Чебурашка идет в школу департамент образования. Заменит ли «Чебурашка» всемирную паутину? Что будет с нами после Олимпиады

Педагоги бурно обсуждают видео с совещания под председательством руководителя Департамента образования Москвы Исаака Калины, на котором он распекает директора лицея №1537 Александра Викторова.

Ваше отношение к такому домашнему заданию? - тоном, не предвещающим ничего хорошего, спрашивает чиновник.
- У нас был ослаблен контроль за мониторингом за журналами, - пытается оправдаться Александр Викторов. -

Наказание, конечно, получат... Но случай не вопиющий...

А сколько у вас лично дома Чебурашек? - продолжает допрос Исаак Калина.

Ни одного, - ответил директор.

После чего, видимо, поняв всю тяжесть проступка, он сказал, что считает случай вопиющим. Но было поздно. Чиновник потребовал "принять решение" по директору.

Судя по всему, решение уже принято. На сайте лицея №1537 в качестве директора указан другой человек. Комментировать ситуацию в учебном учреждении отказались. В департаменте же предоставить комментарий оперативно не смогли.

В обсуждении на сайте Pedsovet рядовые педагоги становятся на сторону уволенного директора, называют ситуацию абсурдной и утверждают, что учителей постоянно унижают, "затюкивают" странными распоряжениями вроде запрета обнимать детей или писать в дневниках слово "принести".

Если ученика накажешь, попросишь постоять в сторонке, то потом хлопот не оберёшься, - рассказывает Metro на условиях анонимности учитель физкультуры. - Если мама ребёнка напишет в департамент, то тебя тут же накажут, без разбирательства, - родитель всегда прав.

Нам действительно запретили писать слово "принести", - также анонимно делится педагог начальных классов. - А я как должна покупать материалы для поделок? На 100 рублей, которые мне дают в месяц на литературу? В классе 27 человек... Я в электронный дневник ничего не пишу, а в бумажный - без слова "принести", просто: "ткань, иголки, нитки".

Часть стенограммы селекторного совещания, на котором высокопоставленные чиновники системы образования обсуждали тему, связанную с Чебурашкой и крокодилом Геной.

"Действующие лица: Руководитель городского методического центра (РГМЦ), Руководитель Департамента образования (РДО), Директор школы (ДШ)

РГМЦ: Уважаемые коллеги, это совершенно замечательное поручение - принести изделие "Чебурашка". И либо вся семья делала это изделие "Чебурашка" дома, либо вся семья искала этого "Чебурашку". А каждый ребенок знает, что Чебурашка живет в ящике с апельсинами. Поэтому я думаю, что есть некоторая проблема. Если это изделие изготавливают в школе, то зачем же мы носим его туда-сюда?

РДО: Александр Яковлевич!

ДШ: Да, Исаак Иосифович!

РДО: Ваше отношение к такому домашнему заданию?

ДШ: Исаак Иосифович, ну, у нас после 10 марта был подготовлен приказ после таких вот... когда появляются в электронных журналах от некоторых учителей, чтобы что-то принести. И каждый учитель был ознакомлен. И у нас вообще запрет существует, чтобы включали в домашнее задание что-то приносить. Но в какой-то момент, конечно, это не вопиющий, но... у нас не разрешено, в общем. Был ослаблен контроль за мониторингом, за журналами со стороны администрации. И, в общем, там наказание, конечно, получат, но мы, конечно, против. Вообще против того, чтобы вообще приносили. Школа должна сама обеспечивать всеми связующими материалами...

РДО: А вот мне интересно, сколько дней дается несчастной семье на выполнение такого задания? Или это вечером написали, а утром...

РГМЦ: Бывает такое, что вечером написали, а завтра утром надо принести... Максимально два-три дня.

РДО: Александр Яковлевич, у вас много Чебурашек дома? Лично?

ДШ: Ни одного.

РДО: Ни одного! А вы говорите, это не вопиющее нарушение!

ДШ: Вопиющее нарушение.

РДО: А! Вопиющее!

РДО: Ну и вы сказали, у вас установлен запрет. Ваш работник нарушил ваш запрет. Ваше решение?

ДШ: Ну это значит завуч, ему объявлен выговор. Работнику тоже объявлен выговор, учителю. Ну и, в конечном счете, будет проведено еще... педагогический совет, и это будет озвучено. Ну, в общем, до каждого педагога достучимся, что это очень серьезное нарушение.

РДО (тяжело вздыхает): Александр Яковлевич, если запрет можно нарушить фактически безнаказанно, то кто же его будет считать за запрет? Вот я понимаю там на коробке написано: "Не влезай! Убьет!", и череп с костями нарисован. Все понимают, что это запрет, что касаться электрических проводов нельзя. Потому что убьет. Вот это запрет. А у вас это так... Попробовали, нарушили, ничего не случилось - всё, запрет снят. Можете отменить, Александр Яковлевич.

ДШ: (кивает опущенной головой).

РДО: Если запрет можно нарушить безнаказанно, то запрет нужно срочно отменять. И написать: "Я ошибся. Всем разрешено носить Чебурашек, крокодилов..." Хорошо хоть не написали: "Принести крокодила", да еще без кавычек.

Это Северо-Восток у нас? Инспектор здесь? Значит, передайте куратору, что я жду решений по директору".

Чебурашка на селекторе

Действующие лица: руководитель городского методического центра (РГМЦ), руководитель департамента образования (РДО), директор школы (ДШ)

РГМЦ: Уважаемые коллеги, это совершенно замечательное поручение — принести изделие «Чебурашка». И либо вся семья делала это изделие «Чебурашка» дома, либо вся семья искала этого «Чебурашку». А каждый ребенок знает, что Чебурашка живет в ящике с апельсинами. Поэтому я думаю, что есть некоторая проблема. Если это изделие изготавливают в школе, то зачем же мы носим его туда-сюда? РДО : Александр Яковлевич! ДШ : Да, Исаак Иосифович! РДО : Ваше отношение к такому домашнему заданию? ДШ : Исаак Иосифович, ну, у нас после 10 марта был подготовлен приказ после таких вот… когда появляются в электронных журналах от некоторых учителей, чтобы что-то принести. И каждый учитель был ознакомлен. И у нас вообще запрет существует, чтобы включали в домашнее задание что-то приносить. Но в какой-то момент, конечно, это не вопиющий, но… у нас не разрешено, в общем. Был ослаблен контроль за мониторингом, за журналами со стороны администрации. И, в общем, там наказание, конечно, получат, но мы, конечно, против. Вообще против того, чтобы вообще приносили. Школа должна сама обеспечивать всеми связующими материалами… РДО : А вот мне интересно, сколько дней дается несчастной семье на выполнение такого задания? Или это вечером написали, а утром… РГМЦ : Бывает такое, что вечером написали, а завтра утром надо принести… Максимально два-три дня. РДО : Александр Яковлевич, у вас много Чебурашек дома? Лично? ДШ : Ни одного. РДО : Ни одного! А вы говорите, это не вопиющее нарушение! ДШ : Вопиющее нарушение. РДО : А! Вопиющее! ДШ : Да. РДО : Ну и вы сказали, у вас установлен запрет. Ваш работник нарушил ваш запрет. Ваше решение? ДШ : Ну это значит завуч, ему объявлен выговор. Работнику тоже объявлен выговор, учителю. Ну и, в конечном счете, будет проведено еще… педагогический совет, и это будет озвучено. Ну, в общем, до каждого педагога достучимся, что это очень серьезное нарушение. РДО (тяжело вздыхает ): Александр Яковлевич, если запрет можно нарушить фактически безнаказанно, то кто же его будет считать за запрет? Вот я понимаю там на коробке написано: «Не влезай! Убьет!», и череп с костями нарисован. Все понимают, что это запрет, что касаться электрических проводов нельзя. Потому что убьет. Вот это запрет. А у вас это так… Попробовали, нарушили, ничего не случилось — всё, запрет снят. Можете отменить, Александр Яковлевич. ДШ : (кивает опущенной головой ). РДО : Если запрет можно нарушить безнаказанно, то запрет нужно срочно отменять. И написать: «Я ошибся. Всем разрешено носить Чебурашек, крокодилов…» Хорошо хоть не написали: «Принести крокодила», да еще без кавычек. Это Северо-Восток у нас? Инспектор здесь? Значит, передайте куратору, что я жду решений по директору. Петр Саруханов / «Новая»

Учителя который день обсуждают ролик про Чебурашку. И даже, страшно сказать, обсуждают, не написать ли открытое письмо Великому и Ужасному Начальнику департамента образования г. Москвы г-ну Калине о том, что нельзя так себя вести с людьми.

В самом деле: каждому, кто когда-нибудь смотрел трансляцию совещаний в департаменте образования, стиль общения Исаака Иосифовича Калины с подчиненными мучительно знаком. Он напоминает манеру общения Сталина с наркомами. Начальник задает вопросы, на которые только он сам знает ответы, подчиненный заикается, краснеет, мямлит, присутствующие стараются слиться с окружающей обстановкой.

Московская система образования — ​да и не только московская — ​построена на вертикали страха. Все боятся всех. Все, что ты делаешь в школе, ты делаешь до первого родителя, который решит на тебя пожаловаться: объем ли ему домашних заданий не понравится или формулировка темы сочинения.

Родителям школьников нелегко. Когда в одиннадцать часов ночи твое дитя вдруг вспоминает, что завтра в школу надо принести дневник наблюдений за природой за месяц, презентацию на тему «Обитатели лесостепей» или мягкую игрушку «лисенок», родители звереют. Звереют они уже и в том случае, если ребенку предложено выбрать, какое стихотворение о природе он сам хотел бы выучить наизусть, и в том, если ему завтра нужно принести в школу циркуль. Им надоело учиться за своих детей. Покупать за них поделки (вы не знали? Есть целый черный рынок поделок из природных материалов для началки!). Рисовать за них контурные карты, ваять презентации (никто ведь в здравом уме не считает, что ребенок в 8 лет сам способен сделать презентацию в Power Point, правда?).

Весь год родители стенали: какие, к чертовой матери, желуди и каштаны, когда уже три недели снег лежит? Родим мы их, что ли? Почему учитель ставит двойку за отсутствие транспортира? Неужели нельзя выдать каждому по транспортиру на уроке?

Вопли эти достигли нужных ушей. Возмездие настигло виновных. Теперь учителям во многих школах Москвы категорически запрещено писать в графе «домашнее задание» слово «принести», даже если принести требуется циркуль на урок математики. Только «не забыть циркуль».

Виновных публично секут, чтобы остальным неповадно было. Наступило ли торжество справедливости? Да прям.

Знакомая учительница пишет: «Я не имею права повести пятнадцатилетних учеников в парк без второго сопровождающего и без письменного разрешения от родителей. Я не имею права показать им на уроке кино по своему выбору, потому что мой выбор наверняка не понравится кому-то из родителей, и они будут жаловаться».

Родители так устали бояться школы, что взбунтовались, и теперь уже школа их боится.

А для школы бояться — ​привычный образ действий.

В моем детстве школой управлял страх. Вызов к директору, вызов на педсовет, разбор персонального дела на комсомольском собрании — ​всего этого боялись. Одно время казалось, что держать население в постоянном испуге не стоит, что можно попробовать снять испуг. Но если снять испуг, то с людьми тогда надо считаться, разговаривать, а это трудно, потому что они неразумные и шумят на разные голоса.

Каждый, кто был на родительском собрании, наверняка хоть раз испытывал соблазн выстрелить холостым в воздух для острастки, когда мама Пети в очередной раз спрашивает, можно ли на физкультуру не белую, а светло-серую футболку. И кажется тогда, что самый эффективный способ управления этим разбродом — ​перепугать всех до такой степени, чтобы стояли у стены по струнке и кашлянуть боялись.

Фигня в том, что, когда стоишь у стены по струнке и кашлянуть боишься, — ​учиться невозможно. И учить тоже невозможно. Хоть по ФГОСам, хоть по старинке. Познавательная активность — ​капризная штука: просыпается только тогда, когда человек не испытывает тревоги, когда он доверяет тому, кто ведет его по новому миру дальше в непознанное.

А как учить без страха и управлять без страха — ​нынешняя школа не знает. Нет у нее таких способов. И в государстве их нет; не успели еще наработать — ​как опять решили брать на испуг. И как быть, когда тобой пытаются управлять при помощи страха, учителя тоже не знают.

…Никто на совещании в департаменте не встал и не сказал, как Алиса на суде: «Да вы просто карты».

Никто даже не попробовал. Страшно.

На самом деле мы очень храбрые, честное слово. Но вот этот текст я тоже храбро подпишу псевдонимом. Не потому, что я боюсь Исаака Иосифовича и всего департамента образования, вместе взятого. Хотя я очень не люблю, когда на меня кричат, и могу даже заплакать.

Все просто: не я строила эту школу. Не я ею руковожу. Я отведу свои десять часов в неделю и уйду. Я закончу этот год и могу уволиться, на мое место найдут нового учителя — ​а школа останется. А что можно сделать со школой — ​мы все видели в процессе реорганизации школ в большие комплексы.


Исаак Калина. Фото: РИА Новости

Мы знаем: школу можно обезглавить из-за Чебурашки. Это — ​в рамках закона. Школу можно совсем уничтожить, и это мы тоже видели.

И моя индивидуальная храбрость, которая мне ничего не стоит, в общем-то, ведь я ничем не рискую, кроме одного из нескольких рабочих мест, — ​обернется разрушением чьего-то дела жизни.

Учителю трудно быть храбрым — ​у него всегда есть заложники. И научить быть храбрым ему трудно: ну уйдет он из школы из-под власти директора-самодура, как в «Обществе мертвых поэтов», а дети останутся. Это ответственность учителя или безответственность?

Как ни пытаются нам внушить, что наша работа — ​чистая технология, она все равно упирается в этику. И никакая технология без этики не работает. И никакая машина долго на чистом страхе не едет. А если едет, то потом разваливается. У Салтыкова-Щедрина все написано.

Анна Гамалова,
для «Новой»

4 мая 2014 23:13

Перспектива того, что на смену Интернету в России придет собственная информационная система под кодовым названием "Чебурашка", вызывает у экспертов больше опасений, чем скепсиса.

С инициативой выступил сенатор Совета Федерации Максим Кавджарадзе. Он предложил создать в России «собственную внутрироссийскую информационную систему», закрытую для ЕС и США. Назвать ее сенатор, представляющий в Совете Федерации Липецкий областной совет депутатов, предложил не слишком серьезно - «Крокодилом Геной» или, на худой конец, «Чебурашкой».

Слова сенатора можно было бы спокойно принять за шутку, если бы не одно «но».

На прямой линии свою оценку Интернету дал президент Владимир Путин, заявивший, что всемирная сеть была создана как спецпроект ЦРУ США. А еще гарант пообещал, что отечественные интернет-компании в скором времени будут получать поддержку от властей. Эти заявления позволяют сделать предположение, что инициатива сенатора Кавджарадзе может рассчитывать на самую высокую поддержку.

Реалистична ли идея создания отдельной сети Интернет? Сможет ли она стать реальностью в нынешних политических условиях?

О том, какой зверь на самом деле скрывается за фигурой пушистого создания, «Новая» расспросила экспертов.

Другие дискуссии

  • Нас осталось мало

    Юлия Суслова / Профессиональная журналистика сейчас занимается пожиранием самой себя

  • Блокада: подвиг или трагедия?

    / Общественный деятель и участник тех исторических событий Юрий Иванович Колосов в одной из публикаций поднял тему героического подвига, чем вызвал бурный отклик среди петербуржцев

  • Почему Петербург превратился в политическое болото?

    / Работа партий, политические акции, события и идеи в бывшей столице стали так же скучны и малозаметны, как в каком-нибудь заштатном городке

  • Чему учит Киев наших оппозиционеров?

    / Могут ли события на Грушевского и Майдане стать уроком для россиян?

  • Все лечится?

    / Сбор денег на лечение российских детей в зарубежных клиниках главный онколог страны назвал "спекуляцией"

  • Что будет с нами после Олимпиады?

    / Как игры скажутся на экономике, политике, спорте, туризме?

  • Уроки истории

    / Будут ли нынешние события отражены в новом едином учебнике истории, работа над которым кипит вовсю?

  • Должен ли "Зенит" расплачиваться за своих болельщиков?

    / Контрольно-дисциплинарный комитет Российского футбольного союза принял решение наказать ФК "Зенит" проведением двух матчей при пустых трибунах и еще трех – без фанатского сектора.

  • Кому нужен пешеходный Невский?

    / В 2015 году часть Невского проспекта станет пешеходной. О решении закрыть главную улицу города для автотранспорта городские власти заявили в конце мая.

  • Можно ли «отмыться от скверны прошлого» в римском саркофаге?

    / «Отмыться от скверны и грязи прошлого» в Эрмитаже попытался арт-активист группы «Синий Всадник»: Олег Басов залез в римский саркофаг. Экспонат по итогам акции не пострадал.




---


Калина, Исаак Иосифович, не пора ли и честь знать?

    Михаил Чураев,

    Товарищи, мы в каком театре абсурда живём???
    Это вот КТО руководит образованием наших детей??
    Исаак Иосифович - он кто? Главный запретитель?
    Почему нельзя написать "принесите Чебурашку"? Я, родитель, сделал бы Чебурашку с удовольствием.
    ---
    Итак, вывод руководителя московского департамента образования: СРОЧНО принести данные по директору, педагог которого попросил принести Чебурашку. Срочно!
    А вот я, родитель, пишу, что директор ГБОУ СОШ283 Москвы взяточница, аморальная личность и врёт, как дышит, угнетает весь педсостав, кроме собственных лизоблюдов, эксперименты ставит над детьми, от которых родители бегут СОТНЯМИ - где реакция? Реакции ноль. Такого директора Департамент Калины прикрывает всеми силами.

      Наталья Фурсова,

      Михаил Чураев,
      Товарищи, мы в каком театре абсурда живём???
      Это вот КТО руководит образованием наших детей??
      Исаак Иосифович - он кто? Главный запретитель?
      Почему нельзя написать "принесите Чебурашку"? Я, родитель, сделал бы Чебурашку с удовольствием.
      ---
      Итак, вывод руководителя московского департамента образования: СРОЧНО принести данные по директору, педагог которого попросил принести Чебурашку. Срочно!
      А вот я, родитель, пишу, что директор ГБОУ СОШ283 Москвы взяточница, аморальная личность и врёт, как дышит, угнетает весь педсостав, кроме собственных лизоблюдов, эксперименты ставит над детьми, от которых родители бегут СОТНЯМИ - где реакция? Реакции ноль. Такого директора Департамент Калины прикрывает всеми силами.
      Калина, Исаак Иосифович, не пора ли и честь знать?

      И ЭТО ПОВСЕМЕСТНО! По всей стране, кроме, может быть, редких исключений.

        Марина Сухотерина,

        Наталья Фурсова,
        Михаил Чураев,
        Товарищи, мы в каком театре абсурда живём???
        Это вот КТО руководит образованием наших детей??
        Исаак Иосифович - он кто? Главный запретитель?
        Почему нельзя написать "принесите Чебурашку"? Я, родитель, сделал бы Чебурашку с удовольствием.
        ---
        Итак, вывод руководителя московского департамента образования: СРОЧНО принести данные по директору, педагог которого попросил принести Чебурашку. Срочно!
        А вот я, родитель, пишу, что директор ГБОУ СОШ283 Москвы взяточница, аморальная личность и врёт, как дышит, угнетает весь педсостав, кроме собственных лизоблюдов, эксперименты ставит над детьми, от которых родители бегут СОТНЯМИ - где реакция? Реакции ноль. Такого директора Департамент Калины прикрывает всеми силами.
        Калина, Исаак Иосифович, не пора ли и честь знать?

        И ЭТО ПОВСЕМЕСТНО! По всей стране, кроме, может быть, редких исключений.

        Полностью согласна, его прихлебатели сидят и в ус не дуют. Одна из директоров гимназий баллотируется в муниципальные депутаты и заставляет всех за себя голосовать! Учителя обзванивают родителей!! Сначала сам пусть своих всех вышвырнет. Все развалили!


        И прикрывает Департамент, и своих ставит, и своими душит учительство. И стиль управления подчиненными ненормальный, и негласные указивки пенсионеров убирать и москвичей тоже... реализуются. Конвейер при приеме на работу следующих запущен. Это в щколе-то! Зато директор из детсада разваливает школу, а ему дифирамбы на совещаниях поют... следующий намечает убрать 18 человек и убирает, не моргнув глазом врет, и тоже - ничего, нормально...
        Я рада, что заговорили учителя. Если говоришь правду, то,как правило, один, остальных уже запугали. А потом эта "сплоченная" команда воплощает в жизнь отлаженные не на одном учителе сценарии.