За жизнь необходимо бороться! Сочинение -эссе "Жить - что это значит?" Человек не может без своей родины.

Я полностью согласен с высказыванием Белинского. Ведь, как я считаю, с момента рождения человека, все что его окружает может его убить. чтобы выжить человеку необходимо бороться за свое существование на Земле.

К сторонникам борьбы как положительного явления, относился и В.Г. Белинский, считавший, что борьба помогает развитию и продолжению жизни. В течении существования всего живого на планете действовал так называемый закон выживания. Именно выживание и борьба за свою жизнь позволяла существам эволюционировать. Так и с человеком. Человек с самого начала своего существования взаимодействовал с природой. Это взаимодействие нередко заканчивалось конфликтом. Эти конфликты возникали на почве ограниченности ресурсов для поддержания жизни. Наверное в этом и кроется отгадка. Все ресурсы на Земле ограничены, что и приводит к тому, что выживает сильнейший, тот кто смог первым забрать себе жизненно необходимый ресурс. Постоянная борьба за жизнь привела к тому, что человек стал адаптироваться к таким условиям, в процессе приспособления его навыки и умения обогатились со временем. С каждым днем человечество старается придумать новые способы выживания на Земле. Ограниченность ресурсов и постоянные угрозы из вне не позволяют обществу стоять на месте. Такое движение называется общественным процессом. В обществознании под общественным процессом понимается череда сменяющих друг друга событий, участниками которых являются целые поколения людей. Существуют два направления общественного процесса: прогресс и регресс. Все действия людей в общества, в той или иной степени, направлены на удовлетворение своих потребностей. В этом и заключается борьба, борьба за свои потребности.

Для того, чтобы поесть, попить, купить одежду человеку надо средства существования, он идет искать работу, т.е. борется с другими соискателями за место у работодателя. Для получения знаний, человек идет учиться, т.е. ведет борьбу за усвоение умений и навыков. За свою безопасность также приходится бороться и т.д.

Другой пример герой Робинзон Крузо. Его взгляд всегда был направлен в море. Вся его жизнь была борьба. Борьба с родителями, не разделявших его стремлений стать путешественником, борьба со стихией не раз бившей его корабли, борьба с пиратами и наконец борьба с одиночеством на необитаемом острове. Вся его яркая жизнь пронизана борьбой. Если бы хоть раз он перестал бороться, то умер бы сразу же. Без борьбы и жажды жизни невозможно прожить на необитаемом острове 28 лет.

За жизнь необходимо бороться! Вот проблема, над которой рассуждает В. П. Астафьев.

Автор описывает случай из жизни, когда он, походив по лесу, увидел необычный пень, на котором «ютились хиленькие всходы елочек», явно обреченные на смерть. С удивлением писатель подмечает, что среди них была маленькая елочка, очень отличавшаяся от собратьев своим бодрым и даже вызывающим видом. Она явно не собиралась засыхать! Елочка боролась за жизнь! В. П. Астафьев говорит, что когда ему «становится больно от воспоминаний о тех, кто прошел войну», то он просто думает об этой маленькой елочке, и ему становится гораздо легче.

Я разделяю позицию В. П. Астафьева и считаю, что за свою жизнь всегда нужно бороться, не отступать перед врагами, трудностями, болезнями. Вспомним сказку-быль А. Платонова «Неизвестный цветок». Это произведение о цветке, который вырос среди камней и глины. Он много трудился, преодолел массу препятствий, чтобы засветиться живым огоньком. И все потому, что цветок очень хотел жить! В своей сказке Андрей Платонов утверждает, что надо много трудиться, чтобы жить и не умереть, чтобы светить ярким огнем и звать к себе других безмолвным голосом радости жизни.

Но если цветы, растения так борются за жизнь, то люди просто обязаны быть примером в сражении за каждую прожитую минуту. Вспомним героя рассказа Д. Лондона «Любовь к жизни», странствующего по Аляске в поисках золота. Парень вывихнул ногу, и напарник Билл бросает его: ведь слабому не выстоять в битве за жизнь. Но персонаж Д. Лондона все же выжил! Вначале он верил, что Билл ждет его у тайника с золотом. И эта надежда помогала ему идти, побеждая страшную боль в ноге, голод, холод и страх одиночества. Но каково же было разочарование героя, когда он увидел, что тайник пуст! Билл предал его вторично, забрав все припасы и обрекая его на верную смерть. И тогда человек решил, что дойдет любой ценой, что выживет, несмотря на измену Билла. Герой собирает в кулак всю волю и мужество и борется за свою жизнь. Он голыми руками ловит куропаток, ест корни растений, защищается от голодных волков и ползет, ползет, ползет...И он спасется! Он победит!

Делая вывод, хотелось бы отметить, что борьба за жизнь - это важная ступень в развитии каждого человека. Не случайно А. Франс сказал: «Жить - значит действовать!»

Алена П.

Р. S. Н. А. Сенина 2013 год, стр.257-258

Похожие материалы.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Апаринская средняя общеобразовательная школа

Ученица 9 класса МБОУ АСОШ

Контактная информация: х.Апаринский, ул. Степная,34

Телефон 89064181002

Жизнь… какое короткое, но ёмкое слово! Сколько заключено в нём смысла и глубины! Жизнь… Она дороже всех сокровищ и даётся человеку один раз. Как прожить, чтобы иметь право сказать, что жил не зря? Что значит – жить?

Мы все являемся на свет беспомощными малышами и подобны ангелам – чисты и непорочны. Мир для нас – это целая Вселенная, которая букашкой, деревом, травинкой, ласковой водой готова быть доброй няней. А мы, подобно росточкам, тянемся к солнышку, которым для каждого из нас есть мама с её теплыми ладошками, добрым голосом, влюблённым взглядом. Как много любви вокруг, как много света!

Так значит, жить – это прежде всего любить. Любить родителей, окружающих людей и всё живое. И, конечно, любить самого себя, как ценность – мы все так неповторимы и индивидуальны!

Так и растём, окружённые любовью, взрослеем, начинаем задавать себе вопросы: для чего живу? что должен сделать для себя и окружающих? Приходим к выводу, что

…каждый выбирает по себе

Слово для любви и для молитвы,

Шпагу для дуэли,меч для битвы…

Но познание мира не всегда радостно. Подчас мы сталкиваемся с трудностями, переживаем взлеты и падения. Часто не слышат, не понимают, не помогают, не обращают внимания, не … Как много может быть этих «не»! Чувство обиды и непонимания рождают слова: «Жить не хочется». Нельзя поддаваться минутной слабости. Как бы ни было плохо, нельзя опускать руки и терять веру. Вера – это преданность самым светлым минутам жизни. Если кажется, что всё бессмысленно, нужно сделать остановку и вспомнить что-то хорошее, когда хотелось кричать от переполнявшего чувства счастья; увидеть неповторимую красоту звёздного неба, закатов и восхода солнца. Нужно твёрдо сказать себе: я всё могу, смогу, переживу, не упаду, не сломаюсь. Жизнь любит жизнерадостных, веселых людей и не сопутствует нытикам и пессимистам.

Значит, жизнь – это борьба. С кем? За что? Прежде всего, с самим собой. За понимание, что жизнь разная, в ней случается всё; она складывается из самых радостных дней, но в ней много печали, трудностей, что ничем нельзя оправдать добровольный отказ от жизни и насилие над другими. И исправить зло тоже нельзя, ведь у человека только одна жизнь.

И вот уже чёрная полоса сменяется белой. И мы опять куда – то спешим, крутимся-вертимся, собираемся кем-то стать, стремимся чего-то добиться. И в этой ежедневной суете не успеваем кому – то улыбнуться, помочь, сказать доброе слово. Забываем о том, что единицам дано запечатлеть своё имя в истории, сделать мировые открытия. А ведь если хорошенечко подумать, то смысл жизни заключается просто в том, чтобы жить и любить, творить добро, дарить радость другим и взамен получать то же.

Значит, жить – это чувствовать и наслаждаться жизнью. Наверное, поэтому каждому человеку дана душа. Хотя чувства бывают тоже разными: сегодня мы говорим «Душа поёт», а завтра – «Кошки на душе скребутся». Но ведь на смену дню приходит ночь, и мы это воспринимаем как закономерность. Может, и душе только радость в тягость? В такие минуты главное - не отказаться от жизни, чтобы иметь возможность опять увидеть утро.

Жизнь продолжается: идут часы, дни, недели, месяцы, годы. Мы не задумываемся до определённой поры о том, что со сменой времён года она становится короче. О человеческой жизни с абсолютной уверенностью можно сказать только одно: она когда-нибудь кончится. Но никто не может точно сказать, когда это произойдет. Сегодня мы работаем, учимся., отдыхаем, радуемся и печалимся, а завтра жизнь потухнет, как свечка. Каждое мгновение жизни обладает невероятной ценностью, ни одно из них нельзя тратить впустую. У человека обязательно должна быть цель, к которой он обязан дойти во что бы то ни стало, преодолевая все трудности. Каждый день необходимо чем-то наполнить, чем-то важным не только для себя, но и для других .

Значит, жить – это идти вперёд, преодолевая трудности, принимая судьбоносные решения, быть благодарным каждой минуте, секунде, вдоху, который подарила нам жизнь! Необходимо понять, что счастье – это путь, а не пункт назначения, поэтому нет другого времени для того, чтобы быть счастливым, как сейчас.

Итак, жить – это любить, бороться, чувствовать, идти вперёд и наслаждаться жизнью. И среди всего этого нет места мыслям о добровольном уходе из жизни.

В.Шекспиру принадлежат слова: «Видеть и чувствовать – это быть. Размышлять о своём месте и предназначении – жить». И я счастлива, что я есть и я живу!

огромное дерево. (11)Крона роскошная, а подножие напоминало пустынный холмик с засохшей, серого цвета землей, прорезанной выползающими на поверхность ответвлениями корней. (12)Перестала радовать меня эта картина и обнесла я подножье каменистой оградкой, посадив в эту же засохшую землю простые неприхотливые, но очень красивые цветочки. (13)И стали расти цветочки и расцветать неторопливо по законам своей природы. (14)Но что меня крайне изумило, что тут же, где ранее ничего не росло, пошел пышным агрессивным цветом сорняк, который, сколь его не срывай, наступает и наступает, пытаясь вытеснить нежные цветочки или затмить их красоту…

(15)Так в природе, и так в мире людей. (16)С этим нельзя не считаться, но с этим и не нужно мириться. (17)Люди рождены для счастья, мира и любви! (18)Но появляются среди них силы зла, которые хотят

препятствовать гармонии между ними, нарушить их мир и покой. (19)Лев Толстой в «Войне и Мире» писал (привожу не дословно, лишь по памяти), что зло агрессивно и наступательно, потому силам добра не следует расслабляться и быть готовым к противостоянию. (20)И именно поэтому нельзя забывать трагические и величественные страницы истории, чтоб извлекать уроки из ошибок и гордиться победами, чтоб хранить и передавать из поколения в поколение опыт, который всегда может понадобиться.

(21)И именно поэтому люди доброй воли, объединяясь в разные формы сообществ, стараются доступными им способами хранить память прошлого, чтоб на его уроках и примерах утверждать принципы человеколюбия, солидарности, дружбы.

(22)На мой взгляд, девиз конкурса – это утверждение, что «Никто не забыт и ничто не забыто!». (23)Это чрезвычайно актуально сейчас, когда миру угрожает с беспрецедентный по масштабам и цинизму терроризм.

(24)В эпоху глобализации жизни землян тема «Войны и Мира» приобретает иные масштабы, неведомые ранее аспекты. (25)И потому именно сегодня обращение к теме Победы актуально как никогда ранее, потому что Великая Победа внесла свою лепту в систему основополагающих вечных, непреходящих ценностей, показав, как могущественны и непобедимы люди Земли, когда они руководимы мудростью поиска путей объедения сил добра и гуманизма против зла и человеконенавистничества. (26)И благодаря этим ценностям, перефразируя Б. Окуджаву, можно сказать, что «Земля еще вертится», и благодаря им «еще …ярок Свет».

За жизнь необходимо бороться!

За жизнь необходимо бороться! Вот проблема, над которой рассуждает В. П. Астафьев.

Автор описывает случай из жизни, когда он, походив по лесу, увидел необычный пень, на котором «ютились хиленькие всходы елочек», явно обреченные на смерть. С удивлением писатель подмечает, что среди них была маленькая елочка, очень отличавшаяся от собратьев своим бодрым и даже вызывающим видом. Она явно не собиралась засыхать! Елочка боролась за жизнь! В. П. Астафьев говорит, что когда ему «становится больно от воспоминаний о тех, кто прошел войну», то он просто думает об этой маленькой елочке, и ему становится гораздо легче.

Я разделяю позицию В. П. Астафьева и считаю, что за свою жизнь всегда нужно бороться, не отступать перед врагами, трудностями, болезнями. Вспомним сказку–быль А. Платонова «Неизвестный цветок». Это произведение о цветке, который вырос среди камней и глины. Он много трудился, преодолел массу препятствий, чтобы засветиться живым огоньком. И все потому, что цветок очень хотел жить! В своей сказке Андрей Платонов утверждает, что надо много трудиться, чтобы жить и не умереть, чтобы светить ярким огнем и звать к себе других безмолвным голосом радости жизни.

Но если цветы, растения так борются за жизнь, то люди просто обязаны быть примером в сражении за каждую прожитую минуту. Вспомним героя рассказа Д. Лондона «Любовь к жизни», странствующего по Аляске в поисках золота. Парень вывихнул ногу, и напарник Билл бросает его: ведь слабому не выстоять в битве за жизнь. Но персонаж Д. Лондона все же выжил! Вначале он верил, что Билл ждет его у тайника с золотом. И эта надежда помогала ему идти, побеждая страшную боль в ноге, голод, холод и страх одиночества. Но каково же было разочарование героя, когда он увидел, что тайник пуст! Билл предал его вторично, забрав все припасы и обрекая его на верную смерть. И тогда человек решил, что дойдет любой ценой, что выживет, несмотря на измену Билла. Герой собирает в кулак всю волю и мужество и борется за свою жизнь. Он голыми руками ловит куропаток, ест корни растений, защищается от голодных волков и ползет, ползет, ползет…И он спасется! Он победит!

Делая вывод, хотелось бы отметить, что борьба за жизнь – это важная ступень в развитии каждого человека. Не случайно А. Франс сказал: «Жить – значит действовать!»

http://savinyurii.ru/ege/

P. S. Н. А. Сенина 2013 год, стр.257–258

Что главное в жизни: семья или работа?

Что главное в жизни: семья или работа–вот проблема, над которой рассуждает Д. Ю. Беличенко.

Писатель для полного раскрытия поставленного вопроса выбирает форму письма другу, которому герой откровенно доверяет все свои размышления, сомнения. Мужчина, серьезно задумывается, что для него важнее: работа или семья. В результате он выбирает последнее. Д. Ю. Беличенко, сам отец шестерых детей, несомненно, рад такому решению героя.

У Бориса Екимова есть рассказ «Ночь проходит», главный герой которого Чекалка, решая подобный вопрос, выбирает работу…Поздние возвращения домой, пьянки с районным начальством, равнодушие к жене и детям… О семье он не забывает только с точки зрения материальной…Все, что можно отнять у бедных крестьян, украсть у государства – все в дом! В итоге ни богатство, ни положение в обществе не дали этому человеку счастья. Как горько читать заключительные строки рассказа, повествующие о похоронах Чекалки… Над гробом, у могилы, рыдает только верная жена…А где же дети? Они помчались домой, чтобы отыскать припрятанные отцом богатства. Вот он, результат отцовского воспитания, пренебрегающего семьей!

Недавно в Интернете познакомилась с результатами социологического опроса молодых людей в возрасте до 30 лет, которые отвечали на вопрос: "Что важнее для них: семья или работа?" Отрадно, что 80% респондентов ответили, что семья, дети, уютный дом для них важнее.

Следовательно, могу сделать вывод, что для моих современников главное - все-таки семья. Валентина Ц.

P. S.По сборнику Н. А. Сениной 2012 года, стр.237–238

О месте «духовных калек» в человеческом обществе

Среди людей существуют «духовные калеки» - вот проблема, над которой размышляет А. Н. Кузнецов. Автор, используя яркую фразу Ф. И. Тютчева, образно сравнивает людей, «духовных калек», с безгласными

рыбами, с животными, которые не могут слышать. Для них человеческая история предстаёт бесконечной цепью подлостей и интриг, могильная плита или памятник - всего лишь камень. А. Н. Кузнецов утверждает, что «духовные калеки», живущие в своем мирке, - это одно…А вот когда они, не испытывая любви к Родине, не зная, что такое героизм, начинают других учить патриотизму, - это подобно тому, как «если бы о природе солнечного света философствовали морские скаты, коченеющие в кромешной тьме, вечной, подводной».

Невозможно не согласиться с мнением А. Н. Кузнецова. Убедиться в принадлежности человека к «духовным калекам», на мой взгляд, можно, проследив его отношение к прошлому Родины.

Разве кто-нибудь посмеет отнести к «духовным калекам»Д. С. Лихачева?!Его исследования родного языка и литературы, защита Невского проспекта Санкт–Петербурга от неумной реставрации – все говорит о том, что это настоящий патриот Отчизны. В статье "Любовь, уважение, знание" академик повествует о «деяниях» безнравственных варваров, совершивших в1932 году на Бородинском поле «невиданное поругание народной святыни» - взрыв чугунного памятника герою Отечественной войны 1812 года Багратиону, воздвигнутому в знак признательности всего русского народа брату–грузину, мужественно сражавшемуся за независимость России. «У кого поднялась рука?» - спрашивает Д. С. Лихачев. Несомненно, у «духовных калек», которые не знают и не чтят историю своей страны!

В произведении "Черные доски" В. Солоухин рассказывает нам о таких же «безмолвных рыбах», не людях, не патриотах, допустивших разграблении церкви в родном селе, о сдаче бесценных книг в макулатуру, о "сколачивании ящиков для картошки" из старинных икон. В селе Ставрово, говорит автор, в одной из церквей, устроили столярную мастерскую, а в другой расположили машинно–тракторную станцию. И в тот и в другой храм заезжали гусеничные тракторы, грузовики, закатывались бочки с горючим. Однако, как замечает В. Солоухин, не может "коровник, паровоз, подъемный кран и дорожный каток" заменить "Покров на Нерли, Московский Кремль", не может дом отдыха располагаться в здании монастыря «Оптина пустынь», близ которого могилы старцев, родственников А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого…Не может этого допустить нормальный

http://savinyurii.ru/ege/

человек, а для людей–животных, души которых заполнены «пустотой мёртвого безмолвия», все это возможно…

Таким образом, можно сделать вывод, что «духовные калеки» существуют в обществе, но необходимо сделать все, чтобы подобные люди не могли решать судьбу исторических памятников, воспитывать юных патриотов, защищать Родину!

Надо вовремя искупать вину перед близкими людьми

Надо вовремя искупать вину перед близкими людьми – вот проблема, над которой размышляет С. Львов. Автор рассказывает нам печальную историю из жизни своего друга, который не смог вовремя извиниться

перед своей мамой за то, что не навестил ее в больнице… С. Львов с сочувствием передает всю горечь и страдания, которые вынес молодой человек, призывает нас не задерживаться в извинениях перед обиженными нами людьми, особенно перед близкими.

Публицист считает, что нужно всегда вовремя исправлять свои ошибки, иначе можно и опоздать.

Вспоминаю героиню рассказа К. Г. Паустовского «Телеграмма» Настю. Девушка, полностью окунувшись в работу, забывает о своей матери и, несмотря на то что не видела Катерину Ивановну три года, не находит времени даже прочесть от нее письмо. Но получив телеграмму, в которой сообщалось, что мать при смерти, Настя в тот же вечер выезжает домой. Но, увы, девушка приезжает поздно… Она проплачет в комнате матери целый день, но некому уже успокоить дочку и простить ее… Уверена, что теперь до конца жизни Насте придется жить с этим чувством вины.

Этой доли не избежит и Семен, герой рассказа Е. Карпова «Меня зовут Иваном». Сын дважды обидит мать…Вернувшись с войны инвалидом, он не пожелает вернуться в родной дом, посчитает, что матери легче считать его мертвым, чем ежедневно видеть сына калекой…А когда Анна Филипповна, случайно встретившись в поезде с нищим инвалидом, по голосу узнает сына, тот отречется от нее! Через несколько минут Семен вернется в вагон, будет искать мать…Но, к сожалению, прозрение придет к нему очень поздно!

Таким образом, могу сделать вывод, что надо вину перед близкими искупать вовремя. Настя К.

P. S. По тестам Н. А. Сениной 2013 года стр.473–474

Какого человека мы можем назвать ограниченным?

Какого человека мы можем назвать ограниченным - вот проблема, поднимаемая В. Солоухиным в тексте. Автор, рассуждая о том, кто из нас ограничен в своих знаниях или в своем представлении о мире, проводит интересную параллель. Он считает, что в наши дни найти мудреца, который знал бы все, как это было во времена Аристотеля, Архимеда, Леонардо да Винчи, невозможно, потому что неизмеримо вырос объем человеческих знаний. Значит, каждого в наши дни можно назвать «ограниченным» человеком? Да. Но один, по мнению В. Солоухина, ограничен знаниями темы, интересующей только его, зато другой, «не вооруженный

целым арсеналом точных знаний», будет иметь широкое и ясное представление о внешнем мире.

В. Солоухин считает, что «ограниченный человек» - это тот, который замкнулся в изучении лишь одной какой-то науки, не замечая ничего, кроме нее.

Возьмем для примера известных всем литературных героев 19–го века, персонажей романов И. А. Гончарова и И. С. Тургенева. Кого из них можно было бы назвать ограниченным человеком: Илью Обломова или Евгения Базарова? Конечно, большинство назовет Обломова. Но я считаю, что по–настоящему «ограниченным» являлся Базаров. Он интересовался только своей наукой, медициной, да проповедовал нигилизм. Ни живопись, ни поэзия не интересовали тургеневского героя! Зато Илья Ильич Обломов, известный всем ленивец, на самом деле знал очень много и мог поддержать любую тему в разговоре. Вот и судите теперь, кто из них более ограничен!

Таким образом, могу сделать вывод, что каждый человек, глубоко изучая выбранную им в жизни тему, не должен замыкаться только на ней, а интересоваться и другими вопросами внешнего мира.

http://savinyurii.ru/ege/

Что такое человеческая духовность?

Что такое человеческая духовность – вот проблема, над которой размышляет С. Соловейчик.

Цитируя А. С. Пушкина, автор пытается настроить читателя на серьёзный разговор, чтобы доходчиво и последовательно объяснить истинное значение понятия «духовная жизнь». Он считает, что синонимом духовности в некоторой степени является слово интеллигентность – не уровень образованности, а богатство внутреннего мира человека. С. Соловейчик доказывает нам: посещение театров и выставок, чтение книг не есть духовная жизнь. И кино, и выставки, и книги, по мнению автора, необходимы «для укрепления собственной веры в добро, правду, красоту».

Я согласна с автором в его определении «духовности». По–моему, сила духа - это и есть основа духовной жизни. «Духовный человек» находится в постоянном поиске истины и красоты, правды и справедливости. Образование и искусство для него – лишь средство для укрепления собственной веры в вечные ценности, тяга к знаниям – ответ на его духовные стремления.

Вспомним героев романа Е. Замятина «Мы». «Нумера», как их называет автор, жили в математически идеальном государстве, их жизненный ритм был отточен до совершенства. Каждый «нумер», по сути своей, являлся математиком. Но умом всё и ограничивалось: герои не имели души. Они не ощущали потребности в стремлении к высокому, не интересовались красотой мира. Отгороженные огромным стеклянным куполом, они боялись жизни, которая была за пределом города. Разве такую жизнь можно назвать духовной?

А вот Алешка, герой рассказа А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича», как раз является примером духовного человека. Он из-за своей веры попал в тюрьму, но не отказался от своих убеждений. Напротив, этот молодой человек продолжал верить! Ни один его день не проходил без чтения Евангелия, переписанного в обычный блокнот.

Пока существуют вот такие люди в книгах и в реальной жизни, человечество будет тянуться за ними к истине, добру и вере, пытаясь выйти за круг бытовых забот и подумать о чём-то большом, чудесном, прекрасном.

Ценности высших слоев современного общества

Что ценится в высших слоях современного общества – вот проблема, над которой рассуждает Татьяна Толстая.

Писатель с брезгливостью говорит о «сливках» общества сегодняшней России, поступками которых правит лишь глянец и гламур. Ценностями этого круга людей являются статус и внешность: они намного «важнее истинного существования». Так, для достижения должного уровня мужчины заводят себе молодых жён, выбранных по определённому типу, а женщины, стремясь получить работу в глянцевом журнале, мучают себя диетами: «ведь толстого человека нельзя показывать: его нет в гламуре».

Трудно не согласиться с мнением Т. Толстой. Действительно, если раньше люди задумывались над своими духовными качествами, то сегодня для высшего общества важна «красивая обёртка», а внутренний мир человека не имеет уже никакого значения.

Как вы считаете, почему молодые женщины решаются сейчас на опасные пластические операции или в связи модой на худых подвергают себя анорексии (ужасное истощение организма)? Потому что быть толстым и некрасивым – значит, стать изгоем и тем самым закрыть себе дорогу в высшее общество.

Но современная литература все-таки дает нам примеры и другого рода. Вспомним Катю Белову, героиню повести Ю. Короткова «Головная боль». Казалось бы, мечта многих ее ровесниц о богатом муже воплотилась в жизнь. Виктор готов весь мир положить к ногам красивой и строптивой москвички только потому, что она не похожа на гламурных девиц, с которыми он прежде общался. Но Катя не желает жить в «золотой клетке», ее раздражают телохранители, ей скучно на модной тусовке. Девушка хочет добиться всего собственными силами.

Таким образом, могу сделать вывод. Несмотря на то что для современного высшего общества важны прежде всего положение и «красивая обёртка», а духовные ценности, к сожалению, утратили своё значение, еще остались сильные личности, думающие о глобальных вещах, а не о гламуре.

РУССКИЙ ЯЗЫК

В. Н. Александров

о. и. Александрова

Энциклопедия аргументов

Создавая эту книжку, мы хотели помочь ученикам успешно сдать единый государственный экзамен по русскому языку. В процессе подготовки к сочинению выяснилось на первый взгляд странное обстоятельство: многие старшеклассники не могут обосновать тот или иной тезис какими - либо примерами. Теле­видение, книги, газеты, сведения из школьных учебников ­ весь этот могучий поток информации должен как будто бы снабдить ученика необходимым материалом. Почему же рука пишущего сочинения беспомощно застывает на том месте, где нужно аргументировать личностную позицию?

Проблемы, которые испытывает ученик, когда пытается обосновать то или иное утверждение, вызваны скорее не тем, что он не знает каких-то сведений, а тем, что известные ему сведения он не может нужным образом применить. Нет аргу­ментов «от рождения», высказывание приобретает функцию аргумента, когда оно доказывает или опровергает истинность или ложность тезиса. Аргумент в сочинении на ЕГЭ по русскому языку выступает как определенная смысловая часть, которая сле­дует после некоторого утверждения (всем известна логика любо­го доказательства: теорема - обоснование - вывод),

В узком смысле - применительно к сочинению на ЕГЭ ­ аргументом следует считать пример, который определенным образом оформлен и занимает соответствующее место в ком­позиции текста.

Пример - это факт или частный случай, используемый в качестве отправного пункта для последующего обобщения или для подкрепления сделанного обобщения.

Пример представляет собой не просто факт, а типический факт , т.е, факт, обнаруживающий определенную тенденцию, служащий основанием для некоего обобщения. Типизирую­щая функция примера объясняет широкое его использование в процессах аргументации.

Чтобы пример воспринимался не как обособленное выска­зывание, представляющее некую информацию, а как аргумент, его необходимо композиционно оформить : он должен занимать подчинительное положение в смысловой иерархии по отноше­нию к утверждаемому, служить материалом для выводимых положений.

Наша энциклопедия аргументов содержит несколько те­матических рубрик, каждая из которых делится на следующие разделы:

1. Проблемы

2. Утверждающие тезисы, которые необходимо обосновать

3. Цитаты (они могут использоваться как для развертывания вступления, так и для создания финальной части сочине­ния)

4. Примеры, которые могут быть использованы для аргументации генерального тезиса.

Возможно, кого-то смутит очевид­ное тождество аргументов из разных тематических рубрик. Но ведь любая общественная проблема, в конечном счете, сводится к обнаженному противостоянию добра и зла, жизни и смерти, а эти универсальные категории втягивают в свою орбиту все многообразие человеческих проявлений. Поэтому, говоря, на­ пример, о необходимости беречь природу, мы должны гово­рить и о любви к родине, и о нравственных качествах человека.

Проблемы

1. Нравственные качества настоящего человека

2. Судьба человека

3.Гуманное отношение к человеку

4. Милосердие и сострадание

Утверждающие тезисы

1. Несите миру свет и добро!

2. Любить человека - вот главный принцип гуманизма.

3. Мы несем ответственность за чужую жизнь.

4. Помоги, утешь, поддержи - и мир станет чуточку добрее.

Цитаты

1. Мир сам по себе ни зло, ни благо, он вместилище и того и другого, смотря по тому, во что вы сами его превратили (М.Монтень, французский философ-гуманист).

2. Если жизни жизнь твоя не пробудит, в вечной смене бытия мир тебя забудет (И.Гете, немецкий писатель).

3. Единственная заповедь: «Гори» (М. Волошин, русский поэт).

4.Светя другим, сгораю (Ван Тюльп, Голландский медик).

5. Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро (А. Чехов, русский писатель).

Аргументы

Самопожертвование. Любовь к ближнему.

1) Американский писатель Д. Лондон в одном из своих про­изведений рассказал о том, как мужчина и его жена заблуди­лись в бескрайней заснеженной степи. Запасы еды кончались, и женщина с каждым днем слабела все больше и больше. Когда она упала без сил, муж нашел у нее в карманах сухари. Ока­зывается, женщина, понимая, что еды на двоих не хватит, бе­регла пищу, чтобы дать возможность любимому спастись.

2) Выдающийся русский писатель Б. Васильев рассказал про доктора Янсена. Он погиб, спасая детей, провалившихся в ка­нализационную яму. Человека, которого и при жизни почита­ли как святого, хоронил весь город.

3) В одной из книг, посвященных Великой Отечественной войне, бывший блокадник вспоминает о том, что ему, умира­ющему подростку, во время страшного голода спас жизнь по­ жилой сосед, который принес банку тушенки, присланную сыном с фронта. «Я уже старый, а ты молодой, тебе еще жить да жить» - сказал этот человек. Он вскоре умер, а спасенный им мальчик на всю жизнь сохранил о нем благодарную память.

4) Трагедия произошла в Краснодарском крае. В доме для престарелых, где проживали больные старики, которые не мог­ ли даже ходить, начался пожар. На помощь инвалидам броси­лась медсестра Лидии Пашенцева. Женщина вытащила из огня несколько больных, но сама выйти не смогла.

5) Рыбы пинагоры откладывают икру на границе отлива.

Если ушедшая вода обнажает кучку икры, то можно увидеть трогательное зрелище: охраняющий икру самец время от вре­мени поливает ее изо рта, чтобы она не пересохла. Вероятно, забота о ближнем - это свойство всего живого.

6) В 1928 году потерпел аварию дирижабль известного ита­льянского путешественника Нобиле. Потерпевшие оказались на льду, они по рации послали сигнал бедствия. Едва пришло сообщение, норвежский путешественник Р. Амундсен снаря­дил гидросамолет и, рискуя жизнью, отправился на поиски Нобиле и его товарищей. Вскоре связь с самолетом прерва­лась, лишь спустя несколько месяцев были найдены его об­ ломки. Знаменитый полярник погиб, спасая людей.

7) Во время Крымской войны известный врач Пирогов, уз­нав о бедственном положении гарнизона, оборонявшего Сева­стополь, стал проситься на войну. Ему отказали, но он был настойчив, потому что не мыслил для себя спокойной жизни, зная, что множество раненых нуждаются в помощи опытного хирурга.

8) В преданиях древних ацтеков говорил ось о том, что мир четырежды полностью разрушался. После четвертого катаклизма погасло солнце. Тогда собрались боги и стали думать, как со­творить новое светило. Они разложили большой костер, и его свет разогнал тьму. НО чтобы свет от костра не гас, кто-то из богов должен был добровольно принести себя в жертву огню. И тогда один юный бог бросился в пылающее пламя. Так появилось солнце, которое озаряет нашу землю. В этой легенде выражена мысль о том, что самоотверженность - это и есть свет нашей жизни.

9) Известный кинорежиссер С. Ростоцкий говорил, что снял фильм «А зори здесь тихие... » как дань благодарности женщи­не-санитарке, которая вытащила его с поля боя во время Ве­ликой Отечественной войны.

1О) Натуралист Евгений Маре, три года живший среди па­вианов в Африке, однажды подсмотрел, как леопард залег око­ло тропы, по которой торопилось к спасительным пещерам запоздавшее стадо павианов: самцы, самки, малыши - словом, верная добыча. От стада отделились два самца, потихоньку взоб­рались на скалу над леопардом и разом прыгнули вниз. Один вцепился в горло леопарду, другой в спину. Задней лапой лео­пард вспорол брюхо первому и передними лапами переломил кости второму. Но за какие-то доли секунды до смерти клыки первого павиана сомкнулись на вене леопарда, и на тот свет отправилась вся тройка. Конечно, оба павиана не мог­ли не почувствовать смертельную опасность. Но стадо они спас­ли.

Сострадание и милосердие. Чуткость

1) У М. Шолохова есть замечательный рассказ «Судьба че­ловека». В нем повествуется о трагической судьбе солдата, ко­торый во время войны потерял всех родных. Однажды он встре­тил мальчика-сироту и решил назваться его отцом. Этот по­ступок говорит о том, что любовь и желание делать добро дают человеку силы для жизни, силы для того, чтобы противостоять судьбе.

2) В. Гюго в романе «Отверженные» рассказывает историю вора. Переночевав в доме епископа, утром этот вор украл у него серебряную посуду. Но через час полиция задержала пре­ступника и доставила его в дом, где ему дали ночлег. Священ­ник сказал, что этот человек ничего не воровал, что все вещи он взял с разрешения хозяина. Вор, пораженный услышанным, в одну минут пережил подлинное перерождение, и после этого он стал честным человеком.

3) Один из ученых-медиков настаивал на том, чтобы со­трудники лаборатории работали в поликлинике: они должны были видеть, как страдают больные. Это заставляло молодых иссле­дователей работать с утроенной энергией, поскольку от их уси­лий зависела конкретная человеческая жизнь.

4) В древнем Вавилоне больного выносили на площадь, и каждый прохожий мог дать ему совет, как исцелиться, или просто сказать сочувственное слово. Этот факт показывает, что уже в древние времена люди понимали, что нет чужой беды, нет чужого страдания.

5) Во время съемок фильма «Холодное лето 53 ... », которые проходили в глухой карельской деревушке, собрались все окре­стные жители, особенно дети, чтобы увидеть «дедушку Волка» - Анатолия Папанова. Режиссер хотел прогнать жителей, что­ бы они не мешали съемочному процессу, но Папанов собрал всех ребятишек, пообщался с ними, написал каждому что-то в тетрадку. И дети, блестя от счастья глазами, смотрели на вели­кого актера. В их памяти навсегда осталась встреча с этим че­ловеком, который ради них прервал дорогостоящие съемки.

6) Древние историки рассказывали о том, что Пифагор по­купал у рыбаков рыбу и выбрасывал ее обратно в море. Люди смеялись над чудаком, а он говорил, что, спасая рыб от сетей, он пытается уберечь людей от страшной доли - оказаться в рабстве у завоевателей. Действительно, все живое связано не­ видимыми, но прочными нитями причинности: каждый наш поступок, будто гулкое эхо, раскатывается по пространству мироздания, вызывая те или иные последствия.

7) Ободряющее слово, заботливый взгляд, ласковая улыбка помогают человеку добиться успеха, укрепляют его веру в свои силы. Психологи провели любопытный эксперимент, который наглядно доказывает справедливость этого утверждения. На­брали случайных людей и попросили их в течение некоторого времени делать скамейки для детского садика. Работников пер­вой группы постоянно хвалили, а другой - ругали за неумение и небрежность. Каков же результат? В первой группе сделали скамеек в два раза больше, чем во второй. Значит, доброе сло­во действительно помогает человеку.

8) Каждый человек нуждается в понимании, сочувствии, ду­шевной теплоте. Однажды выдающийся русский полководец А. Суворов увидел молодого солдата, который, испугавшись предстоящего сражения, убежал в лес. Когда враг был разбит, Суворов наградил героев, орден достался и тому, кто малодушно отсиделся в кустах. Бедный солдат чуть не провалился от стыда. Вечером он вернул награду и признался командиру в своей трусости. Суворов сказал: «Я беру твой орден на хране­ние, потому что верю в твою храбрость!». В следующем же бою солдат поразил всех своим бесстрашием и мужеством и зас­луженно получил орден.

9) Одна из легенд рассказывает о том, как шли однажды по земле святой Касьян и Никола Угодник. Увидели мужика, ко­торый пытался вытащить из грязи телегу. Касьян, торопясь на важное дело и не желая пачкать райское платье, пошел даль­ше, а Никола помог мужику. Когда об этом узнал Господь, он решил дать Николе два праздника в году, а Касьяну один в четыре года - 29 февраля.

10) В раннем Средневековье тобой благовоспитанный, на­божный хозяин считал своим долгом приютить под кровом своего дома нищего бродягу. Считалось, что молитвы обездо­ленного скорее доходят до Бога. Хозяева просили несчастного бродягу помолиться за них в храме, за это давали ему монетку. Конечно, это радушие было не лишено определенной корыс­ти, тем не менее уже тогда в сознании людей зарождались нрав­ственные законы, которые требовали не обижать обездолен­ных, жалеть их.

11) Известный тренер по фигурному катанию Станислав Жук обратил внимание на девочку, которую все считали бесперс­пективной. Тренеру понравилось, что она, не обладая особым талантом, трудилась, не жалея себя. Жук поверил в нее, стал с ней заниматься, из этой девочки выросла самая титулованная фигуристка ХХ века Ирина Роднина.

12) Многочисленные исследования психологов, которые изучают проблемы школьного образования, доказывают, как важно внушить ребенку веру в его силы. Когда учитель возла­гает на учеников большие надежды, ждет от них высоких ре­зультатов, то уже это оказывается достаточным, чтобы повы­сить уровень интеллекта на 25 пунктов.

13) Почти невероятный случай рассказывали в одной из телевизионных передач. Девочка написала сказку о своей под­руге, которая с самого детства из-за тяжелой болезни не могла ходить. В сказке говорилось о волшебном исцелении больной. Подруга прочитала сказку и, как она сама призналась, решила, что теперь должна выздороветь. Она просто отбросила косты­ли и пошла. Вот таким волшебством оборачивается искренняя доброта.

14) Сострадание присуще не только человеку. Оно свойственно даже животным, и это свидетельство естественной природы этого чувства. Ученые проделали такой опыт: рядом с экспериментальной камерой поместили клетку с крысой, которая получала удар током каждый раз, когда одна из ее сопле­менниц брала с полки хлебный шарик. Некоторые крысы про­должали бегать и поглощать пищу, не обращая внимания на страдающее существо. Другие быстро хватали корм, убегали в другой угол камеры, а затем поедали его, отвернувшись от клетки с истязаемым сородичем. Но большинство животных, услышав писк боли и обнаружив ее причину, сразу отказывались от пищи и не подбегали к полке с хлебом.

Черствое и бездушное отношение к человеку

1) В январе 2006 года во Владивостоке произошел страш­ный пожар. Загорелось помещение сбербанка, который нахо­дился на восьмом этаже «высотки». Начальник потребовал, чтобы сотрудницы сначала спрятали все документы в сейф, а потом уже эвакуировались. Пока убирали документы, пожар охватил коридор, и многие девушки погибли.

2) Во время недавней войны на Кавказе произошел случай, который вызвал справедливое негодование в обществе. В гос­питаль привезли раненого солдата, но врачи отказались его принимать, сославших на то, что их учреждение принадлежит системе МВД, а солдат относится к ведомству Министерства обороны. Пока искали нужную медсанчасть, раненный погиб.

3) В одной из германских, легенд рассказывается об одном человеке, который, проведя много лет в грехе, решил покаять­ся и начать праведную жизнь. Он отправился к Папе римско­му, чтобы попросить у него благословения. Но Папа, услышав исповедь грешника, воскликнул, что прежде его трость покро­ется листьями, чем тот получит прошение. Грешник понял, что ему поздно каяться, пошел грешить дальше. Но на следую­щий день трость Папы вдруг покрылась зелеными листьями, за грешником отправили гонцов, чтобы объявить ему о проще­нии, но нигде не смогли его найти.

4) Положение отвергнутого всегда трагично. Даже если он несет новое знание, новые истины, его никто не слушает. Ученые обращают внимание на то, что такое явление происходит и среди животных. Обезьяну, которая в своем стаде занимала низкое положение, научили с помощью сложных манипуляций добывать бананы. Сородичи просто отнимали эти бананы, даже не пытаясь понять, каким образом они добывались. Когда же таким приемам научили вожака стаи, то все сородичи с интере­сом следили за его манипуляциями и пытались ему подражать.

5) Словом можно спасти человека, а можно его погубить.

Трагедия случилась за день до операции. Английский хирург нарисовал известному российскому актеру Евгению Евститне­еву его сердце и объяснил, что из четырёх клапанов у него ра­ботает только один, и то всего на 10 процентов. «ВЫ умрёте в любом случае, - сказал доктор, - будете делать операцию или нет». Смысл его слов заключался в том, что нужно риск­нуть, согласившись на операцию, ведь все мы смертны, все мы рано или поздно умрем. Великий актёр мгновенно представил себе то, о чём говорил врач. И сердце остановилось.

6) Наполеон в юности бедствовал, почти голодал, мать пи­сала ему отчаянные письма, взывая о помощи, потому что ей нечем было кормить огромную семью. Наполеон засыпал про­шениями разные инстанции, прося хоть какого-то подаяния, готов был служить кому угодно, только бы заработать скудные средства. Не тогда ли, столкнувшись с чванливым высокоме­рием и бездушием, он начал лелеять мечты о власти над всем миром, чтобы отомстить всему человечеству за испытанные муки.

Проблемы

1. Человек и родина

2. Связь человека со своим народом

Утверждающие тезисы

1.Люби, цени и защищай свою отчизну.

2. Любовь к родине проявляется не в громких словах, а в бережном отношении к тому, что тебя окружает.

3. Каждый из нас - живая частица реки времени, которая из прошлого течет в будущее

Цитаты

1. Человеку нельзя жить без родины, как нельзя жить без сер­дца (К. Паустовский).

2. Потомство мое прошу брать мой пример: до издыхания быть верным отечеству (А. Суворов).

3. Всякая благородная личность глубоко сознает свое кровное родство, свои кровные связи с отечеством (В. Белинский).

Аргументы

Человек не может без своей родины

1) Известный писатель рассказал историю декабриста Сухинова, который после разгрома восстания смог скрыться от полицейских ищеек и после мучительных скита­ний, наконец, выбрался к границе. Еще минута - и он обретет свободу. Но беглец посмотрел на поле, лес, небо и понял, что не сможет жить на чужбине, вдали от родины. Он сдался поли­ции, его заковали в кандалы и отправили на каторгу.

2) Выдающийся русский певец Федор Шаляпин, вынужден­ный уехать из России, все время возил с собой какой-то ящик. Никто не догадывался, что в нем находится. Лишь спустя много лет близкие узнали, что Шаляпин хранил в этом ящике горсть родной земли. Недаром говорится: родная земля и в горсти мила. Очевидно, великому певцу, горячо любившему свою отчизну, необходимо было ощущать близость и тепло родной земли.

3) Фашисты, оккупировав Францию, предложили генералу Деникину, воевавшему против Красной Армии во время граж­данской войны, сотрудничать с ними в борьбе против Советского Союза. Но генерал ответил резким отказом, потому что родина для него была дороже политических разногласий.

4) Африканские невольники, вывезенные в Америку, тос­ковали о родной земле. В отчаянии они убивали себя, надеясь на то, что душа, сбросив тело, сможет, будто птица, унестись домой.

5) Самым страшным наказанием в древности считалось изгнание человека из племени, города или страны. За пределами своего дома - чужбина: чужая земля, чужое небо, чужой язык... Там ты совсем один, там ты никто, существо без прав и без имени. Вот почему покинуть родину значило для человека утратить все.

6) Выдающемуся русскому хоккеисту В. Третьяку предло­жили переехать в Канаду. Пообещали купить ему дом, платить большую зарплату. Третьяк показал рукой на небо, землю и спросил: «А это вы тоже для меня купите?». Ответ знаменитого спортсмена привел всех в замешательство, и больше никто к этому предложению не возвращался.

7) Когда в середине 19 века английская эскадра осадила сто­ лицу Турции Стамбул, все население встало на защиту своего города. Горожане разрушали собственные дома, если они ме­шали турецким пушкам вести прицельный огонь по вражес­ким кораблям.

8) Однажды ветер решил свалить могучий дуб, который рос на холме. Но дуб только гнулся под ударами ветра. Спросил тогда ветер у величественного дуба: «Почему я не могу побе­дить тебя?».

Дуб отвечал, что не ствол его держит. Сила его в том, что он в землю врос, корнями за нее держится. В этой бесхитростной истории выражена мысль о том, что любовь к родине, глубин­ная связь с национальной историей, с культурным опытом предков делает народ непобедимым.

9) Когда над Англией нависла угроза страшной и опусто­шительной войны с Испанией, то все население, доселе разди­раемое враждой, сплотил ось вокруг своей королевы. Купцы и дворяне на свои деньги снаряжали армию, люди простого зва­ния записывались в ополчение. Даже пираты вспомнили о своей родине и привели свои корабли, чтобы спасти ее от врага. И «непобедимая армада» испанцев была разгромлена.

10) Турки во время своих военных походов захватывали пленных мальчиков и юношей. Детей насильно обращали в ислам, превращали в воинов, которых называли янычарами. Турки надеялись на то, что лишенные духовных корней, забывшие свою родину, воспитанные в страхе и покорности, новые вои­ны станут надежным оплотом государства. Но этого не произошло: янычарам нечего было защищать, жестокие и беспо­щадные в бою, они при серьезной опасности обращались в бегство, постоянно требовали повышения жалованья, отказы­ вались служить без щедрой награды. Кончилось все тем, что отряды янычар расформировали, а жителям под страхом смер­ти запрещалось даже произносить это слово.

11) Античные историки рассказывают об одном греческом атлете, который отказался воевать за Афины, объяснив это тем, что ему нужно готовиться к спортивным состязаниям. Когда же он изъявил желание участвовать в Олимпийских играх, граж­дане ему сказали: «Ты не захотел разделить с нами горе, зна­чит, ты не достоин и того, чтобы делить с нами радость».

12) Знаменитый путешественник Афанасий Никитин во вре­мя своих странствий повидал много диковинного и необычно­го. Об этом он рассказал в своих путевых заметках «Хождение за три моря». Но экзотика дальних стран не погасла в нем любви к отчизне, напротив, в его душе еще сильнее разгоре­лась тоска по отчему дому.

13) Однажды во время первой мировой войны на одном военном совещании Николай-2 произнес фразу, которая на­чиналась так: «Мне и России... ». Но один из генералов, при­сутствующих на этом совещании, вежливо поправил царя: «Ваше Величество, ВЫ, наверное, хотели сказать «России и Вам... » Николай П признал свою ошибку.

14) Лев Толстой в своем романе «Война И мир» раскрывает «военную тайну» - причину. которая помогла России в Отече­ственной войне 1812 года одержать победу над полчищами французских захватчиков. Если в других странах Наполеон сра­жался против армий, то в России ему противостоял весь народ. Люди разных сословий, разных званий, разных национально­стей сплотились в борьбе против общего врага, а с такой могу­чей силой никто не может сладить.

] 5) Великий русский писатель И. Тургенев называл себя Антеем, потому что нравственные силы ему давала именно любовь к отчизне.

16) Наполеон, войдя в Россию, знал, что крестьяне сильно притеснялись помещиками, поэтому надеялся на поддержку простого народа. Но каково было его удивление, когда ему до­ложили, что мужики не хотят продавать фураж за твердую ва­люту. «Они не понимают своей выгоды?!» - в недоумении и растерянности воскликнул император.

17) Когда выдающийся русский врач Пирогов придумал ап­парат для вдыхания эфирных паров, то он обратился к одному жестянщику с просьбой изготовить его по чертежам. Жестян­щик узнал, что этот аппарат предназначен для оперирования солдат, воевавших во время Крымской войны, и сказал, что сделает все бесплатно ради российского народа.

190 Немецкий генерал Гудериан вспоминал поразивший его случай. Во время Великой Отечественной войны был захвачен советский артиллерист, который в одиночку волок пушку с единственным снарядом. Оказывается, этот боец подбил четы­ ре вражеских танка и отразил танковую атаку. Какая сила зас­тавила солдата, лишенного поддержки, отчаянно сражаться против врагов - этого немецкий генерал не мог понять. Имен­но тогда он произнес ставшую исторической фразу: «Не похо­же, чтобы через месяц мы гуляли по Москве».

20) Бойца Красной Армии Никодима Корзенникова назы­вают феноменальным: это был единственный во всех армиях мира глухонемой от рождения солдат. Он пошел добровольцем на фронт, чтобы защищать свою родину. Спасая командира отряда, он попал в плен. Его жестоко избивали, не догадыва­ясь, что ОН просто не способен выдать какие-либо военные тайны - глухонемой! Никодима приговорили к повешению, но он ухитрился сбежать. Раздобыл немецкий автомат и вышел к своим. Он воевал пулеметчиком на самых опасных участках войны. Откуда у этого человека, который не мог ни слышать, ни говорить, взялись силы делать то, в чем ему отказала сама природа? Конечно, это была искренняя и самозабвенная лю­бовь к родине.

21) Знаменитый полярник Седов подарил как-то балерине Анне Павловой красивую умную лайку. Анна Павлова любила брать эту собаку с собой на прогулку. Но случилось непред­виденное. Ехали они мимо заснеженной Невы, лайка увидела бескрайние просторы снежного поля, с лаем выскочила из са­ней и, радуясь знакомому пейзажу, быстро исчезла из виду. Так и не дождалась Павлова своего питомца.