Как правильно определить окончание существительных на ие. Правописание окончаний имен существительных
Правописание падежных окончаний имен существительных
Правописание окончаний имен существительных зависит от того, к какому типу склонения они относятся. Ошибки в выборе окончаний -е или -и возникают обычно не во всех падежных формах, а только в формах трех падежей : родительного, дательного и предложного.
Существительные I склонения (страна, земля, аллея) в формах родительного падежа имеют окончание -ы (-и) , а в формах дательного и предложного -е :
Род. п. (кого? чего?) страныземли аллеи
Дат. п. (кому? чему?) странеземле аллее
Предл. п. (о ком? о чем?)(о) стране (о) земле(об) аллее
Существительные II склонения в форме предложного падежа имеют окончание -е : (в) доме, (на) коне, (на) окне, (о) зное, (в) инее. Здесь обычно ошибок не допускают.
Существительные III склонения (степь, ночь, тишь) в формах родительного, дательного и предложного падежей имеют окончание -и :
Род. п. (кого? чего?) степи ночи тиши
Дат. п. (кому? чему?)степи ночи тиши
Предл. п. (о ком? о чем?)(о) степи(о) ночи(в) тиши
Рекомендация. Чтобы проверить правописание безударного окончания в существительном, достаточно вспомнить ключевое слово с ударным окончанием в этой же форме (согласно морфологическому принципу русской орфографии). Для I склонения это может быть слово земля , для II -го - окно , для III -го - степь .
Разносклоняемые существительные
Слово путь , а также десять существительных на -мя (знамя, пламя, племя, стремя и др. ) являются разносклоняемыми и в формах родительного, дательного и предложного падежей имеют окончание -и :
Род. п. (кого? чего?) путизнаменипламени
Дат. п. (кому? чему?)путизнаменипламени
Предл. п. (о ком? о чем?)(в) пути(на) знамени(в) племени
Падежные формы существительных на -ий, -ие, -ия
1.
Существительные с неодносложной основой мужского и среднего рода на -ий
и -ие
в предложном падеже женского рода на -ия
в дательном и предложном падежах единственного числа имеют в безударном положении окончание -и
(а не -е
по общему правилу), например:
гений – о гении, натрий – о натрии, радий – о радии, Василий – о Василии, Юрий – о Юрии;
отделение – в отделении, возвращение – по возвращении, содействие – при содействии;
армия – к армии, об армии, линия – по линии, на линии, станция – к станции, на станции; Болгария – по Болгарии, в Болгарии; Мария – к Марии, о Марии
.
Примечание. При наличии вариантов на -ие и -ье , -ия и -ья указанные падежные формы имеют разные окончания. Существительными на –ья и -ье склоняются по общему правилу и имеют в формах дательного и предложного падежей окончание -е :
об умении – об уменье, в цветении – в цветенье, о многословии – о многословье, о Наталии – о Наталье, к Марии – к Марье .
2. Немногочисленные существительные на -ий, -ия с односложной основой имеют в указанных падежах в безударном положении по общему правилу окончание –е: змий – о змие, кий – о кие, Кий (легендарный основатель Киева) – о Кие, чий (растение) – о чие, «Вий» – в «Bue», Пий – о Пие, при папе Пие; Бия (река) – по Бие, на Бие; Ия, Лия, Вия (женские имена) – к Ие, о Лие, о Bиe; Гия (мужское имя) – к Гие, о Гие. (§ 40 Свода правил 1956 года)
3. У немногих существительных на -ие , -ия , имеющих ударение на окончании, указанные падежные формы оканчиваются на -и либо на -е , напр.: судия – к судии, о судии, лития – в литии-, ектения – в ектении, бытие – о бытии, житие – о житии, в житии, но: остриё – на острие, об острие, Алия, Зульфия (личные имена) – об Алие, к Зульфие .
Гласные в некоторых неударяемых падежных окончаниях
Существительные с суффиксом -ищ-
,
если они мужского или среднего рода, оканчиваются в им. пад. ед. ч. на -е
, например: домище, верблюдище, удилище, болотище
. Если же они женского рода, то оканчиваются в им. пад. ед. ч. на -а
, например: коровища, ручища, грязища
.
Существительные мужского рода с суффиксами -yшк-, -юшк-, ишк-, ышк- , обозначающие предметы одушевленные, а также все существительные женского рода с теми же суффиксами оканчиваются в им. пад. ед. ч. на -а , например: дедушка, батюшка, мальчишка, старичишка, человечишка, соловушка, нянюшкa, ручишка .
Существительные мужского рода, обозначающие предметы неодушевленные, а также все существительные среднего рода имеют в им. пад. ед. ч. после этих суффиксов окончание -о , например: хлебушко, дворишко, перышко, пальтишко .
В окончании им. пад. ед. ч. одушевленных существительных мужского рода после суффиксов -к- и -л- пишется а , например: гуляка, запевала, верзила, объедала ; так же пишутся просторечные собственные имена типа Гаврила, Кирила, Михайла (употребляющиеся наряду с Гавриил, Кирилл, Михаил).
Исключение составляют древнерусские и украинские имена и фамилии на -ко , например: Михалко, Шевченко , а также старинные и областные собственные имена на -ло , например: Ярилo, Михайло Ломоносов .
В род. пад. множ. ч. от существительных, оканчивающихся в ед. ч. на неударяемые
-ья
и -ье
, пишется -ий
, а от существительных, оканчивающихся на -ья
и -ье
под ударением, пишется -ей
, например: шалу
нья – шалу
ний, уще
лье – уще
лий
, но: скамья
– скаме
й, ружье – ру
жей
.
Склонение имен собственных
В фамилиях на -ин (-ын) и на -ов (-ев) пишется в твор. пад. ед. ч. -ым (согласно склонению прилагательных), напримеp: Павел Лисицын – Павлом Лисицыным, Иван Тургенев – Иваном Тургеневым .
Примечание. В иностранных фамилиях на -ин и -ов пишется в твор. пад. ед. ч. -oм (согласно склонению существительных), например: Грин – Грином, Дарвин – Дарвином, Бюлов – Бюловом .
В названиях населенных пунктов на -ин (-ын), -ов (-ев), -ино (-ыно), -ово (-ево) пишется в твор. пад. ед. ч. -ом , например:
город Псков – городом Псковом
город Львов – городом Львовом
город Саратов – городом Саратовом
город Канев – городом Каневом
город Калинин – городом Калинином
город Киров – городом Кировом
село Марьино – селом Марьином
село Лисицыно – селом Лисицыном
село Крюково – селом Крюковом
Правописание окончаний имен существительных
Чтобы правильно написать безударные окончания существительных, в большинстве случаев (кроме слов, оканчивающихся на -ИЯ, -ИЕ, -ИЙ) достаточно определить, к какому склонению относится слово, и посмотреть, как пишутся слова с ударными окончаниями из этого же склонения в такой же форме.
При проверке для первого склонения удобно пользоваться словами ТРАВА, ЗЕМЛЯ, для второго – ОКНО, СЛОН, для третьего – СТЕПЬ, ЦЕПЬ. В этих словах все окончания ударные.
Например, мы сомневаемся, что писать на конце словосочетания «КЛЯКСЫ В ТЕТРАД_». Слово ТЕТРАДЬ третьего склонения. Подставляем проверочное слово «В СТЕПИ». Следовательно писать надо «КЛЯКСЫ В ТЕТРАДИ», с буквой И на конце.
У существительных женского рода, оканчивающихся на -ИЯ, пишется в родительном, дательном и предложном падежах окончание -И (АРМИЯ – от АРМИИ, к АРМИИ, об АРМИИ; НАТАЛИЯ – от НАТАЛИИ, к НАТАЛИИ, о НАТАЛИИ), у существительных мужского рода на -ИЙ и среднего рода на -ИЕ в предложном падеже пишется окончание –И (САНАТОРИЙ – о САНАТОРИИ, СОЗВЕЗДИЕ – о СОЗВЕЗДИИ).
КРОМЕ ЭТОГО, ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ НА СЛЕДУЮЩИЕ ПРАВИЛА, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ НАПИСАНИЕ НЕКОТОРЫХ КОНКРЕТНЫХ ФОРМ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ:
1. После суффиксов -УШК-, -ЮШК-, -ЫШК-, -ИШК- у существительных женского рода и у одушевленных существительных мужского рода пишется окончание –А, например: ЗИМУШКА, СТРАСТИШКА, КУПЧИЩКА, ТРУСИШКА. У существительных среднего рода и неодушевленных существительных мужского рода после этих суффиксов пишется окончание –О, например: ГОРЮШКО, ГОЛОСИШКО, МОЛОЧИШКО, РУБЛИШКО.
2. После суффикса –ИЩ- у существительных мужского и среднего рода в единственном числе пишется окончание –Е, а у существительных женского рода – окончание – А. Например: ВЕЛИКАНИЩЕ, ГОРОДИЩЕ, БОЛОТИЩЕ, БРЕВНИЩЕ, СКУЧИЩА, СИЛИЩА. Во множественном числе после суффикса -ИЩ- у существительных мужского и женского рода пишется окончание –И, а у существительных среднего рода – окончание – А. Например: ЗАБОРИЩИ, САПОЖИЩИ, ЛАДОНИЩИ, БОЛОТИЩА, ОКОНИЩА.
3. Односложные существительные ВИЙ и КИЙ имеют в форме предложного падежа окончание -Е.
4. В личных именах и фамилиях восточного происхождения, оканчивающихся на -ИЯ и имеющих ударение на последнем слоге, пишется в дательном и предложном падеже окончание Е: письмо Зульфие, мечтать об Алие (им. п. - Зульфия, Алия).
Упражнение
Слыхали ль вы за рощей глас ночной певца любви, певца своей печал_ ? (А. Пушкин)
«Эй, пастухи, бегите сюда, бейте меня, лупите!» Пастухи с дубьем на волка, волк - от них. Бегут пастухи, диву даются. С ума спятил волчищ_ , сам бежит и сам кричит: «Догоняйте!». (Чингиз Айтматов, Белый пароход)
Опять я на большой дорог_ , стихи_ вольной – гражданин, опять в кочующей берлог_ я думу думаю один. (П. Вяземский)
Нет жалост_ к тоске моей глубокой. (Е. Баратынский).
В памят_ моей уж не было подруг_ прежних дней. (Е. Баратынский)
Он медленно поднялся по лестниц_ , медленно вошел в комнату среди почтительно расступившейся публик_ и, здороваясь со знакомыми, вопросительно обвел комнату глазами. (И. Бунин)
«Обручается раб Божий Виктор рабе Божией Натали_ », - еще громче, почти запев, провозгласил отец Василий и, сняв кольца с их рук и перекрестив их, надел каждому свое. (Сергей Бабаян, Господа офицеры)
Счастлив тот, в ком жизн_ цвет холод жизн_ не погубит. (И.Клюшников)
Еще земли печален вид, а воздух уж весною дышит, и мертвый в пол_ стебль колышет, и елей ветви шевелит. (Ф.Тютчев)
Нельзя, милостивый государь, - помаленьку ковыряем, гроши собираем, авось детишкам на молочишк_ вышьем, - сказал Филат Никитич. (Ф. Решетников, Между людьми)
Темперамент, любопытство, силищ_ - все в его могучей натуре мешает ему осесть на открытых им землях, он дарит́ их другим, а сам спешит дальше. (Даниил Гранин, Зубр)
Ночевала тучка золотая на груди утеса-великана; утром в путь она умчалась рано, по лазур_ весело играя. (М. Лермонтов).
Софь_ Ивановне очень хотелось ехать, и мы решили вверить свою судьбу нервному ямщику. (Н. Тэффи, Горы)
Василий Димитриевич был женат на дочери Витовта Софи_ : во все свое княжение он должен был соблюдать родственные отношения и вместе с тем был настороже против покушений тестя. (Н. Костомаров, Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей)
Будь же ты в стихи_ бурной то угрюма, то светла. (Ф.Тютчев).
В этом волнени_ , в этом сиянь_ , весь, как во сне, я потерян стою; о, как охотно бы в их обаянь_ всю потопил бы я душу свою. (Ф. Тютчев).
А винищ_ откупщик Мамонтов продавал такое же поганое, как и десять лет назад было, при Василье Александровиче Кокореве. (Н. Лесков, Житие одной бабы)
Мне наскучило, девиц_ , одинешенькой в светлиц_ , шить узоры серебром. (К. Аксаков)
В доме и в соседств_ , все, от дворовой девк_ до дворовой собак_ , бежало прочь, его завидя (Н. Гоголь)
Замелькали пожарищ_ , помятые кусты, черные, еще дымящиеся развалины. (Ю. Домбровский, Обезьяна приходит за своим черепом)
И путник усталый на Бога роптал: он жаждой томился и тен_ алкал, в пустын_ блуждая три дня и три ноч_ …(А.Пушкин).
За церковью, поперек проезда, распластался бетонный корпус, весь в стекле и алюмини_ . (Ю. Дружников, Виза в позавчера)
Я замечал, крепился, а тут вдруг, на беду мою (а может, и к счастью!), как снег на голову ремонтер наскакал на наш городишк_ . (Ф. Достоевский, Ползунков)
В задумчивост_ и в каком-то бессмысленном рассуждени_ о странност_ положения своего стал разливать чай (Н. Гоголь).
На самом деле это был Скворушк_ , совсем молоденький, желторотый: он даже не знал, что таких гусениц не едят, и был очень горд своей добычей. (Борис Заходер, Сказки для людей)
Класс: 5
Презентация к уроку
Назад
Вперёд
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Базовый учебник Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч.2 /Т.А.Ладыженская, М.Т.баранов, Л.А.Тростенцова и др.; науч.ред. Н.М.Шанский. – М.: Просвещение, 2012.
Цель урока: познакомиться с правописанием окончаний имен существительных на -ия, -ие, -ий единственного числа в родительном, дательном и предложном падежах
Планируемые результаты:
- Предметные умения
:
- составление алгоритма действия при написании е -и в падежных окончаниях существительных; знание способа действия при выборе написания букв е-и в окончаниях существительных;
- владение этим способом действия; определение падежных окончаний существительных
- правильное применение правила на письме;
- Метапредметные умения:
- овладение приемами отбора и систематизации материала;
- адекватное восприятие текста на слух;
- умение аргументировать свои мысли при ответе;
- способность свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
- Личностные умения:
- умение оценивать свою деятельность и деятельность одноклассников;
- стремление к речевому самосовершенствованию;
- способность к самооценке собственной речи с точки зрения норм общения
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Формы работы учащихся: парная, групповая, индивидуальная
Необходимое техническое оборудование: компьютерный класс на 7 мест, мультимедийный проектор, интерактивная доска
Структура и ход урока
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Обучающие и развивающие задания каждого этапа |
Диагностирующие задания каждого этапа. УУД |
||
I. Организационный момент
(мотивация к учебной деятельности)
(1 мин.) Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне |
|||||
Приветствие, проверка готовности к
уроку, пожелание успеха. Включение в деловой ритм. |
Выбирают смайлик и демонстрируют своё настроение. | – Добрый день, ребята! На столах у вас смайлики №1,2,3, выберите тот, который соответствует вашему настроению, и покажите. – Как много улыбок засветилось. Спасибо! А это моё настроение (Слайд 2) – Вижу: мы готовы к активному и продуктивному сотрудничеству. Всем удачи! |
– Почему так важно настроение на уроке? Личностные результаты Самоопределение (Л) Метапредметные результаты Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К) |
||
II. Актуализация и пробное
учебное действие
(4-5 мин.) Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося; подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий. |
|||||
Организует повторение знаний, закрепление умений | Выполняют задания, определяя лишнее слово, анализируя все слова | (Учащиеся работают в группах по 3
человека) (Слайд 3)
– Найди «третье лишнее» слово в каждой группе: 1) о народ _, к корон _, без туч _ 1 группа : лишнее слово «без тучи», так как в отличие от других слов, оно в Р.п. и имеет окончание -и. У первых двух слов, несмотря на разные склонения (2 и 1) и падежи (П. и Д.), в окончании -е. 2 группа : все существительные П.п., но первые два слова относятся к 1 склонению, поэтому в окончании -е , а «ель» – 3 склонения, окончание -и. Значит, лишнее слово «о ели» 3 группа : все существительные П.п, в 1 и 2 склонениях окончание -е. Существительное « здание» ср.р., 2 склонения – значит, тоже -е ? 4 группа
: все существительные 1 склонения,
Д.п., окончание -е.
|
– Какую роль играет знания русского
языка в вашей жизни? Для чего они вам нужны? Метапредметные
результаты
|
||
III. Проблемное объяснение
нового знания
(15 мин.) Цель этапа: обсуждение затруднений (почему возникли затруднения, чего мы ещё не знаем), обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися, что существительные на -ия, -ие, -ий – особые существительные; составление алгоритм его определения постановка целей учебной деятельности |
|||||
Создает проблемную ситуацию
(предлагает задание, не выполнимое в силу
отсутствия ЗУ) и организует работу учащихся по её
исследованию. Вовлекает учащихся в обсуждение проблемных вопросов, определение цели и темы урока |
Участвуют в обсуждении
проблемных вопросов, формулируют собственное
мнение и аргументируют его Ставят цель, формулируют проблему и тему урока |
Постановка проблемы
(2 мин.) –
Какое слово в каждой группе вы можете назвать
третьим лишним? |
– Почему мнения разошлись? В чём проблема? (Мы не знаем, какую букву нужно писать в окончании) . | ||
Организует работу в группах, парах, обеспечивает контроль за выполнением заданий |
Изучают информацию в учебнике, с.69 Работают с электронным образовательным
ресурсом (далее ЭОР), готовят Составляют алгоритм действия (групповая работа) |
Открытие нового
(10 мин) 1. Формулирование проблемного вопроса по новой теме 2. Изучение материала в учебнике на с. 69. (Слайд 5) 3. Отчет о выполненном дома задании: работа с электронным учебным модулем информационного типа. Выступление. (Слайд 6) 4. Составление алгоритма действия при определении безударного окончания существительных на -ия, -ие, -ий (работают в группе 2 минуты, затем выступает одна из групп, другие вносят коррективы) 5. Запись алгоритма в Опоры (тетради для схем и
правил) |
– Сформулируйте проблемный вопрос и
сравните теоретические сведения по новой теме,
полученные из ЭОР, с материалом в учебнике Метапредметные результаты
|
||
Организует физминутку | Выполняют физминутку | Физминутка
– А теперь
все встали! |
|||
IV. Закрепление изученного
Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, неверных представлений учащихся; проведение коррекции; обучение правописанию окончаний существительных на -ия, -ие, -ий. |
|||||
Устанавливает осознанность восприятия, делает первичное обобщение. | Работают с учебником. Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работают в паре). Участвуют в обсуждении проблемных вопросов, формулируют собственное мнение и аргументируют его. Дают самооценку результатам своей учебной деятельности (работа в паре, индивидуально) |
Первичное закрепление
(Слайд 8)
Работают с учебником (упр.538) в группе. Выписывают
существительные, у которых в П.п. ед.ч. в окончании
-и
. |
– В чем разница правописания
существительных? Метапредметные результаты Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного (Р) Оценка (Р) Управление поведением партнера (К) Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью(К) Предметные результаты Действие по аналогии (П) Умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач (П – общеуч.) Личностные результаты Самоопределение (Л) |
||
Организует деятельность по
применению новых знаний, включению
нового знания в систему знаний и повторение Приобщает учащихся к работе с электронными образовательными ресурсами |
Включение нового в систему
знаний и повторение
(Слайд 10) Работа по вариантам с взаимопроверкой «Правописание безударных окончаний имен существительных» (Раздаточный материал) (Приложение 1 ) Самостоятельная работа с целью контроля знаний (Слайд 11) Работа с авторским электронным учебным тренажером контрольного типа «Буквы Е-И в окончаниях имен существительных» с автоматическим выставлением оценки (учащиеся вписывают свою фамилию, класс и дату работы на 1 листе; учитель фиксирует конечный итог) (Приложение 2 ) |
||||
V. Итог урока (рефлексия
деятельности)
Цель этапа : осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса |
|||||
Организует рефлексию, самооценку
результатов учащихся Предлагает домашнее задание с учетом уровня подготовки учащихся |
Осуществляют оценку урока и
самооценку, соотносят цель и результаты, степень
их соответствия Отвечают на вопросы: |
(Слайд 12)
– Какую цель ставили? – Удалось достичь поставленной цели? – Каким способом? – Какие получили результаты? – Что вызвало особые затруднения? – Где можно применить новые знания? – Назовите ключевые слова темы. – Выберите смайлик, который соответствует вашему настроению, и покажите. (Слайд 13) Задание на дом. 1) Выполнить – упр.540, 542 (одно на выбор); – тест №5, варианты 1,2, задания 1–4, с. 17, 19 (книга «Тесты. Ч.2»). 2) Задание повышенного уровня: приступая к изучению английского языка, мы узнаем, что в этом языке почти нет падежей. Может быть, и в русском языке падежи – вещь совсем ненужная? Вопрос. Так ли это? Докажите на простейшем примере нужность падежей. (Слайд 14) Спасибо за работу. |
– Сравните свое настроение в начале и
конце урока. – С чем это связано? Метапредметные
результаты
|
Список литературы:
- Блинов Г.И., Антохина В.А. Сборник диктантов по орфографии и пунктуации: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1986.
- Ефремова Е.А. Русский язык. Рабочая тетрадь. 5 класс /Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: «Просвещение», 2012.
- Книгина М.П. Русский язык. 5 класс. Тесты: В 2 ч. Ч.2. – 2-е изд., перераб. и доп. – Саратов: «Лицей», 2010.
- Межуева Ю.В. Русский язык. Правописание падежных окончаний имен существительных – Саратов: «Лицей», 2010.
- Русский язык. 5 класс. Учеб.для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч.2 / Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др.; науч.ред. Н.М.Шанский /. – М.: Просвещение, 2012.
- Шклярова Т.В. Сборник самостоятельных работ «Вставь букву!, 5 класс / Пособие для средней школы / – М.: «Грамотей», 2009.
Электронный учебный модуль информационного типа:
Объясните, пожалуйста, необразованному человеку, почему пишется -после окончанИЯ университета- ?
Я помню такое правило, ставим существительное в И.п. — окончанИЕ, слово заканчивается на -ИЕ-, значит пишем -ИИ-.
Существительные, заканщивающиеся на -ИЕ-, -ИЯ-, -ИЙ-, -МЯ- в родительном, дательном и предложном падежах пишется -ИИ-.
Пожалуйста, именно объясните!
Итак, правило гласит, что существительные 1 склонения, оканчивающиеся на -ИЯ (оканчивающиеся и окончание – это разные термины!) , в родительном, дательном и предложном падежах имеют окончания -И: без армии, к армии, об армии.
Эээм.. . Откуда Вы эти правила взяли?. .
Существительные на -ИЯ, действительно, в родительном, дательном и предложном оканчиваются на -ИИ.
Существительные на -ИЙ, ИЕ в родительном и дательном имеют окончания, отличные от -ИИ (-ИЯ, -ИЮ) , и только в предложном -ИИ.
Таким образом, просклоняем слово «окончание»:
Им. п. окончанИЕ
Род. п. окончанИЯ
Дат. п. окончанИЮ
Пр. п. окончанИИ
Bonus: Существительные на -ЬЕ в предложном падеже имеют окончание -Е (страданЬЕ -о страданьЕ) , в остальных падежах сложностей не вызывают.
Правила Вы, конечно, перепутали. Эмма почти права, но ошибка в её ответе существенная: у существительных в единственном числе не бывает окончаний, состоящих из двух букв, только из одной. Мало того, мы чисто условно говорим: окончание -Е, -Я, -Ю, так как в этих буквах два звука [й’э] , [й’а] , [й’у] : первый из них относится к основе, второй является окончанием.
Существительное окончание оканчивается на -ИЕ, значит, в родительном падеже у него окончание -Я: после окончания.
Существительные же 2 склонения, оканчивающиеся на -ИЙ (окончание у них нулевое) и -ИЕ (условное окончание Е) имеют окончание -И в предложном падеже: в санатории, в решении. В родительном падеже у них условное окончание -Я, в дательном – -Ю, как и у всех остальных существительных 2 склонения, сравните: санаторий, решение, конь – нет санатория, решения, коня; к санаторию, решению, коню.
Гласный на конце основы в существительных на «-ий», «-ия», «-ие»
Безударные гласные в суффиксах.
В существительных на -ий, -ия, -ие безударный гласный на конце основы (перед й, я, е ) передается буквой и независимо от того, проверяется этот гласный ударной позицией или нет, а также от того, входит этот гласный в состав суффикса или корня. К этой большой группе слов относятся и производные суффиксальные существительные на -ий, -арий, -орий, -ия, -ация (-яция ), -ие, -ние, -ение, -тие, -ствие , в большинстве которых гласный на месте буквы и – всегда безударный, напр.:
1) слова на -ий: гений, натрий, алюминий, виночерпий, аграрий, планетарий, сценарий, лекторий, Анатолий, Дмитрий (исключения: иней , а также улей и чирей , где перед й – беглый гласный, см. § 64, п. 3);
2) слова на -ия: молния, братия, фантазия, бухгалтерия, теория, пенсия, секция, станция, ревизия, дискуссия, оккупация, изоляция, тарификация, дезинфекция, Клавдия, Греция ;
3) слова на -ие: здание, лезвие, условие, усилие, доверие, полугодие, безветрие, знание, восхищение, принятие, спокойствие .
Примечание 1. Гласный, передаваемый буквой и в словах этого типа, проверяется ударной позицией в таких, например, случаях (в целом немногочисленных): ка́лий – кали́йный, сту́дия – студи́йный и студи́ец, ава́рия – авари́йный, се́рия – сери́йный, ору́дие – оруди́йный, поня́тие – поняти́йный, артилле́рия – артиллери́йский, А́нглия – англи́йский, Бе́льгия – бельги́йский и бельги́ец . Проверяется также гласный суффикса -uj в образованиях типа агроно́мия, диплома́тия (ср. хирурги́я, тирания́).
Исключения: в следующих словах на -ия, -ие гласному, передаваемому на письме буквой и , под ударением соответствует гласный е : а́рмия – арме́йский и арме́ец, Би́блия – библе́йский (и отсюда библеи́ст, библеи́стика с буквой е на месте безударного гласного), гва́рдия – гварде́йский и гварде́ец, ги́льдия – гильде́йский, компа́ния – компане́йский и компане́йщина, ли́лия – лиле́йный и лиле́йник, ли́ния – лине́йный к лине́йка, мили́ция – милице́йский, ору́жие – оруже́йный и оруже́йник, поли́ция – полице́йский и полице́йщина.
Примечание 2. От слов на -ия, -ие с безударным окончанием следует отличать две группы слов, имеющих ударение на окончании:
1) слова на -ея́ (в том числе слова с суффиксом -еj ), где гласный е проверяется, напр.: швея́, ворожея́, жнея́, толчея́, змея́, колея́, кисея́, шлея́, ячея́ (ср. формы род. п. мн. ч. швей, змей, коле́й и т. п.; шве́йный, белошве́йка, вороже́йка, жне́йка, зме́йка, шле́йка, яче́йка, кисе́йный, двухколе́йный, узкоколе́йка );
2) слова на -ия, -ие , где гласный и также проверяется: лития́, ектения́, епитимия́ (варианты ектенья́, епитимья́ ), бытие́, житие́ (ср. формы род. п. мн. ч. лити́й, ектени́й, епитими́й, жити́й; прилагательные лити́йный, епитими́йный, быти́йный, жити́йный).
Как узнать что писать в конце существительного («Е» или «И»)?
В новой повест.
В сложном предложен..
О цветной иллюстраци.
На крытом стадион.
В хорошем санатори.
В новой повест. И (Родит. падеж, ж. р, 3 скл — пишем «И»)
Родит. падеж:
1 скл — И
2 скл — _
3 скл — И
-ий — _
-ие — _
-ия — И
Дательн. падеж:
1 скл — Е
2 скл — _
3 скл — И
-ий — _
-ие — _
-ия — И
Предложный падеж:
1 скл — Е
2 скл — Е
3 скл — И
-ий — И
-ие — И
-ия — И
Правописание окончаний имён существительных зависит от того, к какому типу склонения относятся данные существительные.
1скл. : слова муж. и жен. рода, оканчивающиеся на -а (-я)
2скл. : слова муж. рода с нулевым окончанием, и слова имеющие средний род
3скл. : слова жен. рода, оканчивающиеся на «Ь»
Пишется буква «е»:
— в дательном падеже (1 склонение) : к фабрике, при фабрике, по аллее, в аллее.
Исключения: существительные на -ия, -ий, -ие: к станции, о станции, о планетарии. \
— в предложном падеже (1 и 2 склонения) : к статье, о статье, о счастье (НО: в здании) .
Пишется буква «и»:
— в родительном падеже (1 и 3 склонения) : у фабрики, от аллеи, у двери;
— в дательном и предложном падежах (3 склонение) : к двери, от двери.
Азбучные истины
Интерактивный диктант
Учебник ГРАМОТЫ: орфография
Учебник ГРАМОТЫ: пунктуация
Имена и названия. Интерактивный тренажер
Полезные ссылки
Летнее чтение
Запоминалки
Цитаты о языке
Скороговорки
Пословицы и поговорки
Выберите правильные варианты ответов. Для проверки выполненного задания нажмите кнопку «Проверить».
Правописание окончаний имен существительных
Чтобы правильно написать безударные окончания существительных, в большинстве случаев (кроме слов, оканчивающихся на -ИЯ, -ИЕ, -ИЙ) достаточно определить, к какому склонению относится слово, и посмотреть, как пишутся слова с ударными окончаниями из этого же склонения в такой же форме.
При проверке для первого склонения удобно пользоваться словами ТРАВА, ЗЕМЛЯ, для второго – ОКНО, СЛОН, для третьего – СТЕПЬ, ЦЕПЬ. В этих словах все окончания ударные.
Например, мы сомневаемся, что писать на конце словосочетания «КЛЯКСЫ В ТЕТРАД_». Слово ТЕТРАДЬ третьего склонения. Подставляем проверочное слово «В СТЕПИ». Следовательно писать надо «КЛЯКСЫ В ТЕТРАДИ», с буквой И на конце.
У существительных женского рода, оканчивающихся на -ИЯ, пишется в родительном, дательном и предложном падежах окончание -И (АРМИЯ – от АРМИИ, к АРМИИ, об АРМИИ; НАТАЛИЯ – от НАТАЛИИ, к НАТАЛИИ, о НАТАЛИИ), у существительных мужского рода на -ИЙ и среднего рода на -ИЕ в предложном падеже пишется окончание –И (САНАТОРИЙ – о САНАТОРИИ, СОЗВЕЗДИЕ – о СОЗВЕЗДИИ).
КРОМЕ ЭТОГО, ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ НА СЛЕДУЮЩИЕ ПРАВИЛА, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ НАПИСАНИЕ НЕКОТОРЫХ КОНКРЕТНЫХ ФОРМ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ:
1. После суффиксов -УШК-, -ЮШК-, -ЫШК-, -ИШК- у существительных женского рода и у одушевленных существительных мужского рода пишется окончание –А, например: ЗИМУШКА, СТРАСТИШКА, КУПЧИЩКА, ТРУСИШКА. У существительных среднего рода и неодушевленных существительных мужского рода после этих суффиксов пишется окончание –О, например: ГОРЮШКО, ГОЛОСИШКО, МОЛОЧИШКО, РУБЛИШКО.
2. После суффикса –ИЩ- у существительных мужского и среднего рода в единственном числе пишется окончание –Е, а у существительных женского рода – окончание – А. Например: ВЕЛИКАНИЩЕ, ГОРОДИЩЕ, БОЛОТИЩЕ, БРЕВНИЩЕ, СКУЧИЩА, СИЛИЩА. Во множественном числе после суффикса -ИЩ- у существительных мужского и женского рода пишется окончание –И, а у существительных среднего рода – окончание – А. Например: ЗАБОРИЩИ, САПОЖИЩИ, ЛАДОНИЩИ, БОЛОТИЩА, ОКОНИЩА.
3. Односложные существительные ВИЙ и КИЙ имеют в форме предложного падежа окончание -Е.
4. В личных именах и фамилиях восточного происхождения, оканчивающихся на -ИЯ и имеющих ударение на последнем слоге, пишется в дательном и предложном падеже окончание Е: письмо Зульфие, мечтать об Алие (им. п. — Зульфия, Алия).
Слыхали ль вы за рощей глас ночной певца любви, певца своей печал _ ? (А. Пушкин)
«Эй, пастухи, бегите сюда, бейте меня, лупите!» Пастухи с дубьем на волка, волк - от них. Бегут пастухи, диву даются. С ума спятил волчищ _ , сам бежит и сам кричит: «Догоняйте!». (Чингиз Айтматов, Белый пароход)
Опять я на большой дорог _ , стихи _ вольной – гражданин, опять в кочующей берлог _ я думу думаю один. (П. Вяземский)
Нет жалост _ к тоске моей глубокой. (Е. Баратынский).
В памят _ моей уж не было подруг _ прежних дней. (Е. Баратынский)
Он медленно поднялся по лестниц _ , медленно вошел в комнату среди почтительно расступившейся публик _ и, здороваясь со знакомыми, вопросительно обвел комнату глазами. (И. Бунин)
«Обручается раб Божий Виктор рабе Божией Натали _ », - еще громче, почти запев, провозгласил отец Василий и, сняв кольца с их рук и перекрестив их, надел каждому свое. (Сергей Бабаян, Господа офицеры)
Счастлив тот, в ком жизн _ цвет холод жизн _ не погубит. (И.Клюшников)
Еще земли печален вид, а воздух уж весною дышит, и мертвый в пол _ стебль колышет, и елей ветви шевелит. (Ф.Тютчев)
Нельзя, милостивый государь, - помаленьку ковыряем, гроши собираем, авось детишкам на молочишк _ вышьем, - сказал Филат Никитич. (Ф. Решетников, Между людьми)
Темперамент, любопытство, силищ _ - все в его могучей натуре мешает ему осесть на открытых им землях, он дарит́ их другим, а сам спешит дальше. (Даниил Гранин, Зубр)
Ночевала тучка золотая на груди утеса-великана; утром в путь она умчалась рано, по лазур _ весело играя. (М. Лермонтов).
Софь _ Ивановне очень хотелось ехать, и мы решили вверить свою судьбу нервному ямщику. (Н. Тэффи, Горы)
Василий Димитриевич был женат на дочери Витовта Софи _ : во все свое княжение он должен был соблюдать родственные отношения и вместе с тем был настороже против покушений тестя. (Н. Костомаров, Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей)
Будь же ты в стихи _ бурной то угрюма, то светла. (Ф.Тютчев).
В этом волнени _ , в этом сиянь _ , весь, как во сне, я потерян стою; о, как охотно бы в их обаянь _ всю потопил бы я душу свою. (Ф. Тютчев).
А винищ _ откупщик Мамонтов продавал такое же поганое, как и десять лет назад было, при Василье Александровиче Кокореве. (Н. Лесков, Житие одной бабы)
Мне наскучило, девиц _ , одинешенькой в светлиц _ , шить узоры серебром. (К. Аксаков)
В доме и в соседств _ , все, от дворовой девк _ до дворовой собак _ , бежало прочь, его завидя (Н. Гоголь)
Замелькали пожарищ _ , помятые кусты, черные, еще дымящиеся развалины. (Ю. Домбровский, Обезьяна приходит за своим черепом)
И путник усталый на Бога роптал: он жаждой томился и тен _ алкал, в пустын _ блуждая три дня и три ноч _ …(А.Пушкин).
За церковью, поперек проезда, распластался бетонный корпус, весь в стекле и алюмини _ . (Ю. Дружников, Виза в позавчера)
Я замечал, крепился, а тут вдруг, на беду мою (а может, и к счастью!), как снег на голову ремонтер наскакал на наш городишк _ . (Ф. Достоевский, Ползунков)
В задумчивост _ и в каком-то бессмысленном рассуждени _ о странност _ положения своего стал разливать чай (Н. Гоголь).
На самом деле это был Скворушк _ , совсем молоденький, желторотый: он даже не знал, что таких гусениц не едят, и был очень горд своей добычей. (Борис Заходер, Сказки для людей)
Мини-курс « Безударные гласные»
- лишь
- бишь
- вишь
- навзничь
- настежь
- напрочь
- прочь
- сплошь
- наотмашь
- вскачь
- невмочь
- точь -в-точь
Пополнять справочник сайта могут только Преподаватели
Окончания существительных
Правописание падежных окончаний имен существительных
Правописание окончаний имен существительных зависит от того, к какому типу склонения они относятся. Ошибки в выборе окончаний -е или —и возникают обычно не во всех падежных формах, а только в формах трех падежей: родительного, дательного и предложного.
Существительные I склонения (страна, земля, аллея) в формах родительного падежа имеют окончание -ы (-и) , а в формах дательного и предложного -е :
Род. п. (кого? чего?) страны земли аллеи
Дат. п. (кому? чему?) стране земле аллее
Предл. п. (о ком? о чем?) (о) стране (о) земле (об) аллее
Существительные II склонения в форме предложного падежа имеют окончание -е : (в) доме, (на) коне, (на) окне, (о) зное, (в) инее. Здесь обычно ошибок не допускают.
Существительные III склонения (степь, ночь, тишь) в формах родительного, дательного и предложного падежей имеют окончание -и :
Род. п. (кого? чего?) степи ночи тиши
Дат. п. (кому? чему?) степи ночи тиши
Предл. п. (о ком? о чем?) (о) степи (о) ночи (в) тиши
Рекомендация. Чтобы проверить правописание безударного окончания в существительном, достаточно вспомнить ключевое слово с ударным окончанием в этой же форме (согласно морфологическому принципу русской орфографии). Для I склонения это может быть слово земля , для II -го - окно , для III -го - степь .
Разносклоняемые существительные
Слово путь , а также десять существительных на -мя (знамя, пламя, племя, стремя и др. ) являются разносклоняемыми и в формах родительного, дательного и предложного падежей имеют окончание -и :
Род. п. (кого? чего?) пути знамени пламени
Дат. п. (кому? чему?) пути знамени пламени
Предл. п. (о ком? о чем?) (в) пути (на) знамени (в) племени
Падежные формы существительных на -ий, -ие, -ия
1.
Существительные с неодносложной основой мужского и среднего рода на -ий
и -ие
в предложном падеже женского рода на -ия
в дательном и предложном падежах единственного числа имеют в безударном положении окончание -и
(а не -е
по общему правилу), например:
гений – о гении, натрий – о натрии, радий – о радии, Василий – о Василии, Юрий – о Юрии;
отделение – в отделении, возвращение – по возвращении, содействие – при содействии;
армия – к армии, об армии, линия – по линии, на линии, станция – к станции, на станции; Болгария – по Болгарии, в Болгарии; Мария – к Марии, о Марии
.
Примечание. При наличии вариантов на -ие
и -ье
, —ия
и -ья
указанные падежные формы имеют разные окончания. Существительными на –ья
и -ье
склоняются по общему правилу и имеют в формах дательного и предложного падежей окончание -е
:
об умении – об уменье, в цветении – в цветенье, о многословии – о многословье, о Наталии – о Наталье, к Марии – к Марье
.
2. Немногочисленные существительные на -ий, -ия с односложной основой имеют в указанных падежах в безударном положении по общему правилу окончание –е: змий – о змие, кий – о кие, Кий (легендарный основатель Киева) – о Кие, чий (растение) – о чие, «Вий» – в «Bue», Пий – о Пие, при папе Пие; Бия (река) – по Бие, на Бие; Ия, Лия, Вия (женские имена) – к Ие, о Лие, о Bиe; Гия (мужское имя) – к Гие, о Гие. (§ 40 Свода правил 1956 года)
3. У немногих существительных на —ие , -ия , имеющих ударение на окончании, указанные падежные формы оканчиваются на —и либо на —е , напр.: судия – к судии, о судии, лития – в литии-, ектения – в ектении, бытие – о бытии, житие – о житии, в житии, но: остриё – на острие, об острие, Алия, Зульфия (личные имена) – об Алие, к Зульфие .
Гласные в некоторых неударяемых падежных окончаниях
Существительные с суффиксом -ищ- , если они мужского или среднего рода, оканчиваются в им. пад. ед. ч. на -е , например: домище, верблюдище, удилище, болотище . Если же они женского рода, то оканчиваются в им. пад. ед. ч. на -а , например: коровища, ручища, грязища .
Существительные мужского рода с суффиксами -yшк-, -юшк-, ишк-, ышк- , обозначающие предметы одушевленные, а также все существительные женского рода с теми же суффиксами оканчиваются в им. пад. ед. ч. на -а , например: дедушка, батюшка, мальчишка, старичишка, человечишка, соловушка, нянюшкa, ручишка .
Существительные мужского рода, обозначающие предметы неодушевленные, а также все существительные среднего рода имеют в им. пад. ед. ч. после этих суффиксов окончание -о , например: хлебушко, дворишко, перышко, пальтишко .
В окончании им. пад. ед. ч. одушевленных существительных мужского рода после суффиксов -к- и -л- пишется а , например: гуляка, запевала, верзила, объедала ; так же пишутся просторечные собственные имена типа Гаврила, Кирила, Михайла (употребляющиеся наряду с Гавриил, Кирилл, Михаил).
Исключение составляют древнерусские и украинские имена и фамилии на -ко , например: Михалко, Шевченко , а также старинные и областные собственные имена на -ло , например: Ярилo, Михайло Ломоносов .
В род. пад. множ. ч. от существительных, оканчивающихся в ед. ч. на неударяемые -ья и -ье , пишется -ий , а от существительных, оканчивающихся на -ья и -ье под ударением, пишется -ей , например: шал у нья – шал у ний, ущ е лье – ущ е лий , но: скамь я – скам е й, ружье – р у жей .
Склонение имен собственных
В фамилиях на -ин (-ын) и на -ов (-ев) пишется в твор. пад. ед. ч. -ым (согласно склонению прилагательных), напримеp: Павел Лисицын – Павлом Лисицыным, Иван Тургенев – Иваном Тургеневым .
Примечание. В иностранных фамилиях на -ин и -ов пишется в твор. пад. ед. ч. -oм (согласно склонению существительных), например: Грин – Грином, Дарвин – Дарвином, Бюлов – Бюловом .
В названиях населенных пунктов на -ин (-ын), -ов (-ев), -ино (-ыно), -ово (-ево) пишется в твор. пад. ед. ч. -ом , например:
город Псков – городом Псковом
город Львов – городом Львовом
город Саратов – городом Саратовом
город Канев – городом Каневом
город Калинин – городом Калинином
город Киров – городом Кировом
село Марьино – селом Марьином
село Лисицыно – селом Лисицыном
село Крюково – селом Крюковом
- Зимой на летней резине: какие требования и штраф? Забегая вперёд, сразу оговоримся, езда зимой на летней резине, равно как и летом на зимней на 2018 год запрещена. Но запрет этот действует не с 1 ноября 2018 […]
- Приказ МВД РФ от 24 мая 2007 г. N 462 "О признании утратившими силу нормативных правовых актов МВД России и отдельных предписаний нормативных правовых актов МВД России" Приказ МВД РФ от 24 мая 2007 г. N 462"О […]
- ФССП, ФНС России: поиск долгов 4+ Оплата налогов и штрафов ГИБДД Tinkoff Bank Финансы: № 16 в этой категории 4.7, Оценок: 3.5K Бесплатно Снимки экрана У вас есть ДОЛГИ ПЕРЕД ГОСУДАРСТВОМ? […]