Памятники и беспамятство. Почему Польша сносит монументы советским воинам

По информации издания wPolityce, пакет поправок, внесенных сеймом в польское законодательство, «даст возможность создать правовой механизм, который позволит ликвидировать в общественных местах и зданиях упоминания и прославления тоталитарного режима». Этот документ поддержали 408 парламентариев, семеро высказалось против, а еще 15 воздержались от голосования. Теперь местные органы власти в Польше получат юридические основания для переименования мостов, дорог, улиц, площадей, которые в настоящий момент «своим названием прославляют людей, организации, события или даты, отсылающие к коммунизму или помогающие тоталитарному режиму». Также законопроект предлагает «убрать из общественного пространства» монументы, «прославляющие коммунистическое наследие».

К указанным мемориалам не относятся памятники, расположенные на кладбищах или территории других захоронений, объекты, которые не выставлены на всеобщее обозрение или же демонстрируемые в научных целях, в качестве произведения искусства, а также монументы, внесенные в реестр памятников архитектуры. Не относящиеся к этим категориям мемориалы польские законодатели предлагают демонтировать в течение 12 месяцев после вступления поправок в силу.

На территории страны эксперты насчитали по меньшей мере 469 таких объектов, около 250 из которых посвящены Красной армии. Поправки, принятые депутатами сейма 22 июня, вступят в силу через три месяца после их официального опубликования.

Решение польских властей уже раскритиковала вице-спикер Ирина . «У депутатов сейма Польши, похоже, снесло совесть и голову», — сказала Яровая. Она выразила сожаление в связи с тем, что «не нашлось ни одного депутата, который встал бы и зачитал выдержки из приговора Нюрнбергского трибунала, который на все времена установил как доказанный исторический факт, что советский солдат освободил не только свое Отечество, а всю Европу и весь мир от фашизма». «Преступления против мира и человечества, которые совершают политики, могут быть разные по масштабу своей вероломности, — продолжила вице-спикер. — Но совершенно очевидно, что

политики Польши, которые посчитали возможным уничтожать памятники в честь Красной армии, совершают преступление против своей страны, уничтожают благодарность тем, кто подарил мир Польше и ее народу, оскверняют память тех, кто был сожжен в топках концлагерей и отдал свою жизнь за то, чтобы эти политики сегодня жили».

Всего во время Второй мировой войны на территории Польши погибло более 600 тыс. солдат и офицеров Красной армии. В их память в стране было установлено большое количество монументов и памятных досок. Самым известным из них на сегодняшний день остается Кладбище-мавзолей советских воинов в Варшаве, расположенное на улице Жвирки и Вигуры по пути к аэропорту Шопена. Там покоятся останки около 21,5 тыс. красноармейцев. На входе в некрополь установлен большой обелиск, рядом с ним — скульптурная группа, призванная напомнить о боях 1944-1945 годов в Польше. 17 января 2002 года, в годовщину со дня освобождения Варшавы от фашистских захватчиков в 1945 году, президенты России и Польши и возложили на кладбище венки. В марте 2017 года оно было осквернено неизвестными, что вызвало крупный международный скандал.

Множество памятников, которые успели стать символами послевоенной Польши, уже демонтированы местными властями. Например, Памятник советско-польскому братству по оружию (в народе известен как «Четверо спящих»). Скульптурная группа была открыта осенью 1945 года. На постаменте надпись на русском и польском языках: «Слава героям Советской армии. Братьям по оружию, отдавшим свои жизни за свободу и независимость польского народа, жители Варшавы воздвигли этот памятник». Монумент стоял в одном из самых старых районов Варшавы — Праге, рядом с Виленским вокзалом.

В ноябре 2011 года памятник был демонтирован для строительства второй линии Варшавского метрополитена. Тогда было официально заявлено, что после завершения работ монумент вернут на прежнее место. Более того, в 2012-2013 годах в Варшаве прошел ряд соцопросов, и большинство опрошенных высказались за то, чтобы вернуть памятник на площадь перед вокзалом.

Законодательное собрание Варшавы даже приняло решение о повторной установке скульптурной группы. Однако против этого выступил польский Институт национальной памяти, и в феврале 2015 года варшавское законодательное собрание отменило свое же решение о том, чтобы вернуть «Четверых спящих» на место.

Не менее скандальными были события вокруг памятника генералу армии Ивану Черняховскому, который погиб в бою за освобождение города Паненжо на севере Польши. В 1970-е годы там был установлен памятник этому офицеру. Он представлял собой высокую бетонную стелу с бронзовым барельефом Ивана Черняховского на вершине. Монумент был внесен в реестр польско-российского межправительственного соглашения по охране памятников от 1994 года. Однако в 2014 году местные власти решили снести памятник. Они мотивировали это отсутствием средств на его содержание, а также тем, что принял участие в разоружении и в ссылке в Сибирь более 8 тыс. бойцов Армии Крайовой (вооруженного формирования, действовавшего в Польше во время Второй мировой войны). Через год, несмотря на протесты некоторых местных жителей, стелу снесли. Бронзовый бюст генерала передан в Институт национальной памяти Польши, где планируется его экспозиция вместе с другими коммунистическими монументами.

В связи с новыми поправками в закон

не до конца ясна судьба памятников полякам, которые также сыграли видную роль в истории государства во время Второй мировой войны.

К таковым относится генерал Зыгмунт Берлинг, который попал в советский плен после раздела Польши фашистской Германией и СССР, но потом возглавил 1-ю армию войска Польского, которая воевала против немцев вместе с Красной армией на Восточном фронте. Под его началом оказались более 200 тыс. человек, они участвовали в освобождении от немцев Быдгощи, Гданьска, части Варшавы. После войны Берглинг некоторое время был начальником Войска польского, а затем ушел на пенсию. После его смерти в 1980 году многие улицы польских городов получили его имя, а в Варшаве рядом с Лазенковским мостом через Вислу был открыт памятник этому военному деятелю. Институт национальной памяти Польши неоднократно призывал к переименованию объектов, носящих имя Берлинга, однако пока памятник офицеру стоит на прежнем месте.

17 июля президент Польша Анджей Дуда подписал закон о сносе всех памятников советской эпохи. Под бульдозер пойдут сотни монументов, но истинная цель зачистки — переформатировать сознание миллионов поляков.

Польский сейм принял этот скандальный закон еще 22 июня. Документ вступает в силу через 3 месяца после подписания президентом, он предписывает демонтировать все монументы, посвященные людям или событиям, «символизирующим коммунизм или иной тоталитарный строй». Исключение сделано для мемориалов в местах захоронения, произведений искусства и научных экспонатов. Для чего понадобился такой закон, АиФ.ru рассказал директор фонда «Российско-польский центр диалога и согласия» Юрий Бондаренко .

Виталий Цепляев, АиФ.ru: — Юрий Константинович, прежде всего, о каких памятниках идет речь?

Юрий Бондаренко : — О памятниках советским воинам, которые до сих пор стоят на улицах и площадях польских городов. Их, конечно, убирали и прежде. Например, ещё в 1991 году в Кракове снесли памятник маршалу Коневу, который спас этот город от уничтожения. В 2011 году в Варшаве был демонтирован Памятник советско- польскому братству по оружию, который знала вся страна — его убрали под предлогом строительства линии метро, пообещав установить в другом месте. Да так и не установили... В мае 2014 года в Катовице ликвидировали знаменитый Монумент благодарности Советской армии. В 2015 году в городе Пененжно власти снесли памятник генералу армии, дважды Герою Советского Союза Ивану Черняховскому.

Однако, по разным подсчетам, в Польше до сих пор остается от 200 до 500 подобных памятников, посвященных советско-польскому боевому братству в годы Второй мировой войны. Особенно много их на западе страны — на тех территориях, которые вошли в состав Польши по итогам войны.

Это Вроцлав, Щецин и др. И там, кстати, отношение к этим монументам отличается от среднестатистического — памятники напоминают жителям о том, благодаря кому данные территории стали польскими.

— Зачем был принят этот «сносный» закон?

— Правящая ныне в стране консервативная партия «Право и справедливость» (ПиС) долго к этому шла. Эта партия претендует на звание самой русофобской политической силы в стране. Видимо, они решили, что хватит уже возиться с каждым советским памятником в отдельности, давить на местные власти, хитрить и придумывать благовидные предлоги для сноса, спорить с теми, что не согласен с новой трактовкой истории. Проще принять закон и снести все памятники чохом. А поскольку ПиС контролирует и обе палаты парламента, и президента, то принять такой закон им не составило большого труда.

Задача, я думаю, очень простая — переписать историю страны под новую концепцию, согласно которой Польша плавно перешла из германской оккупации в советскую. То есть была несвободной ровно полвека, с 1939-го по 1989 год. А раз это так, то как же можно ставить памятники одному из этих оккупантов? При этом авторы данной инициативы все время подчеркивают, что они не трогают захоронения советских солдат — мол, мы же добрые католики, не беспокоим прах погибших...

Это не часть государственной политики — это сама государственная политика, пронизанная русофобией. Согласно этой политике, все, кто боролся за освобождение страны от полувековой оккупации с оружием в руках — герои. Из исторического чулана вытаскивают всех, кого только можно: и тех, кто во времена народной республики сбежал за границу, и тех, кто как «лесные братья» в Прибалтике воевал с местными администрациями — их, кстати, в Польше называют «проклятыми солдатами». Как и их прибалтийские коллеги, эти «народные мстители» были теми еще героями — массово вырезали мирное население, женщин, детей...

— В то время, как Польша активно борется с памятниками советской эпохи, о подобных «подвигах» не слышно в других странах бывшего соцлагеря. Почему?

— Польша стремится сегодня быть наиболее проамериканской страной в Европе. Об этом, впрочем, некоторые представители польской интеллигенции мечтали ещё в годы советской власти — был даже анекдот про то, что Польша станет 51-м штатом США. Действительно, ничего подобного польской «войне с памятью» не происходит ни в Венгрии, ни в Словакии, где тоже хватает монументов советским солдатам. Скажем, в Братиславе никто не покушается на величественный мемориальный комплекс Славин, созданный в память о тысячах советских солдат, погибших при освобождении страны и ее столицы.

Одной из острейших тем последних месяцев остаётся массовый снос памятников советским воинам в Польше, в целях борьбы с наследием «советской оккупации». А вот в соседней Чехии монументы не трогают, хотя вопросов к социалистическому прошлому хватает и там. Почему же в двух западнославянских государствах, переживших нацистскую оккупацию и затем строивших социализм, по-разному относятся к наследию прошлого?

Начнём с Польши, где сведение исторических счётов с соседями остаётся краеугольным камне политики правящей партии «Право и справедливость». Собственно говоря, её деятели ещё с начала 1990-х делали себе карьеру на борьбе с прошлым. Так, ещё 26 лет назад главным «люстратором» страны стал нынешний министр обороны Польши Антоний Мацеревич, видевший советских агентов чуть ли не во всех, включая признанного борца с социализмом Леха Валенсу.

Собственно говоря, ещё в те времена война с памятниками в Польше и началась. Так, 26 лет назад в Кракове снесли памятник маршалу Ивану Степановичу Коневу, войска которого и освободили старую польскую столицу в январе 1945 года. И не просто освободили, а ещё и спасли от разрушений, подобных варшавским. И в том, что сегодня Краков превратился в главный туристический центр страны, есть огромная заслуга И.С. Конева. Но «борьба с коммунизмом» оказалась важнее…

Со второй половины 1990-х острую фазу борьбы с монументами поляки вроде бы прошли, но в годы президентства Леха Качиньского (2005-2010) вопрос встал вновь. В те годы массового сноса не случилось, но призрак витал в воздухе. Новый сезон «охоты» на памятники начался после начала украинского кризиса. В мае 2014 года в Катовице сбросили с постамента Монумент благодарности Красной армии, а в Варшаве не вернули на место после реставрации Памятник советско-польскому братству по оружию.

После возвращения к власти представителей «Права и справедливости» два года назад войну с прошлым и вовсе поставили на широкую ногу. Так, в городке Пененжно недалеко от границы с Россией снесли памятник легендарному генералу Ивану Даниловичу Черняховскому.

В Щецине вандалы с молчаливого одобрения властей повредили Памятник благодарности Красной армии. В Варшаве в этом году испохабили надгробия на воинском кладбище. Подобного рода инциденты можно перечислять и перечислять…

Наконец, 22 июня (дата выглядит как демонстративный плевок в сторону России) текущего года Сейм принял закон о демонтаже монументов, напоминающих о «советской оккупации». Против отдали голоса всего несколько человек. Документ поддержали не только депутаты правящей партии, но и сторонники председателя Евросоюза Дональда Туска из «Гражданской платформы», и представители партии «Куки-20», и депутаты от Крестьянской партии. 2 сентября закон вступил в силу.

Обосновал эти действия глава МИД Польши Витольд Ващиковский. «Необходимо помнить, что Советский Союз способствовал началу Второй мировой войны, а также вместе с немцами вторгся в Польшу. Таким образом, это совместная ответственность за развязывание Второй мировой войны… Если это памятники на кладбище - то они под защитой. Если нет - то почему мы должны их ценить?», - заявил он.

Выступления против сноса памятников все же имели место. Так, совсем недавно в городе Дравско-Поморье жители не дали убрать памятник советским танкистам. Но обольщаться не стоит.

Подавляющее большинство поляков как минимум не против войны с монументами, массового протеста по данному поводу не видно. А политическая элита страны показала почти полное единодушие в этом вопросе.

И теперь как минимум 230 памятников (называлась и цифра в 350) пойдут под снос.

Особенно дико демонтаж будет смотреться в Гданьске, Щецине или Вроцлаве, которые до 1945 года носили названия Данциг, Штеттин и Бреслау. Благодаря Советскому Союзу Польша получила до трети своей нынешней территории, включая длинный выход к Балтийскому морю и большие залежи угля в Силезии. Если уж до конца следовать логике отказа от советского наследия – надобно эти земли вернуть Германии… Но от неё, как и от России, польские власти отчего-то до сих пор хотят репарации.

Благодаря тому, что происходит в Польше, может возникнуть ощущение, что бывшие социалистические страны переживают новую войну с историей. Но это не так. В Чехии никакой войны с памятниками не ведётся. Как и у северо-восточных соседей, здесь подавляющее большинство и политиков, и граждан отрицательно воспринимают времена социализма. Особо острые чувства вызывает ввод войск стран Варшавского договора в Чехословакию в августе 1968 года. Но вандализмом это сегодня не оборачивается.

Нельзя сказать, что чехов миновала участь войны с памятниками. 26 лет назад в Праге покрасили розовой краской Памятник танкистам-освободителям. Отмывать его никто не стал - в том же 1991 году его демонтировали, и сегодня он стоит в таком виде в военно-техническом музее в Лешанах. Неоднократно были и случаи появления на памятниках похабных надписей. Во втором по величине городе страны Брно вандалы сбили серп и молот с памятника красноармейцам в районе Кралово Поле…

Но большой масштаб подобная вакханалия не приобрела – и тем более, дело не дошло до массового сноса памятников. К слову, серп и молот в Брно очень быстро вернули на прежнее место. Весьма показательна и ещё одна история в том же городе. В 2013 году там отправили на реставрацию стоящий в самом центре города Памятник воину-освободителю. И, в отличие от Варшавы, вернули на место. Также происходило и в ряде других случаев.

Долгое время бывшие чешские радикальные диссиденты-антисоветчики добивались демонтажа памятника маршалу Коневу и переименования названной в честь него улицы. Однако и ветеранские организации, и бывший и нынешний президенты Вацлав Клаус и Милош Земан выступили категорически против. В 2015 году вновь пошли разговоры, что монумент можно бы и снести, но из этой затеи опять ничего не вышло. Освободитель и почётный гражданин Праги Конев где стоял, там и стоит.

Ничего не происходит и с памятником на мемориальном Ольшанском кладбище в Праге, где похоронены красноармейцы, павшие в мае 1945 года. Да, рядом есть памятный знак РОА – но памятника её бойцам там нет. Власовцы в Праге тоже погибли в боях с немцами, но попытка превратить их в освободителей столицы не прошла.

Чехи отлично помнят, кому они обязаны сохранением и освобождением и города, и страны. Как сказал президент Земан, если бы не Красная армия, то «чехи говорили бы по-немецки и кидали зиги».

Почему же чехи не уподобились полякам? Вроде бы неприязнь ко временам социализма у них тоже есть. Есть и свои откровенные русофобы вроде бывшего главы МИД Карела Шварценберга и его соратников по партии «Топ-09». Да и ряд других политических сил настроены антироссийски, всячески поддерживая санкции против нашей страны. Тем не менее даже до постановки в парламенте законопроекта о сносе памятников, подобного польскому, дело не дошло.

Одна из этих составляющих – глубина противоречий с Россией. На уровне государств Чехия с нами не сражалась никогда (белочехи времён Гражданской войны были, но новообразованная Чехословакией с Россией как со страной не воевала). А от перечисления русско-польских войн можно со счёта сбиться. Между русскими и чехами никогда не было спорных территорий – в отличие от поляков.

В отличие от поляков, чехи не стали запрещать Коммунистическую партию, которая имеет свои 10-15% голосов и стабильна представлена в парламенте – хотя в правительство её никто не звал. Есть там и «правые» русофилы националистического толка, и они тоже периодически проходят в парламент. Откровенные русофобы тоже имеют свои плюс-минус 15%, но в Польше эти цифры – куда выше. Так что поведение властей вполне соотносится с настроениями, царящими в обществе.

Вероятно, играет свою роль и уровень жизни. В Чехии он существенно выше, чехи крайне редко едут в другие страны на заработки. О поляках этого не скажешь – до пяти миллионов граждан Польши работают в Германии, Франции, Великобритании, Норвегии… Соответственно, у польских политиков возникает потребность в оправдании собственных провалов в экономике различными историческими делами. У чехов такая потребность значительно меньше.

Эта история парадоксальна ещё и в том смысле, что поляки считают себя верующими католиками, а чехи – одна из самых нерелигиозных наций в мире. О вере и традициях политики из «Права и справедливости» говорят постоянно, и тут же, вопреки христианскому вероучению, начинают борьбу с мёртвыми.

Чешские политики говорят об этом куда реже, но государственного вандализма, в отличие от соседей, в их стране нет.

Вадим Трухачёв

На этот раз местом преступления против памяти и совести стал Лидзбарк-Варминьски, город-побратим Советска Калининградской области, расположенный в непосредственной близости (около 30 км) от российской границы.

Памятник Благодарности Советской Армии был открыт в 1949 году на пересечении улиц Бартошицкой и Варминьской. Он представлял собой бетонную стелу и скульптуру двух красноармейцев. В 1989 году с него срезали красные звёзды, теперь демонтировали полностью.

РИА Новости цитирует сообщение польского агентства PAP: "В Лидзбарке-Варминьском разобрали памятник благодарности Советской армии. В соответствии с изменениями, внесёнными в закон о декоммунизации, такого рода объекты должны быть ликвидированы собственниками территорий до конца марта ".

Местная газета Lidzbarska уточняет, что городские власти намеревались осторожно разобрать Памятник Благодарности, сохранить наиболее прочные его части, и установить их на военном кладбище, где похоронены советские солдаты. "Несколько раз мы просили разрешения. Однако, не получили согласия ", - говорит бурмистр (мэр) Яцек Вишневский. На робкие попытки городских властей мгновенно ответил польский Институт национальной памяти, направивший бурмистру письмо: "Памятники, выражающие так называемую благодарность Красной армии, отвечают критериям пропаганды коммунизма и должны быть удалены из публичного пространства ". Категорически запретил частичное сохранение мемориала и глава региона, в котором находится Лидзбарк-Варминьский - воевода Варминьско-Мазурского воеводства Артур Хоецкий. В письме на имя бурмистра он заявил: "Я не вижу никаких оснований для размещения на военном кладбище памятника, подлежащего утилизации ". В конце концов местные депутаты тоже выступили против мэра и большинством голосов поддержали уничтожение Памятника Благодарности.

"Столько всего сказано за это время, столько внутри переболело и перегорело, что и говорить ничего не хочется... Разве только повторить высказывание ФБ пользователя по этому поводу: "Срок Благодарности у поляков, видимо, закончился" ", - написала на своей странице в Facebook директор Агентства по международным и межрегиональным связям Калининградской области Алла Иванова.

Лидзбарк-Варминьски до Победы над фашистской Германией являлся восточно-прусским городом под названием Гейльсберг. В годы Третьего рейха в Гейльсберге находилась крупная немецкая радиостанция гитлеровского правительства. Населённый пункт был взят Красной армией в январе 1945 года, ожесточённое сражение известно как взятие "Хейльсбергского треугольника". После Второй мировой войны территория была передана Польше.

В Польше вступает в силу обновлённый закон о декоммунизации. Документ предусматривает снос советских памятников. В их числе несколько сотен монументов солдатам Красной армии. И это несмотря на то, что при освобождении Польши от фашистов, только по официальным данным, погибли более 600 тысяч советских воинов.

Если прежняя редакция документа гарантировала "иммунитет" от бульдозеров хотя бы захоронениям советских воинов, то теперь под снос могут пойти и они. И хотя, согласно вводимым нормам, речь идет лишь об устранении советских символов, таких как серп, молот или изображение Сталина, практика показывает, что под ковш попадают мемориалы на местах погребения красноармейцев, передает .

Так, месяц назад в городе Тшчанка местные власти расправились с напоминанием о подвиге бойцов РККА. Хотя о том, что под мавзолеем находится братская могила, гласила табличка и об этом же напоминала российская сторона.

"Искажается память о Второй мировой войне. Потому что попирается память о наших погибших соотечественниках, которых 600 тысяч погибло на полях Польши. Мы освободили Польшу. Поляки называют нас оккупантами. Поляки, приняв такой закон о декоммунизации, поставив под угрозу сноса наши памятники, перешли красную черту", - заявил первый зампредседателя Комитета ГД ФС России по государственному строительству и законодательству Михаил Емельянов.

Под действие обновленного закона о "декоммунизации" попадают около 230 обелисков и монументов. Столько объектов "советской пропаганды", а именно так теперь называют мемориалы в честь подвигов наших солдат, насчитал польский Институт национальной памяти. Именно он официально интерпретирует историю в угоду русофобски настроенному истеблишменту, искажая установленные факты. Например, что после пятилетней оккупации фашисткой Германией, в результате которой Польша потеряла пятую часть населения, оставшиеся в живых, встречали советских воинов именно как освободителей, называли братьями, делились последним, лишь бы помочь в окончательной победе. Бесчинства гитлеровцев, были еще слишком свежи в памяти, которую теперь словно отшибло.

"Зверства немцев над мирным населением были ужасными. Все евреи полностью и по-звериному уничтожены. За каждого убитого немца немедленно расстреливалось по десять невинных поляков. В районах боевых действий польских партизан сжигались целые села и беспощадно истреблялось население всех возрастов. В период оккупации и перед отступлением немцы угнали в Германию из Польши сотни тысяч поляков", - говорится в документах Минобороны России.

И это лишь малая часть из опубликованных в открытом доступе исторических документов о состоянии Польши в период Второй мировой и ее выходе из войны, кстати, с новыми индустриально развитыми территориями, подаренными Сталиным. Но нынешней польской элите этого, видимо, мало.

"Декоммунизация - это не только забвение своего коммунистического прошлого, но и забвение, на самом деле, нормальных союзнических отношений с Россией. И в данном случае, когда какие-то восточноевропейские страны, в том числе Польша, обвиняют Россию в чем-то, они одновременно говорят: "Кстати, вы нам еще должны, за так называемую, советскую коммунистическую оккупацию", - сказал политолог Станислав Бышок.