Повесть Карамзина «Наталья, боярская дочь» – произведение эпохи сентиментализма. Сочинение на тему «Сюжет и проблематика повести н.М.Карамзина «Наталья, боярская дочь Карамзин наталья боярская дочь анализ произведения

Об этом произведении Н. М. Карамзина следует сказать, что оно не так известно читателям, как «Бедная Лиза». Постараемся передать суть этого небольшого произведения.

События произведения происходят во времена допетровской России. Героиня, именем которой названа повесть, - дочь богатого боярина Матвея. Ее мать умерла, девочку воспитывала няня. Жизнь Натальи подчинена правилам «Домостроя».

Как пишет Карамзин, Наталья, боярская дочь, каждое утро в сопровождении няни посещает церковь, потом раздает милостыню нуждающимся людям. Дома девушка занимается рукоделием: вышивает, плетет кружево, шьет.

Повесть «Наталья, боярская дочь» рассказывает нам, что одно из немногих развлечений девушки - прогулка с няней в саду, после чего она вновь занимается рукоделием.

По вечерам она может общаться с подружками, конечно, под присмотром няни.

Жизнь девушки небогата событиями, что, конечно, делает Наталью мечтательной. Она очень добрая, душевная, любит своих близких. Рассматривая краткое содержание «Наталья, боярская дочь», отметим, что молодая боярыня способна воспринимать красоту природы. Она восхищается Москвой.

Девушка обладает всеми женскими добродетелями: она послушна, любит трудиться. Словом, Наталья впитала в себя все правила «Домостроя».

Однако, как отмечает Карамзин, Наталья, боярская дочь, конечно, не могла не грезить о любви. Встреча с возлюбленным произошла в церкви. Девушка влюбилась в совершенно незнакомого молодого человека. На следующий день она снова отправляется в Божий храм, но не встречает там Его. Наталья по-настоящему расстроена, она тоскует, не может есть и пить. Новая встреча с возлюбленным делает ее счастливой. Добрая няня помогает девушке встретиться с молодым человеком, так продолжает свою повесть Карамзин («Наталья, боярская дочь»). Главные герои, молодая боярыня и Алексей, решают сбежать и обвенчаться тайно.

Карамзин показывает нам переживания девушки. Она испытывает первую любовь и слепо доверяет Алексею, но это светлое чувство омрачает ощущение вины перед отцом, ей стыдно перед ним. Однако Наталья, следуя правилам «Домостроя», во всем готова слушаться мужа, как истинная жена. Девушка обретает истинное счастье с Алексеем, но молится, чтобы отец простил ее. Безмерное счастье Натальи внезапно омрачилось тем, что мужу пришлось идти на войну. Судьба заставляет девушку сделать невозможное для многих очень сильных женщин: она прячет волосы, надевает одежду воина и сражается с врагом, как настоящий мужчина. Такой самоотверженный поступок не мог не заставить отца простить ее.

Образ боярина Матвея

Итак, краткое содержание «Наталья, боярская дочь» вполне смогло передать сюжет повести. Однако мы ни слова не сказали об отце девушки Матвее Андрееве. Его образ отнюдь не является олицетворением значимого государственного деятеля, каким он должен быть, согласно сюжету. Карамзин наделяет его многими добродетелями, но образ при этом остается бледным. Этот человек способен проливать слезы в горе и в радости. Однако такой блеклый образ был создан Карамзиным неслучайно, он помогает понять идейную направленность произведения.

Картина «идеальной» монархии

Возможно, подобное замечание излишне, если наша задача - передать краткое содержание. «Наталья, боярская дочь» - произведение, в котором создан образ «идеальной» монархии. В таком государстве единственная забота царя - это благополучие собственного окружения. Монарх снисходителен к подданным. Простота обращения, описанная в произведении, совершенно отлична от распущенных нравов, царящих при Екатерине. Приближенный царя - верный советник, который никогда не пользовался преимуществами своего положения. В своем произведении Карамзин обличает порочные стороны правления Екатерины Великой.

Отношение народа к приближенным царя

В своем произведении Карамзин указывает, что боярин Матвей - царский слуга, который, подобно государю, наделен многими человеческими добродетелями. Он умен, богат, хлебосолен. Матвей является заступником для своих соседей, их покровителем. Однако автор ни слова не говорит о том, как боярин несет свою службу. Он лишь повествует о народной любви к этому государственному мужу.

В реальности народ ненавидел приближенных царя, что является абсолютным контрастом для созданной Карамзиным картины.

Историческая эпоха

Исторические события, описанные в произведении, скорее всего, имеют отношение ко второй половине семнадцатого века. Предположительно, это эпоха правления Алексея Михайловича. Государь в произведении изображается очень благочестивым, чувствительным. Он утешает своих приближенных, а прогневить его может только нарушение принципов справедливости.

Это произведение довольно открыто указывает на то, каким должен быть порядок в государстве, как должны выглядеть монарх и его окружение.

Исторический фон помогает понять, что такая история любви могла иметь счастливое завершение лишь в условиях государственной гармонии.

Истинный портрет царя Алексея Михайловича

Романтический сюжет повести не нашел места для того, чтобы рассказать об иных сторонах правления и чертах характера этого государя.

При нем были приняты доносы, а «мирный» царь в действительности был достаточно вспыльчив, позволял себе браниться, а также прибегал порой к рукоприкладству. В частности, известен факт, что на заседании Боярской думы государь побил и выгнал боярина Милославского, который приходился ему тестем.

Прототип боярина Матвея

Есть предположения, что образ отца Натальи «срисован» с реального исторического персонажа. Скорее всего, им стал боярин А. С. Матвеев, который во время дворцового переворота 1682 года был подвергнут насильственной смерти.

Мы закончили изложение краткого содержания произведения «Наталья, боярская дочь», основная мысль которого состоит в том, что при правильном и справедливом правлении могут быть счастливы все люди. В заключение хочется добавить, что Карамзин обращался к истории русского государства еще для того, чтобы показать, насколько прошлое нашей земли отлично от современного поклонения перед всем иностранным. Подобное осуждение «чужебесия» также призвано обратиться к патриотическим чувствам соотечественников.

Разделы: Литература

Класс: 8

Цели урока:

  • кратко ознакомить учеников с биографией и творчеством Карамзина;
  • рассмотреть историческую основу повести “Наталья, боярская дочь”;
  • дать понятие о сентиментализме как литературном направлении;
  • развивать навыки выразительного чтения, анализа эпизодов;
  • воспитывать интерес к творчеству писателя-сентименталиста Н.М.Карамзина.

Формы работы и методические приемы: рассказ учителя, выступления учеников (индивидуальная исследовательская работа), выразительное чтение, элементы анализа текста (коллективная работа).

Оборудование : портрет Н.М. Карамзина, презентация по творчеству писателя.

Ход урока

I. 1. Организационный момент.

2. Актуализация - опрос домашнего задания.

II. Изучение нового материала. Повесть Н. М. Карамзина “Наталья, боярская дочь”.

1. Постановка целей и задач урока.

2. Вступительное слово учителя о Н.М. Карамзине (1766-1826).

/Работа с презентацией по творчеству писателя./

Николай Михайлович Карамзин родился 1(12) декабря 1766 года в Симбирской губернии в родовитой, но небогатой дворянской семье. Карамзины происходили от татарского князя Кара-Мурзы, который крестился и стал родоначальником костромских помещиков.

Отец писателя за свою воинскую службу получил поместье в Симбирской губернии, где и прошло детство Карамзина. Тихий нрав и склонность к мечтательности он унаследовал от матери Екатерины Петровны, которой лишился в возрасте 3-х лет.

Когда Карамзину исполнилось 13 лет, отец определил его в пансион профессора Московского университета И.М. Шадена, где мальчик слушал лекции, получил светское воспитание, изучил в совершенстве немецкий и французский языки, читал по-английски и по-итальянски. По окончании пансиона в 1781 г. Карамзин покинул Москву и определился в Петербурге в Преображенский полк, к которому был приписан еще при рождении.

Ко времени военной службы относятся первые литературные опыты. Писательские наклонности молодого человека сблизили его с видными российскими литераторами. Карамзин начинал как переводчик, редактировал первый в России детский журнал “Детское чтение для сердца и разума”. После смерти отца в январе 1784 года Карамзин вышел в отставку в чине поручика и вернулся на родину в Симбирск. Здесь он вел довольно рассеянный образ жизни, типичный для дворянина тех лет.

Решительный поворот в его судьбе произвело случайное знакомство с И.П. Тургеневым, деятельным масоном, сподвижником известного писателя и книгоиздателя конца XVIII века Н.И. Новикова. В течение четырех лет начинающий литератор вращается в московских масонских кругах, тесно сближается с Н.И. Новиковым, становится членом ученого общества. Но вскоре Карамзин испытывает глубокое разочарование в масонстве и покидает Москву, отправляясь в долгое путешествие по Западной Европе.

Осенью 1790 года Карамзин вернулся в Россию и с 1791 года стал издавать “Московский журнал”, выходивший в течение 2-х лет и имевший большой успех у русской читающей публики. Ведущее место в нем занимала художественная проза, в том числе произведения самого Карамзина - “Письма русского путешественника”, повести “Наталья, боярская дочь”, “Бедная Лиза”. С повестей Карамзина началась новая русская проза. Возможно, сам того не предполагая, Карамзин наметил черты привлекательного образа русской девушки - натуры глубокой и романтической, самоотверженной, истинно народной.

Начиная с издания “Московского журнала” Карамзин предстал перед русским общественным мнением как первый профессиональный писатель и журналист. В дворянском обществе занятие литературой считалось скорее забавой и уж никак не серьезной профессией. Писатель своим трудом и неизменным успехом у читателей утвердил в глазах общества авторитет издательского дела и превратил литературу в профессию, почетную и уважаемую.

Карамзин утвердил в русской литературе художественное противопоставление увядающему классицизму - сентиментализм, который, обращая главное внимание на изображение мира души, противопоставлял богатству кармана богатство чувств. Время требовало от литературы понимания “языка сердца”, умения говорить на этом языке. Мысль Карамзина о том, что надо “писать, как говорят, и говорить, как пишут”, сохранила свое значение и в наше время. (См. ПРИЛОЖЕНИЕ 2)

3. Сообщение ученика “Н.М. Карамзин - реформатор русского литературного языка”.

4. Слово учителя о сентиментализме. Словарная работа.

Слово “сентиментализм” происходит от английского sentimental – чувствительный и французского sentiment – чувство. Это литературное течение в европейской литературе конца 18 - начала 19 веков. Друг Пушкина, поэт П.А.Вяземский, определил сентиментализм как “изящное изображение основного и повседневного”. Сентименталисты, в отличие от приверженцев классицизма, отдавали приоритет чувствам, а не разуму, воспевали простого человека, с его богатым внутренним миром, переживаниями, чувством собственного достоинства. Отсюда и эмоциональный характер повествования в произведениях этого лит. направления. Сентиментализм выступил против отвлеченности и рассудочности произведений классицизма. Для этого течения характерно стремление изобразить психологию человека, жизнь его души.

Литература сентиментализма обращена к повседневности, к частной жизни людей. Поэтому жанры, характерные для сентиментализма - элегия, послание, эпистолярный роман (роман в письмах), дневник, путешествие, повесть, - во многом имитируют непосредственные переживания человека, записи, продиктованные непосредственным движением сердца.

Одной из характерных черт русского сентиментализма является идиллическое изображение деревни, крестьянства. Идеальной, нравственно чистой изображается жизнь простых людей на лоне природы. В связи с этим особую роль в произведениях сентиментализма играет пейзаж. Человек должен жить в согласии, в гармонии с природой, следовать естественным желаниям, черпать в природе умиротворение. Контрастом выступает город - средоточие зла, неестественной жизни, пустой суеты.

В некоторых произведениях сентиментализма звучит протест против социальной несправедливости, против унижения “маленького человека”. Внимание сентименталистов к психологии человека сыграло большую положительную роль в развитии русской литературы.

5. Историческая основа повести “Наталья, боярская дочь”.

Историческое прошлое всегда интересовало Карамзина. В течение 20 лет он работал над многотомной “Историей государства Российского”, в которой отразил свой взгляд на события политической, культурной, гражданской жизни страны на протяжении семи веков.

Главный исторический труд Карамзина - “История государства Российского”. Но история государства состоит из истории отдельных людей, великих и обычных, выдающихся и неприметных. Повести “Наталья, боярская дочь” и “Марфа-посадница” рассказывают о русской старине, о людях, таких, какими их представлял писатель.

Мы знаем, что повесть создана в эпоху правления Екатерины II, но прочитав ее, мы переносимся в эпоху правления царя Алексея Михайловича, в Москву XVII века. Важно помнить, что не только для нас, но и для самого писателя это глубокая древность, “древние патриархальные времена”.

6. Сообщение ученика о царствовании Алексея Михайловича Романова. (См. ПРИЛОЖЕНИЕ 3)

Алексей Михайлович Романов, родившийся 19 марта 1629 года, вступил на престол в возрасте 16 лет, после смерти отца Михаила. Он был сторонником идей благочестия и морального совершенствования, ревностно соблюдал посты. Фактическое управление страной в начале его правления осуществлял воспитатель и опекун, боярин Морозов. Нужно сказать, что в окружении царя, прозванного Тишайшим, были люди не только знатные. Отдавалось должное и тем, кто был наделен способностями (Морозов, Ордин-Нащокин).

Составленное в начале правления царя Алексея Романова Соборное уложение (1649 г.) позволило заложить законодательную базу российского общества. Продолжилась практика привлечения военных специалистов из других государств в российскую армию. Значение Боярской думы и Земских соборов постепенно свелось к нулю. Но набрала силу Ближняя дума, в которую входили только приближенные Алексея. Одним из наиболее заметных событий правления царя Алексея Михайловича Романова стал раскол церкви. В противостоянии с патриархом Никоном окончательно был закреплен приоритет царской власти над церковной.

Внешняя политика Алексея Михайловича ознаменовалась практически непрерывными войнами. Границы государства расширились за счет земель Дальнего Востока и Восточной Сибири. Внутренняя – массовыми социальными выступлениями. Это война Степана Разина, бунты (Медный и Соляной).

Биография Алексея Михайловича Романова сообщает о том, что царь был дважды женат и имел 16 детей. 13 – от первой жены Марии Милославской, 3 – от Натальи Нарышкиной. Впоследствии трое его сыновей занимали Российский престол.

Умер царь 11 февраля 1676 года, в 47 лет. Как полагают, одной из причин ранней смерти была излишняя полнота. Даже по мнению бояр царь Алексей считался весьма тучным человеком.

(Материал подготовлен на основе информации из открытых источников. /http://historynotes.ru/car-aleksey-mihaylovich-romanov/)

7. Сообщение ученика “Краткий сюжет повести “Наталья, боярская дочь”.

Объективность для настоящего ученого - превыше всего, поэтому сама история определяет повести Карамзина краткое содержание. Наталья, боярская дочь, живет с отцом, боярином Матвеем Андреевым. (Он – обладатель “благополучной” части биографии прообраза.) Боярин Матвей – в фаворе у царя и уважаем людьми, богат, деятелен, справедлив. Вдовец. Усладой его души является единственная дочь, красавица Наталья. Она уже на выданье. Ее воспитала няня. Жизнь девушки протекает в довольно узком русле, регламентированным сводом правил ведения домашнего хозяйства – “Домостроем”. Однако повзрослевшая девушка всем своим существом ощущает потребность любить, ей уже узко жить в рамках “Домостроя”, соединяющего воедино христианские нормы и бытовые рекомендации XVI века. В храме на обедне она видит молодого человека, чей взгляд пробуждает в ней страсть. После вторичной встречи с ним няня организует молодым свидание. При встрече Алексей убеждает Наталью в необходимости следовать за ним и жениться без благословения отца. Так оно и случилось. Когда няня и девушка увидели около лесного жилища Алексея вооруженных людей, то испугались, посчитав их разбойниками. Но Алексей успокоил их, рассказав историю опалы его рода. Тайно поженившись, они жили счастливо. Далее - о том, что вассалы ратными делами доказывали свою лояльность царям, и свидетельствует краткое содержание. “Наталья, боярская дочь” в канву своего повествования вводит тему войны и служения. Молодой человек узнал о начале войны с литовцами. Алексей принял твердое решение: доблестью заслужить милость царя и прощение рода. Жене Наталье он предложил на время вернуться к отцу. Но девушка, переодевшись в воинское платье, сказала, что и на войне будет с ним, называя себя его младшим братом. Война закончилась победой. В боях неоспоримы были воинские заслуги Алексея. Сам царь наградил героя, но наивысшей наградой для Алексея стало прекращение опалы. Узнав же, что Наталья, как простой солдат, сражалась плечо к плечу с любимым, царь умилился, да и отец благословил их брак. Боярин прожил до глубокой старости вместе с дружной семьей Алексея и Натальи, богатой детьми. От лица автора повествования, который услышал эту историю от прабабушки, Карамзин в конце рассказа свидетельствует, что сам видел огромный камень над могилой Алексея и Натальи.

Конспект урока по литературе

Аудитория : 6 класс.

Тип урока : комбинированный урок

Тема : Н.М. Карамзин «Наталья, боярская дочь». Портрет Натальи.

Цели урока :

    обучающие: дать представление о Н.М. Карамзине, научить видеть художественные средства и фактический материал в тексте произведения

    развивающие: развивать умение видеть главное, анализировать текст, овладевать художественными образами

    воспитательные: формировать нравственный образ девушки, воспитывать уважение к чувствам, к семье.

Задачи урока :

    познакомиться с биографией Н.М. Карамзина

    ответить на вопросы по произведению

    «нарисовать» внутренний мир персонажа

Ход урока

Этап

Что делает учитель

Что делают ученики

Ожидаемые результаты

Организацион-

ный этап

(2 минуты)

Здравствуйте ребята, приготовьте, пожалуйста, учебник по литературе, а так же тетради

Готовят всё необходимое для работы

Организация учебного пространства

Вступительное слово учителя, выступление ученика

(15 минут)

Дома вы читали повесть “Наталья, боярская дочь”. Её автор - Николай Михайлович Карамзин.

Сейчас <фамилия, имя> нас познакомит с биографией этого писателя. Ваша задача - внимательно прослушать сообщение и записать ключевые даты.

Выступление ученика с сообщением и презентацией.

Класс записывает ключевые даты, информацию об авторе.

Записи в тетради

Основной этап, рассмотрение образа Натальи.

(25 минут)

Повесть названа “Наталья, боярская дочь”, это свидетельствует о том, что писателя в большей степени занимала жизнь сердца, история жизни и любви героини.

Вот сегодня мы и остановимся на этой теме. Итак, тема нашего урока “Жизнь сердца”.

Записывайте вопросы, на которые мы отвечаем, и краткий ответ, можете подчеркивать карандашом отрывки из текста.

    В какой атмосфере проходит детство Натальи? Приведите примеры из текста.

    Прочитайте, как Наталья проводит время. Что мы можем сказать о внутреннем мире человека, который так себя ведёт?

Давайте подведём небольшой итог. Что же формировало характер Натальи? Запишите.

    тёплая атмосфера в семье

    красота природы

    молитвы, службы в церкви

    рукоделие

    невинные забавы - прогулки, игры, песни

4. Изменилась ли Наталья в какой-то момент? Что поменялось в её настроении, характере? Прочитайте.

5. Понимала ли она, что с ней происходит? Найдите слова, характеризующие состояние героини.

У неё богатое воображение, ведь образ её возлюбленного создавался не на героях книг или фильмов, а силой её воображения.

И потому, когда в церкви она встретилась взглядом с “прекрасным молодым человеком”, “сердце сказало ей: “Вот он!”

6. Прочитайте, что испытывает Наталья, когда сердце сказало ей: “Вот он!”

8. Вы заметили, что рядом с героиней постоянно присутствует автор? Он постоянно обращается к читателю.

Прочитайте его предостережения.

9. Как через эти слова предстает характер Натальи? Прочитайте слова, которые показали бы сильную его сторону.

10. В каком ещё поступке раскрывается Наталья как женщина смелая и преданная?

11. Что, по-вашему, лежит в основе её столь решительных поступков?

12. Вернемся к повести и вспомним, что во время обряда венчания обещал им престарелый священник.

Сбылось ли это?

    Рассказывают об отце, матери, няне.

«Любовь народная, милость царская были наградою добродетели старого боярина.<...> Уже давно оплакал он мать ее, которая заснула вечным сном в его объятиях <…> в юной Наталье увидел он новый образ умершей, и, вместо горьких слез печали, воссияли в глазах его сладкие слезы нежности.» / «будила она свою няню, верную служанку ее покойной матери. «Вставай, мама! - говорила Наталья. - Скоро заблаговестят к обедне». Мама вставала, одевалась, <…> прелестницы жемчужною повязкою.

    Ряд эпитетов: “юная кровь, разгоряченная ночными сновидениями”, “нежные щеки”, “алейший румянец”, “белое лицо”, “черные, пушистые ресницы”). Яркие краски: “темно-кофейные волосы” - “белая грудь”. “черные ресницы” - “алейший румянец на белом лице”. Противопоставление: темный – белый, черный -алейший. Сравнения: цветы в поле - красавицы Москвы, роза всех прекрасней - Наталья была всех прелестней

Отношение к природе характеризует Наталью как девушку с богатым внутренним миром, тонко чувствующую натуру.

    Наталья во многом переменилась – стала не так жива, не так резва … иногда задумывалась … не находила ни в чем прежнего удовольствия … красавица вздыхала и томилась”

Появилась потребность любить, любить, любить!”

    не умела дать отчёта в своих новых чувствах” , “не понимала сердечных своих движений”, “не знала, как толковать сны”, “не знала, чего желала”

    Она потупила глаза свои, но ненадолго; снова взглянула на красавца, снова запылала в лице своём и снова затрепетала в своём сердце”.

“… чувствительная боярская дочь не хотела ни пить, ни есть, перестала спать и насилу ходить могла….Только по ночам лились слезы её на мягкое изголовье”

    «Вошел первый человек – не он! Вошел другой – не он! Третий, четвертый – все не он! Вошел пятый, и все жилки затрепетали в Наталье – это он, тот красавец, которого образ навсегда в душе её впечатлелся! От сильного внутреннего волнения она едва не упала и должна была опереться на плечо няни своей.» Когда встреча состоялась, в глазах влюблённых “изображались пламенные чувства, любовью кипящее сердце»

    “…не сомневайтесь в истине; не сомневайтесь в силе того взаимного влечения, которое чувствуют два сердца, друг для друга сотворенные”

Если бы все люди, сколько их было тогда в русском царстве, в один голос сказали Наталье: “Алексей-злодей!”, она бы с тихою улыбкою отвечала им: “Нет!.. Сердце моё знает его лучше, нежели вы, сердце мое говорит, что он всех любезнее, всех добрее”

    В этом поступке раскрывается характер Натальи: она решительна, мужественна: “на лице её видны были знаки сильных душевных движений, но не сомнения, не колебимости – ибо она решилась”, зная наверняка: “милый душе её не может быть злым человеком!”

    Когда Алексей решился ехать на войну со “свирепыми литовцами”, которые “ восстали на Русское царство”.

    Любовь к Алексею.

При венчании обещанное старым священником “благополучие в жизни” стало реальностью. Именно так заканчивает автор свое повествование.

Записи в тетради, поиск информации в тексте, анализ внутреннего мира персонажа.

Подведение итогов. Домашнее задание.

(3 минуты)

Поделимся впечатлениями: какие слова, с помощью которых автор описал Наталью, наиболее запомнились вам?

Обозначьте ключевые слова, которые мы часто упоминали в сегодняшней беседе.

Дома письменно ответьте на вопрос «Достоин ли Натальи её возлюбленный?» Докажите примерами из текста, почему.

Зачитывают подчеркнутые примеры из текста, называют слова (типа чувство, сердце, душа, любовь).

Обобщение полученных знаний, выделение ключевых слов произведения.

«Наталья боярская дочь», произведение Карамзина — это яркий пример нового течения, которое использовали писатели конца девятнадцатого века, в том числе и Карамзин. Новым течением является сентиментализм и если до этого использовался классицизм, где изображался достойный гражданин своей Родины, его долг, честь, то теперь изображается внутренний мир человека, его чувства, переживания и тому примером есть работа Карамзина «Наталья, боярская дочь.

произведение карамзина наталья боярская дочь

О чем данное произведение? Конечно же, о любви, самой настоящей. О том чувстве, которое хотят испытать все, о котором все мечтают и Наталья — главная героиня, узнала, что такое любовь, что такое любить. Это произведение поведает нам историю любви дочери Матвея Андреева Натальи и сына боярина Любославского Алексея.

Наталья настолько сильно полюбила Алексея, что даже решилась на бегство из дома. Она уходит от отца, лишь бы быть рядом с мужем. Но и об отце никогда не забывала, поэтому их человек всегда приносил весточки об отце Натальи. Силу большой любви мы видим не только, когда Наталья уходит из дома за мужем, но и когда героиня отправляется в боевой поход с Алексеем, ведь без него немыслима была ее жизнь.

Завершается произведение хорошим окончанием, ведь Алексея прощает государь, как и прощает отец Натальи. Супруги едут в Москву и там счастливо живут.

В работе Карамзина «Наталья, боярская дочь» несколько главных героев. Можно выделить и Матвея, отца Натальи, который был честным и благородным. Можно выделить и няню, которая заменила мать Наталье, и Алексея — возлюбленного Натальи, но все-таки, главная героиня — это Наталья, не зря же автор ее именем назвал свою работу. Наталья — образец настоящей русской женщины, которая умеет любить, заботиться о ближних. Ее мир, как внутренний, так и внешний, прекрасен. Она скромная, и при этом сильная духом. Наталья — это образец преданности и верности, идеальны образ жены, возлюбленной и дочери.

Экзамен: Русская литература 18 века

Карамзинский рассказчик в "Наталье, боярской дочери" не просто открывает для нас историю героев, сопереживая тому, о чём ведётся речь, он свободен в своей беседе с читателем, часто весел и ироничен.

Соотнесённость с жанровым каноном оды вновь возвращается в первой, и основной, характеристике, предваряющей появление добродетельного боярина Матвея, отца Натальи. Его главные умения - способность быть "другом человечества", принимать удары судьбы и без боязни идти навстречу смерти; как легко представить портрет такого человека, читая строки философских од поэтов - предшественников Карамзина: А. П. "Сумарокова, М. М. "Хераскова или В. И. "Майкова.

"Таков был боярин Матвей, верный слуга царский, верный друг человечества. Уже минуло ему шестьдесят лет, уже и кровь медленнее обращалась в жилах его <...> но доброму ли бояться сего густого непроницаемого мрака, в котором теряются дни человеческие? <...> Он идёт вперёд, бестрепетно, наслаждается последними лучами заходящего светила, обращает покойный взор на прошедшее и с радостным - хотя тёмным, но не менее того радостным предчувствием заносит ногу в оную неизвестность".

Своеобразие первой исторической повести Карамзина состоит в том, что в ней прошлое показано не с парадной, официальной стороны, а в его домашнем облике. Героиня повести Наталья - единственная дочь престарелого вдовца боярина Матвея Андреева. Изображается уединенная теремная жизнь молодой девушки, ее скромные забавы вместе с соседками-подругами. Главное содержание повести - любовные переживания героини, начиная с непонятных ей самой тревожных томлений и кончая всепоглощающей страстью, овладевшей ею при встрече с избранником ее сердца. Наталье разрешалось появляться за пределами дома только в церкви и то под присмотром мамки. Здесь-то и происходит ее знакомство с Алексеем Любославским, сыном опального боярина, вынужденным скрываться в подмосковных лесах. По убедительной догадке А. Старчевского, отправной точкой при создании повести послужил "брак царя Алексей Михайловича с Натальей Кирилловной Нарышкиной, воспитанницей боярина Матвеева". Но от этой исторической основы в повести, кроме имен, ничего не осталось. Историзм произведения носит пока еще поверхностный характер и ограничивается предметами быта, одежды, оружия XVII в.

В повести Карамзина факты биографии А. С. Матвеева(воспитатель матери Петра I боярин Артамон Сергеевич Матвеев) поделены между двумя героями. Первая, благополучная часть его жизни послужила материалом для образа отца Натальи - боярина Матвея Андреева. История опалы и ссылки А. С. Матвеева вместе с малолетним сыном Андреем отразилась в судьбе боярина Любославского и его сына Алексея. Карамзинский боярин Матвей представлен мудрым и нелицеприятным наставником царя, защитником всех обиженных. Он выступает как посредник между народом и верховной властью. Не боясь опалы, говорит царю все, что думает, справедливо разрешает судебные споры, всегда стоит только за правду. Особое место отведено хлебосольству и нищелюбию отца Натальи; филантропия всегда была одним из краеугольных камней общественной программы Карамзина. Семейные, домашние добродетели служат у Карамзина надежной опорой для общественных. Боярин Матвей - идеальный отец и столь же идеальный гражданин. Алексей Любославский - нежный сын, образцовый супруг и вместе с тем отважный воин. Даже в Наталье любовь к мужу пробуждает воинский пыл, и вместе с Алексеем она выходит на ратное поле. Разумеется, не следует видеть в этом произведении верное отражение социальных и семейных отношений XVII в. Перед нами типичная утопия дворянского просветителя конца XVIII в., перенесшего на прошлое свое представление об идеальном сословно-монархическом государстве и противопоставившего этот идеал общественным отношениям своего времени.