Сценарий осеннего конкурса чтецов в детском саду. Конкурс чтецов «Золотая осень

Образовательные области:

  • познание
  • коммуникация
  • чтение художественной литературы

Виды деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская, чтение художественной литературы.

Цель: повторить и закрепить изученный материал по теме осень». Продолжать формировать положительное отношение к логопедическим занятиям

Задачи:
1.Образовательные: повторить признаки осени, закрепить умение употребления в речи антонимов, формировать умение образовывать имена прилагательные от существительных, знакомство с картинами И. И. Левитана «Золотая осень» и А. М. Грицая «Первый снег. Поздняя осень», знакомство с фразеологизмом «золотая осень», совершенствование связной речи

2. Развивающие: развитие диафрагмально- реберного дыхания, артикуляционной и общей моторики, уточнение, обогащение и активизация словарного запаса, развитие фонематического слуха, совершенствование грамматического оформления речи, развитие внимания, воображения, словесно-логического мышления, развитие навыков выразительного чтения стихотворений, развивать навыки самоконтроля за речью, активизировать творческие способности.

3. Воспитательные: воспитывать умение выслушивать других, не перебивать их речь, прививать интерес к художественной литературе.

Формы работы: беседа, отгадывание загадок, игры с правилами, чтение, драматизация.

Ход

(Дети входят в зал: между деревьев ходит Осень)

Осень: -Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть в моем осеннем лесу. Догадайтесь кто я:

Несу я урожаи, поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю,
Но не касаюсь сосен и зовусь я…ОСЕНЬ.
Молодцы! Действительно,
Я – осень золотая!
Поклон вам, мои друзья,
Давно уже мечтаю
О встрече с вами я.

Поверьте, без дела сидеть я не люблю,
И зиму я кормлю и весну кормлю:
Золотой рекою теку я в закрома,
караваем душистым вхожу я в дома,

Гроздья спелой рябины-сережки мои,
А седые дожди-то мои соловьи.
А что вы знаете обо мне? Какие признаки осени известны вам, ребята?

Дидактическая игра «Назови наоборот».
— Тогда сначала предлагаю поиграть в игру. Я говорю предложение, а вы подбираете противоположные по смыслу слова. Например: осенью солнце светит ярко — тускло.

  • Птицы прилетают.
  • Редко идет дождь.
  • Листья распускаются.
  • Дни стали длиннее.
  • Дует теплый ветер.

Дыхательная гимнастика.
-Вот гуляю я по осеннему лесу, любуюсь им. Посмотрите, ребята как красиво в лесу. А как свеж и чист воздух в лесу. Вдыхаем аромат леса (вдох носом, выдох через рот). Дует легкий осенний ветерок (на длительном выдохе произносим У-У-У). Заблудились мы в лесу, закричали мы: «АУ!» (сначала громко, затем тихо). Осенние листочки на веточках висят, осенние листочки с нами говорят.(Произнести ряд гласных на одном выдохе: А-О-У-И)

— Какой ветер поднялся в лесу! Это мой друг Осенний ветерок хочет с нами погулять по лесу.

Ветер: — Здравствуйте, ребята. Вы узнали меня? Я осенний ветерок. Я очень люблю шалить и озорничать, а особенно мне нравится дуть на деревья и смотреть как осыпаются листочки.

Игра «Листочки».

Дует, дует ветер, дует, задувает.
(Покачать руками из стороны в сторону).

Желтые листочки с дерева срывает.
(Кружимся на месте).

И летят листочки,
Кружат по дорожке.
(На носочках бежим по кругу)

Падают листочки
Прямо нам под ножки.
(Приседаем).

Осень: — Полетели листочки с деревьев, а как называется это явление? (Листопад). Давайте последим глазками за листочками и определим с каких деревьев эти листочки. Это какой листик падает? (Березовый,…).

Ребята, а у всех деревьев листья опадают?

Как называются деревья, у которых листва не опадает? (Хвойные).

Дидактическая игра «Найди звук».

Вот у нас листочки опали и лежат на земле, но листочки необычные, на них картинки. Поиграем? Найдите картинки со звуком «ш» и со звуком «с».

— А что это под листочками? (грибы). Давайте их соберем, но собирать будем необычно, а с помощью артикуляционной гимнастики.

Артикуляционная гимнастика.

1. «Корзина» — возьмем корзиночку и отправляемся за грибами.

2. «Ручеек» — а вот бежит холодный ручеек.

3. Теперь мы поднимаемся на пригорок, затем спускаемся в ложбинку.

4. «Гриб» — а вот и полянка с грибами. Сколько их много, здесь и лисички, и грузди, и подберезовики.

5. Насобирали мы целую корзину грибов «корзина».

Осень: — Послушайте, ребята, кто это фыркает?

Ежик : — Здравствуйте, ребята, а что вы делаете в нашем лесу? Нравится вам здесь? Я вижу, что сама Осень позвала вас полюбоваться лесом. А я услышал ваши голоса и прибежал к вам. Мне одному скучно, давайте поиграем с вами. Я говорю предложение, а вы отвечаете так это или нет?

  • Осенние месяцы — февраль, июнь, март.
  • Осенью дети надевают панамки, шорты, сандалии.
  • Осенью птицы улетают на юг.
  • Осенью погода ясная, солнечная и теплая.
  • Когда бывает такая погода: ранней или поздней осенью?

Осень :- Ребята, я бываю разная: бываю радостная, щедрая, добрая. Тогда меня называют ранняя осень или Золотая. Как вы думаете, почему говорят «золотая осень»? Многие художники восхищались мной и изображали на своих полотнах. Вот, например, И. Левитан так и назвал свою картину «Золотая Осень».

Здесь мало увидеть,
Здесь нужно всмотреться,
Чтоб ясной любовью
Наполнилось сердце.

Здесь мало услышать,
Здесь вслушаться нужно,
Чтоб в душу созвучья
Нахлынули дружно.

— Как вы думаете, почему художник назвал картину «Золотая осень»? Какое настроение вызывает у вас эта картина? А теперь послушайте, какая я в другом стихотворении.

Ласточки пропали,
А вчера с зарей
Все грачи летали.
Да как сеть мелькали
Вон над той горой.
С вечера всё спится,
На дворе темно.
Лист сухой валится,
Ночью ветер злится
Да стучит в окно…

— Здесь я грустная, печальная. Посмотрите на картину «Ранний снег. Поздняя осень» Александра Михайловича Грицая.

Какое настроение она вызывает?

— Очень много картин и музыкальных произведений посвятили мне — Осени, но, наверное, еще больше меня восхваляли поэты: такую разную – веселую и грустную, раннюю и позднюю.

Ёжик : — А давайте, ребята, мы проведем конкурс чтецов и послушаем произведения об Осени. А я и Ветерок будем членами жюри.

Осень : — Первая номинация «Стихи собственного сочинения».

Ярошенко Настя «Осень».

Осень наступила, высохли цветы,
И глядят уныло голые кусты.
Туча небо кроет, солнце не блестит,
Ветер в поле воет, дождик моросит…
Зашумели воды быстрого ручья,
Птички улетели в теплые края.

Хомякова Виктория«Наступила осень».

Наступила осень,
От лета ни следа,
Птицы улетели
В теплые края.

Натяну сапожки,
По лужам пробегу,
Листья золотые
В охапку соберу.

Наступила осень,
От лета ни следа,
Но и осень тоже
Отличная пора!

Казакова Валерия.

Листья резные
Разноцветные, шальные
Быстро полетели
На пенечки сели.

Наклонилась я туда
Опят целая семья.
Рядом лисички
Желтые сестрички.

Песня «Осень»

Вторая номинация «Поэтические произведения».

1. Азманов Тимофей. Марина Ходякова «Если на деревьях листья пожелтели».

Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далекий птицы улетели,
Если небо хмурое,
Если дождик льется
Это время года – Осенью зовется.

2. Гиматдинов Артур со стихотворением Сергея Есенина «Нивы сжаты, рощи голы».

Нивы сжаты, рощи голы,
От воды туман и сырость
Колесом за сини горы
Солнце тихое скатилось.
Дремлет взрытая дорога,
Ей сегодня примечталось,
Что совсем, совсем немного
Ждать зимы седой осталось.
Ах и сам я в чаще звонкой
Увидал вчера в тумане:
Рыжий месяц жеребенком
Запрягался в наши сани.

3. Телегина Вероника. Евгения Трутнева «Осень».

Стало вдруг светлее вдвое,
Двор как в солнечных лучах —
Это платье золотое
У березы на плечах
Утром мы во двор идем,
Листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят…
Пролетают паутинки
С паучками в серединке,
И высоко от земли
Пролетают журавли.
Всё лети! Должно быть это
Пролетает наше лето.

4. Филимонов Данил. Владимир Степанов «Воробей».

Заглянула осень в сад —
Птицы улетели.
За окном с утра шуршат
Желтые метели.
Под ногами первый лед
Крошится, ломается.
Воробей в саду вздохнет,
А запеть — стесняется.

5. Савина Алена. Иван Бунин «Листопад».

Лес, словно терем расписной
Лиловый, золотой. Багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой…

6. Рожкова Алена. Елена Благинина «Золотая осень».

Наша осень, правда, золотая,
Как её иначе назову?
Листья помаленьку облетая,
Устилают золотом траву.
Солнышко то спрячется за тучей,
То раскинет желтые лучи.
И сидит поджаристый, пахучий,
С золотистой коркой хлеб в печи.
Яблоки, скуластые, крутые,
То и дело шлепаются вниз,
И зерна потоки золотые
Из колхоза морем разлились.

7. Морозов Алексей. Леонид Нелюбов «На дороге, на тропинке».

На дороге на тропинке
Потерял листочки лес.
Паучок по паутинке
Мне за шиворот залез.
Уж темнее стали ночи
И не слышно дятла стук.
Чаще дождик ветви мочит,
Раздается грома звук.
По- утру уже на луже
Появился первый лед.
И снежок легонько кружит —
Знать мороз в пути идет.

Инсценированка басни.

Осень: — Пока жюри подводит итоги, я предлагаю посмотреть басню «Стрекоза и муравей» и подумать, почему муравей поступил именно так?

Как вы считаете прав муравей? Почему он не пустил стрекозу? А как звери, насекомые и птицы готовятся к зиме?

Игра «Лишнее слово».

  • Дуб, рябина, осень, осина.
  • Дождь, град, снег, земля.
  • Медведь, кошка, лиса, заяц.
  • Весна, лето, вода, зима.

Награждение.

Осень: — Молодцы, ребята, я очень рада, что вы сегодня со мной прогулялись по осеннему лесу. А кто запомнил, что такое листопад? Какие осенние месяцы знаете? Почему меня иногда называют Золотая осень? Я, ребята, хочу вам тоже сделать небольшой сюрприз от меня. Он ждет вас в группе. До свидания, ребята!

Презентация к мероприятию.

Статья размещена в авторской редакции.

Внеклассное мероприятие по литературному чтению на тему «Золотая осень» (Конкурс чтецов)

Цель: совершенствование навыка выразительного чтения; пропаганда чтения среди детей; расширение читательского кругозора детей; развитие у детей навыков адекватного восприятия печатной информации; повышение общественного интереса к библиотекам.

Задачи:

    Прививать интерес к творчеству писателей; приобщать детей младшего школьного возраста к художественному слову;

    Способствовать развитию выразительных навыков, автоматизации

поставленных звуков; совершенствовать выразительность речи детей;

развивать артистические способности;

    Организовать досуг детей, доставить детям радость от собственных успехов. воспитывать нравственно – патриотические чувства и любовь к родной природе.

Материалы к мероприятию: презентация, компьютер, мельтимедийный проектор, экран, грамоты, призы, записи песен, мультфильм, воздушные шары.

Ход мероприятия.

Ведущий.

Здравствуйте ребята!

«Вот и осень пришла,

Как бы мы не хотели

Это лето продлить,

Отодвинув метели.

Но не стоит грустить,

Осень тоже прекрасна,

Без нее скучно жить,

Это каждому ясно!»

Ведущий.

Ребята, наше сегодняшнее мероприятие посвящено замечательной теме «Золотая осень». Как вы думаете, почему мы дали такую тему? (Ответы детей)

Осень - это время года, когда происходят удивительные чудеса – модница Осень рассыпается самыми необыкновенными цветами. И сегодня, ребята, у вас есть прекрасная возможность полюбоваться на это чудо и насладиться яркими осенними красками.

(Просмотр слайд фильма: осенние пейзажи + инструментальная музыка).

Девиз: «Осень чудесной рукой книги рисует обложку. Радость, блаженство, покой на золотистой дорожке».

Ведущий:

Волшебница Осень

К нам в гости пришла,

Чудесные краски она принесла.

Раскрасила листья,

Цветы и траву,

Как будто к нам сказка пришла наяву!

Березка в листву

Золотую одета,

Стоит одиноко на краешке лета,

Не шепчется больше

С рябинкой – соседкой,

Боится вздохнуть,

Чтоб не дрогнули ветки.

Ведущий:

Ребята, а сейчас мы начинаем наш конкурс чтецов. Все вы приготовили стихи про осень. И нам просто не терпится их послушать. Я хочу представить вам наше жюри: Стерликова Татьяна Станиславовна, Ширина Александра Владимировна и Толмачева Светлана Юрьевна. Эти люди будут оценивать ваше умение читать выразительно и красиво стихи и в завершении мероприятия определят лучших. Ребята, мы от всей души вам желаем хорошего настроения и удачи. Начинаем наш конкурс чтецов «Золотая осень» !

Ученик 1

Ученик 2

Ученик 3

Ученик 4

Ученик 5

Ведущий:

Осень – славная пора!

Очень любит детвора

Сливы, груши, виноград –

Все поспело для ребят.

И арбуз, увидев важный,

Оживится детвора –

И радушно скажет каждый:

«Здравствуй, осени пора!»

А мы продолжаем.

Ученик 6

Ученик 7

Ученик 8

Ученик 9

Ученик 10

Ведущий:

Осень, красавица ласково-рыжая,

Пёстрым огнем полыхает и пляшет,

В этой красе непременно услышу я

Музыку листьев в полете звенящих.

Музыка робко с душой повстречается,

Светом нахлынет и крылья подарит.

Ветер прозрачный с душой обвенчается,

Лёгким дыханием в небо отправит.

В танце оранжевом, медленно-плавном

Лист закружится, огнем раскаленный.

Осень и Музыка – самое главное:

Красно-желтый полет над землею…

Ведущий:

Ученик 11

Ученик 12

Ученик 13

Ученик 14

Ученик 15

Ведущий:

Ребята, а сейчас мы немного отдохнем и по разгадываем загадки.

Загадки

    Осень в гости к вам пришла и с собою принесла… Что?

Скажите наугад? Ну конечно…(листопад).

    Мочит поле, лес и луг, город, дом и все вокруг!

Облаков и туч он вождь, ты же знаешь, это … (дождь).

3. У кого одна нога, да и та без башмака? (гриб)

4. Круглое, румяное красуется на ветке, любят его взрослые и маленькие детки. (яблоко)

5. Холода их так пугают – к теплым странам улетают, петь не могут, веселиться, собрались все в стайки… (птицы)

6. Солнца нет, на небе тучи, ветер сильный и колючий, дует так, спасенья нет! Что такое? Дай ответ! (осень).

Ведущий:

А теперь продолжим наш конкурс

Ученик 16

Ученик 17

Ученик 18

Ученик 19

Ученик 20

Ведущий:

Вот и закончился наш конкурс, а пока жюри подводит итоги, мы с вами посмотрим интересный мультфильм про осенние краски.

Викторина

Давайте, ребята, проведем с вами осеннюю викторину:

1. Какой зверь сушит себе на деревьях грибы? (белка делает запасы на зиму).

2. Листья, каких деревьев осенью делаются красными? (осина, клен, рябина).

3. У какого животного осенью в листопад появляются детёныши, и как их называют? (у зайца, зайчат называют «листопадничками»).

4. Какая кошка живет в лесу? (рысь).

5. Куда осенью исчезают лягушки? (они зарываются в тину, в ил, мох и так зимуют).

Ведущий:

Итак, ребята итоги подведены, я приглашаю для награждения наше жюри.

Награждение

Ведущий:

Будьте здоровы,

Живите богато,

И яблоки ешьте

И в доме и в хате.

Пусть будут в садочках

Да яблоки сладки,

И в жизни пусть будет

Всегда да все гладко.

Еще пожелать вам

Немного осталось:

Чтоб в день хоть по яблоку

Вам доставалось.

А если, на счастье,

И два вам прибудет,

То знайте, что доктор

Про вас позабудет!

До свидания!

Спасибо за внимание!

Для старших дошкольников «Осенний маскарад»

Цель : воспитывать интерес детей к поэзии, к выразительному, образному слову.

Ход занятия

Состав жюри: воспитатели, родители, ребенок-выпуск- ник, учитель из школы.

I. Вводное слово воспитателя.

Сегодня у нас проводится конкурс на лучшего чтеца стихотворения о прекрасной поре - золотой осени. Многие писатели посвятили свои произведения описанию осенней природы нашей родины. Растительный мир - это украшение нашей планета, ее дыхание, ее жизнь. Природа хороша по-своему во все времена года. Но особенно волшебными красками украшает мир растений художница Осень, поэтому часто осеннюю пору сравнивают с маскарадом, где тоже можно наблюдать изобилие всевозможных красок и цветов.

Раздается стук в дверь. Входит мальчик в огромным письмом. Достает его из пестрого конверта, читает: «Требуется хоровая декламация».

На сцену выходят чтецы.

1-й ребенок.

Природа и Родина неотделимы,

Краски осенние неповторимы.

Красные кисти рябины пылают,

Листья-монетки с березы слетают.

2-й ребенок.

Полюбуйтесь, маскарад!

Лес меняет свой наряд.

Снял зеленый - мерит новый:

Желтый, красный и лиловый,

Собирается на бал!

3-й ребенок.

Закружился клен с осиной,

Утки крячут над лозиной.

Лес танцует...

Вдруг - устал.

Дни бегут за днями следом,

Лес утих и поредел.

Притворился старым дедом...

Поседел... Похолодел...

Вл. Приходъко

В записи слышен шум дождя.

4-й ребенок.

Мокрая песенка

День выдался плакучий,

По небу плыли тучи,

С осины и березы

Текли ручьями слезы.

Водой сочились травы,

Наполнились канавы,

В саду одни улитки

Не вымокли до нитки.

И тучи удивились,

И тучи расступились,

И в синие оконца

Метнуло стрелы солнце.

В. Викторов

В записи слышны крики птиц. Особенно выделяется курлыканье журавлей.

5-й ребенок.

Поля на время опустели,

Моторы сильные молчат,

Скворцы которую неделю

Готовят в дальний путь скворчат.

А мы богатым урожаем

Им всем обязаны чуть-чуть,

Их в край далекий провожаем

И ждем уже в обратный путь.

М. Садовский

Звучит музыка П. И. Чайковского: «Времена года», тема «Осень».

Воспитатель . Золотой осени посвятили свои стихи многие поэты и писатели. Вот как об этом пишет поэт И. Бунин.

Листопад

6-й ребенок.

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют,

А между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца...

И Осень тихою вдовой

Вступает в пестрый терем свой.

7-й ребенок.

Сегодня на пустой поляне,

Среди широкого двора

Воздушной паутины ткани

Блестят, как сеть из серебра.

Сегодня целый день играет

В дворе последний мотылек

И, точно белый лепесток,

На паутине замирает,

Пригретый солнечным теплом;

8-й ребенок.

Сегодня так светло кругом,

Такое мертвое молчанье

В лесу и в синей вышине,

Что можно в этой тишине

Расслышать листика шуршанье.

И. Бунин

Воспитатель . Пушкин очень любил осень. Вот одно из его стихотворений.

Девочка.

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса -

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы.

Звучит музыка из альбома П. И. Чайковского «Времена года», пьеса «Октябрь».

Воспитатель . О дивной красоте золотой осени рассказывали в своих произведениях не только писатели и поэты, но и изображали на картинах русские художники. Например, осени посвятил свои картины И. Левитан. Солнечным желтым цветом пронизаны его картины об осени.

9-й ребенок.

Красавица осень разбрызгала сказки.

Небесная просинь как будто из сказки.

Лиловая липа и пламень осины,

Прощальные клики семьи журавлиной.

Листает октябрь золотые страницы,

А белым березкам зима уже снится.

Н. Никулин

Воспитатель . Еще в лесу можно встретить цветы ромашки, одуванчика. А на клумбах города гордо качают своими головками цветы астры.

10-й ребенок.

Астра

Осень над парком тенистым... Ложится

Золото кленов на воды пруда.

Кружатся листья... Умолкнули птицы,

В похолодавшее небо глядится

Астра, лучистая астра - звезда.

Астру с прямыми ее лепестками

С древних времен называли «звездой».

Так же и вы называли и сами,

В ней лепестки разбежались лучами

От сердцевинки совсем золотой.

Вс. Рождественский

В записи звучит песня из репертуара группы «ДДТ»; поет Ю. Шевчук, песня «Осень».

II. Итоги занятия.

Дети обмениваются мнениями с воспитателем о занятии.

Жюри подводит итоги, определяя победителей конкурса. Награждение дипломами и призами участников конкурса.

Конкурс стихов в детском саду

«Приходи к нам осень в гости»

Цели:

привлечь внимание родителей к проблеме декламирования стихов, как

к одному из условий совершенствования речевой деятельности;

формировать способности детей к выразительному чтению наизусть,

развитию поэтического слуха, умение понимать музыкальность

поэтической речи; чувствовать и отображать поэтические образы;

воспитывать эстетический вкус; к поэтическому жанру

художественной литературы.

Материалы: картинки: рябина – корзина, грибок – кузовок, опята – ребята,

урожай – каравай, плоды – сады, дворник – садовник, дождинка – снежинка,

дорожки – ножки, ладошки – сапожки, картина – осина, берёзы – слёзы,

паучок – старичок. Три корзины, дары осени (садов, огородов, леса).

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Ведущий. Здравствуйте, дорогие гости. Добрый вечер, ребята. Мы сегодня в

этом зале собрались, чтобы порадовать друг друга умением рассказывать

стихотворения и возможно среди вас найдутся те кто делает это особенно

хорошо. Стихи сегодня прозвучат очень разные, но все посвящены одному

времени года. Какому? Вы узнаете, отгадав загадку:

Пусты поля,

Мокнет земля,

Дождь поливает.

Когда это бывает?

Ведущий. Правильно, это – осень. Она дарит нам необыкновенную красоту.

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса -

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса.

Ведущий. Вот как красиво и проникновенно об этом времени года говорит

поэт А.С. Пушкин. Я думаю, вы тоже сможете заворожить всех чтением

стихов об осени. А мы будем слушать тихо и внимательно. Ну, а вы будете

Сысоева Соня из группы №4

Капустина. Осень

В золотой карете,

Что с конём игривым

Проскакала осень

По полям и нивам.

Добрая волшебницаВсё переиначила

Ярко-жёлтым цветом

Землю разукрасила.

С неба сонный месяц

Чуду удивляется –

Всё кругом искрится

Всё переливается.

Ведущий. Как называется следующее стихотворение вы узнаете,если

закончите строчку:

Зелены лишь иглы сосен

Красить их боится… (осень)

Ведущий. Правильно, ребята, это осень. Прочитает стихотворение об осени

______________________________________________________

Дарит осень чудеса

Да ещё какие!

Разнаряжены леса

В шапки золотые.

На пеньке сидят гурьбой

Рыжие опята.

И паук – ловкач, какой!

Тянет сеть куда-то.

Дождь и сонная трава

В сонной чаще ночью

Непонятные слова

До утра бормочут.

Ведущий.________________________________ тоже прочитает

стихотворение об осени

Осень длинной тонкой кистью

Перекрашивает листья

Красный, жёлтый, золотой,

Как хорош ты, лист цветной!

А ветер щёки толстые

Надул, надул, надул

И на деревья пёстрые

Подул, подул, подул.

Красный, жёлтый, золотой,

Облетел весь лист цветной!

Как обидно,как обидно

Листьев нет лишь ветки видно.

Ведущий. _____________________________ расскажет, что происходит

осенью в природе.

Алексей ПлещеевОСЕНЬ

Осень наступила,

Высохли цветы,

И глядят уныло

Голые кусты.

Вянет и желтеет

Травка на лугах,

Только зеленеет

Озимь на полях.

Туча небо кроет,

Солнце не блестит,

Ветер в поле воет,

Дождик моросит..

Зашумели воды

Быстрого ручья,

Птички улетели

В теплые края.

Ведущий. О том, как красиво осенью прочитают стихотворения

________________________________________________________

Осень

И. Винокуров

Ходит осень

В нашем парке,

Дарит осень

Всем подарки:

Бусы красные –

Рябине,

Фартук розовый –

Осине,

Зонтик желтый –

Тополям,

Фрукты осень

Дарит нам.

Осень

Иван Демьянов

На кусте-кусточке -

Жёлтые листочки,

Виснет тучка в просини, -

Значит, дело к осени!В красных листьях бережок.

Каждый листик - как флажок.

Стал наш парк осенний строже.

Бронзой весь покроется!

Осень, кажется мне, тоже

К октябрю готовится...

В красных листьях бережок.

Каждый листик - как флажок!

Ведущий. Отгадайте-ка, ребятки вот такую вот загадку:

Его весной и летом

Все видели одетым,

А осенью с бедняжки

Содрали все рубашки.

Догадались? Правильно, это – дерево. Как раз о деревьях пойдёт речь в

следующем стихотворении. Его прочитает

_____________________________________________

Осень

Берёзы косы расплели,

Руками клёны хлопали,

Ветра холодные пришли,

И тополи затопали.

Поникли ивы у пруда,

Осины задрожали,

Дубы, огромные всегда,

Как будто меньше стали.

Всё присмирело, съёжилось

Поникло, пожелтело.

Лишь ёлочка пригожая

К зиме похорошела.

Ведущий. О том, что означает слово «осень» прочитает ________________

М.Садовский

Осень

Осень – жёлтенькое слово жёлтенькой картинки,

Потому что пожелтели листья на осинке.

Осень ласковое слово – тёплые денёчки

Потому что солнце дружит с лёгким ветерочком.

Осень вкусненькое слово, варятся варенья

Потому что фруктов много, много угощенья.

Осень –радостное слово, вновь друзья встречаются

Потому что снова в школу – вот как получается.Ведущий. Следующее стихотворение про осень прочитает

_______________________________________

Осенью

А. Ефимцев

В журавлином небе

Ветер тучи носит.

Шепчет верба вербе:

"Осень. Снова осень!"

Листьев желтый ливень,

Солнце ниже сосен.

Шепчет ива иве:

"Осень. Скоро осень!"

На кустарник иней

Белый плач набросил.

Шепчет дуб рябине:

"Осень. Скоро осень!"

Шепчут елям ели

Средь лесного бора:

"Скоро заметелит

И завьюжит скоро!"

Ведущий. Правда, замечательные стихотворения поэты для нас придумали.

Такими красивыми стихотворения делают рифмы. А вы умеете подбирать

рифмы? Сейчас мы это проверим.

Рябина – корзина; грибок – кузовок; опята – ребята; урожай – каравай; плоды

сады; дворник – садовник; дождинка – снежинка; дорожки – ножки;

ладошки – сапожки; картина – осина; берёзы – слёзы; паучок – старичок.

Ведущий. Молодцы, ребята, умеете сочинять стихотворения. А сейчас

послушайте загадку:

Листьев летящих парад

Словом осенним зовем… (листопад)

Ведущий. Снова верно рифму нашли. Между прочим, следующее

стихотворение тоже называется «Листопад». А прочитает его

_____________________________________

Листопад

Листопад, листопад,

Листья жёлтые летят,

Жёлтый клён, жёлтый бук,

Жёлтый в небе солнца круг.

Жёлтый двор, жёлтый дом.Вся земля желта кругом

Желтизна, желтизна,

Значит, осень – не весна.

Ведущий. _________________________ называет в своем стихотворении

листья озорниками. Давайте послушаем его.

Озорники

Закружился надомной

Дождь из листьев озорной

До чего же он хорош!

Где такой ещё найдёшь –

Без конца и без начала?

Танцевать под ним я стала,

Мы плясали, как друзья –

Дождь из листиков и я!

Ведущий. О листопаде прочитает стихотворение _______________________ ,

но оно называется немного по-другому «Листоход»

Листоход

В. Шульжик

Рыжий дождик валит с небосвода,

Ветер рыжие листья несёт...

Листопад,

Смена времени года,

Листоход на реке, листоход.

У реки подмерзают бока,

И от инея некуда деться.

Лисьей шубой накрылась река,

Но дрожит

И не может согреться.

Ведущий. Падают, падают листья

В нашем саду листопад….

Так начинается стихотворение, которое прочитает

______________________________

Ведущий.Ребята, а вы знаете, что может быть осенним? Давайте поиграем в

такую игру. (Игра с мячом). Я буду вам бросать мячик и говорить слово

«осенний», а вы поймав мяч двумя руками должны быстро сказать, что

может быть осенним (листок, ветерок, дождик, день, месяц)

Ведущий.Немного поиграли и вновь к стихам. Закончите строчку:Не пробьётся солнца луч

Из-за толстых серых…

Тучи хоть и серые и мрачные, но и они развлечь могут. Об этом

прочитает______________________________

Д.Лунин Тучи

Туча – кошка,хвост трубой,

Туча с длинной бородой,

Туча – лошадь, туча – жук

А всего их двести штук.

Бедным тучам очень тесно,

Нету тучам в небе места,

Перессорятся все вместе

А потом заплачут вместе

И кричит внизу народ:

«Разбегайся, дождь идёт!»

Ведущий. Ребята, отгадайте загадку:

Он всюду: в поле и саду,

А в дом не попадёт

И никуда я не пойду,

Покуда он идёт.

Ведущий.Правильно. Это дождь. Послушайте стихотворение и об этом

явлении природы.

Его прочитает

_________________________________________________________________

Дождик

Р. Сеф Дождик,

Дождик моросит

Осенний.

Сеет дождик через сито

Дым серый.

Дождь - художник:

Он рисует

Лужи,

И на трубах он играет

Не хуже.

Вот и серый снег пошел,

Лег густо.

До чего же хорошо

И грустно.Ведущий. Стихотворение про дождик читает

__________________________________

Летят дождинки

Иван Демьянов

Летят, летят дождинки,

Не выйдешь из ворот.

По вымокшей тропинке

Сырой туман ползет.

У погрустневших сосен

И огненных рябин

Идет и сеет осень

Душистые грибы!

Стихотворение «Дождь по улице идет» -

прочитает_____________________________________

Ведущий. Расставляет три корзины на которых картинки сада, огорода и

леса, и рассыпает картинки или муляжи «даров природы»: фрукты, овощи,

грибы. Детей делят на три команды.

Ребята, задача каждой команды собрать «дары природы» в те корзины с

изображением места где они выросли. Выигрывает та команда, которая

справится быстрее.

Ведущий. Ну вот и закончился конкурс чтецов. Много стихотворений было

прочитано сегодня. (Обращается к зрителям) Ребята, какое стихотворение

вам понравилось больше всех? Кто читал лучше всех? (Ответы детей).

Ведущий. А сейчас мы всех участников конкурса наградим грамотами и

сладкими призами

Награждение победителей и участников

Ведущая: Добрый день, дорогие друзья! Мы рады приветствовать вас, в нашем детском саду. У нас с вами необычная встреча, сегодня состоится конкурс чтецов, который посвящен прекрасному времени года - осени. Ее красоту музыканты воспевают в музыке, художники пишут картины, а поэты - стихи.

В городе осень командует бал.

Лист пожелтевший на землю упал,

Шалью пуховой плывут облака,

Рябью седою играет река.

Ветер по улицам бегает кросс.

Ласково шутит под утро мороз.

Ведущая: Ребята,а вы знаете о каком городе идет речь?

(о Волоколамске)

Вот и в наш город осень пришла незаметно. Разная она бывает-веселая и грустная, солнечная и пасмурная, с дождичком и мокрым снегом, холодными ветрами и заморозками.

А давайте вспомним ее месяца? (сентябрь, октябрь, ноябрь)

А вот у многих поэтов осень вызывала вдохновение.

Ребята, вы никогда не задумывались, почему серьёзные, взрослые люди сочиняют книги для детей: стихи, сказки, рассказы?__________ (ответы детей)

Правильно, ведь все взрослые были когда-то детьми, любили истории о сказочных превращениях и чудесах.

Звучит музыка. Входит фея Поэзия.

Фея: Здравствуйте, ребята и уважаемые взрослые! Вы догадались, Кто я? Зовут меня Фея «Поэзия», услышала я, что дети собрались участвовать в конкурсе чтецов,посвященному замечательному времени года-Осени. Мне так захотелось посмотреть и послушать стихи, которые они будут читать.
Ведущая: Ну что, ребята вы готовы?

Дети: Да!
Ведущая: Начинаем конкурс на лучшего чтеца и посмотрим, как вы умеете выразительно читать стихи. А наши гости будут членами жюри. Именно они решат, кто же из вас будет лучшим чтецом. Называю членов жюри:
Председатель жюри: ______________________________________
________________________________________________________
________________________________________________________
Ведущая: И, конечно же, наша дорогая Фея «Поэзия» скажет напутствующее слово конкурсантам.

Фея: Любите поэзию, милые дети,
Пусть будет красивою речь.
Стихов приоткроем сегодня секреты,
Мы в сердце поэтов будем беречь!

Всех вниманье обращаю:
На сцене не дрожать!
Стих выразительно читать,
Про красоту стиха не забывать!

Фея: В конкурсной программе нам никак нельзя без помощника. И сегодня им стал: «Поэтический альбом», в котором живут разные герои стихотворений. Давайте заглянем на первую страницу «Поэтического альбома».(Фея читает)

Помедли, осень, на опушке года-

С походкой мягкой рыжая лиса.

В такую пору мудрая природа

Нам в буднях открывает чудеса.

И вот сегодня нашу конкурсную программу открывает БОЛЬШАКОВА АРИНА(Евгения Трутнева « Сентябрь »)

ЖЕЛАНОВА ЯНА(Николай Светлячок «Наступает сентябрь»)

А теперь приглашается КРОНВАЛЬД СОФИЯ(Елена Гольцова

« Октябрь »)

Но иногда осень-время увядания природы-вызывает чувство печали и тоски.

Давайте откроем следующую страничку поэтического альбома.

И правда, у Осени бывает разное настроение и на какой-то срок появляется чувство бодрости, жизнерадостное настроение.

Продолжает наш конкурс ВОЛКОВА ПОЛИНА (Константин Бальмонт « Осень »)

ФЕДУЛОВА ДАША (Маргарита Ивенсен «Осень »)

ЕГОРОВА АНГЕЛИНА (Алексей Плещеев « Осень »)

Фея: Следующая страничка поэтического альбома открывается.

Под ногами шелестят желтые листочки,

Отцвели и засыхают поздние цветочки.

Улетают птичьи стаи,

Дальняя дорога.

В разноцветном сарафане осень у порога.

А нашу конкурсную программу продолжает ПРОХОРОВА АНЯ

(Евгения Трутнева « Листопад »)

….. такие замечательные строки посвятила Мария Сидорова этому времени года, и об этом нам прочитает ГУСЕВА КСЕНИЯ (Мария Сидорова «Нельзя нам на свете прожить без чудес…»)

Да, поздней осенью грустно видеть деревья без листвы, тучи, закрывающие солнце, сказочная природа увядает, красота осени уходит.

Давай те послушаем стихотворение, которое прочитает КУЦАЙ НЕЛЛИ (В.Авдиенко «Ходит Осень…»)

Фея: Замечательные стихотворения прочитали вы ребята. Ну, что - же перелистнем последний лист нашего поэтического альбома. Что мы видим?

(музыкальная пауза)

Ведущий: Вот именно сейчас наша конкурсная программа подошла к концу. Спасибо вам,ребята, за чтение красивых стихотворений. Ну а пока наше жюри подводит итоги, совещается,

Давайте мы с вами послушаем песню «Ах, какая Осень…» в исполнении подготовительных групп.

У меня для вас есть сюрприз, осенние загадки :

Пусты поля,

Мокнет земля,

Дождь поливает.

Когда это бывает?

(осенью )

Утром мы во двор идём -

Листья сыплются дождём,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят. (листопад )

Рыжий Егорка

Упал на озерко,

Сам не утонул

И воды не всколыхнул.

(осенний лист )

Кто всю ночь по крыше бьёт

Да постукивает,

И бормочет, и поёт, убаюкивает?

(дождь )

Тучи нагоняет,

Воет, задувает.

По свету рыщет,

Поет да свищет.

(ветер)

Не снег, не лед,

А серебром деревья уберет.

(иней )

Осень в гости к нам пришла

И с собою принесла.

Что? Скажите наугад!

Ну, конечно.

(Листопад )

Холода их так пугают,

К теплым странам улетают,

Петь не могут, веселиться

Кто собрался в стайки?.

(птицы )

Ведущий: Добрая фея «Поэзия» ,а у нас для тебя тоже есть подарок, дети старшей группы исполнят танец с листочками «Осенний листопад»

Спасибо вам ребята, мне очень понравились ваша песня и танец.

Давайте поиграем в игру «Собери грибы»

Какие же вы молодцы. Не только знаете стихотворения, но еще любите и поиграть, песни спеть и станцевать.

Ну вот,ребята, пришло время закрыть мой «Поэтический альбом »

Фея: Спасибо вам ребята за то, что вы дружите с поэзией, а она с вами.

Ведущая: Настало время подводить итоги нашего конкурса. Слово жюри!

Участники и победители конкурса награждаются дипломами……., подарками.