "R&D". ъБ ЬФП ЧТЕНС ЧПЪОЙЛМП ВЕУЮЙУМЕООПЕ НОПЦЕУФЧП ОПЧЩИ ПУПВЕК, ПТЗБОЙЪНПЧ, Й Ч ЛБЦДПН УМХЮБЕ РТПЙУИПДЙМБ РТПЧЕТЛБ ФПЗП, ОБУЛПМШЛП ХДБЮОЩНЙ ПЛБЪБМЙУШ УМХЮБКОЩЕ ЗЕОЕФЙЮЕУЛЙЕ ЖПТНЩ. еУМЙ ЙЪНЕОЕОЙЕ УОЙЦБЕФ ЦЙЪОЕУРПУПВОПУФШ ПТЗБОЙЪНБ, ПОП ХВЙЧБЕФ ЕЗП РТЕЦДЕ, ЮЕН ЬФП ЙЪНЕОЕОЙЕ НПЦЕФ ВЩФШ РЕТЕДБОП УМЕДХАЭЙН РПЛПМЕОЙСН. вМБЗПДБТС ЬФПНХ ЦЙЪОШ ТБЪЧЙМБ УМПЦОЩК ЛПНРМЕЛУ УПЧНЕУФЙНЩИ ДЕФБМЕК, Б ФЕ ЧПЪНПЦОЩЕ ЛПОУФТХЛГЙЙ, ЛПФПТЩЕ ПЛБЪБМЙУШ ОЕУПЧНЕУФЙНЩНЙ У ОЙНЙ, ВЩМЙ ПФВТПЫЕОЩ ЪБ ДПМЗЙК РЕТЙПД ЬЧПМАГЙЙ. фБЛЙН ПВТБЪПН, РПИПЦЕ, ЮФП УФТХЛФХТБ ПТЗБОЙЪНБ ОЩОЕЫОЙИ ЦЙЧЩИ УХЭЕУФЧ ЙМЙ ПТЗБОЙЪБГЙС УПЧТЕНЕООПК РТЙТПДОПК ЬЛПУЙУФЕНЩ - ОБЙМХЮЫБС, Ч ФПН УНЩУМЕ, ЮФП ПОЙ ВЩМЙ ФЭБФЕМШОП ПФПВТБОЩ ЙЪ ОЕХДБЮОЩИ ЧБТЙБОФПЧ Й ЮФП МАВПК ОПЧЩК ЧБТЙБОФ УЛПТЕЕ ЧУЕЗП ВХДЕФ ИХЦЕ УХЭЕУФЧХАЭЕЗП ОЩОЕ.

ьФПФ РТЙОГЙР ПУПВЕООП СТЛП РТПСЧМСЕФ УЕВС Ч УЖЕТЕ ПТЗБОЙЮЕУЛПК ИЙНЙЙ. цЙЧПЕ УПУФПЙФ ЙЪ НОПЗЙИ ФЩУСЮ ПТЗБОЙЮЕУЛЙИ УПЕДЙОЕОЙК, Й ЙОПЗДБ РТЕДУФБЧМСЕФУС, ЮФП РП ЛТБКОЕК НЕТЕ ОЕЛПФПТЩЕ ЙЪ ОЙИ НПЗХФ ВЩФШ ХМХЮЫЕОЩ, ЕУМЙ ЪБНЕОЙФШ ЙИ ОЕЛЙН ЙУЛХУУФЧЕООЩН ЧБТЙБОФПН ЕУФЕУФЧЕООПК УХВУФБОГЙЙ. фТЕФЙК ЪБЛПО ЬЛПМПЗЙЙ ХФЧЕТЦДБЕФ, ЮФП ЙУЛХУУФЧЕООПЕ ЧЧЕДЕОЙЕ ПТЗБОЙЮЕУЛЙИ ЧЕЭЕУФЧ, ОЕ УХЭЕУФЧХАЭЙИ Ч РТЙТПДЕ, Б УПЪДБООЩИ ЮЕМПЧЕЛПН Й ФЕН ОЕ НЕОЕЕ ХЮБУФЧХАЭЙИ Ч ЦЙЧПК УЙУФЕНЕ, УЛПТЕЕ ЧУЕЗП РТЙОЕУЕФ ЧТЕД.

дЕМП Ч ФПН, ЮФП ЧБТЙБГЙЙ ИЙНЙЮЕУЛЙИ ЧЕЭЕУФЧ, ДЕКУФЧЙФЕМШОП ЙНЕАЭЙЕ НЕУФП Ч ЦЙЧПК НБФЕТЙЙ, ОБНОПЗП ВПМЕЕ ПЗТБОЙЮЕОЩ, ЮЕН ЧПЪНПЦОЩЕ ЧБТЙБГЙЙ. сТЛБС ЙММАУФТБГЙС: ЕУМЙ УДЕМБФШ РП ПДОПК НПМЕЛХМЕ ЧУЕИ ЧПЪНПЦОЩИ ФЙРПЧ ВЕМЛБ, ФП УХННБТОБС ЙИ НБУУБ РТЕЧЩУЙФ НБУУХ ЧУЕК ЙЪЧЕУФОПК ЧУЕМЕООПК. пЮЕЧЙДОП, ЮФП ЖБОФБУФЙЮЕУЛЙ ПЗТПНОПЕ ЛПМЙЮЕУФЧП ЧЙДПЧ ВЕМЛБ ОЕ УПЪДБЕФУС ЦЙЧЩНЙ ЛМЕФЛБНЙ. оБ ПУОПЧЕ УЛБЪБООПЗП ЧЩЫЕ НПЦОП РПМБЗБФШ, ЮФП НОПЗЙЕ ЙЪ ЬФЙИ ЧПЪНПЦОЩИ ФЙРПЧ ВЕМЛБ ВЩМЙ ПДОБЦДЩ УПЪДБОЩ ПФДЕМШОЩНЙ ЦЙЧЩНЙ ПТЗБОЙЪНБНЙ, ОП ПЛБЪБМЙУШ ЧТЕДОЩНЙ Й ЙУЮЕЪМЙ ЧЧЙДХ ЗЙВЕМЙ ЬЛУРЕТЙНЕОФБМШОПЗП ПТЗБОЙЪНБ. рП ФПК ЦЕ РТЙЮЙОЕ ЦЙЧЩЕ ЛМЕФЛЙ УЙОФЕЪЙТХАФ ЦЙТОЩЕ ЛЙУМПФЩ (ФЙР ПТЗБОЙЮЕУЛПК НПМЕЛХМЩ, ЛПФПТБС УПУФПЙФ ЙЪ ГЕРПЮЕЛ БФПНПЧ ХЗМЕТПДБ ТБЪМЙЮОПК ДМЙОЩ) У ЮЕФОЩНЙ ЮЙУМБНЙ, ИБТБЛФЕТЙЪХАЭЙНЙ ДМЙОХ ХЗМЕТПДОПК ГЕРПЮЛЙ (ОБРТЙНЕТ, 4, 6, 8 Й Ф. Д. БФПНПЧ ХЗМЕТПДБ), ОП ОЕ УЙОФЕЪЙТХАФ ЛЙУМПФ У ОЕЮЕФОЩНЙ ЮЙУМБНЙ. рП-ЧЙДЙНПНХ, РПУМЕДОЙЕ ВЩМЙ ПДОБЦДЩ ПРТПВПЧБОЩ Й ПЛБЪБМЙУШ ОЕХДБЮОЩНЙ. еЭЕ ПДЙО РТЙНЕТ - Ч ЦЙЧПК НБФЕТЙЙ ЮТЕЪЧЩЮБКОП ТЕДЛЙ ПТЗБОЙЮЕУЛЙЕ ЧЕЭЕУФЧБ, ЛПФПТЩЕ УПДЕТЦБФ УЧСЪБООЩЕ БФПНЩ БЪПФБ ЙМЙ ЛЙУМПТПДБ. ьФП ДПМЦОП УЧЙДЕФЕМШУФЧПЧБФШ П ФПН, ЮФП ЙУЛХУУФЧЕООПЕ ЧЧЕДЕОЙЕ ЧЕЭЕУФЧ ФБЛПЗП ФЙРБ ВЩМП ВЩ ПРБУОЩН. й ДЕКУФЧЙФЕМШОП, ФБЛЙЕ ЧЕЭЕУФЧБ ПВЩЮОП ПЛБЪЩЧБАФУС ФПЛУЙЮОЩНЙ Й ОЕТЕДЛП ЛБОГЕТПЗЕООЩНЙ. с ДБЦЕ РТЕДРПМБЗБА, ЮФП ЖБЛФ ПФУХФУФЧЙС ддф Ч РТЙТПДЕ УЧЙДЕФЕМШУФЧХЕФ П ФПН, ЮФП ЛПЗДБ-ФП Ч РТПЫМПН ЛБЛЙЕ-ФП ЪМПУЮБУФОЩЕ ЛМЕФЛЙ УЙОФЕЪЙТПЧБМЙ ЕЗП НПМЕЛХМХ - Й РПЗЙВМЙ.

пДЙО ЙЪ РПТБЪЙФЕМШОЩИ ЖБЛФПЧ Ч ИЙНЙЙ ЦЙЧЩИ УЙУФЕН - ЬФП ФП, ЮФП ДМС МАВПК ПТЗБОЙЮЕУЛПК УХВУФБОГЙЙ, ЧЩТБВБФЩЧБЕНПК ПТЗБОЙЪНБНЙ, УХЭЕУФЧХЕФ ЗДЕ-ФП Ч РТЙТПДЕ ЖЕТНЕОФ, УРПУПВОЩК ЬФХ УХВУФБОГЙА ТБЪМПЦЙФШ. лБЛ УМЕДУФЧЙЕ, ОЙ ПДОП ПТЗБОЙЮЕУЛПЕ ЧЕЭЕУФЧП ОЕ ВХДЕФ УЙОФЕЪЙТПЧБОП, ЕУМЙ ОЕФ УТЕДУФЧ Л ЕЗП ТБЪМПЦЕОЙА; Л ЬФПНХ ЧЩОХЦДБЕФ ЧУЕ ФБ ЦЕ ГЙЛМЙЮОПУФШ. рПЬФПНХ, ЛПЗДБ ЮЕМПЧЕЛ УЙОФЕЪЙТХЕФ ОПЧПЕ ПТЗБОЙЮЕУЛПЕ ЧЕЭЕУФЧП, РП УФТХЛФХТЕ ЪОБЮЙФЕМШОП ПФМЙЮБАЭЕЕУС ПФ РТЙТПДОЩИ ЧЕЭЕУФЧ, ЕУФШ ЧЕТПСФОПУФШ, ЮФП ДМС ОЕЗП ОЕ УХЭЕУФЧХЕФ ТБЪМБЗБАЭЕЗП ЖЕТНЕОФБ Й ЬФП ЧЕЭЕУФЧП ВХДЕФ ОБЛБРМЙЧБФШУС.

хЮЙФЩЧБС ЬФЙ УППВТБЦЕОЙС, С ДХНБА, ВЩМП ВЩ ТБЪХНОП ПВТБФЙФШ ПУПВПЕ ЧОЙНБОЙЕ ОБ ЛБЦДПЕ ЙУЛХУУФЧЕООПЕ ПТЗБОЙЮЕУЛПЕ ЧЕЭЕУФЧП, ПФУХФУФЧХАЭЕЕ Ч РТЙТПДЕ Й ЙНЕАЭЕЕ УЙМШОПЕ ЧПЪДЕКУФЧЙЕ ОБ ЛБЛПК-МЙВП ЧЙД ПТЗБОЙЪНПЧ, ФБЛ ЛБЛ ЧРПУМЕДУФЧЙЙ ПОП НПЦЕФ УФБФШ ПРБУОЩН Й ДМС ДТХЗЙИ ЖПТН ЦЙЪОЙ. рТБЛФЙЮЕУЛЙ ФБЛПК ЧЪЗМСД ПЪОБЮБЕФ, ЮФП ЛП ЧУЕН ЙУЛХУУФЧЕООЩН ПТЗБОЙЮЕУЛЙН ЧЕЭЕУФЧБН, ЛПФПТЩЕ ПВМБДБАФ ПВЭЕК ВЙПМПЗЙЮЕУЛПК БЛФЙЧОПУФША, УМЕДХЕФ ПФОПУЙФШУС ФБЛ ЦЕ, ЛБЛ Л МЕЛБТУФЧБН, ЙМЙ, ЧЕТОЕЕ, ФБЛ, ЛБЛ НЩ ДПМЦОЩ ПФОПУЙФШУС Л МЕЛБТУФЧБН, - РТЕДХУНПФТЙФЕМШОП, ПУФПТПЦОП. фБЛБС ПУФПТПЦОПУФШ Й РТЕДХУНПФТЙФЕМШОПУФШ, ТБЪХНЕЕФУС, ОЕЧПЪНПЦОЩ, ЛПЗДБ НЙММЙПОЩ ФПОО ЧЕЭЕУФЧБ РТПЙЪЧПДСФУС Й ЫЙТПЛП ТБУУЕЙЧБАФУС Ч ЬЛПУЙУФЕНЕ, ЗДЕ ПОП НПЦЕФ ПЛБЪБФШ ЧПЪДЕКУФЧЙЕ ОБ ПЗТПНОПЕ ЛПМЙЮЕУФЧП ПТЗБОЙЪНПЧ, ОБИПДСЭЙИУС ЧОЕ УЖЕТЩ ОБЫЕЗП ОБВМАДЕОЙС. фБЛ УМХЮЙМПУШ У ДЕФЕТЗЕОФБНЙ, ЙОУЕЛФЙГЙДБНЙ Й ЗЕТВЙГЙДБНЙ. юБУФЩЕ ЛБФБУФТПЖЙЮЕУЛЙЕ ТЕЪХМШФБФЩ ОБЫЕК ДЕСФЕМШОПУФЙ РТЙДБАФ ПУПВХА ХВЕДЙФЕМШОПУФШ ФПЮЛЕ ЪТЕОЙС, ЮФП "РТЙТПДБ ЪОБЕФ МХЮЫЕ".

юЕФЧЕТФЩК ЪБЛПО ЬЛПМПЗЙЙ: оЙЮФП ОЕ ДБЕФУС ДБТПН

лБЛ ЗПЧПТЙФ НПК ПРЩФ, ЬФБ НЩУМШ ОБУФПМШЛП ИПТПЫП РПДФЧЕТЦДБЕФУС Ч РТЙНЕОЕОЙЙ Л РТПВМЕНБН ПЛТХЦБАЭЕК УТЕДЩ, ЮФП С ТЕЫЙМ РПЪБЙНУФЧПЧБФШ ЕЕ ЙЪ РЕТЧПЙУФПЮОЙЛБ - ЬЛПОПНЙЛЙ. "ъБЛПО" ЧЕДЕФ УЧПЕ РТПЙУИПЦДЕОЙЕ ПФ ЙЪМАВМЕООПК ЬЛПОПНЙУФБНЙ ВБУОЙ П ОЕЛПЕН ОЕЖФСОПН НБЗОБФЕ, ЛПФПТЩК ТЕЫЙМ, ЮФП ЕЗП ОПЧПЙУРЕЮЕООПЕ ВПЗБФУФЧП ОХЦДБЕФУС Ч ТХЛПЧПДУФЧЕ ЬЛПОПНЙЮЕУЛПК ОБХЛЙ. й ФПЗДБ ПО РТЙЛБЪБМ УЧПЙН УПЧЕФОЙЛБН, РПД ХЗТПЪПК УНЕТФЙ, УПЪДБФШ ТСД ФПНПЧ, УПДЕТЦБЭЙИ ЧУА НХДТПУФШ ЬЛПОПНЙЛЙ. лПЗДБ ФПНБ ВЩМЙ УПЪДБОЩ, Х НБЗОБФБ ОЕ ИЧБФЙМП ФЕТРЕОЙС ЮЙФБФШ ЙИ, Й ПО ПФДБМ ОПЧЩК РТЙЛБЪ - ЙЪМПЦЙФШ ЧУЕ ЬЛПОПНЙЮЕУЛЙЕ ФЕПТЙЙ Ч ПДОПН ФПНЕ. й ФБЛ ЬФБ ЙУФПТЙС РТПДПМЦБМБУШ (ЛБЛ Й ЧУЕ ЙУФПТЙЙ РПДПВОПЗП ТПДБ) ДП ФЕИ РПТ, РПЛБ ПФ УПЧЕФОЙЛПЧ ОЕ РПФТЕВПЧБМЙ, ЕУМЙ ПОЙ ИПФСФ ЦЙФШ, УЧЕУФЙ ЧУА ЬЛПОПНЙЮЕУЛХА ОБХЛХ Л ПДОПК-ЕДЙОУФЧЕООПК ЖТБЪЕ. фБЛПЧП РТПЙУИПЦДЕОЙЕ ЪБЛПОБ "ОЙЮФП ОЕ ДБЕФУС ДБТПН".

ч ЬЛПМПЗЙЙ, ФБЛ ЦЕ ЛБЛ Й Ч ЬЛПОПНЙЛЕ, ЬФПФ ЪБЛПО РТЙЪЧБО РПДЮЕТЛОХФШ, ЮФП ЧУСЛБС ЧЕЭШ ЮЕЗП-ФП УФПЙФ. ьФПФ ЬЛПМПЗЙЮЕУЛЙК ЪБЛПО ПВЯЕДЙОСЕФ Ч УЕВЕ РТЕДЫЕУФЧХАЭЙЕ ФТЙ ЪБЛПОБ. рПФПНХ ЮФП ЗМПВБМШОБС ЬЛПУЙУФЕНБ РТЕДУФБЧМСЕФ УПВПК ЕДЙОПЕ ГЕМПЕ, Ч ТБНЛБИ ЛПФПТПК ОЙЮЕЗП ОЕ НПЦЕФ ВЩФШ ЧЩЙЗТБОП ЙМЙ РПФЕТСОП Й ЛПФПТБС ОЕ НПЦЕФ СЧМСФШУС ПВЯЕЛФПН ЧУЕПВЭЕЗП ХМХЮЫЕОЙС; ЧУЕ, ЮФП ВЩМП ЙЪЧМЕЮЕОП ЙЪ ОЕЕ ЮЕМПЧЕЮЕУЛЙН ФТХДПН, ДПМЦОП ВЩФШ ЧПЪНЕЭЕОП. рМБФЕЦБ РП ЬФПНХ ЧЕЛУЕМА ОЕМШЪС ЙЪВЕЦБФШ; ПО НПЦЕФ ВЩФШ ФПМШЛП ПФУТПЮЕО. оЩОЕЫОЙК ЛТЙЪЙУ ПЛТХЦБАЭЕК УТЕДЩ ЗПЧПТЙФ П ФПН, ЮФП ЬФБ ПФУТПЮЛБ УМЙЫЛПН ЪБФСОХМБУШ. "

"рТЙТПДБ ЪОБЕФ МХЮЫЕ". рТПУФБС Й ЬМЕЗБОФОБС ЖПТНХМЙТПЧЛБ. лМАЮЙЛ, ЛПФПТЩК НПЦЕФ РПНПЮШ Ч ТЕЫЕОЙЙ НЕМЛЙИ Й ЗМПВБМШОЩИ ЧПРТПУПЧ. еУМЙ чЩ ЪБФТХДОСЕФЕУШ УДЕМБФШ ЧЩВПТ, ЧУРПНОЙФЕ ЬФХ ЖТБЪХ. нПЦОП МЙ ВЕЗБФШ ТЕВЕОЛХ ВПУЙЛПН? рТЙТПДБ ТБЪТЕЫБЕФ:). нПЦОП МЙ ТЕВЕОЛХ УРБФШ РПД ВПЛПН Х НБНЩ, ОЕ УФБОЕФ МЙ ПО ПФ ЬФПЗП ЙЪВБМПЧБООЩН Й ВЕУРПЛПКОЩН? ч РТЙТПДЕ НОПЗЙЕ ДЕФЕОЩЫЙ РТЙЦЙНБАФУС Л УЧПЙН НБНБН ЧП УОЕ, Й ЧЩТБУФБАФ УЙМШОЩНЙ Й УБНПУФПСФЕМШОЩНЙ. чБЦОП МЙ ЛХЫБФШ РП ЮЕФЛПНХ ТБУРЙУБОЙА? еУМЙ УПНОЕЧБЕФЕУШ, РПРТПВХКФЕ ОБЛПТНЙФШ ЛПФБ, ЛПЗДБ ПО ОЕ ИПЮЕФ ЕУФШ.
й ЕЭЕ. дМС НЕОС МЙЮОП УБНЩН УЙМШОЩН БТЗХНЕОФПН ДМС ПФЛБЪБ ПФ РТЙЧЙЧПЛ ВЩМП ОЕ ЛПМЙЮЕУФЧП ЛПОУЕТЧБОФПЧ Й ДТХЗЙИ ПРБУОЩИ ЧЕЭЕУФЧ Ч ЧБЛГЙОБИ; ОЕ УФБФЙУФЙЛБ ПУМПЦОЕОЙК РПУМЕ РТЙЧЙЧПЛ; ОЕ РПФТСУЕОЙЕ ПФ ПУПЪОБОЙС ТБЪНБИБ РТЙЧЙЧПЮОПЗП ВЙЪОЕУБ… б ЙНЕООП ФП, ЮФП РТЙЧЙЧЛБ УФБЧЙФУС ЧОХФТЙНЩЫЕЮОП - ЧПЪВХДЙФЕМЙ ВПМЕЪОЙ РТПОЙЛБАФ Ч ПТЗБОЙЪН, НЙОХС ЧУЕ ЕУФЕУФЧЕООЩЕ ВБТШЕТЩ, ОЕ ДБЧБС ЪБРХУЛБФШУС ОПТНБМШОЩН РПУМЕДПЧБФЕМШОЩН ТЕБЛГЙСН ЙННХОЙФЕФБ. рП УХФЙ, ПТЗБОЙЪН ОЕПЦЙДБООП ПВОБТХЦЙЧБЕФ ЧТБЗБ УТБЪХ Ч УЧПЕН ДПНЕ, Й ДТБЛБ ОБЮЙОБЕФУС ФБН, ЛХДБ ЮХЦПК - ВЕЪ РТЕДЧБТЙФЕМШОПЗП ПРПЪОБОЙС Й ПРПЧЕЭЕОЙС - РПРБДБФШ ОЕ НПЦЕФ. ьФП ПДОПЪОБЮОП РТПФЙЧПЕУФЕУФЧЕООП. дБ, ТЕВЕОПЛ ЧЩЦЙЧБЕФ РПУМЕ ФБЛПК РТПГЕДХТЩ - ОП ХТПЧЕОШ ЧОХФТЕООЙИ ТБЪТХЫЕОЙК ПГЕОЙФШ ОЕ НПЦЕФ ОЙЛФП. "рТЙТПДБ ЪОБЕФ МХЮЫЕ".

рТЙЗМБЫБА чБУ РПДРЙУБФШ РЕФЙГЙА Ч РПДДЕТЦЛХ ЗТХДОПЗП ЧУЛБТНМЙЧБОЙС. уВПТ РПДРЙУЕК ЙДЕФ НЕДМЕООЕК, ЮЕН ИПФЕМПУШ ВЩ - ОБ 28 НБТФБ РТЙУПЕДЙОЙМПУШ ПЛПМП 10 ФЩУСЮ ЮЕМПЧЕЛ ЙЪ 120 УФТБО. б Л НБА 2009 ЗПДБ РМБОЙТПЧБМПУШ УПВТБФШ НЙММЙПО РПДРЙУЕК.
еУМЙ чЩ ИПФЙФЕ, ЮФПВЩ РТПЙЪЧПДЙФЕМЙ УНЕУЕК ВЩМЙ ПЗТБОЙЮЕОЩ Ч ТЕЛМБНЕ, ЮФПВЩ ЧУЕ ВПМШЫЕ НБН ЛПТНЙМП ДЕФЕК ЗТХДША, ЮФПВЩ ТБВПФБАЭЙЕ НБНЩ ЙНЕМЙ РЕТЕТЩЧЩ ОБ ЛПТНМЕОЙЕ ДЕФЕК, РПДРЙЫЙФЕ, РПЦБМХКУФБ, РЕФЙГЙА, Й РТЙЗМБУЙФЕ УЧПЙИ ЪОБЛПНЩИ: пДЙО НЙММЙПО РПДРЙУЕК Ч РПДДЕТЦЛХ ЗТХДОПЗП ЧУЛБТНМЙЧБОЙС уФТБОЙЮЛБ ОБ БОЗМЙКУЛПН СЪЩЛЕ: Ч ЖПТНХ "Sign the Petition" ОБДП ЧЧЕУФЙ УЧПЕ ЙНС МБФЙОУЛЙНЙ ВХЛЧБНЙ, e-mail, Й ОБЦБФШ ЛОПРЛХ "Send".
фЕЛУФ РЕФЙГЙЙ:

" нЙТПЧЩН МЙДЕТБН.
лБЛ ЗТБЦДБОЕ, НЩ РТЙЪЩЧБЕН ЧБУ ПУФБОПЧЙФШ ЛПННЕТЮЕУЛПЕ ЧНЕЫБФЕМШУФЧП Ч УЖЕТХ РЙФБОЙС НМБДЕОГЕЧ, Б ФБЛЦЕ Л РПМОПНХ ЧОЕДТЕОЙА нЕЦДХОБТПДОПЗП УЧПДБ РТБЧЙМ РП УВЩФХ ЪБНЕОЙФЕМЕК ЗТХДОПЗП НПМПЛБ Й Л ПВЕУРЕЮЕОЙА РПДДЕТЦЛЙ ЦЕОЭЙО Ч ЛПТНМЕОЙЙ ЗТХДША. нЩ ОБУФБЙЧБЕН ОБ ОЕПВИПДЙНПУФЙ УПЪДБОЙС Й ЧОЕДТЕОЙС ЪБЛПОПДБФЕМШУФЧБ, ЛПФПТПЕ УДЕТЦЙЧБЕФ РТПДЧЙЦЕОЙЕ РТПЙЪЧПДЙФЕМСНЙ УНЕУЕК Й РТПДХЛГЙЙ Ч ТПМЙ ЪБНЕОЙФЕМЕК ЗТХДОПЗП НПМПЛБ. б ФБЛЦЕ ОБ ОЕПВИПДЙНПУФЙ УПЪДБОЙС ВАДЦЕФОПЗП РМБОБ ДЕКУФЧЙК, ОБРТБЧМЕООПЗП ОБ РТПРБЗБОДХ Й РПДДЕТЦЛХ ПРФЙНБМШОПЗП ЗТХДОПЗП ЧУЛБТНМЙЧБОЙС, ОБ ПВЕУРЕЮЕОЙЕ ДТХЦЕУФЧЕООЩИ Л ЗТХДОПНХ ЧУЛБТНМЙЧБОЙА ТБВПЮЙИ НЕУФ У УППФЧЕФУФЧХАЭЙНЙ РЕТЕТЩЧБНЙ ДМС ЛПТНМЕОЙС ТЕВЕОЛБ, ЛБЛ Ч ЗПУХДБТУФЧЕООЩИ, ФБЛ Й Ч ЛПННЕТЮЕУЛЙИ РТЕДРТЙСФЙСИ, ЮФПВЩ ТБВПФБАЭЙЕ ЦЕОЭЙОЩ ОЕ ВЩМЙ ЧЩОХЦДЕОЩ РТЕЛТБЭБФШ ЗТХДОПЕ ЧУЛБТНМЙЧБОЙЕ. "

рТЕДМПЦЕОЙС Й ЪБНЕЮБОЙС РТЙОЙНБАФУС ОБ [email protected] .

уБКФ лМХВБ ЕУФЕУФЧЕООПЗП ТПДЙФЕМШУФЧБ - www.club-er.ru.
чУФТЕЮЙ Й ТБЪОППВТБЪОЩЕ НЕТПРТЙСФЙС Ч З. рЕТНЙ РТПИПДСФ ЛБЦДХА ОЕДЕМА.

Введение

Замечательный американский эколог Барри Коммонер является автором ряда книг и известным социальным и политическим активистом. Коммонер родился в 1917 году. Он учился в Гарвардском университете и получил степень доктора в области биологии в 1941 году. Основной темы своей работы, Коммонер как биолог, избрал -- проблему разрушение озонового слоя.

В 1950, Коммонер будучи противником атмосферных испытаний ядерного оружия, пытался обратить на эту проблему внимание общественности. В 1960 году он принимал участие в решении других экологических проблем, включая проблемы охраны окружающей среды и исследования источников энергии. Им написано множество книг: Science and Survival (1967), The Closing Circle (1971), Energy and Human Welfare (1975), The Poverty of Power (1976), The Politics of Energy (1979), and Making Peace with the Planet (1990).

Сочетание социалистических убеждений и решение проблем окружающей среды легли в основу его предвыборной президентской кампании в 1980 году. После неудачной попытки баллотироваться в президенты США, он возглавил Центр Биологии и Природных Систем (Center for the Biology of Natural Systems) при колледже Квинз (Queens college) в Нью-Йорке (New York City).

По мнению Коммонера, сегодняшние промышленные методы и добыча ископаемого топлива, приводят к активному загрязнение окружающей среды. Он твердо убежден, что стремление к максимальной прибыли, в настоящее время, имеет приоритет над экологией планеты. По мнению Коммонера только возмещение ущерба нанесенного природе - бессмысленно. Мы должны, в первую очередь, сосредоточиться на предотвращении уничтожения природы в будущем; по большей части, решение экологических проблем кроется, в сохранении окружающей среды. Именно в книгах Science and Survival (1967) и The Closing Circle (1971), Коммонер одним из первых среди ученых обратил наше внимание на высокую экологическую стоимость нашего технического развития и вывел 4 своих знаменитых «закона» экологии.

Спустя 20 лет Коммонер делает обзор наиболее важных попыток оценки нанесенного природе вреда в своей книге Making Peace with the Planet (1990), и демонстрирует нам, почему, несмотря на миллиарды долларов, истраченных на защиту окружающей среды, мы находимся сейчас на очень опасном этапе. Это книга жестоких фактов и цифр, вывод из которых один: экологическое загрязнение - это неизлечимое заболевание, которое можно предотвратить лишь фундаментальным переосмыслением производства товаров.

Коммонер достаточно радикален в выборе решения многих проблем загрязнения окружающей среды. Он является решительным сторонником использования возобновляемых источников энергии, особенно солнечной энергии, которая может децентрализовать энергопотребление предприятий, и использовать солнечный свет в качестве альтернативного источника энергии для большинства потребителей энергии.

Коммонер указывает на серьезность социальных причин, влияющих на сложившуюся экологическую ситуацию. Он утверждает, что, устранение разрыва экономического развития между развитыми странами и странами, так называемого «третьего мира», списание экономических долгов, должно привести к уменьшению проблемы перенаселения. Так же, это может компенсировать ущерб, нанесенный такими странами природе, за предыдущие десятилетия. Также, Коммонер призывает к перераспределению мировых богатств.

1. Все связано со всем

Первый закон (все связано со всем) обращает внимание на всеобщую связь процессов и явлений в природе. Этот закон является узловым положением в природопользовании и свидетельствует, что даже небольшие изменения человеком в одной экосистеме могут привести к большим отрицательным последствиям в других экосистемах. Первый закон называется также законом внутреннего динамического равновесия. Например, вырубка лесов и последующее уменьшение свободного кислорода, а также выбросы в атмосферу оксида азота и фреона привели к истощению озонового слоя в атмосфере, что, в свою очередь, увеличило интенсивность ультрафиолетового излучения, достигающего земли и губительно действующего на живые организмы. Известна притча о Дарвине, который на вопрос своих земляков о том, что им делать для увеличения урожая гречихи, ответил: «Разведите кошек». И напрасно крестьяне обиделись. Дарвин, зная, что в природе «все связано со всем», рассудил так - кошки переловят всех мышей, мыши перестанут разорять гнезда шмелей, шмели будут опылять гречиху и крестьяне получат хороший ее урожай.

2. Все должно куда-то деваться

Второй закон (все должно куда-то деваться) базируется на результатах возникновения и развития жизни на земле, на естественном отборе в процессе эволюции жизни. Он связан с биотическим (биологическим) круговоротом: продуценты - консументы - редуценты. Так, для любого органического вещества, вырабатываемого организмами, в природе существует фермент, способный это вещество разложить. В природе ни одно органическое вещество не будет синтезировано, если нет средств для его разложения. В этом круговороте непрерывно, циклично, но неравномерно во времени и пространстве происходит перераспределение вещества, энергии и информации, сопровождающееся потерями.

Вопреки этому закону человек создал (и продолжает создавать) химические соединения, которые, попадая в природную среду, не разлагаются, накапливаются и загрязняют ее (полиэтилен, ДДТ и др.). То есть биосфера не работает по принципу безотходности, в ней всегда накапливаются выбывающие из биотического круговорота вещества, формирующие осадочные породы. Отсюда вытекает следствие: абсолютно безотходное производство невозможно. Поэтому мы можем рассчитывать только на малоотходное производство. Действие этого закона - одна из главных причин кризиса окружающей среды. Огромные количества вещества, например, нефти и руды извлечены из земли, преобразованы в новые соединения и рассеяны в окружающей среде.

В связи с этим при развитии технологий необходимы: а) малая энерго- и ресурсоемкость, б) создание производства, в котором отходы одного производства являются сырьем другого производства, в) организация разумного захоронения неминуемых отходов. Этот закон предупреждает нас о необходимости разумного преобразования природных систем (строительство плотин, переброска стока рек, мелиорация и многое другое).

3. Природа «знает» лучше

В третьем законе (природа «знает» лучше) Коммонер говорит о том, что, пока нет абсолютно достоверной информации о механизмах и функциях природы, мы, подобно человеку, незнакомому с устройством часов, но желающему их починить, легко вредим природным системам, пытаясь их улучшить. Он призывает к предельной осторожности. Преобразование природы пагубно экономически и опасно экологически. В конечном итоге могут быть созданы условия, не пригодные для жизнедеятельности. Существующее мнение об улучшении природы без указания экологического критерия улучшения лишено всякого смысла. Иллюстрацией третьего «закона» экологии может служить то, что один лишь математический расчет параметров биосферы требует безмерно большего времени, чем весь период существования нашей планеты как твердого тела. (Потенциально осуществимое разнообразие природы оценивается числами с порядком от 101000до 1050 при пока не осуществленном быстродействии ЭВМ - 10"° операций в сек. -- и работе невероятного числа (1050) машин операция вычисления одномоментной задачи варианта из 1050 разностей займет 1030 с, или 3х1021 лет, что почти в 1012 раз дольше существования жизни на Земле). Природа пока «знает» лучше нас.

Можно привести примеры об отстреле в свое время волков, которые оказались «санитарами леса», или об уничтожении в Китае воробьев, которые якобы губят посевы, но никто не подумал, что посевы без птиц будут погублены вредными насекомыми.

4. Ничто не дается даром

Четвертый закон (ничто не дается даром) имеет еще трактовку «за все нужно платить». Этот закон Коммонера вновь касается тех проблем, которые обобщает закон внутреннего динамического равновесия и закон развития природной системы за счет окружающей ее среды. Глобальная экологическая система, т. е. биосфера, представляет собой единое целое, в рамках которого любой выигрыш сопряжен с потерями, но, с другой стороны, все, что извлечено из природы, должно быть возмещено. Коммонер так разъясняет свой четвертый «закон» экологии: «...глобальная экосистема представляет собой единое целое, в рамках которого ничего не может быть выиграно или потеряно и которое не может являться объектом всеобщего улучшения: все, что было извлечено из нее человеческим трудом, должно быть возмещено. Платежа по этому векселю нельзя избежать: он может быть только отсрочен». Например, при выращивании зерна, овощей мы извлекаем из пашни химические элементы (азот, фосфор, калий и др.), и если в нее не вносить удобрения, то урожай постепенно начинает снижаться.

Обратимся опять к печально известной истории Аральского моря. Для восстановления экосистемы моря необходимы значительные денежные средства. К июню 1997 г. государства Центральной Азии направили на ликвидацию последствий экологического бедствия на Арале свыше 2 млрд. долл., однако восстановить Аральское море не удалось. В 1997 г. было решено сформировать Международный фонд спасения Арала. Начиная с 1998 г., взносы в этот фонд осуществляются по принципу: 0,3% от доходной части бюджета Казахстана, Туркмении, Узбекистана и по 0,1% - Киргизии и Казахстана. В Докладе Европейского агентства по вопросам окружающей среды за 2003 г. обращено внимание, что вследствие «парникового эффекта» произошло учащение природных катаклизмов, экономические потери от которых составляют в среднем 11 млрд. евро в год.

Человек склонен думать, что его минуют неприятности, что это произойдет с кем-то другим, но не с ним. Вот еще один всем известный печальный пример. Чернобыльская авария перевернула точку зрения многих людей на атомную энергетику. Иллюстрацией четвертого экологического закона является та страшная цена, которую заплатили и продолжает выплачивать украинский, белорусский и русский народы за “самую дешевую электроэнергию”.

Заключение

Известный американский ученый-эколог Б. Коммонер сводит основные законы экологии к следующему:

1. первый закон экологического развития Коммонера (все связано со всем) обращает внимание на всеобщую связь процессов и явлений в природе и близок по смыслу к закону внутреннего динамического равновесия: изменение одного из показателей системы вызывает функционально-структурные количественные и качественные перемены, при этом сама система сохраняет общую сумму вещественно-энергетических качеств. Этот закон отражает существование колоссальной сети связей в биосфере между живыми организмами и природным окружением. Любое изменение качества природной среды по существующим связям передается как внутри биогеоценозов, так и между ними, влияет на их развитие;

2. второй закон (все должно куда-то деваться) говорит о том, что ничто в природе не исчезает бесследно, то или иное вещество просто перемещается с места на место, переходит из одной молекулярной формы в другую, влияя при этом на жизненные процессы живых организмов;

3. третий закон (природа «знает» лучше) свидетельствует о том, что мы не имеем достоверной информации о механизме и функциях природы, поэтому легко вредим природным системам, стараясь их, как нам кажется, улучшить;

4. четвертый закон (ничто не дается даром) доказывает нам то, что глобальная экологическая система, т. е. биосфера, представляет собой единое целое, в рамках которого любой выигрыш сопряжен с потерями, но, с другой стороны, все, что извлечено из природы, должно быть возмещено.

Основываясь на этих законах, можно предложить альтернативу - экологическую целесообразность, что означает совместимость технологических процессов с процессами эволюции биосферы. Из всех видов технологий только один соотносится с логикой развития биосферы - это экологические технологии (экотехнологии). Они должны быть построены по типу природных процессов, а иногда даже становится их прямым продолжением. Формулировать принципы построения экотехнологий необходимо на основе тех механизмов, которыми живая природа поддерживает свое равновесие, продолжает развиваться. Один из таких принципов - совместимость по веществу. Все отходы и выбросы (в идеале) должны быть переработаны микроорганизмами, а также не причинить вреда всему живому. Поэтому в биосферу в конечном итоге мы должны выбрасывать только то, что может быть переработано микроорганизмами. Это и будет совместимостью по веществу.

Из этого следует, что вновь создаваемые химические и другие технологии должны оперировать только экологически целесообразными веществами, получаемыми в качестве отходов. Тогда природа сама сможет справиться с утилизацией отходов и загрязнений.

Список использованной литературы

1. Дмитриенко П.К. Природа знает лучше // Химия и жизнь-21 век. - №8. - 1999. - С.27-30.

2. Коммонер Б. Замыкающийся круг. - Л., 1974. - С.32.

3. Концепции современного естествознания. Курс лекций. -- Ростов н/Д: Феникс, 2003. - 250 с.

4. Масленникова И.С., Горбунова В.В. Управление экологической безопасностью и рациональным использование ресурсов: Учебное пособие. - СПб.: СПбТИЗУ, 2007. - 497с.

5. Природа и мы. Экология от А до Я // АиФ детская энциклопедия. - №5. - 2004. - С.103.

6. Реймс Н.Ф. Экология. Теория, законы, правила, принципы и гипотезы. - М.: Россия Молодая, 1994. - С.56-57.