В каких произведениях маяковский осуждает. В

Стихотворение «Прозаседавшиеся» было создано поэтом в 1922 году. Тогда Маяковскому стало понятно, что революция, на которую были возложены такие большие надежды, не могла искоренить негатива, столетиями копившегося в государстве. Именно тогда поэт решил, что лучшим способом борьбы с этими отрицательными явлениями и будет сатира.

Название

Подготовить анализ «Прозаседавшихся» Маяковского школьнику не составит труда, ведь стихотворение читается легко. При знакомстве с произведением читателю сразу же бросается в глаза его название. Ведь, как и в любом другом художественном творении, название наделено большой смысловой нагрузкой. Однако в этом произведении оно задает весь эмоциональный тон.

У читателя сразу же возникает образ утомленных людей, которые мучимы усталостью от долгого заседания, так как они потратили очень много времени, но ничего не смогли достичь. Слова, которым поэт озаглавил свое стихотворение, в действительности в русском языке не существует. Это неологизм, специально выдуманный Маяковским по той модели, которая уже существует в русском языке (точно так же построены и слова «прослушавший», «просмотревший»). Иными словами, данное понятие обозначает, что некто производил определенные действия, однако не добился нужного результата.

Кого высмеивает поэт

В анализе «Прозаседавшихся» Маяковского можно упомянуть, что в своем произведении автор высмеивает бюрократов. Эта прослойка населения была объектом сатиры еще для Гоголя и Салтыкова-Щедрина, однако теперь, в послереволюционное время, их деятельность лишь приобрела немного другую окраску. Поэт упоминает в своем произведении названия различных организаций - «-полит», «-просвет», «-ком». И читателю становится понятно, что количество этих заведений не окупается качеством.

Метафора в произведении

В анализе стиха «Прозаседавшиеся» Маяковского следует рассказать и о применении метафоры. Поэт использует этот прием в выражении «дела бумажные», чтобы усилить впечатление. Ведь так сразу же представляется ворох различных документов, многочисленных вопросов, которые несчастные бюрократы должны решить в течение рабочего дня. Поэт мастерски формирует образ государственной машины, которая создает совершенно ненужные и непонятные простому смертному законы. А он между тем является тем «винтиком», до которого никому нет никакого дела.

Преувеличение

Анализ «Прозаседавшихся» Маяковского заставляет задуматься над тем, каких масштабов достигает бюрократия. Герой произведения не может в течение долгого времени получить аудиенцию, чтобы решить свой вопрос, поскольку некто Иван Ваныч постоянно занят решением каких-то глобальных вопросов.

Поэт упоминает одну из главных черт бюрократии в советскую эпоху - это абсурдность. В своем стихотворении он описывает, как проводится целое заседание по поводу приобретения «склянки чернил». Это преувеличение призвано еще раз подчеркнуть, каких масштабов достигла бюрократия в эпоху СССР.

Также нужно отметить и еще одну немаловажную деталь: заседание происходит в семиэтажном здании. То есть только такая огромная постройка может вместить всех бюрократов. Также гиперболизировано и последнее заседание, на котором опять исчезает Иван Ваныч: «А-бе-ве-ге-де-е-же-зе-ком». С помощью этого преувеличения поэт подчеркивает, что чиновников не волнует, по какому именно вопросу заседать - важен сам факт собрания.

Гротеск

Подготавливая анализ «Прозаседавшихся» Маяковского, нужно упомянуть и о таком приеме в произведении, как гротеск. Кульминация произведения приходится на тот момент, когда его главный герой, наконец, в ярости врывается в зал заседания. Здесь уже Маяковскому недостаточно гиперболы, чтобы описать происходящее, и он использует прием гротеска. Читатель видит ужасающую картину: «…сидят людей половины». Герой стихотворения шокирован, ведь воображение нормального человека не способно вместить описываемую картину. Простой человек не может вообразить себе, что, для того чтобы успевать одновременно на два бюрократических заседания, он должен раздвоиться.

Проще всего сделать анализ стихотворения «Прозаседавшиеся» Маяковского по плану. Многоплановость произведения в том, что оно является и сатирическим, и содержит в себе фантастический гротеск, и описывает актуальные проблемы общества. Также стоит отметить тот факт, что для присутствия на заседании не обязательна верхняя часть туловища, где находится голова. Нижняя половина спокойно присутствует на этом собрании. Поэт этим хочет подчеркнуть, что для советских бюрократов вовсе не важен сам процесс заседания, главное - на нем присутствовать. Значение имеет только форма, а не содержание.

Эпитеты

Анализ стихотворения «Прозаседавшиеся» Маяковского необходимо дополнить и описанием эпитетов. В своем произведении автор описывает кошмар, который испытывает главный герой произведения, в мучениях пытающийся осмыслить все то, что вокруг него имеет место. Поэт использует немало литературных средств выразительности, чтобы донести до читателя, что происходит с его героем. Эпитеты «взъяренный», «дикие» указывают на то, что главное действующее лицо уже дошло до точки кипения из-за нелепости бюрократии.

С помощью метафоры «врываюсь лавиной» поэт подчеркивает решимость своего героя, которая полностью его захлестывает. Деепричастие «изрыгает» (проклятия) сразу же вызывает ассоциации с настоящим диким зверем, а может быть, и драконом. Этим поэт еще больше усиливает преувеличенность, гротескность описываемой ситуации.

Анализ стихотворения «Прозаседавшиеся» Маяковского по плану

План анализа произведения может быть приблизительно таким:

  1. Название и автор.
  2. Основная мысль (сформулирована в качестве афоризма, мечты о том, чтобы заседания были искоренены).
  3. Тема (гневное обличение бюрократии).
  4. Жанр (здесь это фельетон в стихотворной форме).
  5. Эмоциональное воздействие на читателя.
  6. Особенности композиции.
  7. Художественные средства.
  8. Впечатление школьника.

Характеристика главного героя

Герой стихотворения заинтересован не только в том, каким образом будет рассматриваться его дело, но и тем, что будет со всей этой бюрократической системой. Он является романтиком, который пытается уйти от действительности в свои мечты, ведь поэт пишет, что он еще способен увидеть «рассвет ранний» и «утро». И он мечтает о том, что когда-нибудь эта жизнь изменится.

Вывод

Мы рассмотрели анализ стихотворения «Прозаседавшиеся» Маяковского. Кратко состояние лирического героя в конце произведения можно описать так: он уверен, что бюрократия - это страшная болезнь, и в своем желании бороться с ней не знает других средств кроме тех, что предлагает само государство.

Однако, говоря о своей мечте, главный герой стихотворения даже не замечает, что сам уже является составляющей частью этой нелепой чиновничьей машины, поскольку она превозмогла его и заставила жить по собственным законам. Это видно по его восклицанию в заключительной части стихотворения, где он мечтает о «заседании» по случаю «искоренения всех заседаний». Даже тот язык, которым главный герой выражает свою мечту, тоже становится канцелярским. Так поэт осуждает ту часть общества, которая отреклась от результатов революции и посвятила свою свободу лишь формальному воплощению ее идей.


Спустя несколько лет после революции Маяковский написал в 1921г. стихотворение «О дряни». Поэт был разочарован в последствиях революции, изменения, которые произошли в стране, не удовлетворяли его. Поэт использует такие средства сатиры, как ирония (много уменьшительно-ласкательных суффиксов «потолочек», «спаленка»), гипербола, (резкие, грубые слова «мразь», «дрянь», «зады») язвительный сарказм и гротеск.

Тема стихотворения – идеалы и желания советских мещан. Люди мыслят примитивно, бездумно следят за модой, ставят целью жизни – материальное обогащение. Материальная составляющая жизни первостепенная для советской буржуазии, нет места духовному развитию. Маяковский высмеивает таких людей, которые считают себя интеллигенцией, но в душе так и остались малообразованными горожанами. Автор критикует не самих мещан как сословие, а их тип мышления. К. Маркс критиковал буржуазную политику, был сторонником революции. В стихотворении герой критикует общество и его нравы, привычки; если люди не перестанут заботится только о своем благополучии, то вся жестокость, насилие, связанные с революцией были напрасны. В таком примитивном обществе никогда не будут существовать такие идеи, как равноправие, демократия. Весь смысл жизни мещанина заключается в том, чтобы похвастаться новыми вещами, потешить самолюбие. Маяковский противопоставляет большое количество материальных благ и пустую душу людей.

Стихотворение «Прозаседавшиеся» написано в 1922г. Тема бюрократии представлена в данном произведении. Это стихотворение – возмущение системой бюрократического апарата. Основу советской бюрократии составляют бессмысленные постоянные заседания и бумажная волокита. Чиновники не решают настоящие проблемы, они занимаются всем, но только не помощью народу. Государственные служащие не выполняют своих функций, то есть не служат и не помогают народу, им неважно, что обсуждать, главное сделать видимость бурной деятельности. В произведении использует автор различные средства выразительности: гипербола в названиях заседаний («А-бе-ве-ге-де-е-же-зе-ком»), для того, чтобы подчеркнуть их бессмысленность; автор высмеивает пустые и ненужные собрания, на которые чиновники тратят весь рабочий день. Ирония в том, что на заседаниях чиновники присутствуют без головы, автор хотел показать всю бесполезность их собраний. Маяковский осуждает бюрократический аппарат за то, что из-за его безалаберности страдают обычные граждане.

Обновлено: 2017-11-24

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Как меняется внутреннее состояние лирического героя по мере развития сюжета приведенного фрагмента?

В начале фрагмента лирический герой относится с неким подозрением к солнцу, он «сконфужен», поэтому дерзит собеседнику. Однако по мере разговора герой сбрасывает серьезность и завязывает с солнцем непринужденную, дружественную беседу, перейдя на «ты». Герой более не испытывает страха перед собеседником, а наоборот, чувствует душевное спокойствие и даже позволяет себе по-доброму хлопнуть его по плечу. Солнце убеждает героя в том, что значение труда огромно, и как оно поддерживает жизнь всего живого, так и герой должен своими стихами нести пользу народу. С этими словами настроение героя меняется на воодушевленное и решительное, о чем свидетельствуют последние строки.

В каких произведениях русской литературы раскрывается мысль о значимости искусства и в чем эти произведения можно сопоставить со стихотворением В.В.

Маяковского?

Мысль о значимости искусства раскрывается в таких стихотворениях, как «Поэт и гражданин» Н.А. Некрасова и «Одним толчком согнать ладью живую…» А.А. Фета.

Как и в стихотворении Маяковского, у Некрасова поэтический труд ассоциируется с несением пользы народу. Если солнце Маяковского призывает поэта оживить, воспеть «у мира в сером хламе» и убеждает его «светить всегда, светить везде, до последних донца», несмотря ни на какие преграды, то гражданин Некрасова уверяет поэта в том, что нельзя сидеть на месте, а нужно нести пользу своим творчеством: «И не иди во стан безвредных, / Когда полезным можешь быть!».

В стихотворении Фета тоже идет речь о значимости искусства. Так, поэт считает, что искусство – это умение превращать печальное в веселое и делить с людьми их чувства. Он пишет: «Тоскливый сон прервать единым звуком, …/Дать жизни вздох, дать сладость тайным мукам, /Чужое вмиг почувствовать своим». Так же и Маяковский в стихотворении упоминает несколько раз о свете, который поэт своим творчеством несет в массы, освещая самые темные закоулки человеческих душ.

Что составляет внутреннюю противоречивость образа поэта в стихотворении В.В. Маяковского «Нате»?

В данном стихотворении раскрывается внутренняя противоречивость поэта. С одной стороны, поэт – чувствительный, ранимый человек, отрывший людям «столько стихов шкатулок», человек, «на бабочку…сердца» которого взбираются «грязные, в калошах и без калош». Но с другой стороны, это грубый «гунн», который ничем не обязан обществу и не станет «кривляться» перед непонимающей его публикой, а просто «плюнет» им в лицо. Таким образом, противоречивость образа поэта состоит в сочетании в нем грубости и ранимости.

В каких произведениях русских поэтов раскрывается тема взаимоотношений поэта и толпы и в чем эти произведения близки стихотворению В.В. Маяковского?

Тема взаимоотношений поэта и толпы раскрывается в таких стихотворениях, как «Пророк» М.Ю. Лермонтова и «Мне ни к чему одические рати…» А.А. Ахматовой.

Лирический герой Лермонтова – поэт-изгнанник. Как и у Маяковского, он непонятый толпой, отчужденный человек, слова которого не находят отклика в душах людей: «Провозглашать я стал любви /И правды чистые ученья/ В меня все ближние меня/ Бросали бешено каменья…».

Анна Ахматова в своем стихотворении говорит о том, что, несмотря на тяжелый процесс написания стихотворений, она их пишет «на радость» читателей и ей. Так же и Маяковский творит для людей, раскрывает перед читателями «бабочку поэтиного сердца» и множество «стихов шкатулок».

В данном стихотворении Маяковский поднимает ряд проблемных вопросов.

В данном стихотворении Маяковский поднимает ряд проблемных вопросов. Главенствует в ней, конечно, проблема бюрократизма. Маяковский осуждает оторванных от забот и нужд народа чиновников, которые пошли на службу только чтобы отсиживаться в уютных кабинетах. Также поэт высмеивает низменные потребности человека, который мечтает не о чем-то великом, а о новых «галифищах» и платье. Поэт требует, чтобы государственные люди занимались развитием страны, служили на ее благо, а не предавались обывательским мечтам о материальном благе. Именно эти злободневные и «вечные» вопросы поднимает Маяковский.

В каких произведениях русских писателей звучат сатирические мотивы и в чем эти произведения можно сопоставить со стихотворением В.В. Маяковского?

Сатирические мотивы звучат в таких стихотворениях, как «Размышления у парадного подъезда» Н.А. Некрасова и «Нате!» В.В. Маяковского.

Читая стихотворение Некрасова, можно разглядеть насмешку поэта над «владельцем роскошных палат», который умрет в окружении любимой семьи, на самом деле ждущей его смерти с нетерпеньем: «Ты уснешь, окружен попечением / Дорогой и любимой семьи / (Ждущей смерти твоей с нетерпением)».Как и Маяковский, Некрасов в своем стихотворении осуждает представителя власти: некрасовский чиновник гонит в шею пришедших к нему крестьян, а чиновник Маяковского вместо занятия проблемами народа размышляет о том, какие галифища купит с прибавкой.

В стихотворении «Нате!» Маяковский обличает низменные потребности людей, сатирически изображая их: «Вот вы мужчина, у вас в усах капуста/ где-то недокушанных, недоеденных щей; / вот вы, женщина, на вас белила густо, / вы смотрите устрицей из раковин вещей». Как и в стихотворении «О дряни», здесь поэт высмеивает людей, озабоченных не духовными проблемами, а материальными.

30.03.2013 19616 0

Урок 45
Сатирическая лирика
и драматургия Маяковского

Цели : выявить особенности сатирических произведений Маяковского, отметив поэтическое новаторство; повторить родовые признаки лирики и драмы, проследить их проявление в произведениях Маяковского; развивать навыки анализа поэтического текста.

Ход урока

мало поредела.

Дела много –

только поспевать.

сначала переделать.

Переделав –

можно воспевать.

В. В. Маяковский

I. Чтение наизусть и анализ стихов Маяковского «А вы могли бы?», «Послушайте».

II. Вступительное слово учителя.

1. «Своими быстрыми шагами Маяковский ушагал далеко за нашу современность и где-то там, за каким-то поворотом, долго еще будет нас ждать», – писала о поэте Марина Цветаева. Маяковский опередил свое время как художник. Новатор в области тем и художественных средств, он устремлен в будущее в своем творчестве. Поэт и жизнь воспринимал сквозь призму творчества, созидания. Вспомним его лозунг: «Будущее не придет само, если не примем мер». Художник, по Маяковскому, призван научить людей строить новую жизнь.

Творчество Маяковского было чрезвычайно актуально для современников поэта, оно актуально и для нас, его потомков. Чего стоят одни только сатирические произведения. Кажется, невозможно назвать отрицательное явление, которое не попало бы под увели чительное стекло поэта-сатирика: хулиганство, предательство, бюрократизм, обывательщина, злословие, подхалимство:

На метров тридцать

Догонять

Начальство

Актуальность сатиры В. В. Маяковского хочется донести и вам, вступающим во взрослую жизнь, в мир, который не без добрых людей, но и не без плохих, к сожалению, тоже. Приходится так часто встречаться с хамством, грубостью, ложью, что трудно не унизиться, не потерять свое человеческое достоинство.

Поэзия Маяковского, «призывающая к вечной драке со злом», его вера, его стихи становятся жизненно необходимыми, как и он сам, Владимир Маяковский, ...человек, воплощавший в себе то, чего часто не хватает сегодня нам, чего мы ищем друг в друге и очень редко находим.

Уже в ранних стихотворениях в сатирическом ключе предстает мир «жирных» обывателей, смотрящих «устрицей из раковины вещей».

2. Подготовленный ученик читает наизусть стихотворение «Нате!», 1913 года.

Учитель . Откровенные и убедительные слова Маяковского сквозь пелену десятилетий долетели и до наших дней. Своей поэзией он заложил основу своего и нашего будущего. Известный российский деятель культуры С. В. Образцов так писал об этом: «Вот сколько лет прошло, а забыть исповеди Маяковского, его разговора с будущим, его отчета за всю свою жизнь, пронизанную борьбой за правду, за чистоту, за счастье тех, кто будет жить после него, я не могу. Навсегда врезалось это в мою память, будто выжжено в ней».

III. Чтение и анализ стихотворений «Прозаседавшиеся», «О дряни».

Примерный анализ стихотворения .

В 1920–1921 годах появилось стихотворение «О дряни», первое произведение, обличающее «мурло мещанина» нового советского времени.

Символом и спутником бюрократа в быту и на службе становится «оголтелая канареица». Этот образ пронизывает все стихотворение. Поэт предупреждает, что в государственных учреждениях засели, «наскоро оперенья переменив», чиновники, которые никакой пользы обществу не принесли и только, «намозолив от пятилетнего сиденья зады... свили уютные кабинеты и спаленки». Метафора «свили уютные кабинеты и спаленки» вызывает ассоциацию со знаменитой «птичкой божьей», не знающей «ни заботы, ни труда».

Довольно жестко Маяковский осуждает тех, кто все радости жизни видит только в мире вещей.

Вместе с автором мы наблюдаем за тем, как «та или иная мразь» на прибавку мечтает завести «тихоокеанские галифища». Подчеркивая омертвление души такого человека, неподвижность мыслей и чувств, поэт подбирает к его образу необыкновенное сравнение: он будет

Из штанов

выглядывать,

как коралловый риф.

Квартира чиновника наполнена символами коммунистического переустройства мира: здесь и портрет Маркса в алой рамочке, и газета «Известие». Но, оказывается, все это – дань моде. Даже серп и молот – только модные эмблемы, без которых нельзя «фигурять» «на балу в Реввоенсовете».

«Дрянь», по Маяковскому, – это люди, которые ограничили свои жизненные интересы миром вещей. Их головы, как и «уютные кабинеты и спаленки», заняты пианино, самоварами, «галифищами», платьями и клетками с «оголтелыми канареицами». Не находя «живых людей» среди таких чиновников, поэт вкладывает слова, содержащие идею произведения, в речь неживого предмета, заговорил портрет:

Маркс со стенки смотрел, смотрел...

Разинул рот,

Да как заорет:

«Опутали революцию обывательщины нити...

головы канарейкам сверните –

чтоб коммунизм

канарейками не был побит!»

IV. Драматургия Маяковского.

1. Слово учителя .

В мае 1928 года режиссер Всеволод Мейерхольд телеграфировал Маяковскому из Свердловска: «Последний раз обращаюсь к твоему благоразумию. Театр погибает. Нет пьес. От классиков принуждают отказаться. Прошу серьезного ответа: можно ли рассчитывать получить твою пьесу в течение лета. Телеграфь срочно...»

Маяковский ответил утвердительно и начал работу над пьесами о современности, материал для которых был хорошо известен поэту. Первая – феерическая комедия «Клоп» – осмеивала обывателей и советских мещан, тех новых мещан, торжество которых давно беспокоило Маяковского. Вторая – драма в шести действиях с цирком и фейерверками «Баня » – разоблачала мещанство политическое (бюрократов и приспособленцев).

2. Работа с текстом пьесы «Клоп».

В письмах к Татьяне Яковлевой отразился процесс работы Маяковского над пьесой «Клоп». В письме от 28 декабря 1928 года можно прочитать:

Что ты пишешь про Новый год? Сумасшедшая! Какой праздник может быть у меня без тебя. Я работаю. Это единственнейшее мое удовольствие».

В подготовке первого спектакля участвовали лучшие творческие силы, и уже в феврале 1929 года пьеса «Клоп» была поставлена в театре Мейерхольда. Роль «бывшего рабочего» Присыпкина, который «с треском отрывается от своего класса», исполнил Игорь Ильинский. Музыкальное оформление принадлежало молодому композитору Дмитрию Шостаковичу. Эскизы костюмов сделали художники Кукрыниксы (Куприянов , Крылов, Ник. Соколов).

– Маяковский-драматург утверждал: «...театр не отражающее зеркало, а увеличивающее стекло». Как вы соотнесете эти слова с идейным содержанием пьесы?

– Где и когда происходит основное действие?

Как известно, пьеса «Клоп» состоит из двух взаимосвязанных частей. В первой из них действие происходит в 1929 году в рабочем общежитии и в доме парикмахерской дочки Эльзевиры Ренесанс, то есть по соседству со зрителями того времени, возможно, как отмечал Маяковский, в Тамбове. Затем действие переносится на 50 лет вперед, в 1979 год, где происходит воскрешение Присыпкина, «замороженного» после пожара на собственной свадьбе.

– Какими представляете образы главных героев?

Присыпкин – Пьер Скрипкин, безусловно, стал, подобно мольеровскому Журдену, образом «вечного мещанина». Не трудно спроецировать особенности его поведения и речи на современных «новых» и «самых новых » русских. Маяковский , словно предвидя постоянное воспроизводство этих качеств, обращался к зрителю: «...но только не злись на шутки насекомого. Это не про тебя, а про твоего знакомого».

Маяковский отстаивал самоценность человека, обостряя конфликт жизни и смерти в образе девушки-самоубийцы Зои Березкиной. В нем просматривается одна из героинь поэмы «Облако в штанах» – художница Антонина Гумилина, влюбленная в Маяковского. По воспоминаниям Романа Якобсона, Гумилина часто рисовала Маяковского, свою свадьбу с ним. Потом увлеклась художником Шиманом, но в 1918 году, отчаявшись найти свое счастье, она покончила с собой. Но героиня пьесы все-таки спасена для будущего:

«Профессор . Самоубийство? Что такое «самоубийство»? (Ищет в словарях...) Вы стреляли в себя? Приговор? Суд? Ревтрибунал?

Зоя Березкина . Нет... Я сама.

Профессор . Сама? От неосторожности?

Зоя . Нет... От любви.

Профессор . Чушь... От любви надо мосты строить и детей рожать... А вы... Да!».

Дочь Маяковского, профессор Патриция Томпсон, пишет, что последняя реплика профессора – это слова ее матери, сказанные Маяковскому в Нью-Йорке в 1925 году.

Присыпкин, оказавшись в будущем, возмущен коллективной волей, решающей его воскресить. Он не хочет жить в стерильном обществе, где исчезли «влюбленные микробы» и нет места фотографии любимой . Зоологический сад, куда он был помещен, оказался для него клеткой с клопом, западней, из которой доносится голос Скрипкина:

«Граждане! Братцы! Свои! Родные!.. Когда же вас всех разморозили? Чего ж я один в клетке?»

Фальшивому, насквозь пародийному миру противостоит только Любовь. «Любовь – это сердце всего. От нее разворачиваются и мысли, и дела...» – писал Маяковский в дневнике в дни создания поэмы «Про это». Противоположное определение любви дает репортер из пьесы «Клоп»:

«Древняя болезнь, когда человечья половая энергия, разумно распределяемая на всю жизнь, вдруг скоротечно конденсируется в одном воспалительном процессе, ведя к безрассудным и невероятным поступкам».

Сатирическое преувеличение стало важнейшим стилистическим приемом, формирующим жанровые особенности пьесы, ее композицию, характеристику персонажей.

Постановщик пьесы Мейерхольд указывал среди безусловных достоинств пьесы Маяковского ее «главное целеустремление: бичевать пороки сегодняшнего дня. Перебрасывая нас в 1979 год, Маяковский заставляет нас разглядывать не преображение мира, а ту же болезнь, что и в наши дни. Надо бороться с недостатками с большей энергией, чем теперь... Маяковский хочет показать, что болезни имеют глубокие корни, что нужны большие периоды времени и громадная активность для их изжития».

Одним из действующих сатирических приемов стала пародия . Например, сцена свадьбы Эльзевиры и Пьера строится как новый обряд, смесь партийного собрания и ресторанного застолья. По законам пародий строятся также эпизоды, связанные с гибелью и воскрешением Присыпкина. Сцены с замороженным Присыпкиным в обледеневшем погребе и строительной бригадой, обнаружившей «индивида», по наблюдению М. С. Петровского, похожи на ситуацию в романе американского писателя Эдуарда Беллами «Через сто лет» (1888). Герой этого социально-утопического романа тоже замерзает во время катастрофы накануне своей свадьбы и, размороженный через сто лет, знакомится с обществом будущего.

Очевидно, что-то не так в обществе торжествующего коллективизма, где очутился Присыпкин, если прежний «клоп, клопуля» оказывается ему ближе, чем стрелявшаяся из-за любви к нему, но выздоровевшая Зоя Березкина.

Домашнее задание.

Написать небольшое сочинение-рассуждение «Сила сатиры Маяковского».

Тема урока: «Оружия любимейшего род»

(Сатирические произведения В.В.Маяковского)

Тип урока : урок-практикум; 2 спаренных урока.

Цель урока : повторить особенности лирики Маяковского;

путем анализа стихотворений показать, как созревал талант

Маяковского-сатирика;

выявить, против чего направлена его сатира;

раскрыть способы создания сатирических образов;

развивать творческие способности учащихся.

Оборудование урока: раздаточный материал «Особенности лирики Маяковского», карточки с заданиями для работы в группах, сборники стихотворений поэта, электронная презентация «Маяковский и «Окна РОСТА».

Ход урока.

    Организационный момент. Объявление темы, цели и задач урока.

    Творческая разминка.

Учитель: Ребята, на доске записан сюжет для создания лирического произведения. (Запись на доске: «Порывистый ветер сдувает дым с печных труб, темную улицу освещает фонарь»). Попробуйте в течение 5-7 минут создать небольшое стихотворение по данному сюжету.

По истечении отведенного времени зачитываются работы. Вот некоторые из них:

В доме нега и тепло,

В сенях ветер буйный злится…

В печи с открытым желобом

Огонь веселеньки струится…

На улице горит фонарь,

Своим огнем мне душу грея,

А ветер злой, как демон ночи,

В своих порывах все страшнее…

(М.Шаланова)

Вот и настала ночь.

Темный сорвался лист.

Ветра бушующий свист

Глухо играл в ночи.

Света прорвался луч.

Это горит фонарь.

Он освещает путь.

Стала светлее ночь.

Если смотреть в печь,

Можно узреть тьму.

В тьме скрывается свет…

Помни об этом, друг!

(Кокшаров С.)

Учитель: А теперь прослушайте, пожалуйста, шедевр Маяковского:

Ветер колючий

Трубе

Вырывает

Дымчатой шерсти клок;

Лысый фонарь

Сладострастно снимает

С улицы

Черный чулок.

(Из стихотворения «Из улицы в улицу»)

    Повторение.

Учитель: Заметим, как поразительна новизна поэзии Маяковского, насколько необычны запоминающиеся и удивляющие образы. На прошлом уроке мы говорили об особенностях лирики В.В.Маяковского. Пользуясь раздаточным материалом, который находится у вас на столах, определите, какая из особенностей его поэтики прослеживается в том или ином отрывке из его произведений.

Содержание раздаточного материала.

    «Особенности лирики В.В.Маяковского ».

    Новаторство, стремление к кардинальному обновлению поэзии.

    В центре его поэзии – «грандиозный» лирический герой, на равных объясняющийся с миром, со Вселенной.

    С необычайной смелостью поэт вводит слова и выражения грубого, вульгарного стиля – разрушает штампы, стереотипы, границы дозволенного.

    Речь Маяковского обычно обращена к слушателю, поэтому многие стихотворения по форме представляют собой диалог, беседу.

    Маяковский создает свою систему тонического и акцентного стиха, в его строке различное количество неударных слогов. Поэт располагает строки «лесенкой».

    Маяковский – необычный реформатор в области рифмы.

    Отрывки из стихотворений.

    Эй, вы!

Небо!

Снимите шляпу!

Я иду!

(«Облако в штанах»)

    Послушайте!

Ведь если звезды зажигают –

Значит – это кому-нибудь нужно?

(«Послушайте!»)

    Знаете ли вы, бездарные многие,

Думающие нажраться лучше как,-

Может быть, сейчас бомбой ноги

Выдрало и Петрова поручика?...

(«Вам»)

    Мама!

Ваш сын прекрасно болен!

Мама!

У него пожар сердца.

(«Облако в штанах»)

    Вам,

конечно, известно

явление «рифмы».

Скажем,

строчка

окончилась словом

«отца»,

И тогда

через строчку,

слога повторив, мы

Ставим

какое-нибудь:

ламцадрица-ца.

(«Разговор с фининспектором о сущности поэзии»)

    Вот и вечер

В ночную жуть

Ушел от окон,

Хмурый,

Декабрый.

(«Облако в штанах»)

    Ржут этажия.

Улицы пялятся.

Обдают водой холода.

Весь истыканный в дымы

и в пальцы,

Переваливаю года.

(«России»)

Иду – красивый

Двадцатидвухлетний.

(«Облако в штанах»)

4. Работа по теме урока.

1) Слово учителя : С огромной любовью писал В.В.Маяковский о людях, строящих новую жизнь. Именно поэтому он гневно выступал против тех, кто мешал этому строительству. «Оружия любимейшего род», так определил Маяковский свое отношение к сатире.

Ирония, гипербола, гротеск, фантастика, сарказм придавали сатирическим произведениям поэта различные оттенки.

«Маяковский улыбается,

Маяковский смеется,

Маяковский издевается»,- так назвал он один из сборников своих стихов.

2 ) Словарная работа (средства художественной выразительности).

Учитель: Давайте вспомним, что обозначают записанные на доске художественно-изобразительные средства. (На доске только выделенное жирным шрифтом)

Ирония (насмешка)

Сарказм (высшая степень иронии, злая, горькая или гневная насмешка)

Юмор (добрый, сочувствующий смех)

Сатира (обличающий, гневный смех)

Фантастика (надуманное, неправдоподобное, сверхъестественное)

Гипербола (преувеличение)

Гротеск (чрезмерное преувеличение, изображение чего-либо в фантастическом, уродливо-комическом виде)

Аллегория (образное иносказание)

Синекдоха (перенос значения по принципу количественного соотношения, название части вместо целого).

Учитель: Собственно сатирические стихи дореволюционного периода – это его знаменитые «Гимны», опубликованные в журнале «Новый сатирикон». В самих названиях гимнов: «Гимн судье», «Гимн взятке», «Гимн обеду» - комическое несоответствие: ведь гимн – это торжественная песнь, петь которую в честь обеда или взятки просто смешно.

3) Чтение подготовленными учащимися стихотворений и их обсуждение. (Что высмеивает автор в этих произведениях?)

А) «Гимн судье» (1915 г.)

(Маяковский высмеивает общественный строй России, хотя местом действия названа далекая страна Перу.. Страной это правят унылые судьи, враждебные всему живому. Они сами не умеют радоваться жизни и запрещают это делать другим, стремятся все регламентировать, сделать бесцветным. Так под взглядом судьи вылинял оранжево-синий павлиний хвост (гротеск). Далее:

Судья поймал и пух и перья

Бедной колибри выбрил.

Игра слов, основанная на сходном звучании (каламбур), создает комический эффект. Народ под властью злобных судей дан в образе каторжан, гребущих галеру. Освободить каторжников можно, только устранив судей, которые

…мешают и птице, и танцу,

И мне, и вам, и Перу.)

Б) «Гимн обеду» (1915 г.)

(особенно ненавистен Маяковскому буржуазный мир – мир «жирных». В стихотворении возникает прием, который носит название синекдоха (вместо целого называют часть). Вместо человека действует желудок:

Желудок в панаме! Тебя ль заразят

Величием смерти для новой эры?!

Желудку ничем болеть нельзя,

Кроме аппендицита и холеры!

Спи, не тревожась картиной крови

И тем, что пожаром мир опоясан,-

Молоком богаты силы коровья и

Безмерно богатство бычьего мяса.)

Учитель: После революции, в которую Маяковский искренне поверил, сатирическая направленность его поэзии меняется. Героями его стихов становятся враги революции. В 1919-1922 г.г. Маяковский работал в «Окнах РОСТА», рисовал плакаты, сочинял к ним стихотворные подписи. Поэт воспевал победы Красной Армии, беспощадно высмеивал врагов революции, гневно высказывался против мещан.

4) Электронная презентация ученика «Маяковский и «Окна РОСТА».

5) Большую известность приобрели в послереволюционное время стихотворения «О дряни», «Прозаседавшиеся», «Взяточники», «Протекция» и другие.

6) Работа в группах (4 группы).

Каждая группа получает задание проанализировать указанное стихотворение, опираясь на предложенные вопросы.

1 группа – «О дряни» (1920-1921).

- За что Маяковский осуждает мещан?

Какие художественно-изобразительные средства использует поэт для обличения мещан, приспособившихся к новому общественному укладу?

(На смену героям гражданской войны пришли новые «герои», которых поэт клеймит словами «дрянь», «мурло», «мразь». Они быстро приспособились к новому общественному укладу. Внешняя маскировка (портрет Маркса, газета «Известия») скрывают истинную суть мещанина, его стремление к материальному благополучию, комфорту, престижу.

Поэт использует различные средства изобразительности. Гипербола («намозолив от пятилетнего сидения зады…», «эх, и заведу себе тихоокеанские галифища, чтоб из штанов выглядывать как коралловый риф»). Создается гротескный образ чинуши, превратившегося в неодушевленный предмет, т.е. лишенного души. Гротескная картина возникает в финале – традиционный для литературы образ оживающего портрета, на этот раз портрета Маркса, который выступает с довольно странным призывом свернуть головы канарейкам. Понатен этот призыв только в контексте всего стихотворения, в котором канарейки приобрели обощенное значение символа мещанства (аллегория).

2 группа – «Прозаседавшиеся» (1922 г.)

- Что вызывает гнев поэта?

- С какой целью он прибегает к фантастике?

- Какими средствами выразительности пользуется автор?

- В каких строчках содержится основная мысль стихотворения?

(Тенденция к увеличению бюрократического аппарата наметилась уже в первые годы Советской власти. С невероятной быстротой стали возникать учреждения. Погрязшие в непрерывных заседаниях, собраниях, имитирующие кипучую деятельность, но далекие от истинных нужд народа. Против них и направлено это стихотворение.

Изобразительные средства: гипербола (преувеличенное количество заседаний), литота (покупка склянки чернил Гупкооперативом). Далее создается фантастическая картина («сидят людей половины») для того, чтобы показать, что служащим приходится буквально разрываться между заседаниями, которые проходят одновременно.

Основная мысль заключается в последних строчках стихотворения:

С волнения не уснешь.

Утро раннее.

Мечтой встречаю рассвет ранний:

«О, хотя бы

Еще

Одно заседание

Относительно искоренения всех заседаний!»

В этом риторическом восклицании выражется мечта автора о том времени, когда будут искоренены все заседания.)

3 группа – «Взяточники» (1926г.)

- Против чего направлено стихотворение?

- К чему призывает Маяковский?

(В этом стихотворении гнев поэта направлен еще против одного врага революции – взяточничества. Вначале дается описание некоего «ответственного», которого весь день тяготит «непролазная дума»: куда бы пристроить кума. С горькой иронией пишет Маяковский, что чиновник этот буквально понял «братство народов» как счастье братьев, теть и сестер». Призванный на службу народу, он оттягивает решение вверенных ему вопросов, пока на его столе не окажется «пакет с листами новейших данных». Чувствуется авторский сарказм в описании того, как «со сладострастием, пальцы слюнявя, мерзавец считает червончики». Негодование Маяковского растет, он пишет:

Укравшему хлеб

Не потребуешь кар.

Возможно

простить и убийце.

Быть может, больной,

сумасшедший угар

В душе

у него

клубится.

Но если

скравший

этот вот рубль

Ладонью

ладонь мою тронет,

Я, руку помыв,

кирпичом ототру

Поганую кожу с ладони.

Презрение поэта растет, и оно в конце стихотворения выливается в открытый протест:

Долой присосавшихся

к нашим

рядам

И тех,

кто к грошам

присосался!)

4 группа – «Протекция (1926 г.)

- Что обличает Маяковский в этом стихотворении?

- Какова композиция стихотворения? Какое идейное содержание несет каждая часть?

- Каким чувством проникнуты последние строки произведения?

(С проявлением бюрократизма и мещанства Маяковский боролся до конца жизни. Во многих его стихотворениях обличаются карьеристы, взяточники, подхалимы, подлецы. В этом стихотворении поэт рассматривает еще одно зло – кумовство. Без покровительства, влиятельной поддержки не решается ни одно дело. Возникает безрадостная картина: человек чего-то стоит в этой жизни, если только у него есть «большущие связи». Интересна композиция стихотворения. Оно состоит из трех частей. 1 часть – описание различных связей. 2 часть – показ того, как быстро решается любое дело приналичии этих связей. 3 часть по содержанию противопоставляется (антитеза) 2 части: «а попробуй – полазий без родственных связей!», «не допустят близко».

С надеждой на изменение дел к лучшему звучат последние строки:

Кто бы ни были

сему виновниками

Сошка маленькая

или крупный кит,-

Разорвем

Сплетенную чиновниками

Паутину кумовства,

протекций, волокит.)

7)Выступление групп с анализом предложенных стихотворений.

8)Подведение итогов урока.

Ответ на вопрос: «Актуальны ли сатирические произведения Маяковского в наши дни?»

Домашнее задание:

1) Письменно ответить на последний вопрос урока.

- «Подлиза» (1 уровень)

- «Подлиза», «Мразь» (2 уровень)

- «Подлиза», «Мразь», «Трус» (3 уровень).