Сравнительный анализ мой гений и сожженное письмо. «Сожженное письмо» - анализ произведения

«Сожженное письмо» анализ произведения — тема, идея, жанр, сюжет, композиция, герои, проблематика и другие вопросы раскрыты в этой статье.

Одна из жемчужин любовной лирики Александра Сергеевича Пушкина - стихотворение под говорящим названием «Сожженное письмо » , которое было написано в 1825 году. История создания произведения прекрасна, ибо повествует о любви, но горька и трагична, потому как любовь эта «погибшая в огне».

История создания

В 1823 году, летом, Александр Сергеевич переезжает в Одессу из Кишинева, где поэт коротал дни южной ссылки. На новом месте жительства Пушкин становится служащим в канцелярии графа Михаила Воронцова, градоначальника. По первости отношения Пушкина и Воронцова складывались вполне дружескими: поэт часто бывает в доме графа, развлекая гостей чтением своих стихов во время светских проемов. Переломным моментом пребывания на службе у Воронцова станет знакомство Пушкина с женой градоначальника, Елизаветой.

Утомленная и болезная графиня, ждущая ребенка, вызывала сочувствие Александра Сергеевича. Но спустя полгода он вновь видит ее на губернаторском балу, где приходит в изумление и восторг. Перед ним прекрасная женщина, отличающая удивительной красой, образованностью и увлечением литературой. Первые минуты тесного общения графини и поэта воспламеняет их сердца любовным чувством, у них завязывается роман. Елизавета не стала даже и скрывать это от мужа, отчего по городу очень скоро поползли слухи о Воронцове-рогоносце, который стал объектом насмешек. Воронцов не смог терпеть того, потому бросил все силы на то, чтобы Пушкин покинул Одессу.

Александр Сергеевич уехал в Москву в 1824 году. Графиня подарила поэту сердоликовый перстень со старинной гравировкой перед отъездом. Такой же перстень остался и у Воронцовой, напоминая о любви к поэту. Художник не желал мириться с тем, что ему больше не доведется видеть возлюбленную, но та настаивала на том, чтобы отношения были прекращены. Однако влюбленные какое-то время после отъезда Пушкина переписывались, скрепляя послания перстнями-печатками. Елизавета каждый раз ставила возлюбленному условие о сожжении компрометирующих ее посланий.

Тема, рифма, жанр стихотворения

В «Сожженном письме» Пушкин горько говорит о том, что не может пойти против воли любимой. Бесценные для него письма он придает огню, смотря, как дорогое сердцу посланье становится горстью пепла. Первые строки стихотворения проникнуты болью, трепетом и горечью. Лирический герой кажется нам бессильным, опустившим руки, колеблющимся, но твердо намеренным выполнить желание любимой женщины. Для него это дело чести: «Прощай, письмо любви. Прощай! Она велела…» Александр Сергеевич прощается с любовью, покидающей его, но не с письмом. Состояние героя тревожно, изменчиво.

Едва успокоившись, его сердце вновь заходится болью, отчего строки читаются «взахлеб». Восклицательные знаки, контрастирующие с молчанием, дополняют общий темп и характер «Сожженного письма». Для того, чтобы ясно и ярко передать терзающие его чувства, Пушкин использует разнообразные красочные выражения («милый пепел» , «горестная грудь» , «жадное пламя» , «унылая судьба» ). И пепел мил поэту, он его бедная отрада, единственное напоминание об погибшей в пламени любви. Последняя строка остается без рифмы, словно дотлев, как дорогое сердцу послание:

Отрада бедная в судьбе моей унылой,
Останься век со мной на горестной груди...

Первые три четверостишья использована смежная мужская рифма, в последнем трехстишии - тоже, но последняя строка остается без рифмы, что символично для «Сожженного письма». Жанр определить невозможно, поскольку творение несет в себе черты элегии, романса, послания и даже сонета. Размер, которым написано «Сожженное письмо» - шестистопный ямб. Литературное направление - романтизм.

1.Стихотворение А.С.Пушкина «Сожженное письмо», написанное в 1825 году в Михайловском, относится к любовному разделу лирики. Оно идейно примыкает к стихотворениям: «Я помню чудное мгновенье…», «Я вас любил…», «Мадонна» .

В стихотворении рассказывается о чувствах поэта к Е.К.Воронцовой. После того, как огню было предано очередное послание графини, Пушкин написал стихотворение «Сожженное письмо», в котором с горечью отметил, что не в силах нарушить волю любимой. «Как долго медлил я! Как долго не хотела рука предать огню все радости мои!», - отметил автор. Однако долг чести оказался выше чувств, поэтому проходит несколько минут колебаний, и «уж пламя жадное листы твои приемлет». Письмо, которое поэт считает бесценным, постепенно превращается в груду пепла и «перстня верного утратив впечатленье, растопленный сургуч кипит».

2.Тема стихотворения – разговор с письмом любимой, которое необходимо сжечь.

3.Основные проблемы:

Верность своему слову. Как бы лирическому герою не хотелось оставить письмо у себя, он исполняет обещание:

Гори, письмо любви.

Готов я; ничему душа моя не внемлет…

Любовь живет в сердце героя и вдали от любимой

Пепел милый,

Отрада бедная в судьбе моей унылой,

Останься век со мной на горестной груди…

4.По жанру, на мой взгляд, - это послание, обращенное к письму. Но за строками стихотворения слышится обращение к возлюбленной.

5.Особенности композиции: стихотворение состоит из одной части. В начале ее описывается, как лирический герой не решается сжечь дорогое его сердцу письмо, а в конце - чувства влюбленного ко всему, к чему прикасались руки возлюбленной.

6. Стихотворение " Сожженное письмо» в полной мере отражает авторскую позицию в отношении любви. Любящий человек должен быть верным, трепетным, готовым на жертвы. Думаю, что взгляды лирического героя и поэта идентичны.

7. Восприятие мира лирическим героем полно печали, грусти. Нет даже намека на какую-либо надежду, а лишь осознание, что для него отрада и утешение – это письма любимой.

8.Художественные средства, помогающие раскрыть настроение лирического героя:

Эпитеты («жадные», «легкий», «бедная», «заветные», «горестной»);

Олицетворение («растопленный сургуч кипит», «темные свернулися листы»

Метафоры («душа моя не внемлет», «пламя жадное листы твои приемлет» и другие.)

9.Фигуры речи:

Инверсия («Как долго медлил я», «как долго не хотела рука…»).

10.Система стихосложения - силлабо-тоническая. Стихотворение написано пятистопным ямбом (двусложный размер стиха с ударением на втором слоге.).

Одесса – город любви, надежд, вдохновения. Именно сюда А.С.Пушкин переезжает из Кишинева. Поэт устраивается в канцелярию, которой заведовал граф Михаил Воронцов. Отношения между графом и поэтом складываются хорошо: А.С.Пушкин частенько приезжает к приятелю и развлекает гостей своим творчеством. Но взаимоотношения между ними резко меняются не в лучшую сторону после знакомства поэта с женой графа.

Беременная женщина выглядела уставшей и болезненной. Елизавета вызывала жалость у А.С.Пушкина. Прошло полгода и поэт встречает ее вновь на светском приеме. В этот раз он был приятно удивлен. Перед ним стояла прекрасная дама, умная, начитанная, хороша собой. С первых моментов общения, они испытывают взаимную симпатию друг другу. Между Воронцовой и Пушкиным завязывается роман. К тому же, графиня не скрывает эти отношения от мужа. Естественно, по Одессе распространяются слухи о графе со скоростью света. Это не понравилось Воронцову, и он сделал все, чтобы поэта изгнать из города. Перед отъездом в столицу, графиня вручила А.С.Пушкину презент, шикарный перстень с камнем. Аналогичное кольцо осталось у нее.

Поэт осознавал то, что вряд ли когда-либо еще в жизни встретиться с любимой. Воронцова желала прекратить отношения с Пушкиным, однако переписка продолжалась и после того, как поэт покинул город. Но графиня настаивала на том, что все ее письма должны быть сожжены.

Бросая в огонь очередное письмо, Пушкин решил написать стихотворение «Сожженное письмо». Поэт долго колебался, не хотел сжигать послания, но был вынужден совершать эти действия, так как это было желание возлюбленной. Обещание превыше всего, проходит мгновение, и послания поэта тлеют в огне.

В этот момент автор испытывал печаль, так как послания от Воронцовой – это все, что у него осталось от их отношений. Гораздо тяжелее Пушкину собственноручно сжигать письма любимой, затем, не имея шансов перечитывать их снова.

Стихотворный размер – шестистопный ямб. Пушкин используем мужскую рифмовку, в последних строчках рифма отсутствует. Жанр стихотворения представляет собой совокупность послания, элегии и романса.

Анализ стихотворения Сожженное письмо по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Великое чувство! У каждых дверей Некрасова

    В сложные периоды своей жизни каждый из нас подсознательно обращается к самому дорогому и близкому человеку, к маме, которая способна пожалеть и поддержать в любой трудной ситуации.

  • Анализ стихотворения Блока Сумерки, сумерки вешние

    Написанное в первый год двадцатого века это мистическое стихотворение начинается эпиграфом Фета. Риторический вопрос, на который всё-таки пытается ответить Блок: «Дождёшься ли?» Мечты. Герой на берегу, волны у ног холодные – не переплыть

  • Анализ стихотворения Пастернак Золотая осень 4 класс

    Автор не относил себя тонкой и чувствительной натурой, но в творчестве есть все-таки некие образы природы, детально четко и тонко передающие всю грацию окружающего мира. Его работы - сложный философский взгляд

  • Анализ стихотворения Зеркало Бунина

    Реальность и вымысел являются собой вещами, которые пересекаются, грань между ними является достаточно размытой. Зеркало является образом вызова судьбе, оно является мистическим элементом

  • Анализ стихотворения Прости! во мгле воспоминанья Фета

    Произведение относится к периоду позднего творчества поэта и по жанровой направленности является любовной лирикой. Основной тематикой стихотворения автор выбирает поэтическое размышление об ошибках

Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Сожженное письмо».

В своем творчестве поэт А.С. Пушкин всегда обращался к волнующим его темам. Это темы свободы, творчества, поэта и, конечно же, любви. Ведь Пушкин - прежде всего поэт-лирик. Лирика дает наиболее полное представление об идеалах и жизненных ценностях поэта. В его стихотворениях все значимо: каждый образ, каждая деталь, потому что только с помощью таких приемов можно выразить все богатство и разнообразие переживаний.

Стихотворение «Сожженное письмо» относится к одному из лучших примеров любовной лирики. Это произведение поэт написал, будучи в ссылке в Михайловском, во время работы над «Евгением Онегиным». А в минуты тягостных раздумий он вспоминал Е.К. Воронцову, которая произвела на него огромное впечатление. Пушкин получал от нее письма, об одном из которых, вполне возможно, он пишет в своем стихотворении «Сожженное письмо».

Это стихотворение рисует картину сожжения лирическим героем письма любимой. Письмо дорого автору, он обращается к нему, как к живому существу: «Прощай, письмо любви. Прощай! Она велела…».

Читатель видит перед собой взволнованного человека, который собирается «предать огню» все, что было ему дорого, сжечь «все радости свои». Ему жаль расставаться с любовным посланием, он колеблется, но «Час настал, гори письмо любви».

Это стихотворение проникнуто болью и горечью уже с самого начала. Герой оставляет за возлюбленной право на выбор, даже если он не в его пользу. Кажется, что у лирического героя не остается ни на что сил, но он тверд в выполнении желаний любимой: «…прощай: она велела». И опять же прощается герой не с письмом, а с любовью, которая его покидает. Настроение лирического героя не равномерно. Едва успокоившись, он тут же снова начинает страдать; это видно, благодаря тому, что автор использует восклицательные предложения и умолчание.

Сюжет стихотворения, в общем-то, прост: любимая женщина потребовала от поэта, чтобы он уничтожил ее письмо, что он, собственно, и делает; письмо сгорает, поэт грустит.

В соответствии с сюжетом в стихотворении три части. Первая и третья части занимают по 4 стиха, а вторая - три двустишия. Первая часть - монолог поэта, обрекающий письмо на гибель; третья часть - монолог, обещающий сожженному письму - пеплу - бессмертие. Таким образом, части первая и третья противоположны, как понятия "смерть" и "бессмертие".

В конце стихотворения поэт обращается уже не к письму, как в начале стихотворения, а к тому, что от него осталось, к «пеплу милому». Образ любимой проступает для автора сквозь пепел. В самом пепле он видит черты любимой. Он просит у него остаться «век со мной на горестной груди». Тем самым, мы понимаем, что письмо сгорело, но чувства поэта еще не превратились в пепел, ему больно и трудно. Пепел – воспоминание о радостном и горьком. Воспоминание становится пеплом.

Все стихотворение вообще написано в достаточно быстром темпе. Чувства автора выражены без особых поэтических тропов, лишь при помощи восклицаний, придающих картине сожжения письма моментальность. Почти в каждой строке используется градация. Например:

Минуту!.. вспыхнули! пылают – легкий дым,

Виясь, теряется с молением моим.

Переживания лирического героя читателю помогают понять и многочисленные эпитеты: «жадное пламя», «милый пепел», « бедная отрада», «унылая судьба», «горестная грудь». Пепел Пушкин называет «милым», а также «бедной отрадой», так как это единственный след, единственное воспоминание о сгоревшей любви, без которой лирический герой не видит счастья в своей «унылой судьбе».

В первых трех четверостишиях рифма парная (смежная), а в последнем трехстишии, две строки рифмуются по тому же принципу, что и в четверостишиях, а последняя строка не имеет рифмы. Мне кажется, что автор этим хотел показать, что от горя и разочарования у героя опускаются руки. Рифма в стихотворении мужская, строфика – одиннадцатистишье.

В этом произведении невозможно четко определить жанр. Оно сочетает в себе определенные черты романса, и даже элегии. Но его можно назвать и посланием, так как в нем присутствует обращением к «письму любви».

Как уже говорилось в стихотворении «Сожженное письмо» автор обращается к теме любви. Но в нем просматривается и тема прощания. Сожженное письмо – символ прощания с любовью.

Я считаю, что стихотворение «Сожженное письмо» - это настоящий шедевр русской любовной лирики: наполненный великими переживаниями, но вместе с этим необычайно лаконичный.

Стихотворение А.С. Пушкина «Сожженное письмо» было написано в момент эмоционального порыва в 1825 году. Двумя годами ранее поэт был в Одессе, где познакомился с женой графа Михаила Воронцова. Она была на последнем месяце беременности и выглядела измождено. Через полгода Пушкин вновь увидел ее и не узнал. Мало того, что она была красавицей, так еще увлекалась литературой и многим другим.

Между Пушкиным и Елизаветой Воронцовой сразу же вспыхнула страсть, которую женщина даже не скрывала. Над мужем стали насмехаться, и он выпроводил поэта из города. На прощание женщина подарила возлюбленному перстень-печатку. Такое же кольцо осталось и у нее. Затем Пушкин оказался в ссылке в Михайловском, где переписывался с Воронцовой. В конце писем они ставили печати своими перстнями, и жена графа всегда просила сжигать ее письма.

В 1825 году Пушкин, сжигая очередное письмо, решил выказать свои чувства посредством стихотворения. Он пишет, что сжигает письмо так, как она просила. Для него эти письма были напоминанием о страсти и о любви. Они придавали ему сил в ссылке, но он должен был их сжигать, не оставляя никакой памяти. Ему хотелось бы оставить письма, чтобы в тяжелые минуты перечитывать, но он просила все сжечь. Поэта охватило отчаяние, поэтому настроение лирического героя постоянно меняется. Вначале он негодует, потом успокаивается, а в конце вновь начинает страдать.

Лирический герой - это и есть Пушкин. Он использует много эпитетов, чтобы показать, что он чувствует в тот момент, когда сжигает очередное письмо Воронцовой. Он пишет про «унылую судьбу», «горестную грудь», а пепел он называет «милым». Все потому, что пепел - это все что остается от долгожданных писем. Это единственное напоминание о чувствах Пушкина и Воронцовой.

Лирическое стихотворение написано шестистопным ямбом. Используется парная рифма, но в последней строке произведения рифмы нет. Рифма - мужская, а строфа - пятнадцатистишие. Двухсложная стопа с ударением на втором слоге добавляет эмоциональность стихотворению. Литературное направление - романтизм.