Увлекательная астрономия: интересные факты о планетах солнечной системы. Про планеты солнечной системы для детей Про планеты солнечной системы для детей подробно

Нельзя сказать точно, в каком возрасте необходимо начинать с ребенком изучение планет солнечной системы. Ведь все очень индивидуально, и зависит от способности ребенка данного возраста воспринимать информацию. Рассказ о должен быть построен на наблюдениях за звездами на ночном небе и прочтении адаптированной литературы.

В 4-5 лет можно в игровой форме познакомить малыша с небольшим количеством информации, купив ему красочную энциклопедию для детей про планеты Ребенок сможет визуально различать по картинкам разные светила, а со временем искать их месторасположение на небосводе, если родителям удастся его заинтересовать.

Солнце

Да-да, малыш с удивлением узнает, что солнышко, которое согревает его своими лучиками, на самом деле тоже планета. Вот почему система названа солнечной, ведь вокруг него вращаются все остальные небесные тела. Недаром, все народности, проживавшие на нашей земле много столетий назад, почитали Солнце как божество, и давали ему различные имена – Ра, Ярило, Гелиос. Поверхность самой горячей планеты 6000°С, и вблизи нее не может выжить никто и ничто.

Меркурий

Рассказ о планете Меркурий для детей может их заинтересовать потому, что ранним утром и сразу же после заката солнца, ее можно увидеть на небосклоне невооруженным глазом. Это возможно благодаря тому, что он находится на относительно небольшом расстоянии от Земли, а также из-за его природной яркости в эти часы. За это свое уникальное качество планета получила второе название Утренней звезды.

Венера

Оказывается, у Земли есть сестра-близнец, и это Венера – планета, интересная для детей тем, что по своему составу и поверхности она во многом напоминает нашу планету, хотя хорошо изучить ее нет возможности из-за весьма агрессивной атмосферы вокруг нее, и раскаленной поверхности, на которой можно буквально сгореть.

Венера - третья по яркости планета в системе и ее поверхность выделяет углекислый газ и серную кислоту, а потому она непригодна для жизни, несмотря на схожесть с Землей.

Земля

Для детей планета Земля самая понятная из всех, так как непосредственно на ней живем мы все. Это единственное, населенное живыми существами небесное тело. По размеру она третья по величине, и имеет один спутник - Луну. Также наша земля имеет самый разнообразный рельеф, заметно отличающий ее среди побратимов.

Марс

Планета Марс для детей может ассоциироваться с одноименным батончиком, но к сладостям она не имеет никакого отношения. Учеными было доказано, что когда-то Марс был обитаем и благодаря космическим аппаратам были найдены подтверждения в виде застывших рек, которые текли здесь. За свой цвет Марс получил название красной планеты. Он расположен на четвертом месте по удаленности от Солнца.

Юпитер

Для детей планета Юпитер может запомниться тем, что она самая большая в Солнечной системе. На вид она напоминает полосатый шарик, а на ее поверхности постоянно бушуют бури, сверкают молнии и дуют ветры скоростью 600 км/ч, что делает ее очень суровой, по сравнению с Землей.

Сатурн

Знакомая по картинкам для детей планета Сатурн похожа на шляпку или шарик в полосатой юбке. На самом деле это никакая не юбочка, а так называемая система колец, которая состоит из пыли, камней, твердых космических частиц и льда.

Уран

Детям планета Уран может напомнить Сатурн, но только голубого цвета и ободки вокруг него расположены не горизонтально, а вертикально. В Солнечной системе эта планета самая холодная, ведь температура на ней достигает -224°С.

Нептун

Еще одна ледяная гигантская планета – это Нептун, которая для детей ассоциируется с повелителем морей, и в честь него она и названа. Нереальная скорость ветра 2100 км/ч делает ее очень страшной и суровой по сравнению с нашей цветущей и теплой Землей.

А вот карликовая планета Плутон не так давно была вычеркнута из Солнечной системы, из-за несоответствия своих размеров.

Статьи по теме:

ПЛАНЕТЫ

В древние времена люди знали только пять планет: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн, только их можно увидеть невооруженным глазом.
Уран, Нептун и Плутон были открыты с помощью телескопов в 1781, 1846 и 1930 годах. Длительное время астрономы изучали планеты, наблюдая их с Земли. Они определили, что все планеты, кроме Плутона, движутся по круговым орбитам в одной плоскости и в одном направлении, вычислили размеры планет и расстояния от них до Солнца, сформировали своё представление о строении планет, предполагали даже, что Венера и Марс могут быть похожи на Землю, и на них, возможно, существует жизнь.

Запуск автоматических космических станций к планетам позволил значительно расширить, а во многом и пересмотреть представления о планетах: появилась возможность увидеть фотографии поверхности, исследовать грунт и атмосферу планет.

Меркурий.

Меркурий - маленькая планета, чуть крупнее Луны. Его поверхность так же усеяна кратерами от столкновений с метеоритами. Никакие геологические процессы не стёрли этих вмятин с его лица. Внутри Меркурий холоден. Вокруг Солнца он движется быстрее других планет, а вокруг своей оси очень медленно. Обойдя два раза вокруг Солнца, Меркурий успевает только три раза обернуться вокруг своей оси. Из-за этого температура на солнечной стороне планеты превышает 300 градусов, а на неосвещённой - царят мрак и лютая стужа. Атмосферы у Меркурия практически нет.

Венера.

Исследовать Венеру не просто. Её окутывает толстый слой облаков, а под этой безмятежной наружностью скрывается настоящий ад, давление превосходит земное в сотню раз, температура на поверхности около 500 градусов, что вызвано «парниковым эффектом». Советской автоматической станции «Венера - 9» впервые удалось передать на Землю снимки залитой лавой и покрытой камнями поверхности. В условиях Венеры аппарат, спущенный на поверхность планеты, быстро выходит из строя, поэтому американские учёные решили получить данные о рельефе планеты другим способом.

Автоматическая станция "Магеллан", облетая Венеру много раз, прозондировала планету радаром, в результате была получена всеобъемлющая картина поверхности. Местами рельеф Венеры похож на земной, но, в основном, ландшафты странные: высокие гористые круглые участки, окружённые горными хребтами 250 - 300 км в поперечнике, всю площадь которых занимают вулканы; другие вулканические образования напоминают лепёшки с обрывистыми краями и плоской макушкой. Поверхность планеты изрезана каналами, которые проложила лава. Повсюду видны следы активной вулканической деятельности. Метеоритные кратеры по поверхности Венеры рассосредоточены равномерно, это значит, что её поверхность оформилась в одно время. Учёные не могут объяснить, как это могло произойти, Венера словно вскипела и была затоплена лавой. Теперь вулканической деятельности на планете не обнаруживается.

Атмосфера Венеры нисколько не похожа на земную, в основном она состоит из углекислого газа. Толщина газовой оболочки Венеры, по сравнению с земной, чудовищно велика. Слой облаков достигает 20км. В них обнаружено присутствие концентрированного водного раствора серной кислоты. Солнечный свет не доходит до поверхности Венеры, там царят сумерки, идёт серный дождь, ландшафт беспрестанно озаряется сполохами молний. Высоко в атмосфере планеты свирепствуют постоянные ветры, которые гонят облака с огромной скоростью, верхний слой венерианской атмосферы делает полный оборот вокруг планеты в течение четырёх земных суток. Твёрдое тело Венеры, наоборот, вращается вокруг своей оси очень медленно и в другом направлении, чем все остальные планеты. Спутников у Венеры нет.

Марс.

В 20 веке планету Марс облюбовали писатели - фантасты, в их романах марсианская цивилизация была несравненно выше земной. Загадочный недоступный Марс начал приоткрывать свои тайны, когда для его изучения стали направляться советские и американские автоматические космические аппараты.

Станция «Маринер - 9», вращаясь вокруг Марса, сделала снимки всех участков планеты, что позволило создать подробную карту рельефа поверхности. Исследователи обнаружили на планете следы активных геологических процессов: огромные вулканы, самый большой из них, Олимп, высотой 25 км, и громадный разлом марсианской коры, получивший название Долины Маринера, который пересекает восьмую часть планеты.

Исполинские структуры нарастали в одном и том же месте миллиарды лет, в отличие от Земли с её дрейфующими континентами, поверхность Марса не двигалась. Геологические структуры Земли, по сравнению с марсианскими, - карлики. Действуют ли вулканы на Марсе сейчас? Учёные считают, что геологическая активность на планете, очевидно, осталась в прошлом.

Среди марсианских ландшафтов преобладают красноватые каменистые пустыни. Над ними в розовом небе плавают лёгкие прозрачные облака. Голубым небо становится на закате. Атмосфера Марса очень разрежена. Раз в несколько лет бывают пылевые бури, захватывающие почти всю поверхность планеты. Сутки на Марсе длятся 24 часа 37 минут, наклон оси вращения Марса к плоскости орбиты почти такой же, как у Земли, поэтому смена времён года на Марсе вполне соответствуют смене времён года на Земле. Планета скудно обогревается Солнцем, поэтому температура его поверхности даже летним днём не превышает 0 градусов, а в зимнее время от лютой стужи на камнях оседает замёрзшая углекислота, из неё же преимущественно состоят и Полярные шапки. Никаких следов жизни пока обнаружить не удалось.

С Земли Марс виден звездой красноватого цвета, вероятно, поэтому он носит имя бога войны Марса. Два его спутника получили имена Фобос и Деймос, что в переводе с древнегреческого означает "страх" и "ужас". Спутники Марса - космические "камни" неправильной формы. Фобос имеет размеры 18км х 22км, а Деймос - 10км х16км.

Планеты - гиганты.

В 1977 году американскими учёными и инженерами в рамках программы "Вояджер" была запущена автоматическая межпланетная станция в сторону Юпитера. Раз в 175 лет Юпитер, Сатурн, Нептун и Плутон располагаются таким образом относительно Земли, что запущенный космический аппарат может обследовать все эти планеты за один полёт. Учёные рассчитали, что при определённых условиях космический аппарат, подлетая к планете, попадает в гравитационную пращу, планета сама посылает аппарат дальше к другой планете. Расчёты оказались верными. Земляне смогли увидеть эти далёкие планеты и их спутники "глазами" космических роботов, на Землю была передана уникальная информация.

Юпитер.

Юпитер - самая большая планета в солнечной системе. Он не имеет твёрдой поверхности и состоит, в основном, из водорода и гелия. Из-за большой скорости вращения вокруг своей оси он заметно сжат у полюсов. У Юпитера зафиксировано огромное магнитное поле, если бы оно стало видимым, то с Земли выглядело бы размером с солнечный диск.

На фотографиях учёным удалось увидеть только облака в атмосфере планеты, которые создают параллельные экватору полосы. Но они двигались с огромной скоростью, причудливо меняя свои очертания. В облачном покрове Юпитера были зафиксированы многочисленные вихри, полярные сияния и всполохи молний. На планете скорость ветра достигает ста км в час. Самое удивительное образование в атмосфере Юпитера - большое красное пятно размером в 3 раза больше Земли. Астрономы наблюдали его с 17 века. Возможно, что это верхушка исполинского смерча. Юпитер выделяет больше энергии, чем получает от Солнца. Учёные полагают, что в центре планеты газы сжаты до состояния металлической жидкости. Это горячее ядро и является энергетической установкой, порождающей ветры и чудовищное магнитное поле.

Но главные сюрпризы учёным преподнёс не сам Юпитер, а его спутники.

Спутники Юпитера.

Известны 16 спутников Юпитера. Самые большие из них Ио, Европа, Каллисто и Ганимед были открыты ещё Галилеем, они видны даже в сильный бинокль. Считалось, что спутники всех планет похожи на Луну - они холодны и безжизненны. Но спутники Юпитера удивили исследователей.

Ио - размером с Луну, но это первое небесное тело, кроме Земли, на котором были обнаружены действующие вулканы. Ио сплошь покрыта вулканами. Её поверхность омывают разноцветные потоки лавы, вулканы выбрасывают серу. Но что же является причиной активной вулканической деятельности такого маленького космического тела? Вращаясь вокруг огромного Юпитера, Ио то приближается к нему, то отдаляется.

Под действием то возрастающей, то убывающей гравитационной силы Ио то сжимается, то расширяется. Силы трения раскалили её внутренние слои до огромной температуры. Вулканическая активность Ио невероятна, её поверхность меняется на глазах. Ио движется в мощном магнитном поле Юпитера, поэтому накапливает огромный электрический заряд, который разряжается на Юпитер в виде непрерывного потока молний, вызывая бури на планете.

Европа имеет относительно гладкую поверхность, фактически без рельефа. Она покрыта слоем льда вполне вероятно, что под ним скрывается океан. Вместо расплавленных пород из трещин здесь сочится вода. Это совершенно новый вид геологической активности.

Ганимед - самый большой спутник в солнечной системе. Его размеры почти такие, как у Меркурия.

Каллисто темна и холодна, её изрытая метеоритными кратерами поверхность не менялась миллиарды лет.

Сатурн.

Сатурн, как и Юпитер, не имеет твёрдой поверхности, - это газовая планета-гигант. Он также состоит из водорода и гелия, но он холоднее, так как и сам вырабатывает меньше тепла, и меньше получает его от Солнца. Но на Сатурне ветра более стремительные, чем на Юпитере. В атмосфере Сатурна наблюдаются полосы, вихри и другие образования, но они недлительны и нерегулярны.

Естественно, что внимание учёных было направлено на кольца, которые окружают экватор планеты. Они были обнаружены астрономами ещё в 17 веке, с тех пор учёные пытались понять, что же они собой представляют. Фотографии колец, переданные на землю автоматической космической станцией, удивили исследователей. На них удалось выделить несколько сотен вложенных одно в другое колец, некоторые переплетались друг с другом, на кольцах обнаружили тёмные полосы, которые появлялись и исчезали, их назвали спицами. Учёные смогли увидеть кольца Сатурна с достаточно близкого расстояния, но у них появилось больше вопросов, чем ответов.

Кроме колец вокруг Сатурна движутся 15 спутников. Самый крупный из них - Титан чуть-чуть меньше Меркурия. Плотная атмосфера Титана значительно толще земной и почти полностью состоит из азота, она не позволила увидеть поверхность спутника, но учёные предполагают, что внутреннее строение Титана схоже со строением Земли. Температура у его поверхности ниже минус 200 градусов.

Уран.

Уран отличается от всех других планет тем, то его ось вращения лежит практически в плоскости его орбиты, все планеты похожи на игрушку волчок, а Уран вращается как бы "лёжа на боку". Вояджеру мало что удалось "рассмотреть" в атмосфере Урана, планета внешне оказалась очень однообразной. Вокруг Урана обращается 5 спутников.

Нептун.

До Нептуна Вояджер добирался 12 лет. Как же были удивлены учёные, когда на окраине солнечной системы увидели планету очень похожую на Землю. Она была насыщенно голубого цвета, в атмосфере в разные стороны двигались белые облака. Ветра на Нептуне дуют гораздо сильнее, чем на других планетах.

На Нептуне так мало энергии, что ветер, поднявшись, уже не может остановиться. Учёные обнаружили вокруг Нептуна систему колец, но они неполные и представляют собой дуги, объяснения этому пока нет. Нептун и Уран - тоже планеты гиганты, но не газовые, а ледяные.

У Нептуна 3 спутника. Один из них - Тритон вращается в направлении, противоположном направлению вращения самого Нептуна. Возможно, он не сформировался в зоне гравитации Нептуна, а был притянут к планете, когда подошёл к ней близко и попал в зону её притяжения. Тритон - самое холодное тело в солнечной системе, температура его поверхности немного выше абсолютного нуля (минус 273 градуса). Но на Тритоне были обнаружены азотные гейзеры, что говорит о его геологической активности.

Плутон

Теперь официально Плутон перестал быть планетой. Сейчас его следует считать «карликовой планетой», одной из трех в Солнечной Системе. Судьба Плутона была определена в 2006 году голосованием членов Интернационального Астрономического Сообщества в Праге.

Чтобы избежать путаницы и не загромождать карты Солнечной системы, Международный астрономический союз предписал причислить к карликовым планетам достаточно крупные небесные тела, которые не входят в число восьми ранее определенных планет. В частности, новый статус получили Плутон, Харон (бывший спутник Плутона), астероид Церера, обращающийся между орбитами Марса и Юпитера, а также объекты так называемого пояса Койпера Зена (Xena, объект UB313) и Седна (объект 90377).

Астрономия - древнейшая наука о Вселенной предметом изучения которой являются космические объекты, а также связанные с ними процессы и явления.

Со времен первого полета человека в космос, главным детским ответом на вопрос "Кем ты хочешь стать?" был ответ "Космонавтом!".

Интерес людей к космосу не угаснет никогда, он манит нас своими тайнами и вселенским масштабом. Глядя на звездное небо, люди всегда задавались главными вопросами.

Сегодня, во времена космических ракет, спутников и луноходов нам есть что рассказать своим детям.

Однако, масштабы вселенной трудно представить даже взрослому человеку.

Осталось придумать как интересно рассказать ребенку о космосе и познакомить его с первыми основами астрономии.

Как рассказывать

Учитывая особенности детского возраста, очень важно сделать рассказ простым и эффектным. Для этого можно использовать наглядные опыты, пример таких опытов мы описываем ниже. Так, ребенку будет гораздо проще познакомиться с непростыми, для него, тематическими понятиями.

Сегодня родителям предлагается большое количество тематических материалов, которые также можно использовать в своем рассказе.

Дети дошкольного возраста отлично усваивают информацию, поданную в игровой форме, в форме сказки или стихотворения.

И если вам удастся удивить и очаровать детское воображение, возможно, ребенок не только заинтересуется астрономией, но и полюбит эту науку.

Впервые рассказывая ребенку о космосе, подумайте о том, что может быть, будучи уже взрослым человеком, посмотрев на звёзды, он вспомнит ваши занятия и улыбнётся.

Что рассказывать

Вступление

Посмотри на небо. Кажется, оно совсем близко - протяни руку и дотронешься до солнца или луны, ну а если залезть на макушку высокого дерева, то и вовсе окажешься рядом с ними. Но на самом деле это не так. Ни мы своей рукой не можем дотянуться до неба, ни деревья своими макушками. Солнце, луна и звезды очень далеко от нас. Это большие планеты, до которых нужно лететь на космическом корабле.

В солнечной системе 8 планет. Все они кружатся вокруг Солнца, причем постоянно по одному и тому же пути, который называется орбитой. И одна из этих планет - наша Земля.

Что рассказать:

Солнце - это большая и очень горячая планета - это звезда, - огромный, раскаленный шар. Она очень далеко, но тепло от ее лучей доходит до всех кружащихся вокруг нее планет, и до нашей тоже. Именно поэтому у нас тепло.

Не все звезды такие, как Солнце. Бывают и маленькие звездочки, и средние, и огромные - больше Солнца.

Самые яркие среди всех звезд на небе - это Полярная звезда и Сириус.

Солнце намного больше нашей планеты. Если сравнить их, то это словно арбуз и маленькая горошина.

Наглядный материал:

Чтобы сравнить размеры Солнца с размерами Земли, можно взять тыкву или арбуз и горошину. Горошина - это наша Земля, тыква - Солнце.

Земля настолько меньше солнца, насколько горошина меньше тыквы.

Луна

Что рассказать:

Луна - это спутник нашей планеты, она находится всего в трёх днях пути.

Луна двигается вокруг Земли против часовой стрелки.

Мы видим луну только ночью. Луна, как мы видим ее в небе, не всегда одинаковой формы. Есть следующие фазы луны: новолуние, серп растущей луны, первая четверть растущей луны, растущая луна, полнолуние и далее на уменьшение: убывающая луна, четверть убывающей луны, серп убывающей луны, снова новолуние.

Если серп в небе похож на букву С, то луна "старая", убывающая. Если визуально мы проведем палочку и получится буква Р, то луна растущая.

Эти фазы можно изобразить для ребенка на бумаге или вырезав их из цветного картона.

Наглядный материал:

Чтобы продемонстрировать, почему луна иногда круглая, иногда в форме полумесяца, возьмите обычную настольную лампу и мяч. Проведите вместе опыт, создав в домашних условиях луну. Покажите ребенку, что мы видим лишь освещённую часть шара.

Наша планета

Что рассказать:

Нашу планету - планету Земля - окружает атмосфера. Это такой защитный слой, который спасает обитателей от солнечного ультрафиолетового излучения, а также от большинства метеоритов. Его можно сравнить с воздушным покрывалом. Именно благодаря ему на нашей планете есть воздух, которым мы дышим.

Самое главное отличие нашей планеты от других - это наличие на ней жизни.

Считается, что все остальное пространство безжизненно. Вера и желание людей найти жизнь на других планетах заставляет нас конструировать космические корабли для путешествия в космос, с целью его изучения.

Наглядный материал:

Можно отварить куриное яйцо и на его примере объяснить ребенку что представляет собой атмосфера Земли. Наша планета окружена многослойной атмосферой, подобно тому, как в яйце желток окружен белком.

Другие планеты солнечной системы

Что рассказать:

В Солнечной системе всего 8 планет.

Самая большая из них - это Юпитер. А самая интересная - Сатурн, потому что у него есть огромные кольца вокруг.

Юпитер, Уран и Нептун также имеют кольца, однако их невозможно увидеть с Земли.

Одним из последних был обнаружен Плутон. Сначала его считали Его открыли в 1930 девятой планетой. Но, со временем, его отнесли к другой категории космических тел, "карликовые планеты".

Планетой считаются космические тела, которые:

  • вращаются вокруг какой-то звезды (в случае с Солнечной системой это Солнце);
  • имеют собственную гравитацию, которая объясняет их сферическую (круглую) или приближенную к сферической форму;
  • не находятся вблизи других подобных крупных тел;
  • не являются звездой.

Наглядный материал:

Чтобы запомнить названия всех планет солнечной системы, можно выучить небольшой стишок:

По порядку все планеты

Назовёт любой из нас:

Раз - Меркурий,
Два - Венера,
Три - Земля,
Четыре - Марс.
Пять - Юпитер,
Шесть - Сатурн,
Семь - Уран,
За ним - Нептун.
Он восьмым идёт по счёту.
А за ним уже, потом,
И девятая планета
Под названием Плутон.

Звезды

Что рассказать:

Самая близкая к нам звезда - это солнце.

В космосе есть огромное количество звезд, которое невозможно сосчитать.

Любая звезда - это раскаленный газовый шар, который сформировался из молекул водорода, соединившихся вместе.

Скопление звезд образует созвездия.

Наглядый материал:

Чтобы рассказать, почему солнце так ярко светит, возьмите обычный фонарик или люминофоровые звёздочки. При выключенном свете поднесите их близко к малышу, чтобы он посмотрел, как ярко они горят.

Потом медленно отойдите в конец комнаты, демонстрируя, что светящиеся предметы, удаляясь, становятся маленькими и блёклыми. Объясните, что звёзды только кажутся маленькими, потому что они очень далеко от нас.

Увидеть их поближе помогают телескопы, которые приближают изображения звезд и позволяют нам лучше рассмотреть их.

Как летит ракета

Что рассказать:

12 апреля в нашей стране отмечается День космонавтики. В этот день в 1961 году нашу мечта людей о полете в космос сбылась - первый в истории космонавт, Юрий Алексеевич Гагарин, совершил полет в космос на корабле "Восток-1". Его полет вокруг Земли длился 108 минут. С тех пор мы каждый год в этот день отмечаем День космонавтики.

Наглядный материал:

Надуйте воздушный шарик и зажмите отверстие пальцами. А потом разожмите пальцы и ваш шарик резко вырвется вверх. Это происходит потому, что воздух выходит из шара. А когда воздух закончится, то шарик упадет. Воздушный шарик летел как ракета - он двигался вперед, пока в нем был воздух.

Примерно по-такому принципу и ракета летит в космос, только вместо воздуха у нее горючее. При горении горючее превращается в газ и вырывается назад пламенем.

Ракету делают из нескольких частей, которые называются ступенями и в каждой ступени есть свой бак с горючим.

В первой ступени закончилось топливо- она отпадает и тут же включается двигатель второй ступени и несет ракету еще быстрее и еще выше. Так до космоса добирается только третья ступень - самая маленькая и легкая. Она и выводит на орбиту кабину с космонавтом.

Игры по теме

1. Игра "Что возьмем с собою в космос"

Разложите перед ребенком рисунки и предложите выбрать то, что можно взять с собой на космический корабль.

Это могут быть следующие рисунки-картинки: книга, блокнот, скафандр, яблоко, конфета, тюбик с манной кашей, будильник, колбаса.

2. Игра "Космический словарь"

Игра поможет ребенку пополнить свой словарный запас словами, связанными с темой космоса.

Кто больше назовет слов, связанных с космосом тот победил.

Например: спутник, ракета, инопланетянин, планеты, Луна, Земля, космонавт, скафандр и т. д.

3. Игра "Скажи наоборот"

Цель игры - научить ребенка выбирать слова с противоположным значением - антонимы.

Например:
Далекий -…
тесный -…
большой -…
подниматься -…
яркий -…
улетать -…
высокий -…
известный -…
включать -…
темный -…

4. Игра "Ориентируемся по звездам"

Вместе с ребенком представьте, что вы моряки, заблудившиеся в Тихом океане. Попросите ребенка вырезать из бумаги маленькие звёздочки и помогите приклеить их с обратной стороны столешницы так, чтобы получились созвездия Малой и Большой Медведицы.

Накройте стол покрывалом - это будет ваш корабль, возьмите фонарик и залезай туда. Сейчас ночь, единственный компас утонул, и всё, что вы видите, это звёзды над вашими головами (их можно подсветить фонариком).

Покажите ребенку как можно ориентироваться на звезды, чтобы найти дорогу.

Попробуйте вместе, глядя на звезды, определить, в какую сторону вам плыть, если вы держите путь на восток.

5. Игра "Космические камни"

На каждой кухне есть фольга для запекания. Такой материал может легко превратиться в космические шарики-камни.

Разбросайте их на видных местах, чтобы ребенок затем собрал эти космические камни. Затем их можно метать в цель или просто в миску, тренируя меткость.

Книги для детей по теме

1. "Удивительное звездное небо. Атлас с наклейками", С. Андреев.

2. "Открываем космос", Мортон Дженкинс.

3. "Профессор Астрокот и его путешествие в космос", Доминик Воллиман и Бен Ньюман.

4. "Космос", Д. Костюков, З.Сурова.

5. "Увлекательная астрономия", Е.Качур.

6. Серия "Твоя первая энциклопедия", книга "Чудесная планета", издательство "Махаон".

7. Серия "Самая первая энциклопедия", книга "Планета Земля", издательство "Росмэн".

8. "Моя первая книга о космосе", К. Порцевский, М. Лукъянов.

9. "Звезды и планеты. Энциклопедия для детей", Э. Прати.

10. "Необыкновенные приключения Пети в космосе", А. Иванов, В. Мерзленко.

Мульфильмы по теме

1. Цикл мультфильмов "Дети и космос"

2. Развивающий мультфильм "Планета Земля"

3. Занимательные уроки Саакаянца "Астрономия для самых маленьких"

4. "Тайна третьей планеты"

5. "Незнайка на Луне"

7. "Свинка Пепа", серия "Путешествие на Луну"

8. "Звездные собаки: Белка и стрелка"

9."Белка и Стрелка: лунные приключения"

10. "Эгон и Дончи"

11. "Лунная экспедиция Христофора Кулламбуса"

12. "Том и Джерри: Полет на Марс"

13. "Тайна красной планеты"

14. "Планета 51"

15. "Большое космическое приключение"

16. "Планета ветра"

17. "Мухнём на Луну"

18. "Валли"

19. "Планета сокровищ"

20. " Смешарики: пин-код сборник"

Обучающий материал по теме

  • Журнал "Школа 7 гномов - 4+: Малышам о звездах и планетах";
  • Журнал "Мир вокруг нас", №1,5,7;
  • Карта солнечной системы;
  • Тематические карточки;



Космические поделки для детей

1. Ракета с фотографией вашего ребенка-космонавта.

Нужны: фотография вашего малыша, цветной картон или бумага.



2. Ракета из пластиковой бутылки.

Нужны: пластиковая бутылка, носок, картон, фольга и нитки.



3. Прожектор созвездий.

Нужны: фонарик, вырезанные по диаметру фонарика круги с проделанными в виде созвездия дырочками, бумажные формочки для капкейков, шнурок.



4. Сенсорная космическая коробка.

Нужны: прозрачная пластиковая коробка, чечевица, черная фасоль, декоративные стеклянные шарики, блестящие пайетки, космические игрушки, маленькие фонарики.

5. Костюм космического робота.

Нужны: большая картонная коробка, скотч, старые провода, фольга, наклейки, маркеры, фантазия.



Где посмотреть на звезды в Москве

1. Обсерватории

Обсерватория - специализированное научное сооружение и/или учреждение, используемое для наблюдения земных и/или астрономических явлений.

В некоторых обсерваториях наблюдения проводятся только при наличии ясной погоды.

Режим работы обсерваторий следует уточнять в учреждении, обратите внимание, что некоторые обсерватории работают только 2 летних месяца в году, другие с мая по сентябрь.

Московский городской дворец детского и юношеского творчества

М. Университет, ул. Косыгина, д. 17, кор. 1
Цена: бесплатно.

Астрономическая обсерватория МГУ (Государственном астрономическом институте имени П.К. Штернберга при МГУ)

Москва, Университетский проспект, д. 13
Цена: бесплатно.

Обсерватория при Московском планетарии

М. Баррикадная, Садовая-Кудринская, д. 5, стр. 1
Цена: в будни 250 рублей, в выходные 300 рублей.

Народная обсерватория на территории Парка Горького

М. Парк Горького, Октябрьская.
Цена: 200 руб.

Народная обсерватория на территории парка Сокольники

М. Сокольники, территория парка
Цена: 150 руб.

С четверга по воскресенье можно взять в прокат выносной телескоп за 50 рублей.

2. Планетарии

Планетарий - научно-просветительное учреждение, в котором демонстрируется небесная сфера со звёздами, планетами и спутниками, кометами и метеорами; а также явления, связанные с небесными телами.

Московский планетарий

Г. Москва, ул.Садовая-Кудринская, д. 5, стр. 1
Цена: от 100 руб.

Планетарий Центрального Дома Российской Армии

Г.Москва, Суворовская пл., д. 2, стр. 32
Цена: 200 руб.

Планетарий культурного центра Вооруженных Сил РФ

Москва, Суворовская пл., д. 2, стр. 32.
Цена: 200 руб.

В этой небольшой заметке представлен материал на тему: солнечная система для детей. Простым и понятным языком мы описали о солнечной системе, планетах, которые в ней находятся и многих других интересных вещах.

Во Вселенной существует множество объектов, в числе которых планеты и спутники, звезды и систем, а также галактики. Солнечная система, в которых находится и наша планета Земля также полна как планетами, спутниками, так и астероидами, кометами, и многих других интересных объектов. На сегодняшний день ученые предполагают, что наша Солнечная система была образована из гигантского облака газа и пыли. В ней 8 планет, которые делятся на 2-е группы – внутренние планеты (они же планеты земной группы) . В эту группу входит Меркурий, Венера, Земля (третья планета от Солнца) и Марс. И внешние планеты или газовые гиганты: Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун.

Между этими двумя группами находится пояс астероидов. А за газовыми гигантами располагаются транснептуновые объекты. Самый крупный из которых Плутон. Раньше Плутон считался обычной планетой, но сейчас он причисляется к карликовым планетам и в то же время самым крупным объектом в поясе Койпера.

Пояс Койпера – похож на пояс астероидов, но отличается тем, что он в 20 раз шире его, а также своим составам.

Солнечная система

Как запомнить планеты и их порядок?

Короткие мнемонические фразы они же мнемоники облегчают запоминание разной информации путем образования искусственных ассоциаций.

На этой страничке мы собрали запоминалки планет Солнечной системы для детей, которые облегчат эту, порой, не простую задачу. Единственный нюанс, что когда они придумывались Плутон – относили к планетам, и, поэтому он присутствует почти во всех запоминалках. А как мы знаем — с 2006 года Плутон стал считаться карликовой планетой, и сейчас при заучивании – его можно опускать.

Запоминалки планет Солнечной системы

Запомнить порядок планет Солнечной системы (Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон) можно по первым буквам слов М-Меркурий В-Венера З-Земля М-Марс Ю-Юпитер С-Сатурн У-Уран Н-Нептун П-Плутон во фразах:

  • Мы Ведь Знаем — Мама Юли Села Утром На Пилюли!
  • Медвежонок Ветчину Закусил Малиной, Юркий Суслик Утащил Ножик Перочинный.
  • Морозным Вечером Залез на Мачту Юнга Стремясь Увидеть Незнакомый Порт.
  • Мама Всегда Запрещала Мне Юному Следопыту Узнать Названия Планет.
  • Морской Волк Замучил Молодуго Юнгу, Совершенно Утомив Несчастного Парня.
  • Мы Встретимся Завтра, Мой Юный Спутник, У Новой Планеты.
  • Мудрая Волшебница Златоглавая Модница Южных Стран Увлекается Новейшей Поэзией.
  • Мы Все Знаем: Многие Юные Сурки Учат Названия Планет.
  • Можно Вылететь За Марс, Ювелирно Свернув У Нашей Планеты.
  • Мама Варит Земляничный Морс, а Юный Сын Уже Не Плачет.
  • Мерял Веня Землю Марусиной Юбкой, Сатиновой да Урановой, Непутёвый он Плут.
  • Мрачное Венерическое Заболевание Может Юрко Сразить Усталую Нимфоманку.
  • Меньше Всего Замечает Мария Южного Солнца Улыбку На Пляже.
  • Медленно Везёт Землю Маленький Питер; Сад Украшен Небьющимися Плафонами (мнемоника планет Алексея Головнина).
  • Мечтая Выйти Замуж, Мало Юбку Снять - Улыбнуться Надо и Поцеловать.

Запоминание порядка планет с поясом астероидов

Маша Веником Землю Мела, А Юра Сидел У Норы Паука.
То есть в этой фразе добавилось буква «А» — пояс Астероидов.

Запоминалка планет от самой дальней планеты (Плутона) до самой ближней (Меркурия) до Солнца

Планеты Нетрудно Упомнить Самому Юному Малышу, Зная Венеру, Меркурий.

Стихи для запоминания планет

Между волками зайчишка метался,
юркнул, споткнулся, упал —
не поднялся.

По порядку все планеты
Назовет любой из нас.
Раз Меркурий, два Венера,
три Земля, четыре Марс.
Пять Юпитер, шесть Сатурн,
Семь Уран, за ним Нептун.
Он восьмым идет по счету,
и совсем уже потом
и девятая планета под названием Плутон

На Луне жил звездочёт
Он планетам вёл учёт:
МЕРКУРИЙ — раз,
ВЕНЕРА — два-с,
Три — ЗЕМЛЯ,
Четыре — МАРС,
Пять — ЮПИТЕР,
Шесть — САТУРН,
Семь — УРАН,
Восемь — НЕПТУН,
Девять — дальше всех ПЛУТОН,
Кто не видит — выйди вон!

Стих для запоминания 8 планет без Плутона

Меркурий - раз, Венера - два-с,
Три - Земля, четыре - Марс,
Пять - Юпитер, шесть - Сатурн,
Семь - Уран, восьмой - Нептун

Белый стих для запоминания порядка планет

Мерить век земной мало
юность сада убога
нет плодов

Другие способы запоминания порядка планет солнечной системы для детей и взрослых

Еще один способ запоминания порядка планет – это сравнение с другими, но похожими словами и составление предложения с их использованием.
К примеру: Меркнет (Меркурий) моя подруга Венера (Венера) на Земле (Земля). Потому что съела Марс (Марс), лежавший на пюпитре (Юпитер), а обёртку бросила в полную, то есть сытую урну (Сатурн), крикнув после этого «Ура» (Уран). И не ПТУ (Нептун), а институт окончила, сбежав потом с каким-то плутом (Плутон).

Между двумя богами на букву М: Меркурием и Марсом стоят 2 женщины: Венера и Земля. За богом Марсом стоит его папа — Юпитер. За верховным богом Юпитером — уникальная своими кольцами планета — Сатурн. В названии Сатурн зашифрован как Сатурн (САТ), так и последующие планеты: Уран (УР) и Нептун (Н). Следующий за ними Плутон планетой не является, но выглядит как пёсик Плуто с недоумением смотрящий на пантеон греческих богов перед ним.

Акронимы для запоминания планет

Еще один способ выучить порядок планет – использования акронима – то есть аббревиатуры, которая образуется первыми звуками слов во фразе. То есть это слово, которое можно произнести слитно, при этом оно является сокращением. Для заучивания планет можно запомнить акроним: МеВеЗеМа ЮСУНП.

Вы тоже знаете какие-нибудь интересные запоминалки или оригинальные способы заучивания планет Солнечной системы? Пишите их в комментариях.

Есть один простой способ запомнить планеты Солнечной Системы для детей. Впрочем, и для взрослых тоже. Он очень похож на то, как мы запоминаем цвета радуги. Все дети любят различные считалочки, благодаря которым информация надолго оседает в памяти.

Д ля запоминания планет Солнечной системы предлагаем вам вам разучить с ребятами стишок, который можно сочинить самим, или воспользоваться произведением А. Хайта:

По порядку все планеты
Назовёт любой из нас:

Раз — Меркурий,
Два — Венера,

Три — Земля,
Четыре — Марс.

Пять — Юпитер,
Шесть — Сатурн,

Семь — Уран,
За ним — Нептун.

Вспомните еще раз, как в детстве вы запоминали цвета радуги. С названиями планет можно применить тот же принцип. Постройте фразу, каждое слово которой будет начинаться с той же букву, что и планета Солнечной системы по порядку ее расположения от Солнца. Например:
Мы
Меркурий

Встретимся
Венера

Завтра
Земля

Моя
Марс

Юная
Юпитер

Спутница
Сатурн

Улетаю
Уран

Ненадолго

Нептун

Это лишь пример, на самом деле вы можете придумать что угодно, лишь бы малышу это было близко по духу, и он легко запомнил все предложение целиком. Теперь, когда мы разобрались с тем, как именно нужно преподносить детям любую информацию, можно перейти к непосредственным знаниям, которым вы будете обучать своих юных астрономов.

Напоследок, интересный и простой рассказ для детей о том, что собой представляет Солнечная система.



Солнечная система - это все космические тела, которые вращаются вокруг Солнца согласно своим четко заданным траекториям. К ним относятся 8 планет и их спутники (их состав постоянно меняется, так как некоторые объекты открываются, другие теряют свой статус), множество комет, астероидов и метеоритов.
История возникновения планет
По этому поводу нет определенного мнения, существуют лишь теории и догадки. Согласно самому распространенному мнению, примерно 5 миллиардов лет назад одно из облаков Галактики стало сжиматься к центру и образовало наше Солнце. Сформировавшееся тело имело огромную силу притяжения, и все находящиеся вокруг частицы газа и пыли стали соединяться и слипаться в шары (это и есть нынешние планеты).

Солнце - не планета,а звезда.Источник энергии,жизни на Земле.


Солнце как звезда и центр Солнечной системы
Планеты по своим орбитам вращаются вокруг огромной звезды под названием Солнце. Планеты сами по себе никакого тепла не излучают, и если бы не было света Солнца, который они отражают, то и жизнь на Земле никогда бы не зародилась. Существует определенная классификация звезд, согласно которой Солнце является желтым карликом, возрастом примерно в 5 миллиардов лет.
Спутники планет
Солнечная система не состоит только из одних планет, в нее входят также и естественные спутники, среди которых хорошо известная нам Луна. Кроме Венеры и Меркурия, каждая планета обладает определенным количеством спутников, на сегодняшний день их более 63. Постоянно открываются новые небесные тела благодаря фотографиям, которые делают автоматические космические аппараты. Они способны засечь даже самый маленький спутник диаметром всего 10 км (Леда, Юпитер).
Характеристика каждой планеты Солнечной системы

Процессия орбиты Меркурия
1. Меркурий. Это планета ближе всех расположена к Солнцу, во всей системе она считается самой маленькой. Поверхность Меркурия твердая, как и у всех четырех внутренних планет (ближе всех расположенных к центру). Он имеет самую высокую скорость вращения. Днем планета практически горит под солнечными лучами (+350˚), а ночью промерзает (-170˚).


2. Венера. Эта планета больше других походит на Землю своими размерами,составом и яркостью.Но условия очень разные.Атмосфера Венеры состоит из углекислого газа. Вокруг нее всегда много облаков, что затрудняет наблюдение. Вся поверхность Венеры представляет собой раскаленную каменистую пустыню.


3. Земля - единственная планета, на которой есть кислород, вода, следовательно, и жизнь. Она имеет идеальное расположение по отношению к Солнцу: достаточно близко, чтобы получать свет и тепло в нужном количестве, и достаточно далеко, чтобы не сгорать от лучей.Она имеет озоновый слой,защищающий все живое от радиации.Планета является домом для миллионов видов живых существ,включая человека.

Сравнение Земли с другими планетами Солнечной системы

У Земли есть один спутник - Луна.



4. Марс. Некоторые ученые предполагали, что на этой планете также существует жизнь, потому что она имеет ряд сходств с Землей. Но многочисленные исследования не обнаружили там признаков жизни. На даны момент известно два естественных спутника Марса: Фобос и Деймос.


5. Юпитер - самая крупная планета Солнечной системы, в 10 раз превосходящая Землю в диаметре и в 300 раз в массе. Состоит Юпитер из водорода, гелия и других газов, имеет 16 спутников.


6. Сатурн - самая интересная для детей планета, так как имеет кольца, которые образуются из пыли, камней и льда. Вокруг Сатурна вращается три основных кольца, толщина которых около 30 метров.


7. Уран. Эта планета также имеет кольца, но увидеть их гораздо сложнее, они проявляются только в определенное время. Основная особенность Урана - это его манера вращения, выполняемая в режиме «лежа на боку».


8. Нептун. Астрономия сегодня называют эту планету последней в Солнечной системе. Обнаружили Нептун только в 1989 году, так как он располагается очень далеко от Солнца. Поверхность его из космоса выглядит голубой, что не может не поражать нас.
До 2006 года планет было 9, в их состав входил еще Плутон. Но согласно последним научным данным, этот космический объект перестали называть планетой. А жаль… Хотя, детям запоминать стало проще.

тыц астрономия для школьников