Развлечение по произведениям маршака. Сценарий праздник по произведениям с.я.маршака

По страницам произведений Самуила Яковлевича Маршака
(познавательная игра)
Цель: обобщить и закрепить знания по творчеству Самуила Яковлевича Маршака.
Задачи:
1.Развитие познавательного интереса;
2. Осуществление нравственного, эстетического воспитания школьников через вовлечения их в игровые коллективные формы деятельности;
3. Развитие речевой культуры;
4. Поддержка и воспитание веры в свои силы;
5. Развитие коммуникативных навыков учащихся;
6. Воспитание уважительного отношения друг к другу.
Оборудование и материалы: выставка книг по творчеству С. Я. Маршака; детские рисунки; эмблемы для команд – участниц («Львёнок» и «Тигрёнок»); жетончики для подсчёта очков; стенд; картинки с изображением животных; карточки с названием месяцев; фонограммы из мультипликационных фильмов: «Вот какой рассеянный» и «Двенадцать месяцев»; фонограмма песни: «На далёкой Амазонке» (автор текста: Р. Киплинг, перевод С. Маршака; композитор: С. Никитин).
Ход занятия
Педагог. На внеклассных занятиях «Час книги» мы знакомились с творчеством Самуила Яковлевича Маршака. В нашем классе была организована выставка книг «Детский городок», где вы могли познакомиться не только со сказками, стихами, загадками Маршака, но и песенками и стихами иностранных писателей в переводе Самуила Яковлевича. Очень интересно прошёл «Конкурс чтецов» по книге «Детки в клетке». Никого не оставил равнодушным конкурс на лучший рисунок «Мой любимый герой!», сегодня вашими рисунками украшен класс. Итогом нашей работы по ознакомлению с творчеством этого замечательного поэта и переводчика станет игра.
С. Я. Маршак сделал много хорошего для детей. Он создавал для них театры, мастерские, помогал детям – сиротам. А сколько интересных сказок и стихов написал Самуил Яковлевич для детей! Не только вы, но и ваши дедушки и бабушки не представляли своего детства без сказок «Кошкин дом», «Двенадцать месяцев», «Сказка о глупом мышонке». Сегодня мы снова встретимся с творчеством Маршака, но сначала мы разделимся на две команды – «Львёнок» и «Тигрёнок» (представляет капитанов).
Начинаем игру! За каждый правильный ответ команда получает один жетончик (очки), а жюри будет их прикреплять на стенд. Побеждает команда, у которой к концу игры окажется больше жетончиков.
Звучит музыка из мультфильма «Вот какой рассеянный»
(композитор А. Рыбников).
Входит Рассеянный…
(Пальто застёгнуто криво, на ногах перчатки, на голове сковорода.)
Педагог. Ребята, посмотрите, какой гость к нам пожаловал. Вы его узнали?
Дети. Здравствуй, человек Рассеянный с улицы Бассейной!
Рассеянный.
– Глубокоуважаемые
Ребятауважатые!
Ребятауважаемые
Глубокоуважатые!
Нельзя ли и меня
На праздник пригласить?
Педагог. Мы рады тебе, человек Рассеянный, и с большим удовольствием приглашаем тебя на нашу игру.
1 конкурс «Назови сказку».
Каждой команде зачитывается по два отрывка из сказок С. Маршака. Дети должны назвать сказку, из которой прочитан отрывок.

1.Ты катись, катись, колечко,
На весеннее крылечко,
В летние сени,
В теремок осенний
Да по зимнему ковру
К новогоднему костру!
(«Двенадцать месяцев».)
2. Мышь – норушка
Там зерно толчёт,
А лягушка пироги печёт.
А петух на подоконнике
Им играет на гармонике.
(«Теремок».)

3. Отвечает ей мышонок:
- Голосок твой слишком тонок.
Лучше, мама, не пищи,
Ты мне няньку поищи!
(«Сказка о глупом мышонке».)
4. Тётя, тётя кошка,
Выгляни в окошко!
Есть хотят котята.
Ты живёшь богато.
Обогрей нас, кошка,
Покорми немножко!
(«Кошкин дом».)

Рассеянный (говорит, заглядывая в свой чемодан). А у меня, ребята, для вас подарок! Я принёс вам сказки С. Маршака. Ой-ой-ой! Какая беда случилась. Всё пропало! Я по своей рассеянности потерял слова из сказок. Что же делать? Если их не вернуть на место, то сказки пропадут навечно (хватается за голову).
Педагог. Не переживай, Рассеянный! Наши детки хорошо знают сказки Самуила Яковлевича и обязательно вернут все потерянные слова. Ребята, поможем найти пропавшие слова?
Дети. Да!
2 конкурс «Найди слово» (проводит Рассеянный).
Каждой команде даётся по три отрывка из сказок. Дети должны «найти» пропущенные слова.
1.Тили – тили, тили – бом!
Загорелся…дом
(кошкин) 4. Пела ночью мышка в норке:
- Спи,…, замолчи!
(мышонок)

2. Стали птицы песни петь,
И расцвёл… .
(подснежник)
5. Кто, кто в…живёт?
Кто, кто в невысоком живёт?
(теремочке)
3. Ёлку дрозд проклятый рубит,
Всех…лесных погубит
(зверей)
6. Гори, гори ясно,
Чтобы не … .
(погасло)
Жюри подводит итоги конкурса.
Рассеянный. Спасибо, мои юные друзья! Спасли вы наши сказки.
Педагог. Ребята, а как называется книга С. Я. Маршака, в которой собраны стихотворения о животных?
Дети. «Детки в клетке».
Педагог. Наш 3 конкурс называется «Продолжи стихотворение».
Для каждой команды зачитывается по два стихотворения из книги «Детки в клетке». Дети должны закончить его. Если одна из команд не смогла дать правильный ответ, то у другой команды появляется шанс заработать дополнительный жетон.
1. Жираф
Рвать цветы легко и просто
Детям маленького роста,
Но тому, кто так высок,….
Нелегко сорвать цветок!
2. Верблюд
Бедный маленький верблюд:
Есть ребёнку не дают.
Он сегодня съел с утра….
Только два таких ведра!

3. Совята
Взгляни на маленьких совят
Малютки рядышком сидят.
Когда не спят,
Они едят.
Когда едят,…
Они не спят. 4. Кенгуру
Вот полюбуйтесь на игру
Двух австралийских кенгуру.
Они играют в чехарду….
В зоологическом саду.
Жюри подводит итоги конкурса.
Рассеянный. Ай да ребята! Ну и молодцы! Сразу видно, полюбились им стихи про зоопарк!
Педагог. Внимание! Внимание! Начинается физкультминутка!
Дети выполняют действия в соответствии с содержанием стихотворения. Человек Рассеянный старается повторять движения за детьми.
Где обедал, воробей?
- Где обедал, воробей?
- В зоопарке у зверей.
Пообедал я сперва
За решёткою у льва.
Подкрепился у лисицы,
У моржа попил водицы,
Ел морковку у слона,

С журавлём поел пшена,
Погостил у носорога,
Отрубей поел немного…
Был на праздничном обеде
У мохнатого медведя,
А зубастый крокодил
Чуть меня не проглотил. Повороты вправо-влево с вытянутыми руками.

Руки на поясе, туловище поворачиваем вправо- влево,
затем вперёд, назад.

Ходьба на месте, в такт каждому шагу покачиваем головой.

Ходьба, высоко поднимаем колени.
Руки на поясе, делаем полуприседание с поворотами вправо – влево.

Ходьба «вперевалочку», вес тела переносим с одной ноги на другую.

Прыжки на полусогнутых ногах.
Рассеянный. Мои юные друзья! Как же у вас всё хорошо получается! А я, вот, опять всё перепутал!
Педагог. Ну, что дети, поможем?
Дети. Да!
4 конкурс «Найди лишнее».
Педагог. Ребята, вспомните, у каких животных обедал воробей. Пока звучит музыка из мультфильма «Где обедал воробей» (композитор Ш. Каллош), лишние картинки нужно убрать.
На двух партах лежат картинки с изображением животных. Пока звучит музыка, каждая команда подходит к своей парте и находит лишние картинки. (Лишних картинок может быть 2 - 3.)
Жюри подводит итоги конкурса.
Рассеянный громко вздыхает и что-то бормочет.
Педагог. Что случилось? В чём дело?
Рассеянный. Я люблю стихи и сказки С. Я. Маршака… и загадки я тоже люблю, но разгадки найти не могу!
Педагог. Всё понятно! Дети, поможем Рассеянному?
Дети. Да!
5 конкурс «Угадай загадку». Каждой команде зачитывается по три загадки.
1. Мы ходим ночью,
Ходим днём,
Но никуда
Мы не уйдём.
Мы бьём исправно
Каждый час.
А вы, друзья,
Не бейте нас!
(Часы.) 2. Я конём рогатым правлю.
Если этого коня
Я к забору не приставлю,
Упадёт он без меня.
(Велосипед.)
3. Держусь я только на ходу,
А если стану, упаду.
(Велосипед.) 4. За стеклянной дверцей
Бьётся чьё – то сердце –
Тихо так,
Тихо так.
(Часы.)
5. Бьют его рукой и палкой.
Никому его не жалко.
А за что беднягу бьют?
А за то, что он надут!
(Мяч.) 6. Его весной и летом
Мы видели одетым.
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки.
Но зимние метели
В меха его одели.
(Дерево.)
Жюри подводит итоги конкурса.
Рассеянный. Молодцы, ребята, хорошо справились с загадками!
А знаете ли вы, сколько месяцев в году?

Дети. Двенадцать.

Рассеянный. А как они называются?
Дети называют месяцы года.

Рассеянный. А в какой сказке все месяцы собрались в лесу у костра в новогоднюю ночь?

Дети. В сказке «Двенадцать месяцев».

Педагог (обращается к Рассеянному). Мы хорошо знаем эту сказку, дети не только читали её, но и посмотрели мультфильм «Двенадцать месяцев» (сценарий С. Маршака и Н. Эрдмана).

Рассеянный. А на вопросы по сказке сумеете ответить?

Дети. Да!

6 конкурс «Блицтурнир».
Каждой команде зачитывается по четыре вопроса.
Вопросы для команды «Львёнок»:
- Какой подарок сделал Апрель - месяц падчерице? (Волшебное колечко.)
- Что Королева повелевала доставить во дворец? (Корзину подснежников.) - Через какое время Январь - месяц обещал снять собачьи шубы с мачехи и её дочки? (Через 3 года.)
- О каком времени года говорится в стихотворении? Ветры, бури, ураганы, Дуйте, что есть мочи. Вихри, вьюги и бураны, Разыграйтесь к ночи! В облаках трубите громко, Вейтесь над землею. Пусть бежит в полях позёмка Белою змеею!
(Зима.)

Вопросы для команды «Тигрёнок»:
- За какими цветами мачеха отправила в лес падчерицу? (Подснежники.)
- Что рассмешило падчерицу в лесу? (Игра зайца с белками в горелки.)
- Какую шубу велела принести Королева падчерице? (Шубу из меха и пуха.) - О каком времени года говорится в стихотворении? Разбегайтесь, ручьи, Растекайтесь, лужи. Вылезайте, муравьи, После зимней стужи. Пробирается медведь Сквозь лесной валежник. Стали птицы песни петь, И расцвел подснежник! (Весна.)
Жюри подводит итоги конкурса.
Рассеянный. Молодцы, ребята, хорошо знаете сказку!
А у меня есть ещё один вопрос: может ли такое быть, чтобы февраль пришёл раньше, чем уйдёт январь, а май обогнал бы апрель?
Дети. Нет.
Педагог. Наш следующий конкурс - «Конкурс капитанов». Капитаны должны разложить по порядку карточки с названием месяцев.
7 конкурс «Разложи по порядку».
На двух партах вперемешку лежат карточки с названием месяцев и иллюстрациями к ним.
Звучит музыка из мультфильма «Двенадцать месяцев» (композитор М. Вайнберг). Капитаны работают, пока звучит музыка.
Жюри подводит итоги конкурсов (определяет команду победителей).
Педагог. Жюри подводит итоги нашей игры, а у нас «Музыкальная пауза»!
Дети танцуют и поют под песню «На далёкой Амазонке». Автор текста: Р. Киплинг (перевод С.Маршака). Композитор: С. Никитин.
Награждается победившая команда, вручаются призы второй команде.
Педагог благодарит детей за активное участие, жюри – за работу.
Педагог. Подошла к концу наша игра.
Рассеянный. До свидания, мои юные друзья!
Дети (хором). До свидания!

Библиографический список:
1. С. Я. Маршак «Кошкин дом». – М: Астрель, 2013г.
2. С. Я. Маршак «Вот какой рассеянный». – М: Оникс, 2011г.
3. С. Я. Маршак «Сказка о глупом мышонке». – М: Астрель, 2006г.
4. С. Маршак. Сказки, песни, загадки. – М: Детской литературы, 1962г.
5. С. Маршак «Двенадцать месяцев». – М: «Детская литература», 1987г.

Литературный праздник для детей 6-7 лет «Наш Маршак»

Лапеева Наталья Петровна, учитель-логопед ГБОУ Школа №281 ДО №4 г. Москва
Описание: Предлагаю Вашему вниманию сценарий литературного праздника в детском саду. Сценарий разработан для детей логопедической подготовительной группы, которые являются исполнителями и главными участниками литературного праздника, но может быть использован и для старших дошкольников массовых групп детского сада. На праздник приглашаются дети из других подготовительных групп. Зрители активно вовлекаются в некоторые игры.
Назначение: Материал будет интересен воспитателям, логопедам, работникам детских библиотек, организаторам детского досуга и отдыха.
Цель: Расширение знаний детей о С.Я. Маршаке и его произведениях.
Задачи:
Воспитывать интерес к детской литературе и чтению.
Создать у детей радостное праздничное настроение.
Максимально вовлечь детей в творческую деятельность на мероприятии.
Добиваться выразительного чтения произведений Маршака.
Предварительная работа.
Чтение произведений Маршака, заучивание стихотворений, драматизация. Подготовка рисунков к выставке по произведениям Маршака. Подготовка необходимых атрибутов.
Оформление зала.
В центре у стены импровизированный «Кораблик». Мы задрапировали стулья. Парус – лепесток из гофрированной бумаги. Веревочка с флажками, весла – спортивные палки. Правее от кораблика и ближе к зрителям атрибуты к стихотворению «Багаж». На стене часы. Слева на стене портрет Маршака и рисунки детей по его произведениям. Ниже на столиках расположена выставка книг Маршака.

Оборудование.
Рисунки с изображением животных («Детки в клетке»). Рисунки с изображением персонажей стихотворения «Дом, который построил Джек». Магнитная доска, магниты. Игрушки: маленькая и большая собаки, мяч, флажки для самых внимательных слушателей. Для «Сказки о глупом мышонке»: шапочки персонажей. Карточки с изображением варежек и носочков. Колокол, шапочка утки, рупор, леденцы!

Программа литературного праздника «Наш Маршак»

I. Вступительная часть:
Загадка о книге.
Стихотворение Ю. Энтина. «Давайте представим, хотя бы на миг,..»
Объявление темы праздника.
II. Основная часть:
1. Загадки Маршака.
2. Маршак – поэт (Чтение стихов).
Детки в клетке.
Где обедал, воробей?
Мяч.
Игра «Мяч».
Викторина «Знаешь ли ты этих героев?»
Багаж. (Инсценировка стихотворения)
3. Маршак – сказочник.
Сказка о глупом мышонке. (Инсценировка сказки)
Конкурс «Чьи это слова?» (Награждение самого внимательного слушателя)
4. Маршак – драматург.
Серый волк в густом лесу...
Игра «Теремок».
6. Маршак – переводчик.
Дом, который построил Джек. (Чтение с иллюстрированием на магнитной доске)
Робин – Бобин.
Мыши.
Перчатки. (Инсценировка стихотворения)
Игра «Найди пару» (карточки с изображением варежек и носочков)
Шалтай – Болтай.
III. Заключение.
Кораблик.
Сюрпризный момент. (Угощение всех участников праздника леденцами)

Сценарий праздника.

Дети под музыку входят в зал, садятся на стулья. На праздник приглашаются дети подготовительных групп.

1 Ведущий:
- Ребята, отгадайте загадку.
Говорит она беззвучно,
А понятно и не скучно.
Ты беседуй чаще с ней -
Станешь вчетверо умней. (Книга )

2 Ведущий:
Давайте представим, хотя бы на миг,
Что вдруг мы лишились журналов и книг,
Что люди не знают, что значит поэт,
Что нет Чебурашки, Хоттабыча нет.
Что будто никто никогда в этом мире,
слыхом не слыхивал о Мойдодыре,
Что нету Незнайки, вруна - недотёпы,
Что нет Айболита, и нет дядя Стёпы.
Наверно нельзя и представить такого?
Так здравствуй же, умное, доброе слово!
Пусть книги друзьями заходят в дома!
Читайте всю жизнь – набирайтесь ума!
(Автор стихов: Ю. Энтин)

1 Ведущий:
- 2015 год объявлен Годом литературы. Литература – это искусство слова. Это искусство несет нам книга. Сегодня у нас в гостях книги советского писателя, поэта и драматурга Самуила Яковлевича Маршака. Мы с удовольствием откроем их и прочтем полюбившиеся стихи.
Начнем с загадок, которые написал для детей С.Я.Маршак.

Что такое перед нами:
Две оглобли за ушами,
На глазах по колесу
И сиделка на носу. (Очки )

Шумит он в поле и в саду,
А в дом не попадет.
И никуда я не иду
Покуда он идет. (Дождь )

Держусь я только на ходу,
А если встану упаду. (Велосипед )

Всегда шагаем мы вдвоем,
Похожие, как братья.
Мы за обедом - под столом,
А ночью - под кроватью. (Сапоги )

Под Новый год пришел он в дом
Таким румяным толстяком.
Но с каждым днем терял он вес.
И наконец, совсем исчез. (Календарь )

2 Ведущий:
- С.Я. Маршак, известный детский писатель, родился 3 ноября 1887 года в городе Воронеже в семье заводского техника. Сочинять стихи он начал очень рано, когда еще даже не умел писать. Первое свое стихотворение он сочинил в четыре года.
В восемь лет он пошёл в школу. Ему очень нравилось учиться. Его любимым уроком был урок литературы. После окончания школы Маршак уехал в Англию и учился в университете. А потом вернулся в Россию и начал писать произведения для детей.
Давайте послушаем некоторые из них.

Дети берут картинки с изображением персонажей стихов, выходят и становятся врассыпную. Читают стихи. Каждый ребенок рассказывает по одному стихотворению из цикла «Детки в клетке».


Детки в клетке
Рано, рано мы встаем,
Громко сторожа зовем:
- Сторож, сторож, поскорей
Выходи кормить зверей!
За обедом, за обедом
Не болтаем мы с соседом,
Забываем обо всем
И жуем, жуем, жуем.
Но вот наступает прохлада.
Чужие уходят из сада.
Горят за оградой огни,
И мы остаемся одни.

Где обедал, воробей?
- Где обедал, воробей?
- В зоопарке у зверей.
Пообедал я сперва за решеткою у льва.
Подкрепился у лисицы. У моржа попил водицы.
Ел морковку у слона. С журавлем поел пшена.
Погостил у носорога, отрубей поел немного.
Побывал я на пиру у хвостатых кенгуру.
Был на праздничном обеде у мохнатого медведя.
А зубастый крокодил чуть меня не проглотил.

Два кота
Жили-были два кота восемь лапок, два хвоста.
Подрались между собой серые коты.
Поднялись них трубой серые хвосты.
Бились днем и ночью.
Прочь летели клочья,
И остались от котов
Только кончики хвостов.

Мяч
Мой веселый, звонкий мяч, ты куда помчался вскачь?
Желтый, красный, голубой, не угнаться за тобой!
Я тебя ладонью хлопал, ты скакал и звонко топал.
Ты пятнадцать раз подряд прыгал в угол и назад.
А потом ты покатился и назад не воротился.
Покатился в огород, докатился до ворот.
Подкатился под ворота, добежал до поворота.
Там попал под колесо, лопнул, хлопнул – вот и все!

1 Ведущий:
- Все дети знают и любят стихотворение «Мяч». Мы сейчас поиграем в игру с мячом, но не дадим ему попасть под колесо. Ведущий приглашает детей поиграть.

Игра «Мой веселый звонкий мяч»
Один ребенок стоит в центре круга, подбрасывает и ловит мяч.
Дети (хором):

- Мой веселый, звонкий мяч,
Ты куда помчался вскачь?
Желтый, красный, голубой,
Не угнаться за тобой!
Ребенок в центре круга с последними словами катит мяч кому-нибудь из детей. Дети передают мяч из рук в руки по кругу, произносят:
Дети (хором):
- ...Покатился в огород, докатился до ворот.
Стой, я тебя поймаю, дальше мячик не пускаю!
Тот, у кого остался мяч в руках, выходит в круг и игра повторяется. Ведущий приглашает гостей. К игре присоединяются дети из зала.


2 Ведущий:
- Книги С.Я. Маршака знают все. Их читали ваши мамы и папы, бабушки и дедушки, когда были детьми. А насколько хорошо знаете их вы, давайте посмотрим.

Проводится викторина «Знаешь ли ты этих героев?» . Ведущий предлагает детям отгадать, о каком герое идет речь и из какого он произведения.

1. В гости он пришёл ко мне
С толстой сумкой на ремне,
С цифрой 5 на медной бляшке,
В синей форменной фуражке…
Ответ: Ленинградский почтальон, «Почта»

2. Перчатки надевал на ноги он.
На голове была сковорода!
Садился он в отцепленный вагон
И ехал в нём неведомо куда!
Ответ: Рассеянный с улицы Бассейной., «Вот какой рассеянный»

3. Она отправилась в Житомир,
Взяла с собой огромнейший багаж.
Но по пути собачку потеряла,
И очень сильно горевала.
Ответ: Дама, «Багаж»

Послушайте стихотворение «Багаж» .
Драматизация стихотворения исполняется ведущим с детьми.



1 Ведущий:
- С.Я. Маршак, писал не только стихи, но и сказки. Послушайте «Сказку о глупом мышонке». (Драматизация сказки в исполнении ведущего и детей).


2 Ведущий:
- А сейчас мы узнаем, кто самый внимательный слушатель. Чьи это слова?
Забирайся под крыло! Там и тихо и тепло. (курица)
Повернись на правый бок, дам овса тебе мешок. (лошадка)
Баю- баюшки- баю! Две морковки подарю! (свинья)
Спи мышонок до утра, дам тебе я комара. (лягушка)
После дождичка в саду червяка тебе найду. (утка)
Спи, мышонок. Замолчи! Дам тебе я хлебной корки и огарочек свечи. (мышка)
Дети, ответившие на вопрос правильно, получают флажок. Самые внимательные слушатели делают круг почета с флажками.

1 Ведущий:
- Самуил Яковлевич Маршак какое-то время жил в городе Краснодаре. Там он создал один из первых в России детских театров и стал писать для него пьесы. Спектакли по пьесам Маршака «Кошкин дом», «Горя бояться - счастья не видать», «Умные вещи», «12 месяцев», «Теремок» и сейчас можно посмотреть в театрах.
Посмотрите в исполнении наших артистов встречу Лисы с Волком из сказки «Теремок».

Серый волк в густом лесу...
Серый волк в густом лесу
встретил рыжую лису.
- Лисавета, здравствуй!
- Как дела, зубастый?
- Ничего идут дела. Голова еще цела.
- Где ты был? - На рынке.
- Что купил? - Свининки.
- Сколько взяли? - Шерсти клок,
Ободрали правый бок,
Хвост отгрызли в драке!
- Кто отгрыз? - Собаки!
- Сыт ли, милый куманек?
- Еле ноги уволок!

2 Ведущий:
- Мы приглашаем всех ребят, поиграть в «Теремок».

Игра – хоровод «Теремок»
Проводится со всеми детьми в зале - участниками и зрителями

Дети становятся в круг. Ведущий выбирает персонажей сказки – мышку, лягушку, зайца, лису, волка и медведя. Дети водят хоровод и поют:
Дети - Стоит в поле теремок, теремок. Он не низок не высок, не высок.
Вот по полю, полю мышка бежит, у дверей остановилась и стучит...
Мышка
Ведущий - Никто не ответил мышке. Стала она жить в теремочке одна.
Дети - Стоит в поле теремок, теремок. Он не низок не высок, не высок.
Вот по полю, лягушка бежит, у дверей остановилась и стучит…
Лягушка - Кто, кто в теремочке живет? Кто, кто в невысоком живет?
Мышка - Я мышка-норушка, а ты кто?
Лягушка - А я лягушка-квакушка. Пусти меня в теремок.
Мышка - Заходи!
Ведущий - стали они жить вдвоем.
Игра продолжается аналогично до прихода медведя. Мишку-всех-давишку не хотят пускать в теремок - и так тесно. Полез медведь на крышу. Закачался теремок и развалился, только звери успели выбежать. Заканчивается игра словами: - построили звери новый теремок, в котором всем хватило места.

1 Ведущий:
- Ребята, так ли было дело в сказке Теремок, которую написал Маршак? (Ответы детей.)

2 Ведущий:
- Вы уже знаете, что С.Я. Маршак учился в Англии. Там он увлекся переводами стихов английских поэтов на русский язык. Благодаря Маршаку мы с вами знаем многие английские песенки. Послушаем их.

Дом, который построил Джек.
(Стихотворение исполняется детьми по ролям и иллюстрируется картинками на магнитной доске)


1 Ведущий:
- А вот всем известная дразнилка Робин-Бобин .
Дети (выходят, произносят дразнилку хором, стоя врассыпную.)
- Робин-Бобин кое-как
Подкрепился натощак:
Съел теленка утром рано,
Двух овечек и барана,
Съел корову целиком
И прилавок с мясником,
А потом и говорит:
- У меня живот болит!

2 Ведущий:
- Вышли мыши как-то раз
Поглядеть, который час.
Дети (произносят слова хором, выполняют движения по тексту.)
- Раз, Два, Три, Четыре
Мыши дёрнули за гири.
Вдруг раздался страшный звон
Убежали мышки вон.
Дети убегают и садятся на свои места.

1 Ведущий:
- Посмотрите, ребята на этих маленьких котят, давайте узнаем, почему они плачут.

Перчатки
(Драматизация стихотворения)
Потеряли котятки на дороге перчатки
И в слезах прибежали домой.
- Мама, мама, прости, мы не можем найти,
Мы не можем найти перчатки!
- Потеряли перчатки? Вот дурные котятки!
Я вам нынче не дам пирога.
Мяу-мяу, не дам, мяу-мяу, не дам,
Я вам нынче не дам пирога!
Побежали котятки, отыскали перчатки
И, смеясь, прибежали домой.
- Мама, мама, не злись, потому что нашлись,
Потому что нашлись перчатки!
- Отыскали перчатки? Вот спасибо, котятки!
Я за это вам дам пирога.
Мур-мур-мур, пирога, мур-мур-мур, пирога,
Я за это вам дам пирога!

1 Ведущий:
- Мама кошка велела котятам навести порядок в шкафчике.
Проводится игра-эстафета «Найди пару»
Две команды – Барсик и Мурзик соревнуются, кто быстрее выполнит задание.
Для игры используется набор картинок из настольной игры.
Дети собирают пары перчаток, а потом и носочков для котят.
В игре участвуют дети- зрители.

2 Ведущий:
-А вот самая любимая нашими детьми английская песенка в переводе Маршака.

Шалтай – Болтай
Дети, выходят, становятся врассыпную, произносят хором стихотворение, выполняя движения.
Шалтай – Болтай сидел на стене.
Шалтай-Болтай свалился во сне.
Вся королевская конница,
Вся королевская рать
Не может Шалтая, не может Болтая
Шалтая –Болтая, Болтая-Шалтая
Шалтая-Болтая собрать!

Раздается звон колокола, дети бегут на золотой кораблик. Занимают свои места, берут весла. Читают стихотворение Кораблик . По окончании достают корзину леденцов и угощают всех зрителей.

Кораблик
Плывёт, плывёт кораблик, кораблик золотой,
Везёт, везёт подарки, подарки нам с тобой.
На палубе матросы свистят, снуют, спешат,
На палубе матросы четырнадцать мышат.
Плывёт, плывёт кораблик на запад, на восток,
Канаты - паутинки, а парус - лепесток.
Соломенные вёсла у маленьких гребцов.
Везёт, везёт кораблик полфунта леденцов.
Ведёт кораблик утка, испытанный моряк.
Земля! - сказала утка. причаливайте! Кряк!

Ведущие:
- Вот и закончился наш литературный праздник, посвященный творчеству детского писателя С.Я. Маршака. Какие стихи вам понравились? (ответы детей)
- Помните, ребята:
- Книги читать – скуки не знать!
- Кто много читает, тот много знает!
А теперь мы приглашаем посмотреть нашу выставку, на которой представлены книги С.Я. Маршака и рисунки наших детей по его произведениям.

Цель: Вызвать интерес к творчеству С.Я.МАРШАКА

Задачи:
  • Обобщить знания детей о писателе, его произведениях.
  • Продолжать учить детей заучивать наизусть стихотворения, отгадывать загадки.
  • Закреплять у детей навыки выразительного чтения стихотворений.
  • Развивать артистические способности детей.
  • Воспитывать интерес к литературе, желание знакомиться с творчеством Маршака.
  • Развивать память, внимание, мышление.

Украшение зала:

Портрет С. Я. Маршака. Выставка книг С. Я. Маршака и иллюстраций, к его произведениям, выставка рисунков детей.

Оборудование: Презентация, отрывок мультфильма «Кошкин дом» /Приложение 1 /

Подготовительная работа: Чтение детям произведений Маршака, разучивание наизусть стихов и инсценировка их.

Ход досуга

(На большом мультимедийном экране портрет писателя) (Слайд 1)

Сегодня мы с вами совершим небольшое путешествие вместе с героями произведений С.Я.Маршака.

С.Я.Маршак был очень умным, добрым и талантливым поэтом. Свои стихи он писал для детей, которых очень любил. Врач Сперанский рекомендовал прописывать малышам стихи Маршака как целебное средство, как самый надежный витамин "роста".

Он прожил долгую жизнь – 77 лет. Его книги знаете вы, знали ваши папы, мамы и даже бабушки и дедушки. Поэт предвидел, что его стихи будет читать не одно поколение. Вот что написал Маршак в 1962 году:

"Читатель мой особенного рода:
Умеет он под стол ходить пешком.
Но радостно мне знать, что я знаком
С читателем двухтысячного года!"

С детства всем известны его стихи про веселого пуделя, глупого мышонка, рассерженную барыню, которая сдавала багаж, рассеянного гражданина и многих других.

Сейчас ребята выступят перед нами. А мы посмотрим, послушаем и вспомним названия этих произведений.

«Почему кошку» (Слайд 2)

«Усатый полосатый» (Слайды 3 – 10)

«Котята» (Слайд 10)

(игра с залом)

Ведущий: - Вы внимательно слушали стихотворение? Сейчас я проверю. Мы с вами немного поиграем. Надо показать движением, без слов:

Покажите, как ссорятся котятки.
Покажите, как рассердилась хозяйка.
Изобразите, как замерзли, озябли котятки.
А хозяйка то была добрая? А как она улыбнулась, покажите!
Как котятки заснули сладким сном.
- Молодцы, вы очень внимательные!

Ведущий: - Ребята, а вы любите кататься на каруселях?

Конечно, все дети любят кататься на каруселях. Самуил Яковлевич написал задорный стих, который так и называется Карусель. Стихотворение нам расскажет Никита

«Карусель»

«Радуга дуга» (Игра с залом)

Ведущий: - Это стихотворение как закличка дл игры, давайте с вами поиграем в игру «У оленя дом большой». Повторяйте за мной движения и слова.

Ведущий: - Кто к нам пришел в гости?

(Под музыку ходит дама со словами из стихотворения «Багаж»)

Разбойники! Воры! Уроды!
Собака - не той породы!
Швырнула она чемодан,
Ногой отпихнула диван,
Картину,
Корзину,
Картонку...
- Отдайте мою собачонку!

Ведущий: - Ребята, помогите мне, пожалуйста, чего хочет эта барышня? Давайте вспомним стихотворение

Позвольте, мамаша! На станции,
Согласно багажной квитанции,
От вас получили багаж:
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картину,
Корзину,
Картонку
И маленькую собачонку.
Однако
За время пути
Собака
Могла подрасти!

Дама: Ну хорошо, хорошо пусть собака подросла, а почему чемодан не зеленого цвета?

Ведущий: - Барышня да Вы не сердитесь! Может Вы запамятовали! Проверьте лучше, что там лежит внутри.

(Дама открывает чемодан и достает оттуда перчатки)

Дама: - Вот разбойники и перчатки перепутали. Перчатки то не мои, они мне не налезают.

Ведущий: - Гражданка, ну Вы прям как маленькие котятки, которые потеряли перчатки. Стихотворение « Перчатки» нам расскажет Максим

Дама: - Мне понравилось, как Максим рассказал стихотворение. Сейчас и я свои перчатки найду!

(Дама заглядывает в чемодан и достает оттуда письмо)

Тут, какое - то письмо. Сейчас почитаем. Ой, да оно разорвано. Что же делать?

Ведущий: - Ребята, давайте поможем барыне.

(Вызываются 2 человека из старшей группы, которые собирают пазл на магнитной доске)

Ведущий: - Какая картинка получилась? (бегемот). (Слайд 11) А вы знаете, что бегемота называю иначе? Об этом писал Самуил Яковлевич. Давайте послушаем стихотворение «Гиппопотам» , которое нам расскажет Миша.

Дама: - Спасибо мне понравилось, как ты рассказал стихотворение. (Копается в чемодане). Ой, у меня здесь чей-то мячик. (Дама начинает отбивать мяч)

Ведущий: - Подождите, Дамочка, наши ребята то же любят играть в мяч и знают стихотворение про веселый, звонкий мяч, которое расскажет Сережа. « Мяч»

Дама: - Вот еще одно письмо. И опять ничего не понятно, все перепутано. Помогите, мне, пожалуйста!

(Вызываются 2 человека из подготовительной группы, которые собирают пазл на магнитной доске)

Дама: - Вот какие забавные ежики получились!

Ведущий: - Барыня, а послушай сказку про ежиную семью, ее расскажет Саша. Стихотворение называется «Тихая сказка» (Слайд12)

Дама: - Хороша сказка. Сейчас я посмотрю, что у меня еще в чемодане есть. Это что-то не понятное. А что это?

Ведущий: - Это, Мамаша, мыльные пузыри. Вот посмотри, какая красота! (Ведущий пускает мыльные пузыри)

Про то, как делают мыльные пузыри, нам расскажет Ксюша. «Мыльные пузыри».

Дама: - Вот еще одно письмо. Каким-то очень мелким шрифтом написано. А можно ли с помощью вашей волшебной техники сделать так, что бы мы все увидели это письмо? (На слайде появляется ребус из картинок Волк, Ель, Ложка, Индюк, Кот, Арбуз, Носок)

Ведущий: - Расшифруйте название стихотворения С. Я. Маршака

Отгадайте слово по первым буквам и прочитайте, что получилось. Сейчас мы узнаем кто же этот Великан. (Сдайд 13) Стихотворение про великана, нам расскажет Нелли «Великан»

Ребята, так кто же этот Великан?

Звучит отрывок из песни «Мой щенок похож немного….» (появляются персонажи сценки «Пудель»)

Дама: - Что Маршак и про собак писал стихи?

Ведущий: - Да, стихотворение «Пудель» нам прочитает Захарова Ира, а ребята из ее группы нам его покажут.

Появляется Почтальон с коробкой

Ведущий: - Что ты нам принес?

Почтальон: - Это сюрприз для всех участников!

Ведущий: - Прошу всех участников выйти к нам сюда.

Пожелание друзьям. Самуил Маршак

Желаю вам цвести, расти,
копить, крепить здоровье.
Оно для дальнего пути -
Главнейшее условие.
Пусть каждый день и
каждый час
Вам новое добудет.
Пусть добрым будет ум у вас,
А сердце умным будет.
Вам от души желаю я,
Друзья всего хорошего.
А всё хорошее, друзья,
Даётся нам недёшево!
(происходит награждение грамотами подарками)

Список произведений, упомянутых на празднике

  1. «ГИППОПОТАМ»
  2. «РАДУГА-ДУГА»
  3. «ВЕЛИКАН»
  4. «МЫЛЬНЫЕ ПУЗЫРИ»
  5. «КАРУСЕЛЬ»
  6. «ПОЧЕМУ КОШКУ НАЗВАЛИ КОШКОЙ»
  7. «КОТЯТА»
  8. «ПЕРЧАТКИ»
  9. «УСАТЫЙ-ПОЛОСАТЫЙ»
  10. «МЯЧ»
  11. «ТИХАЯ СКАЗКА»
  12. «ПУДЕЛЬ»

Цели: 1. Закрепить знания детей о жизни и творчестве С.Я.Маршака.

2.Прививать интерес к чтению художественной литературы.

3. Развивать память, внимание, мышление, культуру общения.

4. Воспитывать доброе отношение к людям, трудолюбие.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий праздника – викторины по

произведениям С.Я.Маршака

Материал разработала и провела мероприятие

Воспитатель Г.ПД. ГБОУ ЦО № 1085 Леонова С.Г.

Г. Москва ЮВАО

Цели: 1. Закрепить знания детей о жизни и творчестве С.Я.Маршака.

2.Прививать интерес к чтению художественной литературы.

3. Развивать память, внимание, мышление, культуру общения.

4. Воспитывать доброе отношение к людям, трудолюбие.

Оформление зала: Портрет С.Я.Маршака, рисунки детей к произведениям

поэта, выставка книг, пословицы и поговорки о книге и чтении:

  1. Книга - лучший друг.
  2. Книга - книгой, а своим умом двигай.
  3. Испокон века книга растит человека.
  4. Кто много читает, тот много и знает.
  5. Ум без книги - что птица без крыльев.
  6. Книга подобна воде: пробьёт дорогу везде.
  7. Больше узнаешь - сильнее станешь.

Домашнее задание: выучить наизусть стихотворение С.Я.Маршака

Из книги «Детки в клетке»

В викторине участвуют команды по 8 человек из 2а и 2б классов.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ:

Вед. Вряд ли найдётся ребёнок в нашей стране, который еще в раннем детстве не слышал, не знал бы стихов С.Я.Маршака. «Багаж», «Сказка о глупом мышонке», «Мяч», «Детки в клетке»…. А вы, ребята, можете продолжить список произведений С.Я.Маршака? (ответы детей)

С.Я.Маршак всю жизнь был верным товарищем и добрым другом детей. Он подружил их с малых лет с поэзией, со звонкой рифмой, показал им чудесную силу родного языка, научил радоваться красоте поэтического слова.

А можете ли вы,ребята, рассказать что-нибудь об этом человеке?

С.Я.Маршак родился 3ноября (22октября) 1887 года в г. Воронеже, в семье мастера-химика. Семья у поэта была большая и дружная.

Всё мне детство дарило,

Чем богат этот свет:

Ласку матери милой

И отцовский совет….

Отец поэта очень любил книги, знал несколько иностранных языков. Мама занималась воспитанием своих шестерых детей.

Раннее детство и первые школьные годы будущий писатель прожил в уездном городке Острогожске Воронежской губернии. Поскольку книга в семье Маршаков была любимым другом, он рано стал увлекаться поэзией. Сочинять стихи стал с 4х лет, а к 11 годам уже написал несколько длиннейших поэм и перевёл оду Горация. С великой благодарностью Маршак вспоминал своего учителя гимназии В.И.Теплых, который научил поэта любить классическую литературу и поощрял его первые поэтические опыты. В 1902г. Одна из первых поэтических тетрадей Маршака попала в руки известного русского искусствоведа и критика В.В. Стасова, принявшего активное участие в судьбе юноши. Благодаря хлопотам Стасова Маршака перевели в одну из лучших гимназий столицы. Переехав в Петербург Самуил Яковлевич стал бывать в домах, где собирались такие известные люди как И.Е. Репин, М.Горький, Ф.И.Шаляпин, А.К.Глазунов и др.

В 1904г. в журнале впервые печатаются стихи С.Я.Маршака. Знакомство с М.Горьким тоже сыграло большую роль в судьбе писателя.

Мы, юноши глухого городка,

Давно запоем Горького читали,

Искали в каждом вышедшем журнале,

И нас пьянила каждая строка.

Детские стихи, сказочные пьесы и спектакли для Краснодарского театра, созданного самим автором, Маршак стал писать в начале 20х г., став детским писателем. Особой популярностью пользуются драматические пьесы- сказки «12 месяцев», «Кошкин дом», «Умные вещи». Умер С.Я.Маршак 4июля 1964г. в Москве, прожив долгую жизнь, работая до конца своих дней. Одним из последних его стихов было:

Исчезнет мир в тот самый час,

Когда исчезну я,

Как он угас для ваших глаз,

Ушедшие друзья.

Не станет солнца и луны,

Поблекнут все цветы.

Не будет даже тишины,

Не станет даже темноты…

Нет, будет мир существовать,

И пусть меня в нём нет,

Но я успел весь мир обнять,

Все миллионы лет.

Я думал, чувствовал, я жил

И всё, что мог, постиг,

И в этом право заслужил

На свой бессмертный миг.

Вы, ребята, познакомились только с небольшой частью произведений великого писателя С.Я.Маршака и сегодня мы ещё раз вспомним их, отвечая на вопросы викторины.

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ КОМАНД (название команды, выбор капитана)

1кон. « ЗАГАДКИ – ОТГАДКИ «

Ответы записывать на листке,показать по команде ведущего. Максимальное количество баллов -6.

  1. Шумит он в поле и в саду,

А в дом не попадёт.

И никуда я не иду,

Покуда он идёт. (дождь)

  1. Бьют его рукой и палкой.

Никому его не жалко.

А за что беднягу бьют?

А за то, что он надут! (мяч)

3.Всегда шагаем мы вдвоём,

Похожие, как братья.

Мы за обедом под столом,

А ночью- под кроватью. (сапоги)

4.Принялась она за дело,

Завизжала и запела.

Ела, ела дуб, дуб, поломала зуб, зуб. (пила)

5. Под Новый год пришёл он в дом

Таким румяным толстяком.

Но с каждым днём терял он вес

И наконец совсем исчез.(календарь)

6. Что такое перед нами:

Две оглобли за ушами,

На глазах по колесу

И сиделка на носу? (очки)

2КОНК. « ПРОДОЛЖИ СТРОЧКУ»

За каждый правильный ответ команды получают 1 балл.

  1. Не хотел котёнок мыться – опрокинул он ……(корытце)
  2. У Ваньки, у Встаньки – несчастные….(няньки)
  3. Мой весёлый, звонкий….(мяч)
  4. Выдали даме на станции 4 зелёных ….(квитанции)
  5. Вместо шапки на ходу он надел….(сковороду)

3КОНК. « УГАДАЙ ГЕРОЯ»

Назвать имя героя и из какого он произведения, угадав его по словесному портрету. За каждый правильный ответ команда получит 1балл.

  1. Кто стучится в дверь ко мне

С толстой сумкой на ремне,

С цифрой 5 на медной бляшке,
В старой форменной фуражке? (Почтальон из произв.»Почта военная»)


2.Но тут, встревоженный прутом,

Он вылез из корзины,

Вскочил на стол, махнул хвостом

И прыг за борт машины. (Кот из произв.» Приключение в дороге»)

3.Острозубый, остроглазый,

Был он вором и пролазой

И, бывало, каждый день

Крал цыплят из деревень. (Хорёк из произв.» Сказка об умном мышонке)

4.Принесла овсяной кашки-

Отвернулся он от чашки.

Принесла ему редиски-

Отвернулся он от миски. (Котёнок из произведения. »Усатый полосатый»)

5.Двадцать лет тушил пожары,

Сорок душ от смерти спас,

Бился с пламенем не раз.

Ничего он не боится,

Надевает рукавицы,

Смело лезет по стене. (Кузьма из произв. « Пожар»)

6.Век он в дворниках служил,

Дом хозяйский сторожил. (кот Василий из произв. « Кошкин дом»)

4КОНКУРС КАПИТАНОВ:

Если вы согласны с моими словами, покажите карточку зелёного цвета, если не согласны- красного.

  1. Человек рассеянный жил на улице Бассейной. Это верно?
  2. Я утверждаю, что девочке из стихотворения «Усатый полосатый» 5лет. Это верно или нет?
  3. Засмеялась кошка Мурка:

Ах ты, дымчатая шкурка!

Как тебя не называть,

Мышке кошкой не бывать.

Я утверждаю, что это строки из « Сказки о глупом мышонке»

4. Кузьма подарил Лене на память кошку,которую тоже спас от огня. Верно? Да.

Будешь жить да поживать.

Только, чур, не поджигать!

Вот тебе на память кошка.

Посуши её немножко!

5.Ищут пожарные,

Ищет милиция,

Ищут фотографы

В нашей столице,

Ищут давно,

Но не могут найти

Парня какого-то

Лет двадцати.

Эти строки из произведения «Пожар?», верно?

Нет, из» Рассказа о неизвестном герое»

5КОНКУРС. «РАЗГАДАЙ АНАГРАММЫ»

Буквы в словах перепутались, поменяйте их местами, чтобы получить название произведения или его героя.Команда, выполнившая задание первой, получит 3балла.

ж га ба (багаж), онтальпоч (почтальон), ражпо (пожар),макузь (Кузьма)

чецападри (падчерица)

6КОНКУРС. »НАЗОВИ ЖИВОТНОЕ»

Сейчас вы услышите стихи из книги С.Я.Маршака «Детки в клетке». Вы должны отгадать, о каком животном из зоосада в них говорится.

За каждый правильный ответ команда получит 1балл.

  1. Рвать цветы легко и просто

Детям маленького роста,

Но тому, кто так высок,

Нелегко сорвать цветок! (жираф)

2.У нас просторный водоём.

Мы с братом плаваем вдвоём.

Вода прохладна и свежа,

Её меняют сторожа.

Мы от стены плывём к стене

То на боку, то на спине.

Держись правее, дорогой,

Не задевай меня ногой! (белые медведи)

3.Полосатые лошадки,

Африканские лошадки,

Хорошо играть вам в прятки

На лугу среди травы!

Разлинованы лошадки

Словно школьные тетрадки,

Разрисованы лошадки

От копыт до головы. (зебры)

4.Правда,дети, я хорош!

На большой мешок похож.

На морях в былые годы

Обгонял я пароходы.

А теперь я здесь в саду

Тихо плаваю в пруду. (пингвин)

Подведение итогов, награждение победителей.

























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели:

  • Расширять знания детей о жизни и творчестве С.Я. Маршака.
  • Развивать логическое мышление, зрительное и слуховое внимание, память и речь детей.
  • Развивать навыки сознательного чтения.
  • Воспитывать интерес к творчеству С.Я. Маршака, к его произведениям.

Оборудование:

  • мультимедиа,
  • презентация “Игра-путешествие “В гости к С.Я. Маршаку”,
  • портрет С.Я. Маршака (1887 - 1964),
  • книги,
  • сборники произведений С.Я. Маршака,
  • рисунки детей к произведениям, плакаты:
  1. С книгой жить - век не тужить.
  2. Испокон века книга растит человека.
  3. Книга подобна воде: пробьёт дорогу везде.
  4. Хорошая книга - лучший друг.
  5. Кто много читает, тот много и знает.
  6. Ум без книги - что птица без крыльев.
  7. Книга - книгой, а своим умом двигай.
  8. Больше узнаешь - сильнее станешь.
  9. Умный не тот, кто много говорит, а тот, кто много знает.
  10. Легко забыть то, чего не знаешь.

Ход мероприятия

1ю Организационный момент

Как бы жили мы без книгОшибка! Закладка не определена.(С. Михалков)

Мы дружны с печатным словом,
Если б не было его,
Ни о старом, ни о новом
Мы не знали 6 ничего!

Ты представь себе на миг,
Как бы жили мы без книг?
Что бы делал ученик,
Если не было бы книг.

Если б всё исчезло разом,
Что писалось для детей:
От волшебных добрых сказок
До весёлых повестей?..

Ты хотел развеять скуку,
На вопрос найти ответ.
Протянул за книжкой руку,
А её на полке нет!

Нет твоей любимой книжки -
“Чиполино”, например,
И сбежали, как мальчишки,
Робинзон и Гулливер.

Нет, нельзя себе представить,
Чтоб такой момент возник
И тебя могли оставить
Все герои детских книг.

От бесстрашного Гавроша
До Тимура и до Кроша -
Сколько их, друзей ребят,
Тех, что нам добра хотят!

Книге смелой, книге честной,
Пусть немного в ней страниц,
В целом мире, как известно,
Нет и не было границ.

Ей открыты все дороги,
И на всех материках
Говорит она на многих
Самых разных языках.

И она в любые страны
Через все века пройдёт,
Как великие романы
“Тихий Дон” и “Дон Кихот”!

Слава нашей книге детской!
Переплывшей все моря!
И особенно российской -
Начиная с Букваря!

2. Сообщение темы и целей мероприятия (2 слайд)

Стихи Самуила Яковлевича Маршака - друзья детских лет всех ребят. Они сопровождают ребёнка на всех дорожках его детства. Едва научившись говорить, он перелистывает "Детки в клетке", повторяет весёлые сказки, в школе заучивает наизусть строки из стихотворений, поёт его песни. Но и взрослый не расстаётся с любимым поэтом, читая в его переводах стихи, сонеты зарубежных поэтов, лирику самого Маршака.

Мы предлагаем вашему вниманию игру - путешествие, посвящённое С.Я. Маршаку и его творчеству. Встреча с произведениями Маршака - это праздник для детей. Самуил Яковлевич Маршак всю жизнь был верным товарищем и добрым другом детей. Он показал, что стихами можно рисовать цветные картинки мира, рассказывать занимательные и поучительные истории и сказки, можно вызвать в человеке раздумье, сочувствие к несчастью, научить мечтать о будущем, весело и с толком работать.

3. Знакомство с биографией С.Я. Маршака (2 слайд)

(Кнопкой мышки перелистываем фотографии Маршака на 2 слайде)

Самуил Яковлевич Маршак (1887-1964) - поэт, драматург, переводчик, литературный критик.

Он родился в Воронеже в семье заводского техника, талантливого изобретателя. Отец поддерживал в детях стремление к знаниям, интерес к миру, к людям. Раннее детство и школьные годы Самуил провел в городке Острогожске под Воронежем. В гимназии учитель словесности привил любовь к классической поэзии, поощрял первые литературные опыты будущего поэта. Одна из поэтических тетрадей Маршака попала в руки В. Стасова, известного русского критика и искусствоведа, который принял горячее участие в судьбе юноши. С помощью Стасова он переехал в Петербург, поступил учиться в одну из лучших гимназий. Целые дни он проводил в публичной библиотеке, где работал Стасов.

В 1904 в доме Стасова Маршак познакомился с М. Горьким, который отнесся к нему с большим интересом. Горький пригласил его на свою дачу на Черном море, где Маршак лечился, учился, много читал, встречался с интересными людьми. Когда семья Горького вынуждена была покинуть Крым из-за репрессий царского правительства после революции 1905 года, Маршак вернулся в Петербург. Туда же к тому времени перебрался его отец.

Началась трудовая молодость: хождение по урокам, сотрудничество в журналах и альманахах.

Через несколько лет для завершения образования Маршак уехал учиться в Англию, сначала в политехникуме, затем в Лондонском университете. Во время каникул много путешествовал пешком по Англии, слушал английские народные песни. Уже тогда начал работать над переводами английских баллад, которые впоследствии прославили его.

В 1914 г. Маршак вернулся на родину, работал в провинции, публиковал свои переводы в журналах "Северные записки" и "Русская мысль". В военные годы занимался помощью детям беженцев.
С начала 1920-х участвовал в организации детских домов в Краснодаре, создал детский театр, в котором началось его творчество как детского писателя.

В 1923, вернувшись в Петроград, он написал свои первые оригинальные сказки в стихах - "Сказка оглупом мышонке" , "Пожар", "Почта", перевёл с английского детские народные песенки - "Дом, который построил Джек" и т. д. Кроме того, он возглавил один из первых советских детских журналов - "Новый Робинзон", вокруг которого собрались талантливые детские писатели. Маршак был первым сотрудником М. Горького, создавшего Издательство детской литературы (Детгиз).

В годы Отечественной войны активно Маршак сотрудничал в газетах, высмеивая врага в пародиях, эпиграммах, политических памфлетах. В послевоенные годы вышли книги его стихов "Почта военная", "Быль-небылица", поэтическая энциклопедия "Веселое путешествие от А до Я".

Маршак много занимался переводами сонетов Шекспира и песен Р. Бёрнса, переводил стихотворения Дж. Китса, Р. Киплинга, У. Водсворта и др. За переводы из Роберта Бёрнса Маршак был удостоен звания почётного гражданина Шотландии.

Среди драматургических сочинений Маршака особой популярностью пользуются пьесы-сказки "Двенадцать месяцев", "Умные вещи", "Кошкин дом".

Книги Маршака переведены на многие языки мира. Маршак прожил долгую жизнь с трагическими потерями и счастливыми безоблачными днями. Он написал много и о многом - от стихотворных подписей под картинками до философских раздумий о жизни. Он умер 4 июня 1964 года, работая до последнего дня.

Литературные труды Маршака были высоко оценены, он получил множество государственных наград и литературных премий. И все-таки это не главное. Главное – это читательское признание, которое у Маршака несомненно есть.

4. Подготовка к игре-путешествию (3 слайд)

Путешествовать будем по Маршрутному листу, где вы будете сами выбирать конкурс.

5. Загадки С.Я. Маршака (4 слайд)

Что такое перед нами:
Две оглобли за ушами,
На глазах по колесу
И седёлка на носу? (Очки)

Принялась она за дело,
Завизжала и запела.
Ела, ела дуб, дуб,
Поломала зуб, зуб (Пила)

Бьют его рукой и палкой.
Никому его не жалко.
А за что беднягу бьют?
А за то, что он надут! (Мяч)

6. Угадай произведение по отрывку.

Сел он утром на кровать
Стал рубашку надевать,
В рукава просунул руки –
Оказалось, это брюки....
Вместо шляпы на ходу
Он надел сковороду (“Вот какой рассеянный”) (5 слайд)

Люди спрашивают:
Кто это у вас?
А девочка говорит:
- Это моя дочка.
Люди спрашивают:
- Почему у вашей дочки серые щёчки?
А девочка говорит:
- Она давно не мылась (“Усатый полосатый”) (6 слайд)

Дама сдавала в багаж:
Диван,
Саквояж,
Чемодан,
Картину, корзину, картонку
И маленькую собачонку (“Багаж”) (7 слайд)

Под праздник новогодний
Издали мы приказ:
Пускай цветут сегодня
Подснежники у нас!
В лесу цветёт подснежник,
А не метель метёт,
И тот из вас мятежник,
Кто скажет: не метёт! (“Двенадцать месяцев”) (8 слайд)

Бим – бом! Тили – бом!
На дворе - высокий дом.
Ставенки резные,
Окна расписные.
А на лестнице ковер –
Шитый золотом узор.
По узорному ковру
Сходит кошка по утру... (“Кошкин дом”) (9 слайд)

7. Из какого произведения предметы? (10 слайд)

  1. Конверт (“Почта”)
  2. Кольцо (“Двенадцать месяцев”)
  3. Собачонка (“Багаж”)
  4. Котёнок (“Усатый полосатый”)
  5. Сковорода (“Вот какой рассеянный”)

8. Узнай лишнее животное из сказки “Где обедал, воробей?” (11 слайд)

Рассмотри внимательно картинки с животными, и вспомните, с кем обедал воробей. Если вы ответите правильно, то лишнее животное исчезнет. (Волк)

9. Музыкальная пауза (12 слайд)

Дети поют и танцуют под песню “Шли куда попало” на стихи С.Я.Маршака.

День стоял веселый
Раннею весной.
Шли мы после школы –
Я да ты со мной.

Куртки нараспашку,
Шапки набекрень, –
Шли куда попало
В первый теплый день.

Шли куда попало –
Просто наугад,
Прямо и направо,
А потом назад.

А потом обратно,
А потом кругом,
А потом вприпрыжку,
А потом бегом.

Весело бродили
Я да ты со мной,
Весело вернулись
К вечеру домой.

Весело расстались –
Что нам унывать?
Весело друг с другом
Встретимся опять!

10. Исправь ошибки в названиях произведений (13 слайд)

  • “Детки в зоопарке” - “Детки в клетке”
  • “Семнадцать месяцев” - “Двенадцать месяцев”
  • “Откуда стул пришёл?” - “Откуда стол пришёл?”
  • “Урок грубости” - “Урок вежливости”
  • “Рассказ об известном герое” - “Рассказ о неизвестном герое”
  • “Мышкин дом” - “Кошкин дом”

11. Реши кроссворд (14 слайд)

  1. Животное, с которым обедал воробей (Морж)
  2. На какой улице жил человек рассеянный? (Бассейная)
  3. Кто подарил падчерице колечко? (месяц Апрель)
  4. Животное, которое пело песню глупому мышонку (Лошадь)
  5. Что было потеряно у дамы из багажа? (Собачонка)
  6. Как звали пожарного из стихотворения “Пожар”? (Кузьма)

12. Вспомни “Сказку о глупом мышонке” (15 слайд)

Вспомни пропущенных персонажей из сказки (Жаба и щука)

13. Доскажи словечко (16-17 слайды)

“Кто стучится в дверь ко мне,
С толстой сумкой на_________(ремне),
С цифрой 5 на медной бляшке,
В синей форменной__________(фуражке),
Это он,
Это он,
Ленинградский____________(почтальон)”

Из какого произведения строки? (“Почта”)

“Приоткрыла дверцу Лена –
Соскочил огонь с__________(полена),
Перед печкой выжег пол,
Влез по скатерти на ________(стол),
Побежал по стульям с треском,
Вверх пополз по_______________(занавескам),
Стены дымом заволок,
Лижет пол и ______________(потолок)”

Из какого произведения строки? (“Пожар”)

14. Прощальная (18 слайд)

Песня про книги(на мотив “Песенка мамонтёнка”)

Я книгу читаю – она друг надёжный!
Ответ на вопросы найти я хочу.
Ответы найти я хочу. (2 раза.)

Пусть книга научит,
Пусть книга расскажет.
Пусть верный путь в жизни она нам укажет.
Ведь так не бывает на свете,
Чтоб были неграмотны дети! (2 раза последние две строчки)

Её не заменит компьютер и видик.
Пусть каждый ребёнок в ней друга увидит.
Ведь чтение книг и наука –
Надёжное средство от скуки.

15. Итог мероприятия. (19-20 слайды)

Вот и закончилось наше путешествие. И на прощание я хочу сказать словами А.М. Горького “Любите Маршака, учитесь у него!”