Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звук и буква Э. Конспект фронтального логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Гласный звук Знакомство с буквой э

Оборудование: Картина «Эхо». Многоэтажный дом (картина или конструктор). Картинки: экскаватор, экскурсовод, электричка, электроприборы. Символы и гласные буквы. Карта-схема.

Ход занятия

1. Оргмомент. Игра «Эхо». Мы в лес пойдём, грибов найдём Ребят мы дружно позовём: «Ау, Ау!»

Никто не отзывается

Лишь эхо откликается: «Ау, Ау».

2. Сообщение темы занятия.

Что откликалось детям в лесу?

Какой звук мы слышим в начале слова ЭХО?

Сегодня мы познакомимся с буквой Э, научимся правильно произносить слова с этим звуком.

3. Звуковой диктант.

Воспроизвести ряд гласных звуков с помощью символов или букв, чётко их назвав.

4. .

Выставляется картина или макет многоэтажного дома, одноэтажного.

Дома разные или одинаковые?

Чем отличаются?-- (Одноэтажный и многоэтажный).

Давайте узнаем, сколько этажей в доме?

Представим, что мы поднимаемся по ступенькам.

(Первый этаж, второй этаж и т. д.). В каком доме и на каком этаже вы живёте?

5. Физминутка.

Сейчас мы с вами поедем на экскурсию. Дети двигаются паровозиком по группе.

6. Усвоение произношения сложных слов.

«Паровозик» останавливается по сигналу у картин. Дети произносят слова по образцу, по слогам и в предложении.

7. .

Это – Э. С открытым ртом. И большущим языком. Найдите букву Э среди других гласных.

8. Работа по карте-схеме. Обвести или закрасить букву Э. Напечатать букву. Назвать слова со звуком «э». Указать место звука в слове.

9. Игра на внимание «Какой картинки не стало?».

Дети произносят слова со звуком «э».

10. Итог занятия. Оценка работы детей.

Бандурина Т.

Цель занятия: изучаем букву Э, формирование навыка чтения, развитие речевого умения, совершенствование фонематического слуха, основ элементарного графического навыка.

  • познакомить дошкольника с буквой Э, правильным произношением звука;
  • научить писать печатную букву Э по клеточкам;
  • сформировать интерес к обучению стихотворениями и загадками.

Назови, что нарисовано на картинках снизу:

Электричество Эскалатор Экскаватор Эклер

Когда мы произносим звук [Э], воздух свободно выходит изо рта. Произнеси: ЭЭЭ. Ни губы, ни зубы, ни язык не мешают воздуху свободно выходить изо рта, когда мы произносим звук [Э].

  1. Скажи, что такое эхо?
  2. Послушай предложение: ЭММА И ЭЛЛА СЛУШАЛИ ЭХО.
  3. ЭХО - какой первый звук в этом слове?
  4. Какой первый звук в слове ЭЛЛА? — ЭММА?
  5. Какой звук есть и в слове ЭКСКАВАТОР, и в слове ЭСКАЛАТОР?
  6. В начале, в конце или в середине слова звук [Э] в слове ЭСКАЛАТОР? - ЭКСКАВАТОР? МЭР?
  7. Гласный или согласный звук [Э]?

Рассмотри букву Э. Напиши ее в воздухе, а теперь в тетради аккуратно по клеточкам простым карандашом или шариковой ручкой.

В тех случаях, когда ребенку предлагается написать целую строку буквы, слога или слова - взрослый дает образец написания в начале строки.
Если у дошкольника возникают трудности, то взрослый может провести две ориентировочные линии, либо поставить опорные точки, которые ребенок соединит линиями, либо напишет буквы целиком, а ребенок их просто обведёт другим цветом. Каллиграфии на данном этапе обучения требовать не следует.

Продолжи фразу

На большие расстояния
Мчится он без опоздания;
Пишется в конце два С,
Называется … (экспресс).

К дальним селам, городам
Кто идет по проводам?
Светлое величество.
Это … (электричество).

На лучинке, в бумажке,
В шоколадной рубашке,
В руки просится само.
Что же это? … (Эскимо.)

Угукало, агакало,
Аукало и плакало,
И рассыпалось смехом,
И называлось… (эхом).

Сказка про букву Э

Экскаваторщики
Вбегает вчера ко мне Эдик с пятого этажа.
- Бросай свои этикетки! - кричит.
- У нас во дворе настоящий эскалатор работает!
Я говорю:
- Экскаватор, наверное, эскалаторы только в метро бывают. Выбежали мы во двор, а там и в самом деле стоит экскаватор. Мотор работает, а экскаваторщик куда-то ушел. Влезли мы потихоньку в кабину. А Эдик взял и нечаянно какую-то ручку тронул. Экскаватор вдруг как дернется, как поедет! А впереди - электрический столб.

Экскаватор по этому столбу - р-р-раз!! Столб на бок - два!!! И все провода оборвались. Во всем нашем доме сразу электричество погасло и перестали работать утюги, холодильники, пылесосы, телевизоры и все, что питается электричеством.

Тут экскаваторщик прибежал, раскричался и из кабины нас выгнал. А вечером пришел папа и… Ну, про это мне вовсе не интересно вспоминать.

Загадки для детей на букву Э

Провела я солнце
За свое оконце,
К потолку подвесила,
Стало дома весело.
(Лампочка)

Сам вагон открыл нам двери,
В город лестница ведет.
Мы своим глазам не верим:
Все стоит, она идет.
(Эскалатор)

Живет без тела, говорит без языка.
Никто его не видит, а всякий слышит.
(Эхо)

К нам во двор забрался крот,
Роет землю у ворот.
Тонна в рот земли войдет,
Если крот раскроет рот.
(Экскаватор)

Рученька-ручища,
Что в земле ты ищешь?
- Ничего я не ищу.
Землю рою и тащу.
(Экскаватор)

Есть на свете чудная лопата
- На колесах, крива и горбата.
Но копать начинает она -
Сто лопат заменяет одна.
(Экскаватор)

Стихи про букву Э для детей

Экскаватор - крану брат.
Ворошит такие глыбы,
Что, пожалуй, сто лопат
Их осилить не смогли бы.
(Я. Аким)

Эта кнопка и шнурок -
Электрический звонок.
(С. Маршак)

Эму
Я про страуса,
Про ЭМУ,
Написал бы вам Поэму,
Но никак я не пойму:
Эму он
Или эму?!
(Б. Заходер)

Эхо
- Мама! - слышится с холма.
Эхо тоже крикнет: «Ма-а-а!»
Это маму звал малыш.
Эхо, ты кому кричишь?
(Г. Виеру)

Эхо ищем всем отрядом:
- Эхо, где ты?
- Рядом!
Рядом!
Эхо! Эхо!
Вот потеха!
Значит, тропкою лесной
Ходит-бродит с вами эхо
Невидимкой день-деньской.
(Ф. Бобылев)

Неясно, зверь он или птица.
Есть перья, а летать боится.
Быть может, ты решишь проблему:
Зверь или птица страус эму.
(Е. Григорьева, И. Гамазкова)

Итоги урока:

  1. Произношение новых слов увеличивает словарный запас дошкольника, развивает речь и память.
  2. Упражнения по клеточкам развивают мелкую моторику рук.
  3. Загадки развивают в детях сообразительность, умение анализировать и доказывать. Педагоги применяют загадки при обучении детей для повышения заинтересованности во время выполнения сложных задач.
  4. Стихотворения влияют не только на развитие памяти. Доказано, что если ежедневно учить несколько строк, в мозге возникают новые нейронные связи, повышается общая способность к обучению.

Разделы: Работа с дошкольниками , Логопедия

Цель: познакомить детей со звуком и буквой "Э".

Задачи: закрепить навыки различения и правильного произношения звука "э", в слогах, словах, фразах; упражнять в определении места звука "э" в словах, в проговаривании слов сложной слоговой структуры; учить определять самое короткое и самое длинное слово; совершенствовать навыки звукового анализа слова, печатания слогов, слов, предложений; формировать навык чтения предложений с разной интонацией; учить детей задавать вопросы к одушевлённым и неодушевленным предметам; закрепить зрительный образ буквы, развивать фонематический слух, память, внимание.

Оборудование: демонстрационный материал - предметные картинки со звуком "э", магнитная доска, цветные маркеры, буква "э", таблицы для чтения, мяч; раздаточный материал - верёвочки, тетради, ручки, цветные карандаши, карточки с буквой "э" и "с".

Ход занятия

I. Организационный момент.

Садится тот, кто назовёт первый звук в слове: арка, осы, умница, уши, обруч и др. .

1. Повторение пройденного:

Уточнение артикуляции звуков "а", "у", "о" и их характеристика.

2. Знакомство с новым материалом. Логопед загадывает загадку:

Никто его не видывал,
А слышать - всякий слыхивал.
Без тела - а живёт оно,
Без языка - кричит оно. (Эхо)

Какой первый звук мы слышим в слове "эхо"?

Педагог объявляет тему занятия.

3. Знакомство с артикуляцией звука "э". (При произнесении звука "э" губы "смеются").

4. Хоровое и индивидуальное проговаривание звука "э".

5. Характеристика звука "э". (Звук "э" - гласный, его можно петь и тянуть, обозначается красным цветом).

6. Дидактическая игра "Хлопай, не зевай!" Логопед произносит ряд звуков, слогов, слов, а дети хлопают в ладоши, если услышат звук "э": э, а, э, у, о, э; эх, ах, ух, эх; Эмма, Анна, Эдик, эхо, Оля.

7. Игровое упражнение "Речевая зарядка" (дети повторяют цепочку слогов):

эп-оп-ап уп-эп-оп ип-уп-эп
ип-эп-aп эп-aп-эп oп-уп-эп

8. Дидактическая игра с мячом "Где спрятался звук "э"?" (определение позиции звука "э" в словах). Речевой материал: поэт, эльф, эмблема, этажерка.

9. Дидактическая игра "Чего не стало?" (опора - предметные картинки со звуком "э": эскимо, экскаватор, электричка, экран: . Логопед выставляет

5 предметных картинок на наборное полотно, дети закрывают глаза, педагог убирает одну картинку, дети открывают глаза и отвечают на вопрос: "Чего не стало?").

10. Проговаривание слов сложной слоговой структуры, деление слов на слоги, определение самого короткого и самого длинного слова: эквилибрист, электросварщик, электровоз, электроутюг, экскурсовод, электромонтёр, экипаж, электроприбор, эвкалипт.

11. Дидактическое упражнение "Кто это? Что это?". Продолжить ряд:

  • Кто это? Это девочка, бабочка, кошка:
  • Что это? Это кукла, стул, мяч:

12. Физминутка.

Встаньте дружно, потянитесь!
Пошагайте, покрутитесь.
Руки вправо, руки влево,
А потом присядьте смело.
Снова встаньте, потянитесь
И друг другу улыбнитесь.

13. Знакомство с буквой "э" (показ буквы). Логопед читает стихотворение:

Это - Э
С открытым ртом
И большущим языком.

14. Выкладывание буквы "Э" из верёвочек, прорисовывание "э"в воздухе.

15. Работа в тетрадях. Печатание букв "Э", "э"; слогов: "эм", "эп", "эт", "эк", "мэ", "пэ", "тэ", "кэ"; слов: "это", "эму", "Эмма".

Списывание предложений с доски: "Тут Эмма.", "Там эму.".

16. Звуковой анализ слова: эму (зарисовка звуковой схемы в тетрадях).

17. Чтение предложений с соблюдением вопросительной и повествовательной интонации:

Это кто? Это кот. Это кто? Это Эмма. Это кто? Это паук.

III. Итог занятия:

1. - С каким звуком и с какой буквой мы сегодня познакомились? Дайте характеристику звука "э".

2. - Зачеркните букву, отличающуюся от остальных (работа на карточках):

3. Оценка деятельности детей.

2. Вспомни и расскажи маме все про звук (Э) , что происходит при его произнесении с:

  • Губками (раскрыты, как круг);
  • Зубками (раскрыты, нет преграды);
  • Язычком (спит внизу, нет преграды);
  • Что с воздушной струей (нет преград во рту, выходит свободно);
  • Какой звук (Э) (во рту нет преград, значит звук (Э) - гласный )?
  • Как обозначаем звук (Э) (красным кругом - среднего размера, меньше (А), но больше (У))?

3. Рассмотри картинки, правильно назови их! Определи и отметь на схеме, где в словах звук (Э) спрятался: (Эскимо, Этажерка, Эму, Эмма, Эдик, Экскаватор, Экран). Разбор этих слов (Этаж, Эскимос, Эскалатор, Эхо) идет на слух. Вы читаете, записываете слово, рисуете схему, а ребенок отмечает цветными карандашами позицию звука в слове.




4. Поиграй с мамой в игру «Лови звук (Э) »: Взрослый звуки называет неторопливо и четко: «А-У-Э-А-Ы-Э-Э-А-О-Э-А», когда ребенок звук (Э) услышит - хлопнет в ладоши! Игра усложняется: в слогах и в словах (придумайте сами, только произносите слоги и слова выделяя звук «Э»).

5. Придумай сам три слова со звуком (Э) . Зарисуй эти слова сам, как сможешь! Под своими картинками отметь, где там спрятался звук (Э)!

6. Выучи две загадки на выбор, в отгадках слова со звуком (Э) , загадай их маме:


Закрепляем символы пройденных гласных звуков.


    Двадцать восьмая буква алфавита – главная героиня онлайн игры «Учим букву Ъ». Она не вызовет больших трудностей у вашего ребенка, если он предварительно поучится писать ее на компьютере. Обводить ее контуры по точкам совсем не сложно, зато это важный опыт для каждого будущего шко


    Последняя буква алфавита, с которой вы познакомитесь в онлайн игре «Учим букву Я», хорошо известна каждому ребенку. Пришло время узнать, как она пишется, а также научиться отличать ее среди других букв. Учебный процесс представлен в занимательной игровой форме, так что будет инте


    С помощью онлайн игры «Учим букву Ф» ваш ребенок познакомится с двадцать второй буквой нашего алфавита. Присмотритесь повнимательнее – ее контуры обведены зелеными точками, надо только правильно обвести их. Затем задание усложнится – найти среди разбросанных вариантов буквы Ф дов


    Флеш игра «Учим букву У» – это прекрасная возможность познакомиться с новым материалом и закрепить его на практике. Контуры новой буквы обозначены зелеными кружочками, вашему малышу останется лишь обвести их. Затем нужно выполнить еще одно задание посложнее – найти среди предложе


    Тринадцатая буква алфавита – главная героиня онлайн игры «Учим букву Л». Она не вызовет больших трудностей у вашего ребенка, если он предварительно поучится писать ее на компьютере. Обводить ее контуры по точкам совсем не сложно, зато это важный опыт для каждого будущего школьник


    С помощью онлайн игры «учим букву Ё» ваш ребенок познакомится с седьмой буквой нашего алфавита. Присмотритесь повнимательнее – ее контуры обведены зелеными точками, надо только правильно обвести их. Затем задание усложнится – найти среди разбросанных вариантов буквы Ё довольно не