Тема родины в творчестве маяковского. Тема Родины в творчестве В

Александр Блок и Владимир Маяковский - два великих русских поэта. Сравнивать их творчество нелегко, так как в идейном и стилевом отношении они очень сильно отличаются друг от друга. Если Блок относился к символистам (представителям наиболее сильного литературного течения конца XIX-начала XX в.) и его творчество во многом основывалось на традициях золотого - пушкинского - века русской поэзии, то Маяковский принадлежал к кружку поэтов-футуристов, призывающих "сбросить Пушкина и Достоевского с парохода современности". У каждого из этих великих поэтов было свое понимание современности, истории и роли поэзии.

Единственное, что их объединяет, - это горячая любовь к Родине.

Образ Родины у Блока чрезвычайно сложен, многогранен и противоречив. Сам поэт говорил, что этой теме посвящает всю свою жизнь. Пьяная, богомольная, озорно смотрящая из-под женского платка, нищая - такова Россия Блока. И именно такой она дорога ему:

Да, и такой, моя Россия,

Ты всех краев дороже мне, -

признается поэт в стихотворении "Грешить бесстыдно, беспробудно...".

Поэт страстно любил свою страну, соединял ее судьбу со своей: "Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?..". Во многих его стихах о Родине мелькают женские образы: "Нет, не старческий лик и не постный под московским платочком цветным..." ("Новая Америка"), "...плат узорный до бровей...", "...мгновенный взор из-под платка...".

Символ России во многих стихах Блока сводится к образу простой русской женщины. Отождествляя эти два образа, поэт как бы одушевлял само понятие "Россия", сближая так называемую патриотическую лирику с любовной. В стихотворении "Осенний день" он называет Россию своей женой:

О, нищая моя страна,

Что ты для сердца значишь?

О, бедная моя жена,

О чем ты горько плачешь?

Из всех русских поэтов только у Блока звучит такая трактовка темы любви к Отчизне. Страх, боль, тоска и любовь до безумия - в каждом слове, в каждой строчке.

Иногда к этой сложной гамме чувств присоединяются нотки "сверхъестественного". Так, таинственность, сложное переплетение реальности и мистики сквозят в строках самого замечательного, на мой взгляд, стихотворения Блока о Родине ("Русь"):

Русь, опоясана реками

И дебрями окружена

С болотами и журавлями,

И с мутным взором колдуна...

Где ведуны с ворожеями

Чаруют злаки на поляк,

]Л ведьмы тешатся с чертями

В дорожных снеговых столбах.

Россия Блока незыблема, неизменна. Но и ей нужны перемены, о которых говорится в стихотворении "Коршун" 1916 г.:

Идут века, шумит война,

Встает мятеж, горят деревни,

А ты все та ж, моя страна,

В красе заплаканной и древней -

Доколе матери тужить?

Доколе коршуну кружить?

"Коршуну кружить" оставалось уже недолго. Через год после написания стихотворения началась революция. Что ждет после нее несчастную Россию, какие пути-дороги перед ней откроются? Этого Блок точно не знал (хотя многое предвидел благодаря своей гениальной интуиции). Поэтому в его поэме "Двенадцать", прославляющей стихийную революционную бурю, которая захлестнет и поэта, ее герои, патруль из двенадцати человек, не видят, куда идут:

И вьюга пылит им в очи

Дни и ночи

Напролет...

Старый мир, к которому принадлежал Блок, был разрушен. Каким будет новый мир, поэт не мог представить. Будущее оказалось скрытым пеленой мрака и кровавой дымки. Поэзия - великая, истинная - никому теперь не нужна, стихов не слышно из-за стука шагов дозорных по мостовой, из-за частых выстрелов и революционных песен. Не случайно в поэме "Хорошо" Маяковский написал об этом времени:

Россия Блока... Незнакомки,

дымки севера шли на дно,

обломки и жестянки

консервов.

Сам Маяковский тоже горячо любил Родину, но иначе, чем Блок. Любовь Блока как бы направлена в прошлое, Маяковский же говорил: Отечество

которое есть, но трижды -

которое будет.

В отличие от Блока, он твердо знал, каким будет будущее страны - оно будет социалистическим и, конечно же, обязательно счастливым. В лирических сборниках Маяковского нет ни одного стихотворения, которое бы прославляло дореволюционную Россию. Он сам и вся ею поэзия устремлены в будущее. Современную ему Россию (точнее, Советский Союз) он беззаветно любил. В то время в стране жилось трудно, были голод и разруха, и Маяковский перенес вместе со своей страной и своим народом все тяготы и лишения:

где воздух,

как сладкий морс, Бросишь

и мчишь, колеся, - но землю,

с которою

вместе мерз, вовек

разлюбить нельзя... Я

землю эту

где и когда пузы растил и зобы, но землю,

с которой

вдвоем голодал, - нельзя

Поэт побывал за рубежом, видел заграничную сытую и шикарную жизнь, но родная земля ему дороже:

Я хотел бы жить

и умереть в Париже, если б не было

такой земли - Москва.

Маяковский невероятно гордился тем, что живет в единственной на всем свете социалистической стране. В своих стихах он буквально кричал: "Читайте, завидуйте, я - гражданин Советского Союза!". И пусть от этого некоторым "скривляло ожогом рот", пусть у молодой советской страны было еще много врагов, Маяковский свято и искренне верил, что все трудности будут преодолены, навсегда исчезнут разруха, голод, войны, и настанет светлое коммунистическое будущее. Этой верой, подлинным оптимизмом проникнуты все его стихи о Родине. Мечтам поэта не суждено было осуществиться, но все же от этого его творчество не становится менее интересным для изучения и прочтения.

В лирических произведениях двух величайших поэтов России - Блока и Маяковского - Россия предстает как дорогая и всем до боли знакомая отчизна, непостоянная, кипящая, рыдающая сквозь заливистый смех, вся устремленная в будущее и готовая в любой момент забыть о тяжелом прошлом, все поняв и всем простив.

И я, Как весну человечества, Рожденную В трудах и в бою, Пою Мое отечество, Республику мою! В. Маяковский О чем бы ни писал В. Маяковский, основной в его сти­хах всегда была тема Родины, поскольку поэт, по его мне­нию, это не только «народа водитель», но и «народный слу­га». На службу своей Родине, своему народу, революции и поставил свое творчество этот великий поэт. Маяковского мало заботили абстрактные, общие вопро­сы. Он активно участвовал в жизни своей страны, был в курсе всех событий, искренне радовался достижениям со­ветских людей, стремился к преодолению «пережитков». Его интересовала конкретика, и такими же предельно кон­кретными были его произведения, в которых он боролся со всяческой «дрянью»: бюрократизмом, пошлостью, мещан­ством, эгоизмом. Перо - грозное оружие поэтов, и Мая­ковский умело им пользовался. В своих произведениях поэт часто ведет диалог или обращается к людям разных профессий, и мы понимаем, что люди эти - живые, со своими мыслями, делающие определенную работу в построении нового мира, часто даже проявляющие героизм. Трудолюбие, готовность к лишени­ям во имя достижения дели, самоотречение вселяют в серд­це поэта радость и оптимизм, веру в создание на земле «города-сада»: Я знаю - Город Будет, Я знаю - Саду Цвесть, Когда Такие Люди В стране Советской Есть! Маяковский говорил об «адовой» работе, совершаемой гражданами молодой страны: «освещаем, одеваем нищ и оголь, ширится добыча угля и руды». По мнению поэта, для того, чтобы старый мир отошел в прошлое, нужно ак­тивно строить мир новый, а это очень сложно в обстановке голода, разрухи, воцарившихся в стране после империалис­тической войны и в первые годы после революции. Там За горами горя Солнечный край непочатый. За голод, За мора море Шаг миллионный печатай! Маяковский чувствует свою крепкую связь с народом, «с теми, кто вышел строить и месть в сплошной лихорадке буден». Ему по душе и «громадье» планов строителей но­вой жизни, и «размаха шаги саженьи», и марш, «которым идем в работу и в сраженья». Будучи причастен к сотворе­нию Отечества, «которое будет», Маяковский ощущает ис­креннюю радость: Граждане! Сегодня рушится тысячелетнее «Прежде». Сегодня пересматривается миров основа. Сегодня До последней пуговицы в одежде Жизнь переделаем снова. Маяковский верил в свою Страну Советов. Он посвя­тил ей не только творчество, но и жизнь. Стихи поэта проникнуты любовью к Родине, чувством глубокого пат­риотизма, стремления быстрее привести ее к светлому и счастливому будущему. …главное в нас Это - наша Страна Советов. Советская воля, Советское знамя, Советское солнце. Маяковский был уверен, что время и усилия его совре­менников на преодоление всего отжившего и построение нового не пропадут даром. Творчество - это великое, бо­жественное дело, а творчество совместное для Маяковско­го было не только необходимым, но и священным. Мы идем Сквозь револьверный лай, Чтобы, Умирая, Воплотиться В пароходы, В строчки И в другие долгие дела. Не нашли то, что искали? Посмотрите ссылки ниже:

2004-2015 _uacct = «UA-974261-2″; urchinTracker(); var MarketGidDate = new Date(); document. write(»); $(function() { setTimeout(function() { $(function() { if ($(‘.banner_is_empty’).height() mainContentHeight) { $(‘.main-content’).css(‘min-height’, mainColCenter — mainHeadHeight — 72); } });

Одними из самых известных и всеми любимых поэтов 20 века являются Сергей Александрович Есенин и Владимир Владимирович Маяковский. Поэты жили в непростое для России время: первая мировая война, затем революция и гражданская война. Всё это происходило на глазах граждан страны, всё переживали эти страшные годы. Тонкая душевная организация поэта не могла не откликнуться на эти важные события и не отразить их в творчестве.

С октября 1917 года резко меняется тональность стихотворений Маяковского, начинается новый этап его творчества.

Патетика стихотворений приобретает иные оттенки, отрицание враждебной к человеку реальности сменяется пылким принятием революции и начавшихся перемен. Стихотворения Владимира Владимировича отрывают для нас другую Родину. "Левый марш", "Потрясающие факты" показывают веру Маяковского в силу нового мира и ожидания светлого будущего. В "Стихах о советском паспорте" Маяковский говорит:

"Читайте, завидуйте,

Я- гражданин Советского Союза!"

В этих строках звучит такая неподдельная гордость за свою страну, что не возникает сомнений в глубоком чувстве патриотизма, живущем в сердце поэта.

Сергей Есенин иначе воспринял революцию, для него она стала силой, разрушающей его "голубую Русь". Сергей Александрович, родившись в селе, любил больше всего Русь деревенскую, простую. Про неё он говорит:

"Несказанное, тихое, нежное

Тих мой край после бурь, после гроз

И душа моя- поле безбрежное,

Дышит запахом мёда и роз."

Даже душа Есенина- часть его Родины. Изменения. произошедшие в стране пугают поэта, он не чувствует себя необходимым стране, но всё равно пишет:

"Я буду воспевать

Всем существом в поэте

Шестую часть земли

С названьем кратким "Русь"."

Как мы видим, Есенин и Маяковский совершенно по-разному воспринимали свою Родину и происходящие с ней изменения. Маяковский воспевал революцию и "новую" советскую Россию, ждал светлого будущего для граждан великой страны и неимоверно гордился ей. "Гражданин села", в свою очередь, чувствует себя лишним, но всё равно его душа навеки принадлежит России. Поэтов 20 века - В.В. Маяковского и С. А. Есенина объединяют чувство патриотизма и безграничная, хоть и такая разная, любовь к Родине. Это прекрасно отражается в творчестве писателей, и благодаря им мы можем переживать то же, что и когда то вся страна.

Тема Родины волновала русских поэтов еще со времен Ломоносова и Державина. Они хотели видеть свою страну сильной и могучей, любовались и гордились ею. Для них понятия страны и государства были единым целым, пусть сегодня их пытаются разделить. Как будто бывает страна без формы государственного устройства…

О «странной любви» к Отечеству первым заговорил , а подхватил Некрасов. Именно с него берет начало двойственное восприятие России – страны и убогой и обильной, и могучей, и бессильной одновременно, которую каким-то образом возможно так глубоко ненавидеть и так бескорыстно любить.

В творчестве А.Блока тема Родины проявилась далеко не сразу. Он вошел в литературу певцом Прекрасной Дамы. И только спустя несколько лет Блок увидел страну и людей. Нет, он тоже далеко не всем восхищался. Однако поэт умел находить особое очарование в красоте среднерусского пейзажа, в «разбойной» красе «нищей» России, где среди серых изб и ветровых песен, среди «острожной тоски», среди бескрайних лесов и полей вдруг испытываешь вдохновение, не сравнимое ни с чем. Блок быстро ушел от романтизации языческой Руси, которая «с болотами, и с журавлями, и с мутным взором колдуна», с «разноликими народами», ведущими хороводы. «Заплаканную и древнюю красу» России поэт берег в душе до последних дней. Показательно стихотворение «Грешить бесстыдно, непробудно…» Картина, нарисованная в нем, откровенно неприглядна, но очень она русская – с глубокого похмелья человек кается, потом грешит снова и заваливается в тяжелый сон. Наверно, Блок, как никто, умел любить Россию такой, какая она есть – со всеми язвами и уродствами, да и за них тоже.

Первым, к кому пришел совсем еще юный в Петербурге, был именно Александр Блок. И Блок отметил для себя певучесть и чистоту ранних есенинских стихов. Есенин никогда не стеснялся откровенно и незамысловато признаваться в любви к родному краю, Рязанщине, а через него – выходить к широким поэтическим обобщениям. Он был уверен, что чувство Родины необходимо любому поэту. Без этого чувства большой поэт состояться не может. Вот почему позднее Есенин решительно разошелся с имажинистами. «Я люблю Родину. Я очень люблю Родину!» — что может быть безыскуснее и трогательнее этого признания?

Образ Родины в стихах Есенина почти всегда неотрывен от природных реалий. Девушка-березка, подгулявший клен, ветер-отрок, заря-котенок – этот метафорический ряд можно продолжать очень долго. Природен человек и человекоподобна природа.

И пусть некоторые стихи Есенина чересчур риторичны, например, знаменитая концовка стихотворения «Гой ты, Русь моя родная…», где содержится противопоставление рая и земной Родины и выбор поэта однозначен – «дайте Родину мою!», но какая поэзия обходится без риторики?

Наконец, Владимир Маяковский, который долго не мог выбрать между поэзией и живописью. Футурист и авангардист в галстуковой рубашке и рубашковом галстуке желтого цвета. Человек, ворвавшийся вместе с другими футуристами в литературу на волне скандала и вызова. Было ли в нем чувство Родины и как оно проявлялось?

«Я не твой, снеговая уродина!» — такое шокирующее признание можно найти в одном из ранних стихотворений . И пусть последнее слово все-таки рифмуется с «родиной», но читатель понимает: никакого поклонения, трепетной любви от Маяковского ждать пока не приходится. Он весь находится в стихии борьбы, неприятия того, что существует, и ждет перемен. И вот они происходят – сначала Февраль, потом Октябрь.

«Землю, с которой вдвоем голодал, нельзя никогда забыть» — это написано о голодных годах, проведенных в Петрограде. А затем наступает время мирного строительства, и Маяковский включается в этот процесс вместе со всеми. «Пою мое Отечество, республику мою!» Он, как когда-то Ломоносов с Державиным, опять сопрягает понятия государства и страны. Он считает за честь называться советским человеком. И самоубийство в 1930-м году произошло на личной почве, а не из-за разочарования в идеалах. Маяковский искренне отдал всю свою силу поэта «атакующему классу», добился того, чтобы «к штыку приравняли перо». И все-таки большинство его стихов советского периода остались в своем времени. Они недостойны пера Маяковского, писались на злобу дня, по конкретному поводу.

А тема Родины – «вечная» тема. Она не стареет. Можно не сомневаться – профессиональные поэты и самодеятельные стихотворцы еще немало напишут на эту тему. Не всегда умело, лишь бы совершенно искренне. Чтобы могли повторить вслед за С.Есениным: «Я сердцем никогда не лгу».