Военно морской инженерный институт школа техников. История

В соответствии с Приказом Министра обороны Российской Федерации от 15 марта 2012 года № 545 «О мерах по совершенствованию структуры военных образовательных учреждений высшего профессионального образования Министерства обороны Российской Федерации» филиалы ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия» в городах Санкт-Петербург, г. Пушкин и Санкт-Петербург, г. Петродворец с 1 июля 2012 года переименованы в Военный институт (военно-морской политехнический) ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия».

ВВМУЗ не имеет аналогов в Вооружённых Силах России. Концепция политехнического образования пронизывает всю программу обучения курсантов в течение пяти лет. Особый упор сделан на первые два года. Именно в этот период независимо от избранной специальности курсанты получат мощный базовый уровень технических знаний, который смогут в полной мере использовать в дальнейший трехлетний период специализации. Через пять лет флот пополнится специалистами, имеющими прочный политехнический фундамент подготовки.

С практической и научной деятельностью ВУЗа неразрывно связано становление и развитие Российского флота. Из его стен за более двухвековой период вышла целая плеяда выдающихся ученых, конструкторов, инженеров-механиков. Благодаря их научной и практической деятельности в России был построен первоклассный парусный, паровой, а затем и ядерный флот. Выпускники училища проектировали, строили и обслуживали боевые надводные корабли, суда, подводные лодки Российского флота.

История института ведет свое начало с 20 (31) августа 1798 года, когда Законом Российской империи № 18634, Высочайше утвержденным императором Павлом I, в Санкт-Петербурге было основано Училище корабельной архитектуры — первое в мире военно-морское инженерное учебное заведение.

Училище неоднократно меняло свое наименование и дислокацию (более 130 лет оно размещается в Главном Адмиралтействе). Здания института в г. Пушкине были построены в ХVIII-ХIХ в.в., как часть г. Софии. До 1829 г. здания принадлежали Благородному пансиону Царскосельского Лицея, а затем в них размещался Александровский кадетский корпус, откуда воспитанники переводились в Морской кадетский корпус. В 1948 г. было принято решение о создании Высшего военно-морского инженерного училища имени В.И. Ленина.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 августа 1998 г. № 1009 путем слияния двух известных в стране учебных заведений — Высшего военно-морского инженерного училища имени В.И.Ленина и Высшего военно-морского инженерного ордена Ленина училища имени Ф.Э. Дзержинского — создан Военно-морской инженерный институт, который в 2009 году присоединен к государственному образовательному учреждению высшего профессионального образования «Военно-морская академия имени Адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова».

В соответствии с постановлением «О кадрах командного состава ВМС РККА и о мероприятиях по расширению военно-морских учебных заведений» Реввоенсовета Союза Советских Социалистических Республик от 17 мая 1932 года при Ленинградском Военно-морском инженерном училище им. Ф.Э. Дзержинского была сформирована Школа связи ВМС РККА и подготовки «начальствующего состава связи» для ВМС. За годы своего существования, в стенах школы — училища — Военно-морского института радиоэлектроники имени А.С.Попова было подготовлено более 25 тысяч высококлассных специалистов.

В процессе обучения курсанты ежегодно проходят учебную практику на кораблях с посещением иностранных портов.

Военный институт (военно-морской политехнический) ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия» занимает лидирующие позиции по подготовке специалистов ВМФ инженерного профиля.

20 (31) августа 1798 г. император Павел I утвердил доклад «комитета по учреждении училищ для учеников штурманских и Корабельной Архитектуры» - в Санкт-Петербурге и Николаеве были основаны первые в мире военно-морские инженерные учебные заведения - Училища Корабельной Архитектуры.

Главной обязанностью училищ была подготовка для адмиралтейств, портов и контрольных экспедиций необходимого числа корабельных мастеров и подмастерьев, а также подготовка молодых людей к занятию различных должностей по морскому департаменту.

Николаевское училище корабельной архитектуры просуществовало всего 5 лет. В 1803 г. его расформировали, а воспитанников перевели в училище Санкт-Петербурга.

В Петербургское училище принимались дети дворян, офицеров и солдат в возрасте 12-14 лет, умевшие читать и писать, обладавшие хорошим здоровьем и способностями. Обучение продолжалось 6 лет. Первый выпуск состоялся в 1805 г., а к 1827 г. училище дало флоту около 70 кораблестроителей.

В связи с развитием парового броненосного флота, появилась необходимость в специалистах для работы со сложными механизмами и оружием. В 1856 г. училище стало готовить корабельных инженеров, инженеров-механиков и морских артиллеристов и называться Инженерно-артиллерийским училищем Морского ведомства.

В 1898 г. в честь 100-летия училище получило наименование «Морское инженерное училище Императора Николая I», а спустя почти 30 лет было переименовано в военно-морское инженерное училище имени Дзержинского.

В 1939 г. училище было награждено орденом Ленина и стало называться Высшее военно-морское инженерное ордена Ленина училище им. Ф. Э. Дзержинского.

В годы Великой Отечественной войны воспитанники училища героически сражались в составе морских стрелковых бригад - свыше 2 тыс. человек были награждены орденами и медалями. В мирное время за разработку и освоение новой техники выпускники ВВМИУ им. Дзержинского были удостоены Ленинградской и Государственной премий СССР, а некоторые из них - званий Героя Советского Союза и Героя Социалистического Труда.

В послевоенные годы строительство нового флота Советского Союза потребовало расширения подготовки военно-морских инженерных кадров. Новые военно-морские инженерные училища стали преемниками бывшего Училища Корабельной Архитектуры. С середины 1950-х гг. в этих училищах началась подготовка специалистов по новым направлениям, связанным с освоением флотом атомной и газотурбинной корабельной энергетики. В конце 1970-х гг. была организована подготовка инженеров-спасателей, а в начале 1980-х гг. - инженеров-экологов.

В начале 1990-х гг., после распада СССР, подготовка инженерных кадров для Военно-Морского Флота была сосредоточена в военно-морских инженерных училищах, расположенных в Санкт-Петербурге и Пушкине - Высшем военно-морском инженерном училище имени Ф. Э. Дзержинского и Высшем военно-морском инженерном училище имени В. И. Ленина. На базе этих училищ в 1998 г. постановлением Правительства Российской Федерации был образован Военно-морской инженерный институт.

Лит.: Всероссийская научно-практическая конференция, посвященная 200-летию образования Училища Корабельной Архитектуры - Высшего военно-морского инженерного училища имени Ф. Э. Дзержинского: Сб. материалов конференции. Ч. 1-2. СПб., 1998; Иванов А. Е. Высшие учебные заведения России в конце XIX - начале XX в. М., 1991; Пароменский А. И. Исторический очерк Морского инженерного училища императора Николая I. 1798–1898. СПб., 1898–1911. Вып. I–III; Усик Н. П., Полях Я. И. Высшее военно-морское инженерное ордена Ленина училище им. Ф. Э. Дзержинского. Л., 1976.

См. также в Президентской библиотеке:

Полное собрание законов Российской Империи. Собрание 1-е. СПб., 1830. Т. 25 (1798–1799). № 18634 .

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Военный (военно-морской политехнический) институт Военного учебно-научного центра Военно-Морского Флота «Военно-морская академия имени Адмирала Флота Советского Союза Н. Г. Кузнецова»
(ВМПИ )
Год основания
Реорганизован
Год реорганизации
Ректор

Капитан 1-го ранга запаса Якушенко Евгений Иванович

Студенты
Доктора
Профессора
Расположение
Юридический адрес

196604, Санкт-Петербург, г. Пушкин, Кадетский бульвар, д. 1

Сайт
Координаты : 59°42′33″ с. ш. 30°24′05″ в. д.  /  59.70917° с. ш. 30.40139° в. д.  / 59.70917; 30.40139 (G) (Я) К:Учебные заведения, основанные в 1998 году

С 1 июля 2012 года после объединения с стал называться Федеральное государственное образовательное учреждение Военный институт (военно-морской политехнический) ФГКВОУ ВПО « Военный учебно-научный центр ВМФ «Военно-морская академия имени Н. Г. Кузнецова» .

В вузе работают 60 докторов наук, 69 профессоров, 205 кандидатов наук, 162 доцентов, 28 старших научных сотрудников, 46 академиков и членов-корреспондентов отраслевых академий наук, более 10 заслуженных деятелей науки.

Факультеты

  • Дизельных энергетических установок
  • Комплексных систем управления техническими средствами
  • Кораблестроительный
  • Паросиловых и газотурбинных энергетических установок
  • Радиационной, химической и биологической защиты
  • Электротехнический
  • Ядерных энергетических установок

Напишите отзыв о статье "Военно-морской инженерный институт"

Примечания

См. также

  • Высшее военно-морское инженерное училище имени Ф.Э. Дзержинского

Ссылки

Отрывок, характеризующий Военно-морской инженерный институт

«Depuis nos grands succes d"Austerlitz vous savez, mon cher Prince, писал Билибин, que je ne quitte plus les quartiers generaux. Decidement j"ai pris le gout de la guerre, et bien m"en a pris. Ce que j"ai vu ces trois mois, est incroyable.
«Je commence ab ovo. L"ennemi du genre humain , comme vous savez, s"attaque aux Prussiens. Les Prussiens sont nos fideles allies, qui ne nous ont trompes que trois fois depuis trois ans. Nous prenons fait et cause pour eux. Mais il se trouve que l"ennemi du genre humain ne fait nulle attention a nos beaux discours, et avec sa maniere impolie et sauvage se jette sur les Prussiens sans leur donner le temps de finir la parade commencee, en deux tours de main les rosse a plate couture et va s"installer au palais de Potsdam.
«J"ai le plus vif desir, ecrit le Roi de Prusse a Bonaparte, que V. M. soit accueillie еt traitee dans mon palais d"une maniere, qui lui soit agreable et c"est avec еmpres sement, que j"ai pris a cet effet toutes les mesures que les circonstances me permettaient. Puisse je avoir reussi! Les generaux Prussiens se piquent de politesse envers les Francais et mettent bas les armes aux premieres sommations.
«Le chef de la garienison de Glogau avec dix mille hommes, demande au Roi de Prusse, ce qu"il doit faire s"il est somme de se rendre?… Tout cela est positif.
«Bref, esperant en imposer seulement par notre attitude militaire, il se trouve que nous voila en guerre pour tout de bon, et ce qui plus est, en guerre sur nos frontieres avec et pour le Roi de Prusse . Tout est au grand complet, il ne nous manque qu"une petite chose, c"est le general en chef. Comme il s"est trouve que les succes d"Austerlitz aurant pu etre plus decisifs si le general en chef eut ete moins jeune, on fait la revue des octogenaires et entre Prosorofsky et Kamensky, on donne la preference au derienier. Le general nous arrive en kibik a la maniere Souvoroff, et est accueilli avec des acclamations de joie et de triomphe.
«Le 4 arrive le premier courrier de Petersbourg. On apporte les malles dans le cabinet du Marieechal, qui aime a faire tout par lui meme. On m"appelle pour aider a faire le triage des lettres et prendre celles qui nous sont destinees. Le Marieechal nous regarde faire et attend les paquets qui lui sont adresses. Nous cherchons – il n"y en a point. Le Marieechal devient impatient, se met lui meme a la besogne et trouve des lettres de l"Empereur pour le comte T., pour le prince V. et autres. Alors le voila qui se met dans une de ses coleres bleues. Il jette feu et flamme contre tout le monde, s"empare des lettres, les decachete et lit celles de l"Empereur adressees a d"autres. А, так со мною поступают! Мне доверия нет! А, за мной следить велено, хорошо же; подите вон! Et il ecrit le fameux ordre du jour au general Benigsen
«Я ранен, верхом ездить не могу, следственно и командовать армией. Вы кор д"арме ваш привели разбитый в Пултуск: тут оно открыто, и без дров, и без фуража, потому пособить надо, и я так как вчера сами отнеслись к графу Буксгевдену, думать должно о ретираде к нашей границе, что и выполнить сегодня.
«От всех моих поездок, ecrit il a l"Empereur, получил ссадину от седла, которая сверх прежних перевозок моих совсем мне мешает ездить верхом и командовать такой обширной армией, а потому я командованье оной сложил на старшего по мне генерала, графа Буксгевдена, отослав к нему всё дежурство и всё принадлежащее к оному, советовав им, если хлеба не будет, ретироваться ближе во внутренность Пруссии, потому что оставалось хлеба только на один день, а у иных полков ничего, как о том дивизионные командиры Остерман и Седморецкий объявили, а у мужиков всё съедено; я и сам, пока вылечусь, остаюсь в гошпитале в Остроленке. О числе которого ведомость всеподданнейше подношу, донеся, что если армия простоит в нынешнем биваке еще пятнадцать дней, то весной ни одного здорового не останется.

В мае 1918 года на 3-м съезде моряков Балтийского флота была принята резолюция , в которой было записано: «…Морское инженерное училище, дающее флоту необходимых специалистов, должно непрерывно продолжать свои занятия на прежних основаниях, впредь до выработки норм в связи с общей реорганизацией морских школ » .

В августе 1918 года Училище перебазировалось в здание Морского корпуса . 4 октября 1918 года Училище было расформировано, но старшему курсу разрешили закончить образование. С воспитанников взяли подписку о том, что «…они будут служить во флоте по полтора года за каждый год обучения », нежелающие дать подписку увольнялись из училища . Воспитанники училища стали называться военморами (военными моряками) Рабоче-Крестьянского Красного флота (РККФ). 29 июля 1918 года состоялся первый после революции выпуск Училища воспитанников дореволюционного набора. Девяти выпускникам присвоили звание «корабельный инженер», среди них был В. Г. Власов , впоследствии крупный учёный-кораблестроитель, инженер-контр-адмирал.

27 июня 1919 года состоялся последний выпуск Морского инженерного училища (48 специалистов: 15 мая - 41 инженер-механик, 1 июня 1919 года - 7 корабелов). Согласно приказу РВС Республики № 474 от 27 июня 1919 года выпускникам присваивалось звание «инженер-механик флота» . Среди выпускников были: Н. В. Алякринский , который через 13 лет стал первым начальником ; Н.Г. Кузнецов , который в 1933 году стал первым начальником кафедры математики в училище.

Весной 1920 года в Соединённых классах специалистов командного состава флота (образованных 26 октября 1918 года) открылся механический отдел - правопреемник бывшего Морского инженерного училища, а осенью - кораблестроительный отдел. В октябре 1921 года соединённые классы были преобразованы в Училище командного состава флота , в котором корабелы и механики продолжили образование. В Училище принимали лиц из числа военных моряков всех званий и специальностей, окончивших Военно-морское подготовительное училище Управления военно-морских учебных заведений.

В марте 1922 года было принято решение о разделении Училища командного состава флота на Военно-морское и Морское инженерное училище. 2 мая 1922 года Морское инженерное училище было восстановлено в полном объёме. Начальником училища был назначен его выпускник 1917 года В. Л. Бжезинский . Училище размещалось в здании бывшей Покровской общины на Васильевском острове, где началось его формирование и новая история. В училище были созданы три отдела: механический, электротехнический и кораблестроительный. Срок обучения устанавливался - четыре года и восемь месяцев .

8 ноября 1923 года состоялся первый в советский период ускоренный выпуск 10 инженеров-механиков и 8 инженеров-электриков. Среди выпускников был А. И. Берг (окончивший училище экстерном), впоследствии ставший академиком , инженером-адмиралом, Героем Социалистического Труда .

В сентябре 1925 года Училище вновь переехало из здания бывшей Покровской общины на Васильевском острове в здание Главного Адмиралтейства.

В 1926 году для обучающихся было введено воинское звание курсант, Училище перешло на 5-летнее образование .

В октябре 1929 года в Училище произошло слияние механического и электротехнического отделов и началась подготовка командиров электромеханических боевых частей кораблей.

Училище в этот период закончили видные впоследствии учёные-кораблестроители, военные и государственные деятели. Среди них: учёный-конструктор, Герой Социалистического Труда В. Н. Перегудов , начальник Главного управления кораблестроения, заместитель Главнокомандующего ВМФ СССР по кораблестроению и вооружению адмирал Н. В. Исаченков , Министр судостроительной промышленности СССР А. М. Редькин , начальники Аварийно-спасательного управления ВМФ СССР А. А. Фролов и Б. Е. Годзевич , начальники ЦНИИ военного кораблестроения К. Л. Григайтис , Н. В. Алексеев , Л. А. Коршунов , директор ЦНИИ имени академика А. Н. Крылова В. И. Першин и другие.

В предвоенный период

27 апреля 1930 года Училище причислено к разряду высших учебных заведений. С 1 октября 1931 года в училище впервые организуются кафедры . Учебные курсы преобразованы в дивизионы, которые делились на группы по специальности, а классы - на смены. Механический сектор был разделен на дизельный и паросиловой. Также при Училище были открыты политические курсы, которые 10 декабря 1932 года приказом РВС СССР № 235 преобразованы в Военно-политическую школу, а в 1936 году - в Военно-политическое училище и переведено из здания Главного Адмиралтейства .

В июне 1932 года в Училище организуется отдельная Школа для подготовки начальствующего состава связи . 29 марта 1933 года Школа преобразована в Училище связи Военно-Морских Сил Рабоче-Крестьянской Красной Армии (в 1936 году переведено из Главного Адмиралтейства, в последующем получило название ).

В 1932 году в Училище была воссоздана адъюнктура для подготовки высококвалифицированных кадров. В 1934 году на ней обучалось десять человек.

В 1937 году вновь начинает действовать электротехнический сектор.

В 1939 году был создан отдела береговой обороны, который в 1940 году был передан Высшему инженерно-строительному училищу ВМС.

16 мая 1939 года училище было отнесено к разряду ВУЗов 1-й категории и переименовано в Высшее военно-морское инженерное училище имени Ф. Э. Дзержинского . 10 июня 1939 года Училище награждено орденом Ленина и стало называться Высшее военно-морское инженерное ордена Ленина училище имени Ф. Э. Дзержинского.

В 1940 году в Училище вместо отделов были сформированы факультеты - паросиловой, дизельный, электротехнический, кораблестроительный.

В марте 1941 года для повышения качества летней практики курсантов на Чудском озере был создан учебный отряд кораблей училища - канонерские лодки «Тарту», «Нарва», «Эмбах» и «Исса». Основная база отряда находилась в Тарту (Эстонская ССР).

В предвоенные годы ВВМИУ имени Ф. Э. Дзержинского было единственным военно-морским училищем, которое готовило военные инженерные кадры для флота.

Среди выпускников предвоенного периода видные впоследствии учёные, кораблестроители, военные и государственные деятели: Герой Социалистического Труда В. Н. Буров ; начальник Главного управления кораблестроения, заместитель Главнокомандующего ВМФ СССР по кораблестроению и вооружению адмирал П. Г. Котов ; директор Балтийского завода и Судостроительного завода имени А. А. Жданова , заместитель Военно-Морского Министра по судоремонту, начальник училища вице-адмирал И. Г. Миляшкин ; начальник Главного управления Северного морского пути (Главсевморпути) , заместитель Министра морского флота СССР В. Ф. Бурханов ; начальник Кронштадтского морского завода , заместитель начальника тыла ВМФ Б. М. Волосатов ; начальник Севастопольского высшего военно-морского инженерного училища вице-адмирал М. А. Крастелёв и многие другие.

В годы Великой Отечественной войны

  • 15 августа 1941 года - эвакуация Училища в г. Правдинск Горьковской области.
  • 12 февраля 1942 года - перебазирование Училища в г. Баку .
  • 1 сентября 1943 года - при Училище открыты курсы офицерского состава инженерно-корабельной службы.
  • 15 ноября 1943 года - ученому совету Училища предоставлено право принимать к защите диссертации на соискание ученой степени кандидата технических наук.
  • 25 декабря 1943 года - Училищу вручено боевое Красное знамя части.
  • 23 июня 1944 года - перебазирование Училища в Ленинград .
  • 1951 г. - передача Училищу Инженерного замка для размещения кораблестроительного и особого факультетов.
  • 7 октября 1954 года - при Училище формируются курсы по подготовке специалистов судоремонтных предприятий.
  • 20 августа 1956 года - ученому совету Училища присвоено право принимать к защите диссертации на соискание ученой степени доктора технических наук.
  • 3 мая 1957 года - в Училище образован специальный факультет (в 1988 г. получил открытое наименование - факультет ядерных энергетических установок).
  • С 24 апреля 1959 года - при Училище функционировали курсы инженеров-механиков ПЛ и НК по живучести кораблей, по размагничиванию, инженеров-энергетиков ЯЭУ ПЛ.
  • С 1973 года - в Училище открыто отделение заочного обучения.
  • С 20 июня 1975 года - в Училище введена специализация «спасательно-судоподъемная, водолазная».

Третий век служит России Военно-морской инженерный институт (ВМИИ), ведущий свою историю с августа 1798 г., когда законом Российской империи №18634, утвержденным императором Павлом I, в Санкт-Петербурге было основано первое в мире военно-морское инженерное учебное заведение — Училище корабельной архитектуры.

С практической и научной деятельностью преподавателей, выпускников училища и созданных ими научных школ связано становление и развитие парусного, парового, броненосного, дизельного и современного ракетно-ядерного атомного океанского флота России. Из поколения в поколение воспитанники учебного заведения верны его девизу: «Знание — делу, верность — службе, польза — Отечеству».

Все войны нашего государства, в которых участвовали воспитанники вуза, в честь 100-летия в 1898 г. получившего наименование «Морское инженерное училище Императора Николая I», а позже переименованного в Высшее военно-морское инженерное училище имени Ф.Э. Дзержинского, показали высочайший уровень их инженерной, военно-морской подготовки и моральных качеств.

После Великой Отечественной войны масштабное строительство флота Советского Союза потребовало значительного расширения подготовки военно-морских инженерных кадров. Было принято решение создать военно-морские инженерные училища в Пушкине Ленинградской области, Севастополе и химического факультета в Баку.

В начале 1990-х гг. после распада Советского Союза подготовка инженерных кадров Военно-Морского Флота была сосредоточена в ВВМИУ имени Ф.Э. Дзержинского (Санкт-Петербург) и ВВМИУ имени В.И. Ленина (Пушкин Ленинградской области). В тот период, несмотря на практически полное отсутствие финансирования развития учебно-материальной базы и капитального строительства, а также непрерывные изменения структуры, штатов и содержания военно-профессионального образования удалось сохранить подготовку инженерных кадров по всем требующимся флоту специальностям. На базе упомянутых училищ 1 ноября 1998 г. постановлением Правительства РФ № 1009 от 20 августа 1998 г. был образован Военно-морской инженерный институт.

Сегодня ВМИИ — уникальный, единственный в стране многопрофильный научный и учебный центр подготовки офицеров-инженеров корабельной службы и мичманов-техников для Российского флота, Погранслужбы Федеральной службы безопасности и управлений Министерства обороны РФ. На основе межгосударственных договоров ВМИИ также готовит военно-морских инженеров и для зарубежных стран. В общей сложности для иностранных флотов более чем 32 стран мира за прошедшие столетия подготовлено свыше 1300 человек, за это институт награжден орденами «За военные заслуги» 2-й степени Республики Вьетнам и «Антонио Масео» Республики Куба.

Нашли ошибку или неточность? Нажмите CTRL и ENTER и расскажите нам про это