Основоположник российской социал-демократии. Общественно политические движения XIX в Возвращение на Родину

Видный политический деятель предреволюционной эпохи и один из создателей Российской социал-демократической партии Георгий Валентинович Плеханов, краткая биография которого легла в основу данной статьи, родился 11 декабря (29 ноября) 1856 года на Тамбовщине. Его отец Валентин Петрович - глава большой многодетной семьи - был отставным штабс-капитаном и не имел ни богатства, ни связей. Поэтому будущему теоретику и пропагандисту марксизма пришлось всего в жизни добиваться своими силами.

Становление жизненных взглядов

Окончив с золотой медалью Воронежскую военную гимназию, Георгий поступил в Санкт-Петербургское юнкерское училище, причём сделал это вопреки желанию отца, мотивируя свой поступок тем, что военная служба является наиболее достойным занятием для дворянина. Однако очень скоро Георгий Валентинович разочаровывается в выбранном им пути и в 1874 году успешно сдаёт вступительные экзамены в не менее престижное столичное учебное заведение - Горный институт.

Несмотря на успехи в учёбе, отмеченные присуждением ему Екатерининской стипендии, молодой студент был отчислен со второго курса за неуплату. Это заставило Георгия Валентиновича, оставив прежний идеализм, по-новому взглянуть на реалии окружавшей жизни и прийти к мысли о необходимости переустройства политической системы страны.

Начало политической деятельности

В этом же году Г. В. Плеханов вступает в организацию «Земля и воля», члены которой видели путь решения коренных социальных проблем в сближении интеллигенции с народом и обретении ею утраченных ранее «истинных корней». Вскоре он становится одним из её руководителей и приобретает известность как видный публицист и теоретик этого политического направления. После распада «Земли и воли» Плеханов возглавляет тайное общество «Чёрный Передел», выступавшее за изменение существовавшего строя методами, не выходящими за рамки существовавших законов.

Тем не менее, во избежание ареста, в 1880 году Георгий Валентинович был вынужден эмигрировать в Швейцарию, где в то время находилось много его соотечественников, также покинувших Россию, спасаясь от преследования охранки. Встав во главе круга единомышленников, Г. В. Плеханов уже через три года создаёт в Женеве организацию, получившую название группы «Освобождение труда», а несколько позже основывает «Союз русских социал-демократов за границей». Эти его детища сыграли заметную роль в политической жизни того времени. В 1900 году Плеханов и Ленин основали и возглавили революционную газету «Искра», издававшуюся за рубежом и тайно переправлявшуюся в Россию.

В гуще партийной жизни

Организация II съезда РСДРП стала одним из наиболее ярких эпизодов биографии Георгия Валентиновича Плеханова. Кратко это событие можно обрисовать следующим образом. Первый съезд новообразованной партии, состоявшийся весной 1898 года в Минске, не принёс желаемых результатов. На нём не были приняты ни её программа, ни устав, в результате чего в последующий период Плеханов трудился над созывом II съезда, открывшегося 24 июля (6 августа) в Брюсселе, но, в интересах конспирации, перенесённого затем в Лондон.

Образование меньшевистского крыла РСДРП

На нём в ходе обсуждения ряда наиболее существенных политических вопросов между Плехановым и Лениным обозначились принципиальные разногласия, что стало причиной их последующего разрыва. Это наложило отпечаток на всю последующую историю партии. Как известно, сторонники Ленина, получившие на выборах в центральные органы руководства большинство голосов, стали именоваться «большевиками», а их оппоненты, возглавляемые Ю. О. Мартовым - «меньшевиками».

К их числу примкнул и Георгий Валентинович Плеханов. В краткой биографии этого человека, опубликованной вместе с некрологом после его кончины, последовавшей в 1918 году, указывалось, в частности, что он являлся одним из наиболее активных деятелей меньшевистской фракции РСДРП. Такая позиция, занятая им в ходе II съезда партии и определившая всё дальнейшее направление деятельности, послужила причиной весьма предвзятого отношения к нему со стороны официальной советской пропаганды, сохранявшегося на протяжении длительного периода.

Публицистическая деятельность в годы эмиграции

В событиях Первой русской революции (1905-1907) Плеханов активного участия не принимал, оставаясь всё это время за границей. Свою роль как одного из руководителей РСДРП Плеханов ограничил лишь публикациями в газете «Искра», среди которых наибольший получила статья, вышедшая в феврале 1905 года. В ней он призывал к началу вооружённого восстания, но подчёркивал, что его успех будет зависеть в первую очередь от того, насколько широкий масштаб примет агитация, развёрнутая среди солдат и матросов. Дальнейшие события показали его полную правоту.

Кроме газеты «Искра», статьи Георгия Валентиновича печатались в общепартийных газетах, таких как «Социал-демократ», «Звезда» и ряде других, предоставлявших свои страницы как большевикам, так и их политическим оппонентам - меньшевикам.

Возвращение на Родину

С 1905 по 1912 гг. многие свои работы Плеханов издавал в журнале «Дневник социал-демократа», основанном им в Женеве, нелегально переправляемом на родину и сыгравшем определённую роль в подготовке последующих событий. Вернуться в Россию он получил возможность лишь после Февральской революции. В марте 1917 года на Финляндском вокзале Петрограда его встретили товарищи по партии: М. И. Скобелев, И. Г. Церетели и Н. С. Чхеидзе.

Однако приём, оказанный Плеханову Исполкомом Петроградского совета РСДРП(б), нельзя было назвать радушным. Вернувшись после 37 лет эмиграции, он не был допущен к руководящей партийной работе, главным образом потому, что вопреки позиции большевиков, призывавших к скорейшему выходу России из Первой мировой войны, считал необходимым дальнейшее участие в ней на стороне Антанты.

Убеждённый критик большевизма

В течение всего последующего периода, вплоть до захвата большевиками власти, Плеханов вёл с ними полемику на страницах газеты «Единство», основанной им ещё четырьмя годами ранее в Швейцарии и теперь легально издававшейся в Петрограде. Всячески поддерживая Временное правительство, он в то же время критически относился к сторонникам Ленина, апрельские тезисы которого назвал «откровенным бредом».

В краткой биографии Георгия Валентиновича Плеханова, включённой в программу многих учебных заведений страны, подчёркивается его крайне негативное отношение к октябрьскому вооружённому перевороту, в результате которого большевики, по сути, узурпировали власть. В своих публикациях того периода он неоднократно подчёркивал, что ситуация, при которой дальнейшая судьба страны находится в руках одного класса, или, что ещё хуже, одной правящей партии, чревата для неё самыми пагубными последствиями. Надо ли говорить, что ход дальнейших событий полностью подтвердил его точку зрения.

Обращение к петроградскому пролетариату

За несколько месяцев до смерти Плеханов обратился с открытым письмом к рабочим Петрограда. Указывая на несвоевременность захвата власти пролетариатом, он предупреждал, что его следствием станет не социальная революция, преддверием которой явилось падение монархии и последующие события, а гражданская война, способная отбросить общество далеко назад от завоёванных к тому времени позиций. В то же время он с глубоким сожалением констатировал, что, по его мнению, власть большевики захватили надолго, и вооружённая борьбы с ними приведёт лишь к бессмысленному кровопролитию. Как известно, этот его тезис нашёл в дальнейшем своё историческое подтверждение.

Конец жизни Плеханова

Ещё в 1887 году у Георгия Валентиновича был диагностирован туберкулёз, которым он страдал на протяжении всех последующих лет. К осени 1917 года состояние здоровья настолько ухудшилось, что его жена, Розалия Марковна, с которой Плеханов состоял в браке с 1879 года, сочла нужным поместить мужа во французскую больницу, находившуюся в Петрограде на 14-й линии Васильевского острова.

После принятия ряда неотложных мер больной был отправлен в Финляндию, где лечение продолжалось в частном санатории доктора Циммермана - известного в те годы специалиста по лёгочным заболеваниям. Этому медицинскому учреждению суждено было стать последним адресом Плеханова. Там он скончался 30 мая 1918 года после длительной агонии, продолжавшейся почти две недели. Причиной смерти, как показало вскрытие, явилась эмболия - патологический процесс, нередко поражающий сердце в результате обострения туберкулёза.

Через несколько дней гроб с телом покойного был доставлен в Петроград, где 5 июня на Литераторских мостках Александро-Невской лавры состоялось погребение. Весьма символично, что рядом с могилой Плеханова высится надгробие другого выдающегося деятеля российской истории - литературного критика и публициста В. Г. Белинского. Он также пытался искать пути преодоления социальной несправедливости и не признавал насилия в качестве инструмента для достижения высших целей.

Семья Плеханова

Как уже отмечалось выше, с 1879 года Георгий Валентинович состоял в браке. Его жена Розалия Марковна (урождённая Боград) происходила из многодетной еврейской семьи, проживавшей в Херсонской губернии. Окончив вначале Мариинскую гимназию, а затем медицинский факультет Женевского университета, она получила диплом врача и некоторое время вела собственную практику. Детьми Плеханова, рождёнными в этом браке, стали четыре дочери. Две из них - Вера и Мария - умерли ещё в детстве, тогда как остальные - Лидия и Евгения - дожили до преклонных лет, но в России так и не побывали.

В середине 20-х годов Розалия Марковна переехала из Парижа в Ленинград, где принимала участие в подготовке издания архива своего покойного мужа, большинство материалов из которого она привезла с собой. С 1928 года она руководила одним из подразделений Российской национальной библиотеки, получившим название Дома Плеханова, а спустя десятилетие вернулась в Париж, где и скончалась 30 августа 1949 года. Один из внуков Георгия Валентиновича - сын его дочери Евгении Клод Бато-Плеханов - стал видным французским дипломатом, о судьбах же остальных его потомков мало что известно.

Основные идеи Плеханова и их критика

Завершая краткую биографию Георгия Валентиновича Плеханова, нельзя обойти стороной те философские взгляды, которые нашли отражение в его многочисленных публикациях. Так, сопоставляя материализм и идеализм, он решительно отдавал предпочтение первому из этих учений. Основной тезис большинства его произведений, написанных на эту тему, состоял в том, что духовный мир людей является плодом окружающей их среды. Иными словами, Плеханов придерживался классической формулы марксизма, гласящей, что именно бытие определяет сознание.

В то же время, по мнению современных исследователей, принципиальным заблуждением Плеханова явился выдвинутый им постулат, согласно которому материя, под которой он подразумевал окружающую среду, делится на природу и зависящее от неё человеческое общество. Эта зависимость проявляется в соответствующего тем или иным природным, а точнее, географическим условиям.

Подобной точки зрения придерживались в прошлом и знаменитые французские философы-материалисты Гольбах и Гельвеций. К несчастью, ни они, ни их последователь Плеханов не учитывали, что основным свойством общественного мнения является тенденция к постоянному изменению под воздействием совершенно иных факторов, нежели сохраняющиеся в неизменном виде географические особенности. Ясность в этот вопрос внёс К. Маркс, развив выдвинутую им теорию «производственных сил».

Общественная жизнь в России 80 – 90-х гг. XIX в. небогата внешними событиями. В ней нет той напряжённости и накала политической борьбы, что были характерны для 60 – 70-х гг. Для народничества, либерализма, консерватизма это время осмысления недавнего опыта и определения своей позиции в настоящем.

Революционное подполье. 1 марта 1881 г. явилось определённым рубежом в развитии революционного движения. Обезглавленное и обессиленное арестами, оно постепенно пополняется новыми борцами из среды молодёжи и интеллигенции. Попытку восстановления «Народной воли» предпринял Г. А. Лопатин. По поручению оказавшихся в эмиграции членов ИК он едет весной 1884 г. в Россию, чтобы объединить провинциальные кружки. В Дерпте удалось наладить типографию и выпустить 10-й номер «Народной воли».

В октябре Лопатин был арестован. В его записной книжке было зашифровано около 100 русских и более 30 заграничных адресов. За их расшифровкой последовала волна арестов. Власти были поражены размахом деятельности Лопатина и её успехами. Он установил связи более чем с 30 пунктами, где действовали народовольческие группы. Их объединение намного превысило бы масштабы народовольческой организации на рубеже 1870 – 1880-х гг.

В 1886 г. возникла «Террористическая фракция «Народной воли», основанная студентами Петербургского университета (А. И. Ульяновым, В. Д. Генераловым и др.). Программа организации говорила о её близости к социал-демократии, но вместе с тем содержала основные постулаты народничества, в частности взгляд на крестьянство как силу социалистического переворота. Выражая веру, что рабочие составят самую деятельную часть организации, программа делала ставку на террор. Организаторы были арестованы 1 марта 1887 г. перед покушением на Александра III и казнены.

Попытки возродить «Народную волю» продолжались на протяжении 1890-х гг., свидетельствуя о жизнеспособности движения, выдвинувшего лозунги гражданских свобод и передачи земли крестьянам.

В начале XX в. была создана партия эсеров, объявившая себя преемницей «Народной воли».

Революционная эмиграция. С начала 1880-х гг. заметно выросла революционная эмиграция. В Женеве стал выходить «Вестник «Народной воли», редакцию которого составляли Л. А. Тихомиров, П. Л. Лавров, Г. В. Плеханов.

Г. В. Плеханов

Эмигрировав в 1880 г., Георгий Валентинович Плеханов (1856 – 1918) познакомился с французскими социал-демократами Ж. Гедом и П. Лафаргом, изучал труды К. Маркса. В первом номере «Вестника «Народной воли» он уже предрекал наступление в России социал-демократического периода движения. От следующей работы Плеханова редакция «Вестника» отказалась. Она вышла отдельной брошюрой под названием «Социализм и политическая борьба». В ней была подвергнута критике народовольческая вера в возможность совместить политический переворот с социалистическим. Плеханов доказывал, что в России ещё нет почвы для социализма, а «декретами не создашь условий, чуждых самому характеру современных экономических отношений».

В 1883 г. Плеханов и его единомышленники (В. И. Засулич, Л. Г. Дейч и др.) основали группу«Освобождение труда» . Главным её делом становится пропаганда марксизма. Группа организовала издание на русском языке произведений Маркса, создав «Библиотеку современного социализма».

В работе «Наши разногласия» (1885) Плеханов дал анализ того, что разделило народовольцев с бывшими чёрнопередельцами, пришедшими к марксизму. Суть разногласий состояла в понимании характера и движущих сил русской революции. Плеханов показал иллюзорность надежд на захват власти путём заговора. Народовольцы были «штабом без армии» и, даже захватив власть, не смогли бы её удержать. Оспаривая бланкистские идеи, Плеханов вслед за К. Марксом исключал возможность безреволюционного развития России. Только основная роль в социалистическом перевороте отводилась уже не «революционному меньшинству», а пролетариату.

Либеральное народничество. В 1880 – 1890-е гг. реформистское течение в народничестве растёт намного быстрее революционного. Его определение как либерального условно. По своей природе, как и народничество в целом, это антибуржуазная идеология, выражавшая протест против капитализма.

После закрытия в 1884 г. «Отечественных записок» основным органом народнической демократии стал журнал «Русское богатство». Ведущая роль в нём принадлежала Николаю Константиновичу Михайловскому (1842 – 1904). В журнале сотрудничали видные публицисты В. П. Воронцов, Н. Ф. Даниельсон, С. Н. Кривенко, С. Н. Южаков и др. Они много сделали для исследования процессов, происходивших в деревне пореформенной поры, состояния общины.

Самым большим авторитетом для разночинской интеллигенции был Н. К. Михайловский. Он отстаивал свою политическую программу, которая в легальной журналистике укладывалась в слова «свет и свобода». Но к политике народники охладели: их думы в 1880 – 1890-е гг. сосредоточились на«малых делах» , для обоснования значимости которых возникла особая теория.

Н. К. Михайловский

Либеральные народники 1880 – 1890-х гг. выступали за всеобщее начальное образование, отмену телесных наказаний и введение мелкой земской единицы. Земство не справлялось с решением деревенских проблем из уездного центра. Требовалось ещё одно низшее звено местного самоуправления, чтобы приблизить его к крестьянству. По-прежнему настаивали народники на поддержке «народного строя», «народного производства», доказывая необходимость облегчить для крестьян приобретение земли. Программа либерального народничества, будучи проведена в жизнь, как раз содействовала бы тем процессам, против которых оно выступало: развитию буржуазных отношений в деревне.

Отстаивая некапиталистический путь развития, Н. К. Михайловский и его сторонники вступили в спор с марксистами. Всё то, что марксисты считали нормой и приветствовали как проявления прогресса, – разорение крестьянства, рост пролетариата, обострение классовых противоречий – Михайловский оценивал отрицательно.

Разночинская интеллигенция в основном поддерживала Михайловского в его полемике с марксистами, ряды которых в стране были ещё немногочисленны. В. И. Ленин в середине 1890-х гг. только начинал заявлять себя как их лидер. Г. В. Плеханов и его единомышленники пребывали за границей. Народничество оставалось серьёзной общественной силой, выражая интересы крестьянства.

В национальном самосознании подрыв устоев крестьянской жизни связывался с угрозой для страны в целом. В споре об исторической необходимости капитализма речь, по сути, шла о судьбах миллионов крестьян, о ломке их жизненных устоев. Народники отворачивались от марксизма в силу не только идейных, но и психологических, нравственных мотивов. Народническая мысль продолжала искать возможности остановить наступление капитализма.

Либеральное движение. Политическая активность либералов в царствование Александра III снижается: многие отходят от политики, обращаясь к хозяйственной и просветительской деятельности в земстве. Либеральные деятели группировались вокруг «Вестника Европы», «Русской мысли» и газеты «Русские ведомости». В либеральной публицистике капитализм признавался строем прогрессивным, неизбежным для России. Идеологи либерализма считали систему капиталистических отношений «конечным пунктом социального развития». А социализм для них являлся выражением «путаницы понятий».

Но российский капитализм либералов не совсем устраивал. Они мечтали о капиталистическом прогрессе в рамках законности и правопорядка. Либеральные издания высказывались за регулирующую стихийные процессы в экономике политику. Выступая за государственное вмешательство в сферу частного предпринимательства, «когда оно может наносить ущерб массам», требовали государственного контроля над коммерческими банками и предприятиями.

Идеологи либерализма Б. Н. Чичерин, К. Д. Кавелин, В. А. Гольцев, как и рядовые публицисты либеральной печати, отстаивали наследие великих реформ от нападок «охранителей». В продолжении преобразований они видели единственно верный путь страны. Слова Кавелина, сказанные им незадолго до смерти: «Не революция, не реакция, а реформы», можно считать девизом либерализма.

Либеральное движение в последней четверти XIX в. растёт в основном за счёт земской оппозиции. Либеральные группировки сложились во многих земствах. Они были достаточно сильными в Тверском, Калужском, Новгородском земствах. Разрозненные группы и кружки либералов тяготели к консолидации. «Земский союз» прекратил существование в первые же годы реакции. Идейным и организационным центром либерального движения стало Вольное экономическое общество . Общество, особенно его Комитет грамотности, изучало деятельность земств в области просвещения, помогая земским учителям и библиотекам. Безреволюционное «ниспровержение» правительства должно было последовать как результат просвещения масс. Народу предстояло осознать свои силы, права и необходимость «управлять самим собой».

Деятельность Вольного экономического общества вызывала недовольство правительства. В записке Департамента полиции 90-х гг. общество предстаёт как центр противоправительственной оппозиции. Под давлением множившихся препятствий оно прекратило свою деятельность в 1898 г. Но чем больше власть ставила преград на пути либерального движения, тем сильнее росли в нём оппозиционные настроения.

Консерваторы. В царствование Александра III консервативная мысль заметно оживляется, хотя и не обновляется. Консерваторы чувствуют себя уверенно и привольно. Множатся их издания, не испытавшие тех стеснений, что выпали на прессу либеральную и демократическую. Самыми авторитетными оставались издания Каткова «Московские ведомости» и «Русский вестник». Их престиж стал падать после смерти редактора-издателя в 1887 г. «Гражданин» В. П. Мещерского держался за счёт правительственных субсидий. Для «Московских ведомостей» формой финансовой поддержки властей оставались казённые объявления, отдававшиеся по традиции этой газете.

Общим для консерваторов было требование «возвращения к истокам» – устранения из русской жизни начал, внесённых реформами 1860-х гг. В реформах усматривалась причина дезорганизации хозяйственной жизни и нарушения «органического развития» российской государственности. В выступлениях К. П. Победоносцева, М. Н. Каткова, философов К. Н. Леонтьева и В. В. Розанова несовершенства западной демократии, её издержки представлены как её суть и используются для доказательства непригодности этой формы правления. «Великой ложью нашего времени» назвал Победоносцев парламентаризм. Самодержавная монархия выступает высшей формой власти, способной без посредников выразить истинные народные чаяния.

«Охранители» по-прежнему отказывались признать существование аграрного вопроса в стране. Консервативная печать доказывала, что не величина надела определяет силу крестьянского хозяйства, а средства его обработки и возможность приработка на стороне.

Консерваторы не создали своих организаций. Но их влиятельные группировки существовали в земских и дворянских собраниях, а также в высших сферах власти.

Российская общественная жизнь в последней четверти XIX в. сильно усложнилась, будучи представлена многочисленными течениями и группировками: народники старого и новейшего толка, ранние марксисты, либералы разных оттенков, славянофилы, «охранители». Все эти общественные силы между собой враждовали. Между тем свои точки соприкосновения были у либералов и консерваторов, либералов и народников, народников и марксистов. Но мечта К. Д. Кавелина о консенсусе так и не осуществилась.

Вопросы и задания

1. Удалось ли правительству ликвидировать революционное движение в России? В какой форме и каких масштабах оно продолжало существовать? 2.

Раскройте суть программы помощи деревне, разработанной либеральными народниками. Какие из её положений были реалистичны, а какие утопичны? 3. Какие изменения произошли в либеральном движении в 1880-е гг.? 4.

Почему 1880-е годы были временем расцвета российского консерватизма? Обоснуйте свой ответ.

Георгий Валентинович Плеханов

Плеханов Георгий Валентинович (29.11(11.12).1856, с. Гудаловка Липецкого у. Тамбовской губ. - 30.05.1918, Питкеярви, Финляндия) - философ, публицист, первый теоретик и пропагандист марксизма в России. В 1874- 1876 годы учился в Петербургском горном институте; с 1875 года - участник революционного народнического движения: сначала состоял в обществе «Земля и воля», после его раскола в 1879 году - один из организаторов группы «Черный передел». Под сильным влиянием сочинений М. А. Бакунина у Плеханова сформировалось «великое уважение к материалистическому объяснению истории»; бакунинская интерпретация материалистического понимания истории в духе экономического материализма в дальнейшем в значительной степени предопределила специфическое для Плеханова понимание марксизма.

В 1883 году Плеханов создал в Женеве социал-демократическую группу «Освобождение труда»; в 80-90-х годах XIX века Плеханов переводил на русский язык труды Маркса и Энгельса, опубликовал ряд работ, направленных против идеологии народничества («Социализм и политическая борьба», «Наши разногласия», «К вопросу о развитии монистического взгляда на историю» и др.). С момента основания II Интернационала (1889) Плеханов активно участвует в его деятельности. В 1900-1903 годы Плеханов и его единомышленники совместно с Лениным участвуют в издании общероссийской социал-демократической газеты «Искра» и журнала «Заря».

Плеханов - основной автор Программы РСДРП, принятой на ее II съезде (1903). Особое место Плеханова в российском социал-демократическом движении определялось его своеобразной «внефракционностью», в соответствии с которой он, оставаясь верным своим взглядам эпохи группы «Освобождение труда», не хотел примыкать ни к меньшевикам, ни к большевикам, то поддерживал, то критиковал тех и других, хотя чаще оказывался на стороне меньшевиков. 

Радикально отличался Плеханов от других вождей российской социал-демократии также своей теоретической позицией, для которой характерны примат теории над практикой, апелляция к методу, а не к результату, ориентация на общие руководящие принципы, а не на конкретные проекты социал-демократии, он претендовал и на статус главного философа. Примкнув к марксизму, когда многие сочинения Маркса и Энгельса оставались еще не известными, Плеханов предпринял попытку изложения и популяризации марксистской философии в контексте всемирной истории философии, включив марксизм в традицию истории материализма (основными вехами, предшествовавшими марксистскому материализму, Плеханов полагал философию Б. Спинозы, французский материализм XVIII века и материализм Л. Фейербаха) и истории диалектического идеализма (в первую очередь взгляды Гегеля).

Но Плеханов не ограничился систематизацией, изложением и популяризацией философских идей Маркса и Энгельса, по сути, он сформулировал самостоятельную (философскую концепцию, расходившуюся с философскими посылками основоположников марксизма. Плеханов согласился с А. Лабриолой, который считал, что философия, поскольку она отличается от теологии, занимается теми же задачами, что и наука, при этом она или стремится опередить науку, предлагая свои гадательные решения, или резюмирует и подвергает дальнейшей логической обработке решения, найденные наукой. Таким образом, философия «ведет» за собой естественные и общественные науки, освобождая их от противоречий; в будущем точные науки настолько встанут на ноги, что гипотезы философии сделаются бесполезными, но до тех пор наука и философия занимаются одним и тем же предметом, хотя и на разном уровне: философия доходит до сущности вещей, изучает мир как целое, а науки изучают этот мир по частям. Марксистская философия представляет собой, по Плеханову, систему синтетических идей, объединяющих совокупность человеческого опыта на данной ступени интеллектуального и общественного развития, синтез познанного бытия данной эпохи. Основные составные ее части: диалектика как метод и универсальная теория развития («душа» системы), философия природы и философия истории. Единственно сущее в мире - материя-субстанция, основными атрибутами которой являются движение и мышление. Отсюда философия Плеханова - философия объективного, «философия субстанции» по преимуществу. Постулаты о материальном бытии, природе, объекте являются исходными для развертывания философской системы: материя-субстанция (не чурался Плеханов и тезиса о мире как совокупности «вещей в себе») имеет объективное существование, существует вне и независимо от сознания человека и является источником ощущений как исходных и главных орудий познания. Принцип «все течет, все изменяется» - основной закон всего существующего; мир не просто изменяется, но изменяется закономерно, поступательно; законы движения мира суть законы диалектики.

Главная задача философии - решение вопроса об отношении духа к природе, мышления к бытию, субъекта к объекту. Не тождество субъекта и объекта (как у Гегеля), не их разорванность (как у Канта), не чистый феноменализм, растворяющий объект в субъекте (как у Фихте), а единство субъекта и объекта в духе материалистического монизма (по Плеханову, правильно поставил проблему «субъект-объект» Спиноза, а разрешил се Фейербах в своем учении о «я» и «ты») - вот опорные пункты, приведшие Плеханова к выводу о том, что гносеология Маркса есть, по существу, гносеология Фейербаха, исключая некоторые сравнительно несущественные пункты, не удовлетворявшие Маркса.

В сфере гносеологической Плеханов поглощен в основном вопросом о воздействии объекта на субъект, ролью форм живого созерцания при недоооценке форм абстрактного мышления; на втором плане оставались проблемы субъективной диалектики, вопрос об активной роли познающего субъекта; не принимая фактически принцип отражения, Плеханов противопоставлял ему теорию иероглифов . Во взглядах на историческое развитие Плеханов исходил из мысли о том, что учение Маркса об обществе является материалистической философией истории. Не в природе человека, не в имманентных законах мирового духа видел Плеханов объяснение истории, а в развитии производительных сил, в степени власти человека над природой.

Хотя Плеханов апеллировал к развитию классового сознания, занимался проблематикой относительной самостоятельности идеологии, связью идеологии с психологией, отстаивал концепцию социалистической рабочей партии как сознательной выразительницы потребностей объективного общественного развития, в философии истории он отдал дань объективизму и созерцательности, экономическому материализму, преклонению перед «стихийным ходом вещей». С позиций своей философии объективного Плеханов бескомпромиссно, часто вульгарно-материалистически и весьма нигилистически критиковал неокантианство, махизм, русскую этико-социологическую школу.

Ленина Плеханов не считал выдающимся теоретиком потому, в первую очередь, что усматривал у него философский субъективизм, отвергая его концепцию внесения сознания в рабочее движение извне, что представляет, по мнению Плеханова, новое издание теории героев и толпы. Один из центральных вопросов исторического развития, но Плеханову, - вопрос об отношении России к Востоку и Западу. Ему отнюдь не чуждо «осмысленное западничество», с позиций которого он обличает «восточный деспотизм» и «азиатчину», особенно всемогущество деспотического государства восточного типа, при котором свобода личности превращается в фикцию. Единственную альтернативу «восточному деспотизму» Плеханов видит в капитализме. «Капитализм плох, но деспотизм еще хуже. Капитализм развивает в человеке зверя; деспотизм делает из человека вьючное животное. Капитализм налагает свою грязную руку на литературу и науку, деспотизм убивает науку и литературу, а стоны рабов заглушаются лестью да свистом бичей» (Философско-литературное наследие Г. В. Плеханова. М., 1973. Т. 1. С. 38). Плеханов – крупный марксистский теоретик искусства и литературный критик. 8 этой сфере он тяготел к «объективной эстетике», в которой выявление и объяснение генезиса литературного произведения, его обусловленности теми или иными общественными, историческими обстоятельствами выдвигались на первый план. Собственно эстетический анализ («эстетические суждения») ставились им на второй план. Суждения критика под углом зрения должного, оценку с точки зрения определенных идеалов Плеханов полагал неуместными. В объективистских тенденциях философии Плеханова заключена и его слабость, и его сила. Отталкиваясь от своих оценок европейской и российской действительности, Плеханов с сожалением соглашался с Э. Бернштейном в том, что на близкое осуществление социалистического идеала рассчитывать нельзя, ибо русская история еще не смолола той муки, из которой будет испечен пшеничный пирог социализма. Первоочередным вопросом в России, полагал Плеханов, является развитие производительных сил на капиталистической основе.

В. Ф. Пустарнаков

Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина . Сост. П.П. Апрышко , А.П. Поляков. – М., 2014, с. 478-480.

Сочинения: Соч. М; Л. , 1923-1927. Т. 1-24; Литературное наследие Г. В. Плеханова. М, 1934-1940. Сб. 1-8; Избр. филос. произв.: В 5 т. М., 1956-1958; Философско-литературное наследие Г. В. Плеханова. М., 1973-1974. Т. 1-3.

Литература: Ваганян В. А. Г. В. Плеханов. М., 1924;Вольфсон С. Я. Плеханов. Минск, 1924; Фомина В. А. Философское наследие Г. В. Плеханова. М., 1956; Чагин Б. А. Г. В. Плеханов и его роль в развитии марксистской философии. М.; Л., 1963; Николаев П. А Эстетика и литературные теории Г. В. Плеханова. М., 1968; Пустарнаков В. Ф. «Капитал» и философская школа Г. В. Плеханова // Пустарнаков В. Ф. «Капитал» К. Маркса и философская мысль в России. М., 1974;Лившиц М. А. Г. В. Плеханов. М., 1983; Шашков Н. И. Этические воззрения 1". В. Плеханова Кишинев, 1987;БережанскийА. С. Г. В. Плеханов: от народничества к марксизму. Воронеж, 1990; Коротаев Ф. С. Г В. Плеханов. Человек и политик, Пермь, 1992; История русской философии / Под ред. М. А. Маслина. М., 2008. С. 537-548; Розенталь М. М. Вопросы эстетики Плеханова. М., 2010; Petrovic G. Filozofski progledi G. V. Plehanova. Zagreb, 1957; Gaveing M. George Plekhanov, philosophe militant // La Pensee 1958. N 79; Baron S Plekhanov. The father of Russian marxism. Stanford, 1963; Jena D. Georgi Walentinowitsch Plechanow. Hislorisch-politische Biographie В., 1989; Русский марксизм: Георгий Валентинович Плеханов. Владимир Ильич Ульянов (Ленин). М., 2013 (имеется библ.).

Плеханов Георгий Валентинович (1856-1918), политический деятель, философ, теоретик марксизма. С 1875 народник, один из руководителей "Земли и воли", "Черного передела". С 1880 в эмиграции, основатель марксистской группы "Освобождение труда". Один из основателей РСДРП, газ. "Искра". После 2-го съезда РСДРП один из лидеров меньшевиков. В революцию 1905-07 выступил против вооруженной борьбы с царизмом. В 1-ю мировую войну оборонец, один из руководителей группы "Единство". В 1917 вернулся в Россию, поддержал Временное правительство. К Октябрьской революции отнесся отрицательно (считал, что по степени социально-экономического развития Россия не готова к социалистической революции). Фундаментальные работы по философии, социологии, эстетике, этике, истории русской общественной мысли.

Плеханов Георгий Валентинович был одним из основателей социал-демократического движения в России и РСДРП.

Георгий Плеханов родился 29 ноября (11 декабря) 1856 г. в мелкопоместной семье потомственного дворянина, отставного штабс-капитана Валентина Петровича Плеханова и Марии Федоровны, внучатой племянницы известного критика Белинского. Произошло это в деревне Гудаловка Липецкого уезда Воронежской губернии. Валентин Петрович был женат на Марии Федоровне вторым браком, и посему Георгий имел много братьев и сестер. От первого брака у Валентина Петровича было пять сыновей и три дочери, от второго - четыре сына и три дочери. Георгий был первенцем у Марии Федоровны. Братья умерли очень рано, а отношения с сестрами у Георгия Плеханова складывались сложно. И он был дружен лишь с младшей сестрой Клавдией.

Как и у многих старожилов Воронежской губернии, в жилах Георгия Плеханова текла и татарская кровь.

На становление характера Георгия Плеханова большое влияние оказала его мать, Мария Федоровна, образованная, воспитанная и добрая женщина. Она много занималась со своим любимым первенцем домашними уроками по русскому и французскому языкам, музыке.

Учился Георгий Плеханов довольно посредственно в Воронежской военной гимназии, где уже был замечен за чтением недозволенной литературы.

В августе 1873 г. Плеханов поступил в Константиновское артиллерийское училище. Но он вовремя уяснил для себя, что военная служба не для него. Плеханов решительно и бесповоротно оставил училище уже после 4-х месяцев обучения и возвратился к матери в Гудаловку.

На следующий год он поступил в Петербургский Горный институт, где помимо учебы изучал философию и интересовался политической литературой.

С конца 1875 г. он начал принимать участие в подпольном народническом движении. Именно в это время он познакомился со своими будущими многолетними сподвижниками - Павлом Аксельродом и Львом Дейчем.

Георгий Плеханов с 1876 г. по поручению народников вел занятия в рабочих кружках, за что его впервые арестовали. Он настолько серьезно увлекся народничеством, что отодвинул учебу в институте на второй план. В 1876 г. Плеханов вместе с группой единомышленников принял участие в воссоздании в Петербурге нелегальной организации «Земля и воля». Георгий Плеханов и его соратники ставили своей целью поселение в народе, просветительскую пропаганду среди крестьян, рабочих и интеллигенции, крестьянскую революцию, национализацию земли. Созданная организация выпускала подпольную газету «Земля и воля».

В декабре 1876 г. Плеханов выступил с речью на митинге в Петербурге перед рабочими и студентами в память о Чернышевском. Его пыталась арестовать полиция. Но Плеханова окружили рабочие, и он скрылся. С этого времени ему пришлось перейти на нелегальное положение, а в начале 1877 г. выехать за границу. Из Горного института он уже был отчислен со второго курса за непосещение лекций.

Летом 1877 г. Плеханов нелегально вернулся в Россию и стал профессиональным революционером.

В октябре 1876 г. благородный и пылкий Плеханов неудачно женился на Наталье Смирновой. Она была подругой одного из революционеров, находившегося в это время под арестом. После выхода из тюрьмы своего бывшего возлюбленного Смирнова покинула Плеханова. Тем не менее, она носила фамилию Плеханова до конца своей жизни и согласилась на развод с ним только через тридцать лет после венчания.

Через непродолжительное время Георгий Плеханов встретил «свою» женщину - Розалию Марковну Боград, с которой уверенно и счастливо в семейной жизни прожил всю свою жизнь.

В период с 1877 по 1879 гг. многие товарищи Плеханова по «Земле и воле» перешли на позиции терроризма. Георгий Плеханов в это время много занимался самообразованием в поисках ответов на волнующие его вопросы. Он не разделял новые экстремистские, а точнее старые народнические взгляды своих товарищей. Он все больше увлекался более модным марксизмом.

В 1879 г. идейные разногласия привели к расколу «Земли и воли» на две организации: «Народная воля» и «Черный передел». Георгий Плеханов вместе с Верой Засулич, Аксельродом и другими народниками вошел в состав «Черного передела». Эта организация выступала против террора как метода политической борьбы. Плеханов и его соратники ратовали за постепенное просвещение рабочих.

В России после очередного покушения на царя Александра III возросла активность полиции. Были произведены массовые аресты. В 1880 г. по решению товарищей во избежание ареста Плеханов уехал за границу в Швейцарию, в Женеву. Здесь он выпустил второй номер журнала «Черный передел».

Плеханов постепенно переходил от народничества и бакунизма на позиции марксизма. Однако каждое положение работ Маркса он тщательно примеривал к России, пропускал через себя. На многие вопросы он имел свои собственные взгляды. Плеханов уже к этому времени обнаружил в себе незаурядные таланты ученого-философа, мыслителя и политика. Он к любой идее, любому выводу относился творчески и здраво.

В 1882 г. Плеханов перевел на русский язык и издал «Манифест Коммунистической партии». В 1883 г. Плеханов взамен «Черного передела» основал группу «Освобождение труда», в которую вошли, кроме него, Вера Засулич, Аксельрод, Дейч, Игнатов. Группа занималась, главным образом, просветительской работой: переводом и изданием трудов Маркса и Энгельса для России. Плеханов регулярно издавал и свои собственные работы, делавшие его ведущим социал-демократом России.

В 1883 г. он издал брошюру «Социализм и политическая борьба», где рассмотрел, пожалуй, самый спорный вопрос марксизма - проблему диктатуры пролетариата. Плеханов, однако, вел в своей работе разговор о диктатуре просвещенного рабочего класса, о демократической диктатуре, а не о диктатуре революционеров, предложенной и реализованной Лениным. Плеханов специально подчеркнул в своей работе, что диктатура пролетариата ничего не имеет общего с диктатурой революционеров.

В последующих своих работах Георгий Плеханов рассмотрел перспективы развития России. Он предостерег народовольцев и прочих ультра-революционеров от силовых насильственных действий (переворотов, восстаний, революций, бунтов) для ускорения революционного процесса. По-существу, Георгий Плеханов выступал за эволюционное развитие России, ускоряемое просветительской работой.

Первая встреча Георгия Плеханова с молодым Владимиром Ульяновым-Лениным состоялась в Женеве в 1895 г., куда Ленин специально для этой встречи приехал из России. В первых же долгих беседах наметились некоторые принципиальные идейные разногласия между Плехановым и Лениным. Молодой Ульянов-Ленин считал, что ведущей революционной силой общества является рабочий класс и только он. Плеханов полагал, что общество в России может улучшать только его самая образованная часть, его элита - либеральная буржуазия и интеллигенция. Время же рабочего класса, по причине его непросвещенности и низкой культуре, еще не пришло и еще долго не придет.

Плеханов пока еще не придал особого значения бьющей через край убежденности Ленина в своей правоте. Молодому марксисту в это время исполнилось всего 25 лет. Но он уже уверенно выдвинул на передний край туманное утверждение Карла Маркса о прогрессивности рабочего класса перед всеми другими слоями населения. Это, в конечном итоге, привело Ленина к выдвижению собственной идеи - идеи диктатуры пролетариата через диктатуру партии.

В 1900 г., через пять лет, Плеханов вновь встретился в Женеве с Лениным, приехавшим после отбытия ссылки для обсуждения издания совместной социал-демократической газеты и журнала. После довольно трудных переговоров обнаружилось, что в социал-демократическом движении было несколько человек, претендовавших на роль лидера. И в их число входили Ленин и Плеханов. С трудом Плеханов, Ленин, Аксельрод, Мартов, Засулич и Потресов договорились о выпуске совместной газеты.

Первый номер новой газеты «Искра» вышел в январе 1891 г. Издавалась она в Мюнхене, где поселились Ленин и Крупская, взявшие редакционную и издательскую деятельность в основном в свои руки.

Идейные разногласия Георгия Плеханова с Лениным усиливались. Воспитанного и интеллигентного Плеханова раздражала бьющая через край самоуверенность молодого Ленина. Плеханова отталкивала неуемная бескомпромиссность и невоздержанность Ленина в спорах, его грубоватая бесцеремонность в оценках людей, его непоколебимая уверенность в своей правоте.

Плеханов, Аксельрод, Засулич, как соредакторы, выступили против резкого и уничижительного тона статей Ленина. Будущий вождь большевиков ожесточенно выступал против всех своих идейных противников: либералов и либерализма вообще, эсеров, правых социал-демократов, других идейных направлений и их представителей. Ленин не воспринял товарищескую критику соратников. Он отказался менять оскорбительный тон своих статей по отношению к идейным противникам. Будущий вождь большевиков с самого начала своей политической деятельности поставил перед собой только одну цель: вооруженный захват власти в России и построение только такого общества, каким он его представлял сам. Фанатически веривший в себя он не нуждался в чьих-либо советах или поучениях.

Вы так далеко пойдете, молодой человек, - только и сказал Ленину как-то с горькой усмешкой умудренный опытом Плеханов в ответ на очередное бесцеремонное ленинское давление на него.

На II съезде РСДРП в 1903 г. развернулась борьба по нескольким пунктам устава и программы партии между Юлием Мартовым и его сторонниками и Лениным. Плеханов был избран председателем съезда, Ленин и П.А. Красиков заместителями председателя. Основное неприятие будущих меньшевиков, да и Плеханова тоже, вызвал предложенный Лениным пункт программы партии о диктатуре пролетариата. Мартов, Аксельрод, Засулич выступили против этого положения. Они считали его принципиально неверным. Выступали Мартов и его сторонники также и за более либеральный прием новых членов в партию, чем предлагал Ленин. Последний стремился превратить партию в некий закрытый «орден меченосцев». Ленин стремился создать боевую, сплоченную и дисциплинированную революционную партию. Именно такую партию большевиков Ленин и создал в итоге. Плеханов как патриарх социал-демократического движения, как председатель съезда придерживался центристской линии, чтобы избежать раскола. Сделать это, тем не менее, не удалось. Сторонников Ленина, получивших большинство мест в руководящих органах, стали называть с этого времени большевиками. А сторонников Мартова - меньшевиками.

Плеханов на II съезде в основном поддержал Ленина. Он был избран председателем Совета партии, ее руководящего органа, в который вошли пять человек.

После съезда Плеханов, обнаружив бившую через край нетерпимость Ленина по отношению к меньшевикам, его диктаторские замашки, потребовал возвращения бывших членов редакции в состав «Искры». В ответ несгибаемый Ленин вышел из состава редакции.

Уже к 1905 г. определилась полная идейная несовместимость Плеханова с Лениным. Поэтому нет ничего удивительного в том, что Плеханов оценил революцию 1905-07 гг. как трагическую авантюру Ленина и большевиков. Так оно, собственно, и было. Революция завершилась поражением восставших, казнями, тюрьмами, каторгой, ссылками, свертыванием либеральных реформ в стране. Жестокость и разбой породили только ответную жестокость и репрессии. К сожалению, эта революция, эти бунты ничему не научили императора Николая II. И он повел Россию своей неуверенной и слабой рукой прямиком к гражданской войне.

Во время первой мировой войны Георгий Плеханов занял патриотическую позицию. Он призывал к защите отечества, к победе над Германией и ее союзниками. Ленин и большевики призывали к поражению России в войне, за что общественность окрестила их германскими шпионами и предателями.

Свершилась Февральская революция, и Георгий Плеханов вернулся 31 марта 1917 г. после долгой эмиграции в Россию. Родина встретила патриарха российского социал-демократического движения довольно прохладно. Плеханов к этому времени был уже почти одинок. Он не создавал и не создал партию под себя. Ему некому было организовать многолюдную и восторженную встречу. «Апрельские тезисы» Ленина Георгий Плеханов назвал бредом. Он опубликовал статью «О тезисах Ленина и о том, почему бред бывает подчас интересен». В этой статье Георгий Плеханов в резкой форме выступил против планов вооруженного захвата власти большевиками.

Плеханов продолжал в течение бурного 1917 года занимать жесткую патриотическую позицию «войны до победы». Многие из его многолетних соратников по социал-демократическому движению, как, например, меньшевик Юлий Мартов, не разделяли его твердую и ясную позицию. Они выступали за иллюзорное, нереальное решение проблемы войны и мира. Меньшевики-интернационалисты, и в их числе Мартов, предлагали социалистам всех стран объединяться и добиваться прекращения войны всеми странами одновременно. Идея была, возможно, благая, но не реализуемая на практике.

В июне - июле 1917 г. в Петрограде быстро нарастала угроза захвата власти большевиками и левыми эсерами. Большевики под руководством Ленина целенаправленно и профессионально вели подготовку к вооруженному перевороту.

К Плеханову, как к патриоту, крупному мыслителю и философу, старейшему социал-демократу, зачастили в гости социалисты, представители правых партий, военные и просто патриоты. Его навестили председатель Госдумы Родзянко, адмирал Колчак и даже черносотенец Пуришкевич, убивший Григория Распутина. Все они прощупывали почву о возможности назначения умеренного и прагматичного Георгия Плеханова председателем Временного правительства. А энергичный и решительный бывший эсер-боевик, а ныне военный министр Борис Савинков в октябре напрямую сделал Плеханову это предложение. Но Плеханов отказался, заявив: « Я сорок лет отдал пролетариату и не буду его расстреливать даже тогда, когда он идет по ложному пути».

После Октябрьского переворота Георгий Плеханов вместе с Засулич и Дейчем обратился с «Открытым письмом к петроградским рабочим». Они пророчески предрекли гражданскую войну, разруху, неисчислимые беды, которые вскоре пали на страну и ее граждан.

Уже на следующий день после публикации этого письма на квартиру, где остановился Плеханов с женой Розалией Марковной, пришли вооруженные матросы. Они произвели обыск, угрожали расстрелом. Цель этой наглой устрашающей акции большевиков, санкционированной Лениным, была очевидна: запугать и подавить старейшего социал-демократа России. Заставить его вновь покинуть родину. Владимир Ленин преподал наглядный урок одному из своих самых способных учеников - Иосифу Сталину, как надо беспощадно расправляться со своими идейными противниками.

Плеханов вынужден был уйти в подполье, затем он уехал в Финляндию. Оказавшись вновь на чужбине, Георгий Плеханов тяжело заболел. Он был потрясен случившимся. Вскоре его не стало.

Георгий Плеханов пророчески предвидел итоги исторической авантюры Ульянова-Ленина. Либералы, над которыми так издевался в своих работах Ленин, во всем мире сумели построить демократические общества с развитыми системами социальной защиты своих граждан. Социал-демократы, которых ненавидел и преследовал Ленин, сумели создать государственные системы, близкие по воплощению к лучшим замыслам классиков социализма. Ленин же с помощью своих псевдонаучных идей и «учений» о диктатуре пролетариата и перерастании буржуазной революции в пролетарскую насильно свернул