Тесты на определение личностных особенностей. Тесты личностных характеристик и их примеры

Предлагаем вам пройти небольшой тест в картинках и получить краткое, но информативное описание личности. Он направлен на выявление ваших личностных особенностей. Просто выберите одну и предложенных ниже девяти картинок. Она должна вам понравиться больше других по цвету и содержанию.

Картинка №1

Если вы выбрали картинку №1 , то скорее всего вы позитивный, беззаботный и неунывающий человек. Вы радуетесь жизни, наслаждаетесь каждым ее моментом. Любите свободу во всех ее проявлениях, а спонтанность поступков вас вовсе не пугает! Вы не боитесь перемен, любознательны и всегда открыты новым впечатлениям. Для вас нет ничего хуже, когда обстоятельства оказываются сильнее вас. Ваше окружение многогранно, вы всегда рады сюрпризам и интересным событиям!

Картинка №2

Если вы выбрали картинку №2 , то вас можно охарактеризовать такими качествами как независимость, непосредственность и отрицание любых условностей. Вы идете своей дорогой, придерживаясь заданного курса. Вы артистичны, стараетесь подходить творчески к работе и жизни в целом. Свобода выбора очень важна для вас. Довольно часто вы можете идти наперекор ожиданиям вашего окружения. Вы индивидуальны и никогда не станете бездумно следовать модным веяниям. Жизнь в соответствии со своими личными представлениями и убеждениями, даже если придется плыть против течения – вот ваше кредо!

Картинка №3

Если вы выбрали картинку №3 , то вы эмоциональный, чувствительный и склонный к самоанализу человек. Довольно часто вы бываете погружены в мысли о себе и мире вокруг вас. Не выносите поверхностных людей до такой степени, что предпочтете лучше побыть один, чем будете терпеть пустую болтовню.

Именно поэтому ваше окружение состоит из ярких личностей, общение с которыми дарит вам чувство гармонии и внутреннее спокойствие, так необходимое для хорошего самочувствия. Вы редко скучаете, а длительное уединение вовсе не тяготит вас.

Картинка №4

Если вы выбрали картинку №4 , то вы гармоничный, уравновешенный и простой человек. Людям комфортно рядом с вами, ведь на вас всегда можно положиться! Вашим родным и близким вы даете чувство уверенности и защищенности. Вы мягкий и сердечный человек. Равнодушны к моде и предпочитаете практичную, ненавязчивую и элегантную одежду.

Картинка №5

Если вы выбрали картинку №5 , то вы прагматичный человек и никогда не сомневаетесь в своих силах. Вы никогда не пускаете все на самотек, стараясь держать свою жизнь под контролем. Полагаться на удачу – это не для вас, ведь вы привыкли действовать. В случае возникновения проблемы, решаете ее незамысловатыми способами, без излишних сложностей. Вы реалист и решительно принимаетесь за повседневные заботы.

Надежность – ваше второе имя. И этим пользуются на работе, возлагая на вас всю ответственность. Вы сильны духом и всегда доводите начатое до конца. Только в этом случае вы получаете моральное удовлетворение от своей деятельности.

Картинка №6

Если вы выбрали картинку №6 , то вы рассудительный, миролюбивый и совершенно неагрессивный человек. При этом, довольно противоречивая натура. Например, вы легки в общении, но в то же время очень аккуратны и осторожны. Всегда готовы к новым знакомствам, но, при этом, любите независимость и уединение. Временами вы хотите отдохнуть от всего и побыть наедине с собой, а также поразмыслить, например, над смыслом жизни. Вам необходима свобода и пространство, поэтому, порой, вы скрываетесь ото всех в милых вам местах. Несмотря на все эти качества, вы не одиночка. Вы находитесь в гармонии с собой и с находящимся вокруг вас миром, цените жизнь и наслаждаетесь каждым мгновением.

Картинка №7

Если вы выбрали картинку №7 , то вы уверены в своих силах и обладаете аналитическим складом ума. Вы обладаете развитым чувством прекрасного и проницательны настолько, что без труда сможете распознать настоящую ценность, жемчужину, выпущенную из поля зрения не такими внимательными людьми как вы. Необыкновенную роль в вашей жизни играет культура, а ваш собственный стиль уникален, ведь вы не гонитесь за модой. Вы получаете удовольствие от жизни, цените свободу и эксклюзивные вещи.

Картинка №8

Если вы выбрали картинку №8 , то вы романтичная и мечтательная натура, а эмоции для вас всегда на первом месте. Довольно часто вы отказываетесь смотреть на мир и на вещи с рациональной точки зрения, ведь вы прислушиваетесь только к своим чувствам, а вовсе не к голосу разума. Вы мечтательны и стараетесь окружить себя такими же людьми. Вы против всего того, что так или иначе ограничивает ваши эмоции и чувства.

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Проходить тесты - любимое времяпрепровождение многих людей. Узнаем ли мы о себе что-то новое или убеждаемся в давно знакомых вещах - это не важно. Главное, мы заново знакомимся сами с собой, получаем колоссальное удовольствие от процесса и, конечно же, наслаждаемся результатом.

сайт разделяет эту любовь и поэтому собрал все самые авторитетные психологические тесты в одном месте.

Темперамент

Что расскажет : Кто вы по темпераменту: сангвиник, флегматик, меланхолик, холерик, а также определит вашу эмоциональную устойчивость.

Как проходить : Максимально правдиво отвечайте на вопросы, стараясь не задумываться над ответом.

Что расскажет : Имеются ли у вас какие-нибудь особенности поведения или предрасположенность к заболеваниям.

Как проходить : На каждом этапе теста будет предложено 8 портретов людей, вам необходимо будет выбрать сначала две самые понравившиеся фотографии (по убыванию), а потом две самые отталкивающие фотографии (тоже по убыванию).

Что расскажет : Какие у вас ведущие черты характера, покажет степень самосознания и уровень самооценки.

Как проходить : Отвечать надо быстро, не задумываясь, тут нет «плохих» или «хороших» ответов.

Тип личности

Что расскажет : Какими особенностями поведения в группе, семье и личных отношениях вы обладаете.

Как проходить : Необходимо определить, насколько приведенное утверждение вам подходит по 4-балльной шкале.

Что расскажет: Какие черты доминируют в вашем характере. Выявит также второстепенные качества, которые участвуют в его формировании.

Как проходить: Отвечая на вопросы, не думайте о конкретном моменте или настроении, берите за основу ваше стандартное поведение.

Что расскажет: Какие особенности характера, склонности и интересы вам свойственны.

Как проходить: Отвечать стоит быстро, правдиво и максимально точно.

Профориентация

Что расскажет: С какими профессиями перекликаются ваши склонности и способности.

Как проходить: Из двух предложенных вариантов необходимо будет выбрать один наиболее желательный или наименее противный.

Что расскажет : Какие направления деятельности соотносятся с вашим типом личности.

Как проходить : Вам будет предложено три варианта ответа: «Согласен», «Не согласен» и «Трудно сказать». Выбирать нужно, основываясь на своих ощущениях.

Что расскажет: Какие основные мотивационные рычаги движут вашими действиями и решениями.

Как проходить: Отвечая на вопросы, вы подтверждаете либо опровергаете ваше поведение в данных ситуациях. Давайте ответ честно и быстро.

Что расскажет: Какой у вас уровень IQ.

Как проходить: В предложенных игровых ситуациях нужно будет сделать выбор, исходя из своих предположений, вычислений и идей.

Что расскажет: Какие у вас способности к обобщению и анализу, скорость восприятия материала, точность его оценки и гибкость мышления.

Как проходить: Старайтесь не задерживаться над одним заданием долго, лучше переходите к следующему. Тут важна скорость принятия решения и поверхностная оценка ситуации.

Личностные тесты

Личностные тесты – это психодиагностические методики, направленные на оценку эмоционально-волевых компонентов психической деятельности индивида (отношений, мотивации, интересов, эмоций, особенностей поведения) в определенных социальных ситуациях. С помощью таких тестов выявляются устойчивые индивидуальные особенности человека, определяющие его поступки. Условно личностные тесты по предмету и цели психологического диагностирования можно разделить на три большие группы.

К первой из них относятся многофакторные личностные опросники, дающие разнообразную комплексную оценку степени развитости психологических свойств личности. К ним относятся 16-факторный личностный опросник Р.Кэттелла (16PF), Минесотский многофакторный (многопрофильный) опросник (MMPI), некоторые личностные опросники Г.Айзенка и др.

Ко второй группе относится проективные тестовые методики , разрабатываемые на основе не определенных стимулов. Испытуемым предлагается интерпретировать, дополнять, развивать эти стимулы. К примеру, интерпретировать содержание сюжетной картинки, завершить незаконченные предложения, давать толкование неопределенных очертаний чернильных пятен и т.п.

Третью группу составляют тестовые методики, выявляющие отдельные устойчивые особенности личности (темперамент, отдельные характерологические черты личности, мотивационные и эмоциональные проявления и др.).

Многофакторные личностные опросники.

Многофакторные личностные опросники 16PF и MMPI связаны с именами создателей теории черт – Р.Кэттеллом, Г.Олпортом и Г.Айзенком. Р.Кэттеллом в процессе экспериментального исследования личности введен метод факторного анализа. Им выделен, описан и обследован ряд реально существующих факторов (черт) личности. В настоящее время созданная Р.Кэттеллом теория черт относится к одной из основных общепсихологических теорий личности. Согласно этой теории, люди отличаются друг от друга по набору и степени развитости у них отдельных независимых черт. Использование факторного анализа сводится к необходимому и достаточному минимуму различных показателей для оценки личности, полученных в результате тестирования, опроса, жизненных наблюдений и самоанализа. В процессе работы над сознанием многофакторного личностного опросника 16PF. Р.Кэттеллом выявил 16 различных личностных факторов. Каждый из них получил двойное название, характеризующее степень развитости – сильную и слабую. Многофакторной личностный опросник 16PF состоит из 105 вопросов, на которые испытуемый дает ответы, выбирая одну из трех альтернатив. В специальном бланке для ответов испытуемый отмечает выбранные альтернативы по каждому из 105 вопросов. По окончании тестирования проводится подсчет баллов по каждому из 16 личностных факторов. В соответствии с полученными результатами вычерчивается профиль личности испытуемого. Данные тестирования анализируются и интерпретируются. Среди других личностных опросников, широко применяемых на Западе для изучения личности, реализации типологического подхода в психологических исследованиях, следует отметить Миннесотский многопрофильный личностный опросник (MMPI). разработкой этого опросника занимались С.Хатуэм, Дж.Маккинли, Г.Олпорт. Заслугой Г.Олпорта является выдвижение постулата об исключительности человека – каждый человек неповторим и индивидуален, является носителем своеобразного сочетания качеств и потребностей (черт). Набор этих черт составляет ядро личности, придает ей исключительность и неповторимость. На основе MMPI-теста вычерчивается профиль личности, проводится факторный анализ данных тестирования, являются факторы, показатели экстравертированности и нейротизма. Миннесотский многопрофильный личностный опросник (MMI) нашел широкое распространение в психодиагностических исследованиях и в России. В частности, большая работа по адаптации опросника в 80-х годах проводилась в Ленинградском психоневрологическом институте им. В.М.Бехтерева, а также московскими психологами. Следует иметь в виду, что на особенности применения MMPI-теста определенное влияние оказывают возраст, пол, образование и отношение испытуемых к процедуре тестирования.

Личностные опросники Г.Айзенка предназначены для диагностики трех базисных измерений личности: экстраверсии – интроверсии, нейтратизма и психотизма. Экстравертированность представляет собой характеристику индивидуально-психологических различий человека, крайние полюса которой соответствуют направленности личности либо на явления его собственного субъективного мира (интроверсия). Нейротизм – это понятие, которое применяется для характеристики человека, обладающего эмоциональной неустойчивостью, повышенной тревожностью, плохим самочувствием, вегетативными расстройствами. Данный фактор также биополярен. Один из полюсов его характеризуется эмоциональной устойчивостью, другой – эмоциональной неустойчивостью. Эмоциональная устойчивость присуща сангвиникам и флегматикам, эмоциональная неустойчивость – холерикам и меланхоликам. Нейротизм, по Г.Айзенку, не тождественен неврозу. Однако у лиц с высокими показателями по данной шкале в неблагоприятных условиях невроз может развиться. Согласно Г.Айзенку, высокие показатели экстраверсии и нейротизма соответствуют диагнозу истерии, а высокие показатели по интроверсии и нейротизму соответствуют тревожности и реактивности депрессии. По одному из опросников Г.Айзенка можно определить место испытуемого в двухфакторной модели экстравертированности и нейтротизма, а также тип темперамента. Г.Айзенк разработал два варианта данной методики (А и В ), которые отличаются только текстом опросника. Наличие двух форм позволяет психологу проводить повторное исследование, исключив возможность запоминания ранее данных ответов.

Тест Айзенка EPI (57 вопросов)

Вопросы:

1. Вы часто испытываете тягу к новым впечатлением, к тому, чтобы "встряхнуться", испытать возбуждение?

2. Часто ли Вы чувствуете, что нуждаетесь в друзьях, которые Вас понимают, могут ободрить или утешить?

3. Считаете ли Вы себя человеком безобидным?

4. Очень ли трудно Вам отказаться от своих намерений?

5. Вы обдумываете свои дела не спеша, предпочитаете подождать, прежде, чем действовать?

6. Вы всегда сдерживаете свои обещания, не считаясь с тем, что Вам это не выгодно?

7. Часто ли у Вас бывают спады и подъемы настроения?

8. Вообще Вы говорите и действуете быстро, не задерживаясь для обдумывания?

9. Возникало ли у Вас когда-нибудь чувство, что Вы "несчастный" человек, хотя никакой серьезной причины для этого не было?

10. Верно ли, что Вы почти на все могли бы решиться, если дело пошло на спор?

11. Вы смущаетесь, когда хотите завязать разговор с симпатичным(ой) незнакомцем(кой)?

12. Бывает ли когда-нибудь, что разозлившись, Вы выходите из себя?

13. Часто ли бывает, что Вы действуете под влиянием минуты?

14. Часто ли Вас терзают мысли о том, что Вам не следовало делать или говорить?

15. Предпочитаете ли Вы книги встречам с людьми?

16. Верно ли, что Вас довольно легко задеть?

17. Вы любите часто бывать в компании?

18. Бывают ли у Вас часто такие мысли, за которые Вам было бы стыдно?

19. Верно ли, что Вы иногда полны энергии так, что все горит в руках, а иногда совсем вялы?

20. Предпочитаете ли Вы иметь поменьше приятелей, но зато особенно близких Вам?

21. Вы много мечтаете?

22. Когда на Вас кричат, вы отвечаете тем же?

23. Часто ли Вас терзает чувство вины?

24. Все ли Ваши привычки хороши и желательны?

25. Способны ли Вы дать волю чувствам и вовсю повеселиться в шумной кампании?

26. Можно ли сказать про Вас, что нервы у Вас часто бывают натянуты до предела?

27. Вы слывете за человека веселого и живого?

28. После того, как дело сделано, часто ли Вы мысленно возвращаетесь к нему и думаете, что Вы могли бы сделать лучше?

29. Вы обычно чувствуете себя спокойным, когда находитесь в кампании?

30. Бывает ли, что Вы передаете слухи?

31. Бывает ли, что Вам не спится из-за того, что разные мысли лезут в голову?

32. Если Вы хотите узнать о чем-нибудь, то Вы предпочитаете прочитать об этом в книге, чем спросить у друзей?

33. Бывает ли у Вас сильное сердцебиение?

34. Нравится ли Вам работа, которая требует пристального внимания?

35. Бывают ли у Вас приступы дрожи?

36. Если бы Вы знали, что никогда сказанное Вами не будет раскрыто, Вы бы всегда высказывались в духе общепринятого?

37. Вам неприятно бывать в кампании, где подшучивают друг над другом?

38. Вы раздражительны?

39. Вам нравится работа, которая требует быстроты действия?

40. Верно ли, что Вам нередко не дают покоя мысли о разных неприятностях и ужасах, которые могли бы произойти, хотя все кончилось

благополучно?

41. Вы медлительны и неторопливы в движениях?

42. Вы когда-нибудь опаздывали на свидание или на работу?

43. Часто ли Вам снятся кошмары?

44. Верно ли, что Вы так любите поговорить, что никогда не упустите удобный случай побеседовать с незнакомым человеком?

45. Беспокоят ли вас какие-либо боли?

46. Правда ли, что вы чувствуете себя несчастным, если долго не видитесь со своими друзьями?

47. Можете ли вы назвать себя нервным человеком?

48. Среди людей, которых вы знаете, есть ли такие, которые вам явно не нравятся?

49. Можете ли вы сказать о себе, что вы - уверенный в себе человек?

50. Вас легко задеть, если покритиковать Ваши недостатки или недостатки Вашей работы?

51. Вы считаете, что трудно получить настоящее удовольствие от вечеринки?

52. Беспокоит ли вас чувство, что вы чем-то хуже других?

53. Вы можете внести оживление в скучную кампанию?

54. Бывает ли, что Вы говорите о вещах, в которых совсем не разбираетесь?

55. Вы беспокоитесь о своем здоровье?

56. Вы любите подшучивать над другими?

57. Страдаете ли Вы от бессонницы?

Ключ, обработка результатов Личностного опросника Г. Айзенка (Тест на темперамент EPI. Диагностика самооценки по Айзенку. Методика определения темперамента)

Экстраверсия - интроверсия:

    «да» (+): 1, 3, 8, 10, 13, 17, 22, 25, 27, 39, 44, 46, 49, 53, 56;

    «нет» (-): 5, 15, 20, 29, 32, 34, 37, 41, 51.

Нейротизм (эмоциональная стабильность - эмоциональная нестабильность):

    «да» (+): 2, 4, 7, 9, 11, 14, 16, 19, 21, 23, 26, 28, 31, 33, 35, 38, 40, 43, 45, 47, 50, 52, 55, 57.

«Шкала лжи»:

    «да» (+): 6, 24, 36;

    «нет» (-): 12, 18, 30, 42, 48, 54.

Ответы, совпадающие с ключом, оцениваются в 1 балл.

Интерпретация результатов Личностного опросника Г. Айзенка (Тест на темперамент EPI. Диагностика самооценки по Айзенку. Методика определения темперамента)

При анализе результатов следует придерживаться следующих ориентиров.

Экстраверсия:

    больше 19 - яркий экстраверт,

    больше 15 - экстраверт

    12 - среднее значение,

    меньше 9 - интроверт,

    меньше 5 - глубокий интроверт.

Нейротизм:

    больше 19 - очень высокий уровень нейротизма,

    больше 14 - высокий уровень нейротизма,

    9 - 13 - среднее значение,

    меньше 7 - низкий уровень нейротизма.

Ложь:

    больше 4 - неискренность в ответах, свидетельствующая также о некоторой демонстративности поведения и ориентированности испытуемого на социальное одобрение,

    меньше 4 - норма.

Проективные тестовые методики.

К личностным относятся и так называемые проективные тесты, начало применению которых было положено германским психологом Э.Крепелином, когда он перенес экспериментально-психологические исследования в психиатрическую клинику. Эта группа методик предназначена для диагностики личности. Обследуемым предлагается реагировать на определенные ситуации (интерпритировать содержание сюжетной картинки – тест тематической апперцепции; завершить незаконченные предложения или высказывания одного из действующих лиц на сюжетной картинке – тест Розенцвейга; дать толкование неопределенных очертаний, например чернильных пятен в тесте Роршаха; нарисовать человека или дерево – тест Маховера и т.п.). Проективные методики по своей сущности могут быть отнесены к субъективным методам экспертной оценки . Действительно, проективный тест со свободным ответом, в котором инструкция и тестовые стимулы неопределенны, допускает выбор ответа в очень широких пределах. Этот выбор определяется структурой субъективного опыта испытуемого, его установками и мотивами. Сам ответ может быть представлен, к примеру, целостными рисунками или текстами, выбором соответствующих объектов или составом определенных конструкций. Тематический апперцептивный тест (ТАТ) также относится к проективным методикам исследования личности. Он создан Х.Морганом и Г.Мюрреем еще в 1935 г. Впоследствии методика становится известной под именем Г.Мюррея. В ТАТ сюжетные картины представлены в виде определенных ситуаций, которые допускают неоднозначную их интерпретацию. В ходе эксперимента испытуемым в определенной последовательности предъявляется некоторое количество сюжетных картин, выбранных из стандартных батарей ТАТ в зависимости от пола и возраста обследуемых. Одна батарея ТАТ предназначена для обследования только женщин, другая – только мужчин, третья отдельная – только для мальчиков и девочек до 14 лет. Есть и специальный тест, используемый для любых испытуемых. Испытуемым предлагается придумать историю-рассказ о том, что привело к ситуации, изображенной на картинках, что происходит в настоящее время, о чем думают персонажи, что они чувствуют, чем эта ситуация может завершиться. рассказы обследуемых записываются и интерпретируются. После завершения обследования проводится беседа с целью получения дополнительных данных об испытуемом, уточнения обнаруженных в рассказах логических неувязок и ошибок восприятия. При составлении историй-рассказов испытуемые опираются прежде всего на собственные переживания и неосознанно наделяют ими персонажей, с которым они идентифицируют себя. При этом истолковывают многозначную на сюжетной картине в соответствии со своим прошлым опытом. Отсюда и второе название теста – апперцептивный (апперцепция – зависимость восприятия от прошлого опыта, от общего содержания психической деятельности человека и его индивидуальных особенностей). В настоящее время существует множество модификаций ТАТ: для обследования лиц разного культурного уровня, подростков-правонарушений, людей пожилого и старческого возраста и др. К тестам тематической апперцепции как одной из разновидностей проективных методик относится и так называемый рисованный апперцептивный тест (РАТ), также разработанный Г.Мюрреем. В модернизированном виде адаптированный вариант рисованного апперцептивного теста представлен, например, Л.Н.Собчиком восьмью сюжетными картинками. На картинках в условленной форме изображаются динамические позиции взаимоотношений двух или трех лиц. При этом ни пол ни возраст, ни этнические признаки и социальные статусы людей из картинок не явствуют. Расположение фигур и их позы позволяют судить лишь о тех конфликтных ситуациях и жизненных коллизиях, которые возникают в процессе взаимных отношений людей. Позы третьего участника или наблюдателя на отдельных картинках могут быть истолкованы как индифферентные, активные или сострадательные. Испытуемым предлагается последовательно, согласно нумерации, рассмотреть каждую из сюжетных картинок, дать волю своей фантазии и кратко описать свое индивидуальное видение представленных позиций. Особенно эффективно применение РАТ для выявления мотивационной направленности подростков, их жизненной позиции. Это достигается не путем прямого опроса, а косвенно, с помощью механизмов идентификации испытуемого с кем-либо из изображенных персонажей на сюжетных картинках, с помощью проекций его собственных переживаний. Сюжетные картинки РАТ- это своеобразные пиктограммы, с помощью которых испытуемый проецирует свое видение жизненной коллизии. Конечно, по сравнению с собственно тематическим апперцептивным тестом РАТ обладает несколько меньшими исследовательскими возможностями. однако в силу простоты и лаконичности его применения РАТ - методика с успехом используется при обследовании школьников, профориентационной работе с молодежью, в клинике неврозов. К ряду проективных методик относится и пиктограмма . она представляет собой совокупность графических образцов для изучения опосредованного запоминания. Впервые пиктограмма была предложена советским психологом А.Р.Лурия в 30-х гг. и нашла свое применение в психиатрии и медицинской психологии в качестве диагностической методики. Этот метод выявляет скрытые мотивы, другие личностные характеристики обследуемых (опасения, страхи, тревожность и т.п.). В психиатрии и медицинской практике пиктограммы применяются с целью обнаружения у испытуемых не только расстройств памяти, но и нарушений понятийного мышления. как известно понятийное мышление характеризуется использованием понятий и логических конструкций. Пиктограммы, применяемые в исследовательских целях, выполняют роль средства, облегчающего запоминание. Но подобные средства не ограничиваются лишь пиктограммами. Известно множество других кодированных сигналов (символов), облегчающих запоминание. К примеру, мнемотехнические приемы, которые облегчают запоминание учебного материала, когда отдельные мнемотехнические элементы обозначаются какими-либо легко запоминающимися символами, подвергаются определенному упорядочению, рифмуются легко воспринимаемыми и запоминаемыми схемами или рисунками. Условно к проективным методикам можно также отнести приемы и способы психографологического исследования почерка. В почерке индивидуальные различия появляются особенно ярко. Н.Н.Обозов отмечает, что подписи или автографы могут многое сказать о переживаниях человека, о его скрытости или скрытности, о скромности или уверенности, об эмоциональности или сдержанности. Конечности, почерк имеет и свои устойчивые особенности, которые не меняются в зависимости от состояний человека, но некоторые другие элементы связаны с настроением, возбуждением индивида. По почерку можно определить некоторые характерологические черты человека, тип его личности и темперамента. Имеется определенная связь почерка с психологическими отклонениями индивида. Это обстоятельство широко используется в криминалистике при проведении графологической экспертизы письма, факсимиле, росписей в ведомостях подэкспертных в целях идентификации их почерку.

После того, как выяснен интеллектуальный потенциал кандидата, самое время проверить его личностные качества и направленность в профессиональной деятельности. Личностные тесты или личностные опросники -- самый распространенный вид тестов. Предназначены для выявления личностных особенностей, черт характера, диагностики психических состояний, определения профессиональной и социальной ориентации (предпочтительного типа будущей профессии, творческого потенциала), ценностной ориентации (выявление шкалы ценностей), психодиагностики самосознания (комфортность поведения, воля, внимание).

Личностные тесты могут выявлять уровень выраженности каждой характеристики или по совокупности данных относить человека к тому или иному типу.

Существуют как комплексные тесты, описывающие личность в целом, так и тесты на какое-либо определенное качество (например, тесты на способность к самоконтролю, способ принятия решений, агрессию и др.). Изредка используются проективные тесты, например, кандидата просят нарисовать что-либо или проинтерпретировать картинку или фотографию. Такие тесты трудоемки при обработке, но дают надежную информацию о личности.

Кроме того, недостатком всех личностных опросников является то, что, отвечая на них, тестируемые стремятся произвести хорошее впечатление своими ответами. Человек, подобно актеру, вживается в роль и исходя из этого дает ответы. Уберечься от этого в некоторой степени можно “шкалами лжи”, включенными в тесты. Но их, правда, еще нужно уметь расшифровывать.

Примеры тестов личностных характеристик

1. ММРI (мультифакторный личностный опросник, разработанный в Миннесотском университете, США).

Включает 550 утверждений от первого лица, касающихся самочувствия обследуемого, его отношений с окружающими, наличия невротической, психотической и психопатической симптоматики и др.

Этот тест разработан специально для пациентов психиатрических клиник и широко используется в практике частного психоанализа. При приеме нормальных здоровых людей в американские фирмы этот тест в последние годы не применяется! Лица, которые были подвергнуты такому тестированию, уже выиграли по суду немало исков, а компаниям пришлось уплатить солидные штрафы за нанесение морального ущерба.

2. Русскоязычный аналог - СМИЛ (Стандартизованный многофакторный метод исследования личности, под руководством Л. Собчик), адаптированный вариант теста MMPI. Полный вариант состоит из 566 утверждений, на которые следует выбрать ответ "да", "нет", "не знаю".

3. 16 PF личностный опросник Кеттела (“16 личностных факторов”).

Оценка результатов производится исходя из 16 факторов, среди которых можно выделить такие: эмоциональная устойчивость, интеллектуальное развитие, доминантность, беспечность-сдержанность, моральный контроль поведения, устойчивость к стрессу и т.д.

4. CPI (California Psychological Inventory), Калифорнийский личностный опросник, показывает проекцию личностных особенностей на социальное поведение. Автор - Г. Гаух (H. G. Gough), русскоязычная версия в переводе Н. Графининой. Разработан на основе MMPI, изначально создавался как инструмент для диагностики психически нормальных людей. Содержит 480 заданий, на каждое из которых тестируемый должен дать ответ "верно" или "неверно".

5. OPQ (Occupational Personality Questionnaire), Профессиональный личностный опросник, разработан компанией SHL, предлагается на русском языке, измеряет личность по 30 различным шкалам. По итогам теста выдается отчет по менеджерским компетенциям (планирование и организованность, решительность, коммуникация, лидерство, гибкость, устойчивость, мотивированность и пр.) и по стилям поведения (влияние, независимость, уверенность в себе, пунктуальность, соревновательность, эмоциональный контроль и пр.) Содержит 90 вопросов, на каждое из утверждений дается четыре варианта ответа, тестируемый должен выбрать наиболее и наименее подходящий вариант.

Необходимо учитывать, что западные личностные тесты, в частности, 16 PF, Калифорнийский личностный перечень CPI, опросник Айзенка EPI, тест Вандерлика для корректного применения в нашей стране нуждаются в серьезной доработке -- так называемой культурной и психометрической адаптации. Далеко не со всеми подобными тестами такая работа проведена.

6. Тест Люшера основан на субъективном предпочтении цветовых стимулов. Определяет оценку направленности на определенную деятельность, настроение, функциональное состояние и наиболее устойчивые черты личности.

7. Опросник «личностный дифференциал» (ОЛД). Тест, разработанный Ч. Осгутом и адаптированный В.И. Тараненко в психоневрологическом институте им. В.М. Бехтерева. Позволяет получить информацию «второго порядка», т.е. в какой-то степени не осознаваемую и в какой-то степени скрываемую индивидом, проходящим тестирование. К ней прилагается текстовый интерпретатор результатов всех возможных комбинаций. Интерпретационный текст может использоваться в профориентационной службе управления и обучения персонала, службах кадров при формировании микроколлективов, для индивидуального психотренинга, делового тренинга в обучающих центрах, а также в психодиагностике личности для самоанализа. Из двух «сопряженных» качеств А и В испытуемый выбирает то, которое ему больше подходит. Потом определяет степень выраженности каждого качества по трехбалльной шкале («1» - это качество мне присуще, «2» - это качество во мне хорошо выражено, «3» - это качество развито во мне очень сильно).

8. Тест «ОДН». Позволяет выявить такие аспекты личности, как направленность на себя (ориентация на вознаграждение, агрессивность в достижении статуса, властность, склонность к соперничеству), направленность на общение (ориентация на совместную деятельность даже в ущерб выполнению конкретных заданий или оказание искренней помощи людям, ориентация на социальное одобрение, потребность в привязанности и эмоциональных отношениях с коллективом), направленность на общее дело (заинтересованность в общих достижениях, способность отстаивать свое мнение, полезное для достижения общей цели). Анкета состоит из 27 суждений, в каждом из которых нужно выбрать один из трех вариантов ответов. Испытуемый выбирает один ответ, который в наибольшей степени выражает его мнение или соответствует реальности. Этот ответ оценивается в 2 балла. Из оставшихся двух ответов тот, который все же предпочтительнее, получает один балл. Оставшийся невыбранным ответ получает ноль баллов.

Тесты межличностных отношений и их примеры

Тесты межличностных отношений выявляют стиль общения с людьми, конфликтность, способность идти на компромиссы, приходить на помощь другим, навыки общения в различных ситуациях. Тестам на конфликтность, как правило, уделяется особое внимание, поскольку сложные отношения в коллективе работодателю не нужны. К этой же группе можно отнести тесты на выявление стиля руководства или лидерства.

Примеры тестов межличностных отношений

1. Опросник Айзенка

предназначен для диагностики экстра- и интроверсии (общительности и необщительности), эмоционально-психологической устойчивости.

2. Тест Сонди

используется для выявления трудностей межличностных отношений и изучения особенностей ценностных ориентаций.

Личность и ее индивидуальные психологические особенности. Эмоционально-волевая сфера психики.

Тестовые задания.

Индивид. Личность.

    Установите соответствие:

Соотношение ключевых понятий теорий личности и авторов теорий.

1

Экстраверсия

А

З. Фрейд

2

Личностный конструкт

Б

А. Маслоу

3

Организмическое доверие

В

К.Г. Юнг

4

Фиктивный финализм

Г

А. Адлер

5

Архетип

Д

Дж. Келли

6

Вытеснение

Е

Г.Ю. Айзенк

Ж

К. Роджерс

    Выберите правильный ответ:

Рассматривая психическую структуру личности,З. Фрейд показал, что принципом удовольствия руководствуется…

А) «Оно»

Б) «Я»

В) «Сверх-Я»

Г) «Супер Эго»

Д) «ОН»

Самосознание

    Кроссворд:

По горизонтали

2. Та часть человеческой личности, которая осознаётся как «я» и находится в контакте с окружающим миром посредством восприятия

6. Это представление человека о важности своей личной деятельности в обществе и оценивание себя и собственных качеств и чувств, достоинств и недостатков, выражение их открыто или закрыто

7. Кто указывал, что появление самосознания знаменует собой второе рождение личности

По вертикали

1. Кто предложил выделять в Я-образе несколько автономных показателей, используя понятие установки

2. Кем разработана подробная уровневая концепция самосознания и личности в целом

3. Это одна из форм, в которой объективная действительность отражается в психике человека

4. Один из компонентов Я-образа осуществляющий готовность к действиям в отношении объекта

5. Первый из психологов, обратившийся к разработке проблемы самосознания

Характер

    Ответьте, верно или неверно

А) Согласно А.Ф.Лазурскому, характер представляет собой совокупность основных наклонностей.

Б) Аккуратность, бережливость, щедрость – это черты, проявляющиеся в деятельности.

В) Природу черт характера как проявление либидозного источника З.Фрейд интерпретировал как динамическую.

Г) Систему отношений человека к самому себе характеризуют – скромность, самокритичность, гордость.

Д) Сила по отношению к характеру является его акцентуацией.

    Заполните пробелы (….) в предложениях:

А) Индивидуальные привычные формы поведения человека, в которых реализуется его отношение к действительности-...характера

Б) ...характера – выражается в устойчивости поведения, которое соответствует сложившимся убеждениям, основной направленности

В) ...личности, выражающие отношение человека к действительности, всегда образуют некоторое своеобразное сочетание, представляющее не сумму отдельных способностей данного человека, а единое целое, которое называют характером человека.

Г) ...характера – соотношение сдержанности и активности, ровность поведения.

Д) Единство психического склада человека, отсутствие противоречий в стремлениях и интересах, единство слова и дела-....характера

Способности

    Выберите правильный ответ:

То, что способности не связаны с мотивацией, утверждал…

А) Ф.Бэкон

Б) Ф.Гальтон

В) Дж.Кеттел

Г) В.Вундт

Д) С.Л.Рубинштейн

    Выберите правильный ответ:

Способности, которыми обладает человек, не только заключены внутри его организма, но и распределены в социальных условиях его жизнедеятельности согласно:

А) отечественной психологии;

Б) бихевиоризму;

В) психоанализу;

Г) гештальтпсихологии;

Д) ассоциативной психологии.

Эмоции

    Выберите правильный ответ:

Эта психическая функция , своеобразный индикатор, дающий человеку сведения о том, насколько значим для него раздражитель и насколько была адекватна реакция организма на него.

А) терпеливость

Б) мужество

В) эмоция

Г) выдержка

Д) воля

9. 1. Уберите одно лишнее из названий эмоций:

А) Настроение.

Б) Аффект.

В) Страсть.

Г) Экстаз.

Д) Мужество.

2. Уберите одно лишнее из положительных видов эмоций:

А) Радость.

Б) Смелость.

В) Веселье.

Г) Восторг.

Д) Любовь.

3. Уберите одно лишнее из отрицательных видов эмоций:

А) Принципиальность.

Б) Грусть.

В) Тоска.

Г) Страх.

Д) Гнев.

4. Уберите два лишних слова:

В развитии стрессового состояния, Селье выделил три этапа:

А) Тревога.

Б) Запоминание.

В) Сопротивление.

Г) Узнавание.

Д) Истощение.

5. Уберите два лишних слова:

Конфликтные эмоциональные состояния:

А) Страсть.

Б) Стресс.

В) Экстаз.

Г) Аффект.

Д) Фрустрация.

Воля

10. Выберите правильный ответ:

Сознательное регулирование человеком своего поведения, выраженное в умении видеть и преодолевать внутренние, и внешние препятствия - это:

А) Настроение.

Б) Напряжение.

В) Воля.

Г) Эмоциональность.

Д) Характер.

    Ответьте, верно или неверно каждое из следующих утверждений:

А) Сила, направленность и свобода, являются параметрами, которые обычно используются для описания волевых процессов.

Б) Теория воли, базирующаяся на признании возможности индивида действовать или выбирать способ действия независимо от воздействующих на него внешних факторов, стимулов, называется индетерминизмом.

В) Воля – регулирование человеком своего поведения, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий. Это регулирование непроизвольное.

Г) Возможность человека определять свои поступки, ориентируясь не на давление окружающих, не на случайные влияния, а исходя из своих убеждений, знаний, характеризует его принципиальность.

Д) Л.С. Выготский исследовал волевое поведение как процесс произвольного формирования побуждений.

Ответы к тестовым заданиям:

    1 – Е, 2 – Д, 3 – Ж, 4 – Г, 5 – В, 6 – А.

    По вертикали:

    Кон

    Эриксон

    Сознание

    Поведенческий

    Джеймс

По горизонтали:

2. Эго

6. Самооценка

7. Леонтьев

4. А- верно; Б – неверно; В – верно; Г – верно; Д-неверно.

5. А – черты; Б – определенность; В – свойства; Г – уравновешенность;

Д – цельность.

6. Г

7. А

8. В

9. 1-Д; 2-Б; 3-А; 4-Б,Г; 5-А,Б.

10. В

11. А – верно; Б – верно; В – неверно; Г – верно; Д – неверно.