Конкурсное сочинение на тему «Юные герои нашего времени. «Невозможно всегда быть героем, но всегда можно оставаться человеком» (А.П.Чехов) (ЕГЭ обществознание) Но важнее - каким быть


Антон Павлович Чехов - русский писатель, создавший множество великолепных произведений. В своем высказывании автор поднимает проблему сохранения человечности. Кто же такой человек? Чем он отличается от героя?

Человек- биопсихосоциальное существо, умеющие мыслить, обладающее сознанием и членораздельной речью. Герой- это тоже человек, но обладающий исключительной смелостью и доблестью. Быть героем совсем неважно, важнее обладать другими качествами, такими как уважение, толерантность. это проблема мне кажется актуальной не только в наше время, но и в прошлое и в будущее времена.

В подтверждение высказывания можно привести пример того, как нынешняя молодежь совершает безнравственные поступки.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.


Молодые люди стремятся не отличаться от всех, не смотря на то с чем это связано. Тем самым они теряют свою индивидуальность, становясь маленькой крупинкой всего общества.

По телевизору показывали историю о том, как люди оказались в горящем доме. Вокруг было много посторонних взрослых людей, но на помощь решился только один человек - мальчик. Не каждый человек обладает социально-значимыми качествами, мальчик проявил себя не только как герой, но в первую очередь, как человек.

В заключении я прихожу к выводу, что А.П.Чехов абсолютно прав в своем суждении, в любой ситуации мы должны оставаться людьми, сохранять отзывчивость и не отступать от моральных ценностей.

Обновлено: 2018-03-11

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

  • «Природа не признает шуток; она всегда правдива, всегда серьезна, всегда строга; она всегда права; ошибки же и заблуждения исходят от людей». И.В.Гете

МБОУ Дединовская ШИСОО

Сочинение-рассуждение на тему

«А герои рядом…»

Ученицы 11 класса

Жуковой Алены

Учитель: Симакова Н.Н.

2016г.

А герои рядом ….

Невозможно всегда быть героем,

но всегда

Можно оставаться человеком.

Иоганн Гете.

Признается, наверное, каждый, что не однажды задумывался над вопросом: «Что такое героизм, кто такой герой?» Много мы слышим в последнее время о том, что герои «перевелись», остались лишь герои прошлых, военных, лет, так как нет войны – неоткуда взяться и героям. Активное обсуждение этого вопроса заставило меня вспомнить один случай и оспорить тех, кто считает, что герои бывают лишь на войне.

Однажды в городском парке мне пришлось услышать разговор мамы с сыном. Ребенок возился возле матери, потом вдруг спросил:

Мам, а герой – это кто?

Герой?.. Ну, это какой-нибудь необычный человек, совершающий подвиги, храбрый, мужественный, смелый. Чаще всего таких людей награждают медалями.

Меня съедало любопытство, что же побудило мальчика задать этот вопрос. Пренебрегая правилами приличия, я оглянулась: на скамейке сидела молодая женщина, на ее коленях лежала книга - М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени». «Понятно»,- подумала я, - наверное, недавно научился читать, решил блеснуть».

Но мальчик, на вид лет шести-семи, не унимался:

Получается, герои бывают только на войне?

Не только. Героем можно назвать любого человека, который совершил добрый, мужественный поступок и в мирное время.

Тогда мой друг Сашка тоже герой. Он залез на огро-о-омное дерево и помог спуститься маленькому котенку.

О да! Твой Сашка, несомненно, герой!! – съехидничала мать.

Жалко было его!.. Знаешь, как он мяукал?..

Кто? Сашка? – женщина громко расхохоталась, что заставило меня оглянуться второй раз – на ее лице я увидела самодовольство, оно словно говорило: «Вот как я умею шутить!»

Весело было всем. Как в анекдоте. Мама блистательно «срезала» детскую любознательность и желание расширить кругозор.

Это я все вспомнила сейчас, когда был затронут вопрос о смысле слова «герой», но уже тогда, когда я была маленькой девочкой, я поняла: мама говорила все правильно, но что-то было не так… Спустя годы стало ясно, ЧТО именно было не так и почему меня так сильно впечатлил этот диалог. Я очень хотела тогда, чтобы мать отнеслась к поступку друга своего сына серьезнее и сказала: «Я согласна, твой Сашка - самый настоящий герой! Не всякий отважится на спасение котенка».

А ведь ребенок прав! Мы привыкли называть героями людей, совершивших подвиг во имя Отечества. Чем не герой маленький храбрый человек Сашка, который, забыв про опасность и наказания отца не лазить по деревьям, совершает столь благородный поступок?? Несомненно, герой! Пусть ВО ИМЯ КОШКИ, пусть пока маленький. Именно из подобных Сашек вырастает настоящий героизм, так как он родом из детства.

По моему мнению, на понятие геройства нужно смотреть шире, ведь, если приглядеться, герои - рядом, но не все их могут увидеть, понять и оценить, как не оценила мама мальчика в парке, хотя утверждала, что героем может любой человек, совершивший добрый, мужественный поступок.

Так какими же качествами должен обладать герой? Безусловно, он должен владеть такими чертами, как честностью, храбростью, мужеством, чуткостью, мудростью, бескорыстием и, конечно, умением заботиться о близких, а иногда отдавать свою жизнь ради их спасения или благополучия, то есть всеми качествами высоконравственного человека.

Разве нельзя назвать героиней женщину-мать? Кто бросится спасать ребенка в первую очередь, в какую бы ситуацию он ни попал? Кто с самого рождения заботится о нем, оберегает от тревог и невзгод, ухаживает и воспитывает, забыв про усталость? Трудно представить, какой силой должен обладать слабый пол , неся на своих плечах все тяготы воспитания. Вспомните, что пережила страна в страшное утро 1 сентября 2004 года. В тот день большинство погибших были женщины. Мамы привели детей в школу в Беслане, мамы, не выдержав, бросались на террористов, мамы закрывали телами детей. И своих, и чужих. Самоотверженная материнская любовь – это не подвиг ли?? А сколько мучительных испытаний проходит Ниловна, героиня романа М. Горького «Мать»? Узнав о политической позиции сына Павла, Пелагея Ниловна из женщины-матери становится женщиной-борцом, способной на все, чтобы защитить сына и развить его дело. Она становится другом его идейных товарищей, принимает их взгляды, помогает во всем, при этом болезненно переживая опасность, угрожающую Павлу и его единомышленникам.

Герой… Часто мы его не замечаем, а он рядом, он везде.

Как-то я видела, как беспомощная бабушка стояла посреди шоссе, отчаянно озираясь на поток машин, мчавшихся с бешеной скоростью. Понятно дело, что переходила она дорогу в неположенном для пешеходов месте. Но откуда бабуле знать, где безопаснее и ближе пройти к больнице? Она была настолько напугана и растерянна, что мне невольно захотелось ей помочь. Вдруг одна машина резко затормозила, и водитель совершает совершенно не предсказуемое: разворачивает машину поперек дороги, преградив таким образом движение, выходит, берет ошеломленную бабушку под руку, переводит через дорогу и, раскланявшись другим водителям, мол, простите-извините, уезжает. Разве не геройство совершил этот чуткий водитель? Безусловно! Поразило другое: молодая женщина позади меня язвительно прошептала: «Ну, прямо герой…»

Вопрос, который мучает меня с тех пор: «Как зарождается в нас чувство героизма? Почему не у всех?». Значит кто-то забыл сказать той молодой женщине, как важно в мире добро, и «Мастера и Маргариту», где Иешуа проповедует добро и считает его истиной человечества, она не читала – не было у нее подобного жизненного урока на момент становления ее личности.

Размышления о геройстве привели меня к выводу: литература учит понимать нас, «что такое хорошо, и что такое плохо». В детстве мы подражаем персонажам сказок, в юном возрасте – героям художественных произведений писателей-классиков. Попробуй не восхищаться Наташей Ростовой, когда она освобождает подводы, нагруженные домашним ценным скарбом (хрусталем, книгами, коврами, дорогой одеждой и прочим) и отдает их раненым. Не только этот поступок заслуживает уважения читателей. Сколько мужества, выдержки и упорства требовалось героине, чтобы ухаживать за ранеными солдатами. Вся красота ее от того, что она выросла в атмосфере духовной чистоты, добра и взаимопонимания.

Место для под подвига есть всегда, в какое бы время мы ни жили. Примеров героизма можно привести тысячи. Не хочется верить, что современные люди так сильно измельчали, что в приоритете сейчас у всех материальные ценности, что не осталось больше истинных героев с широкой душой. Герои есть. Надо научить нас их видеть. Именно поэтому следует чаще поднимать вопрос о том, кто для нас является героем, кому нам подражать и считать идеалом человека. И конечно же, сформировать в ребенке все качества героя – это задача взрослых, ведь недаром сказал Антуан де Сент-Экзюпери: «Все мы родом из детства».

Я не знаю, каким вырос тот мальчик, которого я встретила с мамой в парке, но сдается мне, что мать, не придавшая значения отважному поступку Сашки, возможно, убила в своем ребенке умение увидеть подвиг и подражать такой смелости. Хочется верить, что мальчик остался верен своим убеждениям и по жизни пошел с твердой мыслью: «Сашка все-таки герой, и я БУДУ таким же!»

Разработка ЦБ № 202 им. Ю. Гагарина

«Герой. Кто он?»

Литературно-познавательная беседа

для детей младшего и среднего школьного возраста

«Невозможно всегда быть героем, но всегда можно оставаться человеком»

Иоганн Гете

1-й ведущий: Каждый народ на протяжении многовековой истории своей Родины превыше всего ценил вер-ность Отечеству, мужество и отвагу героев, борющихся за торжество добра и спра-ведливости. Представления об идеальном герое отразились в устном народ-ном твор-честве, сказах, легендах, былинах. Вспомните, например, сказочных зло-деев, древнегреческих героев, средневековых рыцарей или русских богатырей.(смотрим и комментируем иллюстрации (слайды 2-4), вспоминаем легенды и сказки) 2-й ведущий: В реальной жизни нагляднее всего героизм проявляется в экстремальных ситуациях или в тяжелые минуты испытаний, например, во время освободительных войн. Именно тогда на за-щиту своей Родины от вражеских захватчиков встают практически все... И зачастую даже ценой своей собст-венной жизни, люди стараются оградить близких (детей, отцов и матерей) от худшего…, их поступками движет чувство любви к родным, домашнему очагу и, конечно, чувство долга к своей стране - родине. Исторически запечатлеть подвиги освободителей для потомков помогает творче-ство писателей, художников, музыкантов...(вспомнить войну 1812 года, подвиги солдат в Великой Отечественной войне; зачитать отрывок из рас-сказа Л. Соболева "Батальон четверых" - см.: приложение, п.1, слайды 5-6) 1-й ведущий: Ребята, а правильно ли думать, что героизм проявляется только в боях и сражениях? Как вы считаете, есть ли место подвигу в мирной жизни?(высказывания ребят и чтение поэмы С.Я. Маршака "Рассказ о неизвестном герое" – см.: прило-же-ние, п.2, слайд 7) 2-й ведущий: Давайте поразмышляем, в чем же заключается смысл слова "героизм"?(дать ребятам возможность высказать свои суждения) (слайд 8) Обобщая все сказанное, можно подытожить: героизм – поступки, которые требуют от человека личных волевых качеств – мужество, стойкость, готовность к сопереживанию.Вместе: Давайте подумаем, какие качества присущи людям, совершающим героические поступки?(слайд 9, обсуждение черт характера человека, способного совершить подвиг; подве-дение ребят к мысли о том, что для героического поступка важна не физиче-ская сила и развитая мускулатура, а сила духа, убеждения, стойкость и т.д.) 1-й ведущий: В подтверждение наших рассуждений я прочитаю вам старинную шотландскую балладу Р.Л. Стивен-сона "Вересковый мед", которую перевел для нас С.Я. Маршак.(чтение и обсуждение произведения - см.: приложение, п.3, слайд 10) 2-й ведущий: В поэме старик–медовар говорит такие слова: "Не верил я в стойкость юных, не бреющих бо-роды", полагая, что молодым сложно устоять перед тяжелыми жизненными испытаниями. Хочется усомниться в этом высказывании и познакомить вас с героем замечательной повести Алана Маршалла "Я умею прыгать через лужи", в которой автор рассказывает о победе над своим физическим недугом. Дело в том, что герой повести, мальчик из Австралии (А.Маршалл), в возрасте шести лет переболел полиомиелитом и, к сожалению, а это было более ста лет тому назад, эту болезнь еще не умели лечить. Алан выжил, но больше не мог передвигаться без костылей и инвалидного кресла. Но самое главное, что он стойко и мужество боролся с превратностями судьбы, чтобы стать полноценным человеком. А целеустремленность Алана восхищает! Ему говорили: "Ты не можешь и не сможешь!", а он не смирялся с печальной участью калеки и дрался на палках со школьным недругом, спускался в кратер потухшего вулкана, учился плавать, ездить верхом... Преодоление себя породило в нем завидную стойкость и мужество. А знаете, кем стал мальчик, когда вырос? Бродячим репортером (а позже и писателем)! Он в фургоне и спе-циально приспособленной машине путешествовал по миру и своей жизнью и творчеством доказал, что безвыходные ситуации редки и силы человеческие не так уж малы, чтобы не выдержать ударов судьбы.(чтение отрывка из повести и поиск ответа на вопрос "Главные черты характера Алана Маршалла?" – см.: приложение, п.4, слайд 11) 1-й ведущий: Познакомимся еще с одной книгой, в которой много говорится о подви-гах и героических поступках. Книгу "Мой прадедушка, герои и я" написал замеча-тельный немецкий автор Д. Крюс, смыслом которой является выяснение во-проса, кто же является настоящим героем? Старик и мальчик рассказывают друг другу притчи, истории, сказки – и все они о героизме. Это очень мудрая книга о том, как научиться отличать подвиг от лихачества, хвастовства, бравады.(чтение и обсуждение отрывка из повести – см.: приложение, п.5, слайд 12) 2-й ведущий: Сегодня, рассказывая о разных событиях и людях, мы очень часто употребляли понятие «героизм» ("мужество", "отвага"). А зависит ли героизм от возраста человека или пола и, вообще, каким образом и из чего рождается это качество?(высказывания ребят) (слайд 13) Рождается героизм только при наличии у человека волевых качеств - мужества, стойкости, готовности к сопереживанию, а также чувства справедливости и доброго сердца. Вот эти люди – наши современники. 12 - летняя Ксюша Перфильева спасла тонущего семилетнего мальчика, оказала ему первую помощь, хотя сама только совсем недавно научилась плавать. 11 - летний Антон Чусов спас двух девочек, тонувших в пруду, по всем правилам профессио-нального спасателя, вспомнив фильм, который ребятам показывали в классе. 22 - летняя стюардесса Вика Зильберштейн не потеряла самообладания в загоревшемся при посадке самолете, в дыму и пламени добралась до запасного люка и не покинула го-рящий самолет, пока не спаслись, те, кто мог самостоятельно передвигаться. По словам очевидцев, она спасла около тридцати человек. 8 – летняя девочка Саша Егорова спасла трехлетнюю малышку во время обрушения крыши в московском аквапарке Трансвааль. Больше часа она удерживала девочку над водой, даже не замечая того, что у нее самой сломана рука. Эти люди совсем не силачи, у них нет накачанных мышц, но мы называем их героями за му-жество и благородное сердце.Вместе: А сейчас выберите, пожалуйста, то высказывание, которое, на ваш взгляд, наиболее точно от-ражает понятие героизма.(слайд 14, ребята читают и обсуждают цитаты, делают свой выбор и обосновывают его). И в заключение нашей встречи, хочется сказать вам, ребята, больше размышляйте, читайте. Очень хорошо, если книга станет вашим верным другом! Использованная литература:

    Соболев Л. С. Батальон четверых: рассказы и очерки / Л. С. Соболев, худ. А. Алексеев. - Л. : Дет. лит., 1988. - 127 с. : ил. - (Морская слава).

    Маршак С. Я. Рассказ о неизвестном герое / С.Я. Маршак. – М. : Дет. лит., 1989. - 20 с. : ил.

    Стивенсон Р. Л. Детский цветник стихов / Р. Л. Стивенсон. – М. : Октопус, 2011.- 159 с. : ил.

    Маршалл А. Я умею прыгать через лужи / А. Маршалл. - М. : ОГИ, 2003. - 372 с. - (Мы вместе). Крюс Дж. Мой прадедушка, герои и я / Дж. Крюс, пер. А. Исаевой, худ. Л. Нижний - М. : Дет. Лит., 1972. - 191 с. :ил. Ефремова Т. Ф. Современный толковый словарь русского языка в 3 т. / Т. Ф. Ефремова. – М. : АСТ, Астрель, Харвест, 2006. - 976 c. Философский энциклопедический словарь/ Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов - М.: Сов. Энциклопедия, 1983. - 840 с.

Электронные ресурсы:
    Лаборатория фантастики [Электронный ресурс]. – Электр. дан. - Режим доступа: /edition44650 свободный. – Загл. с экрана. Универсальная библиотека [Электронный ресурс]. – Электр. дан. - Режим доступа: /ARCHIVES/K/KRYUS_Djeyms/_Kryus_Dj..html свободный. – Загл. с экрана.. [Электронный ресурс] – Электр. дан. - Режим доступа: /alan-marshall/ свободный. – Загл. с экрана.

Приложение.

П.1. Отрывок из произведения Л. Соболева "Батальон четырех". Моряки ведут неравный бой – их всего пятеро, один тяжело ранен, а врагов сотни. Но упря-мая отвага, презрение к смерти, непоколебимая стойкость побеждают, и происходит невозможное – враг отступает! …Когда внезапно наступила тишина, они опомнились и осмотрелись: у Котикова пулей была пробита щека, у Перепелицы две пули сидели в ноге. Литовченко тоже был ранен. На перевязки ушли все фор-менки. Впереди, очевидно, были только свои. Моряки устроили Леонтьева в окопе поудобнее, при-несли ему воды, обмыли и напоили, положили возле него автомат и гранаты, найден-ные в окопе. Он смотрел на все эти заботы, слабо улыбаясь, и глаза его, полные слез, лучше всяких слов говорили о том, что было в его душе. Взгляд этот, вероятно, смутил Негребу, потому что он встал и сказал с излишней деловитостью: - Полежи тут, больше трясти не будем. Сейчас носилки пришлем. Идем своих искать. И они встали в рост - четыре человека в полосатых тельняшках, в черных бескозырках, ок-ровавленные, перевязанные обрывками форменок, но сильные и готовые снова проби-ваться сквозь сотни врагов. И, видимо, сами они поразились своей живучей силище. И Перепелица сказал: - Один моряк - моряк, два моряка - взвод, три моряка - рота... Сколько нас? Четверо?.. Ба-тальон, слушай мою команду: шагом... арш!П.2. Поэма С.Я. Маршака "Рассказ о неизвестном герое"
1. Ищут пожарные, ищет милиция, Ищут фотографы в нашей столице, Ищут давно, но не могут найти Парня какого-то лет двадцати. Среднего роста, плечистый и крепкий, Ходит он в белой футболке и кепке. Знак "ГТО" на груди у него. Больше не знают о нем ничего. Что натворил он, и в чем виноват? Вот что в народе о нем говорят. Ехал один гражданин по Москве -
Белая кепка на голове,-
Ехал весной на площадке трамвая,
Что-то под грохот колес напевая... Вдруг он увидел – напротив в окне
Мечется кто-то в дыму и огне. Много столпилось людей на панели.
Люди в тревоге под крышу смотрели:
Там из окошка сквозь огненный дым
Руки ребенок протягивал к ним
2. Даром минуты одной не теряя, Бросился парень с площадки трамвая Автомобилю наперерез И по трубе водосточной полез. Третий этаж, и четвертый, и пятый... Вот и последний, пожаром объятый. Черного дыма висит пелена. Рвется наружу огонь из окна. Надо еще подтянуться немножко. Парень слабея, дополз до окошка, Встал, задыхаясь в дыму на карниз,Девочку взял и спускается вниз Вот ухватился рукой за колонну.
Вот по карнизу шагнул он к балкону...
Еле стоит на карнизе нога,
А до балкона - четыре шага. Видели люди, смотревшие снизу,
Как осторожно он шел по карнизу.
Вот он прошел половину пути.
Надо еще половину пройти. Шаг. Остановка. Другой. Остановка.
Вот до балкона добрался он ловко.
Через железный барьер перелез,
Двери открыл - и в квартире исчез...
3. С дымом мешается облако пыли,
Мчатся пожарные автомобили,
Щелкают звонко, тревожно свистят.
Медные каски рядами блестят. Миг - и рассыпались медные каски.
Лестницы выросли быстро, как в сказке. Люди в брезенте - один за другим -
Лезут по лестницам в пламя и дым...Пламя сменяется чадом угарным.
Гонит насос водяную струю.
Женщина, плача, подходит к пожарным:
- Девочку, дочку спасите мою!
- Нет,- отвечают пожарные дружно,-
Девочка в здании не обнаружена.
Все этажи мы сейчас обошли,
Но никого до сих пор не нашли. Вдруг из ворот обгоревшего дома
Вышел один гражданин незнакомый.
Рыжий от ржавчины, весь в синяках,
Девочку крепко держал он в руках. Дочка заплакала, мать обнимая.
Парень вскочил на площадку трамвая,
Тенью мелькнул за вагонным стеклом,
Кепкой махнул и пропал за углом. Знак "ГТО" на груди у него
4. Ищут пожарные, ищет милиция, Ищут фотографы в нашей столице, Ищут давно, но не могут найти Парня какого-то лет двадцати. Среднего роста, плечистый и крепкий,Ходит он в белой футболке и кепке, Больше не знают о нем ничего. Многие парни плечисты и крепки, Многие носят футболки и кепки. Много в столице таких же значков. К славному подвигу каждый готов!
П. 3. Р. Л. Стивенсон Баллада "Вересковый мед"
1. Из вереска напиток Забыт давным-давно. А был он слаще меда, Пьянее, чем вино. В котлах его варили И пили всей семьей Малютки-медовары В пещерах под землей. Пришел король шотландский, Безжалостный к врагам, Погнал он бедных пиктов К скалистым берегам. На вересковом поле, На поле боевом Лежал живой на мертвом И мертвый - на живом.
2. Лето в стране настало, Вереск опять цветет, Но некому готовить Вересковый мед. В своих могилках тесных, В горах родной земли Малютки-медоварыПриют себе нашли Король по склону едет Над морем на коне, А рядом реют чайки С дорогой наравне. Король глядит угрюмо: "Опять в краю моем Цветет медвяный вереск, А меда мы не пьем!"
3. Но вот его вассалы Приметили двоих Последних медоваров, Оставшихся в живых. Вышли они из-под камня, Щурясь на белый свет,- Старый горбатый карлик И мальчик пятнадцати лет. К берегу моря крутому Их привели на допрос, Но ни один из пленных Слова не произнес. Сидел король шотландский, Не шевелясь, в седле А маленькие людиСтояли на земле
4. Гневно король промолвил: "Пытка обоих ждет, Если не скажете, черти, Как вы готовили мед!" Сын и отец молчали, Стоя у края скалы. Вереск звенел над ними, В море катились валы. И вдруг голосок раздался: "Слушай, шотландский король, Поговорить с тобою С глазу на глаз позволь! Старость боится смерти. Жизнь я изменой куплю, Выдам заветную тайну!" - Карлик сказал королю.
5. Голос его воробьиный Резко и четко звучал: "Тайну давно бы я выдал, Если бы сын не мешал! Мальчику жизни не жалко, Гибель ему нипочем... Мне продавать свою совесть Совестно будет при нем. Пускай его крепко свяжут И бросят в пучину вод - А я научу шотландцев Готовить старинный мед!.." Сильный шотландский воин Мальчика крепко связал И бросил в открытое море С прибрежных отвесных скал. Волны над ним сомкнулись. Замер последний крик... И эхом ему ответил С обрыва отец-старик: "Правду сказал я, шотландцы, От сына я ждал беды. Не верил я в стойкость юных, Не бреющих бороды. А мне костер не страшен. Пускай со мной умрет Моя святая тайна - Мой вересковый мед!"
П. 4. Чтение отрывка из повести А. Маршалла "Я умею прыгать через лужи!" Постепенно костыли сделались частицей моего существа. Руки у меня развились вне всяких пропор-ций с остальными частями тела, особенно крепкими и твердыми стали они под мышками. Кос-тыли мне больше не мешали, и я передвигался на них совершенно свободно. При ходьбе я применял различные «стили», которым давал названия аллюров. Я умел двигаться ша-гом, рысью, иноходью, галопом. Часто я падал и сильно расшибался, но постепенно научился при падении принимать такое положение, чтобы моя «плохая» нога от этого не пострадала. Все свои падения я разбил на определенные категории и, падая, знал заранее, будет это падение «удачным» или «неудачным». Если костыли скользили, когда я уже вынес тело вперед, то я па-дал на спину, и это был самый «неудачный» тип падения, потому что моя «плохая» нога под-вертывалась и оказывалась подо мной. Это было очень больно, и, падая таким образом, я, чтобы удержаться от слез, колотил руками по земле. Если же скользил только один костыль или я зацеплялся за камень или корень, то я падал вперед, на руки и никогда не ушибался. Как бы то ни было, я всегда ходил в синяках, шишках и царапинах, и каждый вечер заставал меня за лечением ушиба или увечья, полученного в течение дня. Но это меня не огорчало. Я воспринимал эти досадные неприятности как нечто неизбежное и естественное и никогда не связывал их с тем, что я калека, так как по-прежнему вовсе не считал себя калекой. Я всегда старался идти напрямик, срезал углы, искал самый короткий путь. Я шел напролом через колючие кусты, чтобы не сделать нескольких лишних шагов, обходя их; лез через забор, чтобы избежать небольшого крюка, хотя до калитки было рукой подать. Нормальный ребенок тратит свою избыточную энергию на всевозможные шалости: скачет, прыгает, кружится, идя по улице, подшибает ногой камешки. Я тоже испытывал эту потребность и, когда шел по дороге, давал себе волю и делал неуклюжие попытки прыгать и скакать, чтобы таким образом выразить хорошее настроение. Взрослые, видя эти неловкие усилия излить охватив-шую меня радость жизни, усматривали в них нечто глубоко трогательное и принимались гля-деть на меня с таким состраданием, что я тотчас же прекращал свои прыжки и, лишь когда они исчезали из виду, возвращался в свой счастливый мир, где не было места их грусти и их боли.П. 5. Отрывок из повести Д. Крюса "Мой прадедушка, герои и я" (пересказ и чтение) В Черногории, стране Черных гор, жил когда-то Блаже Брайович - мальчик с большими черными глазами. Из всех своих сверстников он один умел читать и писать - этому искусству обучил его по его просьбе местный священник. Другие мальчики его возраста мечтали поскорее отрас-тить усы и получить ружье в руки. Отец Блаже, Раде, - человек исполинского роста, плечи-стый и плотный, - которому пистолет и ружье были так же дороги, как курильщику трубка, называл своего сына ягненком. И частенько задавал себе вопрос: «Что же с ним будет, когда придут волки?». Волками он называл таких же черногорцев, как и он, - мужчин из рода, с ко-торым его собственный род находился в постоянной вражде. Мужчины одного рода убивали мужчин другого рода из мести, за убийства, совершенные раньше. Мстить женщинам и детям считалось позором - только убийство мужчины давало право считать, что убитый отмщен. И мужчины гибли один за другим. Распря продолжалась, и не было никакой надежды, что она когда-нибудь кончится. И Блаже с ужасом думал о том, что, наверно, наступит день, когда ему придется убить ножом или застре-лить из ружья маленького Иво из рода Брайовичей, с которым раньше они часто ловили вместе в ручье форелей. Эта карусель мести его не привлекала. И потому никто не был так счастлив, как он, когда отец в один прекрасный день объявил, что в следующую пятницу Джурановичи и Брайовичи соберутся на лугу для переговоров о прекра-щении распри.- Как же это случилось, отец? - спросил Блаже, покраснев от радости и волне-ния - Я только посчитал, сколько мужчин еще осталось у нас и сколько у Джурановичей. И понял, что, если не прекратится кровавая распря, оба наши рода скоро вымрут. Поэтому нам нужно отка-заться от мести и заключить мир, хотим мы этого или не хотим. В пятницу мы все соберемся для переговоров. Ты поведешь моего коня.- Хорошо, отец, - ответил Блаже и опять покрас-нел от радости. Переговоры велись на лугу под крутой скалой. Был полдень..Солнце стояло высоко. Воздух был сух и горяч. Согласно обычаю, сюда явились все: женщины - в черном, дети - в белом, муж-чины - в ярких костюмах и красных жилетах; у некоторых за цветной пояс было заткнуто по два пистолета. Каждая семья соблюдала порядок, предписанный обычаем: глава семьи ехал верхом, старший сын вел коня под уздцы, остальные члены семьи шли пешком вслед за конем. Черного жеребца, на котором сидел его отец вел под уздцы Блаже. Ловко спрыгнув с коня, не-смотря на свои пятьдесят с лишним лет, Раде сел на большой камень. Даже теперь он казался выше всех из своего рода. Время для перемирия было неблагоприятным - оба рода еще опла-кивали убитых. Слишком свежа была еще боль и печаль, а переговоры требовали благоразумия и выдержки. С трудом подавляемая ненависть против убийц могла вспыхнуть каждую секунду. Но Раде, отец Блаже, поборов свой собственный гнев, держал в узде и других. Когда стенания об убитых отцах, мужьях и братьях начали становиться громче, когда оба рода стали обвинять убийц и перечислять погибших, он поднял вверх руку и, дав замолчать и тем и другим, крик-нул:- Мы собрались здесь не для того, чтобы считать мертвых и распалять свой гнев! Мы со-брались, чтобы оба наши рода не зачахли, как трава в засуху. Оглянитесь вокруг! Сколько здесь жен без мужей! Сколько детей без отцов! И у вас и у нас хватит оружия и найдутся еще храб-рецы, у которых не дрогнет рука, чтобы и всех остальных женщин сделать вдовами, а детей - сиротами. Мы хотим заключить мир не из страха и не из слабости, а по здравому размышле-нию. Если прошлое одержит здесь над нами победу и мы заговорим друг с другом не словами, а свинцом, не видать нашим родам будущего! Наши семьи вымрут, и от каждого рода останутся лишь горькие вдовы, проклинающие своих мужей! Блаже не сводил глаз с отца. Он никогда еще не слышал, чтобы тот так говорил. Ему казалось, будто отец, удар за ударом, разбивает тя-желую цепь, которой все они скованы. Многие из собравшихся были благодарны Раде за его речь. И когда он, широко разведя руками, обратился и к тому и к другому роду с призывом: «Кто за мир, встаньте!» - они тут же вскочили на ноги, а за ними поднялись и все остальные. Так стояли рядом Джурановичи и Брайовичи - словно несжатое поле раскинулось под ска-лой.- Да будет мир! - провозгласил Раде, подняв руки. Но не успел он еще их опустить, как старая Анджа из рода Джурановичей, мать последнего убитого, крикнула:- Нет! Не будет мира, пока не отмщен мой сын! Я знаю его убийцу. Вот он стоит! И, встав во весь рост, она указала рукой на молодого человека из рода Брайовичей. Затем она снова опустилась на землю и крикнула своему сыну:- Только трус не мстит за своего брата! Все стояли еще, словно застыв после этого выкрика, когда сын Анджи выхватил пистолет из-за пояса и, почти не целясь, спустил курок. На звук выстрела скала ответила эхом. Но рев толпы заглушил его. Мужчины схватились за револьверы, дети заплакали, женщины ловили руки му-жей, пытаясь помешать им стрелять. Еще мгновение, и завоеванный с таким трудом мир снова превратился бы в кровавую распрю, если бы Раде, подняв руки вверх, не прокричал, обращаясь к своим:- Кого ранило? И наступила тишина - все ждали ответа. Но никто не отвечал. Стало так тихо, что можно было расслышать доносившееся издалека блеяние козы. Тогда Раде обра-тился к Джурановичам:- Если бы пуля попала в кого-нибудь из наших, ты лишилась бы и младшего сына, Анджа. Ты хочешь, чтоб это продолжалось и тебе никогда не пришлось бы петь песен над колыбелью внука? Ты хочешь помереть, не оставив потомства, быть трухлявым деревом, на котором уже не распустится ни один листок? Твой сын не трус. Мы все это знаем. Ты велела ему продолжать войну, и он выстрелил. Теперь прикажи ему заключить мир. Вста-вай! Женщина медленно поднялась с земли. Лицо ее было замкнуто, губы плотно сжаты, глаза с недоверием шарили по примолкшей толпе. Она не проронила ни слова. Но она встала. Самая последняя. И тогда Раде опять повторил, обращаясь ко всем:- Да будет мир! Мир был заклю-чен. Многие снова сели на землю, другие все еще стояли, продолжая разговаривать. Некоторые даже, отделившись от своих, медленно двинулись в сторону недавних противников. Старая Анджа первая покинула луг, не сказав ни слова своему сыну. Вскоре за ней последовали и дру-гие, чтобы еще раз обсудить за бутылкой вина события этого дня. Семьи, в которых еще были живы отцы, согласно обычаю, уходили с луга целой процессией: впереди глава семьи верхом на коне, которого ведет под уздцы старший сын, следом за ними, пешком, все домочадцы. В таком же порядке собирался тронуться в путь со своей семьей и Раде. Он велел своему сыну Блаже взять под уздцы коня, но тот ответил:- Я не могу, отец. Придется тебе посадить меня в седло.- Что-о? - поразился Раде. И только теперь он взглянул на сына, сидевшего на траве. Тот был очень бледен и, как-то странно согнувшись, наклонился вперед.- Что с тобой? Тебе дурно? - нетерпеливо спросил отец. Этот крепкий, здоровый человек никогда не болел сам и не признавал никаких болезней у других. Но мальчик и в самом деле выглядел плохо. В лице его не было ни кровинки, глаза блестели.- Что с тобой? - повторил Раде уже не так резко. Он даже нагнулся и положил сыну руку на лоб. Лоб его горел. Блаже лихорадило. Теперь Раде за-беспокоился.- Что случилось? - спросил он в третий раз. Тогда его сын приподнял немного край белого гуня, и Раде увидел, что мальчик зажимает рукой рану. Его пальцы и рубашка были в крови. Раде выпрямился и, с изумлением глядя на сына, спросил:- Ты ранен?- Да, - отве-тил Блаже. - В меня попало. - И, опустив край гуня, добавил: - Но никто не заметил. И ни-кому не говори. Увези меня отсюда. Военный врач из Подгорицы быстро меня вылечит. Отец в растерянности смотрел на сына, сгорбившегося в траве. У него было смутное чувство, что этот мальчик - герой. Но героев, которые страдают и молчат, он никогда еще не видел..- Почему ты не сказал об этом раньше? - сурово спросил он.- Тогда бы не было мира, отец. Раде вдруг заметил, что мальчик тяжело дышит и вот-вот потеряет сознание от боли. И он понял, что врач сейчас важнее, чем честь, гнев, месть и все долгие разговоры. Не говоря ни слова, он поднял Блаже, посадил его на своего коня и спросил:- Ты можешь держаться одной рукой? Блаже кивнул. Тогда Раде позвал женщин, разговаривавших неподалеку от них с соседками, и сказал им:- Пошли! Последите за мальчиком. Ему срочно нужен врач. И прежде чем женщины ус-пели задать ему хоть один вопрос, он взял коня под уздцы и повел его через луг к дороге. Все, кто еще не успел разойтись, с удивлением смотрели на невиданную картину: глава семьи, чело-век огромного роста, воинственный и гордый, вел под уздцы коня, на котором сидел верхом его сын, безусый мальчишка. Какой-то шутник из рода Джурановичей крикнул им вслед:- Ты что думаешь, Раде, раз мир, так ягнята впереди стада идут? Не останавливаясь и не поворачивая го-ловы, Раде ответил:- Этот ягненок заплатил за ваш мир своей кровью, Джуранович! Сын Анджи ранил его, а он и не пикнул, чтобы не нарушить этот мир! Теперь, узнав, что случилось, мать и сестры Блаже громко заплакали. Мужчины, стоявшие вокруг, с изумлением и уважением смотрели на мальчика в седле. И когда старый пастух снял перед ним шапку, все последовали его примеру.

Герой нашего времени.
«Невозможно всегда быть героем,
но всегда можно оставаться человеком»
И. Гёте

Говоря о героях любого времени, необходимо выяснить, кого называют героем. Обратимся к словарям. « Герой – тот, кто привлёк к себе внимание. Чаще всего тот, кто вызывает восхищение» - по словарю Ожигова. «Герой – человек, который совершил подвиг, готов к самопожертвованию» - читаем в словаре Ефремовой Т. Ф. «Герой – человек, воплощающий в себе черты эпохи, среды», - высказывание из словаря Шведовой Н. Ю. Определения данного понятия разные, но все они подчёркивают особенность главного персонажа и в то же время человека своей эпохи.

Начало ХХI века – сложная веха в судьбе нашей Родины. Формирование государственности, утверждение новых ценностей в стране, ответы на вызовы времени: война в Чеченской республике, борьба с террористическими бандформированиями - всё это порождает своих героев и антигероев. А ведь мне, как и очень многим моим сверстникам, хочется верить, что наше поколение способно рождать героев, людей, на которых можно и нужно равняться. Да и примеров этому немало.

Басурманов Сергей Анатольевич - старший помощник начальника штаба бригады Внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации по разведке, майор. Воевал в Дагестане с вторгшимися туда террористами. 12 часов отряд, под его руководством, держал оборону. Командир во время боя был на самых опасных участках, получил ранение в голову. Спасти его не удалось. Указом Президента Российской Федерации от 25 сентября 1999 года за мужество и героизм, проявленные в ходе контртеррористической операции на Северном Кавказе, майору Басурманову Сергею Анатольевичу посмертно присвоено звание Героя Российской Федерации.

Русский офицер – герой. Он мог бы не идти в тот бой, у него начался отпуск, заболела дочь, его ждали дома. Но нельзя было бросить женщин, детей, стариков дагестанской деревушки. Можно было во время боя руководить солдатами из укрытия. Но нельзя оставить товарищей против превосходящего по силам противника. Надо помочь, быть там, где больше всего ты нужен людям. Такое поведение вызывает восхищение, привлекает особое внимание у молодёжи, старшего поколения.

Майор Басурманов умело руководил боем, находясь на самых опасных участках, воодушевляя подчиненных личным примером. Но осколок мины предательски вывел Сергея Анатольевича из сражения. Рискуя жизнью, подчиненные вынесли командира из-под огня, но было поздно. От тяжелого ранения он скончался на руках бойцов... Это самопожертвование ради солдатской жизни, жизней чужих людей из глухого горного селения. Способность не проходить мимо чужого горя, быть верным присяге, данной Родине, не прятаться за чужой спиной – это черты многих современных российских офицеров, которые прошли через «горячие точки» на карте современной русской истории. О них слагают песни и стихи, чтобы их деяния, их отношение к жизни осталось в памяти потомков, чтобы будущие и современные молодые россияне всей своей жизнью равнялись на них. Значит, в их жизни, поступках, прослеживаются черты эпохи.

Совсем недавно имя Сергея Солнечникова стало известно всей стране. Погиб геройски, накрыв собой боевую гранату. Этим действием он спас жизни десятков солдат. Был ли у него выбор? Наверное, был. Хотел ли он жить? Конечно, раз планировал жениться. Он сам выбрал правильный на тот момент для него шаг. Имя его увековечится теперь в названии улицы города Благовещенска. Преклоняюсь перед его подвигом. Не хочется только, чтобы о таких людях узнавали лишь после их смерти. В то же время их действия помогают молодым иногда задуматься над выбором пути.

С.А. Басурманов и С.А. Солнечников- вот они, герои моего времени, люди, на которых я и мои сверстники будут равняться. И такие случаи не единичны. Времена не выбирают, но как бы ни складывалась жизнь обычного человека, нужно помнить о том, что есть ценности, которым нет цены: верность Родине, любовь, дружба, мужество. Они востребованы всегда. Об этом нужно помнить. И есть правда в том, что герои и в наше время есть.

Разработка ЦБ № 000 им. Ю. Гагарина

«Герой. Кто он?»

Литературно-познавательная беседа

Третий этаж, и четвертый, и пятый...

Вот и последний, пожаром объятый.

Черного дыма висит пелена.

Рвется наружу огонь из окна.

Надо еще подтянуться немножко.

Парень слабея, дополз до окошка,

Встал, задыхаясь в дыму на карниз,

Девочку взял и спускается вниз

П. 4. Чтение отрывка из повести А. Маршалла

"Я умею прыгать через лужи!"

Постепенно костыли сделались частицей моего существа. Руки у меня развились вне всяких пропор­ций с остальными частями тела, особенно крепкими и твердыми стали они под мышками. Кос­тыли мне больше не мешали, и я передвигался на них совершенно свободно.

При ходьбе я применял различные «стили», которым давал названия аллюров. Я умел двигаться ша­гом, рысью, иноходью, галопом. Часто я падал и сильно расшибался, но постепенно научился при падении принимать такое положение, чтобы моя «плохая» нога от этого не пострадала. Все свои падения я разбил на определенные категории и, падая, знал заранее, будет это падение «удачным» или «неудачным». Если костыли скользили, когда я уже вынес тело вперед, то я па­дал на спину, и это был самый «неудачный» тип падения, потому что моя «плохая» нога под­вертывалась и оказывалась подо мной. Это было очень больно, и, падая таким образом, я, чтобы удержаться от слез, колотил руками по земле.

Если же скользил только один костыль или я зацеплялся за камень или корень, то я падал вперед, на руки и никогда не ушибался.

Как бы то ни было, я всегда ходил в синяках, шишках и царапинах, и каждый вечер заставал меня за лечением ушиба или увечья, полученного в течение дня.

Но это меня не огорчало. Я воспринимал эти досадные неприятности как нечто неизбежное и естественное и никогда не связывал их с тем, что я калека, так как по-прежнему вовсе не считал себя калекой.

Я всегда старался идти напрямик, срезал углы, искал самый короткий путь. Я шел напролом через колючие кусты, чтобы не сделать нескольких лишних шагов, обходя их; лез через забор, чтобы избежать небольшого крюка, хотя до калитки было рукой подать.

Нормальный ребенок тратит свою избыточную энергию на всевозможные шалости: скачет, прыгает, кружится, идя по улице, подшибает ногой камешки. Я тоже испытывал эту потребность и, когда шел по дороге, давал себе волю и делал неуклюжие попытки прыгать и скакать, чтобы таким образом выразить хорошее настроение. Взрослые, видя эти неловкие усилия излить охватив­шую меня радость жизни, усматривали в них нечто глубоко трогательное и принимались гля­деть на меня с таким состраданием, что я тотчас же прекращал свои прыжки и, лишь когда они исчезали из виду, возвращался в свой счастливый мир, где не было места их грусти и их боли.

П. 5. Отрывок из повести Д. Крюса "Мой прадедушка, герои и я"

(пересказ и чтение)

В Черногории, стране Черных гор, жил когда-то Блаже Брайович - мальчик с большими черными глазами. Из всех своих сверстников он один умел читать и писать - этому искусству обучил его по его просьбе местный священник. Другие мальчики его возраста мечтали поскорее отрас­тить усы и получить ружье в руки. Отец Блаже, Раде, - человек исполинского роста, плечи­стый и плотный, - которому пистолет и ружье были так же дороги, как курильщику трубка, называл своего сына ягненком. И частенько задавал себе вопрос: «Что же с ним будет, когда придут волки?». Волками он называл таких же черногорцев, как и он, - мужчин из рода, с ко­торым его собственный род находился в постоянной вражде. Мужчины одного рода убивали мужчин другого рода из мести, за убийства, совершенные раньше. Мстить женщинам и детям считалось позором - только убийство мужчины давало право считать, что убитый отмщен. И мужчины гибли один за другим.

Распря продолжалась, и не было никакой надежды, что она когда-нибудь кончится. И Блаже с ужасом думал о том, что, наверно, наступит день, когда ему придется убить ножом или застре­лить из ружья маленького Иво из рода Брайовичей, с которым раньше они часто ловили вместе в ручье форелей. Эта карусель мести его не привлекала.

И потому никто не был так счастлив, как он, когда отец в один прекрасный день объявил, что в следующую пятницу Джурановичи и Брайовичи соберутся на лугу для переговоров о прекра­щении распри.- Как же это случилось, отец? - спросил Блаже, покраснев от радости и волне­ния

Я только посчитал, сколько мужчин еще осталось у нас и сколько у Джурановичей. И понял, что, если не прекратится кровавая распря, оба наши рода скоро вымрут. Поэтому нам нужно отка­заться от мести и заключить мир, хотим мы этого или не хотим. В пятницу мы все соберемся для переговоров. Ты поведешь моего коня.- Хорошо, отец, - ответил Блаже и опять покрас­нел от радости.

Переговоры велись на лугу под крутой скалой. Был полдень..Солнце стояло высоко. Воздух был сух и горяч. Согласно обычаю, сюда явились все: женщины - в черном, дети - в белом, муж­чины - в ярких костюмах и красных жилетах; у некоторых за цветной пояс было заткнуто по два пистолета. Каждая семья соблюдала порядок, предписанный обычаем: глава семьи ехал верхом, старший сын вел коня под уздцы, остальные члены семьи шли пешком вслед за конем. Черного жеребца, на котором сидел его отец вел под уздцы Блаже. Ловко спрыгнув с коня, не­смотря на свои пятьдесят с лишним лет, Раде сел на большой камень. Даже теперь он казался выше всех из своего рода. Время для перемирия было неблагоприятным - оба рода еще опла­кивали убитых. Слишком свежа была еще боль и печаль, а переговоры требовали благоразумия и выдержки. С трудом подавляемая ненависть против убийц могла вспыхнуть каждую секунду. Но Раде, отец Блаже, поборов свой собственный гнев, держал в узде и других. Когда стенания об убитых отцах, мужьях и братьях начали становиться громче, когда оба рода стали обвинять убийц и перечислять погибших, он поднял вверх руку и, дав замолчать и тем и другим, крик­нул:- Мы собрались здесь не для того, чтобы считать мертвых и распалять свой гнев! Мы со­брались, чтобы оба наши рода не зачахли, как трава в засуху. Оглянитесь вокруг! Сколько здесь жен без мужей! Сколько детей без отцов! И у вас и у нас хватит оружия и найдутся еще храб­рецы, у которых не дрогнет рука, чтобы и всех остальных женщин сделать вдовами, а детей - сиротами. Мы хотим заключить мир не из страха и не из слабости, а по здравому размышле­нию. Если прошлое одержит здесь над нами победу и мы заговорим друг с другом не словами, а свинцом, не видать нашим родам будущего! Наши семьи вымрут, и от каждого рода останутся лишь горькие вдовы, проклинающие своих мужей! Блаже не сводил глаз с отца. Он никогда еще не слышал, чтобы тот так говорил. Ему казалось, будто отец, удар за ударом, разбивает тя­желую цепь, которой все они скованы. Многие из собравшихся были благодарны Раде за его речь. И когда он, широко разведя руками, обратился и к тому и к другому роду с призывом: «Кто за мир, встаньте!» - они тут же вскочили на ноги, а за ними поднялись и все остальные. Так стояли рядом Джурановичи и Брайовичи - словно несжатое поле раскинулось под ска­лой.- Да будет мир! - провозгласил Раде, подняв руки.