Конспект оод, старшая группа "перелетные птицы". «Перелетные птицы»

Цели:

1. Познакомить детей с понятиями: « лететь «клином», «цепочкой», «стайкой».
2. Расширить и закрепить представления детей о перелетных птицах: аисте, кукушке, соловье; о частях тела птиц.
3. Упражнять детей:
- в образовании сложных прилагательных;
- в составлении сложноподчиненных предложений.
4. Воспитывать у детей доброе отношение ко всему живому в природе.

Оборудование:

Иллюстрации перелетных птиц, аудиозапись голосов и пения птиц.

Предварительная работа:

Наблюдение за птицами во время прогулки; чтение стихов, рассказов о птицах.

Ход занятия:

1. Воспитатель читает стихотворение А.Плещеева:

Скучная картина!
Тучи без конца,
Дождик так и льется,
Лужи у крыльца,

Чахлая рябина
Мокнет под окном;
Смотрит деревушка
Сереньким пятном.

Что ты рано в гости,
Осень, к нам пришла?
Еще просит сердце
Света и тепла.

Ребята, скажите, пожалуйста, о каком времени года говорится в стихотворении? /Об осени/

Назовите, пожалуйста, характерные признаки осени? /Желтеет листва, идут моросящие дожди, улетают птицы/.
- А как называются птицы, которые улетают в теплые края и которые остаются? /Перелетные и зимующие/.
- Назовите перелетных птиц? /Ласточка, дятел, грач, цапля, журавль, скворец, жаворонок/.
- Отгадайте, пожалуйста, загадки:

1. Эта птица никогда
Для птенцов не вьет гнезда.
/Кукушка/

Послушайте, пожалуйста, как кричит кукушка. /аудиозапись/. Отгадайте следующую загадку.

2. Под крышей я леплю гнездо
Из комочков глины.
Для птенчиков стелю на дно
Пуховую перину.
/Ласточка/ /включается аудиозапись/

3. Это старый наш знакомый:
Он живет на крыше дома -
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту
за лягушками к болоту.
/Аист/ /аудиозапись/

Правильно вы отгадали, эти птицы тоже относятся к перелетным.
Соловей – маленькая птичка, имеет коричневое оперение, маленький клюв, хвост и лапки. Кукушка – небольшая птица, но крупнее, чем соловей, имеет пеструю окраску, длинный хвост, небольшой клюв. Кукушка, в отличие, от других птиц, никогда не вьет гнезда, а свои яйца откладывает в чужих гнездах, поэтому птицы вынуждены выводить и растить птенцов кукушки. Аист – большая птица белого цвета, с большим клювом.
- Назовите, пожалуйста, части тела птиц. /Туловище, голова, хвост, клюв/.
- У всех птиц одинаковое строение, но люди их называют по-разному, как же они их различают? /По оперению, внешнему виду, величине/
- Ребята, а почему птицы улетают в теплые края? /Потому что здесь наступают холода, зимой нет насекомых/.
- А как же они находят дорогу на юг и обратно сюда? /не знаем/. Оказывается, некоторые птицы улетают ночью, другие днем. Но перед полетом они совершают пробные полеты, больше обычного едят, нагуливают жирок – в полете им подкрепиться негде. В полете они ориентируются на звезды, а если небо затянуто облаками и звезд не видно, то они ориентируются на магнитные колебания Земли.
Вы обращали внимание, что некоторые птицы улетают «стайками», все вместе; некоторые, например, журавли, выстраиваются «клином» в виде треугольника; другие выстраиваются «цепочкой», в одну линию. Наверное, это зависит от повадок птиц: некоторым птицам нужны вожаки, которые показывают дорогу.

Физминутка «Птицы»

/загибаются пальцы обеих рук/

Пой–ка, подпевай-ка,
Десять птичек – стайка,
Эта птичка – воробей,
Эта птичка – совушка,
Сонная головушка.
Эта птичка – свиристель,
Эта птичка – коростель,
Эта птичка – скворушка,
Серенькое перышко.
Эта – зяблик,
Эта – стриж,
Эта – развеселый чиж.
Ну а эта – злой орлан,
Птички, птички, по домам.
/руки за спину/

Упражнение «Отгадай и присядь»

Ребята, сейчас я буду называть перелетных и зимующих птиц, если вы услышите название зимующей птицы, то присядьте; а если название перелетной, то машите руками. Ворона, соловей, дятел, сорока, голубь, ласточка, синица, грач, скворец, снегирь, аист, журавль, воробей, цапля и др.

Упражнение «Скажи одним словом»

Ребята, встаньте, пожалуйста, в круг. Я буду бросать вам мяч, а вы мне будете его возвращать с ответом.

У аиста длинные ноги, он какой? … /длинноногий/.
У аиста длинный клюв, он … /длинноклювый/.
У ласточки длинный хвост, она … /длиннохвостая/.
Ласточка любит тепло, она … /теплолюбивая/.
У ласточки острые крылья, она … /острокрылая/.
У соловья звонкий голос, он … /звонкоголосый/.и др.

Упражнение «Продолжи предложение, найди причину»

Первыми осенью улетают на юг птицы, которые питаются насекомыми, потому что … /насекомые прячутся и им нечем питаться/.
Дятла можно назвать лесным доктором, потому что …/он достает жучков и насекомых из-под коры/.
Кукушка не высиживает своих птенцов, потому что …/она не вьет себе гнезда/.
Все люди любят слушать соловья, потому что …/он красиво поет, заливается/. и др.
Весной перелетные птицы прилетают назад, потому что … /им нужно выводить птенцов/.

Анализ занятия:

Ребята, скажите, пожалуйста, о чем сегодня мы беседовали на занятии?
- О каких новых перелетных птицах вы узнали?
- Что интересного мы узнали о кукушке?
- Как они находят дорогу в теплые края и обратно к нам?
- Ребята, мне понравилось, как вы работали на занятии: внимательно слушали, думали, отвечали полными предложениями. Молодцы!
Самым активным ребятам я даю призы.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Калининский детский сад»

Пустобаева Н.А., воспитатель

НОД в старшей группе «Перелетные птицы».

Программное содержание.

Образовательные задачи:

Закреплять знания детей о зимующих и перелетных птицах;

Формировать умение внимательно слушать вопрос, отвечать на вопросы

распространенными предложениями, делать простейшие выводы, излагать

свои мысли понятно для окружающих;

Развивать умения обобщать;

Учить определять место звука в слове (начало, середина, конец);

Формировать умение составлять небольшие рассказы по картинкам с

последовательно развивающимся действием.

Развивающие задачи:

Развивать связную речь, внимание, мышление;

Расширять словарный запас у детей;

Воспитательные задачи:

Обогащать эмоциональную сферу, развивать коммуникативные качества;

Воспитывать дружеское отношение, навыки взаимодействия и

сотрудничества.

Воспитывать исполнительность, стремление доводить начатое дело до

Воспитывать доброжелательность, интерес к познанию нового.

Предварительная работа:

Чтение стихов, рассказов о птицах;

Рассматривание с детьми альбома «Перелетные и зимующие птицы»;

Дидактическая игра «Скажи наоборот»;

Оборудование:

Плакат с изображением дерева и пятью конвертами, картинки перелетных и

зимующих птиц, мольберт, картинки-схемы, мяч, цветные карандаши, листы

с заданием для индивидуального выполнения.

Организационный момент:

Воспитатель: «Ребята, послушайте загадку:

Тает снежок,

Ожил лужок.

День прибывает.

Когда это бывает?»

Дети: «Весной!»

Воспитатель: «Правильно! А кто к нам прилетает весной?»

Дети: «Перелетные птицы!»

Воспитатель: «Правильно. Посмотрите, ребята, на наше деревце. Что вы

Дети: «Конвертики!»

Воспитатель: «Правильно, ребята! В конвертиках у нас задания, если мы

правильно выполняем задание, то на наше деревце прилетает птичка! »

Ход непосредственно образовательной деятельности:

Воспитатель: «Ребята, вы хотите узнать, какие птицы к нам прилетают?

Справимся со всеми заданиями?»

Дети: « Да!»

Воспитатель: «Откроем первый конверт и посмотрим задание! А в конверте

картинки! Ребята, кто нарисован на картинках?»

Дети: «Зимующие птицы!»

Воспитатель: « Почему вы так думаете?»

Дети: « Эти птицы остаются зимовать в наших краях».

Воспитатель: « А как можно описать этих птиц? Какие они?»

Дети: «Снегирь - красногрудый, толстоклювый. Воробей - маленький,

шустрый, прыгающий. Сорока - белобокая, длиннохвостая, стрекочущая.

Ворона - черная, каркающая. Голубь - серый»

Воспитатель: «Молодцы! Справились с заданием! А на деревце прилетела

птица! Как она называется?»

Дети: « Грач!»

    Грач - Перья у грача черные, с фиолетовым отливом. У взрослых птиц основание клюва лысое.

Грачи питаются червями и личинками насекомых, которых они находят, копаясь в земле своим крепким

клювом. Любят большими стаями следовать за тракторами, пашущими землю.

Воспитатель:

Посмотрите ребята тут еще много разных перелетных птиц. Как они называются?

    Утка - птица среднего размера с относительно короткой шеей. Окраска оперения бывает разная. В период размножения самцы отличаются от самок яркой окраской. Большинство уток линяют два раза в год.

    Журавли - крупные, длинноногие и длинношеие птицы. Журавлиные семейные пары сохраняются в течение всей жизни.

    Ласточка. Городская ласточка - мелкая птица. Питается летающими насекомыми, которых ловит в воздухе. Семейные пары сохраняются в течение всей жизни.

    Лебедь. Оперение лебедей по своей окраске бывает либо чисто белое, либо серого или чѐрного цвета. От гусей лебедей отличает более длинная шея, позволяющая в более глубоких водах обыскивать дно в поисках пищи, а также их величина, по которой они являются самыми крупными водными птицами.

Воспитатель: «Правильно! Посмотрим следующий конверт. Ребята,

внимательно посмотрите на картину и придумайте рассказ!»

(Дети рассматривают картину А. Соврасова «Грачи прилетели» и

рассказывают рассказ)

Воспитатель: «Правильно! Вы славно потрудились, давайте немного

отдохнем».

Физкультминутка:

« Весна, весна красная!

Приди весна с радостью,

С радостью, с радостью,

С великой милостью.

Со льном высоким,

С корнем глубоким,

С хлебами обильными».

Воспитатель: «Посмотрим, что нас ожидает дальше. Открываем следующий

конверт. Ребята, а тут какой-то беспорядок. Перепутанные предложения. Я

вам буду зачитывать предложения, а вы подумайте и скажите, как нужно

правильно составить предложение. Слушайте. Солнце греет, потому что тают

сосульки. Солнце печет, потому что на деревьях набухают почки. Наступила

весна, потому что проснулся медведь. Стало теплее, потому что прилетели

птицы. Солнце греет жарче, потому что растаял снег. Снег растаял, потому

что появились первые цветы».

Дети: «Тают сосульки, потому что солнце греет. На деревьях набухают

почки, потому что солнце печет. Проснулся медведь, потому что наступила

весна. Прилетели птицы, потому что стало теплее. Растаял снег, потому что

солнце греет жарче. Появились первые цветы, потому что снег растаял».

Воспитатель: Заглянем в следующий конверт! Ребята, а в конверте мяч.

Поиграем с вами в игру, я называю слово, а вы говорите мне

противоположное по значению! Поиграем?

Дети: «Да!»

Воспитатель: « Веселый, маленький, старый, худой, сухой, белый, идти

Плакать, отдыхать, подниматься, умный, острый, молчать, встать, чистить,

бежать, тупой, добрый, длинный, быстрый, далекий».

Дети: «Грустный, большой, молодой, мокрый, черный, стоять, смеяться,

работать, спускаться, глупый, тупой, говорить, сесть, пачкать, стоять,

острый, злой, короткий, медленный, близкий!»

Воспитатель: «Правильно! Ребята, посмотрите на этих птиц и скажите какие

из птиц перелетные».

Воспитатель: «Почему вы так думаете?»

Дети: «Эти птицы улетают зимовать в теплые края, а весной возвращаются

обратно!»

Воспитатель: «Правильно! Ребята, давайте вспомним какие задания вы

сегодня выполняли?»

Дети: «Мы сегодня рассматривали зимующих птиц, составляли рассказ по

картине, в перепутанных предложениях восстанавливали порядок.

Воспитатель: «Молодцы, справились со всеми заданиями!»

Цель: закрепление знаний детей старшего дошкольного возраста о жизни перелетных птиц посредством работы со схемами.

Задачи:
1) формировать реалистические представления о жизни перелетных птиц;
2) продолжать учить детей работать со схемами;
3) воспитывать бережное отношение к перелетным птицам.

Ход занятия:
- Ребята, почему в нашем календаре природы стрелка стоит именно в этом секторе?
- Назовите, пожалуйста, признаки весны. Откуда мы знаем, что наступила весна?
- Сегодня мы с вами поговорим об одном признаке наступления весны - это прилет птиц. Сегодня мы с вами узнаем про них новое, что раньше не знали.
- Как вы думаете, какие птицы называются перелетными?
- Каких птиц вы можете назвать? Аист, гусь, журавль, лебедь, утка. (Воспитатель показывает картинки с изображением перелетных птиц).
- Почему эти птицы улетают в теплые края?
- Зачем они возвращаются к нам? (Это их родина).

Посмотрите на глобус. Птицы проделывают огромный путь, перелетая от нас в теплые края. Некоторые птицы летят в Африку, другие в Японию, Китай. (Показать ниткой расстояние).

Перелетные птицы всегда летят стаями. Первым летит вожак, в середине - более слабые птицы и сзади - крепкие и здоровые птицы, чтобы при необходимости помочь слабым. В пути много птиц погибает, их подстерегают разные опасности: голод, охотники, которые отстреливают птиц. При перелете у птиц под крылом образуются мозоли, которые болят и поэтому им тяжело махать крылом. Когда стая птиц останавливается на отдых, слабых оставляют, потому что остальным надо лететь дальше, чтобы успеть до наступления холодов прилететь в теплые края. Птицы летят и в дождь и в ясную погоду.

Как вы думаете, чем занимаются перелетные птицы, прилетев к нам?
- Ответить на этот трудный вопрос нам помогут схемы.
(Дети работают со схемами: выбор места, строительство гнезда, высиживание яиц, воспитание потомства).

Место птицы выбирают на определенной высоте, чтобы никто не смог разрушить. Гнездо строят теплое, удобное и тщательно его маскируют.
(Показать картинку с гнездами разных птиц).
Например, белый аист прилетает на неделю раньше подруги: надо подготовить старое гнездо, укрепить его новыми сучьями. Гнезда эти обычно они сооружают вместе на крышах, на колокольнях, столбах. Иногда белые аисты строят неподалеку от основного гнезда еще одно. Там они спят или стоят на одной ноге и наблюдают, не грозит ли что аистятам.

Журавли строят свое гнездо в местах, где не может пройти человек: топкие болота.
- Почему птицы строят свои гнезда в недоступных местах?
- Воспитание потомства - тяжкий труд. (Вспомнить рассказ Пришвина «Ребята и утята»). Какая опасность может угрожать птенцам?
- Например, лебеди - родители воспитывают своих птенцов вместе. Эти птицы все делают вместе: возвращаются ранней весной, самка высиживает птенцов, а самец плавает неподалеку, охраняя гнездо. Самец и самка всю жизнь живут вместе. Есть такое высказывание «Лебединая верность».
- Давайте послушаем запись, внимательно послушайте, что вы слышите?
- Как надо относиться к перелетным птицам, их гнездам, птенцам? (нельзя разрушать, трогать яйца, убивать птенцов и взрослых птиц).
- Много интересного про перелетных птиц нам предстоит еще узнать, а что нового вы узнали сегодня?

Название: Конспект занятия в старшей группе по теме «Перелетные птицы»

Должность: воспитатель
Место работы: МБДОУ «Детский сад №69 общеразвивающего вида»
Месторасположение: г. Сыктывкар, Россия

Конспект интегрированного занятия «Перелетные и зимующие птицы»

Старшая группа

Цель: развитие всех компонентов в устной речи детей, обобщение знаний детей о перелетных и зимующих птицах.

Интеграция образовательных областей.

    Социально - коммуникативное развитие.

    Познавательное развитие.

    Речевое развитие.

    Художественно – эстетическое развитие.

    Физическое развитие.

Задачи.

Приоритетная образовательная область «Познавательное развитие».

закрепить представление о перелетных и зимующих птицах; углублять представления о причинах отлета птиц; классифицировать птиц на перелетных и зимующих, развивать логику, воображение и творческую активность детей.

Образовательная область «Речевое развитие».

Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, построение распространенного предложения, обогащение активного словаря, вводить в словарь «перелетные птицы», «зимующие птицы», привитие чуткости к поэтическому слову.

«Художественно – эстетическое развитие».

Развитие эстетического и духовно – нравственного восприятия прекрасного, чувств ритма, бережного отношения и любви, заботы к птицам и окружающему нас миру.

Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие».

Развитие навыков коллективной, групповой работы, умения общаться, взаимодействовать с взрослыми и сверстниками, сопереживать, работать в соответствии с общим замыслом.

Образовательная область «Физическое развитие».

Развитие двигательной активности.

Организационный момент.

Поздоровайтесь с гостями,

Улыбнитесь всем вокруг.

Дайте руку другу справа

И скорей вставайте в круг!

Какой сегодня чудесный день!

Светит осеннее солнышко.

Давайте представим себя маленькими солнышками. Протянем вперед свои руки – лучики, соединим их вместе, как лучики солнца. Поделимся теплом с друзьями.

Воспитатель: Ребята послушайте стихотворение А.Плещеева:

Скучная картина! Тучи без конца,

Дождик так и льется, лужи у крыльца,

Чахлая рябина мокнет под окном;

Смотрит деревушка сереньким пятном.

Воспитатель : А какое у нас сейчас время года? А какой месяц?

Дети: ноябрь.

Воспитатель : Ребята, а какое сегодня число? День недели?

Презентация

Воспитатель: Назовите, пожалуйста, характерные признаки осени?

Дети: Желтеет листва, идут моросящие дожди.

1 слайд три картинки осени: сентябрь, октябрь, ноябрь.

Воспитатель: -Молодцы, ребята.

А. Плещеев «Перелетная птичка»

… Собирается птичка в отлет;

Вот в лесу она кличет, зовет:

«Эй, скорей, перелетные, в круг!

Порешим, как уйти нам на юг

От осенних туманов и тьмы,

От холодной, голодной зимы,

Кто нам будет вожатым в пути,

Где ночлег нам в дороге найти?

Здесь все вянет! Живые в поход!..

Вы, бывалые птицы, вперед!»

Воспитатель: ребята, а что происходит с птицами?

Дети: Они улетают в тёплые края.

2 слайд: птицы улетают в теплые края

Воспитатель: как можно назвать таких птиц?

Дети: это птицы перелетные. Это такие птицы, которые осенью улетают от нас в теплые края, а весной возвращаются обратно.

Воспитатель: Почему птицы улетают в тёплые края? (Эти птицы питаются насекомыми, а зимой их нет) .

Воспитатель: Молодцы! Каких перелетных птиц вы знаете?

Дети: Ласточка, дятел, грач, цапля, журавль, скворец, жаворонок, утки, гуси, лебеди.

3 слайд: перелетные птицы.

Воспитатель: Ребята, а как вы считаете, каждая птичка сама по себе улетает в теплые края? Одна? А давайте, понаблюдаем, какие птицы и как улетают.

Дети: Да.

4 слайд: построение птиц в полете.

Воспитатель:

Журавли клином впереди летит вожак, самый сильный и выносливый, затем по слабее и в конце летят самые слабые птицы.

Ласточки, грачи, скворцы – стаей

Гуси, утки, лебеди, улетают вереницей

В одиночку улетают кукушки, орлы, ястребы.

Во время перелетов много птиц погибает. Выдерживают только сильные и крепкие, которые хорошо питались)

Физминутка.

Руки подняли и покачали – это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули – ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем – это к нам птицы летят

Как они тихо садятся, покажем – крылья сложили назад.

Воспитатель:

Ребята, все птицы улетят в теплые края. Мы останемся совсем без птиц?

Дети: Нет, у нас останутся зимующие птицы.

Воспитатель: Назовите зимующих птиц.

Дети: Воробей, ворона, синица, сорока, голубь.

5 слайд: зимующие птицы.

Воспитатель : Молодцы ребята, а сейчас я узнаю, как вы запомнили перелетных птиц и зимующих.

Д/и «Четвертый лишний» (слайды)

6 слайд Ласточка – снегирь – скворец – аист

7 слайд Воробей – грач – журавль – цапля

8 слайд Сорока – соловей – кукушка – ласточка

9 слайд Цапля – голубь – аист – грач

10 слайд Ворона – кукушка – журавль – соловей.

Воспитатель: - Чем страшна птицам зима?

Дети: Голодом.

Те птицы, которые остаются с нами зимовать могут сами найти корм зимой самостоятельно, но мы должны им помогать. Ребята, скажите, как мы можем помочь птицам зимой?

Дети: Не мешать птицам, отыскивать себе корм, не пугать и не гонять их, делать кормушки и кормить птиц.

11 слайд: кормушки.

Воспитатель : Какие вы молодцы, ребята. Настало время поиграть и порезвиться.

Подвижная игра "Зимующие и перелетные птицы".

Детям раздаются картинки с изображением птиц: перелетных и зимующих. В группе на разных столах расположены изображения солнышка и снежинки. Дети, в роли птиц ходят под музыку, со словами:

Птички летают, зерна собирают.

Маленькие птички, птички-невелички.

После этих слов музыка заканчивается и "перелетные птицы" должны собираться у солнышка, а "зимующие" - у снежинки. Игра повторяется два раза.

Воспитатель : Ребята, какие вы молодцы, а вы знаете, какие птицы от нас улетают последними?

Дети: Лебеди, гуси, утки.

Воспитатель: Правильно, ребята, поздней осенью, когда уже на землю ложится первый снег, лебеди собираются в стаи и красивым клином улетают в теплые страны до следующей весны. Все виды лебедей занесены в Красную Книгу и охота на этих величественных птиц строжайше запрещена.

Воспитатель: Каким цветом бывают лебеди?

Дети : Белые и черные.

12 слайд: лебеди

Воспитатель: Какие они?

Дети: Красивые, величественные, гордые.

Продуктивная деятельность. Лепка.

Воспитатель: Я предлагаю вам пройти к столам и из пластилина и природного материала (шишек) сделать лебедей.

Но сначала разомнем наши пальчики:

Пальчиковая гимнастика.

Птицы перелетные Дети двигают кистями перекрещенных рук вверх-вниз.

В стаи собираются, Сжимают пальцы рук в кулаки.

В края теплые летят, Двигают кистями перекрещенных рук вверх – вниз.

До весны прощаются. Двигают пальцами рук – «машут, прощаются».

Стаи журавлиные, Перечисляя птичьи стаи,

Стаи лебединые, дети загибают по очереди

Стаи соловьиные, пальцы на руке

Гусиные, утиные –

К югу все они летят, Здесь замерзнуть не хотят.

(Показ воспитателя.)

Воспитатель: Какие красивые у вас получились поделки! (Дети оставляют поделки на столах, задвигают стулья, вытирают руки влажными салфетками.)

Рефлексия.

Воспитатель:

Ребята, какие новые слова запомнили? (перелетные птицы, зимующие птицы, стая, косяк, вереница, клин)

Ребята, что сегодня на занятии понравилось?

Что запомнили?

Спасибо, с вами было приятно заниматься.

Елена Солодова
Конспект ознакомительного занятия в старшей группе по теме «Перелетные птицы»

Конспект ознакомительного занятия в старшей группе по лексической теме «Перелетные птицы »

Цели :

1. Расширение представлений детей о перелетных птицах , их внешнем виде и образе жизни, активизация словаря по теме , употребление предлогов;

2. Коррекционно-развивающие : развитие умения составлять простые предложения, формирование грамматического строя речи (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, образование относительных прилагательных,

3. Закрепление умения согласования имен числительных с именами существительными, развитие внимания, памяти, мышления, общей, артикуляционной и мелкой моторики, координация слова и движения.

4. Упражнять в образовании сложных прилагательных.

5. Воспитывать у детей интерес к пернатым обитателям природы, бережное отношение к ним.

Оборудование : Обучающая презентация «Перелетные птицы » , картинки с изображением перелетных птиц , мяч.

Ход занятия

1)Организационный момент

Воспитатель : Ребята, Незнайка прислал нам на почту письмо, в котом я обнаружила картинки незнакомых ему птиц . Вы мне поможете познакомить Незнайку с ними ? (Ответы детей.)

Давайте посмотрим и назовем их : ласточка, скворец, грач, голубь, воробей, ворона, гусь, журавль, лебедь.

Опустел скворечник, улетели птицы ,

Листьям на деревьях тоже не сидится.

Целый день сегодня все летят, летят….

Видно тоже в теплый край улететь хотят.

(И. Токмакова)

2) Беседа о птицах

Скажите, о чем говорит нам стихотворение? (Ответы детей) .

Как можно назвать одним словом всех этих птиц ? Перелетные .

Почему их так называют? Потому что птицы улетают в теплые края.

Ребята, а почему птицы улетают в теплые края? Потому что здесь наступают холода, зимой трудно найти корм, птицам голодно и холодно .

Ребята, послушайте меня внимательно, я расскажу вам о перелётных птицах . Воспитатель рассказывает, а затем несколько дети по желанию рассказывают о понравившейся птице .

Расскажите мне, где живут птицы ?

Без рук, без топоренка построена избенка

Дети : гнездо.

Правильно, ребята, птицы живут в гнезде . Они осмотрятся на месте и принимаются за работу.

Птицы вьют гнезда из материала, который можно легко ветки, веточки, соломинки, травинки, мох, паутинки, глину, камушки, песочек, земельку.

Весной в гнездах птицы откладывают яйца и высиживают птенцов.

Есть в лесу одно важное правило : не разорять птичьи гнезда.

Если притронуться к яйцу, то птица , почуя запах человека, уже не станет высиживать яйца в гнезде, птенцы погибнут, не появятся на свет.

Слайд 12-13

– Как же птицы добирались на юг , как они возвращаются в родные места? (Ответы детей) .

Вы обращали внимание, что некоторые птицы улетают «стайками» , «клином» в виде треугольника, некоторым птицам нужны вожаки , которые показывают дорогу.

Ребята, а кто знает, чем питаются птицы ? (Ответы детей) .

Лебедь водоплавающая птица , живет на озерах, прудах и реках. Питается рыбой, водорослями и мелкими рачками. Скворец питается жуками, гусеницами, бабочками и другими насекомыми. Щегол питается насекомыми. Ласточки большую часть времени летают в воздухе, в погоне за добычей. Ловит комаров, мошек, мух, мелких насекомых. Питается аист лягушками, рыбой, насекомыми и растительной пищей. Грач питаются насекомыми, семенами. Питается цапля лягушками, рыбой, насекомыми и растениями.

3) Игра «Назови части тела птицы » .

Воспитатель : У всех птиц одинаковое строение , но люди их называют по-разному, как же они их различают? По оперению , внешнему виду, величине.

Ребята, рассмотрите изображение птиц , скажите, какие у них есть части тела. Отвечаем полным предложением :

У птиц есть голова . У птиц есть два крыла .

У птиц есть две лапы . У птиц есть хвост .

У птиц есть клюв . Тело птиц покрыто перьями .

У птиц есть перья и крылья . Перья помогают сохранять тепло и придают птицам их неповторимую окраску

4) Физкультминутка.

Птички прыгают, летают. Дети прыгают,

Крошки птички собирают. «клюют» ,

Перышки почистили, изображают,

Клювики почистили.

Птички летают, поют, машут руками,

Зернышки клюют. Приседают и клюют.

5) Игра с мячом “Назови детеныша»

Давайте поиграем. Я буду бросать “звучащий” мячик каждому из вас и называть взрослую птицу . Вы будите ловить мяч, называть всех членов семьи этой птицы и возвращать мяч мне.

Грач (грачонок - грачата) .

Скворец (скворчонок - скворчата) .

Кукушка (кукушонок - кукушата) .

Аист (аистенок – аистята) .

Жаворонок (жаворушонок – жаворушата) .

6) Игра «Какой? Какая?» Образование сложных прилагательных.

Ребята мыс вами познакомились с перелетными птицами . Они очень красивые и разные. Скажите, как можно назвать аиста, если у него длинный клюв.

Аист какой? – Длинноклювый.

У Аиста красный клюв – красноклювый.

У Грача черные глаза – черноглазый.

У Лебедя длинная шея – длинношеий.

У журавля широкие крылья – ширококрылый.

У Цапли длинные ноги – длинноногая.

У Лебедя короткие лапы – коротколапый.

7) Игра «Угадай и назови» (поиск соответствующего понятия)

У какой птицы самая длинная шея ? (У лебедя) ;

Какие птицы подражают пению других? (Скворцы) ;

У какой птицы красный длинный клюв? (У аиста) ;

Какие птицы лучше всех поют ? (Скворцы) ;

Какие птицы не вьют себе гнёзда ? (Кукушка) ;

Какая птица уничтожает вредных насекомых? (Грач) ;

Какие птицы пьют и питаются на лету? (Ласточки) .

8) Игра «Узнай по описанию» (использование мнемотаблиц)

Слайд 15-16

Ребята, сейчас я расскажу вам о птице , а вы постарайтесь догадаться , что это за птица .

Птица небольшого размера . Перья черного цвета с фиолетовым отливом и белыми крапинками. Красиво поет. Скворец питается жуками, гусеницами, бабочками и другими насекомыми Клюв его мощный. На голове черный хохолок. Он делает себе гнезда из веток на деревьях.

Продолжается игра с 2 - 3 детьми.

9) Подведение итога занятия .

Ребята, вот мы с вами и познакомили Незнайку с перелетными птицами и проводили их в теплые края.

Чем на занятии мы сегодня занимались?

Что нового мы с вами узнали?