Славяне и скандинавы от пращуров. Скандинавы: кто это такие, кого так называют? Описание и исторические сведения о народах Скандинавские славяне

Annotation

Wikinger und Slawen ZurFriihgeschichte der Ostseevolker

СЛАВЯНЕ И СКАНДИНАВЫ

От издательства

Введение

Йоахим Херрман.Племена и народы Балтики на рубеже античности и средневековья

Новые основы истории

Год 793-й - походы викингов

Проблемы навигации

В. В. Седов. Племена восточных славян, балты и эсты

Кривичи и словене

Летто-литовские племена

Эсто-ливские племена

А. Н. Кирпичников, И. В. Дубов, Г. С. Лебедев. Русь и варяги (русско-скандинавские отношения домонгольского времени)

Верхняя Русь

Путь из варяг в греки

Эпилог: феодальное средневековье

Б. А. Рыбаков. Культура средневекового Новгорода

Витольд Гензель. Культура и искусство Польского Поморья в эпоху раннего Средневековья (VII - XI вв.)

Иоахим Херрман. Ободриты, лютичи, руяне

Послесловие

Приложение. Цветные иллюстрации

Список сокращений

Источники и литература

Wikinger und Slawen ZurFriihgeschichte der Ostseevolker

Ioachim Herrmann in Verbindung mit Aarni Era-Esko, Witold Hensel Wilhelm Holmqvist

Ole Klindt-Jensen, Niels-Knud Liebgott Erik Nylen, Else Roesdahl Boris Aleksandrovic Rybakov Valentin Vasil’evic Sedov

AKADEMIE-VERLAG BERLIN 1982

СЛАВЯНЕ И СКАНДИНАВЫ

Перевод с немецкого

Общая редакция

кандидата филологических наук

Е. А. Мельниковой

МОСКВА ПРОГРЕСС 1986

ББК 63.4 С 472

Перевод с немецкого Г. С. Лебедева

Славяне и скандинавы: Пер. с нем./Общ. ред. Е. А. Мельниковой.-М.: Прогресс, 1986. 416 с. с илл., 24 с. цв. илл.

Авторы книги известные ученые из СССР, ГДР, Польши, Швеции, Дании и Финляндии на основе обширного круга письменных, археологических источников VI - XII веков прослеживают историю возникновения и становления первых государств у славянских и скандинавских народов.

В книге дана подробная характеристика экономики, культуры, искусства, нравов и обычаев славян и скандинавов, исследуются их взаимосвязи. Обосновывается тезис о равноправном и творческом вкладе этнических, национальных культур в создание общеевропейской культуры.

ББК 63.4

с 0507000000- 675 5 fjf) 006(01)-86

Редакция литературы по истории

© Akademie Verlag Berlin 1982

Перевод на русский язык, глава «Русь и варяги», послесловие и примечания издательство «Прогресс», 1986

От издательства

Введение

Йоахим Херрман. Славяне и норманны в ранней истории балтийского региона

Племена и народы Балтики на рубеже античности и средневековья

Новые основы истории

Социальные условия и формы развития культуры и искусства в странах Балтийского региона

Социальный строй и художественное творчество Скандинавии эпохи викингов

Общественные основы культуры и искусства славянских племён

Скандинавия и Северо-Западная Европа

Тенденции художественного развития на южном побережье Балтики

Сферы проявления балтийской культуры

Славяне и викинги как торговцы и воины

Год 793-й - походы викингов

Становление феодальных государств

Раннегородские центры и международная торговля в Восточной и Северо-Западной Европе

Купец и воин в балтийской торговле

Три этапа раннегородского развития

Эпоха расцвета раннего города и торговли в IX-X вв.

Социально-политическая структура раннегородских центров

Ранние города и бурговые города

Торговый транспорт и структура товарооборота в экономике Балтики

Корабли и судоходство в Балтийском море

Проблемы навигации

Организация торговли, тоннаж судов

Экономические зоны Балтийского региона

Структура товарооборота балтийской торговли

Странствующие мастера и унификация культуры

Общие и особенные черты в балтийской культуре. Этапы её развития

Дания и даны

Оле Клиндт-Енсен. Рунические камни - зеркало социальных отношений

Оле Клиндт-Енсен. Ранние города и укрепления

Эльза Рёсдаль. Язычество, христианство и международные связи

Оле Клиндт-Енсен. Искусство и художественный стиль

Нильс-Кнуд Либготт. Керамика - свидетельство связей со славянским побережьем

Швеция и шведские племена

Вильгельм Хольмквист. Начальные века: культура и искусство вендельского периода

Эрик Нюлен. Эпоха викингов и ранее средневековье в Швеции

Племена Финляндии

Аарни Эря-Эско. Племена Финляндии

В. В. Седов. Племена восточных славян, балты и эсты

Кривичи и словене

Летто-литовские племена

Эсто-ливские племена

А. Н. Кирпичников, И. В. Дубов, Г. С. Лебедев. Русь и варяги (русско-скандинавские отношения домонгольского времени)

Верхняя Русь

Ростовская земля - «Арса» арабских географов

Путь из варяг в греки

Новые аспекты культурно-исторического процесса и новые виды источников

Уровни и этапы развития славяно-скандинавских отношений IX-XI вв.

Скандинавские отряды профессиональных воинов, которых на западе Европы называли норманнами ("северными людьми"), а на востоке-варягами (от шведского var - клятва), с конца IX - начала X века. совершали нападения на земли Дании, Англии, Франции, Южной Прибалтики, дошли до Средиземного моря и задолго до Христофора Колумба высадились в Америке. Основными их занятиями стали военный промысел, военная служба и торговля. Варяги отличались мужеством, храбростью, настойчивостью, безжалісністю как к противнику, так и к себе. Оседая на местах своих победоносных вылазок, смешиваясь с местным населением, викинги быстро втягивались в культуру покоренных территорий.

нач. IX ст. активизировалось проникновение варягов через систему рек и озер вглубь Восточной Европы. Направляясь на восток, скандинавы преследовали скорее торговую, чем военную цель. Ладожское озеро и г. Волхов служили "въездными воротами" с Балтики: через бассейн оз. Ильмень отсюда можно было добраться до Волги, ею достичь земель волжских булгар и Хазарии, а пересекая Каспийское море - арабских стран Средней и Передней Азии. Предприимчивые купцы-воины переправляли на юг мед, воск, меха, рабов. Со временем южное направление начинает преобладать в здобичницькій, военно-служебной и торговой деятельности скандинавов.

С IX века. скандинавские мореплаватели начали осваивать новый торговый путь на юг, который получил название "путь из варяг в греки". С оз. Ильмень по малых реках и речных волоках их лодки добывались верховьев Днепра, а уже оттуда по Днепру спускались в Черное море. Оседая в приречных населенных пунктах, варяги или подчиняли окрестные племена, принуждая их к уплате дани, либо вступали с ними в союзнические отношения. Относительно Киева, то там сходились речные транзитные пути, и собственно эта специфика расположения города, которая позволяла контролировать весь днепровский путь, предоставила ему роль базы, с которой в течение IX века. норманны осуществили постепенное объединение территорий, связанных конфигурацией гидрографической сети с Днепром.

Отметим, что археологическая наука не обнаружила следов длительного пребывания или экономического или бытового влияния скандинавов в Среднем Поднепровье периода основания Русской земли. На восточнославянских землях они появились тогда, когда здесь уже существовала собственная государственность.

Происхождение названия "Русь"

Нестор-летописец, делая бл. 860 г. запись о походе Аскольда и Дира на Константинополь, отмечает, что с того времени "начася прозивати Руска земля".

В исторических источниках, как известно, по-разному толкуется термин "Русь". Кое-кто из исследователей пытается доказать его финское происхождение, другие ищут его корни в шведской, славянском языках. Это свидетельствует о широком распространении названия "Русь" у других народов. Постепенно термин "Русь" начинает касаться всех дружинников, в том числе и славянского происхождения. Название "Русь" распространяется, прежде всего, на полян, которые господствовали в протодержавному образовании на Приднепровье, а затем и на всех восточных славян. Этим же словом именовали и Древнерусское государство с центром в Киеве Официальные названия "Русь", "Русская земля" в X-XI вв. становятся общеупотребительными на всем ее пространстве.

Итак, слово "Русь" возникло не как этноним, а как политическое название государственного объединения.

Историческое развитие Украины начался 1 млн. гг. к н.е. и стал составной частью эволюции человечества.

Изменения на территории Украины в архаическую сутки происходили, как в мире в целом, но и имели определенные особенности.

Трипольская культура была одной из древнейших земледельческих культур мира (IV-Ш тыс. к н.э.).

Южные украинские степи долгое время были заселены кочевниками, которые оставили заметный след в истории Украины. Первый известный науке кочевой народ, который жил на Юге, - киммерийцы (кон. II тыс. - VII вв. к н.е.). Они образовали первое в южных степях государственное объединение.

С VII века. к н.е. по V ст. н.е. в Северном Причерноморье существовали античные города-государства, обеспечивая тесные культурные связи украинских земель с античным миром.

В лесостепных районах Украины в начале н.е. расселяются славяне.

На месте антского складываются новые государственные объединения, а в IX ст. н.е. возникает государство - Киевская Русь.

В древние времена под «русью» понимали совсем не славян, и не русский народ, которого тогда еще не существовало, а скандинавов-шведов. Подробнее об этом в нижеследующем обзоре по шведским публикациям.

Картина «Заморские гости», изображающая варягов, известного русского художника Николая Рериха (годы жизни: 1874-1947).

Картина «Заморские гости», изображающая варягов, известного русского художника Николая Рериха (годы жизни: 1874-1947). Картина была написана в 1901 г., хранится ныне в Третьяковской галерее в Москве.

Этой картиной цитируемое здесь издание «Все, что вы хотели знать о Швеции», выпущенное в 2000 г. для заграницы на русском языке «Шведским институтом» (Svenska institutet),), «государственным шведским учреждением, стимулирующим интерес и доверие к Швеции в мире», проиллюстрировало также раздел о взаимоотношениях древних шведов-скандинавов и славян.

Сначала предлагаем по нашей теме выдержку из книги «Все, что вы хотели знать о Швеции», изданной в 2000 г. для заграницы «Шведским институтом» (Svenska institutet), «государственным шведским учреждением, стимулирующим интерес и доверие к Швеции в мире»:

«В 907 году многоязыкое войско русов осадило с суши и моря столицу Византийской империи — Константинополь. Варваров было так много и силы их были столь велики, что греки сочли за лучшее не испытывать судьбу в сражении, а откупиться от непрошеных гостей богатыми дарами. Для мирных переговоров в Константинополь отправились послы русов—Карл, Фарлоф (Олоф), Вель-муд (Вемунд), Рулав (Улав) и Стемид (Стенхид). Судя по именам, послы принадлежали к германскому роду-племени. Скорее всего, это были свеи, известные нам как далекие предки современных шведов .

Впервые свеи появились на Востоке по крайней мере за несколько десятилетий до описанных выше событий. Еще в IX веке свейских купцов-дружинников видели на рынках Булгара (недалеко от сегодняшней Казани), Итиля (Астрахань) и в самом Багдаде. Тогда же с неутомимыми путешественниками должны были познакомиться и племена восточных славян, чьи земли, а точнее реки, лежали на пути скандинавов к богатствам цивилизованного мира.

Полноводные реки Восточной Европы свеи преодолевали, налегая на весла. Поэтому те из них, кто отправлялся на Восток, называли себя гребцами, возможно, «рутсмен» или «рутскарл» (от древнескандинавского «roths-» — гребля). Финские племена, встретившие этих «гребцов» раньше славян, переиначили скандинавское название на свой лад — «роотси/руотси». Это имя сохранилось в современном эстонском и финском языках и обозначает Швецию. Большинство филологов сходятся сегодня на том, что именно из эстонско-финского варианта произошла славянская форма того же слова — «русь»

Титульная страница цитируемого здесь издания «Все, что вы хотели знать о Швеции», выпущенного в 2000 году для заграницы «Шведским институтом» (Svenska institutet), «государственным шведским учреждением, стимулирующим интерес и доверие к Швеции в мире».

На первых порах общение скандинавской руси со славянами ограничивалось мелкой торговлей да банальным разбоем . Анархия продолжалась до тех пор, пока самые дальновидные и прозорливые не пришли к выводу, что совсем не обязательно отправляться за тридевять земель в чужие страны, чтобы стать богатыми и счастливыми. Для этого достаточно было взять под свой контроль основные торговые пути с запада на восток И с востока на запад.

Вскоре на перекрестках водных магистралей появились крупные торговые и административные центры, защиту которых взяли на себя пришлые вожди и их хорошо вооруженные дружины. Анализ археологических находок говорит о том, что население этих центров по преимуществу составляли славяне и скандинавы .

Причем из скандинавов в славянские земли переселялись, прежде всего, выходцы из Средней Швеции (провинции вокруг озера Мэларен) и Аландских островов. Следы древних шведов и, что не менее интересно, древних шведок, были обнаружены археологами в Старой Ладоге, под Новгородом, Ярославлем, Ростовом, Владимиром, Смоленском и во многих других местах.

Согласно «Повести временных лет», составленной летописцем Нестором в конце XI — начале XII века, от одного из вождей Севера — легендарного Рюрика — вела свое происхождение и великокняжеская династия. Будучи скандинавами, князья и их дружинники привычно величали себя русью. Славяне такой «привилегией» первоначально не обладали . Но не прошло и полувека, как ситуация начала меняться.

Появление славянских воинов в рядах княжеской дружины, успешное освоение скандинавами славянского языка, наконец, проникновение в разноплеменную языческую среду христианской религии привели к тому, что название «русь» постепенно утратило заморский оттенок. Так стала называться новая аристократия зарождающегося восточнославянского государства, а затем и все подвластные руси племена и земли .

Русские князья еще на протяжении полутора веков поддерживали оживленные контакты со своей прародиной, приглашая на воинскую службу наемников из Скандинавии. На Руси последние стали известны под именем «варягов» (от скандинавского varingjar — приносящие клятву верности) . Тесными оставались и династические связи — великий князь Ярослав Мудрый был женат на шведской принцессе Ингегерд, дочери короля Улофа Шётконунга.

Русские следы в Швеции прослеживаются не менее отчетливо, чем варяжские на Руси. О влиянии Православной церкви на распространение христианства в Средней Швеции и на острове Готланд свидетельствуют исторические документы, а также археологические находки и изображения «круглых» византийских крестов на рунических камнях. Целый ряд русских слов, таких как седло (sadel), лавка (lave), торг/рынок (torg), соболь (sobel), толмач (tolk) и другие, получили распространение в шведском языке. В свою очередь русский именослов пополнился именами скандинавского происхождения — Олег (Helgi), Игорь (Ingvar), Глеб (Giuthleifr), Ольга (Неlga)», пишет шведская публикация «Все, что вы хотели знать о Швеции» (2000 г. издания).

Страницы цитируемого здесь издания «Все, что вы хотели знать о Швеции», выпущенного в 2000 году для заграницы «Шведским институтом» (Svenska institutet), «государственным шведским учреждением, стимулирующим интерес и доверие к Швеции в мире», на которых говорится о том, откуда происходит слово «русь», которое теперь у публики ассоциируется исключительно со славянскими народами.

Шведский историк русского происхождения Александр Кан в своей книге «Швеция и Россия в прошлом и настоящем» (1999 г.) в том числе пишет о шведах-скандинавах на славянских землях, не только упоминая о том, что первоначально именно скандинавов-шведов называли «русью», но подробнее рассказывает, как скандинавы заложили основы первого будущего русского государства, и почему славянам повезло, что к ним пришли шведы-варяги. Цитируем:

На финском Швеция называется Ruotsi (как это обозначено и на этой современной финноязычной карте), это финское произношение слова «русь».

Издание «Все, что вы хотели знать о Швеции», выпущенное в 2000 г. для заграницы «Шведским институтом» (Svenska institutet), «государственным шведским учреждением, стимулирующим интерес и доверие к Швеции в мире, пишет на эту тему:

«Полноводные реки Восточной Европы свеи преодолевали, налегая на весла. Поэтому те из них, кто отправлялся на Восток, называли себя гребцами, возможно, «рутсмен» или «рутскарл» (от древнескандинавского «roths-» — гребля). Финские племена, встретившие этих «гребцов» раньше славян, переиначили скандинавское название на свой лад — «роотси/руотси». Это имя сохранилось в современном эстонском и финском языках и обозначает Швецию. Большинство филологов сходятся сегодня на том, что именно из эстонско-финского варианта произошла славянская форма того же слова — «русь».

Кстати, Россия зовется на финском и карельском языках Vene от одноименного слова, означающего лодку.

«Главным местом уже не временных стоянок, а прочных поселений древних шведов в Восточной Европе стало южное побережье Ладоги с городищем, а затем крепостью и городом Ладогой (ныне село Старая Ладога) , в скандинавских источниках именуемая Aldeigjuborg (Старая Ладога располагается в России, в Волховском районе т.н..

Там уже с середины VIII века обнаруживаются следы скандинавских поселенцев. Распространение определенного вида украшений — женских бронзовых застежек-фибул и гривен (железных обручей) с молоточками Тора (языческое божество у германцев), соотношение разного типа погребений указывают на переселение скандинавов семьями из восточной Швеции в район южного Приладожья и верхней Волги в IX-X веках. По сравнению с отпором экспедициям датчан и норвежцев на западе шведы на востоке встретили гораздо меньшее сопротивление.

В русских летописях слава у варягов далеко не столь воинственная и дурная, как в западноевропейских хрониках и византийских источниках .

В русской литературной и устной традиции варяги выступают в разных обличьях — князей, купцов, дружинников, воинов-наемников или как особая часть, группа населения. Любопытно, что их во многих случаях вспоминают с одобрением, крайне редко как враго в , хотя средневековые русские летописцы бывали щедры на осуждение иноземцев.

Не свидетельствует и археология о каких-то крупных вооруженных стычках с северными пришельцами . Со временем скандинавских поселенцев в Приладожье становилось все больше, о чем говорят и первые русские летописи XII века.

Судя опять-таки по распространению других — восточных и преимущественно русских — типов украшений в Швеции, множество шведов ездили туда и обратно. Селились они в четырехугольнике между южной Ладогой, верхней Волгой и озерами Ильмень и Чудским. Поселения скандинавов с большой долей достоверности найдены в Полоцке, Новгороде, Старой Ладоге, Белоозере и Ростове к северо-востоку от Москвы.

Антропологические исследования на русском Северо-Западе показали, что у современных его обитателей больше сходства с нынешним населением восточной Швеции, чем у русских в остальной России.

Известная немецкая хроника сообщает под 839 годом, что вместе с греческим посольством к императору Людовику Благочестивому (королю франков и Запада Прим. сайт) прибыли купцы народа rhos, которые при ближайшем рассмотрении оказались «свионами», т. е. шведами. Они утверждали, что были посланы к византийскому императору своим khakan\’om, т. е. князем (первое слово ~ заимствование у хазар). Шведские исследователи единодушны во мнении, что княжество народа rhos действительно существовало где-то в Восточной Европе и было скандинавским, часть же российских историков Продолжает считать его славянским государством.

Слово «русь» для обозначения скандинавских поселенцев является, по мнению большинства исследователей, в том числе и молодых российских (в отличие от еще советского старшего поколения), финно-угорским по происхождению. Швеция зовется поныне Ruotsi на финском и Rootsi на эстонском языке. Слово считают производным от древнескандинавского rodr или rodz. На современном шведском rodd означает греблю, гребное плавание, оно могло быть перенесено соседями на скандинавов, нередко шедших вдоль балтийских берегов на веслах .

В восточной Швеции есть и приморская область Roslagen, ведущая свое название от средневекового Roden. Кстати сказать, и сама Россия зовется на финском и карельском языках Vene от одноименного слова, означающего лодку. «Русь» и «русин» постепенно стали самоназванием высшего слоя восточнославянского общества: слой этот явно был смешанным — скандинавско-славянским. Со временем это понятие распространилось на всю славянскую Восточную Европу, на Киев и Новгород. Впоследствии «Русь» стала корнем немецкого Russland, латинизированного как Rusia. В конечном счете слово вернулось в Москву и в виде «Россия» стало самоназванием страны и государства с XVII века.

Как ни странно, скандинавские источники эпохи викингов и позднейшие исландские саги не знают ни страны, ни народа «русь», на пользуются другим древнесеверным понятием Gardar, Gardariki, возможно от географического на именования Holmgardr — так сначала скандинавы назвали резиденцию новгородских князей на острове посреди реки Волхов — Рюриково городище. Корень grd имелся в обоих языках — древнешведском и древнерусском. Земли восточных славян поражали викингов обилием укрепленных, огороженных поселений — «протогородов» .

О Славяно-скандинавском симбиозе второй половины IX— первой половины X веков

Напомним, что понятие симбиоз означает взаимно полезное сожительство двух организмов. Греческие источники IX века сообщают о нападениях народа rhos на византийские владения с моря, даже на Константинополь. Самым опасным был поход 860 года. Очевидно при этом, что греки считали нападающих морских разбойников прежде всего скандинавами. Во главе их должны были стоять те скандинавские князья, что уже правили Киевом, крупнейшим городом восточных славян .

Новгородские и киевские князья в IX веке сплошь носили северные имена и явно были скандинавского происхождения: Рюрик (Rorik), Трувор (Torvard), Олег (Helge), Ольга (Helga), Игорь (Ingvar) и др. Равно и посланцы этих князей в первой половине X века имели в большинстве случаев скандинавские имена. Это явствует из известных договоров киевских князей с византийскими императорами, включенных в Начальную Летопись. Летопись (составленная, по общему мнению, в Киеве около 1100 г.) сообщает также, что местные племена — славянские и финно-угорские — в прежние времена платили дань варягам. На это названные племена пошли добровольно, по договору («ряду») с варяжскими вождями, дабы оградить себя от прочих нападений извне. Кормление («гощение») иноземной дружины ощущалось, конечно, как тягость, но варяги обеспечивали безопасность в первую очередь водных торговых путей, в том числе «из варяг в греки» .

Следуя распространенной во всей Европе фольклорной традиции, летописи представляли появление вооруженных отрядов, дружин варягов в славянской и финской среде как призвание, приглашение, причем трех братьев (опять-таки фольклорный образ) во главе с упомянутым Рюриком. Около 862 года те утвердились у впадения реки Волхов в Ладогу. Эта-то весьма условная, недостоверная дата и стала считаться в новое время официальным годом рождения Русского государства .

Впрочем, приглашать князя извне стало впоследствии в средневековом Новгороде правилом, традицией. Однако некоторые, в том те не шведские, исследователи считают призвание «из-за моря» чистой легендой, бродячим мотивом. На пороге XII века мотив этот был подхвачен летописцами для подкрепления легитимности правящей на Руси династии. Российские же приверженцы этой точки зрения считают легенду местным славянским созданием.

Письменные данные о каком-то договоре с вождями викингов могут быть согласованы с выводами новейших исследователей о скандинавских поселениях между Ладогой и верхней Волгой. Договор о защите от нападений извне, скорее всего, заключался с уже знакомыми и осевшими в крае пришельцами. Сбор и уплата дани не обходились без сопротивления и насилия, и все же, повторяем, скандинавские князья и дружинники выглядят в позднейших русских источниках иначе, чем в греческих и западноевропейских. На богатом феодальном Западе норманнские опустошения запечатлелись в отчаянии и ужасе местных летописцев, скандинавская колонизация и владычество оставили там прочные следы в топонимике и политико-правовой терминологии. Ни того, ни другого на Руси не наблюдалос ь.

Зато скандинавские изделия в раскопках здесь гораздо обильнее, чем на Британских островах. Конечно, грабить бедных славянских земледельцев или финских звероловов, разбросанных среди лесов и болот, было пустым делом. Вместо этого напрашивался сговор, компромисс между верхами пришельцев и аборигенов. Варяги обеспечивали не только упорядоченный сбор дани, но и сбыт ее на внешних рынках, куда местной славянской родовой знати было просто не добраться. В удобных местах возникали пункты для сбора дани — погосты. Из их системы вырастало «данническое государство, вырастало не на пустое месте..., а с опорой на уже существовавшие у восточных славян и поразившие воображение викингов «протогорода» — местопребывание родовой элиты. До средневекового феодального строя с его сетью господских сельских имений-замков было еще далеко и славянам, и шведам. Даже много более поздние записи законов «Русской правды» и еще более поздние — областных законов Швеции — не знают развитых феодальных отношений западноевропейского типа .

Восточнославянский город был отныне резиденцией князя (князь — слово германского корня kunja, находимого и в шведском слове konung), взимавшего дань с окрестного населения, находившегося под его защитой, покровительством. Защитная функция совмещалась с управленческой: город становился административным центром даннической округи. Княжеская дружина первоначально располагалась за пределами города, в собственном укрепленном лагере. В городской ограде либо близ «гарнизона» селились тор говцы и ремесленники. Город являлся также и рынком, и славянское слово «торг» в значении рыночном площади вошло в скандинавские и финский языки.

Рюрик, согласно летописи, переселился из Старой Ладоги в Новгород (по-древнешведски Holmgard, возможно прямое заимствование славянского «Холмгород»).

Его сменил малолетний сын Игорь, при котором правителем стал Олег. С него в истории славяно-скандинавского симбиоза начинается новый этап: экспансия в южном направлении. И 880-х годах Олег овладел Смоленском в верхнем течении Днепра . В окрестностях Смоленска расположился крупнейший в Восточной Европе дружинный лагерь Гнездово, столь много давший археологам (в том числе крупнейший на Руси клад скандинавских украшений).

Благодаря завоеваниям Олега выросло крупное княжество, простиравшееся от Ладоги до среднего течения Днепра. То было первое исторически засвидетельствованное у восточных славян государство, и несколько десятилетий оно возглавлялось и управлялось скандинавскими выходцами. Слово «русь» означало в ту пору уже господствующую верхушку в целом, т.е. и скандинавов, и славян, впоследствии же стало названием новой державы .

Первым важным успехом нового государства стало изгнание кочевников-печенегов, долгое время нападавших из степи на славянские поселения и мешавших торговле по Днепру. Во второй половине X века было также разбито царство хазар в нижнем Поволжье и на Северном Кавказе. Хазары тоже пришли из Азии (они были в родстве с волжскими булгарами) и наживались, в частности, на посреднической торговле между Средней Азией и Византией.

Печальная участь балтийских народов под игом немецких рыцарских орденов показывает, что присутствие варягов (скандинавов) оказалось весьма полезно для восточных славян. Тем самым удалось создать сильное собственное государство еще до начала грозного германского «Дранг нах остен» (букв. «Натиск на Восток»).

Далее, в условиях славяно-скандинавского симбиоза древнерусское общество развивалось быстрее и успешнее, чем шведское, пока Киевское государство не распалось в середине XII века на удельные княжества, став затем легкой добычей монгольских завоевателей. Сказанное не означает, будто скандинавский этнический слой долгое время господствовал на Руси. Скандинавские элементы налицо и в древнерусском языке, и праве (например, порядок, вернее беспорядок, престолонаследия), и в народном песенном творчестве (былины), в названиях местностей и погребальном обычае вплоть до XI века включительно. Однако следы эти но сравнению с теми же Британскими островами малы. Первоначальный симбиоз сменился, пусть не так скоро, как считали советские историки, ославяниванием (советские историки всячески отрицали и замалчивали доминирующие иноземное скандинавское участие в основании первого государства славян на Руси, потому что признать это было не слишком патриотично, как и то что «русью» первоначально именовали скандинавов-шведов, пришедших на славянские земли, о чем говорилось выше Прим. сайт).

Такое развитие (ославянивание пришедших скандинавов) напоминает множество случаев в ходе великого переселения германских народов (шведы, напомним, относятся к германской семье народов Прим. сайт). Захватчиков «приручали» как наемных защитников, те вливались в правящую элиту, на время овладевали властью, ассимилировались, после чего следы их таяли.

Двойной ряд — скандинавский и славянский — названий днепровских порогов говорит о том, что пресловутый славяно-скандинавский симбиоз отчетливо проявлял себя и в сфере торговли, судоходства. Довольно скоро после варяжских плаваний по славянским рекам торговля с Востоком приобрела важнейшее значение для Швеции», пишет шведский историк русского происхождения Александр Кан в своей книге «Швеция и Россия в прошлом и настоящем».

Этот обзор подготовлен сайт по следующим шведским публикациям: книге «Все, что вы хотели знать о Швеции», изданной в 2000 г. для заграницы на русском языке «Шведским институтом» (Svenska institutet), «государственным шведским учреждением, стимулирующим интерес и доверие к Швеции в мире»; и книге 1999 г. написания «Швеция и Россия в прошлом и настоящем» шведского историка русского происхождения и профессора Упсальского университета Александра Кана (годы жизни: 1925-2017), цитата по изданию, вышедшему в России в 1999 г.

Также читайте:

Скандинавы и Славяне Говоря о расово-этнической принадлежности того либо иного народа, на свет всплывает куча самых разношерстных мнений, подавляющее число которых, тем не менее, находится далеко за пределами здравого представления. К сожалению, массовый славянский обыватель совершенно не догадывается о том, что к так называемой "германской" расе принадлежит в большинстве случаев и он сам. Тайна скандинавских просторов, населенных "викингами" пожалуй, любого из нас с детства. Кто эти красивые люди? Откуда они пришли на этот живописный полуостров, окаймленный свинцовой водой, туманами и бесчисленным числом тайн? Если мы обратимся к историческим первоисточникам, так или иначе истолковывающим историю Скандинавии, то мы очень быстро обнаружим, что многие из них прямым текстом указывают на то, что жители Скандинавии не коренной там, а пришлый народ. Откуда же он тогда пришел? Ответ не заставит себя долго ждать. Вот вам отрывок из "Саги об Инглингах": "...От этого моря отходит на север длинный залив, что зовется Черное море. Он разделяет трети света. Та, что к востоку, зовется Асией (страна Асов - Славян-Ариев; отсюда и нынешнее название части света: Азия прим. авт. , а ту, что к западу, некоторые называют Европой, а некоторые Энеей. К северу от Черного моря расположена Великая, или Холодная Швеция. Некоторые считают, что Великая Швеция не меньше Великой Страны Сарацин, а другие сравнивают ее с Великой Страной Черных Людей. Северная часть Швеции пустынна из-за мороза и холода, как южная часть Страны Черных Людей пустынна из-за солнечного зноя. В Швеции много больших областей. ... С севера с гор, что за пределами заселенных мест, течет по Швеции река, правильное название которой Танаис. Она называлась раньше Танаквисль, или Ванаквисль (Танаис - латинское название реки Дон - прим. авт.). Она впадает в Черное море. Без всяких пояснений из этого фрагмента ясно, что речь здесь идет о территории, где ныне лежит долина реки Дон, а также юго-восточные области нынешней Украины и, возможно, даже крайнего юго-востока Беларуси. Говорится, что Один правил в городе, который назывался Асгард - город асов, т. е., Славян-Ариев. Сага повествует о колонизации Одином, предводителем славянского населения античного придонского государства Великой Швеции, известным также под именем Вод(з)ин, северных просторов Европы. В литературе не счесть рассуждений о лидерстве скандинавов и о заимствовании другими жителями Балтики у них всего, чего угодно. Говорят либо о лидерстве скандинавов, либо просто ни о чём, кроме них не упоминают. Несмотря на то, что сейчас этому уделяется гораздо меньше внимания, чем настоящим, или даже мнимым подвигам скандинавов - существует много разных свидетельств о славянах не просто на Балтийском море, но и в самой Скандинавии. Судя по всему - балтийские славяне принимали самое активное участие в жизни не только Балтийского региона как такового, в целом, но и конкретно Скандинавии. В том числе и новых её приобретений, таких как Исландия. Конечно, правда о нашем прошлом далеко не всем приходится по вкусу, отчего ее и тщательно прячут, начав делать это сразу после введения так называемого "христианства" на Славянской Земле. Поэтому, дорогой читатель, ты никогда, возможно, и не слышал ни о Саге об Инглингах, ни об открытии Тура Хейердала, превозносящих твою Славянскую Историю, ставя ее на надлежащее ей место, ни о исторических трудах Ломоносова, которые, в лучшем случае, можно частично почитать лишь на задвинутых на самые задворки сайтах. Как бы то ни было, после всего увиденного и услышанного легенда о призвании варягов больше не кажется нам такой одиозной, поскольку "призвание", как оказывается, если оно имело место, происходило в пределах одного и того же государства и среди одного и того же народа. Говоря о древних скандинавских сагах, я считаю уместным напомнить, что далеко не все из них дожили до наших дней в первозданном виде. Все без исключения саги претерпели невероятного объема перередактирование после христианизации Скандинавии около тысячи лет назад. О том, что скандинавы являются выходцами из славянских земель, говорят не только уникальные свойства их языка, не только мнение авторитетных ученых и не только древние саги и предания. Чтобы убедиться в этом, достаточно взглянуть на внешность северо-западных славян и скандинавов. Их делают похожими или даже неотличимыми высокий рост, пропорциональное сложение, светлая кожа, голубые глаза, отсутствие или же малое число "утиных" носов и круглых лиц, свойственных живущим по соседству угро-финнам. Чем же обуславливается такое сходство "потомков беглецов с Атлантиды" с "прозаическими" славянами, обитающими, к примеру, среди полесских топей и болот? Ответ на этот вопрос дает генетическая наука, результаты исследований которой почему-то либо упрямо прячутся от русскоязычного читателя, либо доходят до него в экстремально искаженном пересказе тенденциозных СМИ, из которого вообще трудно что-то понять. Налицо вырисовывается группа людей, принадлежащих генетически к одному роду, но проживающая в разных странах. Именно это обстоятельство является главной причиной того, почему результаты генетических исследований всячески искажаются, если дело касается донесения их до русскоязычной публики. Исторически сложилось так, что кому-то очень хочется видеть русскоязычного человека и СЛАВЯНИНА вообще в списке совершенно других племен и народов. Предполагается, что оно началось в IX в. Однако до сих пор нет хорошо датированных археологических находок, которые могли бы доказать это. Можно указать в этой связи на неисследованное кольцевое укрепление Ревсхалеборг непосредственно к востоку от Марибо на Лоланде, которое по своей полностью развитой форме ближе всего к славянскому городищу Даргун в округе Мальхин, Мекленбург. Следующая возможная дата славянского переселения - XI в., время правления Свена Эстридссена. Говоря о древних скандинавских сагах, я считаю уместным напомнить, что далеко не все из них дожили до наших дней в первозданном виде. Все без исключения саги претерпели невероятного объема перередактирование после христианизации Скандинавии около тысячи лет назад. Во-первых, саги, являющиеся по-сути многотысячелетними сказаниями славян, были переписаны со славянской руницы в латиницу ватиканских "цивилизаторов" и потому их возраст несказанно "помолодел", перенеся свой "день рождения" на 10-12 столетия. При этом сам рунический алфавит скандинавских славян подвергся полнейшему уничтожению, а люди его знавшие - физической ликвидации. К счастью, лапы "христианизаторов" не смогли дотянуться до шведских чащоб и болот, которые в превеликом множестве сохранили для нас камни с руническими славянскими текстами из дохристианской эпохи. Во-вторых, сам текст саг был изменен и изуродован до такой степени, что из него уже, в большинстве случаев, невозможно было понять, о чем, собственно, идет речь. Особенно тщательной редакции подверглись названия географических мест, где происходили летописные события. Как видим - славянские следы вполне отчётливо видны в Скандинавии, и в качестве военной силы, нападавшей, грабившей и разорявшей поселения, а то и целые провинции, и в качестве мирных переселенцев, торговцев и ремесленников, обосновывавшихся на её землях. Более того - следы славянских переселенцев видны даже в новых, осваиваемых скандинавами в средневековье территориях, таких как Исландия. А ваше мнение други?

Во Львове, на Лычаковском кладбище, одно из надгробий представляет собой интереснейший образ древнегреческой музы Клио. Напомним читателям, что Клио была у греков музой былого (истории). Интересен сей образ тем, что Клио исполнена с наклоненной вниз головой, что означает её подчиненное положение. А, попросту говоря, это иносказательная передача того, что наука о Былом очень часто склоняла голову перед сильными мира сего.

Наш очередной очерк мы посвящаем попытке осветить один из самых интересных, загадочных и противоречивых отрезков былого восточных славян, русинов, это время так называемой Киевской Руси. Почему так называемой? Давайте перейдем к сути дела.

В науке о былом давно не утихают споры: «русь», «рось» - чьи это слова, славянские или инородные? Ученые накопили множество мыслей по этому поводу. Одна из наиболее распространенных: «русь» - это самоназвание скандинавских викингов, пришедших к Славянам во главе с князем Рюриком. Вторая: «русь» - это тюрское слово, принесенное славянам от хазар. Третья: «русь» - это подарок славянам от готов, в частности, от самоназвания одного германского племени, жившего в Поднепровье и именовавшегося «гросс».

Привычное и знакомое нам со школьной скамьи учение, основанное на «Повести Временных Лет» (ПВЛ), относит возникновение Руси к IX веку, в частности: «от варяг бо прозвашася Русью, а первое беша словене».

И, конечно же, все любители тезиса о дикости и безграмотности славян дружно хлопают в ладоши. Но, друзья мои, давайте дадим себе отчет, что Повесть Временных Лет дошла до нас в переписи XVI века, а обнаружено и того позже, в веке XVIII. Как бы там ни было, дело с летописями обстоит уж очень не просто. Если ПВЛ относит «русь» к IX веку, то иной источник, в переписи всё того же XVI века, «Житие Стефана Сурожского», говорит о «роусской рати» во главе с князем Бравлином уже в VIII веке. Странно, не правда ли? Каким образом в VIII веке могла оказаться Русь, которая только в конце IX века должна появиться среди славян?

А далее ещё интересней. Вертинские анналы, западноевропейский источник, говорят, что в 839 г. у императора Людовика побывали некие послы «русского хакана». Интересно это тем, что Поднепровье, согласно летописи только в 852 г. станет именоваться Русьской Землей. А тут уже и послы, да ещё в Западной Европе. При всем этом, автор Вертинских анналов говорит, что всё же считает этих руссов свевами, то есть шведами. Иными словами, древние понимали, что русь и свевы - это не одно и то же.

Двигаемся далее. А есть ли в Швеции, возможно было когда-либо, племя с именем «русь», «русы»? Нет, такого племени или народности в Швеции никогда не было. А Русь все средневековые авторы связывают только с Северным Причерноморьем. Почему же в науке о былом возникла мысль о норманнском происхождении Руси?

Дело в том, что в посольствах русских правителей действительно были скандинавы, свевы, составляющие большую часть послов. Но в этом нет ничего удивительного, поскольку свевы (викинги) были хорошо знакомы с правилами и обычаями европейских дворов, лично знали многих придворных и королей. Такого дипломатического опыта наверняка не было у славян.

Следует также отметить, что в числе воинских захоронений на Руси VIII-IX вв. норманнские составляют ничтожно малое число в сравнении с захоронениями славянских воинов. Посему, заключаем, что наличие некоего числа норманнов в государственной жизни восточных славян не дает основания утверждать о норманнском происхождении Руси, тем более, что былое Швеции не знает никакой Руси, кроме той, которую они называли «Русланд» или «Гардарика», находившейся на берегах Днепра.

В 852 г., как свидетельствует Летопись Русьская, стала наша земля именоваться Русью. Это сообщение следует понимать, как некий государственный акт, четко утвердивший уже устоявшееся в народе самоназвание. Что же касается упомянутой выше «Киевской Руси», то таковой никогда не существовало, кроме как в воображении историков, которые таким образом пытались обосновать, почему многие века столица Руси - Киев, не имел отношения к государству российскому.

Отдельно мы остановимся на летописях, летописных сводах Руси, ибо именно на их основе составлено бытующее представление о средневековой Руси. Во-первых, родноверы должны понимать, что до нашего времени не дошла ни одна древняя летопись, а все они существуют в переписях, датируемых XV-XVII веками. Во-вторых, древнерусские летописи, причем своды одной и той же Летописи Русьской, серьезно противоречат друг другу в датировке. Например, Лаврентьевский свод сообщает, что князь Олег умер в 912 г. и похоронен в Киеве. Чему противоречит Новгородский свод, утверждая, что скончался сей князь в 922 г. в городе Ладоге, где его и погребли. Обе повести, наукой признаны подлинными. В-третьих, древнерусские летописи противоречат в описании многих событий иностранным источникам того же времени. Например, летопись утверждает, что Ольгу крестил в Константинополе император Константин VII-й Багрянородный, тогда как сам император в своих записках пишет, что Ольга прибыла уже крещеной, да в придачу со своим попом. В отличие от древнерусских летописей ни один источник Византии, Болгарии или иного народа не знает ничего о крещении Руси в 988 г. В-четвертых, не смотря на то, что летописи считаются первыми письменными памятниками Руси, иностранные источники утверждают, что письменность у славян существовала задолго до появления как летописей, так и христианства вообще. В частности, германские священники многократно указывают, что на кумирах славянских Богов были вырезаны их имена (надеюсь, читатель понимает, что они не могли быть написаны азбукой, созданной христианскими священниками для нужд христианской церкви). Арабские путешественники указывают, что на памятных надмогильных знаках язычники ас-сакалиба (так арабы называли славян) писали имена умерших, как правило, вельмож и царей.

Всё это и многое другое дает нам право и выступает причиной к пересмотру и переосмыслению наиболее противоречивых утверждений официальной науки о Былом (истории). Что мы будем продолжать делать в следующих статьях.

Богумир МЫКОЛАЕВ

Подпишитесь на нас