Классный час тему стыд совесть. Конспект классного часа на тему "совесть"

Классный час на тему «Стыд и совесть», 7-8 класс

К 12-13 годам подростки уже хорошо знакомы с такой нравственной категорией, как совесть. Но в число приоритетных ценностей они ее не включают. Более того, многие подростки отмечают, что совесть мешает жить по законам современного общества. Многочисленные доказательства тому они ежедневно видят на экранах телевизора. А между тем по русской православной традиции к 12-13 годам человек должен обладать достаточно зрелой совестью (ведь с 7 лет ребенок допускается к исповеди), а значит, обязан все свои мысли и поступки подвергать строгому рассмотрению и анализу. В силу своей активности и общительности подростки часто совершают поступки, которые не могут оценить, исходя из своего жизненного опыта. В таких случаях голос совести может оказаться единственной силой, способной уберечь подростка от ошибки или преступления. По мнению авторов, классный час на тему «Стыд и совесть» будет очень актуален в 7 классе.

Цели: уточнить значение таких нравственных категорий, как совесть, стыд, раскаяние; формировать умения критически относиться к себе, давать честную оценку своих поступков; побуждать детей к самоанализу, к размышлению о себе, к поиску высоких нравственных идеалов.

Подготовительная работа: поручить 2 ученикам выяснить по словарю значение слов «совесть», «стыд», подобрать словосочетания, пословицы с этими словами.

Оформление : написать на доске:

Определения:

Стыд - осознание вины за свой поступок.

Совесть - наш внутренний судья.

Пословицы:

1. Как ни мудри, а совести не перемудришь.

2. Совесть без зубов загрызет.

3. От человека утаишь, от совести не утаишь.

4. Жизнь дана на добрые дела.

5. Лучше жить бедняком, чем разбогатеть со грехом.

6. Неправдой свет пройдешь, да назад не воротишься.

7. Правда, как оса, лезет в глаза.

План классного часа

I. Вопрос-тест.

II. Проблемная ситуация. Рассказ «Осколки в сердце».

III. Интерактивная беседа.

IV. Словарная работа.

V. Игра «Чего нужно стыдиться?».

1. Ситуация первая.

2. Ситуация вторая.

3. Ситуация третья.

VII. Проблемная ситуация «Суд совести».

VIII. Упражнения для совести.

1. «Минута раскаяния».

2. «Минута прощения».

IX. Интерактивная беседа «Что делать с нахалами?».

X. Подведение итогов (рефлексия).

Ход классного часа

I. Вопрос-тест

Классный руководитель. Ребята, у меня к вам вопрос Представьте себе, что вы совершили очень плохой поступок. За это

учитель может вызвать родителей, а может просто при всем классе сказать: «Ни стыда, ни совести у тебя нет!» Как вы думаете, что страшнее?

(Учитель называет фамилии детей, предлагает им высказаться.)

Примерные ответы детей:

Страшнее вызов родителей, а учителю я потом смогу показать, что совесть у меня есть.

Лучше минута позора перед классом, чем перед родителями.

Если учитель вызывает родителей, значит, думает, что я не совсем пропащий человек и совесть у меня есть.

Если он такое скажет, значит, махнул на меня рукой - лучше пусть вызывает родителей!

Родителей вызвать в школу не позорно, а такие слова - позор.

Только не родителей!

А мне все равно!

II. Проблемная ситуация. Рассказ «Осколки в сердце»

Классный руководитель. Это был вопрос-тест. Он показал, что у некоторых из вас совесть еще спит глубоким сном. Но когда-нибудь она все-таки проснется, как у героя этого маленького рассказа.

Послушайте, о чем в нем говорится. (Читает рассказ.)

Однажды молодой человек шел по улице и увидел слепого с кружкой мелочи у ног. То ли настроение у человека было дурное, то ли еще что, только бросил он в эту кружку осколки битого стекла и пошел себе дальше. Прошло 50 лет. Человек этот добился в жизни всего. И дети, и внуки, и деньги, и хороший дом, и всеобщее уважение - все у него уже было. Только этот эпизод из далекой молодости не давал ему покоя. Мучила его совесть, грызла, не давала спать. И вот на склоне лет он решил найти слепого и покаяться. Приехал в город, где родился и вырос, а слепой так и сидит на том же месте стой же кружкой.

Помнишь, много лет назад кто-то кинул тебе в кружку битое стекло - это был я. Прости меня,- сказал человек.

Те осколки я выбросил в тот же день, а ты носил их в своем сердце 50 лет, - ответил слепой.

III. Интерактивная беседа

Классный руководитель.

Можно ли сказать, в какое время происходили события этого рассказа?

Почему герой рассказа бросил осколки в кружку слепого?

Как вы думаете, когда у него появились муки совести?

Как вы думаете, хороших ли детей воспитает герой рассказа?

Как вы думаете, почему герой рассказа всю жизнь помнил о каком-то нищем слепом старике?

Какими словами выразил слепой эти мучительные угрызения совести? (Эти осколки ты носил в своем сердце 50 лет.)

Как бы вы озаглавили этот рассказ? («Осколки в сердце», «Угрызения совести», «Совесть» и т. п.)

IV. Словарная работа

Классный руководитель. Что же такое совесть? стыд? Об этом нам расскажут (имена, фамилии). Они поработали со словарями и выяснили значение этих слов.

(К доске выходят два ученика, читают словарные статьи.)

Ученик I. Русский поэт Александр Яшин написал как-то такие строки:

В несметном нашем богатстве

Слова драгоценные есть:

Отечество,

Верность,

Братство.

И есть еще:

Ученик 2. Совесть - это драгоценное слово.

Ученик 1. Вот как объясняется значение этого слова в словарях С.И. Ожегова и В.И. Даля. (Читает свои записи.) Совесть - внутреннее сознание добра и зла, «тайник души», в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка, способность распознавать качество поступка.

Ученик 2. С этим словом употребляют очень сильные выражения: люди говорят: «грызет совесть», «мучает совесть», «совесть спать не дает», «муки совести», «угрызения совести», «совесть заговорила». Очень хорошо, когда что-то делаешь со спокойной совестью, с чистой совестью. Людей, которые поступают по совести, называют совестливыми, добросовестными.

Ученик 1. А вот как объясняется значение слова «стыд». (Читает.) Это чувство сильного смущения, самоосуждения от сознания предосудительности поступка, вины.

Ученик 2. Стыд - это очень сильное чувство. Люди говорят: «можно сгореть со стыда», «можно провалиться сквозь землю со стыда», «покраснеть от стыда», «не знаю, куда деться от стыда».

Ученик 1. «В ком стыд, в том и совесть», - говорит русская пословица. В ней хорошо показана связь этих двух понятий.

Ученик 2. В словарях мы нашли много пословиц о совести и стыде. Мы записали эти пословицы на доске.

(Читают пословицы.)

V. Игра «Чего нужно стыдиться?»

Классный руководитель. А теперь поговорим о противоположных понятиях. Бесстыдство, наглость, нахальство - это опасные пороки души. Бесстыжему человеку сначала безразлично, что о нем думают люди, а потом ему становится безразличной собственная судьба.

Чего же, по-вашему, нужно стыдиться в жизни и почему? Поиграем в игру. Я буду читать слова, а вы хором отвечаете «стыдно» или «не стыдно». (Вариант: вы поднимаете руки, если считаете, что этого нужно стыдиться.)

(Учитель читает.)

Физические недостатки;

Некрасивые поступки;

Поношенная, но аккуратная одежда;

Старомодная одежда;

Неряшливый вид;

Непрестижная работа родителей;

Твое «простое» происхождение;

Невежество, необразованность, безграмотность;

Вульгарная внешность;

Грубое, бездушное отношение к людям.

Я очень рада, что вы правильно определили, чего нужно стыдиться. Хотелось бы, чтобы и в жизни ваш внутренний судья - совесть - так же хорошо помогал вам различать добро и зло.

Классный руководитель. Жизнь часто ставит человека перед выбором: сделать по совести или против совести. И этот выбор каждый должен сделать не ради похвалы или показухи, а ради правды, ради долга перед самим собой. По этому решению люди и будут судить о человеке.

Давайте рассмотрим три ситуации. Трудно ли вам будет поступить по совести?

1. Ситуация первая

Вы покупаете в магазине молоко, и продавец по ошибке дает вам со сдачей лишние пять рублей. Как вы поступите?

(Дети высказываются.)

2. Ситуация вторая

Вы весь диктант списали у соседки по парте. Но соседке учитель п°ставил «3», а вам «5», потому что не заметил трех грубых ошибок, к°торые увидел в ее тетради. Ваши действия?

(Дети высказываются.)

3. Ситуация третья

На весенние каникулы класс вместе с классным руководителем планирует поездку в лес. Идет бурная подготовка к веселому путешествию. Но внезапно в классе происходит ЧП: кто-то сорвал кран с огнетушителя и залил пеной весь пол в кабинете химии. Классный руководитель просит виновника признаться и привести класс в порядок. Но никто не признается. Тогда классный руководитель наказывает весь класс и поездка отменяется. Вы знаете, что кран с огнетушителя сорвал ваш друг. Как можно в этом случае поступить по совести?

(Дети высказываются.)

VII. Проблемная ситуация «Суд совести»

Классный руководитель. Совесть - это наш внутренний судья, который помогает нам отличить добро от зла. Мысли, поступки, слова - все человек должен подвергать строгому суду своей совести. И какое облегчение чувствуешь, когда снимаешь с души тяжесть, очищаешь свою совесть.

Послушайте историю, которую рассказал один мой бывший ученик.

В 7 классе Сергей был непослушным, хулиганистым мальчишкой. Ребята считали его лидером, потому что он постоянно придумывал всякие развлечения.

Однажды на уроке ему удалось стащить у одной девочки, Тани Ивановой, сумку со сменной обувью и выбросить ее в открытое окно. Малыши, увидев чужие старые ботинки, забросили их в глубокую лужу.

После уроков у ребят был матч с 7 «Б», и Сергей совсем забыл про эти несчастные ботинки. Он сбегал домой, пообедал, переоделся, потом полтора часа честно отстоял на воротах, не пропустив ни одного гола.

Уже на последних минутах матча он увидел, как из дверей школы вышла Иванова, как шлепала в домашних тапочках по грязи, размазывая по щекам слезы. Сергей подозвал ребят, и они хохотали, глядя на эту раззяву.

А вечером у них в подъезде был скандал. Из квартиры Ивановых раздавались крики. Пьяный отец кричал, что заставит Таньку ходить босиком или в кирзовых сапогах, так как она не умеет беречь свои вещи.

Сергей надел наушники, включил музыку и принялся делать уроки. Смеяться почему-то совсем не хотелось. А ночью он никак не мог уснуть, что-то противно царапало в сердце, мешало, не давало покоя. Он вспоминал все события дня: заплаканная Иванова, шлепающая по лужам в домашних тапочках, голос ее пьяного отца, жалобный лепет матери - как ни уговаривая себя Сергей, как ни оправдывал, но получалось, это он был виноват во всем- Решив, что утро вечера мудренее, Сергей уснул.

А на следующее утро скорая помощь увезла Иванову в больницу с воспалением легких. Вот тут Сергей и понял, как может грызть совесть.

У него были деньги, которые он копил на велосипед. В обувном магазине Сергей купил на эти деньги женские ботинки 38-го размера, как у своей мамы, и пошел в больницу проведать Иванову.

Он сказал, что пришел по поручению классного руководителя, положил на кровать пакет с ботинками и убежал. Попросить прощения у Ивановой он так и не решился.

Придя домой, он по привычке включил компьютер, надел наушники, включил музыку. И вдруг, вспомнив жалкое, испуганное и удивленное лицо Ивановой, Сергей почему-то заплакал. Он проплакал несколько минут и, как ни странно, почувствовал такое облегчение, как будто с души свалился огромный, тяжелый камень.

Вскоре семья Ивановых переехала на новую квартиру, и после болезни Таня перешла в другую школу.

Прошло много лет, Сергей стал офицером, капитаном первого ранга. Девятиклассники пригласили его на классный час рассказать о профессии морского офицера.

Тут Сергей и решил почему-то рассказать эту историю.

Как вы считаете, почему Сергей почувствовал облегчение, купив Тане ботинки?

И почему все-таки он плакал?

Примерные ответы детей:

Он постарался загладить свою вину.

Совесть подсказала ему, что он все сделал правильно.

Совесть открыла ему глаза, и он смог почувствовать боль другого человека.

Он должен был что-то сделать, чтобы искупить свою вину.

Он плакал от жалости и от досады на себя.

Это были слезы облегчения, очищения.

Он плакал от радости: девочка не будет теперь на него обижаться.

Классный руководитель. А как вообще можно загладить свой бессовестный поступок?

Примерные ответы детей:

Можно попросить прощения у того, кого обидел.

Верующие могут покаяться на исповеди.

Пообещать самому себе, что больше этого никогда не будешь делать.

Можно сделать какие-нибудь три хороших дела.

Классный руководитель. Вот что сказал о совести абхазский писатель Фазиль Искандер: «Можно ли воспитать совесть? Кроме редчайших уродов, совесть, хоть и слабо выраженная, есть у каждого человека. Если человек со слабо выраженной совестью попадает в коллектив, которым дорожит, он старается придерживаться общепринятых нравственных норм. Поначалу он стыдится не столько бессовестного поступка, сколько оглашения его. Но это уже воспитание, и, как во всяком воспитании, правильное поведение со временем становится привычкой».

Мне бы хотелось, чтобы каждый из нас поступал по совести и это стало для него привычкой.

VIII. Упражнения для совести

1. «Минута раскаяния»

Классный руководитель. Вся жизнь человека состоит из подобных ситуаций. На каждом шагу мы делаем выбор между добром и злом. Чтобы не ошибиться, нужно постоянно слышать голос своей совести. Этот голос подскажет нам, хороши или плохи наши поступки. А чтобы совесть не молчала, нужно ее тренировать, как тренируют мышцы и ум, - нужно заставлять ее постоянно работать, выполнять упражнения. Упражнение совести - это внутренняя работа ума и сердца, когда человек размышляет о том, что хорошего, что плохого сделал за день, мысленно ставит себя на место другого, старается увидеть последствия своих поступков, умеет посмотреть на свои поступки глазами людей, которых он уважает. При такой работе совесть не замолкнет и всегда будет внутренним судьей человека. А иначе - блуждание в потемках. Давайте сейчас (у кого хватит смелости) проделаем такое упражнение. Минуту подумаем, вспомним свои плохие поступки, в которых мы глубоко раскаиваемся. Назовем это упражнение «Минута раскаяния».

(Звучит музыка. В течение одной минуты дети думают о своих поступках.)

Поднимите руки, кто хочет очистить свою совесть, раскаяться в плохом поступке.

(Дети поднимают руки, рассказывают о своих плохих поступках.)

Раскаяние - это великое чувство. Оно очищает и исцеляет человека. Даже врачи признают, что самые страшные болезни, перед которыми бессильна медицина, лечит раскаяние. «Повинную голову меч не сечет», - гласит русская пословица.

2. «Минута прощения»

Классный руководитель. Второе полезное упражнение для совести - просить прощения.

Вы знаете, что всю эту неделю наш народ празднует Масленицу.

Последний день Масленицы называется «Прощеное воскресенье». В этот день принято просить у всех прощения. Люди при встрече целуются и говорят друг другу: «Прости меня, пожалуйста». В ответ нужно говорить: «Бог тебя простит».

Может быть, есть смельчаки, которые захотят попросить прощения у тех, кого они обидели?

(Дети по желанию поднимают руки, просят прощения у одноклассников, у учителя.)

Советую вам выполнить такое упражнение дома, и в Прощеное воскресенье попросить прощения у всех.

IX. Интерактивная беседа «Что делать с нахалами?»

Классный руководитель. Ну а если у человека нет совести? Хорошо ему жить на свете? Примерные ответы детей:

Хорошо жить, можно спать спокойно.

Нахальным все завидуют, нахалы больше добиваются в жизни.

Конечно, хорошо, нахальство - второе счастье.

Ему будет хорошо до поры до времени, пока с ним самим не поступят бессовестно. И тогда он сразу вспомнит о своих проступках и в нем проснется совесть.

Он, может, чего-то и добьется, но люди его уважать не будут. Классный руководитель. Как же пробудить совесть в бессовестном человеке?

Примерные ответы детей:

Нужно ему прямо говорить обо всем, критиковать.

Нужно объявить бойкот.

Не подавать руки, не здороваться.

Нужно устроить общественный суд.

Классный руководитель. Я с вами соглашусь. Если человек поступает бессовестно, бесчестно, окружающие должны пристыдить его. Лучше горькая правда, чем красивая ложь. Может быть, это и пробудит в человеке совесть, станет человеку стыдно.

X. Подведение итогов (рефлексия)

Классный руководитель. Наш разговор подошел к концу. Как вы считаете, разбудил ли этот разговор вашу совесть?

Примерные ответы детей:

Мне кажется, моя совесть не спит. Но разговор был полезным.

Может быть, кому-то станет стыдно, но одними разговорами совесть не разбудить.

В воскресенье у всех попрошу прощения и постараюсь больше не поступать плохо.

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ЗЕИ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЗЕИ

(ООА)

Классный час

по теме «Совесть» в 3 классе

Саламаха Елена Николаевна

Учитель начальных классов

МОБУ СОШ № 5

89143834524

salamonya 1@ mail . ru

город Зея,

2015 год

Краткая аннотация: разработка классного часа посвящена теме «Совесть». Во время занятия дети отвечают на вопросы: Что такое «Совесть»? Какие чувства сопутствуют голосу совести? Нужна ли человеку совесть? Что значит выражение «поступать по совести»? Какая совесть бывает чиста? Раскрывают смысл пословиц. Рисуют символ Совести. Учащиеся работают индивидуально, в группе и парах. Разработка будет полезна классным руководителям.

Оглавление

Введение 3

Основная часть 4

Список литературы 9

Приложения 10

Введение

Актуальность темы духовно-нравственного развития детей на современном этапе очевидна – сейчас, когда материальные ценности доминируют над духовными, у людей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.

Разработка различных работ по воспитанию духовных и нравственных ценностей у детей считается очень важной задачей.

Являясь основой нравственного сознания, совесть оказывает влияние на систему ценностей, моральный выбор, проявляясь в конкретных поступках. Поэтому рассмотрение понятия совести является актуальной и значимой.

Основная часть.

Классный час по теме «Совесть». 3 класс

Цель и задачи: помочь учащимся осознать чувство совести , как одно из морально - этических ценностей в обществе.

Предметные результаты: усвоение понятий: совесть , стыд, раскаяние.

Познавательные УУД: умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий, овладение логическими действиями, сравнения, обобщения, установления аналогий и причинно - следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Регулятивные УУД: постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно, выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.

Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Личностные УУД: ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, знание основных моральных норм (справедливое распределение, взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность), проявление в конкретных ситуациях доброжелательности, доверия, внимательности, помощи, соотношение поступка с моральной нормой.

Метапредметные результаты: развитие рефлексии «чистая совесть», умение ставить коллективную цель и организовать деятельность, согласование принятых решений друг с другом.

Ход занятия

    Организация деятельности (настрой на урок)

    Человеческая доброта - самое удивительное явление в мире. Попробуйте с помощью улыбки передать своё настроение. Я вижу настроение у вас хорошее, деловое, итак, за работу.

2. Создание проблемной ситуации.

Сегодня к нам в гости пришёл знакомый вам мультипликационный герой. (Лунтик).

Учитель вывешивает рисунок Лунтика.(Приложение 1)

А какой Лунтик по характеру? (Самый любопытный, любознательный, дружелюбный).

Вот и сегодня Лунтик попал в необычную ситуацию, которая его заинтересовала. Давайте посмотрим фрагмент этого мультика.

Смотрят мультфильм (до слов «а что такое совесть?»)

Ребята, так чего не знает Лунтик?

А теперь назовите цель нашего урока, используя слова - я узнаю, - я выясню и т.д . (Слова вывешиваются на доске).

Так вот, сегодня во время нашей с вами беседы мы поможем Лунтику понять, что такое совесть и выяснить, какую роль играет совесть в жизни каждого из нас.

3. Открытие учащимися нового знания

А как вы думаете, что такое совесть, как бы вы объяснили значение этого слова? (Выслушиваются мнения детей).

А где можно посмотреть значение этого слова? (Поиск определения в словаре Ожегова).

Совесть – внутреннее сознание добра и зла, «тайник души», в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка, способность распознавать качество поступка.

Чтобы подчеркнуть важность и силу этого понятия, я предлагаю вам вспомнить, какие выражения употребляют с этим словом?

С этим словом употребляют очень сильные выражения: люди говорят: «грызет совесть», «мучает совесть», «совесть спать не дает», «муки совести», «угрызения совести», «совесть заговорила». Очень хорошо, когда что-то делаешь со «спокойной совестью», с «чистой совестью».

Разбор каждого выражения. Работа в парах, каждой паре даётся выражение, которое они обсуждают, а затем объясняют, как они понимают это выражение.

Так что же такое совесть?

Нужна ли человеку совесть?

Что значит выражение «поступать по совести»?

Какая совесть бывает чиста?

4. Первичное закрепление во внешней речи.

- В народе созданы пословицы и поговорке о совести, вспомните их.

Работа в группах:

1группа. Соедини части так, чтобы получилась пословица.

    Совесть - глаз народа.

    Без совести и при большом уме не проживешь.

    От человека утаишь, а от совести не утаишь.

Раскрывают смысл пословиц

2 группа. Подберите слова близкие по смыслу к слову СОВЕСТЬ. (Стыд, добросовестность, ответственность)

Раскрыть смысл данных слов.

3 группа. Подберите слова противоположные по смыслу к слову СОВЕСТЬ. (Бессовестность, наглость и т.д.)

Раскрыть смысл данных слов.

Вывод: «Корзина идей». На доске корзина, учитель мелом записывает над ней слова, которые говорят дети, обсуждают. (Приложение 2)

- Так давайте объясним Лунтику, какой должен быть человек, который живёт по совести? (Отзывчивый, культурный, дисциплинированный, честный, добросовестный, добрый, искренний).

5. Самостоятельная творческая работа.

Ребята, нам дали задание нарисовать символ совести. Он должен быть простой и понятный всем.

(Дети рисуют свой символ совести, затем обсуждают что изобразил каждый).

Выставка символов на доске. Выбор лучшего.

6. Итог урока

Давайте подведём итог нашему занятию.

Классный час на тему «Стыд и совесть», 7-8 класс

К 12-13 годам подростки уже хорошо знакомы с такой нравственной категорией, как совесть. Но в число приоритетных ценностей они ее не включают. Более того, многие подростки отмечают, что совесть мешает жить по законам современного общества. Многочисленные доказательства тому они ежедневно видят на экранах телевизора. А между тем по русской православной традиции к 12-13 годам человек должен обладать достаточно зрелой совестью (ведь с 7 лет ребенок допускается к исповеди), а значит, обязан все свои мысли и поступки подвергать строгому рассмотрению и анализу. В силу своей активности и общительности подростки часто совершают поступки, которые не могут оценить, исходя из своего жизненного опыта. В таких случаях голос совести может оказаться единственной силой, способной уберечь подростка от ошибки или преступления. По мнению авторов, классный час на тему «Стыд и совесть» будет очень актуален в 7 классе.

Цели: уточнить значение таких нравственных категорий, как совесть, стыд, раскаяние; формировать умения критически относиться к себе, давать честную оценку своих поступков; побуждать детей к самоанализу, к размышлению о себе, к поиску высоких нравственных идеалов.

Подготовительная работа: поручить 2 ученикам выяснить по словарю значение слов «совесть», «стыд», подобрать словосочетания, пословицы с этими словами.

Оформление : написать на доске:

определения:

Стыд - осознание вины за свой поступок.

Совесть - наш внутренний судья.

пословицы:

1. Как ни мудри, а совести не перемудришь.

2. Совесть без зубов загрызет.

3. От человека утаишь, от совести не утаишь.

4. Жизнь дана на добрые дела.

5. Лучше жить бедняком, чем разбогатеть со грехом.

6. Неправдой свет пройдешь, да назад не воротишься.

7. Правда, как оса, лезет в глаза.

План классного часа

I. Вопрос-тест.

II. Проблемная ситуация. Рассказ «Осколки в сердце».

III. Интерактивная беседа.

IV. Словарная работа.

V. Игра «Чего нужно стыдиться?».

1. Ситуация первая.

2. Ситуация вторая.

3. Ситуация третья.

VII. Проблемная ситуация «Суд совести».

VIII. Упражнения для совести.

1. «Минута раскаяния».

2. «Минута прощения».

IX. Интерактивная беседа «Что делать с нахалами?».

X. Подведение итогов (рефлексия).

Ход классного часа

I. Вопрос-тест

Классный руководитель. Ребята, у меня к вам вопрос Представьте себе, что вы совершили очень плохой поступок. За это

учитель может вызвать родителей, а может просто при всем классе сказать: «Ни стыда, ни совести у тебя нет!» Как вы думаете, что страшнее?

(Учитель называет фамилии детей, предлагает им высказаться.)

Примерные ответы детей:

Страшнее вызов родителей, а учителю я потом смогу показать, что совесть у меня есть.

Лучше минута позора перед классом, чем перед родителями.

Если учитель вызывает родителей, значит, думает, что я не совсем пропащий человек и совесть у меня есть.

Если он такое скажет, значит, махнул на меня рукой - лучше пусть вызывает родителей!

Родителей вызвать в школу не позорно, а такие слова - позор.

Только не родителей!

А мне все равно!

II. Проблемная ситуация. Рассказ «Осколки в сердце»

Классный руководитель. Это был вопрос-тест. Он показал, что у некоторых из вас совесть еще спит глубоким сном. Но когда-нибудь она все-таки проснется, как у героя этого маленького рассказа.

Послушайте, о чем в нем говорится. (Читает рассказ.)

Однажды молодой человек шел по улице и увидел слепого с кружкой мелочи у ног. То ли настроение у человека было дурное, то ли еще что, только бросил он в эту кружку осколки битого стекла и пошел себе дальше. Прошло 50 лет. Человек этот добился в жизни всего. И дети, и внуки, и деньги, и хороший дом, и всеобщее уважение - все у него уже было. Только этот эпизод из далекой молодости не давал ему покоя. Мучила его совесть, грызла, не давала спать. И вот на склоне лет он решил найти слепого и покаяться. Приехал в город, где родился и вырос, а слепой так и сидит на том же месте стой же кружкой.

Помнишь, много лет назад кто-то кинул тебе в кружку битое стекло - это был я. Прости меня,- сказал человек.

Те осколки я выбросил в тот же день, а ты носил их в своем сердце 50 лет, - ответил слепой.

III. Интерактивная беседа

Классный руководитель.

Можно ли сказать, в какое время происходили события этого рассказа?

Почему герой рассказа бросил осколки в кружку слепого?

Как вы думаете, когда у него появились муки совести?

Как вы думаете, хороших ли детей воспитает герой рассказа?

Как вы думаете, почему герой рассказа всю жизнь помнил о каком-то нищем слепом старике?

Какими словами выразил слепой эти мучительные угрызения совести? (Эти осколки ты носил в своем сердце 50 лет.)

Как бы вы озаглавили этот рассказ? («Осколки в сердце», «Угрызения совести», «Совесть» и т. п.)

IV. Словарная работа

Классный руководитель. Что же такое совесть? стыд? Об этом нам расскажут (имена, фамилии). Они поработали со словарями и выяснили значение этих слов.

(К доске выходят два ученика, читают словарные статьи.)

Ученик I. Русский поэт Александр Яшин написал как-то такие строки:

В несметном нашем богатстве

Слова драгоценные есть:

Отечество,

Верность,

Братство.

И есть еще:

Совесть,

Честь.

Ученик 2. Совесть - это драгоценное слово.

Ученик 1. Вот как объясняется значение этого слова в словарях С.И. Ожегова и В.И. Даля. (Читает свои записи.) Совесть - внутреннее сознание добра и зла, «тайник души», в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка, способность распознавать качество поступка.

Ученик 2. С этим словом употребляют очень сильные выражения: люди говорят: «грызет совесть», «мучает совесть», «совесть спать не дает», «муки совести», «угрызения совести», «совесть заговорила». Очень хорошо, когда что-то делаешь со спокойной совестью, с чистой совестью. Людей, которые поступают по совести, называют совестливыми, добросовестными.

Ученик 1. А вот как объясняется значение слова «стыд». (Читает.) Это чувство сильного смущения, самоосуждения от сознания предосудительности поступка, вины.

Ученик 2. Стыд - это очень сильное чувство. Люди говорят: «можно сгореть со стыда», «можно провалиться сквозь землю со стыда», «покраснеть от стыда», «не знаю, куда деться от стыда».

Ученик 1. «В ком стыд, в том и совесть», - говорит русская пословица. В ней хорошо показана связь этих двух понятий.

Ученик 2. В словарях мы нашли много пословиц о совести и стыде. Мы записали эти пословицы на доске.

(Читают пословицы.)

V. Игра «Чего нужно стыдиться?»

Классный руководитель. А теперь поговорим о противоположных понятиях. Бесстыдство, наглость, нахальство - это опасные пороки души. Бесстыжему человеку сначала безразлично, что о нем думают люди, а потом ему становится безразличной собственная судьба.

Чего же, по-вашему, нужно стыдиться в жизни и почему? Поиграем в игру. Я буду читать слова, а вы хором отвечаете «стыдно» или «не стыдно». (Вариант: вы поднимаете руки, если считаете, что этого нужно стыдиться.)

(Учитель читает.)

Физические недостатки;

некрасивые поступки;

поношенная, но аккуратная одежда;

старомодная одежда;

неряшливый вид;

непрестижная работа родителей;

твое «простое» происхождение;

невежество, необразованность, безграмотность;

вульгарная внешность;

грубое, бездушное отношение к людям.

Я очень рада, что вы правильно определили, чего нужно стыдиться. Хотелось бы, чтобы и в жизни ваш внутренний судья - совесть - так же хорошо помогал вам различать добро и зло.

VI. Ситуации выбора «Голос совести»

Классный руководитель. Жизнь часто ставит человека перед выбором: сделать по совести или против совести. И этот выбор каждый должен сделать не ради похвалы или показухи, а ради правды, ради долга перед самим собой. По этому решению люди и будут судить о человеке.

Давайте рассмотрим три ситуации. Трудно ли вам будет поступить по совести?

1. Ситуация первая

Вы покупаете в магазине молоко, и продавец по ошибке дает вам со сдачей лишние пять рублей. Как вы поступите?

(Дети высказываются.)

2. Ситуация вторая

Вы весь диктант списали у соседки по парте. Но соседке учитель п°ставил «3», а вам «5», потому что не заметил трех грубых ошибок, к°торые увидел в ее тетради. Ваши действия?

(Дети высказываются.)

3. Ситуация третья

На весенние каникулы класс вместе с классным руководителем планирует поездку в лес. Идет бурная подготовка к веселому путешествию. Но внезапно в классе происходит ЧП: кто-то сорвал кран с огнетушителя и залил пеной весь пол в кабинете химии. Классный руководитель просит виновника признаться и привести класс в порядок. Но никто не признается. Тогда классный руководитель наказывает весь класс и поездка отменяется. Вы знаете, что кран с огнетушителя сорвал ваш друг. Как можно в этом случае поступить по совести?

(Дети высказываются.)

VII. Проблемная ситуация «Суд совести»

Классный руководитель. Совесть - это наш внутренний судья, который помогает нам отличить добро от зла. Мысли, поступки, слова - все человек должен подвергать строгому суду своей совести. И какое облегчение чувствуешь, когда снимаешь с души тяжесть, очищаешь свою совесть.

Послушайте историю, которую рассказал один мой бывший ученик.

В 7 классе Сергей был непослушным, хулиганистым мальчишкой. Ребята считали его лидером, потому что он постоянно придумывал всякие развлечения.

Однажды на уроке ему удалось стащить у одной девочки, Тани Ивановой, сумку со сменной обувью и выбросить ее в открытое окно. Малыши, увидев чужие старые ботинки, забросили их в глубокую лужу.

После уроков у ребят был матч с 7 «Б», и Сергей совсем забыл про эти несчастные ботинки. Он сбегал домой, пообедал, переоделся, потом полтора часа честно отстоял на воротах, не пропустив ни одного гола.

Уже на последних минутах матча он увидел, как из дверей школы вышла Иванова, как шлепала в домашних тапочках по грязи, размазывая по щекам слезы. Сергей подозвал ребят, и они хохотали, глядя на эту раззяву.

А вечером у них в подъезде был скандал. Из квартиры Ивановых раздавались крики. Пьяный отец кричал, что заставит Таньку ходить босиком или в кирзовых сапогах, так как она не умеет беречь свои вещи.

Сергей надел наушники, включил музыку и принялся делать уроки. Смеяться почему-то совсем не хотелось. А ночью он никак не мог уснуть, что-то противно царапало в сердце, мешало, не давало покоя. Он вспоминал все события дня: заплаканная Иванова, шлепающая по лужам в домашних тапочках, голос ее пьяного отца, жалобный лепет матери - как ни уговаривая себя Сергей, как ни оправдывал, но получалось, это он был виноват во всем- Решив, что утро вечера мудренее, Сергей уснул.

А на следующее утро скорая помощь увезла Иванову в больницу с воспалением легких. Вот тут Сергей и понял, как может грызть совесть.

У него были деньги, которые он копил на велосипед. В обувном магазине Сергей купил на эти деньги женские ботинки 38-го размера, как у своей мамы, и пошел в больницу проведать Иванову.

Он сказал, что пришел по поручению классного руководителя, положил на кровать пакет с ботинками и убежал. Попросить прощения у Ивановой он так и не решился.

Придя домой, он по привычке включил компьютер, надел наушники, включил музыку. И вдруг, вспомнив жалкое, испуганное и удивленное лицо Ивановой, Сергей почему-то заплакал. Он проплакал несколько минут и, как ни странно, почувствовал такое облегчение, как будто с души свалился огромный, тяжелый камень.

Вскоре семья Ивановых переехала на новую квартиру, и после болезни Таня перешла в другую школу.

Прошло много лет, Сергей стал офицером, капитаном первого ранга. Девятиклассники пригласили его на классный час рассказать о профессии морского офицера.

Тут Сергей и решил почему-то рассказать эту историю.

Как вы считаете, почему Сергей почувствовал облегчение, купив Тане ботинки?

И почему все-таки он плакал?

Примерные ответы детей:

Он постарался загладить свою вину.

Совесть подсказала ему, что он все сделал правильно.

Совесть открыла ему глаза, и он смог почувствовать боль другого человека.

Он должен был что-то сделать, чтобы искупить свою вину.

Он плакал от жалости и от досады на себя.

Это были слезы облегчения, очищения.

Он плакал от радости: девочка не будет теперь на него обижаться.

Классный руководитель. А как вообще можно загладить свой бессовестный поступок?

Примерные ответы детей:

Можно попросить прощения у того, кого обидел.

Верующие могут покаяться на исповеди.

Пообещать самому себе, что больше этого никогда не будешь делать.

Можно сделать какие-нибудь три хороших дела.

Классный руководитель. Вот что сказал о совести абхазский писатель Фазиль Искандер: «Можно ли воспитать совесть? Кроме редчайших уродов, совесть, хоть и слабо выраженная, есть у каждого человека. Если человек со слабо выраженной совестью попадает в коллектив, которым дорожит, он старается придерживаться общепринятых нравственных норм. Поначалу он стыдится не столько бессовестного поступка, сколько оглашения его. Но это уже воспитание, и, как во всяком воспитании, правильное поведение со временем становится привычкой».

Мне бы хотелось, чтобы каждый из нас поступал по совести и это стало для него привычкой.

VIII. Упражнения для совести

1. «Минута раскаяния»

Классный руководитель. Вся жизнь человека состоит из подобных ситуаций. На каждом шагу мы делаем выбор между добром и злом. Чтобы не ошибиться, нужно постоянно слышать голос своей совести. Этот голос подскажет нам, хороши или плохи наши поступки. А чтобы совесть не молчала, нужно ее тренировать, как тренируют мышцы и ум, - нужно заставлять ее постоянно работать, выполнять упражнения. Упражнение совести - это внутренняя работа ума и сердца, когда человек размышляет о том, что хорошего, что плохого сделал за день, мысленно ставит себя на место другого, старается увидеть последствия своих поступков, умеет посмотреть на свои поступки глазами людей, которых он уважает. При такой работе совесть не замолкнет и всегда будет внутренним судьей человека. А иначе - блуждание в потемках. Давайте сейчас (у кого хватит смелости) проделаем такое упражнение. Минуту подумаем, вспомним свои плохие поступки, в которых мы глубоко раскаиваемся. Назовем это упражнение «Минута раскаяния».

(Звучит музыка. В течение одной минуты дети думают о своих поступках.)

Поднимите руки, кто хочет очистить свою совесть, раскаяться в плохом поступке.

(Дети поднимают руки, рассказывают о своих плохих поступках.)

Раскаяние - это великое чувство. Оно очищает и исцеляет человека. Даже врачи признают, что самые страшные болезни, перед которыми бессильна медицина, лечит раскаяние. «Повинную голову меч не сечет», - гласит русская пословица.

2. «Минута прощения»

Классный руководитель. Второе полезное упражнение для совести - просить прощения.

Вы знаете, что всю эту неделю наш народ празднует Масленицу.

Последний день Масленицы называется «Прощеное воскресенье». В этот день принято просить у всех прощения. Люди при встрече целуются и говорят друг другу: «Прости меня, пожалуйста». В ответ нужно говорить: «Бог тебя простит».

Может быть, есть смельчаки, которые захотят попросить прощения у тех, кого они обидели?

(Дети по желанию поднимают руки, просят прощения у одноклассников, у учителя.)

Советую вам выполнить такое упражнение дома, и в Прощеное воскресенье попросить прощения у всех.

IX. Интерактивная беседа «Что делать с нахалами?»

Классный руководитель. Ну а если у человека нет совести? Хорошо ему жить на свете? Примерные ответы детей:

Хорошо жить, можно спать спокойно.

Нахальным все завидуют, нахалы больше добиваются в жизни.

Конечно, хорошо, нахальство - второе счастье.

Ему будет хорошо до поры до времени, пока с ним самим не поступят бессовестно. И тогда он сразу вспомнит о своих проступках и в нем проснется совесть.

Он, может, чего-то и добьется, но люди его уважать не будут. Классный руководитель. Как же пробудить совесть в бессовестном человеке?

Примерные ответы детей:

Нужно ему прямо говорить обо всем, критиковать.

Нужно объявить бойкот.

Не подавать руки, не здороваться.

Нужно устроить общественный суд.

Классный руководитель. Я с вами соглашусь. Если человек поступает бессовестно, бесчестно, окружающие должны пристыдить его. Лучше горькая правда, чем красивая ложь. Может быть, это и пробудит в человеке совесть, станет человеку стыдно.

X. Подведение итогов (рефлексия)

Классный руководитель. Наш разговор подошел к концу. Как вы считаете, разбудил ли этот разговор вашу совесть?

Примерные ответы детей:

Мне кажется, моя совесть не спит. Но разговор был полезным.

Может быть, кому-то станет стыдно, но одними разговорами совесть не разбудить.

В воскресенье у всех попрошу прощения и постараюсь больше не поступать плохо.

Воспитательный час для старшеклассников. Тема: «Что такое совесть»

Воспитательный час предназначен для детей 8-10 классов.
Краткое содержание материала:
Воспитательный час о функции совести в душе человека, поможет детям понимать свое душевное состояние. Часто в жизни подростков возникают ситуации, когда они испытывают внутреннюю дисгармонию, причиной которой является обличения совести в неблаговидных поступках. Пытаясь устанавливать для себя свои нормы поведения, бунтуя против общепринятых моральных устоев, подростки находятся в конфликте не только со взрослыми и окружающими их людьми, но и с самими собой. Размышление на тему совести, будет способствовать пониманию своего внутреннего состояния и ответственному отношению к своим поступкам, умению признавать свои ошибки и исправлять их.
Сапаргалиева Гулнар Кадровна
Воспитатель КГУ «Мичуринский детский дом», Казахстан, Павлодарская область, село Мичурино.

Воспитательный час «Что такое совесть»

Цель: Формирование знаний о функциях совести в жизни человека;
Задачи:
1.Раскрыть значение слова «совесть», подвести к нужным и правильным выводам.
2.Помочь детям осознать важность гармонии со своей совестью, важность ответственного отношения к своим поступкам;
3.Рассмотреть и проанализировать внутреннюю работу совести в различных обстоятельствах.
Ожидаемый результат:
1. Ценностное отношение к своей совести;
2. Умение исправлять свои ошибки: прощать, просить прощение, возмещать ущерб, нанесенный другому человеку;
3. Умение давать объективную оценку своему внутреннему состоянию.
Предварительная работа: мини – сочинение «Что такое совесть»;
Оборудование: видеоматериал о совести, слайды о духовных законах жизни: «Закон сеяния и жатвы», «Закон бумеранга», «Закон эха», «Побеждай зло добром», «Не делай другим того, что не желаешь себе».
1.Мозговая атака
Вопросы воспитателя детям:
- Что вы знаете о совести?
- Какой может быть совесть?

Для чего необходима совесть?
- В чем проявляется действие совести?
- Знакомы ли вы с голосом совести?
- Как вы понимаете высказывание:
«Будь господином своей воли, но для совести будь рабом».
- Что значит идти на компромисс со своей совестью?
- Какие нравственные законы выражает совесть?
- Что значит быть «бессовестным»?
Дети размышляют над вопросами, дают свои ответы. Воспитатель предлагает желающим зачитать свои сочинения и обобщает размышления и выводы.
Воспитатель: Человек рождается с совестью и это отличает его от животного. Совесть- это заложенный внутри человека нравственный закон жизни, добра, любви и справедливости. Человек может знать через внутренний голос совести о качестве своего поступка. Понятие «угрызения совести», я думаю, знакомо всем нам. Ты можешь чувствовать внутреннюю боль и неудовлетворение, даже если в глазах других твой поступок хорош. Совесть всегда будет обличать тебя в неправоте, в нечистых мотивах сердца, в несправедливости, которую ты допускаешь. У нас всегда есть выбор подчиниться или заглушить голос совести.
Вы должны усвоить одну истину - чистая совесть поможет вам спать спокойно, преодолевать трудности, радоваться жизни, иметь внутреннюю свободу. Нечистая совесть будет мучить вас, угнетать, заставит жить в страхе за себя, отнимет радость и спокойствие Легко допустить компромисс с совестью, но нелегко, после, исправить ситуацию. Многие люди живут по стандартам, которые им кто-то навязывает. Они не привыкли взвешивать свои поступки, анализировать, прислушиваться к своей совести. Но у вас есть возможность уже сейчас принять твердое решение быть «рабом» своей совести. Приняв такое решение, вы удержите себя от многих ошибок и потерь. Совесть поможет вам не причинять вреда и зла другим, не мстить, не унижать, прощать, поможет не ожесточаться и даст вам направление. Страшно не иметь совести, потерять ее. У такого человека нет правильного ориентира в жизни. Он делает то, что считает для себя выгодным, не считаясь ни с кем.
2.Видеоматериал о совести.

3.Работа в малых группах (5 групп)
Для того, чтобы узнавать голос совести, нужно знать и исполнять ее нравственные законы.
Задание: охарактеризовать один из духовно - нравственных законов и объяснить его действие в конкретной ситуации из жизни.
Дети рассаживаются группами и обсуждают задание.
1 группа: «Закон сеяния и жатвы»
2 группа: «Закон бумеранга»
3 группа: «Закон эха»
4 группа: «Побеждай зло добром»
5 группа: «Не делай другим того, что не желаешь себе»
Каждая группа составляет свой ответ и затем зачитывает его. Дети размышляют и приводят свои доводы, дополняя друг друга.
Воспитатель:
Закон сеяния и жатвы.
Сеется семя одно, а урожай, плод бывает обильным. От того какое семя ты посеял, зависит и твой урожай. Если ты питаешься только плохой информацией, то пожнешь только плохое. Если ты совершаешь зло по отношению к другим, то ответом будет такое же отношение к тебе, как человеку.
Целеустремленность, избирательное отношение к информации, к общению, к взаимоотношениям, работа над своим характером, честность, уважение и любовь к людям, стремление к полезным знаниям, даст свои обильные положительные плоды. Плод, как известно, вырастает из одного семени. Урожай собирают по роду посеянного семени, в многократном размере.
Закон «бумеранга» - есть такая индейская поговорка «Бумеранг не возвращается пустым». Бумеранг - метательное орудие серповидной формы, которое обычно возвращается обратно к тому месту, откуда было пущено (у аборигенов Австралии). Ты сделал что-то необдуманно, но получаешь взамен много неприятностей. Делаешь добро – оно к тебе возвращается. Бумеранг – это возвращение назад в твою жизнь, всех твоих поступков. Не надо думать, что делая зло, ты вредишь другим. Это не совсем так. Все сделанное возвращается бумерангом к тебе самому и приносит свой плод. Закон «эха» - если вы крикните в лесу один раз, то крик прозвучит несколько раз, в зависимости от силы, которую вы приложили. То же происходит часто во взаимоотношениях между людьми. Один поступок имеет множество соответствующих последствий.
«Побеждай зло добром»
Почему зло побеждается только добром?
Потому что тот, кто делает зло - сеет его в свою жизнь и пожнет свой урожай, не надо пытаться наказать его, делая ему зло. Это отнимет у тебя жизненные силы, радость жизни, наполнит горечью и ненавистью, может быть на всю жизнь. Но если ты будешь помнить о том, что каждый несет ответственность за свои поступки через действие этих законов, это освободит тебя от чувства мести и поможет жить и радоваться жизни дальше.
«Не делай другим того, чего не желаешь себе» - этот духовный закон поможет тебе представлять себя на месте другого человека и размышлять над тем, какое же действие оказывает твой поступок и как бы ты чувствовал себя на месте другого человека. Понимание ценности этого закона научит тебя сопереживать, сострадать и прощать других.
4.Ролевые игры.
Дети делятся на 2 команды
Задание: придумайте сценку, основанную на этих законах.
Дети придумывают ситуацию и демонстрируют последствия, при этом объясняя причины последствий, основанные на полученной информации воспитательного часа.
5.Индивидуальная работа: (раздаются листы бумаги и карандаши).
Задание: нарисуйте свое сердце, представьте, что это почва, напишите, какие семена вы хотите посадить, чтобы был хороший урожай.
Дети рисуют, а затем кратко характеризуют свои рисунки, обосновывая свой выбор.
6.Рефлексия
Незаконченное предложение: «Совесть это…»

Презентация на тему: Что такое совесть

Тема «Совесть и честь».

(Классный час)

Провела: Селемёнова А.И.

В ком стыд, в том и совесть.

(Русская пословица)

Беседа:


  1. Что, по-вашему, важнее всего в человеке?

  2. Какое место в иерархии человеческих ценностей занимает совесть?

  3. Дайте определение совести. Попробуйте изобразить совесть в виде какого-нибудь символа.

Совесть-это наш внутренний судья. (Гольбах)

Совесть-это когтистый зверь, скребущий сердце. (Л. Ландау)

В ком стыд, в том и совесть (Русская пословица)

Стыд- одна из самых главных нравственных категорий, если говорить о народном понимании нравственности. Понятие это состоит в одном ряду с честью и совестью, о которых у Александра Яшина сказано так:

В несметном нашем богатстве

Слова драгоценные есть:

Отечество,

Верность,

Братство.

И есть ещё:

Честь.


Совесть- понятие морального сознания, внутренняя убеждённость в том, что является добром и злом, сознание нравственной ответственности за своё поведение; выражение способности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков.

Понятие совести - понятие нравственное, корневое. К тому, как мы строим дом, как чертим чертёж, как делаем открытия, как добываем нефть, растим детей, лечим людей, общаемся с товарищами – к каждому поступку, который можно оценить по шкале нравственности, имеет отношение совесть. Совесть-это внутренняя работа ума и сердца это внутренний голос человека. Нравственной личностью человека становится лишь тогда, когда в душе его навсегда поселились совесть, стыд, ответственность и долг. Это четыре важнейших источника, питающих моральную доблесть и культуру человека. Они взаимосвязаны и тесно переплетаются между собой.

Совесть, благородство и достоинство-

Вот оно святое наше воинство.

Протяни ему свою ладонь,

За него не страшно и в огонь.

Лик его высок и удивителен.

Посвяти ему свой краткий век.

Может, и не станешь победителем,

Но зато умрёшь как человек.

Совесть, благородство

И достоинство…

(Б. Окуджава)

2.Какова природа совести?

Как вы думаете, это чувство врождённое?

В Священном Писании рассказывается, что Бог сотворил человека по своему образу и подобию. Он создал человека безгрешным и вложил ему в душу совесть. Но уже первые люди переступили закон совести и согрешили, вкусив запретный плод.

Когда Бог сотворил человека, то вдохнул в него нечто Божественное, как бы некоторую особенную способность, содержащую в себе, подобно искре огня, теплу и свет, чтобы она освещала ум его и показывала ему различие между добром и злом. Она называется совестью, которая есть закон естества.

(Св. Дорофей)

Требования совести - это то, что на христианском языке называется волей Бога. Исполнение воли Бога – главное дело человека.

3. Испытывали ли вы муки совести? Что ощущает человек, в котором заговорила совесть?

Совесть сигнализирует нам о нарушениях в нашем организме, подобно тому, как это делает боль. Только боль сигнализирует о нарушениях физиологических, а совесть о нарушениях этических. Сходство усиливается тем, что совесть захлёстывает иногда и физиологическую сферу - колотится сердце, краснеют щёки. Моральный ожог напоминает физический. Как боль полезна нашему физическому организму тем, что предупреждает об опасности, так и совесть. Притупление или отсутствие болевых ощущений грозит организму гибелью. Совесть живёт в нашей душе только на питательной почве совестливости, стыда. Бесстыдство - это опасный порог души. Бесстыжему человеку вначале безразлично, что о нём думают люди, а потом доходит и до этого – безразлична собственная судьба. Наглость, подлость, предательство- каждый из этих пороков - дитя бесстыдства и пустоты души.

Он совести не знал уроков строгих

И слепо шёл дорогою страстей.

Стыд и совесть- почти синонимы. И не зря говорится в народе: есть стыд, есть и совесть. Стыд сильнее самого строгого наказания со стороны, потому что это наказание собственной совести и собственной совестью.

Нечистая совесть пугается всякого взгляда.

Достойному - честь и награда

(Индийская мудрость)

4. Чего, по-вашему, стоит стыдиться в жизни и почему:

* физических недостатков;

* неблаговидных поступков;

* поношенной, но аккуратной одежды;

* неряшливого вида;

* социального положения родителей;

* невежества;

* своей внешности;

* бездушного отношения к окружающим;

* чего-то ещё.

5. Стыдно врать другим людям, а должен ли человек быть честным с самим собой?

Есть у А. С. Макаренко великолепные слова: «Надо, чтобы человек поступал правильно, по совести, не тогда, когда на него смотрят, его слышат, могут похвалить, а когда никто не видит, и никогда не узнают, как было. Надо поступать правильно ради правды, ради долга перед самим собой». В жизни часто человеку надо самому принимать единственно верное решение - по совести, по внутреннему убеждению. Здесь он сам себе судья. И по тому, какое он решение принял, люди судят, какой он человек.

6. Рассмотрим ситуацию.

Как вы поступите?

Какое чувство заставит вас признаться?

Никому ничего не скажете;

Обязательно скажете;

Если скажете, то тогда: непременно при всём классе; наедине одному учителю?

Ситуация.

Вчера у вас в классе была контрольная работа по математика. Сегодня учитель объявил результаты, тебе – «пять»! Однако когда раздали тетради и вы вновь просмотрели свою работу, то увидели, что учитель не заметил в ней очень грубую ошибку. Никакой пятёрки тут и быть не может! Пятёрка получена совершенно незаслуженно. Ваша работа в лучшем случае на «четыре», а то и вовсе на «три».

7. Чтобы стать ловким и сильным, упражняют тело, чтобы научиться хорошо решать задачи, упражняют ум. А можно ли упражнять совесть? Каким образом?

Вместо светильника при рассмотрении своих поступков употребляй совесть она показывает тебе, какие поступки в жизни твоей добры, а какие худы.

(Преподобный Нил)

Упражнение совести – это тонкая внутренняя работа ума и сердца.

Она происходит в деятельности, в поступках, в размышлениях о своём поведении. Глаза совести – мысль. Нужно научиться размышлять о том, что вокруг меня и во мне, мысленно ставить себя на место другого, видеть последствия каждого своего поступка, подвергать свою деятельность мысленному обзору со стороны самых честных, самых требовательных людей. Голос внутреннего «я» говорит в человеке только тогда, когда он с малых лет привык чувствовать, что он на виду у людей.

8. Как пробудить совесть в бессовестном человеке?

Очень важно, как реагирует среда, окружающие, если человек поступает бессовестно, бесчестно. Прожжёт она оболочку его честолюбия, эгоизма – проснётся в человеке совесть, станет человеку стыдно. Так, например, как это произошло с героем стихотворения Бориса Заходера.


Помидор.

В огороде Помидор Ай-ай-ай, Помидор!

Взгромздился на забор: Стыд тебе и позор!

Притворяется, негодник, Огорчился старый Лук:

Будто сам он – Огородник. Не терплю подобных штук!

Возмутилась тётя Репа: Ай-ай-ай, Помидор!

Это глупо и нелепо! Стыд тебе и позор!

Ай-ай-ай, Помидор, Покраснел сорванец,

Стыд тебе и позор! Устыдился, наконец-

Крикнул дядя Огурец: И скатился чин по чину

Безобразник! Сорванец! Огороднику в корзину.

Задание

«Где совесть с правдой обитают!?» - Г. Державин. Выберите утверждение.

Письменно обоснуйте правильность своего выбора.

В мире нет и Добра, ни Совести.

А есть ли в мире Добро и Совесть!?

Нет, всё-таки в мире есть Добро и Совесть.

В мире есть Добро и Совесть.

Добро и Совесть правят миром!


Задание

Вспомните пословицы, и поговорки о совести. Напишите по одной из них сочинение.

1. В ком стыд, в том и совесть.

2. Как ни мудри, а совести не перемудришь.

3. Совесть без зубов загрызёт.

4. Когда совесть раздавали, его дома не было.

5. Без стыда лица не износишь.

6. Чего стыдимся, о том таимся