Как мы чувствуем друг друга. Тренинг детско-родительских отношений

Тренинг детско-родительских отношений. Тема: "Как мы чувствуем друг друга"

Статья отнесена к разделу: Работа с родителями

“Наказывать – по-русски значит поучать.

Поучать можно только примером.

Воздаяние же злом не поучает, а развращает”

Л.Н.Толстой

Появление ребенка в семье является серьезным испытанием для родителей. Освоение и формирование роли отца или матери – важнейшая задача личностного развития в период взросления и проверка на прочность семейных отношений.

Одним из направлений работы психолога, работающего в детском саду, школе, является взаимодействие с семьей с целью создания оптимальных условий для развития ребенка. К психологу родители обращаются по самым разным вопросам. Среди них могут быть достаточно простые, которые могут быть разрешены в информационно-рекомендательной форме. Иногда достаточно одной встречи психолога с семьей, чтобы проблема была решена. Вместе с тем бывают ситуации, которые требуют от психолога долгой кропотливой работы по изучению проблемы, установлению контакта с семьей, коррекции деформированных отношений внутри нее.

Современная ситуация заставляет семью жить в ускоренном, напряженном ритме. Возникает много проблем: жилищных, материальных и т.д., и зачастую общение между родителями и детьми происходит только в форме обмена информацией. Но ведь процесс общения это ещё и эмоциональный, физический контакт, взаимопереживание, взаимовлияние, взаимодействие.

Внимание родителей часто сосредотачивается только на учёбе, достижениях и проблемах ребёнка, но не на самом взрослеющем человеке.

Порой получается, что родители недооценивают свою роль в развитии характера ребенка. В тех семьях, где взрослые по каждому поводу выражают недовольство, выговаривают детям за незначительную провинность, многое запрещают, дети становятся скрытными, привыкают быть недовольными, угрюмыми, боязливыми.

Нередко в семье используется грубый тон, резкий окрик, который вызывает у ребенка выраженный протест. В семье, где один из родителей, а тем более оба страдают алкоголизмом или наркоманией-никогда не бывает спокойной обстановки, что травмирует психику ребенка. Дети, растущие в таких семьях всегда угнетенные, испуганные, болезненно переживают пороки родителей, тем более что практически всегда лишены правильного ухода, здорового рационального питания.

Настроение взрослых членов семьи, их поступков, отношения между собой непосредственным образом сказываются на формировании коммуникативных навыков ребенка. Правила поведения и общения с взрослыми усваиваются ребенком в различных ситуациях на улице, в транспорте, в магазине, в театре и других общественных местах.

Анализируя собственный опыт работы с родителями, я пришла к выводу, что одна из главных предъявляемых проблем – проблема эмоционального взаимодействия в семье.

На основании этого, считаю, что одна из задач семейного консультирования сегодня – это налаживание эмоциональных взаимоотношений в семье.

В качестве примера формы работы в этом направлении предлагаю тренинг детско-родительских отношений “Как мы чувствуем друг друга”.

Цель тренинга – гармонизация эмоциональных связей в семье.

Задачи , решаемые в ходе тренинга:

Создать условия для эмоционального сближения членов семьи;

Обучить участников навыкам самовыражения чувств и эмоций;

Научить участников тренинга способам снятия эмоционального напряжения, уметь находить выход негативных эмоций, не причиняя вреда другим членам семьи;

Формировать у каждого из участников тренинга чувства эмпатии;

Формировать навыки эмоциональной поддержки у детей и родителей.

Длительность занятий: 3 занятия (3 дня).

Продолжительность занятия: 2 – 2, 5 часа.

Участники: 3-4 семьи - дети старшего дошкольного возраста с родителями.

Методы работы, используемые в тренинге: игровая терапия, телесно-ориентированная терапия, арт-терапия.

С давних пор люди составляют гербы своей семьи из разных символов, которые в лаконичной форме отражают жизненную философию, главную ценность семьи – всем в парах “родитель-ребенок” предлагается нарисовать свой герб и рассказать про него, что он символизирует. Рядом с гербом написать жизненный девиз. Особенность этого упражнения заключается в том, что рисование должно быть совместным, потому что это заставляет сконцентрироваться на главном и общем, что ценят в жизни дети и родители, чем дорожат.

Использование различных командных игр помогает снять напряжение как эмоциональное, так и телесное – “В магазине зеркал”, “Дракон кусает свой хвост” и др.

Необходимым компонентом тренингового занятия является релаксация, после которой все участники рисуют. А далее идет обсуждение и показ рисунков.

Выполнение рисунка с использование одного карандаша. Выбор карандаша, общий рисунок, подпись рисунка – все это нужно выполнять по обоюдному согласию, а после этого прокомментировать те чувства и эмоции, которые испытывали во время выполнения. Легко ли было действовать сообща, а может быть напротив, трудно.

На занятиях участникам предлагается решить несколько семейных ситуаций, а может даже разыграть их по ролям, но не совсем обычным способом – родители выступают в роли детей, а дети – в роли родителей. Далей проходит обсуждение.

Очень нравится, особенно детям, игра “Художники-натуралисты”, где рисунки выполняются не кисточками, а пальцами, ладонями, локтями, ногами, щечками, носиком. Важным моментом этой игры является то, что родителям необходимо поработать над своими страхами и предубеждениями и позволить себе и своим детям раскрепоститься и получить ощущение свободы и радости.

Анализ подобных форм работы психолога с семьей показал, что родителям нравится играть со своими детьми, нравится “впадать” в детство и вспоминать его радостные моменты, хотя, как чаще признаются папы, в начале это сделать не легко, присутствуют барьеры – неловкость, “А что обо мне подумают окружающие”.

Во время общей рефлексии у родителей и детей открывается много общего, родители лучше понимают своих детей, а дети благодарны за это своим мамам и папам, их глаза светятся любовью и радостью, а это значит – цели, поставленные психологом во время встречи, достигнуты!

Слова благодарности участников тренинга в адрес психолога подвигают меня на усовершенствование работы, на поиск нового и интересного, а ради этого стоит творить.

Тренинг детско-родительских отношений

“КАК МЫ ЧУВСТВУЕМ ДРУГ ДРУГА”

1 ДЕНЬ

1. Оформление бэйджей

Материалы: Карточки из плотной бумаги, булавки, фломастеры.

Всем участникам предлагается написать на своей карточке любое игровое имя: настоящее, сказочного персонажа, вымышленное. Можно предложить выбрать то имя, которое человек хотел бы иметь в жизни.

2. “Ирина – интересная”

Всем участникам предлагается назвать своё имя и прилагательное, начинающееся на туже букву, что и ваше имя. (Родители помогают детям – рассказывают причину выбора имени своему ребёнку).

Примечание: ведущий помогает в выборе прилагательных. Это упражнение позволит составить представление о нынешнем состоянии участников тренинга.

3. Упражнение “Семейный герб и гимн”

Материалы: бумага, краски, кисточки, вода, фломастеры, карандаши цветные и простые, ластик.

Ведущий рассказывает участникам о том, что с давних пор люди составляют гербы своей семьи из разных символов, которые отражают в лаконичной форме жизненную философию, главную ценность семьи. Участникам в парах “родитель – ребёнок” предлагается нарисовать свой герб, это не обязательно должно быть что-то конкретное, может быть сочетание цветов, геометрических фигур, цветовых пятен и др.

Затем все рисунки выкладываются в цент круга на полу и ведущий предлагает каждому рассказать про свой герб, что он символизирует. При этом необходимо спросить участников об их чувствах во время рассказа о своём гербе (когда все участники выскажутся, группе предложить – если есть желание, что-то изменить в своём гербе).

Рядом с гербом предлагается написать свой жизненный девиз. Девиз должен быть кратким и отражать суть жизненных устремлений, позиций, идею или цель семьи.

После завершения работы идет обсуждение.

Примечание: рисование должно быть совместным. Изображение герба и девиза заставляют сконцентрироваться на главном и общем, что ценят в жизни дети и родители, чем дорожат.

4. Упражнение “Найди свою маму”

Инструкция: ребенку завязываются платком глаза. Мамы участницы садятся на стулья в ряд. Ребенок, постепенно обходя ряд, на ощупь должен найти свою маму. Играют все участники. Обратное можно предложить родителям-с закрытыми глазами отыскать своего ребенка.
5. Упражнение “Любящие родители”

Участникам предложить сначала роль “родителя”, а потом они меняются со своими детьми ролями – исполняют роль “ребенка”, а их дети роль “родителя”. Упражнение хорошо выполнять сидя на ковре.

(Звучит колыбельная музыка).

“Родители укачивают своего любимого ребенка. Сначала мама или папа нежно прижимает его к себе, с доброй улыбкой смотрит на него. Мама или папа гладит ребенка по телу, начиная от головы, далее гладит руки, тело ребенка, постепенно перемещаясь вниз к ногам, смотрит на ребенка, ласково и с любовью, мерно покачиваясь по музыку вправо-влево”.

По окончании упражнения идёт обсуждение ролей, кому из участников какая роль больше понравилась и чем.

6. Упражнение - энергизатор “В магазине зеркал”

“В магазине много зеркал. Туда вошёл человек, на плече у которого сидела обезьянка. Она увидела себя в зеркалах и подумала, что это другие обезьянки, и стала строить им рожицы. Обезьянки ответили ей тем же. Она погрозила им кулаком, и из зеркала ей тоже погрозили, она топнула ногой, и все обезьянки топнули ногой. Что ни делала обезьянка, все остальные в точности повторяли её движения”.

Всем участникам нужно побывать в роли “обезьянки” и в роли “зеркала”.

7. Упражнение “Дракон кусает свой хвост”

Все участники встают друг за другом в цепочку и крепко держатся за талию впереди стоящего игрока. Первый – “голова” дракона, последний – “хвост”. “Голова” должна поймать свой “хвост”.

Примечание: “головой” дракона должен побывать каждый участник.

8. Упражнение “Разговор с деревом”

Ведущий. Я хочу вам предложить путешествие в царство деревьев… Сядьте поудобнее и закройте глаза. Несколько раз глубоко вдохните… Представьте себе лес, по которому вы бредёте. Стоит прекрасный весенний день. Небо голубое, солнце светит ярко. Вы идёте по очень большому лесу. Здесь стоят самые разные деревья: хвойные, лиственные, большие и маленькие.

Где-то в этом лесу есть одно дерево – это дерево будет с вами разговаривать, только с одним из вас. Это дерево хотело бы стать вашим другом. Осмотритесь вокруг получше и найдите каждый своё дерево. Подойдите к нему вплотную и приложите ухо к стволу. Слышите, как сок течёт по кольцам дерева вверх? Прислушайтесь очень внимательно к голосу дерева. Как звучит его голос? Как тихий шепот? Как светлый колокольчик? Как шум ручья? Этот голос весёлый, как у Микки Мауса, или серьёзный, как голос пожилого человека?

Может быть, оно хочет попросить, чтобы вы что-то сделали для него. Может быть обрадуется, что именно вы навестили его. Возможно, ваше дерево скажет каждому из вас, что однажды вы станете большим и сильным как оно. Может быть, дерево хотело бы помочь решить ваши сегодняшние проблемы… (15 секунд).

Когда услышите, что хотело вам сказать дерево, дайте мне знак рукой – поднимите руку.

Запомните, что сообщило вам дерево. Запомните также, что дерево – такое же живое, как и вы. А теперь попрощайтесь с деревом… возвращайтесь назад. Потянитесь и будьте снова здесь, бодрые и отдохнувшие… возьмите лист бумаги и нарисуйте своё дерево.

После этого все показывают свои рисунки и рассказывают о том, что сообщило им дерево.

9. Домашнее задание

Ведущий предлагает участникам группы узнать, что означает их имя, откуда оно произошло, какие легенды связано с ним и как оно влияет на жизнь.

10. Рефлексия

2 ДЕНЬ

1. Оформление бэйджей

Материалы: заранее приготовленные карточки из плотной бумаги, булавки, фломастеры, скотч.

Написать на карточке своё настоящее имя и рассказать о том, что оно означает.

3. Упражнение “Слепой и поводырь”

Участвуют “родитель – ребёнок”. Одному из участников по желанию завязывают глаза. Он “слепой”. Второй будет его водящим. Участие принимает каждый игрок.

Как только зазвучит музыка, “поводырь” бережно поведёт “слепого”, давая ему потрогать различные вещи – большие и маленькие, гладкие, шероховатые, колючие, холодные. Можно также подвести “слепого” к месту, где предметы издают запахи. Только ничего нельзя говорить при этом.

Когда через некоторое время музыка выключается, игроки меняются ролями. А когда возвращаются в круг, то рассказывают, что пережили во время прогулки.

4. Упражнение “Неваляшка”

Необходимое количество участников трое, желательно, родители и ребёнок. Двое встают на расстоянии метра лицом друг к другу. Ноги стоят устойчиво, делается упор на одну. Руки выставлены вперёд. Между ними стоит третий участник с закрытыми или завязанными глазами. Ему даётся команда: “Ноги от пола не отрывай и смело падай назад!”. Выставленные руки подхватывают падающего и направляют падение вперёд, там, где ребёнок встречает снова выставленные руки. Подобное покачивание продолжается в течение 2 – 3 минут, при этом амплитуда раскачивания может увеличится.

Предупреждение: дети с сильными страхами и робостью могут выполнять упражнение с открытыми глазами, амплитуда раскачивания может быть сначала минимальной.

5. Упражнение “Нехочухи”

“Большинство из нас умеют быть послушными людьми, исполнительными. Сегодня мы немножко поучимся быть непослушными, а точнее – говорить “нет” разными частями своего тела. Упражнение будем выполнять вместе, в первый раз я покажу вам сама. Начнём с головы. Сказать “нет” головой – значит интенсивно помотать головой в разные стороны, постепенно увеличивая скорость, как будто хотим сказать “нет, нет, нет”. А теперь попробуем повторить “нет” рукам, помашем перед собой сначала правой рукой, потом левой рукой, а затем обеими вместе, как будто хотим отказаться, оттолкнуться. Дальше перейдём к ногам. Взбрыкните сначала правой ногой, потом левой ногой, потом поочерёдно. Старайтесь вкладывать силу в каждое движение. Можно присоединить и голос. Попробуйте на каждое движение выкрикивать “нет” всё громче и громче”.

6. Упражнение “Беседа одним карандашом”

Материал: листы бумаги формата А3, карандаши, фломастеры.

Участники делятся на пары, желательно с тем, с кем еще не были, выбирают карандаш один на двоих по обоюдному согласию, берут лист бумаги, садятся отдельно и по знаку ведущего рисуют общий рисунок, взявшись за карандаш правыми руками. Затем необходимо подписать этот рисунок, выбрав вместе название.

7. Ролевая игра “Ситуации”

Участники тренинга делятся на три команды.

Инструкция: “Сейчас каждая группа получит карточку, на которой описана та ситуация, которую можно проиграть. Прочитайте. Я предлагаю вам разыграть эту ситуацию по ролям, но не совсем обычным способом – родители будут выступать в роли детей, а дети изображать родителей”.

Каждая группа проигрывает ситуацию после проигрывания – обсуждение.

Вопросы для обсуждения:

Что происходило?

Что вы думаете об этом?

Это похоже на то, как бывает в вашей семье

Как вы чувствовали себя в непривычной для вас роли?

Ситуации:

“Ребёнок начал капризничать, плакать по каждому пустяку. Когда мама (папа) вернулась (лся) домой с работы, ребенок стал ходить за ней (ним) не давая заняться домашними делами, канючить, просить что-то непонятное, отказываться от еды. Мама (папа) быстро нашла выход из сложившейся ситуации…”.

“Ребёнок вернулся из детского сада домой. У него в детском саду были неприятности – произошёл конфликт со сверстником, переросший в драку. Дома с ним произошёл следующий разговор…”

“Сегодня праздничный день, все нарядные и весёлые. Приходит в гости шумная, говорливая, подвижная, веселая семья Сидоровых. Взрослые занимаются убранством праздничного стола. Дети играют, танцуют, бегают, кричат, борются, возятся без присмотра взрослых. В суете один ребенок опрокидывает салат оливье с курицей. Мама ребёнка – сердито замечает, что не ожидала от ребёнка испорченного праздника. Спасает положение мудрый дедушка, он говорит…”.

8. Упражнение “Самоуважение”

Ведущий. Можете ли вы мне сказать, каким образом вы замечаете, что кто-то считает вас хорошими? Как вам показывает это ваша мама, ваш папа, ваш муж, ваша жена, ваш сын, ваша дочь?

Сядьте поудобнее и закройте глаза. Вдохните три раза глубоко… теперь отправьтесь мысленно в то место. Которое считаете самым замечательным. Осмотрите его как следует. Что вы там видите? Что слышите? Как там пахнет? Что хотите там потрогать? (15 секунд).

Скоро вы увидите двух человек, которые вас ценят и уважают, которые радуются, когда вы с ними рядом, которые знают, какими вы можете быть внимательными к людям и какими добрыми…

Посмотрите вокруг, и вы увидите, как эти люди подходят к вам, чтобы показать, что они считают вас хорошими… (15 секунд).

Послушайте, что они скажут…

Поговорите с человеком, который к вам пришёл. Спросите его, не расскажет ли он о том, как он к вам относится…(15 секунд).

Теперь попрощайтесь с людьми, которые приходили к вам, и подготовьтесь к тому, чтобы снова вернуться сюда бодрым и оживленным. Потянитесь и откройте глаза…

Вы можете рассказать нам о том, что пережили? Кто к вам приходил? Что сказал этот человек? Смогли ли вы поблагодарить его за то, что он так относится к вам?

9. Общая рефлексия

3 ДЕНЬ

1. Оформление бэйджей

Материалы: карточки из плотной бумаги, булавки, фломастеры, скотч.

Всем участникам тренинга предлагается выбрать себе новое игровое имя. Причем дети делают имена родителям, а родители – детям. Затем каждый представляет себя.

2. Упражнение “Давайте поздороваемся”

Всем участникам встать в круг. Предлагается выбрать способ поздороваться как можно с большим количеством участников разными способами: словами, улыбкой, локтем, коленом, спиной, бедром, лбом”.

3. Упражнение “Коробка переживаний”

Ведущий. Я сегодня принесла небольшую коробку. Предлагаю отправить её по кругу, чтобы собрать наши неприятные переживания и заботы. Вы можете сказать об этом шепотом, но обязательно в эту коробку. Потом я её заклею и унесу, а вместе с ней пусть исчезнут и ваши неприятные переживания.

4. Упражнение “Постукивающий массаж”

Ведущий. Я предлагаю вам веселую игру-разминку. Разбейтесь на пары и выберите, кто будет первым номером, а кто вторым.

Первые номера должны встать на колени, наклониться вперед и положить голову на ладони перед собой. А вторые номера должны встать сбоку от первых на колени и начать мягко постукивать пальцами по спине своего партнера. Это постукивание на слух должно быть похожим на легкий цокот копыт лошади, бегущей трусцой. Начинайте такое постукивание от плеч и постепенно переходите по всей спине до пояса. Постукивать нужно поочередно то правой, то левой рукой (2 минуты).

А теперь поменяйтесь ролями.

5. Упражнение “Круг общения”

Участники делятся считалкой: “Мамочки – детки” на два круга. Внутренний круг - “мамочки” - закрывают глаза, встают лицом к внешнему кругу – “детки”. “Детки” двигаются по часовой стрелке вокруг “Мамочек” и на сигнал останавливаются. Упражнение выполняется молча.

Задание:

1. Пообщайтесь друг с другом руками:

Поздоровайтесь;

Потанцуйте;

Поборитесь;

Помиритесь;

Попрощайтесь.

2. Перед вами маленький, плачущий ребёнок, который чем-то расстроен. Пожалейте его.

3. Вы встретили хорошего друга, которого давно не видели. Покажите, как вы рады его видеть.

Рефлексия.

6. Упражнение “Художники-натуралисты”

Материал: медовые краски, блюдца для размешивания красок, листы бумаги формата А3, старые газеты, клеенка, салфетки влажные и сухие, мыло, вода.

Для выполнения этого задания родители должны поработать над своими страхами и предубеждениями.

Возьмите большой лист бумаги, либо кусок старых обоев, и положите на клеенку или газеты. Перед играющими поставить блюдца с жидкими красками. Разрешите себе и ребенку рисовать не кисточками, а пальцами, кулачками, ладошками, локтями, ногами, щечками, носиком. Сюжет рисунка можно выбрать любой: “Падают листья”, “Следы невиданных зверей”, “Фантастическая планета”, “Разноцветная мозаика”.

Примечание: после упражнения желательно хорошо отмыться, вспоминая то раскрепощение и ощущение свободы и радости, которое все почувствовали.

7. Упражнение “Пирамида”

Все садятся в круг. Ведущий говорит: “Каждый из нас что-то или кого-то любит, но все мы по-разному выражаем нашу любовь. Я люблю свою семью, своих детей, свою работу. Расскажите и вы, кого и что вы любите (следуют рассказы).

А теперь давайте построим “пирамиду любви” из наших с вами рук. Я назову что-то любимое и положу свою руку, затем каждый из вас будет называть то, что он любит и класть свою руку поверх моей. (все участники выстраивают пирамиду). Вы чувствуете тепло рук? Вам приятно? Посмотрите, какая высокая пирамида получилась у нас. А все потому, что мы любимы и умеем любить сами”.

8. Упражнение “Ромашка из ладошек”

Материалы: ватман, фломастеры.

Обведите свою ладонь на ватмане и напишите в центре свое имя (детям помогают писать родители). Располагайте ладони на ватмане таким образом, чтобы из них получилась ромашка. В центре ладони напишите пожелание кому-либо из присутствующих.

9. Общая рефлексия

Обязательное условие: обсуждение проходит за общим чаепитием (приложение 1).

Участникам тренинга вручаются символические Благодарности (приложение 2).

Возможные вопросы для рефлексии:

Что вы приобрели нового?

Как вы собираетесь претворить в жизнь свои достижения?


Петрова Алена Сергеевна
Должность: педагог–психолог
Учебное заведение: Служба подбора, подготовки и сопровождения замещающих семей
Населённый пункт: город Амурск
Наименование материала: тренинг детско–родительских отношений
Тема: "Как мы чувствуем друг друга"
Дата публикации: 07.10.2018
Раздел: дополнительное образование

Тренинговое занятие взаимодействия родителей и детей

«Как мы чувствуем друг друга»

Цель

тренинга:

повышение

психологической

компетентности

родителей

вопросах воспитания, развитие эффективных навыков коммуникации с детьми. Осознание

родителями восприятия их собственными детьми, осознание стиля взаимодействия с

ребёнком, создание ситуации сотрудничества, развитие творческого потенциала.

Задачи тренинга:

усиление

способности

родителей

пониманию эмоционального мира своего

установление

визуального

контакта,

физического

контакта,

наблюдение и совместную деятельность;

изменение неадекватных родительских позиций;

оптимизация форм родительского взаимодействия в процессе воспитания детей.

«Первичный кодекс группы»:

предмет дискуссии – дети и способы взаимодействия с ними родителей;

все члены группы имеют право на свободное участие в дискуссии, лишенной

формализма

единственным источником информации и суждений, которые обязательно должны

быть приняты всеми членами группы.

повышение родительской компетентности в вопросах воспитания;

организация коррекционных игр с детьми, направленные на формирование нового

типа отношений равноправия и партнерства;

продуктивные виды деятельности, где функции «лидера» и «ведомого» разделены

между родителем и ребенком;

стимулирование

процессе

родителями

участниками группы.

Элементы и приемы:

игровая терапия (игры и упражнения, психогимнастика)

арттерапия (работа с рисунком)

Участники: родители и дети

По завершении тренинга проводятся индивидуальные консультации с родителями.

Продолжительность занятия 45 мин.

Материал: ширма, стул, заготовки «Рукавичек» из бумаги, цветные карандаши,

фломастеры, свеча, магнитофон и аудиозаписи, мяч, косынка.

1. Приветствие и знакомство участников: Упражнение «Хвасталки» «Я..., мой

ребенок...» Каждый участник 3 позитивными прилагательными должен охарактеризовать

себя и своего ребенка. Группа отвечает участнику: «Мы рады за тебя!»

2. Упражнение «Перебежки»:

Встать и поменяться местами тем, у кого один ребенок.

Встать и поменяться местами тем, у кого хорошие отношения с детьми.

Встать и поменяться местами тем, кто часто играет с ребенком.

Встать и поменяться местами тем, кто читает книги о воспитании детей.

3. Работа в детско-родительской паре «Ласковые слова». Взрослый обращаясь к

ласковых

отвечает.

высказываются все пары по кругу.

4.Упражнение – игровой массаж «Шла по полю черепаха». Сначала его делают

мамы, а затем дети своим мамам.

Шла по полю черепаха

И кусала всех от страха.

Кусь – кусь – кусь – кусь,

Никого я не боюсь!

5. Игра-упражнение «Угадайте маму». В ходе упражнения развивается умение

детей выделять наиболее значимые, характерные качества родителя. При выполнении

упражнения

родители

непрозрачной

устанавливаемой ведущими. Дети описывают свою маму (папу), рассказывают, какие они.

Родители должны угадать, о ком рассказывают дети.

6. Приветствие по кругу на невербальном уровне: дети и взрослые под музыку

движутся по помещению, по сигналу «руки» – останавливаются и жмут друг другу руки,

«носики» – трутся носами, «лобики» – трутся лбами. В завершении «круг» – встают в круг

и произносят хором: «Руки вверх я подниму, здравствуйте, всем вам скажу!»

7. Поупражняться в восприятии своего ребенка путем тактильных ощущений

родители могут, выполняя упражнение «Угадай, чьи руки». Взрослые с завязанными

глазами по очереди садятся на стул и по рукам определяют своего ребенка.

8.Совместное рисование « Украсим рукавички». Родителю и ребенку выдается 2

заготовки «рукавичек» из бумаги и фломастеры, карандаши, краски, мелки. Инструкция:

«Сейчас вы договоритесь, какой материал будете использовать при выполнении задания, и

кто начнет первым рисовать.

Рукавички

получиться

одинаковыми,

попытайтесь договориться об этом».

После окончания процесса рисования семейные пары показывают и представляют

свою работу, отвечая на вопросы ведущих. Участники, наблюдающие за представлением,

высказывают

впечатления.

стимулируют

позитивный

психологически

поддерживают

выступающих.

9. Упражнение

«Марсианский

футбол», целью

которого

является

создание

ситуации сотрудничества и взаимодействия. Группа участников тренинга разбивается на

две футбольные команды. Игра проводится в просторном помещении, соответствующем

безопасности.

противоположных

помещения

оборудуются

«ворота». Вратарями становятся по одной паре «ребенок-родитель» из каждой команды.

Ведущие играют роль судей.

10. Прощание при свече: «Я хочу, чтобы пламя этой свечи уничтожило все ваши

печали и невзгоды, тепло этой свечи согрело ваши сердца и души, её свет озарил ваши

лица улыбкой и любовью» Д-р пара: «я тебя люблю». Пожелания участникам. А теперь

мысленно поблагодарим, друг друга за работу, вдохнем и дружно погасим свечу.

11. «Продолжи предложение». Отзыв о работе в тренинге

Мне понравилось ___________

Мне не понравилось ___________

Анна Соболева
Конспект детско-родительского тренинга «Как мы чувствуем друг друга»

Как мы чувствуем друг друга.

Цель тренинга – гармонизация эмоциональных связей в семье.

Задачи, решаемые в ходе тренинга:

эмоционально-телесное сближение родителя и ребенка;

обучить участников навыкам самовыражения чувств и эмоций;

формировать у каждого из участников тренинга чувства эмпатии;

формировать навыки эмоциональной поддержки у детей и родителей;

развитие навыков социального взаимодействия.

Приветствие.

"Здравствуйте!"

Приветствие по кругу с помощью любой части тела (рука, плечо, нос, щека и т. д)

Основная часть

Упражнение «Семья в виде домика» (Н. Б. Кедрова)

Материалы: листы бумаги, фломастеры, карандаши

Инструкция: «Нарисуйте домик, где каждый член семьи является какой-то его частью (т. е. кто-то - стены, кто-то крыша и так далее)

Обсуждение: затем каждый (по желанию) рассказывает про свой дом. Какие у него стены, из чего они? Какая крыша и так далее.

Примечание. После этого можно познакомить участников с краткой интерпретацией данного рисунка. Каждая деталь домика знакомит нас с семейной ролью членов семьи с т. з. автора рисунка.

Фундамент - это основание. Это человек, которому в семье тяжелее всего, на него все давят.

Стены - это несущая конструкция. На этом членесемьи держится весь дом.

Крыша - это ощущение безопасности.

Труба - забота, создание комфорта, уюта.

Дверь - регулятор контактов, но еще и возможность уйти в любой момент.

Окошки - это тот человек, ради которого и строится этот дом. Помните выражение «свет в окошке»? Оптимально, если на этом месте оказываются дети.

Упражнение “Найди свою маму”

Инструкция: детям завязываются платком глаза. Мамы участницы садятся на стульях в ряд. Дети по очереди, постепенно обходя ряд, на ощупь должны найти свою маму и встать за ней. Играют все участники. Обратное можно предложить родителям-с закрытыми глазами отыскать своего ребенка.

Упражнение “Слепой и поводырь”

Цель - эмоционально-телесное сближение ребенка и родителя.

Инструкция: это упражнение выполняется ребенком и родетелем совместно. Одному участнику завязывают глаза, другой ведет его на прогулку (например в лес по извилистой дорожке с преградами). Оба должны сохранять молчание.

Как только зазвучит музыка, “поводырь” бережно поведёт “слепого” вокруг препятствий и старается предоставить ему как можно больше опыта: прикосновение, запахи и т. д. Можно также подвести “слепого” к месту, где предметы издают запахи. Только ничего нельзя говорить при этом.

Когда через некоторое время музыка выключается, игроки меняются ролями. А когда возвращаются в круг, то рассказывают, что пережили во время прогулки.

Упражнение «Недетские запреты»

Мамы участницы садятся на стулья в центре круга. Дети говорят что им запрещают делать, – то, что участники чаще всего говорят своему ребенку. Мамы при этом лентой завязывают ту часть тела, которой касался запрет. Например: «Не кричи!» – завязывается рот, «Не бегай» – завязываются ноги и т. д.

После того как выскажутся все участники, сидящим предлагается встать. Так как они не смогут встать, то их нужно развязать. Для этого каждый участник подходит к ленте, которую завязал, и снимает запрет, то есть говорит, что делать можно. Таким образом, суть запрета остается. Например: «Не кричи – говори спокойно».

Рефлексия

Рефлексия участника, игравшего роль ребенка:

– Что вы чувствовали, когда «родители» сковывали, ограничивали вашу свободу?

– Ограничение движения какой части тела вы ощутили наиболее остро?

– Какие чувства были у вас, когда вам предложили встать?

– Что хотелось развязать в первую очередь?

–Легко ли найти слова, позволяющие переформулировать запрет?

– Что вы чувствуете сейчас?

Рефлексия участников, игравших роль взрослого:

– Какие чувства вы испытываете сейчас?

Ведущий: Известно, что готовых рецептов воспитания не существует. Как действовать взрослому в той или иной ситуации, решать только ему. Однако можно проиграть, как в театре, сложные ситуации, обсудить их и попытаться понять, что испытывает ребенок в том или ином случае.

У ребенка представления о мире еще не сформированы, а жизненный опыт ничтожно мал. Наша задача – задача взрослых людей, окружающих ребенка, – помочь ориентироваться в еще непонятном для него мире, объяснить, что опасно и непозволительно, а что допустимо и даже необходимо для малыша. Кто, если не взрослый, защитит ребенка, предостережет от опасностей и в то же время научит разбираться в бесконечных “нельзя“ и “можно“! Чтобы научить этому детей, родителям самим нужно отлично в этом разбираться.

Упражнение “Беседа одним карандашом”

Материал: листы бумаги формата А3, карандаши, фломастеры.

Участники делятся на пары, выбирают карандаш один на двоих по обоюдному согласию, берут лист бумаги, садятся отдельно и по знаку ведущего рисуют общий рисунок, взявшись за карандаш правыми руками. Затем необходимо подписать этот рисунок, выбрав вместе название.

Медитативная сказка. Т. Зинкевич-Евстигнеевой «Золотой шар» (о позитивных детско-родительских отношениях).

Цель - создание образа позитивных детско-родительских отношений: образы, принесенные через сказку могут стать впоследствии духовными ориентирами.

Упражнение «Комплимент»

Прощаемся по кругу, говоря комплимент рядом стоящему участнику

Публикации по теме:

Конспект детско-родительского досуга «Путешествие в детство» (дети 6–7 лет с ОНР) Задачи: Познавательные: развивать у детей и их родителей интерес и ценностное отношение к совместной деятельности. Коррекционно-развивающие:.

Конспект детско-родительского клуба «Мой папа самый лучший» "Мой папа самый лучший" Цели: Способствовать развитию и сплочению детско-родительских отношений, развивать преемственность работы детского.

МАМОЧКА МИЛАЯ, МАМОЧКА МОЯ! ЦЕЛЬ: Способствовать развитию и сплочению детско-родительских отношений, развивать преемственность работы.

Конспект детско-родительского образовательного проекта «Чудесное лукошко» для детей средней группы Вид проекта: творческий. Продолжительность: краткосрочный (недельный) Образовательная область: ознакомление с окружающим, развитие речи.

Конспект родительского собрания «Основы детско-родительских взаимоотношений» Цель: привлечение родителей в образовательное пространство детского сада, расширить знания о взаимоотношениях ребёнка и взрослых в условиях.

Конспект родительского собрания в виде тренинга «Особенности речи детей раннего периода» Конспект выступления на родительском собрании на тему: «Особенности развития речи детей раннего возраста» во второй группе раннего периода.

В этой книге я буду говорить вам правду, и называть вещи своими именами. Вы не свободны. Не свободны с рождения. Вы не свободны финансово, духовно, морально, сексуально, физически и умственно. Финансовая свобода достигается, когда душа перерастает свои детские капризы и становиться способна творить для людей. Бедные люди это рабы своих капризов. Духовная свобода – это активность духа. Свободный дух это всегда сочетание стремления к развитию и боли осознания. Человек со свободным духом ярко видит трагедию окружающих людей, и обречен жить среди них. Моральная свобода – это свобода вашего кодекса от давления окружающих. Она достигается, когда вам становиться безразлично мнение общества, которым вы окружены. Человек обладающей моральной свободой должен бросить вызов духу времени и победить. Сексуальная свобода – это умение получать свое удовольствие от секса вне зависимости от норм и предписаний общества, которым вы окружены. Эта свобода достигается, когда человек прекращает свою погоню за нравственными идолами и напоминает себе «кто в доме хозяин». Физическая свобода это здоровое тело, которое регулярно укрепляется.

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Методика Полного Освобождения (Юрий Вектор, 2014) предоставлен нашим книжным партнёром - компанией ЛитРес .

Мы чувствуем друг друга

В нашей Школе все участники могут чувствовать эмоциональное состояния друг друга. Повышенная чувствительность позволяет более быстро воспринимать передаваемую Наставником информацию.

За годы обучения в школе я не встречал ни одного человека с какими-то выдающимися способностями. Я говорю об экстрасенсорике. Что сделало меня отчасти скептиком относительно вообще возможности подобных сверхъестественных возможностях человека.

Зато я был свидетелем «чудес» воли и трудолюбия, окружавших меня людей, и видел плоды, которые давала их работа. В свое время я метался между практиками, дающими сверхъестественные возможности или работой, которая способствовала развитию в человеке силы воли и терпения. Благодаря Наставнику я выбрал второе, и честное слово ни разу об этом не пожалел.

Для того чтобы достигнуть высот в вашем деле вам понадобиться команда. Причем команда, состоящая из более одаренных и способных людей, чем вы. Чтобы команда была сплоченной, вам необходимо уметь слушать и слышать, что ваши партнеры пытаются до вас донести. Вот здесь вам пригодиться следующая техника.

Информация, которую считывает практик, может быть как личного характера так и, например, о состоянии здоровья, эмоциональном настрое и пр. Этой техникой я овладел за два месяца ежедневных тренировок.

Моральный вопрос о проникновении в чужую жизнь, который в начале волновал меня, со временем сошёл на нет. Объясню почему. Когда у вас в ходе практики появятся первые результаты, допустим, вы ясно осознаете, как думает о вас знакомый, больше применять технику без надобности не захочется. Будет ощущение, что нырнули с головой в унитаз.

Сами посмотрите на свои мысли в течение дня. Захотите в них очутиться внезапно без подготовки?

Техника применяется нами в Школе для осведомления, что с друг другом все в порядке. В своей личной жизни, в бизнесе я регулярно применяю ее, чтобы лучше почувствовать мотивы своих клиентов.

Этой технике Наставник Иван Егорович начал обучать меня у себя в квартире в центре Санкт-Петербурга, где часто собирались его ученики. Он попросил меня снять верхнюю одежду и встать прямо. Затем, под его руководством я тер ладони друг о дружку и параллельно объяснял себе, что могу слышать чувствовать или любым иным способом получать информацию о человеке с помощью спины. В это время он натер мне спину мазью, состав которой я напишу ниже.

Разогретыми пальцами я несколько раз провел по своей груди, пока не появились мурашки. Разница в ощущениях от разогретой спины и покрытой мурашками груди увлекла меня, и я стал визуализировать образы, изученные мною заранее.

В конце концов, я устал, однако сосредоточившись на Наставнике, почувствовал явное раздражение. Я сообщил ему об этом. Все, кто был в комнате, засмеялись, Иван Егорович сказал, что я сделал все верно.

Алгоритм развития чувствительности спины.

Несколько дней визуализируйте следующие образы по 5-10 минут каждый.


1. Вы стоите босыми ногами на мокрой влажной земле. Дует свежий ветер. От него вся кожа покрывается мурашками. Он заставляет ваше тело немного вибрировать. От земли пахнет прошлогодней травой и талым снегом. Воздух очень чист и наполнен кислородом. Дышать легко. За вашей спиной начинает прорастать пшеничный колос. Он быстро растет и достигает вашей поясницы. Колос медленно подымается вверх, касаясь волосками позвоночника, лопаток, макушки, от чего по голове начинают бегать мурашки.

2. Встаньте прямо и почувствуйте ваш позвоночник. Его основу, изгибы и окончание. Представьте, что он натягивается словно струна. Теперь вы в поле и вас окружают тысячи маленьких фей. Эти добрые создания периодически касаются вашего натянутого позвоночника, от чего тот начинает звучать и вибрировать. Каждое прикосновение создает новую неповторимую ноту. Вам хорошо от этой музыки. Это ваша музыка. Запомните несколько мотивов, которые родятся в вашем сознании.

3. Вы покрыты ледяной коркой. Не можете пошевелиться. Вдруг некий голос говорит вам заклинание, с помощью которого можно победить лед. Вы произносите его, и в вашей спине просыпается давно забытое чувство тепла. Вам так хорошо. Усильте тепло. Лед начинает таять. От ног и рук отламываются огромные куски льда, и с треском разбиваются об пол. Тепло нарастает. Из спины оно перетекает в грудь, руки и ноги. Поблагодарите свою спину за то, что она помогла вам выжить.


Визуализация у всех работает по-разному. Достаточным и хорошим условием будет, если вы заучите три данные выше практики и при их проработке у Вас будут возникать хоть какие-то отклики в спине. Если у вас сразу появляются мурашки и тепло, значит можно приступать к упражнению. Если ощущение тепла тусклое, можно помочь себе специальной мазью. Наставник рекомендовал смешивать одну столовую ложку меда и одну столовую ложку тертых кофейных зерен. Этой смесью он натирал нам спины в первый день практики, затем надобность в мази отпала.


1. Каждый день в любое время суток становитесь прямо и оголяйте торс.

2. Несколько секунд разогреваете ладони трением их друг о друга.

3. Повторяете по памяти три визуализации в любом порядке, параллельно с этим осознанно и не теряясь в фантазиях проговариваем: «Мой организм умеет видеть спиной. Он умеет слышать спиной и чувствовать спиной. Он всегда это умел. Моя спина способна почувствовать, о чем сейчас думает другой человек. У нее получается любым удобным способом».

4. Когда тепло в спине станет максимальным, начинайте водить тыльной стороной пальцев по груди и животу. Поглаживайте себя. Должны пробежать мурашки. При этом продолжаем удерживать в сознании образы визуализации и проговаривать про себя текст и п.3.

5. Когда контраст ощущений между жаром в спине и холодом на груди и животе станет максимальным, прекратите все визуализации и остановите ход мыслей. В эти секунды почувствуйте, как что-то внутри вас вибрирует, словно натянутая струна.

6. Усиливайте ощущение вибрации или просто сосредоточтесь на нем и подумайте о ком-то, вспомните человека.

7. У вас тут же измениться эмоциональное состояние. Возможно, появятся догадки или обрывки незаконченных мыслей. Это мысли человека, о котором вы подумали.

8. Поблагодарите себя.


Залог успеха – регулярность, спокойствие, пофигисткое отношение к результату, словно он и не нужен. Вы как на пробежке в лесу. И так понятно, что будет результат, и мышцы окрепнут, но вы об этом не думаете, а просто наслаждаетесь процессом.

На сороковой день всем практикующим удается полноценно ощутить своего родственника или близкого друга.

За неделю упражнение можно довести до автоматизма, тогда оно занимает не более 4–5 минут. Вначале рассчитывайте на 15–20 минут.

Предложенная техника обладает следующими положительными свойствами:


– по мере выполнения укрепляется воля человека

– улучшается сон

– снимается напряжение в мышцах спины

– укрепляется вера в свои силы